Научная статья на тему 'Становление опорного вуза в контексте задач социально-экономического развития региона'

Становление опорного вуза в контексте задач социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОПОРНЫЕ ВУЗЫ / BASIC UNIVERSITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL AND RESEARCH PROJECTS / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачурина Регина Фаритовна, Шайхутдинова Гульнара Флюровна

Представлен анализ основных задач и преимуществ опорных высших учебных заведений, а также проблемных аспектов их становления и деятельности. В этом контексте дана оценка стартовых условий работы Уфимского государственного нефтяного технического университета в качестве опорного вуза. Акцентировано внимание на вопросах, решение которых определяет влияние опорных высших учебных заведений на социально-экономическое развитие.The analysis of the main tasks and advantages of basic higher education institutions, as well as the problematic aspects of their formation and activities is presented. In this context, the assessment of the starting conditions for the Ufa State Oil Technical University as a basic university is given. Attention is focused on issues, the solution of which determines the influence of supporting higher education institutions on socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карачурина Регина Фаритовна, Шайхутдинова Гульнара Флюровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление опорного вуза в контексте задач социально-экономического развития региона»

Еще одно направление международного сотрудничества - программы академической мобильности студентов и преподавателей. В рамках этих программ иностранные студенты приезжают в УГНТУ на краткосрочные стажировки, семестровое или годичное обучение, и наоборот - наши студенты уезжают в вузы других стран. В разнообразных формах практикуются и обмены преподавателями.

Также реализуется совместная программа с китайскими вузами «2+1+2». Суть ее состоит в том, что студенты два года учатся у себя в стране, потом год изучают язык (наши студенты китайский, их - рус-

ский), а следующие два года проходят параллельное обучение в нашем университете и в китайском. В результате молодой специалист выпускается сразу с двумя дипломами.

Еще одно направление международного сотрудничества - обучение кадров с производства. В Институте дополнительного образования при УГНТУ ежегодно повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку до 600 специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Вьетнама, Сербии, Кубы, Ирака и других государств. В Институте разработано и предлагается более 300 программ

повышения квалификации и более 70 программ профессиональной переподготовки по всем направлениям профессиональной деятельности специалистов топливно-энергетического комплекса.

К реализации программы развития университета мы приступили в 2017 году. Срок, разумеется, небольшой. Но и за минувший период сделано уже немало. Следовательно, есть основания считать, что в ближайшие годы совместными усилиями университета и заинтересованных предприятий и организаций удастся превратить УГНТУ в активный инновационный центр Республики Башкортостан, а значит, и всей России.

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.04.Р.53

УДК 378.4

Р. Ф. Карачурина, Г. Ф. Шайхутдинова,

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Становление опорного вуза в контексте задач социально-экономического развития региона

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы в Российской Федерации реализуется комплекс мер по созданию опорных вузов регионов.

Перед этими вузами поставлена триединая задача: они призваны стать для своих регионов центрами науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории.

Отбор в число опорных вузов осуществляется по конкурсу на основании программ развития каждого из высших учебных заведений и с учетом кластерного подхода, т.е. анализа роли этих вузов в развитии профильных сегментов экономики.

Одна из предпосылок трансформации вуза в опорный - его

© Карачурина Р. Ф., Шайхутдинова Г. Ф., 2018

Уфимский государственный нефтяной технический университет

РЕГИНА

ФАРИТОВНА

КАРАЧУРИНА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Уфимского государственного нефтяного технического университета. Сфера научных интересов: страхование, экономическая безопасность. Автор 126 опубликованных научных работ

ГУЛЬНАРА

ФЛЮРОВНА

ШАЙХУТДИНОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Уфимского государственного нефтяного технического университета. Сфера научных интересов: предпринимательство, образование. Автор 101 опубликованной научной работы

Представлен анализ основных задач и преимуществ опорных высших учебных заведений, а также проблемных аспектов их становления и деятельности. В этом контексте дана оценка стартовых условий работы Уфимского государственного нефтяного технического университета в качестве опорного вуза. Акцентировано внимание на вопросах, решение которых определяет влияние опорных высших учебных заведений на социально-экономическое развитие.

Ключевые слова: высшее образование, опорные вузы, образовательные и научно-исследовательские проекты, региональное развитие, трансформация университета.

The analysis of the main tasks and advantages of basic higher education institutions, as well as the problematic aspects of their formation and activities is presented. In this context, the assessment of the starting conditions for the Ufa State Oil Technical University as a basic university is given. Attention is focused on issues, the solution of which determines the influence of supporting higher education institutions on socio-economic development.

Key words: higher education, basic universities, educational and research projects, regional development, university transformation.

укрупнение за счет слияния с другими заинтересованными высшими учебными заведениями. Считается, что объединение вузов позволит перейти от ранее сложившейся отраслевой структуры высшей школы к реализации более распространенной в мире академической трактовки миссии университетов как диверсифицированных корпораций знаний, смыслов, науки, технологий, законодателей высоких жизненных стандартов, созидателей будущего. В результате развития опорных вузов в крупных городах появятся многопрофильные университеты, вокруг которых будет строиться общественная жизнь.

Уфимский государственный нефтяной университет вошел в число опорных вузов в числе первых. Как это и предусмотрено приказом Минобрнауки от 7 августа 2015 г. № 811 [5], наш университет развернул работу по решению следующих задач:

1) формирование управленческой команды по ключевым направлениям деятельности (создание проектного офиса);

2) реструктуризация структурных подразделений университета (создана единая научно-исследовательская инфраструктура, определены ключевые приоритеты образовательной деятельности);

3) разработка и актуализация образовательных программ по ключевым приоритетам развития (модернизация инженерного образования, внедрение новых подходов к подготовке кадров, освоение технологий проектного обучения);

4) повышение качества образовательной деятельности (реализация сетевых образовательных программ, программы академической мобильности, целевое обучение, электронное обучение); создание базовых кафедр, налаживание взаимодействия с предприятиями-партнерами; повышение качества научно-исследовательской деятельности;

5) мониторинг и регулярная актуализация дорожной карты, постановка новых целей и задач.

Таким образом, осуществляемые

преобразования затрагивают не от-

дельные сферы деятельности нашего и других опорных университетов, а реализуются системно и комплексно, кардинально трансформируя образовательный процесс, научные исследования, трудовые отношения, систему управления.

В числе преимуществ создания и развития опорных высших учебных заведений в регионах по своему значению выделяются следующие.

Первое. Участие в развитии инновационной инфраструктуры региона. Это предполагает, что в опорном вузе будет предпринят комплекс мер, обеспечивающих:

- обновление и уточнение востребованных реальным сектором экономики уникальных направлений подготовки кадров с конструированием компетенций в соответствии с потребностями предприятий и организаций региона;

- развитие и ориентацию кадрового потенциала вуза на ключевые потребности региона;

- создание региональных сетей органов власти, представителей регионального бизнеса и опорного университета;

- оказание научно-технических, экспертных и консалтинговых услуг, востребованных реальным сектором экономики;

- формирование и организацию деятельности пула экспертов по наиболее актуальным и общественно значимым социально-экономическим и политическим проблемам региона. Реализация этих и других мер,

несомненно, будет способствовать не только развитию региона, но и повышению потенциала самого университета, что соответствует его миссии - стать узлом инноваций. А по мере решения первоочередных прагматических задач будет происходить мобилизация и на других направлениях деятельности университета, прежде всего в области фундаментальных исследований, а также социально-гуманитарных дисциплин. Благодаря

этому опорные вузы из специализированных превратятся в многосторонне развитые университеты, т.е. обретут универсализм.

Второе. Преобразование организационной структуры опорных университетов, предусматривающее:

- пересмотр содержания нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности;

- создание структурного подразделения, отвечающего за управление реализацией стратегии университета;

- оптимизацию компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур;

- укрупнение факультетов, институтов, кафедр, лабораторий;

- формирование органов координации и управления деятельно-

стью образовательных и научно-исследовательских проектных групп на межкафедральном, межфакультетском и межвузовском (в том числе и международном) уровнях; - создание среды, стимулирующей сотрудников к саморазвитию. В итоге организационная структура университета должна быть приведена в соответствие с его приоритетами, целями и задачами как опорного вуза. Будут созданы новые структурные подразделения, отвечающие за реализацию стратегии его развития.

Организационные преобразования - далеко не самое простое дело. Зачастую их сводят к переименованиям и перестановкам, тогда как именно организация, ее структурные и функциональные аспекты, как и организационные ресурсы

в целом, определяют успех любого начинания. Основными препятствиями на пути к этому могут стать склонность к чрезмерной централизации и отсутствие навыков ответственного управления на уровне структурных подразделений; инертность коллектива, препятствующая организационным изменениям; низкий уровень вовлеченности части сотрудников, аспирантов и студентов в решение задач развития вуза. В связи с этим организационные вопросы требуют постоянного внимания, а работа по их решению должна сопровождаться повышением квалификации и переподготовкой кадров, опираться на информационную поддержку.

Третье. Дополнительное финансирование. Предусмотрено, что дополнительное финансирование

Заседание попечительского совета, объединяющего основных стейкхолдеров УГНТУ

опорных университетов осуществляется как из федерального, так и из местных бюджетов. Считается, что суммарный объем средств, которыми им необходимо располагать, в текущих ценах должен составлять не менее 2,5 млрд рублей в год. Ожидается, что по мере превращения опорных вузов в центры инновационного развития своих регионов существенно увеличится приток средств от предоставляемых ими услуг. Речь идет как об образовательных услугах, так и об услугах по проведению научно-технических и опытно-конструкторских разработок, внедрению новых технологий, консалтинга и др.

Все это должно совершенно изменить финансовое положение опорных университетов. Существующие ограничения, сдерживающие их развитие, будут преодолены. Откроется возможность для качественного роста учебно-воспитательной, научно-исследовательской и инновационной работы, социально-культурной сферы. Повысится привлекательность опорных вузов как мест работы и учебы. Они сконцентрируют одаренную молодежь и наиболее квалифицированных преподавателей и ученых.

Но, конечно, продвижение в рассматриваемом направлении требует многолетних усилий, квалифицированного финансового менеджмента, высокой заинтересованности в повышении результативности своей работы и учебы всех членов коллектива.

Четвертое. Объединение научного потенциала, кадровых и финансовых ресурсов с заинтересованными учебными заведениями, научными учреждениями, предприятиями и организациями своего региона, других регионов России, а также зарубежных стран.

По сути дела, опорные университеты призваны выступать инициаторами интеграции высшего образования, науки и производства. Они смогут осуществлять свою де-

ятельность на основе открытой модели взаимодействия и сотрудничества с любой заинтересованной организацией. Прежде всего это касается стейкхолдеров опорного вуза - юридических и физических лиц, заинтересованных во взаимодействии с университетом в рамках достижения взаимовыгодных целей. Как правило, в сотрудничестве со стейкхолдерами осуществляются:

- разработка учебных программ и курсов;

- производственная практика студентов;

- трудоустройство выпускников, карьерный сервис;

- повышение квалификации и переподготовка кадров как предприятий и организаций, так и университетов;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и инновационные работы;

- профессиональная ориентация молодежи и др.

Обобщая, можно констатировать, что трансформация высшего учебного заведения в опорный университет открывает перед ними новые горизонты развития. Очевидно, однако, что имеются в виду прежде всего возможности, которые станут реальностью при соблюдении двух основных условий. Во-первых, высокой квалификации, заинтересованности и большого труда коллектива вуза, а во-вторых, при благоприятной общеэкономической конъюнктуре.

Если говорить об Уфимском государственном университете, то применительно к его деятельности оба эти условия в основном соблюдены. Он занимает лидирующие позиции в стране по качественному составу научно-педагогических кадров, объему научно-исследовательских работ, материально-техническому оснащению учебного и исследовательского процессов, масштабам международных связей.

Поскольку УГНТУ является опорным вузом не только для своего ре-

гиона, но и для одной из ключевых отраслей народного хозяйства России, каковой, как мы знаем, является ПАО «Газпром», то он в меньшей степени, чем другие организации образования и науки, подвержен рискам, обусловленным общеэкономической и региональной экономической конъюнктурой.

О той роли, которую играет Уфимский государственный нефтяной технический университет в Республике Башкортостан, можно судить на основании следующих данных.

В университете ведется подготовка специалистов для отраслей промышленности и сферы услуг, которые формируют около 60-70 % валового продукта республики.

У УНГТУ сложились тесные связи с органами государственной власти, предприятиями, научно-образовательными и культурными центрами республики, университет активно участвует в реализации методологических программ и научно-исследовательских и конструкторских работ, в деятельности научно-методических советов и других органов, определяющих стратегию опережающего развития организаций региона.

При непосредственном участии университета создаются хозяйствующие субъекты и организации. Например, университет организовал первый в России Центр энергосбережения Республики Башкортостан, эффективно внедряющий свои технологии не только в регионе, но и на крупнейших нефтегазовых предприятиях страны и предприятиях жилищно-коммунального хозяйства России. И этот пример далеко не единичен.

Наконец, университет позитивно влияет на развитие предпринимательства и формирование интеллектуальной и социальной среды города Уфы и региона, он пользуется репутацией привлекательного места работы. В УГНТУ стекается со всего Башкортостана наиболее подготовленная молодежь, что

во многом определяет качественный состав студентов.

Эти и другие обстоятельства определяют весьма благоприятные стартовые позиции Уфимского государственного нефтяного тех-

нического университета как опорного вуза Республики Башкортостан. Но хорошие стартовые позиции сами по себе не являются гарантией успеха. И, как представляется, преподаватели, научные со-

трудники, все работники и студенты университета осознают сложность и масштабы стоящих перед ними задач, трезво оценивают свои силы, видят трудности, которые им необходимо будет преодолеть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карачурина Р.Ф, Шестакович А.Г Финансовая грамотность как необходимая составляющая знаний человека в современных условиях // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 34 ч.Тамбов, 2013.

2. Отчет о НИР по теме: Управление развитием модульных профессиональных образовательных программ для ведущих отраслей экономики Забайкальского края на основе государственно-частного партнерства / Забайкальский государственный университет. URL: http://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2015 года № 1502 «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уфимский государственный нефтяной технический университет и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Уфимский государственный университет экономики и сервиса, а также о переименовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уфимский государственный нефтяной технический университет и его филиалов».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 года № 811 «О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета в 2016-2018 годах».

5. Прогнозирование социально-экономического развития региона / под ред. В.А. Черешнева, А. И. Татаркина, С. Ю. Глазьева. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2011.

6. Стратегия развития Пермского государственного национального исследовательского университета на 2012-2016 гг. и на период до 2020 г. / принята Ученым советом ПГНИУ 26 декабря 2012 г. Протокол № 5.

7. Типовая модель педагогического опорного регионального вуза (основные положения) // netess.ru - бесплатная библиотека

авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. URL: http://netess.ru/3knigi/1078446-1-tipovaya-model

8. Уфимский государственный нефтяной технический университет // Опорные университеты России. URL: http://flagshipuniversity. ntf.ru/universities/129

9. Что изменится для Уфимского нефтяного университета с получением нового статуса? // Новости Уфы и Башкирии proufu. URL: https://proufu.ru/news/society/v_obrazovanii_bashkirii_gryadut_izmeneniya/?sphrase_id=4964823

10. Шайхутдинова Г.Ф. Совершенствование системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 8. С. 209-211.

LITERATURA

1. Karachurina R.F, Shestakovich A. G. Finansovaya gramotnost' kak neobhodimaya sostavlyayushchaya znanij cheloveka v sovremennyh usloviyah // Nauka i obrazovanie v XXI veke: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 34 ch. Tambov, 2013.

2. Otchet o NIR po teme: Upravlenie razvitiem modul'nyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm dlya vedushchih otraslej ehkonomiki Zabajkal'skogo kraya na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet URL: http://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 2015 goda № 1502 «0 reorganizacii federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Ufimskij gosudarstvennyj neftyanoj tekhnicheskij universitet i federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya Ufimskij gosudarstvennyj universitet ehkonomiki i servisa, a takzhe o pereimenovanii federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Ufimskij gosudarstvennyj neftyanoj tekhnicheskij universitet i ego filialov».

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2015 goda № 811 «0 provedenii konkursnogo otbora obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na finansovoe obespechenie programm razvitiya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya za schet sredstv federal'nogo byudzheta v 2016-2018 godah».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Prognozirovanie social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / pod red. V. A. Chereshneva, A. I. Tatarkina, S. Yu. Glaz'eva. Ekaterinburg: Izd-vo lEh UrO RAN, 2011.

6. Strategiya razvitiya Permskogo gosudarstvennogo nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta na 2012-2016 gg. i na period do 2020 g. / prinyata Uchenym sovetom PGNIU26 dekabrya 2012 g. Protokol № 5.

7 Tipovaya model' pedagogicheskogo opornogo regional'nogo vuza (osnovnye polozheniya) // netess.ru - besplatnaya biblioteka avtoreferatov kandidatskih i doktorskih dissertacij. URL: http://netess.ru/3knigi/1078446-1-tipovaya-model

8. Ufimskij gosudarstvennyj neftyanoj tekhnicheskij universitet // Opornye universitety Rossii. URL: http://flagshipuniversity.ntf. ru/universities/129

9. Chto izmenitsya dlya Ufimskogo neftyanogo universiteta s polucheniem novogo statusa? // Novosti Ufy i Bashkirii proufu.ru URL: https://proufu.ru/news/society/v_obrazovanii_bashkirii_gryadut_izmeneniya/?sphrase_id=4964823

10. Shajhutdinova G. F. Sovershenstvovanie sistemy podgotovki kadrov dlya sfery malogo predprinimatel'stva v Respublike Bashkortostan // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011. № 8. S. 209-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.