УДК 316.33
А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: инновации, культивирование инноваций, «общество знания».
В статье рассматриваются проблемы становления общества знаний в современной России. На основе результатов эмпирических исследований фиксируются тенденции общественного мнения о научном знании и его роли в развитии общества.
Key words: innovations, cultivation of innovations, "knowledge society".
The article deals with the problem of cultivating innovations. Special attention is focused on culture imperatives which shapes the activity in the spheres of education, science and invention.
Введение
На фоне становления нового технологического уклада и новых социальных практик обостряется необходимость переосмысления базовых императивов идеологического характера. Например,
проблематизации подвергается императив тотальной маркетизации социально-экономической
деятельности. С одной стороны, имеется тенденция трактовать знание как товар, а с другой возрастает необходимость обеспечения доступности знания как условия инновационного развития общества. В наших исследованиях, проведенных в Республике Татарстан, опираясь на опросные методики (N=1000), мы выявили, что в настоящий момент численность считающих знания товаром (68,4%) преобладает над теми, кто так не считает (26,4%) [1,2]. Видимо, - это результат идеологического дискурса рыночного тоталитаризма. Да и сами знания, как общественная ценность претерпевают изменения: от императивности истинности к императивности полезности и утилитарности. Так, по данным ВЦИОМ, за последние четыре года интерес россиян к новым научным и техническим достижениям снизился: доля тех, кого привлекает эта область, сократилась с 68% до 54%. Одновременно больше стало тех, кто индифферентно относится к открытиям в науке и технике (с 28 до 43%). Современной наукой и техникой интересуются, в первую очередь, мужчины (61%), 18-24-летние (66%), высокообразованные (70%) респонденты и «интернетчики» (66-68%). Наиболее высокий уровень интереса к научно-технической сфере зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге (59%). Самыми интересными для россиян областями научного знания являются сегодня технические достижения (43%) и медицина (40%). Несколько менее внимательно сограждане следят за открытиями в области интернет-технологий (24%), астрономии и изучения космоса (18%), психологии (15%), биологии (13%). Наименее интересные россиянам сферы научного знания -экономические науки (9%), физика, социология и политология (по 7%), философия и математика (по 5%), химия (4%).
Среди известных отечественных ученых-современников самым известным по-прежнему остается Ж. Алферов (7%). На втором месте - С. Капица (3%). Тройку лидеров замыкают ушедшие из жизни в 60-е годы прошлого века С. Королев и
Д. Сахаров (по 2%). В рейтинг самых известных отечественных ученых также попали Е. Велихов, Л. Бокерия, Г. Перельман, Л. Рошаль, а также В. Гинзбург, И. Курчатов, С. Федоров, Д. Лихачев (по 1%). Впрочем, по сравнению с 2007 годом значительно больше стало тех, кто вообще не может назвать фамилии ученых-современников (с 67 до 81%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 29-30 января 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Долгое время в России был культ рационализаторов и изобретателей (издавались даже специальные журналы, причем большим тиражом). И сейчас, по данным ВЦИОМ, слово «изобретатель» вызывает у россиян, главным образом, позитивные ассоциации: генератор идей (33%), умный и образованный человек (16%), «двигатель прогресса» (10%). Также респонденты вспоминают о великих изобретениях (9%), ученых (7%), о таких гениях, как Архимед, Ломоносов и т.д. (6%). Кроме того, изобретатель в глазах опрошенных - это талантливый и уважаемый человек (по 3%). Однако есть и те, кто считает, что изобретатель - это «чокнутый профессор» (6%), бедный и бескорыстный (1%).
Однако материальный статус современного «Кулибина», с точки зрения россиян, невысок: в рейтинге профессий по этому критерию изобретатель находится в нижней части списка (2,77 балла), опережая только военных (2,72) и учителей (2,27), но отставая от всех других профессий.
Социальный статус изобретателей также оценивается низко - 3,07 балла по пятибалльной шкале, т.е. практически наравне с работниками правоохранительных органов (3,06). Менее престижное положение в обществе - только у учителей (2,83), все остальные профессии стоят выше по лестнице престижа. С точки зрения россиян, в нашей стране шансы изобретателя достичь успеха и разбогатеть являются скорее низкими (39%), чем высокими (14%). Причем более пессимистично оценивают возможности
изобретателей в России высокообразованные респонденты (44%), а более оптимистично -малообразованные (18%). В целом же опрошенные склонны считать, что шансы изобретателя на
признание в нашей стране - средние (42%). (Опрос ВЦИОМ проведён 29-30 января 2011 г.). Более 90% технологических решений, разработок и «ноу хау» российских ученых остаются без патентов, закрепляющих права на разработку технологий на их основе, считает директор Республиканского НИИ инновационной собственности Владимир Лопатин. «Более 90% технологических решений находятся в простом режиме информации. Некоторое время назад поправки в гражданский кодекс вывели информацию из объектов гражданского оборота, таким образом, результаты интеллектуальной деятельности ученых и инженеров не являются объектами гражданского оборота, их нельзя продать или передать, а те технологии, права на которые не закреплены, являются просто информацией. «Большего вреда для России, чем экспорт «сырых знаний», нет. Это хуже даже, чем экспорт круглого леса. Наши знания, в которые вкладываем деньги, в том числе федеральные, не закрепив, не отработав, не материализовав в конкретные технологии, скупают за бесценок фирмы-пылесосы, которые работают вокруг каждого крупного научного центра, материализуют их в виде технологий, закрепляют права за собой, и потом продают нам технологии». По мнению В. Лопатина, эту негативную тенденцию можно преодолеть, переняв опыт Китая, который стал третьей в мире страной после США и Японии в сфере инновационных технологий, а еще 20 лет назад Россия и Китай находились в равных условиях. Ежегодно в России регистрируется около 23 тысяч патентов. Между тем, как в одном муниципальном городе Китая Сучжоу в год выдается 25 тысяч патентов. Права на интеллектуальную собственность закрепляют там даже за авторами «ноу хау» в рамках какой-либо технологии, и это один из секретов «Китайского чуда» [3].
В 2009 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) получила около 156 тыс. патентных заявок, что на 4,5% меньше, чем в 2008 г. Эксперты ВОИС связывают сокращение числа изобретений с финансово-экономическими потрясениями. В 2009 г. количество патентных заявок
из Японии выросло на 3,6%, из Южной Кореи - на 2,1% и Китая - почти на 30%. В пятерку наиболее активных стран по подаче заявок в ВОИС на получение патента вошли США, Япония, Германия, Республика Корея и Китай, который опередил Великобританию и Францию. В 2009 г. число патентных заявок от изобретателей из Китая достигло почти восьми тысяч. ВОИС считает, что использование патентной системы является обязательным условием функционирования экономики, основанной на знаниях и опирающейся на инновации [4].
В Приволжском федеральном округе, по данным Росстата, в 2010 г. было выдано 3338 патентов на изобретения (в Республике Татарстан -602), из них только 348 патентов на промышленные образцы (в Республике Татарстан - 14) [5]. Для сравнения: в Германии 61% от всех выданных патентов - это патенты на промышленные образцы, что облегчает внедрение. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости культивирования инноваций, повышения социального статуса ученого и изобретателя в нашем обществе. И в этом процессе огромная роль принадлежит системе высшего образования и особенно вузам «высшей лиги». Но это уже тема новой статьи.
Литература
1. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Дискурсы академического капитализма и традиции образования: контексты взаимодействия в исследовательских университетах // Вестник Казанского технологического университета -2012. - №15.
2. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа // Вестник Казанского технологического университета - 2010. - №9.
3. URL: http://intellect-patent.ru/news/604/
4. URL: http://rnd.cnews.ru/tech/ news/line/index_ science.shtml?2010/02/09/379007
5. URL: www.gks.ru
©Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., директор Института управления инновациями КНИТУ, зав. каф. МПД, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. rMynC, декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, а[email protected].
© R. Zinurova - Dr. Of Sociology, prof.,- Director of The Institute for Innovation Management of KNRTUThe head of the Dept. of Management and Entrepreneurship , [email protected]; А. Tuzikov - Dr. Of Sociology, prof., the head of the Dept. of Public Administration and Sociology, The Dean of the faculty for Industrial Policy and Business Administration of KNRU, а[email protected].