Научная статья на тему 'Становление новой системы хозяйствования в Курском селе в конце XX – начале XXI В. '

Становление новой системы хозяйствования в Курском селе в конце XX – начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
село / новая система / сельхозтоваропроизводитель / фермер / микропредприятие / хозяйствование / предпринимательство / кооперация / холдинги. / Village / a new system / agricultural producer / farmer / microenterprise / management / entrepreneurship / cooperation / holdings.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. М. Бледнова

В статье на основе большого источникового материала рассматривается вопрос становления и развития новых форм хозяйствования в аграрной сфере Курской области в конце XX – начале XXI в. Автор показал, что радикальные аграрные реформы способствовали реорганизации колхозно-совхозной системы хозяйствования, формированию частной собственности на землю и земельного рынка, многоукладности в сельском хозяйстве. В аграрной сфере региона активно развивались крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальное предпринимательство, личные подсобные хозяйства стали приобретать рыночный характер. Прочно в сельское хозяйство стали входить крупные сельскохозяйственные организации в виде ООО, ОАО, ЗАО и другие. Начала развиваться кооперация мелких земельных собственников и формирование вертикальноинтегрированных кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW SYSTEM OF MANAGEMENT IN THE KURSK VILLAGE IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

In the article on good source material, the question of the formation and development of new forms of management in the agrarian sphere of the Kursk region at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries is considered. The author showed that radical agrarian reforms contributed to the reorganization of the collective farm and state farming system, the formation of private ownership of land and the land market, the formation of multi-structure in agriculture. In the agrarian sphere of the region, peasant (farm) economies, individual entrepreneurship, and personal subsidiary farms began to develop actively. Agriculture began to include solidly large agricultural organizations in the form of Ltd, OJSC, CJSC and others. The cooperation of small landowners and the formation of vertically integrated cooperatives began to develop.

Текст научной работы на тему «Становление новой системы хозяйствования в Курском селе в конце XX – начале XXI В. »

УДК 930.1

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В КУРСКОМ СЕЛЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

© 2018 Е. М. Бледнова

соискатель кафедры истории России e-mail: khchxrf()46 a mail. ru

Курский государственный университет

В статье на основе большого источникового материала рассматривается вопрос становления и развития новых форм хозяйствования в аграрной сфере Курской области в конце XX - начале XXI в. Автор показал, что радикальные аграрные реформы способствовали реорганизации колхозно-совхозной системы хозяйствования, формированию частной собственности на землю и земельного рынка, многоукладности в сельском хозяйстве.

В аграрной сфере региона активно развивались крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальное предпринимательство, личные подсобные хозяйства стали приобретать рыночный характер. Прочно в сельское хозяйство стали входить крупные сельскохозяйственные организации в виде ООО, ОАО, ЗАО и другие. Начала развиваться кооперация мелких земельных собственников и формирование вертикально-интегрированных кооперативов.

Ключевые слова: село, новая система, сельхозтоваропроизводитель, фермер, микропредприятие, хозяйствование, предпринимательство, кооперация, холдинги.

Современная отечественная историография практически единодушна в том, что аграрные реформы в конце XX в. были целесообразны и необходимы. При этом остаётся дискуссионной проблема методов их реализации. Воплощение в конце XX -начале XXI в. аграрных реформ в жизнь вызвало два одновременно развивавшихся процесса. Начало им положили закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. 374-1 [21] и Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. [22].

Они, формируя условия для развития рыночных отношений в аграрной сфере, в большей степени стимулировали деятельность по дискредитации колхозно-совхозной системы, ускоренной ликвидации крупных хозяйств, перераспределению собственности. Постоянный автор газеты «Курская правда» В. Согачёв писал: «В 90-е годы прошлого столетия пусть и бескровная, но очередная революция привела к крушению коллективных хозяйств и перекройке общественного и производственного уклада жизни русской деревни» [36]. Анализируя результаты реформ, журналист Ю. Моргунов размышлял: «Основания для оптимизма вроде есть, но общий фон скорее ближе к трагическому. Такое впечатление, что сегодня деревня и сама не знает, выживет она или нет. Еще недавно нам внушали, что все беды на селе от колхозов, поэтому надо раздать землю в частные руки, чтобы к людям вернулось чувство хозяина, собственника. Подсобные хозяйства, говорили нам, превратятся в фермерские и далее наступит полное благоденствие - в селе кипит жизнь, а прилавки магазинов завалены продовольствием. Ожидания не оправдались [28].

В результате реформ к 1994 г. 12 млн сельских жителей получили 115 млн га паевых земель. Но в собственность к 2010 г. было оформлено только 18 млн. «Сегодня в деревне, - отмечает А. Семин, - всё запутано - есть земля федеральная, муниципальная, арендная, собственная, в виде паёв. Есть в аренде на 49 лет, на 10, на 3 года. Кому она только не принадлежит! Районные власти часто по два года не могут разыскать хозяина заброшенной земли» [35]. Естественно, что в этих условиях

развивалась естественная деградация почв и наблюдался процесс уменьшения площадей земель сельскохозяйственного назначения.

В условиях такой бесхозяйственности и безденежья населения земля постепенно начала переходить к иностранным компаниям или их подставным лицам. К 2010 г. одна прибалтийская компаний приобрела в центре России уже 0,5 млн га пахотных земель, а скандинавы владеют 277 тыс. га пашни в Черноземье, датчане 100 тыс. га. «Во всю свою мощь работают иноземцы в Липецкой, Воронежской, Самарской и Пензенской областях - на выдающихся русских чернозёмах. Недавно у меня, - говорит А. Семин, -был разговор с одним из губернаторов Центра России. - Почему вы продаёте иностранцам пахотные земли? - спросил я.- А вы хотите, чтобы эти поля окончательно заросли ольхой и берёзой? Этого хотите? - ответил он. - Покупатели везут с собой новую технику и технологию, гарантируют высокие урожаи и отменную продуктивность скота. Не пропадать же земле! У нас не хватает сил и средств не только на восстановление брошенных площадей, но и на поддержку возделываемых. Поэтому я готов заманить к себе хоть чёрта лысого, лишь бы поля плодоносили» [35].

В результате за 25 постсоветских лет посевные площади сократились с 117,7 до 78 млн га, а под зерновые с 63 до 44 млн га. «Даже «рекордный» урожай нынешнего года (около 116 млн тонн зерна) имеет смысл сопоставить с минувшими годами. В 1973 г. в РСФСР был собран 121 млн тонн зерна, в 1976-м - 119, в 1978-м - 127 и даже в 1990 г. 116,7 млн тонн. А что с материально-технической базой? Если в 1990 г. работало 1,4 млн тракторов и 370 тыс. комбайнов, теперь в 5 раз меньше. Восстанавливать этот парк будет трудно, так как выпуск тракторов сократился у нас в 22 раза, сеялок в 39 раз, зерновых комбайнов в 66 раз. За 25 лет постсоветских реформ РФ (на росте смертности и снижении рождаемости) недосчиталась свыше 20 млн человек. Эта цифра не с потолка. Её легко проверить: за советские 25 лет (19661990 гг.) на той же территории население увеличилось со 127 до 148 млн человек» [18]. Естественно, что не всё здесь бесспорно, но все тенденции определены верно.

Аналогичные процессы развивались и в Курской области. Если в 1990 г. общая земельная площадь составляла 2671,7 тыс. га, в 1997-2658. 6, то в 1999 она уже равнялась 2571,5 тыс. га. Размеры земель сельхозпредприятий уменьшились с 2580,8 тыс. га в 1990 г. до 2161,4 в 1997 и до 2134,0 тыс. га в 1999 г. С 2580,6тыс. га в 1990 г. до 2043,5 тыс. га в 1997 г. и до 1757,6 тыс. га в 1999 г. сократились земельные площади акционерных обществ, кооперативов и иных сельхозпредприятий [29, с. 214].

В это же время часть поделённых земель крупных хозяйств пустовала. Так, Г. Захаров в Хомутовском районе создал своё хозяйство в основном на «поднятой целине». Из 900 га земель, засеянных в 2006 г., 2/3 были залежными [3]. Летом 2008 г. он «поднял 600 гектаров залежей» [16]. «Фермеры области, - говорил фермер, -подняли нынче (2007 г. - Е.Б.) немало залежных земель, в том же Хомутовском районе они пустовали с 90-х годов. Но за счёт энтузиазма, чисто по крестьянской привычке: весна пришла - надо работать в поле» [3]. За период с 2002 по 2005 г. в регионе «путём проведения культурнотехнических работ введено в сельскохозяйственный оборот 170 тыс. гектаров пахотных земель, из них 8 тыс. гектаров за счёт федерального и областного бюджетов» [40]. За счет привлечения средств инвестиционных компаний, хозяйств, кредитных ресурсов к 2009 г. в сельскохозяйственный оборот было введено более 260 тыс. га невостребованной пашни. И как результат - посевные площади под урожай 2009 г. во всех хозяйствах всех увеличились до 1 млн 357 тыс. га. Однако около 60 тыс. га пашни ещё не использовалось [41].

Источники показывают, что в 1990-1992 гг. эволюционный путь аграрных преобразований был прерван радикальными мерами. Они были направлены на изменение форм собственности на землю и быстрое «насаждение» новых форм

хозяйствования. Идеологи реформ считали, что фермеры безболезненно заменят крупные хозяйства в качестве основных сельхозтоваропроизводителей [25].

Законодатель определял, что земельная реформа «имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю» [21]. В соответствии с законом земельные участки «для производства сельскохозяйственной продукции» предоставлялись «в пользование, владение или собственность». Их изъятие не допускалось. Государство брало на себя обязательство содействовать развитию «всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций». Закон подтверждал «равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности». В РСФСР государственная монополия на землю отменялась [Там же]. В хозяйственно-производственных целях земля бесплатно передавалась гражданам в собственность. Отчуждение и продажа этих участков допускалась, но только государству. Все собственники «самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации». Вмешательство в их деятельность запрещалось [Там же].

Указ Президента России от 27 декабря 1991 г. обязывал колхозы и совхозы в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Местные органы власти обязывались вести «контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств». В этих условиях власти районов определяли «среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель». Оставшиеся площади пополняли «фонды перераспределения земель» для продажи «по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа» [22].

Для ускорения работы по развитию новых форм хозяйствования руководство колхозов и совхозов обязывалось «в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре...». Одновременно с земельной долей выделялся имущественный пай [Там же].

Постановление Правительства от 29 декабря 1991 г. № 86 подтвердило сроки реорганизации и перерегистрации крупных хозяйств. Для организации работы по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов в этих хозяйствах создавались комиссии. Они вместе с районными властями обязывались «провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность» [25].

В соответствии с Законом все члены колхозов, работники совхозов, включая пенсионеров, имели «право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности» хозяйств. Земельный пай устанавливался «в натуральном или стоимостном выражении». Пункт 10 Постановления обязывал владельца пая уведомить внутрихозяйственную комиссию о целях и формах его использования. Крестьяне получали право использовать свои земли для организации индивидуальных или коллективных хозяйств. Собственники могли продавать и сдавать в аренду паи.

Следовательно, названное законодательство обеспечило фактический развал колхозно-совхозной системы, передел и приватизацию земельной собственности.

В этих условиях перед основной частью населения встал вопрос о перспективах собственной занятости. Хозяйственному самоопределению населения способствовали Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [20], Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 397-1 «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса» [26], Постановление Правительства РСФСР от 4 января 1991г. №9 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» [24].

В Курской области собственное крестьянское (фермерское) хозяйство одним из первых зарегистрировал 25 июля 1990 г. М.В. Шубин. Хозяйство находилось в с. Панкеево Конышевского района и располагалось на 50 га земли арендованной у колхоза им. Чкалова. У хозяина был трактор МТЗ-80 с шеститонной телегой СЗУ-З и трактор Т-40 с прицепом. Три работника из 4-х были членами семьи фермера [13, Л. 67]. В Курской области к концу 1990 г. на 6 945 га земли работали 133 крестьянские (фермерские) хозяйства [15, Л. 66]. Фермерские хозяйства в регионе активно учреждались в 1990-1993 гг. Уже к 1 января 1994 г. в области было 2044 хозяйства. В их распоряжении имелось 116,4 тыс. га земли. В среднем на хозяйство приходилось

57 га [14, Л. 51]. «Первую волну» фермеров в основном составляли колхозники-пайщики и отставные военные. Развитие фермерства сдерживалась финансово-материальными трудностями и проблемами с реализацией продукции.

В перспективе это стимулировало сокращение численности фермерских хозяйств. Количество хозяйств в 1994 г. сократилось с 2 044 до 1 895, в 1995 до 1 775, в 1996 до 1 662 [30, с. 28]. В 2003 г. в регионе работало 1 411 фермеров, в 2015 г. - 1 319, а в 2016 - 1 179 [11, с. 25]. Сокращение числа хозяйств одновременно сопровождалось увеличением их средних земельных площадей. В 1996 г. его средний размер составлял

58 га, в 2003 г. - 113 га, в 2015 г. - 208, а в 2016 уже 319,5 га [11, с. 25]. Эти данные показывают устойчивый процесс развития предпринимательских отношений в сельском хозяйстве Курской области.

Увеличение размеров земельных площадей свидетельствовало о укреплении финансово-хозяйственной самодостаточности фермеров, что позволяло им укреплять свои позиции в хозяйственной деятельности. В 2009 г. их доля в общем объёме производства зерна составила более 15 %, сахарной свёклы - 5 %, масличных культур -23% [43, с. 2]. В 2015 г. удельный вес фермеров и индивидуальных предпринимателей в общем объёме производства основных видов сельхозпродукции составил 17,5% зерна, 7,8% сахарной свёклы, 0,2 % скота и птицы, 6,7% молока [34, с. 30]. В 2016 г. фермеры Курской области произвели 26 % валовой сельскохозяйственной продукции на сумму 38 млрд рублей. Грантовую поддержку в сумме 127 млн рублей получили 117 глав фермерских хозяйств области [39].

Углубление рыночных реформ стимулировало зарождение в аграрной сфере региона новых типов самостоятельных сельхозтоваропроизводителей. Важное место в их среде заняли микропредприятия и подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций. В 2016 г. в области действовало 149 микропредприятий с персоналом до 15 работников. В среднем на каждое хозяйство приходилось по 679,8 га земли. В настоящее время в области работают 63 подсобных сельхозпредприятия, в среднем имеющие по 347,3 га пахотных земель [42, с. 19, 22]

При росте безработицы в сельской местности личные подсобные хозяйства населения стали приобретать статус мелких сельхозтоваропроизводителей. В 2016 г. в регионе насчитывалось 214 180 личных подсобных и индивидуальных хозяйств. В среднем они имели по 0,6 га земли [42, с. 37]. В 2006 г. их удельный вес в общем объёме производства основных видов сельскохозяйственной продукции составлял:

картофеля - 95,5%, овощей - 94,5%, скота и птицы - 50,3%, молока - 53,1% [33, с. 36]; в 2011 г. - 90,5%, 94,1%, 40,1%, 53,0% соответственно; в 2015 г. - 94,0%, 92,3%, 6,5%, 41,5% [34, с. 32].

Мы видим, что хозяйства населения в производстве продукции имели определённую специализацию. Относительное сокращение производства молока и резкое уменьшение производства скота и птицы объясняется активным развитием в Курской области крупных специализированных животноводческих комплексов и холдингов.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в сельском хозяйстве региона активно зарождались новые организационно-правовые формы хозяйствования. Этот факт подтверждает устойчивость развития рыночных отношений в аграрной сфере. Вместе с тем практика показывала, что фермерские хозяйства и другие малые сельхозпроизводители быстро не решат продовольственно-сырьевую проблему. Именно поэтому государство законодательно закрепило курс на развитие кооперативного движения в постсоветской России.

Законы от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственной кооперации», формируя правовые начала и гарантии кооперирования в рыночной повседневности, стимулировали создание и развитие крупных хозяйств в аграрной сфере. Законодатель определил, что систему сельскохозяйственной кооперации в России составляют сельскохозяйственные кооперативы и их союзы [23].

В соответствии с первым законом кооперативами являлись организации, создаваемые «сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива» [23]. Для села с разрушенными советскими крупными хозяйствами последний принцип являлся особенно важным.

Анализ источников и практика показывают, что только крупные хозяйства могли поддерживать в надлежащем состоянии сельскую инфраструктуру. Закон устанавливал, что все производственные кооперативы являются коммерческими организациями. Устанавливая их основные виды: сельскохозяйственная артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), - законодатель предполагал и стимулировал развитие иных кооперативов, не противоречащих законодательству.

Источники свидетельствуют о том, что в рыночной повседневности численность колхозов и совхозов уменьшалась, но при этом количество крупных хозяйств оставалось высоким. Это объясняется тем, что колхозы и совхозы активно меняли организационно-правовые формы хозяйствования. В 1993 г. в числе 555 сельхозпредприятий Курской области насчитывалось 100 колхозов и совхозов. В то же время действовали 455 акционерных обществ, товариществ и сельскохозяйственных кооперативов [30, с. 26]. А уже в 2004 г. в числе 563 сельхозорганизаций осталось только 2 совхоза и 5 колхозов, а акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов было 556 [31, с. 29]. Следовательно, советские колхозы и совхозы вытеснялись, зараждающимися новыми организационно-правовыми формами хозяйствования. В статсборниках начиная с 2003 г. такие колхозы и совхозы не упоминаются.

Новые формы хозяйствования были результатом и свидетельством углубления рыночных отношений в аграрной сфере. Сокращение численности крупных и средних сельскохозяйственных организаций стало результатом реализации рыночных механизмов по естественному укрупнению хозяйств и права хозяев распоряжаться

земельной собственностью к своей выгоде. Численное сокращение сельхозорганизаций не вызвало уменьшения в них размеров земель сельскохозяйственного назначения. В постсоветское время колхозы и совхозы реорганизовывались в рыночные хозяйства нового типа. Процесс развивался по двум направлениям. Новые хозяйства формировались на основе перерегистрации старых или на базе остатков развалившихся колхозов.

Так, в ходе реформ колхоз им. XXII партсъезда Медвенского района был реорганизован в эффективный многопрофильный СХПК «Спасский». Хозяйство имело молочно-товарные и свиноводческие фермы, мини-цеха по производству крупы, подсолнечного масла, сыра. Имело хозяйство и долги. Но держалось оно на личности председателя. Он «...умел сводить концы с концами и пользовался авторитетом у селян, у районной и областной властей». Уход председателя привёл к банкротству [28]. ООО «Дружное» в Курчатовском районе было создано на остатках бывшего колхоза «1 мая». Одну часть колхоза приобрёл крупный инвестор, а на второй части, заросшей бурьяном и клёном, В. Раков организовал общество с ограниченной ответственностью [37].

В регионе действуют хозяйства различных организационно-правовых форм. В Черемисиновском районе успешно работает АО «Новая жизнь». В 2016 г. средний урожай кукурузы на зерно составил 122 ц/га, зерновых 47 ц/га [6]. ООО «Заря» было создано «в самом начале нового века на базе обанкротившегося СХПК "Красная Заря"». В общем, самыми непростыми были первые шаги, а потом потихоньку, постепенно начали развиваться», - вспоминал С. А. Митусов - руководитель хозяйства. В настоящее время ООО «Заря» - одно из лучших черемисиновских хозяйств [6].

В Горшеченском районе успешно работает ООО «Восход». В 2016 г. в хозяйстве получили по 600 ц/га сахарной свёклы, «у операторов машинного доения в цехе раздоя зарплата в отдельные периоды достигает 100 тысяч рублей в месяц. Там внедрена цеховая технология производства молока» [5]. В Щигровском районе выделяется ООО «Защитное». «Оно одно из лучших в области по многим направлениям. Там занимаются производством элитных семян зерновых, зернобобовых и кормовых культур, а также картофеля, молочным, мясным и племенным скотоводством. Площадь сельхозугодий составляет 15 496 га. Общее поголовье КРС - 1 450 голов, из них 600 -фуражные коровы» [38].

Источники показывают, что во всех районах области в конце XX - начале XXI в. сформировались аграрные комплексы с различными организационно-правовыми формами хозяйствования. Агропромышленный комплекс в Рыльске формировался на протяжении многих лет, успешно прошел через реформы девяностых. В итоге сегодня в нем присутствуют самые разные формы хозяйствования: инвестиционные компании, СПК, КФХ, ЛПХ [4].

Увеличение доли частных организаций в производственной деятельности свидетельствует об упрочении рыночных отношений в аграрной сфере. В 1994 г. в Курской области из 556 сельскохозяйственных предприятий частными были 526, государственными 21, смешанными 9, в 1996 г. - 530, 20 и 6 соответственно [30, с. 26]. В начале XXI в. эта тенденция окрепла: из 623 организаций в 2003 г. частными были 594, государственными 18, смешанными 11; в 2007 г. из 296 - 273, 16 и 7 соответственно [32, с. 32].

Процесс устойчивого развития форм собственности и хозяйств новых организационно-правовых форм позволял сельхозтоваропроизводителям адекватно и оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, проводить структурные перестройки, реорганизации и земельно-ресурсные объединения. Вновь создаваемые организации обеспечивались финансово-правовыми гарантиями для развития

предпринимательских инициатив и уже самостоятельно несли ответственность за хозяйственные риски. По нашему мнению, это важнейший итог аграрных реформ. Вместе с тем источники показывают, что население в своей основе ещё не было готово к восприятию новых форм хозяйствования. Поэтому в конце XX в., меняя организационно-правовые формы хозяйствования, выживали организации, возглавляемые опытными руководителями.

Упрочение рыночных отношений, развитие новых типов и видов хозяйствования в аграрной сфере сопровождалось ростом проблем, связанных с реализацией произведённой продукции, кредитованием новых проектов. В этой рыночной повседневности перспективно мыслившие руководители, опытные хозяйственники искали более эффективные формы организации работы. Трудности сбытового плана стимулировали всех сельскохозяйственных производителей, переработчиков и торговые предприятия к кооперации.

В этом плане интересна работа ОАО «Беловское», созданного в 1995 г. на основе присоединения сельхозкооператива «Илек» к работавшему с 1992 г. на базе районного потребительского общества АО «Беловское». К моменту объединения АО «Беловское» имело в собственности пищекомбинат, предприятия общественного питания, торговые и заготовительные организации, завод строительных материалов. Имущественные паи членов кооператива «Илек» через конвертацию в акции влились в уставной капитал нового предприятия.

Созданное ОАО «Беловское» стало теперь заниматься растениеводством и животноводством, а переработка продукции велась в собственном мелькомбинате, в своих пекарнях, колбасном, маслобойном, рыбном цехах и в цехе по изготовлению безалкогольных напитков. Также предприятие закупало сельхозпродукцию у населения, оказывало ему услуги по забою скота. Кроме того, общество вело торговлю собственной продукцией и товарами, приобретёнными в других регионах России [1, с. 142].

К в 2002 г. в Курской области уже действовали 600 крупных сельхозорганизаций. Из них 349 были сельскохозяйственными производственными кооперативами, составлявшими 58,2%. В Липецкой области из 339 предприятий СПК было 280 (82,6%), в Тамбовской из 490 организаций СПК составляли 392 хозяйства, или 80,0% от всех крупных предприятий [1, с. 257-258].

Вместе с тем устойчивый процесс развития рыночного хозяйствования тормозился. В правительстве области отмечали: «У нас недостаточно средств, чтобы реанимировать и поднять сельское хозяйство в целом». В условиях, когда «земля-основное средство производства не пашется, фермы пустуют, валятся, инвесторов надо встречать с распростёртыми объятиями. Пусть только они делают финансовые вливания»,- подчёркивал И. Пигорев [8].

В рыночной повседневности поиск источников финансирования аграрной отрасли стимулировал развитие вертикально интегрированных кооперативов. По оценкам учёных, «. инициаторами создания интегрированных объединений всё чаще становятся частные несельскохозяйственные предприятия» [2, с. 3]. Аграрные холдинги являлись наиболее эффективной формой такой кооперации. Кризис 1998 г. ускорил этот процесс. «Рынок, - отмечали экономисты, - был расчищен для национальных производителей, поскольку ввозить импортное продовольствие стало невыгодно. Вкладывать капиталы в сельское хозяйство, естественно, могли только богатые экспортёры сырьевых товаров. Оставшиеся с советских времён коллективные хозяйства все были в долгах, поэтому легко приняли инвесторов и затем полностью оказались зависимыми от них» [2, с. 5].

Первым таким кооперативом в Курской области стало ООО «Группа компаний "Агрохолдинг"». В 1992 г. для торговли зерном и белковым сырьем в Курске

организовалась фирма из 10 работников. Успехи «Агрохолдинга» позволили ему стать в России представителем крупнейших иностранных производителей белкового сырья. К началу XXI в., привлекая иностранный капитал, фирма открыла сеть дочерних организаций и была реорганизована в «Группу компаний». Её организации, действовали в России, СНГ и в мире [17].

ООО «Группа компаний "Агрохолдинг"» и администрация Курской области 9 июля 2002 г. заключили соглашение о взаимном сотрудничестве. Совместные усилия активизировали деятельность предприятия. Под управлением «Агрохолдинга» развивались: в Конышевском районе - ООО «Агрохлеб», ООО «Агро-Мясо», в Железногорском - ОАО «Красная поляна+», ОАО «Магнитный+», ООО «Магнитный», ОАО «Мартовское» и в Щигровском - ОАО «Свинокомплекс "Шаталовский"». При всех сложностях «Агрохолдинг» развивал многопрофильную работу. Для этого только на территории Конышевского и Железногорского районов он использовал 21,5 тыс. га сельхозугодий. Из них 19,8 тыс. га составляла пашня. В 2008 г. его предприятия засевали 11 тыс. га, из которых 10,4 тыс. га занимали зерновые [17]. Источники показывают, что компания путём инвестирования внесла весомый вклад в восстановление и развитие аграрного сектора области.

В Горшеченском районе Курской области с 1 декабря 2008 г. реализовывается большой инвестиционный проект по строительству птицеводческого комплекса «Курский Агрохолдинг». Он рассчитан на производство 120 тыс. тонн мяса птицы в год в живом весе и 7 млн штук в год товарного яйца. В России и в Европе это единственное предприятие такого уровня. Его сметная стоимость составила около 11 млрд рублей [9]. Инвестором выступило ЗАО «Белая птица». Уже начал работать инкубаторий птицефабрики, перерабатывающий комбинат, мощностью 12 тыс. голов в час [10].

Дополнительными видами его деятельности стало выращивание зерновых, зернобобовых, кормовых культур, заготовка растительных кормов, предоставление иных услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур. Также кооператив ведёт оптовую торговлю сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, продаёт мясо, мясо птицы, продукты и консервы из мяса и мяса птицы, развивает иные виды хозяйственной деятельности [19].

Анализ источников показывает, что инвесторы не только активизировали процесс восстановления и развития аграрной сферы, но и способствовали адаптации населения к жизни в новой сельскохозяйственной повседневности. Решение этой проблемы находилось и находится в центре внимания областной власти. В 2010 г. в Курскую область пришёл ведущий оператор мясного рынка АПХ «Мираторг». Он в регионе «с нуля создал крупные растениеводческое и свиноводческое подразделения, инвестировав в регион 11 млрд рублей» [27].

На встрече 21 февраля 2012 г. губернатора Курской области А. Н. Михайлова, президента ООО «Агропромышленный Холдинг "Мираторг"» В. Линника и председателя Совета директоров ООО «Мираторг-Белгород» В. Прохорова было подписано инвестиционное соглашение о сотрудничестве на 2012-2018 гг. «Мираторг» взял обязательства инвестировать 10 млрд рублей в строительство 10 свинокомплексов в Сужданском, Обоянском и прилегающих к ним районах. В Курской области холдинг уже имеет ООО «Свинокомплекс "Пристенский"» и ООО «Пристенская зерновая компания».

По итогам XVI межрегиональной Курской Коренской ярмарки «Мираторг» стал лауреатом в номинации «Самый эффективный инвестор и бизнес-проект на территории Курской области». «Расширение земельного банка на территории Курской области и площади обрабатываемых земель является важной задачей для компании на этот год.

Земля должна работать и приносить государству отдачу в виде налогов, новых рабочих мест, высококачественной и доступной сельхозпродукции для потребителя. Создание вертикально интегрированного производства «Мираторга» в регионе не только повысит конкурентоспособность Курской области, которая уже входит в число лидеров по производству свинины, но и станет важным шагом для решения задачи импортозамещения в масштабах всей страны», - сказал В. Прохоров [27].

В Суджанском районе в феврале 2017 г. стал действовать «специализированный комплекс по откорму и выращиванию молодняка молочного скота мощностью 30 тысяч голов, который будет производить "розовую телятину" - результат совместной деятельности администрации Курской области и инвестиционной компании "Мираторг" и успешной реализации госпрограммы по поддержке развития АПК». В целом за период с 2012 по 2016 г. в развитие АПК «Мираторг» инвестировал порядка 35 млрд рублей.[12].

Компания планирует в регионе до 2020 г. создать еще два аналогичных комплекса. Общая производственная мощность комплекса по откорму КРС составит 90 тыс. голов единовременного содержания в год. Инвестиции в проект составят около 9 млрд рублей, будет создано 500 новых рабочих мест. Холдинг «намерен также реализовать в Курской области масштабный проект по созданию свиноводческого дивизиона: строительство мясохладобойни производственной мощностью 4,5 млн голов в год, или 420 тыс. тонн готовой продукции, в том числе 122 тыс. тонн продукции глубокой переработки. Поставлять сырье для нее будут 16 свинокомплексов на 160 тыс. голов единовременного содержания. Для обеспечения животных комбикормами предусматривается строительство двух комбикормовых заводов» [Там же].

В числе других крупных компаний, работающих в области, выделяются ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» в Советском районе. В её пользовании около 45 тыс. га земли, находящейся в трех районах [7]. Большой вклад в социально-экономическое развитие области вносят ЗАО «Агрокомплекс "Мансурово"», ООО «Защитное» (ГК «ЭкоНива-АПК Холдинг»), ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат» [7] и другие.

Из вышесказанного следует, что в конце XX- начале XXI в. в Курской области в процессе реализации радикальных аграрных реформ произошло перераспределение земельной собственности. Реорганизация крупных хозяйств, разгосударствление способствовали формированию частной собственности на землю. Земля стала объектом купли-продажи. На этой основе в постсоветской России формировалась многоукладная сельскохозяйственная экономика путём создания новых организационно-правовых форм хозяйствования.

В период с 1992 по 1995 г. процесс формирования хозяйств новых организационно-правовых форм развивался по двум направлениям. Во-первых, на базе разорившихся крупных хозяйств по инициативе бывших колхозников создавались фермерские хозяйства. Однако в большей степени они возникали как результат административно-властного влияния. Фактически это был процесс «насаждения» новых хозяйств. Во-вторых, работавшие хозяйства пытались путём смены организационно-правовой формы сохранить предприятия. Часть СПК успешно вошла в рыночную повседневность.

Рыночное законодательство стимулировало развитие всех форм предпринимательства в аграрном хозяйстве области. Результатом стало создание слоя индивидуальных сельскохозяйственных предпринимателей, личные подсобные хозяйства крестьян втягивались в рыночные отношения. Прочные позиции в сельском хозяйстве начали занимать крупные сельскохозяйственные организации в виде ООО,

ОАО, ЗАО и другие. Активно начала развиваться кооперация мелких земельных собственников.

В условиях формирования новой финансово-кредитной системы сельскохозяйственных организаций всех организационно-правовых форм с конца XX в. в аграрную сферу активно внедряются несельскохозяйственные предприятия. Выступая в роли инвесторов развития сельского хозяйства региона, они активизировали процесс формирования и развития вертикально-интегрированных кооперативов (холдингов). Их перспективность определялась комплексной возможностью обеспечивать производство сельскохозяйственной продукции, её переработку и реализацию готового продукта. Кроме того, холдинги стали активно участвовать в решении социально-бытовых проблем сельских жителей.

Библиографический список

1. АПК российского Чернозёмья: состояние, опыт, стратегия развития / под общ. ред. Е.С. Строева. Воронеж, 2003. 607 с.

2. Бабаскина Т.И., Голощапова Л.В., Шатохин М.В. Обоснование деятельности агрохолдингов. Курск, 2009. 118 с.

3. Багликов О. «Зачем мне орден?». Почему так говорит хомутовский фермер Геннадий Захаров // Курская правда. 2007. 18 мая.

4. Белунова А. Большая доля в каравае // Курская правда. 2014. 18 нояб.

5. Белунова А. Горшеченские миллиардеры // Курская правда. 2016. 16 дек.

6. Белунова А. Яркий свет «Зари» // Курская правда. 2017. 20 янв.

7. Белунова А. К весне подготовились хорошо // Курская правда. 2017. 3 марта.

8. Ворошнев И. В сельском хозяйстве сенсаций не будет. Кроме возможного урожая // Земля и Дело. 2000. 4 апр.

9. В Курской области начал работу современный птицекомплекс [Электронный документ]. URL: http://shkhp.ru/news/novost-6.html (дата обращения: 25. 09. 2016)

10. В Курской области открывается крупнейший птицеводческий комплекс [Электронный документ]. URL: http://ptica-ru.ru/agronovosti/2077-new237.html (дата обращения: 25.09.2016)

11. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. Предварительные итоги: Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2016. 70 с.

12. В Суджанском районе Курской области заработал новый комплекс АПХ Мироторг» по производству «розовой свинины» // Курская правда. 2017. 21 февр.

13. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р - 3168. Оп. 3. Д. 2090.

14. ГАКО. Ф.Р - 3168. Оп. 3. Д. 2225.

15. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп.87. Д. 1733.

16. Герасименко С. Угробил цены урожай // Курская правда. 2008. 15 окт.

17. Группа компаний «Агрохолдинг» в Курской области [Электронный документ]. URL: http://www.foodmag.ru/catalog/0/b2394/ (дата обращения: 13.10.2016)

18. Загайтов И., Шевченко В. Поднятая целина-2 // Литературная газета. 2017. 1 февр.

19. ЗАО «Курский Агрохолдинг» [Электронный документ]. URL: http://www.list-org.com/company/5423823 (дата обращения: 24.09.2016)

20. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Закон РСФСР № 348-1 от 22 ноября 1990 года // Курская правда. 1990. 29 нояб.

21. О земельной реформе. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 [Электронный документ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30/ (дата обращения: 20.02.2017).

22. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года [Электронный документ]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/670 (дата обращения: 24. 12. 2016)

23. О сельскохозяйственной кооперации. Закон Российской Федерации 8 декабря1995года Ш93-ФЗ [Электронный документ]. URL: http://www.binfocom.ru/content/zakon/view/151.html (дата обращения: 14.03. 2017)

24. О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов. Постановление Совета министров РСФСР от 4 января 1991 г. № 9 [Электронный документ]. URL: http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr /usr 17970.htm (дата обращения: 20.02.2017)

25. О порядке реорганизации колхозов и совхозов. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 [Электронный документ]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/670 (дата обращения: 24. 12. 2016)

26. О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса. Постановление съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 397-1 [Электронный документ]. URL: http://zakon.law7.ru/base19/part1/d19ru1674.htm (дата обращения: 20. 02. 2017)

27. «Мираторг» может вложить более 4 миллиардов рублей в экономику Курской области // Курская правда. 2016. 6 июля

28. Моргунов Ю. Оптимистическая трагедия деревни // Курская правда. 2010. 19 окт.

29. Сводный статежегодник Курской области. 2000: стат. сб. Курск, 2000. 518 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Сельское хозяйство Курской области. 1997: стат. сб. / Курский областной комитет государственной статистики. Курск, 1997. 185 с.

31. Сельское хозяйство Курской области (2000-2004): стат. сб. Курск, 2005. 212 с.

32. Сельское хозяйство Курской области (2003-2007): стат. сб. Курск, 2008. 214 с.

33. Сельское хозяйство Курской области (2006-2010): стат. сб. Курск,2 011. 197 с.

34. Сельское хозяйство Курской области (2011-2015): стат. сб. Курск, 2016. 195 с.

35. Семин А. Доктрина или декларация? // Литературная газета. 2010. 28 апр.

36. Согачёв В. Трагедия или неизбежность? // Курская правда. 2010. 28 окт.

37. Согачёв В. Поднятая целина // Курская правда. 2011. 28 апр.

38. Согачёв В. Стремиться к поставленным целям // Курская правда. 2015. 27 янв.

39. Согачёв В. У фермеров большой потенциал // Курская правда. 2017. 17 марта

40. Сохранение и восстановление почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2006-2012 годы. Областная целевая программа. Утверждена постановлением Курской областной думы от 28 сентября 2006 г. №138 - IV ОД [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/908004807 (дата обращения: 20. 02. 2017).

41. Сохранение и восстановление почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2009-2014 годы. Областная целевая программа. Утверждена постановлением Администрации Курской области от 17 марта 2006 г. №91 [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/908009407 (дата обращения: 21.02.2017).

42. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи: стат. бюллетень. М.: ИИЦ «Статистика России», 2016. 70 с.

43. Текущий архив Курского областного агропромышленного комитета (ТА КОАПК). Дело: Доклады. Информации. 2000-2009 годы. 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.