Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОННОГО БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.'

СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОННОГО БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иран / шах / оппозиционное буржуазно-националистическое движение / правительство шаха / интеллигенция / духовенство / реформы / Iran / the Shah / the opposition bourgeois nationalist movement / the Shah's government / intellectuals / clergy / reforms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна

В статье освещается проблема возникновения и распространения в Иране оппозиционного буржуазно-националистического движения в конце XIX – начале XX вв., оформившегося в сложных условиях феодально-монархической структуры иранского общества и сильной колониальной зависимости от европейских держав, однако оказавшего огромное влияние не только на народные массы, но и на сословие духовенства. Показано, то известный иранский просветитель, политический деятель и публицист, борец за независимость страны от иностранных колонизаторов Мирза Мальком-хан, проводивший большую просветительскую работу среди иранцев, снискал глубокое уважение и почет не только в кругах передовой интеллигенции, но и всего народа Ирана. Он издавал газету «Канун», через которую вел критику шахского режима и его политику уступок иностранцам, развернул активную пропаганду за установление конституционной монархии и введение парламента. При содействии и участии прогрессивной интеллигенции и иранских буржуазных просветителей в 1890 г. в Тегеране было создано тайное общество «Адамийат», организованное по образцу масонских лож. В конце XIX – начале XX вв. во многих городах Ирана, в том числе Исфахане, Тебризе, Кермане и в других городах стали появляться тайные организации «Кетабханейе мелли», «Энджомийе мелли», «Энджомийе махфи» и др., проводившие большую просветительскую работу, направленную против шахского режима и его правительства. Борьба иранского народа при поддержке буржуазной национальной интеллигенции, политических деятелей и прогрессивной части иранского духовенства против шахского режима привела к социальному взрыву в обществе и Конституционной революции в Иране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE OPPOSITION BOURGEOIS-NATIONALIST MOVEMENT IN IRAN ON THE EVE OF THE FIRST CONSTITUTIONAL REVOLUTION IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES

The article highlights the problem of the emergence and spread of the oppositional bourgeois nationalist movement in Iran in the late XIX early XX centuries, which was formed in difficult conditions of the feudal–monarchical structure of Iranian society and strong colonial dependence on European powers, which had a huge impact not only on the masses, but also on the clergy of the country. Mirza Malkom Khan, a well-known Iranian educator, politician and publicist, a fighter for the country's independence from foreign colonialists, carried out extensive educational work among Iranians, gained deep respect and honor not only from the advanced intelligentsia of Iran and the entire people of the country. He published the newspaper Kanun, through which he criticized the Shah's regime and its policy of concessions to foreigners, launched active propaganda for the establishment of a constitutional monarchy and the introduction of parliament in Iran. With his assistance and the participation of progressive intellectuals and Iranian bourgeois enlighteners, in 1890 a secret society "Adamiyat" was established in Tehran, organized on the model of Masonic lodges. In the late XIX – early XX centuries, secret organizations began to appear in many cities of Iran, including Isfahan, Tabriz, Kerman and other cities, such as Ketabhaneyeh Melli, Engomiye Melli, Engomiye mahfi, etc. who carried out extensive educational work directed against the Shah's regime and his government. The struggle of the Iranian people with the support of the bourgeois national intelligentsia, politicians and the progressive part of the Iranian clergy against the Shah's regime led to a social explosion in society, which led to a Constitutional Revolution in Iran.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОННОГО БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

11. The Bombay Gazette. - 1910. - 28 February.

12. The Bombay Gazette. - 1910. - 26 November.

13. Rodrigues M. Batting for the Empire: A Political Biography of Ranjitsinhji. New Delhi: Penguin Books, 2003.

14. Natwar Singh K. The Magnificent Maharaja: The Life and Times of Bhupindar Singh of Patiala, 1891-1938. - New Delhi: Rupa, 2000.

15. The Times of India. - 1911. - 5 May.

16. The Madras Mail. - 1911. - 21 June.

17. The Bombay Gazette. - 1911. - 2 October.

18. The Hindi Patriot. - 1911. - 8 September.

19. The Times of India. - 1911. - 23 June.

СИМОНОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Воронежской государственной академии спорта (ksimonov76@mail.ru). КУЛИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Воронежской государственной академии спорта (takt21@yandex.ru).

SIMONOV, KONSTANTIN V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Academy of Sports (ksimonov76@mail.ru).

KULIKOVA, TATYANA A. - Ph.D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Academy of Sports (takt21 @yandex.ru).

УДК 94(55):323.1«189/191» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-83-88

МУСАЕВА С.И.

СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОННОГО БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Ключевые слова: Иран, шах, оппозиционное буржуазно-националистическое движение, правительство шаха, интеллигенция, духовенство, реформы.

В статье освещается проблема возникновения и распространения в Иране оппозиционного буржуазно-националистического движения в конце XIX - начале XX вв., оформившегося в сложных условиях феодально-монархической структуры иранского общества и сильной колониальной зависимости от европейских держав, однако оказавшего огромное влияние не только на народные массы, но и на сословие духовенства. Показано, то известный иранский просветитель, политический деятель и публицист, борец за независимость страны от иностранных колонизаторов Мирза Мальком-хан, проводивший большую просветительскую работу среди иранцев, снискал глубокое уважение и почет не только в кругах передовой интеллигенции, но и всего народа Ирана. Он издавал газету «Канун», через которую вел критику шахского режима и его политику уступок иностранцам, развернул активную пропаганду за установление конституционной монархии и введение парламента. При содействии и участии прогрессивной интеллигенции и иранских буржуазных просветителей в 1890 г. в Тегеране было создано тайное общество «Адамийат», организованное по образцу масонских лож. В конце XIX - начале XX вв. во многих городах Ирана, в том числе Исфахане, Тебризе, Кермане и в других городах стали появляться тайные организации - «Кетабханейе мелли», «Энджомийе мелли», «Энджомийе махфи» и др., проводившие большую просветительскую работу, направленную против шахского режима и его правительства. Борьба иранского народа при поддержке буржуазной национальной интеллигенции, политических деятелей и прогрессивной части иранского духовенства против шахского режима привела к социальному взрыву в обществе и Конституционной революции в Иране.

MUSAEVA, S.I.

THE FORMATION OF THE OPPOSITION BOURGEOIS-NATIONALIST MOVEMENT IN IRAN ON THE EVE OF THE FIRST CONSTITUTIONAL REVOLUTION IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Key words: Iran, the Shah, the opposition bourgeois nationalist movement, the Shah's government, intellectuals, clergy, reforms.

The article highlights the problem of the emergence and spread of the oppositional bourgeois nationalist movement in Iran in the late XIX - early XX centuries, which was formed in difficult conditions of the feudal-monarchical structure of Iranian society and strong colonial dependence on European powers, which had a huge impact not only on the masses, but also on the clergy of the country. Mirza Malkom Khan, a well-known Iranian educator, politician and publicist, a fighter for the country's independence from foreign colonialists, carried out extensive educational work among Iranians, gained deep respect and honor not only from the advanced intelligentsia of Iran and the entire people of the country. He published the newspaper Kanun, through which he criticized the Shah's regime and its policy of concessions to foreigners, launched active propaganda for the establishment of a constitutional monarchy and the introduction of parliament in Iran. With his assistance and the participation of progressive intellectuals and Iranian bourgeois enlighteners, in 1890 a secret society "Adamiyat" was established in Tehran, organized on the model of Masonic lodges. In the late XIX - early XX centuries, secret organizations began to appear in many cities of Iran, including Isfahan, Tabriz, Kerman and other cities, such as Ketabhaneyeh Melli, Engomiye Melli, Engomiye mahfi, etc. who carried out extensive educational work directed against the Shah's regime and his government. The struggle of the Iranian people with the support of the bourgeois national intelligentsia, politicians and the progressive part of the Iranian clergy against the Shah's regime led to a social explosion in society, which led to a Constitutional Revolution in Iran.

Еще в начале XIX в. Персия (Иран) оказалась в сфере пристального внимания колониальных европейских держав. Во второй половине XIX в. в Иране, так же, как и во многих других странах мира, наблюдался процесс постепенного «мирного» проникновения иностранцев и иностранного капитала. Начался процесс перерастания капитализма в империализм, который привел впоследствии к изменению колониальной политики развитых европейских стран в отношении менее развитых стран Востока. Началась борьба европейских держав за раздел, а затем и передел мира, за рынки сбыта и сферы влияния. В ее орбиту был втянут и Иран. Развитие торгово-экономических контактов с европейскими державами оказало большое влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Рост импорта из развитых колониальных держав вел к упадку большей части традиционного ремесленного и кустарного производства иранцев, что очень негативно влияло на материальное положение народных масс. Поэтому в протестном движении бабидов еще в середине XIX в. активное участие принимали самые широкие слои населения Ирана, в том числе ремесленники и мелкие торговцы, протестовавшие против проникновения европейцев в их страну [1, с. 42].

В последней четверти XIX в. крайне усилилось также противостояние империалистических держав, боровшихся за влияние в Иране. Как отмечают иранские исследователи, особенно напряжённо эта борьба происходила между двумя державами - Англией и Россией, которые уже к этому времени занимали довольно прочные позиции в Иране [2, с. 245; 3, с. 152]. Особый интерес Великобритании к Ирану объяснялся захватническими и агрессивными устремлениями английских капиталистов на Востоке, так как «территория этой страны, особенно ее южная часть, была тем недостающим звеном, которое соединило бы воедино находившуюся под английским влиянием Малую Азию с Индией» [4]. С другой стороны, росло влияние в Северном Иране России. Также разорившиеся и обнищавшие крестьяне, ремесленники, уличные торговцы в поисках работы выезжали в Закавказье и в Закаспий (т.е. в Россию), в том числе и в Дагестан. По сведениям отдельных исследователей, ежегодно на заработки из Ирана уезжало более 200 тыс. иранцев [5, с. 193; 6].

Шахское правительство предоставляло щедрые возможности создавать концессии не только Англии и России, но и Франции, Бельгии, Греции и другим государствам. При этом в конце XIX в. шах и его окружение предприняли также попытки организации различных иранских торговых, промышленных, финансово-ссудных, судоходных, дорожных акционерных компаний и обществ, более половина которых, не выдержав конкуренции с крупными иностранными компаниями и капиталом, разорялись и закрывались. Причиной тому стало и то, что шах и его министры превратились к концу XIX в. в орудие европейских держав, диктовавших им свои экономические условия. В последней четверти XIX - начале XX вв. в Иране сложилась сложная социально-политическая и финансово-экономическая ситуация, вызванная зависимостью страны от иностранного каптала, в частности, от Великобритании и царской России.

Усилившаяся экономическая зависимость Ирана от великих держав сопровождалась ростом политической активности местных просветителей. Представители зарождавшейся в Иране буржуазии, либерально настроенные землевладельцы, патриотично настроенные выходцы из интеллигенции и духовенства понимали гибельность политики, проводимой Насер эд-Дин-шахом. Именно среди этих слоев иранского общества, заинтересованных в проведении современных преобразований, стали возникать в конце XIX в. идеи буржуазного национализма.

Активное пробуждение национального самосознания иранцев выражалось, прежде всего, в деятельности образованной, интеллигентной части иранского народа, проживавших в то время в эмиграции - в Англии, Турции, Египте, Индии. Как отмечает иранский исследователь Ахмид Занджани: «поездки иранцев в европейские страны с целью их изучения, а также зарождение предпосылок для быстрых и фундаментальных реформ в стране в политическом, социальном, культурном и экономическом отношении» [3, с. 77; 7, с. 173-175] способствовали возникновению и распространению прогрессивных идей в Иране. Иранские патриоты-эмигранты издавали за границей газеты, журналы, листовки. Так, например, в Лондоне издавалась газета «Канун» («Закон»), в Стамбуле - «Ахтар» («Звезда»), в Каире - «Хекмат» («Мудрость»), в Индии (Хабиб-оль Матин). На страницах этих газет и журналов публиковались статьи и материалы, обличавшие шахский режим, выдвигались обращения к шаху с требованиями ограничения его власти и обеспечения прав личности и свободы для иранского народа и т. д. Вокруг этих газет

группировались представители интеллигенции, буржуазии и прогрессивной части духовенства. По мнению иранского исследователя Аббаса Манучехри: «сам шах и государственные деятели стали объектами ненависти, укоров и порицания народа» [3, с. 7].

Известный иранский просветитель, политический деятель и публицист Мирза Мальком-хан проводил большую просветительскую работу. Будучи высокообразованной личностью и борцом за независимость страны от иностранных колонизаторов, он снискал к себе глубокое уважение и почет не только в кругах передовой интеллигенции Ирана, но и шахского правительства. Так, Насер эд-Дин шах «в 1889 г. назначил Мальком-хана послом Ирана в Великобритании и отправлен в Лондон, где он сразу наладил связи с иранской передовой политической эмиграцией и начал активно вести пропаганду за проведение политических реформ и преобразований в Иране. Но когда стало известно в Тегеране о его политической деятельности, М. Мальком-хан был отстранен с посольского поста. Однако он не покинул Англию и в 1890-1894 гг. стал издавать в Лондоне на персидском языке газету «Канун» («Закон»)» [12, с. 386; 10, с. 18-25]. Через газету «Канун» Мальком-хан вел критику шахского режима и его политики уступок иностранцам, развернул активную пропаганду за установление конституционной монархии и введение парламента в Иране» [8, с. 386; 9, с. 18-25].

Газету «Канун», издаваемую М. Мальком-ханом в Лондоне, привозили в Тегеран и распространяли там, соблюдая правила конспирации. На страницах газеты пропагандировались идеи свободы, равенства, создания справедливого «истинного государства» в форме конституционной монархии. Выдвигались также идеи проведения буржуазных преобразований и модернизации страны. Можно считать общепризнанным, что «М. Мальком-хан -высокообразованная личность, дипломат, публицист, получивший высшее образование в Париже, проработавший в дипломатическом корпусе Ирана бичевал беззакония, творившиеся в Иране и шахскую политику уступок иностранным державам. Он в своих работах гневно отмечал, что «управление всеми государственными делами находится в руках невежд... Права государства продаются для удовлетворения дипломатов иностранных миссий. Титулы и государственные посты служат игрушками в руках удачливых негодяев...» [10, с. 130-131; 11, с. 12-18].

При активном содействии Мирзы Мальком-хана и активном участии прогрессивной интеллигенции и иранских буржуазных просветителей в 1890 г. в Тегеране было создано тайное общество «Адамийат» («Человечность»), организованное по образцу масонских лож [12, с. 49-52]. В общество входили главным образом представители либеральной интеллигенции, получившие образование в Европе. Общество пропагандировало идеи реформ политического строя, ограничения монархического правления, введения некоторых буржуазных свобод. «Мальком-хан также полагал, что для оздоровления и поднятия экономики следует привлечь в Иран иностранный капитал путем предоставления иностранцам концессий, ошибочно полагая, что иностранных держав интересует только торговля и они не будут стремятся прибрать к рукам богатства страны» [11, с. 12-18].

Именно образованная часть иранцев и интеллигенция играли большую роль в просвещении иранцев и внесении в массы идей свободы. Увеличилось количество иранцев, получивших образование в европейских странах, а также в России, Турции и Индии. В частности, Мальком хан обладал ярким писательским талантом, его пьесы пользовались большой популярностью в Иране. Они публиковались в газете «Канун», издаваемом в Лондоне, и доставлялись в страну нелегальным путём. Вокруг Мальком хана и его газеты стали группироваться кружки передовой иранской интеллигенции. Шахские власти запрещали газету и произведения Мальком хана и преследовали его единомышленников.

Некоторые просветители, такие как Юсуф-хан Мосташер-эд Доул - руководитель Тегеранского тайного общества «Адамийат» - предлагали осуществить в Иране более радикальные и решительные преобразования. В своей публикации «Йек келаме [13, с. 266], этот политик предлагал установить конституционную монархию и парламентский вид правления. Эти свои смелые и отчаянные идеи он развивал дальше и пропагандировал через газету «Канун».

В конце XIX века в Иране, как и в других странах Ближнего и Среднего Востока, была широко распространена, особенно среди духовенства и мелкой буржуазии, пропаганда идей панисламизма, т. е. объединения мусульманских народов в единую исламскую империю во главе с одним верховным халифом. Панисламисты, в известной мере, отражали протест против

закабаления Ирана и других мусульманских стран Востока иностранным капиталом и призывали мусульманские народы к объединению и борьбе против иностранцев. Средством и знаменем этого объединения должна была стать мусульманская религия. Вместе с тем панисламисты стояли за сохранение феодального строя.

Основателем панисламистского движения был Сейид Джемаль-эд-Дин аль-Афгани (Асадабади), выходец из города Асадабада, который в 60-е годы XIX в. занимал пост премьера в Афганистане. Он много путешествовал, и побывал во многих странах: в Индии, Аравии, Египте, Лондоне, Париже, Москве, Петербурге. Джемаль-эд-Дин имел тесные связи с египетскими националистами, сторонниками Араби паши. «В Мекке Джемаль-эд-Дин основал панисламистское общество, которое ставило своей целью созыв представителей мусульман со всего света для избрания верховного халифа с местопребыванием в Константинополе или Куфе. В Иран он приехал по приглашению шаха Насер-эд-Дина. Но уже вскоре между шахом и Джемаль-эд-Дином, отстаивавшим необходимость реформ, возникли разногласия. В конце 1890 г. Джемаль-эд-Дин под охраной был выслан из Ирана в Турцию. Эта высылка ещё больше восстановила против шаха последователей Джемаль-эд-Дина, которые и без того были недовольны шахом» [5, с. 195]. Впоследствии панисламизм превратился в идеологическое оружие реакционных правящих кругов Турции и других мусульманских стран, которые прикрывали свои захватнические планы на Востоке панисламистской пропагандой.

«В конце XIX в. во многих городах Ирана, в том числе Исфахане, Тебризе, Кермане и т. д., стали появляться тайные организации, - «Кетабханейе мелли» (Национальная библиотека»), «Энджомийе мелли» («Национальный энджумен»), «Энджомийе махфи» («Тайный энджумен») и др., члены которых вынашивали идеи о социально-экономических реформах и освобождения страны от иностранного закабаления. Идейными вдохновителями новых тайных обществ становились представители либеральной аристократии и средних прогрессивных слов общества, которые прошли обучение в ряде европейских стран или в одном из лучших образовательных центров Ирана в Дарольфонуне» [9, с. 18-25].

Первоначально прогрессивные общественно-политические деятели и просветители доимпериалистической эпохи в последней четверти XIX в., в частности Мирза Фатхали Ахундзаде (Ахундов), Мальком хан, Мирза Юсиф Мосташар од-Доуле, Мирза Хосейн хан и другие, относились к выдаче шахским правительством концессий иностранным концессиям как к нормальному явлению. Они рассматривали его как прогрессивное явление для страны, как положительный процесс развития и полагали, что концессии будут сопутствовать более динамичному развитию экономики. Однако со временем их взгляды изменились, и они выступили против шахского правительства, идущего на поводу иностранных компаний и кабальных по сути концессий.

К началу XX в. появляются первые организационные объединения передовой иранской интеллигенции, сторонников прогрессивных преобразований и модернизации экономической системы страны. В этот период были созданы политические организации и общества, которые выдвигали задачи образовательного и просветительского характера. «Такие лидеры реформаторского движения как Мирза Насролла Малек-оль Мотакаллемин, в переводе - («Царь ораторов») в Тегеране и Мирза Мохаммед Али-хан Тарбийат (Образование») в Тебризе основали педагогические журналы, общества и библиотеки» [14, с. 99].

Рост и активизация национального сознания происходили, в первую очередь, среди представителей буржуазных кругов. Они начали организовывать и создавать частные светские школы европейского образца (школы Рушдие) и библиотеки. В школах преподавали светские дисциплины, такие как история, геометрия, математика, рисование и др. Такие светские школы были открыты в Тегеране и Тебризе. При активном участии представителей либеральной части крупной буржуазии, помещиков, прогрессивно настроенной части духовенства в 1905 г., в канун первой иранской конституционной революции, были образованы тайные политические организации, такие как «Энджумене махфи» («Тайный энджумен»). Эта организация имела свой устав и программу действий и ставила своей целью разбудить иранский народ и призвать шахское правительство провести в стране реформы. Члены политической организации «Энджумене махфи» выступали против злоупотреблений, беззаконий, взяточничества властных структур. Они также требовали прекращения взимания внутренних пошлин, и покончить с засильем

чужестранцев. Особенно яростно они выступали против руководителя таможенной службы бельгийца Науса и его команды, которые держали всю иранскую таможенную службу под своим контролем и взимали таможенные сборы в больших объемах по своему усмотрению, при этом обкрадывая иранскую казну и местных купцов. Все требования членов организации «Энджумене махфи» носили «религиозную форму и обосновывались ссылками на Коран и ислам» [13, с. 267].

По этому поводу российский поверенный в делах господин Сомов 18 ноября 1905 г. направил депешу из Тегерана в Петербург, в которой отмечал: «В последнее время замечается сильное недовольство и брожение, особенно среди духовенства, во многих городах Персии, и более всего в Тегеране... В мечетях и на базарах ведётся деятельная агитация против иностранцев... они забрали всё в свои руки в Персии, а самих персов заставляют просить милостыню» [5, с. 200]. По сообщению Сомова, это противостояние и гнев были направлены против директора иранских таможен бельгийца Науса, которого обвиняли в обкрадывании казны и купцов. Далее в своем донесении Сомов также писал «о выступлениях иранцев против иностранных банков и бойкоте банкнот, выпускаемых английским Шаханшахским банком, которые духовенство намеревалось объявить нечистыми, чтобы правоверные не прикасались к ним» [15, л.л. 191-195]. В другой своей депеше Сомов писал, что «в Тегеране появилось несколько талантливых проповедников, которые «громят иностранцев, но с не меньшей резкостью отзываются и о внутреннем управлении Ирана» [15, л.л. 191-195].

Среди прогрессивно настроенных представителей духовенства выделялся своими яркими выступлениями и беседами перед народными массами сеид Джемаль эд-Дин Афгани (Асадабади), вокруг которого ежедневно собирались и слушали его речи и проповеди тысячи человек. Сеид Джемаль эд-Дин Афгани (Асадабади), выступая в мечети, произносил речи, направленные против шаха Мозаффар эд-Дин и его правительства, обличающие их действия. По поводу их поступков и действий он говорил, что «.... в Персии по древнему обычаю существует закон — отрубать руку за воровство, но применяется он только к бедным. Скажите же по совести: если бы закон этот применялся нелицеприятно, разве не следовало бы отрубить руки всем, начиная с шаха до последнего чиновника? Но этого не делают, и в этом несчастье Персии. Законы должны быть равны для всех» [15, л.л. 191-195; 5, с. 199-200; 16, с. 63].

Эта и другие депеши русского поверенного в Персии Сомова ярко характеризует та напряженная обстановке имевшее место в Иране накануне первой иранской конституционной революции в 1905-1911 гг.

К началу 1905 г. стихийные народные волнения начали приобретать организованные формы. Более активно эти процессы происходили в городах Северного Ирана, где начали формироваться массовые революционно настроенные организации муджахидов (борцов за правое, дело). Серез иранских рабочих отходников, которые, проработав в Закавказье, возвращались домой, сюда активно проникали революционные идеи из России. По неполным данным, на нефтяных промыслах Баку трудилось в 1904 г. более 7 тысяч иранцев [5, с. 200]. С этим контингентом на Бакинских нефтяных промыслах вели агитационно-массовую работу большевики, создавшие в 1904 г. социал-демократическую группу «Гуммет» во главе с М. Азизбековым и А. Джапаридзе. Как отмечал Аббас Манучехри: «В результате волнений созревавших для борьбы народных масс с 1282/1903 г. требовавших проведения фундаментальных реформ в общественно-политическом строе, произошел мощный взрыв, направленный против политики правительства» [3, с. 8].

Таким образом, эти и другие политические организации подготовили политических деятелей и лидеров, которые впоследствии возглавили первую иранскую Конституционную революцию 1905-1911 гг.

Литература и источники

1. Алиев С.М. История Ирана XX век. - М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. - 644 с.

2. Хушанг Махдави, 'Абд ал-Риза. История внешних связей Ирана с начала периода Сафавидов до окончания Второй мировой войны (Тарих -и равабит-и Хириджи-йи Иран аз ибтида-йи дауран-и Сафавийа та пайан-и джанг-иджахани-йидуввум). -Тегеран: Амир КАбир, 1364/1985.

3. АббасМанучехри. Политическая система Ирана. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. - 240 с. (Iranica).

4. Политическое и экономическое закабаление Ирана в последней трети XIX - начале XX века. Раздел страны на сферы влияния // URL: https://studbooks.net/601793/istoriya/politicheskoe_ekonomicheskoe_zakabalenie_irana?ysclid=ls04yuocac285915861 (Дата обращения 30.01.24 г.).

5. ИвановМ.С. Очерк истории Ирана. - М.: Политиздат, 1952. - 469 с.

6. Превращение Ирана в полуколонию иностранных держав // URL:https://studopedia.ru/25_26729_prevrashchenie-irana-v-polukoloniyu-inostrannih-derzhav.html?ysclid=ls05fpbonw621279113 (Дата обращения 30.01.24 г.).

7. Ахмид Занджани. Курс политического фикха. Т. 1. - Тегеран: Амир Кабир, 1366/1987.

8. Новая история стран Азии и Африки. - М.: Наука, 1982. - 560 с.

9. Мусаева С.И. Возникновение тайных обществ и их роль в становлении оппозиционного движения в Иране во второй половине XIX - начале XX вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университете. Общественные науки. - 2O2O. - Т. 14. - № 1-2. - С. 18-25.

10. Кулагина Л.М. Экспансия английского империализма в Иране в конце XIX - начале XX вв. - М.: Наука, 1981. - 192 с.

11. Мусаева С.И. Развитие национального самосознания иранских просветителей во второй половине XIX в. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2023. - Т.17. - № 1. - С. 12-18.

12. Ароабаджян З.А. История иранского масонства в XX в. (от зенита до заката). - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2O2O. - 172 с.

13. История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. - М.: Издательство МГУ, 1977. - 488 с.

14. Иран: Прошлое и настоящее. Избранные труды иранистов ИВ РАН. - М.: ИВ РАН, 2018. - 376 с.

15. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Фонд Министерства иностранных дел. Отдел внешних сношений. Персидский стол. Д. 903.

16. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг. - М.: ИВ РАН, 1998. - 240 с.

References and Sources

1. Aliev S.M. Istoriya Irana XX vek. - M.: IV RAN: Kraft+, 2004. - 644 s.

2. Hushang Mahdavi, 'Abd al-Riza. Istoriya vneshnih svyazej Irana s nachala perioda Safavidov do okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny (Tarih -i ravabit-i Hiridzhi-ji Iran az ibtida-ji dauran-i Safavija ta pajan-i dzhang-idzhahani-jiduvvum). - Tegeran: Amir KAbir, 1364/1985.

3. Abbas Manuchekhri. Politicheskaya sistema Irana. - SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2007. - 240 s. (Iranica).

4. Politicheskoe i ekonomicheskoe zakabalenie Irana v poslednej treti XIX - nachale XX veka. Razdel strany na sfery vliyaniya // URL: https://studbooks.net/601793/istoriya/politicheskoe_ekonomicheskoe_zakabalenie_irana?ysclid=ls04yuocac285915861 (Data obrashcheniya 30.01.24 g.).

5. Ivanov M.S. Ocherk istorii Irana. - M.: Politizdat, 1952. - 469 s.

6. Prevrashchenie Irana v polukoloniyu inostrannyh derzhav // URL:https://studopedia.ru/25_26729_prevrashchenie-irana-v-polukoloniyu-inostrannih-derzhav.html?ysclid=ls05fpbonw621279113 (Data obrashcheniya 30.01.24 g.).

7. Ahmid Zandzhani. Kurs politicheskogo fikha. T. 1. - Tegeran: Amir Kabir, 1366/1987.

8. Novaya istoriya stran Azii i Afriki. - M.: Nauka, 1982. - 56O s.

9. Musaeva S.I. Vozniknovenie tajnyh obshchestv i ih rol' v stanovlenii oppozicionnogo dvizheniya v Irane vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitete. Obshchestvennye nauki. - 2O2O. - T. 14. - № 1-2. - S. 18-25.

10. Kulagina L.M. Ekspansiya anglijskogo imperializma v Irane v konce XIX - nachale XX vv. - M.: Nauka, 1981. - 192 c.

11. Musaeva S.I. Razvitie nacional'nogo samosoznaniya iranskih prosvetitelej vo vtoroj polovine XIX v. // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. - 2023. - T.17. - № 1. - S. 12-18.

12. Aroabadzhyan Z.A. Istoriya iranskogo masonstva v XX v. (ot zenita do zakata). - M.: Tovarishchestvo nauchnyh izdanij KMK, 2020. - 172 s.

13. Istoriya Irana / Otv. red. M.S. Ivanov. - M.: Izdatel'stvo MGU, 1977. - 488 s.

14. Iran: Proshloe i nastoyashchee. Izbrannye trudy iranistov IV RAN. - M.: IV RAN, 2018. - 376 s.

15. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii (AVPRI). Fond Ministerstva inostrannyh del. Otdel vneshnih snoshenij. Persidskij stol. D. 903.

16. Doroshenko E.A. Shiitskoe duhovenstvo v dvuh revolyuciyah: 1905-1911 i 1978-1979 gg. - M.: IV RAN, 1998. - 24O s.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, кафедра востоковедения, Дагестанский государственный университет (sirsa888@mail.ru).

MUSAYEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Department of Oriental Studies, Dagestan State University.

УДК 94(47).083:364.044.68 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-88-92

ГУЗЬ Н.А., ГУЗЬ Г.К. К ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ: РОССИЙСКИЙ ИМПЕРСКИЙ ОПЫТ НАЧАЛА XX в.1

Ключевые слова: благотворительные учреждения, Российское общество Красного Креста, Российская империя, пожертвования, медицинская помощь.

В статье рассмотрена специфика государственной политики поощрения благотворительности в Российской империи. Отмечая давние традиции благотворительности, авторы акцентируют внимание на особенностях финансирования медицины в период Русско-японской и Первой мировой войны. Наряду с этим, показана роль благотворительных учреждений в оказании медицинской помощи бедным слоям населения. Представлены данные статистики об объемах медицинской помощи, оказываемой за счет пожертвований. Дана оценка роли филантропии в ретроспективе становления системы общественного здравоохранения. Обоснован вывод о том, что в начале ХХ в. наметилась тенденция постепенного сокращения числа призреваемых в воспитательных учреждениях и одновременного повышения числа посетителей медицинских учреждений.

GUZ, N.A., GUZ, G.K. ON THE HISTORY OF CHARITY IN THE FIELD OF MEDICINE: RUSSIAN IMPERIAL EXPERIENCE OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета за 2024 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.