ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
DOI: 10.26347/1607-2502202101-02003-011
СТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОИ БАЗЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Введение. Актуальность вопроса определяется не только объективным запросом на инсти-туционализацию наставнических практик со стороны системы здравоохранения, что отражается в ответах медицинских работников на вопросы о потребности в наставнике, удов -летворенности полученными в ходе медицинского образования знаниями и навыками, наличии профессионального выгорания и др., но и усилением внимания к наставничеству со стороны организаторов здравоохранения, ведущих разработку соответствующего федерального законопроекта.
Цель исследования. Изучить историю становления нормативно-правовой базы наставничества в государственном здравоохранении.
Материалы и методы. Исследование основано на результатах ряда авторских исследований, проведенных под эгидой НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департимента здравоохранения Москвы в 2019 г. и 2020 г., включившие массовый опрос столичных медицинских работников (551 анкета), серии экспертных интервью (23 интервью), экспертный опрос главных врачей столичных медорганизаций, кейс-стади лучших региональных практик наставничества, а также кабинетное исследование. Результаты. Анализ истории нормативного правового регулирования показал, что в последние годы активизировалось движение в сторону создания федеральной нормативной правовой базы по регулированию наставнической деятельности в медицине, однако в ряде уже принятых документов поле действия наставничества сужается, ограничиваясь исключительно молодыми специалистами, что представляется недостаточным. В связи с этим предлагается расширить список категорий медицинских работников, в отношении которых целесообразно осуществлять практики наставничества. Соответственно для каждой из данных категорий следует разработать свои, наиболее эффективные периоды, инструменты и методы наставничества, контрольные процедуры, определить соответствующие категории наставников.
Заключение. Таким образом, материалы, представленные в статье, могут быть полезны как специалистам в области организации здравоохранения, так и представителям научного сообщества, разрабатывающим наиболее эффективные пути включения наставничества в систему повышения эффективности государственного здравоохранения. Ключевые слова: наставничество в здравоохранении, менторство, человеческий потенциал, трудовые ресурсы в здравоохранении, медицинское образование, трудовая адаптация
Автор заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Ненахова Ю.С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 1-2: 3-11. DOI: 10.26347/1607-2502202101-02003-011.
Ю.С. Ненахова
ГБУ «Научно-
исследовательский
институт организации
здравоохранения
и медицинского
менеджмента
Департамента
здравоохранения
г. Москвы», Москва,
Россия
Институт социально-экономических проблем народонаселения — обособленное подразделение ФГБУН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
FORMATION OF THE REGULATORY FRAMEWORK OF MENTORING IN THE HEALTH CARE
Background. The studied issue becomes crucial not only because the health care system needs the institutionalization of mentoring practices, which is reflected in the responses of medical workers to questions about the need for a mentor, satisfaction with the knowledge and skills gained during medical education, the presence of professional burnout, etc., but also because the increased attention to medical mentoring is given by the organizers of health care leading the development of the corresponding federal bill.
Objective. To study the history ofthe formation of the regulatory framework for mentoring in public health care.
Yulia Nenakhova
Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia
Institute of Socio-Economic Studies of Population — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Methods. The study is based on the results of a number of original studies conducted with the support of the Research Institute of Health Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department in 2019 and 2020, which included a mass survey of Moscow medical workers (551 questionnaires), a series of expert interviews (23 interviews), an expert survey of chief doctors of the capital's medical organizations, case studies of the best regional mentoring practices, as well as a desk research.
Results. An analysis of the history of the regulatory and legal consolidation of the institution of mentoring has shown that a trend towards a federal regulatory framework for the regulation of mentoring in medicine has intensified. However, a number of documents adopted narrow the field of action of mentoring, which is limited exclusively to young specialists, which seems insufficient. In this regard, it is proposed to expand the list of categories of medical workers in respect of whom it is advisable to carry out mentoring practices. Accordingly, for each of these categories, personalized most effective periods, tools and methods of mentoring, control procedures should be developed, and appropriate categories of mentors should be determined.
Interpretation. Thus, the materials presented in the article can be useful both for specialists in the field of healthcare organization and representatives of the scientific community, who are developing the most effective ways to include mentoring in the system of improving the efficiency of public healthcare.
Keywords: mentoring in health care, mentoring, human potential, labor force in health care, medical education, labor adaptation
The author declares no competing interests.
Funding: the study had no funding.
For citation: Nenakhova YS. Formation of the regulatory framework of mentoring in the health care. Health Care Standardization Problems. 2021; 1-2: 3-11. DOI: 10.26347/16072502202101-02003-011.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие института наставничества в системе государственного здравоохранения представляет собой один из наиболее перспективных инструментов развития трудового потенциала сотрудников, потому ему уделяется все более пристальное внимание со стороны организаторов здравоохранения. Наставничество представляет собой не только эффективный инструмент адаптации медицинских сотрудников на рабочем месте, но и мощный образовательный инструмент, расширяющий и сохраняющий требуемый объем трудовых компетенций и тем самым реализующий принцип образования на протяжении всей жизни, Lifelong Learning, принятый ЮНЕСКО, занимает центральное место в подготовленной им стратегии на 2014—2021 гг. [1].
Медицинские работники и сами проявляют заинтересованность в практиках наставничества. По данным выполненного при участии автора опроса медицинских работников Москвы, в 2019 г. у 4,8% принявших участие в исследовании столичных врачей и 2% представителей столичного среднего медицинского персонала на момент опроса был наставник, в то время как 17,3% врачей и 13,6% представителей среднего медицинского персонала обозначали себя как дейс-
твующие наставники [2]. При этом 2,2% врачей и 1% представителей среднего медицинского персонала отмечали, что не согласились бы заняться наставничеством по той причине, что им самим нужен наставник, которого у них на данный момент нет. Опрос проводился в 2019 г., однако в связи усилением рисков, связанных с эпидемиологической обстановкой, в 2020 г. потребность в наставничестве возросла — в связи с необходимостью привлечения новых медицинских кадров в государственное здравоохранение, а также переобучения врачей и медицинских сестер на другие специальности и соответственно адаптации на новом для них рабочем месте. С другой стороны, актуальность наставничества опосредуется степенью удовлетворенности выпускников своими знаниями и умениями, полученными в образовательных учреждениях. Так, опрос, проведенный С.И. Шляфером и З.М. Зайрутдиновой, показал, что только 36,4% медицинских сестер удовлетворены собственной подготовкой в учебных заведениях [3]. Эксперты в ходе экспертных интервью, проведенных в рамках авторского исследования 2020 г., подтверждают, что «Необходимость внедрения наставничества связана с низким уровнем образования в вузах, выпускники не способны самостоятельно работать ни в по-
ликлиниках, ни в стационарах. Если бы образование было более качественным, можно было бы сказать, что наставничество требуется только для передачи корпоративных правил и навыков, которые нельзя освоить в процессе обучения в ВУЗе. Но в нашей ситуации к этому добавляется зачастую и подтягивание базового образования: и практического, и теоретического. Выпускники вузов совершенно не способны вести самостоятельно прием. Их одних оставлять наедине с пациентом просто нельзя»1. Кроме того, возросшая потребность в наставнике связывается и с устранением ординатуры: «Ординатура была первым наставничеством. Там с тобой занимались, там тебя водили за ручку и объясняли какие-то моменты. Большой минус, что у нас разрешили работу в амбулаторном звене без прохождения ординатуры». С другой стороны, имеет место профессиональное выгорание медицинских работников, одним из инструментов борьбы с которым могло бы стать наставничество для медицинских работников с большим стажем работы. Согласно исследованиям [4], среди медицинских работников с трудовым стажем 5—15 лет эмоциональное истощение характерно для 60% опрошенных, неадекватное эмоциональное реагирование — 53%, редукция профессиональных ценностей — 76%.
При этом следует заметить, что наставничество в здравоохранении нельзя назвать кардинально новым инструментом адаптации медицинских работников, однако в последнее время уделяется пристальное внимание его институционализа-ции: изучению наиболее эффективных практик наставничества, выделению моделей наставничества и созданию единой системы, закрепленной соответствующими нормативно-правовыми актами различных уровней. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что отсутствие нормативного регулирования наставничества — один из существенных барьеров на пути его развития.
Цель исследования — изучить историю становления нормативно-правовой базы наставничества в государственном здравоохранении.
Необходимо отметить, что существуют различные подходы к наставнической деятельнос-
1 Здесь и далее приводятся цитаты экспертов, полученные в рамках серии экспертных интервью по результатам исследования перспектив институциона-лизации наставничества, проведенного НИИОЗММ ДЗМ при участии автора в 2020 г.
ти. Так, Гиббонс [5] рассматривает наставничество как инструмент личного профессионального роста, в то время как в московском Положении об адаптации медицинских работников акцент делается на образовательной функции наставничества. Д. Клаттербак [6] выделяет североамериканскую («спонсорское наставничество») и европейскую («отношения на равных») модели наставничества. В зарубежных исследованиях показано, что сотрудники, имеющие наставников, приобретают значительные преимущества — и в плане карьерного роста, и в плане повышения уровня удовлетворенности работой [7—9], а также что наставничество облегчает процесс социальной адаптации [10].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование основано на результатах ряда авторских исследований, проведенных под эгидой НИИОЗММ ДЗМ. Исследование 2019 г. было посвящено кадровым вопросам в здравоохранении и предполагало массовый анкетный опрос столичных медицинских работников (551 анкета), включавших и вопросы по теме наставничества, а также серию экспертных интервью (15 интервью). В 2020 г. исследовательский фокус был сужен до проблемы наставничества. В рамках данного исследования проведен экспертный опрос главных врачей столичных медицинских организаций (п = 31), серия экспертных интервью (п = 8), а также кейс-стади лучших практик наставничества по всем регионам России. Кроме того, оба проекта предполагали кабинетные исследования, включающие исследование нормативно-правового регулирование наставнической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В 2015 г. вопрос о развитии и популяризации наставничества поднимали руководители Межрегиональной общественной организации Ассоциация заслуженных врачей России на заседании Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации [11]. Тогда по результатам доклада было решено предложить Минздраву России при участии профессиональных некоммерческих медицинских организаций создать Всероссийский реестр наставников и сформировать рабочую группу по популяризации института наставничества в отечественном здравоохранении.
Когда в 2017 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации была утверждена Концепция непрерывного медицинского образо-
вания, наставничество в ней стало рассматриваться как один из элементов системы непрерывного образования. В Концепции указывалось, что «в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество...» [12].
В последние годы дискурс о необходимости создания целостной системы наставничества — и не только в медицине — значительно возрос, в том числе среди представителей высшего управленческого звена. Так, в начале 2018 г. прошел первый всероссийский форум «Наставник», в рамках подготовки к которому проведен первый Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества». К этому событию было привлечено внимание Президента Российской Федерации В.В. Путина, который встретился с победителями конкурса, а Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова принимала участие в форуме и в своем докладе подчеркнула важность института наставничества в медицине. Расширение дискурса о развитии наставничества повлекло за собой ряд продуктивных действий в области управления здравоохранением. На региональном уровне активно принимаются типовые положения о наставничестве, основываясь на которых, медицинские организации (МО) утверждают соответствующие локальные акты, закрепляющие единый порядок осуществления наставничества внутри МО. Собственные типовые положения о наставничестве предложены также и отраслевыми ассоциациями, в частности Ассоциацией заслуженных врачей России [13] и Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации [14].
В этой связи в конце 2017 г. Департаментом здравоохранения Москвы разработано и утверждено Положение об адаптации медицинских работников в МО государственной системы здравоохранения Москвы (Положение) [15], в котором среди инструментов адаптационной процедуры первым значится именно наставничество. В Положении определены цели и задачи адаптации медицинских работников. Дано определение по-
нятия «наставничество» для московской системы здравоохранения: наставничество — «инструмент адаптации, форма взаимодействия более опытного сотрудника—наставника с менее опытным — молодым специалистом, осуществляющаяся в целях быстрейшего овладения должностными обязанностями, приобретения необходимых профессиональных компетенций, приобщения к организационной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к государственной системе здравоохранения города Москвы» [15]. Указаны критерии выбора наставника: если наставник является врачом-специалистом, то его опыт работы в МО должен составлять не менее 5 лет; кроме того, наставником может быть заведующий структурным подразделением или сотрудник кафедры медицинского ВУЗа, который в рамках Соглашения об Университетской клинике оформлен внешним совместителем в МО. При этом наставничество как адаптационная процедура регламентируется московским Положением только в отношении молодого специалиста. В отличие от московского, положения о наставничестве ряда российских регионов расширяют категорию тех, на кого оно может быть направлено: проходить процедуру наставничества могут не только молодые специалисты, но и те, кто сменил МО, и/или те, кто сменил направление медицинской деятельности. В то же время наставническая деятельность в отношении данных категорий работников в МО, подведомственных ДЗМ, по-прежнему остается вне государственного нормативно-правового регулирования.
Помимо указанного, в московском Положении определяются три формы адаптации: организационная (сроком от 1 до 3 мес), адаптация в должности (сроком от 1 до 6 мес) и социальная (от 1 до 3 мес). Регламентируется, что молодые специалисты проходят адаптацию по индивидуальному плану, который разрабатывается для каждого молодого специалиста и содержит перечень адаптационных мероприятий. Предлагаются различные инструменты материального и нематериального стимулирования наставников — по усмотрению руководителя МО. Кроме того, Положение определяет зоны ответственности занимающих определенные должностные позиции — руководителя МО, начальника кад-
ровой службы, заведующего структурным подразделением, специалиста по кадрам, непосредственно наставника и молодого специалиста, проходящего адаптацию.
Наконец, Положение регламентирует процедуры оценки эффективности процесса адаптации молодых специалистов. В качестве показателей эффективности процесса адаптации обозначены следующие:
1) удовлетворенность пациентов (жалобы/положительные отзывы — % соотношение);
2) уменьшение/отсутствие количества возможных ошибок, связанных с освоением должностных обязанностей;
3) снижение/отсутствие текучести кадров из числа молодых специалистов МО.
Кроме того, в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Москвы, утверждающим данное положение, МО должны разработать на его основе локальные нормативные акты по адаптации молодых специалистов с учетом специфики и приоритетов деятельности отдельных МО.
В целом московское Положение об адаптации отличается от положений о наставничестве ряда российских регионов детальной регламентацией всех основных аспектов процесса адаптации медицинского работника (с определением сроков, зон ответственности, задач, оценки эффективности и т.д.), однако оно не регламентирует процесс адаптации работников, вновь пришедших в МО или сменивших направление деятельности, но не попадающих в категорию молодых сотрудников.
Возвращаясь к вопросу о необходимости регламентации наставничества на федеральном уровне, необходимо добавить, что в 2018 г. в рамках Всероссийского консилиума заслуженных врачей Российской Федерации «Медицина народного доверия» прошла стратегическая сессия «Наставничество и призвание в медицине». В частности, на ней экспертами были отмечены проблемные точки в области наставничества, такие как отсутствие нормативного регулирования наставничества как трудовой функции, отсутствие критериев по выбору наставника, нежелание администрации лечебных учреждений стимулировать наставничество, так как это повлечет выделение дополнительных финансовых средств за исполнение трудовой функции наставника, отсутствие возможностей и мотивации структур
исполнительной власти различных уровней финансировать наставничество, поскольку не разработан профессиональный стандарт и др. [16]. Кроме того, эксперты сформировали в отношении наставничества «образ идеального будущего», который включает следующие компоненты:
1. В стране работает система распределения молодых специалистов. Сформированы реестры наставников, постоянно работают и финансируются целевые программы Министерства здравоохранения Российской Федерации по наставничеству. Имеется профессиональный стандарт с выделенной трудовой функцией наставничества.
2. По истечении срока стажировки на Совете врачей в ЛПУ проводится оценка работы молодого специалиста и наставника. Совет ЛПУ делает вывод о том, насколько выполнил свою функцию наставник, как подготовил молодого специалиста.
3. На уровне ЛПУ, республиканских, краевых и областных объединений работают Советы ветеранов под эгидой Центрального совета ветеранов Минздрава России.
4. Внедрен предмет «Психология общения с больными и коллегами» кафедрами психологии в медицинских ВУЗах.
5. Работает система мониторинга по реализации принятых на Консилиуме решений [16].
Год спустя Министерством здравоохранения Российской Федерации объявлено о начале работы по формированию законопроекта о наставничестве. Этому предшествовало выступление в августе 2019 г. Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на Совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения в Кремле с Президентом Российской Федерации, в котором В.И. Сквор-цова обозначила задачу введения на законодательном уровне статусов «молодого специалиста и врача-наставника — человека с первой или высшей категорией, работающего не менее 5 лет по своей специальности, — для того чтобы обеспечить работу в государственной системе здравоохранения под контролем квалифицированных специалистов на протяжении не менее 3 лет выпускникам соответственно и специалитета вузов, и ординатуры» [17]. По словам экс-министра, это позволило бы, с одной стороны, разделить ответственность молодого специалиста с наставником, с другой — дополнительно привлечь в первичное звено здравоохранения более
одиннадцати тысяч молодых выпускников. Кроме того, речь шла о создании и законодательном закреплении так называемой резидентуры — деятельности молодых специалистов, не имеющих опыта работы по специальности, под контролем опытных наставников. Обе новации предполагается закрепить поправками в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [18], и они непосредственно касаются проблемы развития наставничества.
Наконец, в ноябре 2019 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Министерством здравоохранения Российской Федерации представлен соответствующий законопроект — «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [19]. Согласно паспорту проекта, предполагается, что наставничество будет регламентировано на период 2 лет для выпускников специалитета в начале их профессиональной деятельности, поскольку «выпускники специалитета, не поступившие в ординатуру, обладают недостаточной адаптацией к самостоятельной медицинской деятельности» [19]. Они получат статус молодых специалистов и будут работать под контролем наставников. При этом основное внимание уделяется выпускникам, прошедшим обучение по целевому набору. Кроме того, планируется регламентировать процедуры оценки адаптации молодых специалистов к самостоятельной медицинской деятельности. Предполагается также законодательно закрепить, что молодые специалисты, успешно прошедшие медицинское наставничество, смогут осуществлять самостоятельную медицинскую деятельность в МО любых организационно-правовых форм. Им будут предоставлены преференции при поступлении в ординатуру и возможность получить новую медицинскую специальность посредством освоения дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки [20]. В настоящее время законопроект находится на стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта.
Кроме того, в 2019 г. подписано Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов
региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» [21], подготовленное Министерством здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с которым в качестве одного из целевых мероприятий на срок до 2025 г. обозначена разработка механизма наставничества в отношении врачей — молодых специалистов, прошедших целевое обучение. Целью этого мероприятия, согласно документу, является повышение числа молодых врачей в МО государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В рамках реализации указанного мероприятия в следующем, 2020 г. Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерством здравоохранения Российской Федерации на обсуждение медицинскому сообществу был представлен проект Методических рекомендаций по организации наставничества в учреждениях здравоохранения [22]. В данном документе устанавливаются требования к наставнику (стаж работы не менее 10, 5 или 7 лет — на обсуждение, первая или высшая квалификационные категории), порядок закрепления трудовых отношений в отношении наставнической деятельности, тип вознаграждения наставника (стимулирующие выплаты), количество лиц, в отношении которых осуществляется наставничество (не более 5 на одного наставника), условия осуществления наставнической деятельности, подразделения МО, ответственные за сопровождения наставничества и др. Следует подчеркнуть, что в данном документе целевая аудитория, на которую предлагается распространить практики наставничества, расширена: это не только молодые специалисты, на которых делался акцент в более ранних документах, но и в целом все медицинские работники, которые определяются как «неопытные специалисты»: «в скорейшей адаптации заинтересован не только молодой работник, но и вся организация, ибо приход неопытных специалистов снижает эффективность деятельности всего коллектива, всей организации» [22]. В данном случае, под лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, подразумевается работник, «окончивший образовательное учреждение ВПО и/или ДПО, прошедший процедуру первичной аккредитации специалиста, поступивший на работу в
100%
0%
13,9
1,3
3,4
Стаж менее 3 лет
Стаж 3-10 лет
Более 10 лет
Медицинские работники государственной системы здравоохранения Москвы, нуждающиеся, по их собственному мнению, в наставнике или уже имеющие наставника, в зависимости от стажа работы по специальности, %. Источник: Данные авторского исследования
медицинскую организацию и осуществляющий свою профессиональную деятельность под наблюдением наставника в течение установленного срока». Однако неоднократно в тексте документа продолжает использоваться словосочетание «молодой специалист». Это соответствует указанной выше цели, поставленной Правительством Российской Федерации: повышение числа молодых врачей может привести к тому, что для других категорий медицинских работников, требующих участия наставников, алгоритмы и условия осуществления их деятельности не будут прорабатываться и не получат соответствующего нормативного закрепления.
При этом опрос медицинских работников, проведенный при участии автора в 2019 г., показал, что в наставнике нуждаются не только молодые специалисты. Так, 3,4% столичных медицинских работников со стажем работы по специальности более 10 лет отмечают, что им требуется наставник (рисунок).
Таким образом, при разработке организационного и документационного сопровождения наставнической деятельности необходима более широкая категоризация целевой аудитории.
ВЫВОДЫ
Анализ истории нормативного правового закрепления института наставничества показывает, что в последние годы активизировалось движение в сторону создания федеральной нормативной правовой базы по регулированию наставни-
ческой деятельности в медицине: разрабатывается соответствующий законопроект, однако в ряде уже принятых документов поле действия наставничества сужается, ограничиваясь исключительно молодыми специалистами, что представляется недостаточным. По результатам проведенных научных интервью с экспертами в данной области, можно рекомендовать включить в состав целевой аудитории следующие категории медицинских специалистов:
— начинающие свою трудовую карьеру;
— меняющие направление своей профессиональной деятельности (эксперты отмечали, что актуальность активного внедрения наставничества по данному направлению выявил опыт деятельности медицинских учреждений в условиях пандемии);
— имеющие соответствующий опыт работы, однако входящие в государственную систему здравоохранения (впервые или повторно) из других систем здравоохранения (частная медицина, зарубежная медицина и др.);
— возобновляющие медицинскую деятельность после длительного перерыва (особая категория — специалисты после окончания декретного отпуска);
— старших возрастов (эксперты подчеркивали, что потенциально наставничество среди возрастных медицинских работников может быть весьма востребовано, в силу постоянного усложнения медицинских технологий);
— попадающие в зону риска по характеристике профессионального выгорания (в данном случае наставничество, базирующееся на личностных отношениях и глубоком эмоциональном контакте, может служить одним из методов борьбы с профессиональным выгоранием медицинских работников);
— попадающие в зону риска по адаптации к планируемой реформе по изменению трудовых функций медицинских сестер (в данном случае, при подготовке реформы необходимо детальное изучение различных категорий медицинских работников — в зависимости от их профессиональных, возрастных и психоэмоциональных характеристик).
Для каждой из вышеуказанных категорий следует разработать свои, наиболее эффективные периоды, инструменты и методы наставничества, контрольные процедуры, определить соответствующие категории наставников.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014—2021 гг. (37С/4). Утверждена Генеральной конференцией на ее 37-й сессии (резолюция Генеральной конференции 37 C/1) и подтверждена Исполнительным советом на его 194-й сессии (решение 194 EX/18). 2014. 40 с. Доступно по: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/ 2016/08%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%-BD%D0%B5%D1%81%D1%80%D0%BE%D1%87%D0-%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%-D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0% 9E-%D0%BD%D0%B0-2014-2021-%D0%B3%D0%-B3.pdf. Ссылка активна на 21.07.2020. [UNESCO Medium-term strategy 2014-2021 (37 P / 4). As approved by the General Conference at its 37th session (General Conference resolution 37 C/Res.1) and validated by the Executive Board at its 194th session (194 EX/Decision 18)]. 2014. 40 p. Accessed 27.07.2020. http://partner-unitwin.net/wp-con-tent/uploads/2016/08/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%-B4%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%80%D0%BE%D1-%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%-D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8-%D1%8F-%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%-9A%D0%9E-%D0%BD%D0%B0-2014-2021-%D0%-B3%D0%B3.pdf. Russian.
2. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения / Отв. ред. Е.И. Аксенова, науч. ред. О.А. Александрова, А.В. Ярашева. М.: НИИОЗММ ДЗМ, 2019. 247 с. [Development of human resources for the capital's healthcare]. Aksenova EI, Alexandrova OA, Yarasheva YaV, editors. Moscow: NIIOZMM DZM, 2019. 247 p. Russian.
3. Шляфер С.И., Зайрутдинова З.М. Социальное партнерство в системе среднего медицинского образования. Проблемы городского здравоохранения. Вып. 17: Сборник научных трудов. Под ред. проф. Н.И. Вишнякова. СПб., 2013: 345—349. Shlyafer SI, Zayrutdinova ZM. [Social partnership in the system of secondary medical education]. Urban Health Care Problems. Prof. Vishnyakov NI, editor. St. Petersburg, 2013; Vol. 18; 345—349. Russian.
4. Захаренков В.В., Виблая И.В., Коровин С.А. Научное обоснование влияния социально-экономических факторов и финансирования здравоохранения на формирование здоровья населения. Новокузнецк, 2013: 187. Za-kharenkov VV, Viblaya IV, Korovin SA. [Scientific substantiation of the influence of socio-economic factors and health care financing on the formation of public health]. Novokuznetsk, 2013: 187. Russian.
5. Gibbons A. Definitions of mentor and mentorship. 2015. Accessed 27.07.2020. http://www.andrewgibbons.co.uk/ free-resources/mentoring/.
6. Clutterbuck D. Everyone needs a mentor: fostering talent in your organization. London: CIPD, 2004. Accessed 27.07.2020. http://en.bookfi.net/book/459920.
7. Kram K. Mentoring at work: developmental relationships in organizational life. Administrative Science Quarterly. 1985; 3 (30). Accessed 21.07.2020. https://www.research-gate.net/publication/232463073_Mentoring_at_Work_De-velopmental_Relationships_in_Organisational_Life.
8. Allen T, Eby L, Evans S, Ng T, Dubois D. Does mentoring matter? A multidisciplinary meta-analysis comparing men-
tored and non-mentored individuals. Journal of Vocational Behavior. 2008; 2 (72): 254—267. Accessed 27.07.2020. https://www.researchgate.net/publication/24254572_Do-es_Mentoring_Matter_A_Multidisciplinary_Meta-Analy-sis_Comparing_Mentored_and_Non-Mentored_Individuals.
9. Butts M, Eby L, Durley J. The blackwell handbook of mentoring: a multiple perspectives approach. 2008. Accessed 27.07.2020. https://www.researchgate.net/publica-tion/230071445_The_Blackwell_Handbook_of_Mento-ring_A_Multiple_Perspectives_Approach.
10. Baranik L, Roling E, Eby L. Why does mentoring work? The role of perceived organizational support. Journal of Vocational Behavior. 2010; 3 (76): 366—373. Accessed 27.07.2020. https://www.researchgate.net/publication/ 43183861_Why_Does_Mentoring_Work_The_Role_of_P erceived_Organizational_Support.
11. Протокол № 21 заседания Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ от 16 сентября 2015 г. Доступно по: nfrz.org/imu/Protokol%2021.pdf. ^ыика активна на 21.07.2020. [Minutes No. 21of the meeting of the Public Council under the Ministry of Health of the Russian Federation of 16.09.2015]. Accessed 21.07.2020. nfrz.org/imu/Protokol%2021.pdf. Russian.
12. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» от 21 ноября 2017 г. N 926. Доступно по: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71750330/. ^ьика активна на 21.07.2020. [Order No. 926 of the Ministry of Health of the Russian Federation «On Approval of the Concept for the Development of Continuous Medical and Pharmaceutical Education in the Russian Federation until 2021» of 21.11.2017]. Accessed 27.07.2020. https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71750330/. Russian.
13. Типовое положение «О наставничестве в государственных медицинских организациях», разработанное Ассоциацией заслуженных врачей России. Доступно по: https://www.goodmedic.ru/nastav_tip_pol.php. ^ылка активна на 21.07.2020. [Model regulation «On mentoring in public health organizations» by the Association of Honored Doctors of Russia]. Accessed 27.07.2020. https:// www.goodmedic.ru/nastav_tip_pol.php. Russian.
14. Примерное Положение о наставничестве, разработанное Профсоюзом работников здравоохранения и утвержденное Президиумом ОК Профсоюза от 14.02.2019 г. № 26. Доступно по: http://www.przrf.ru/news/full/dlya-profaktivista1/PRIMERNOE-POLOZHENIE-o-nastavni-chestve/. ^ыика активна на 21.07.2020. [Approximate Regulation on mentoring No. 26, developed by the Trade Union of Health Workers and approved by the Presidium of the Trade Union on 14.02.2019]. Accessed 27.07.2020. http://www.przrf.ru/news/full/dlya-profaktivista1/PRIMER-NOE-POLOZHENIE-o-nastavnichestve/. Russian.
15. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы «Об утверждении Положения об адаптации медицинских работников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» от 29 декабря 2017 года N 955. Доступно по: http://docs.cntd.ru/ document/551792635. Accessed 27.07.2020: [Order No. 955 of the Moscow Health Care Department «On approval of the Regulation on the adaptation of medical workers in medical organizations of the state health system of the city
of Moscow» of 29.12.2017]. Accessed 27.07.2020. http:// docs.cntd.ru/document/551792635. Russian.
16. Презентация по результатам работы рабочей группы «Обязательное внедрение наставничества как нормы профессионального и образовательного стандартов» в рамках Всероссийского консилиума заслуженных врачей Российской Федерации «Медицина народного доверия». Доступно по: http://росконсилиум.рф/sites/de-fault/files/docs/group/nastanichestvo_4gr_1 .pdf. Ссылка активна на 21.07.2020. [Presentation of working group «Mandatory introduction of mentoring as a norm of professional and educational standards» in the framework of the Russian Council of Honored Doctors of the Russian Federation «Medicine of Public Trust»]. Accessed 27.07.2020. http://росконсилиум.рф/sites/default/files/docs/group/ nastanichestvo_4gr_1.pdf Russian.
17. Совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Президент России. 20.08.2019. Доступно по: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/61340. Ссылка активна на 21.07.2020. [Meeting on the modernization of the primary health care]. President of Russia. 20.08.2019. Accessed 27.07.2020. http:// www.kremlin.ru/events/president/news/61340. Russian.
18. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 21.07.2020. [Federal Law No 323-FZ «On the Basics of Health Protection of Citizens in the Russian Federation» of 21.11.2011. Accessed 27.07.2020. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. Russian.
19. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: https://regulation.gov.ru/ projects#StartDate=1.11.2019&EndDate=11.11.2019&-npa=97058. Ссылка активна на 21.07.2020. [Draft Law «On Amendments to the Federal Law «On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation»]. Accessed 27.07.2020. https://regulation.gov.ru/
projects#StartDate=1.11.2019&EndDate=11.11.2019&-npa=97058. Russian.
20. Ботороева Е. Минздрав готовит законопроект о двухлетнем наставничестве для выпускников медвузов. Парламентская газета. 14.11.2019. Доступно по: https:// www.pnp.ru/social/minzdrav-gotovit-zakonoproekt-o-dvukhletnem-nastavnichestve-dlya-vypusknikov-medvu-zov.html. Ссылка активна на 21.07.2020. Botoroeva E. [Ministry of Health prepares a bill on a two-year mentoring for graduates of medical universities]. Parliamentary Newspaper. Accessed 27.07.2020. https://www.pnp.ru/so-cial/minzdrav-gotovit-zakonoproekt-o-dvukhletnem-nas-tavnichestve-dlya-vypusknikov-medvuzov.html. Russian.
21. Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения: Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1304. Доступно по: http://government.ru/docs/38069/. Ссылка активна на 16.11.20. [On the approval of the principles of modernization of primary health care in the Russian Federation and the Rules for the examination of projects of regional programs for the modernization of primary health care, monitoring and control over the implementation of regional primary health care modernization programs: Resolution No. 1304 of the Government of the Russian Federation of 09.10.2019]. Accessed 27.07.2020. http://government.ru/ docs/38069/. Russian.
22. Методические рекомендации по организации наставничества в учреждениях здравоохранения. Министерство здравоохранения Российской Федерации. М., 2020: 34. [Guidelines for mentoring in healthcare institutions by the Ministry of Health of the Russian Federation]. Moscow, 2020; 34. Russian.
Поступила/Received: 15.07.2020 Принята к опубликованию/Accepted: 20.11.2020
Сведения об авторах:
Ненахова Юлия Сергеевна — аналитик ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9, научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения — обособленного подразделения ФГБУН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. 117218, Москва, ул. Нахимовский пр-т, 32. Тел.: +7 (977) 387-70-83. E-mail: [email protected]. ORdD: https://orcid.org/0000-0002-5865-1012
About the author:
Yulia S. Nenakhova — Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5865-1012