Научная статья на тему 'Становление новой модели взаимодействия экономик России и Армении'

Становление новой модели взаимодействия экономик России и Армении Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ENERGY POTENTIAL / ТРАНЗИТ / TRANSIT / ЕВРАЗЭС / EURASEC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айрапетян Л.Г.

В статье рассматривается становление новой модели взаимодействия экономик России и Армении. Автор статьи подчеркивает взаимную выгоду и повышение эффективности экономики двух государств. Обосновывается дескриптивная модель организации международного сотрудничества между Россией и Арменией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the formation of a new model of interaction of the economies of Russia and Armenia. The author emphasizes mutual benefit and economic efficiency of the two States. The article also substantiates the descriptive model of international cooperation between Russia and Armenia.

Текст научной работы на тему «Становление новой модели взаимодействия экономик России и Армении»

Л. Г. Айрапетян

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИК

РОССИИ И АРМЕНИИ

Аннотация

В статье рассматривается становление новой модели взаимодействия экономик России и Армении. Автор статьи подчеркивает взаимную выгоду и повышение эффективности экономики двух государств. Обосновывается дескриптивная модель организации международного сотрудничества между Россией и Арменией.

Ключевые слова

Евразийская интеграция, стратегия, международное сотрудничество, энергетический потенциал, транзит, ЕврАзЭс.

L. G. Ayrapetyan

THE FORMATION OF A NEW MODEL OF INTERACTION OF ECONOMY OF RUSSIA AND ARMENIA

Annotation

The article discusses the formation of a new model of interaction of the economies of Russia and Armenia. The author emphasizes mutual benefit and economic efficiency of the two States. The article also substantiates the descriptive model of international cooperation between Russia and Armenia.

Keywords

Eurasian integration, strategy, international cooperation, energy potential, transit, EurAsEC.

Выполняя научный анализ результатов работы Таможенного союза (ТС), многие исследователи и государственные деятели отмечают, что в стратегическом плане России следует приложить новые дополнительные усилия с целью построения эффективной системы содействия международному развитию (СМР). Политический аспект этого вывода достаточно очевиден, а вот экономическое содержание подобной системы вызывает рад вопросов, а именно:

- как следует построить правовые отношения в системе сотрудничества;

- каким должен быть набор экономических составляющих сотрудниче-

ства, чтобы разумно сочетать и выгодность и привлекательность всех стран, которые уже изъявили желание сотрудничать или для которых сотрудничество является привлекательным;

- какой должна быть структура экономических отношений, чтобы сохранять и необходимую устойчивость (предсказуемость, стабильность) и в то же время гибко реагировать на разного рода кризисные явления.

«Правовой основой системы СМР в России являются следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

2015 № 3 (51) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

- стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

- Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Правовой основой системы СМР в международном аспекте могут быть следующие документы:

- условия международного сотрудничества в соответствии с положениями устава ООН;

- Йоханнесбургский план по устойчивому развитию стран;

- Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи 2005 г.;

- положения концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (июнь 2007 г.)» [1].

В соответствии с этими документами и с учетом последствий экономических санкций против России, которые поддержаны странами ЕС и некоторыми другими странами, в апреле 2014 г. была утверждена новая концепция СМР. Видим, что активная работа по совершенствованию международного сотрудничества во многом должна повысить привлекательность России как в экономических союзах, куда она входит на суверенных правах, так и в союзах, где Россия занимает ведущее место. По нашему мнению, именно эти союзы смогут помочь ряду стран СНГ в развитии экономики и повышении жизненного уровня населения. Другими словами, то, что не удалось в 90-е гг. прошлого века, возрождается только сейчас. Например, только по новой концепции установлено, что сумма средств на международное сотрудничество должна составлять не менее 0,7 % от ВВП России.

«При формировании собственной системы международного развития Россия преследует решение следующих задач:

- формирование добрососедских отношений с государствами, располо-

женными по периметру российских границ, и в первую очередь это качается стран СНГ;

- развитие торгово-экономического сотрудничества с этими странами, в том числе со странами — партнерами, не граничащими с РФ (в том числе и на других континентах);

- развитие политических, экономических, общественных, культурных, научных связей, а также связей в сфере образования с зарубежными странами;

- развитие политических и экономических отношений с межгосударственными экономическими союзами и объединениями;

- содействие в преодолении последствий гуманитарных, природных, экологических и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций особенно для стран, входящих в СМР;

- оказание помощи в ликвидации бедности, обеспечение устойчивого экономического развития в развивающихся странах, и в первую очередь в странах, входящих в СМР;

- использование политических рычагов и роли России в ликвидации вооруженных конфликтов;

- воздействие на общественные процессы с тем, чтобы в самом обществе преобладали и закреплялись справедливость и демократический характер экономического развития и добрососедства, опирающиеся на общепризнанные нормы международного права;

- укрепление авторитета России как честного, надежного и перспективного партнера» [1].

Среди приведенных задач многие могут быть рассмотрены как стратегические, но, что особенно важно, три последние задачи явно носят политический характер. Такое сочетание задач международного сотрудничества требует от государств, которые изъявляют желание стать экономическими партнерами России, разрабатывать для себя

новую модель сотрудничества, особенно в стратегическом плане.

Важным аспектом в создании новой модели экономического сотрудничества с Россией являются уже полученные практические результаты сотрудничества. «На период 2006-2010 гг. одним из важных факторов, определяющих направления содействия международному развитию России, являлись ее региональные приоритеты. Очевидно, что в первую очередь эти приоритеты коснулись обеспечения интересов России в многоплановом сотрудничестве с государствами — участниками СНГ. Особое внимание при этом было обращено к странам — членам Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭ^. Целью являлось укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ» [2].

В статье рассматривается построение модели сотрудничества с РФ для Армении. Сегодня по экономическому потенциалу Армению можно отнести к группе развивающихся стран, и в этом контексте рассмотрим, как же Россия строит свои отношения с другими странами этой группы.

«В настоящее время Россия для развивающихся стран использует довольно отлаженный механизм оказания экономической помощи. Принятие решений и их исполнение возложено на органы исполнительной власти, МИД России, Министерство финансов, а также на Министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данные органы оказывают экономическую помощь в соответствии с решениями Правительства России, исходя из конкретных задач. Если рассматривать эти задачи по видам, то наиболее часто встречаются следующие:

- оказание имущественной и финансовой помощи и непосредственное участие в ликвидации природных катастроф;

- оказание технической помощи и участие в ликвидации последствий техногенных катастроф;

- принятие решений по урегулированию задолженности отдельных государств;

- целевое финансирование по специальным программам или конкретных организаций» [3].

Открытость и легальность в оказании экономической помощи Россия строит на договорной основе путем утверждения трехсторонних (комитеты ООН, РФ и государство-партнер) и двухсторонних договоров. С учетом вхождения России в ШОС, БРИГС и др. договоры оказания экономической помощи могут носить и многосторонний характер.

Система оказания экономической помощи настолько хорошо отлажена, что в ней предусмотрены механизмы оценки эффективности использования предоставленных финансовых ресурсов. Традиционно при оказании помощи оценка эффективности производилась за трехлетний период, при этом применяются следующие критерии:

- удельные затраты на получение желаемых результатов в экономическом развитии для некоторой отрасли или направления (например, повышение урожайности от применения новых технологий, снижение затрат на выработку 1 кВт/ч электроэнергии за счет применения новых генераторов и т. п.);

- достижение конкретных экономических результатов, оказывающих существенное влияние на развитие экономики государства-партнера (например, работы по разведке полезных ископаемых и их освоению, разработка проектов и участие в строительстве тепловых и атомных электростанций, проектирование и строительство метрополитенов и другие проекты);

- использование финансовой помощи для достижения устойчивого положительного эффекта по направлениям

в общественной жизни (образование, подготовка врачей, включая лечебные комплексы и лаборатории, подготовка летчиков гражданской авиации (в том числе и космические полеты), обучение певцов, музыкантов и т. п.);

- оказание финансовой помощи в организации и проведении конкурсов, выставок, фестивалей, спортивных соревнований и т. п.

Очевидно, что к экономическим критериям напрямую можно отнести только два первых критерия. Рассмотрим важнейшие направления в экономике, которые реально дают хорошие результаты при организации сотрудничества стран. К числу подобных направлений относятся:

- энергетика;

- логистика;

- сельское хозяйство;

- новые технологии.

Если эти направления рассмотреть со стороны условий экономического развития тех стран, которые нуждаются в сотрудничестве, то можно отметить следующие важные свойства:

- каждое направление является определенной основой, без которой другие направления становятся труднореализуемыми в плане экономического развития;

- из этих направлений можно для любой страны с учетом ее климатических, природных и людских особенностей довольно легко выбрать некоторое одно, которое станет ведущим направлением хотя бы на первые несколько лет;

- четыре этих направления образуют целостный набор (определенный начальный базис), задающий системное свойство макроэкономического взаимодействия экономик разных стран.

Учитывая системные свойства этих направлений, их следует включать в модели, описывающие особенности международного сотрудничества. С этой целью рассмотрим их более подробно применительно к странам бывшего СНГ.

Россия всегда лидировала среди стран СНГ по энергетическому потенциалу. Имея прекрасные возможности в проектировании и строительстве гидроэлектростанций, она методично наращивала энергетический потенциал и атомными электростанциями (АЭС), запустив до 1985 г. в строй действующих 10 АЭС. В этот же период было пущено 5 АЭС на Украине, в Литве (Ингалинская АЭС) и одна в Армении, причем это были наиболее современные, но разные по мощности АЭС. По мнению специалистов, при содействии России с использованием небольшого кредита мощность Ереванской АЭС может быть увеличена втрое, что позволит обеспечить не только собственные потребности в электроэнергии для промышленности и сельского хозяйства, но и экспорт 30-40 % электроэнергии в зарубежные страны, обеспечив существенный рост чистого экспорта страны. Важно отметить, что подобный кредит легко можно получить в Евразийском Банке развития на очень выгодных условиях. Это, несомненно, подтверждает экономическую выгодность вступления Армении в ЕврАзЭС.

Рассматривая атомные станции, не следует забывать и тепловые электростанции (ТЭС). Так, например, в Казахстане, который располагает на своей территории значительными запасами каменного угля, удалось не только решить проблемы собственного энергообеспечения, но и выгодно продавать уголь для нужд энергетики и металлургии в промышленно развитые страны Европы и Азии.

Рассматривая очень важную для оценки эффективности экономики макроэкономическую характеристику такую, как чистый экспорт, мы видим, что второй по значимости точкой развития выступает логистика, особенно в части транзитных транспортных операций. Очевидно, что сегодня, когда перед основными игроками мировой экономики

остро стоит вопрос, как быстро перебросить груз из Китая в Европу и обратно, как осуществить транспортировку ресурсов, страны-транзитеры получают исключительные возможности в пополнении доходной части государственного бюджета. Проблема налаживания транзитных путей для Армении очень актуальна.

Примерами того, как следует решать логистические проблемы, являются способы поддержания логистических связей сотрудничества азиатских стран КНР, Южной Кореи и Японии во взаимодействии с Россией. В отличие от прибалтийских стран, эти крупнейшие экономики мира оптимизируют свои транспортные затраты и не собираются примыкать к странам, которые поддерживают экономические санкции в отношении России.

То что сельское хозяйство входит в состав важнейших факторов взаимодействия и сотрудничества между странами, является результатом успешного экономического развития во всем мире. Сотрудничество и выгодное разделение труда легко компенсируют разные климатические условия и наличие плодородных земель и сельскохозяйственных угодий. Координация и планирование даже в условиях конкурентного рынка позволили некоторым странам СНГ принять весьма амбициозные программы по наращиванию производства мяса, сборов зерновых культур и приступить к их реализации. Например, в настоящее время Россия и Казахстан уже заканчивают разработку общей зерновой политики в рамках единого экономического пространства, причем предполагалось, что к этому зерновому союзу должна была бы присоединиться и Украина. По мнению разработчиков, этот союз не только выдвигает на зерновой рынок нового мощного игрока, но и становится гарантией продовольственной безопасности стран участников ЕврАзЭс.

Замыкает список направлений взаимовыгодного сотрудничества направление, связанное с внедрением новых технологий. Теперь уже стали историей многочисленные исследования как в фундаментальных, так и в прикладных науках, которые в течение многих лет планомерно проводились многочисленными научными институтами и конструкторскими бюро союзных республик бывшего СССР. В современных условиях появление новых технологий и их внедрение практически невозможно без совместной работы в рамках международного сотрудничества. Поскольку новые технологии остаются единственным условием поддержания желаемого уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке, работы по этому направлению должны выполняться наилучшим образом. Работы, связанные с научными исследованиями и новыми технологиями, в первую очередь требуют финансирования и достаточно развитой производственной базы. Этим условиям как раз и удовлетворяют творческие союзы, создаваемые на межгосударственном уровне. В качестве примера можно привести сотрудничество между Казахстаном и Россией в космических исследованиях. Условием для этого сотрудничества стал космодром «Байконур», который, как известно, располагается на территории Казахстана и используется Россией на правах аренды. Для Армении наиболее развитыми видами совместных с Россией исследований выступают медицина и машиностроение. В 2011 г. в Ереване открыт совместный НИИ в области робототехники, создается опытное производство проектируемых образцов робототехнических модулей.

С учетом рассмотренных выше направлений международного сотрудничества с целью построения модели организации сотрудничества между Россией и Арменией сформулируем несколько важных условий для механизмов (процессов) и связей этой модели.

Анализ динамики роста валового внутреннего продукта (ВВП) Армении на рисунке 1 показывает, что темпы развития экономики государства после окон-

чания мирового экономического кризиса (2010-2014 гг.) значительно ниже, чем до его наступления (2007-2008 гг.).

Уровень ВВП Армении

15,0

° 10,0

« 5,0

&

5!

0,0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 1 — Динамика ВВП Армении (2004-2014 гг.)

Составлен автором на основе: Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. М. : ЕАК, 2014.

Это означает, что в модели следует предусмотреть элементы и механизмы, обеспечивающие рост темпов прироста ВВП Армении в 1,5-1,8 раза. В качестве ведущей отрасли может быть сельское хозяйство (в том числе пищевая промышленность).

Для начального состояния и по результатам моделирования в модели следует предусмотреть такие связи и с такими характеристиками, которые будут не хуже результатов уже имеющегося опыта международного сотрудничества между Россией и Казахстаном (рис. 2).

Рисунок 2 — Динамика темпов роста ВВП (2004-2014 гг.) для некоторых стран СНГ

Составлен автором на основе: Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. М. : ЕАК, 2014.

Критерием нормализации экономического состояния Армении следует рассматривать преодоление отрицательного торгового баланса по чистому экспорту, которое представлено на ри-

сунке 3. Методом имитационного моделирования по предложенной модели следует выявить возможности достижения хотя бы 5 % уровня чистого экспорта от ВВП страны.

Чистый экспорт, % от ВВП

Россия Казахстан Армения

Рисунок 3 — Динамика чистого экспорта для некоторых стран СНГ

Составлен автором на основе: Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. М.: ЕАК, 2014.

В качестве необходимого и достаточного условия эффективности экономического развития Армении до 2020 г. следует считать снижение государственного долга страны до 20 % от ВВП.

Вступление Армении в Таможенный союз, по нашему мнению, с учетом влияния России позволит значительно сократить время на согласование условий и тарифов по восстановлению железнодорожного транзита через Грузию между Арменией и Россией [4].

В этом случае Армения получает возможность на долговременные дополнительные доходы от транзитных железнодорожных перевозок между Турцией и Россией.

Вступление Армении в ЕврАзЭс (в настоящее время в ЕврАзЭс Армения выступает в роли наблюдателя) открывает новую страницу в развитии сельского хозяйства.

Учитывая, что приоритет в сельском хозяйстве сегодня принадлежит мелкотоварному производству, союзные возможности позволят наилучшим образом структурировать и аграрный сектор, и пищевую промышленность и виноделие, особенно, если учесть устойчивый спрос на коньячные изделия. Рациональное распределение собственной продукции по секторам сельскохозяйственного рынка стран ЕврАзЭс позволит Армении значительно повысить отдачу собственного сельскохозяйственного производства, а привлечение взаимовыгодных кредитов позволит переоснастить машинотракторную базу сельхозпроизводителей и основные фонды предприятий пищевой промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Научно-исследовательский центр содействия международному развитию. Россия — RCICD. Org. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rci cd. org>nati onal -strategi e s... assi stance/ russial (дата обращения: 28.08.2016).

2. Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mid.ru (дата обращения: 28.08.2016).

3. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru (дата обращения: 30.08.2016).

4. Айрапетян, Л. Г. Ретроспективный анализ основных макроэкономических показателей экономического развития России и Армении // Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения : материалы регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (5 декабря 2012 г.) / Рост, гос. эконом, ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2012.— С. 15.

Bibliographie list

1. Research center of international development assistance. Russia — RCICD. Org. [Electronic resource], — Mode of access : rcicd.org>national-strategies... assis-tance/russial (Date of access: 28.08.2016).

2. The Ministry of foreign affairs of the Russian Federation [Electronic resource], — Mode of access : mid.ru (Date of access: 28.08.2016).

3. The Ministry of economic development of the Russian Federation [Electronic resource], — Mode of access : www.economy.gov.ru (Date of access: 30.08.2016).

4. Ayrapetyan, L. G. Retrospective analysis of the main macroeconomic indicators of economic development of Russia and Armenia // The theory and practice of commercial mediation in the sphere of circulation : materials of the region, practical, proc. students and postgraduate students. (5 of December 2012) / Rostov State University of Economics (RINH). — Rostov-on-Don, 2012. — P. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.