Электронные учебники - мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала. Так как изучение дисциплин гражданско-правовой специализации связано с большим количеством нормативно-правовых документов, порядком их составления, многое студентам приходится заучивать. Чтобы облегчить этот процесс запоминания и дать возможность правильно использовать материал, студенты по каждому учебному блоку выполняют практические работы. Главная задача - не просто заучить необходимые термины и правила, но и уметь применять их в решении практических задач.
Библиографический список
Эти вопросы мы решаем на основе мультимедийных проектов, под которым мы понимаем практические работы по освоению технологий мультимедиа в образовании, выполняемые по дидактически обоснованным регламенту и методическим указаниям в проблемном поле преподаваемых преподавателями дисциплин. Проектный метод, на основе которого разработаны мультимедийные проекты по разным темам спецдисциплин, активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые в Северо-Кавказской государственной юридической академии Минюста России.
1. Алиева М.К., Везиров Т.Г. Информационно-коммуникационная образовательная среда как средство формирования готовности будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 107-108.
2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования. Вестник университета (ГУУ). Москва, 2012; 10: 268 - 271.
References
1. Alieva M.K., Vezirov T.G. Informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya gotovnosti buduschih bakalavrov po profilyu «yurisprudenciya» k proektnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 107-108.
2. Vezirov T.G. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v formirovanii proektnoj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva, 2012; 10: 268 - 271.
Статья поступила в редакцию 03.07.15
УДК371
Borzenko I.L., Сandidate of Sciences (Рedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),
Е-mail: irinab77@yandex.ru
THE FORMATION OF THE NATIONAL SCHOOL OF THE ALTAI IN THE 1920s: GENERAL PRINCIPLES. The article describes the general principles of formation of national schools in the 1920s in the region. The national school was declared the United labour, which was aimed at the formation of the Communist ideology among "national minorities". The author gives a generalized description of the principles of formation of national schools. In the selection of the content of education national school polytechnics, communication of the school with life, cultural and national characteristics of the peoples were taken into account. A fundamentally new approach to the definition of the ideological basis of the content of school education demanded new organizational forms to implement it. New school principles embodied in the integrated programmes of the State Academic Council (SAC). The training material, the intent of the drafters, was summarized around three main aspects: the nature, work, society. A ban on the teaching of religion culminated in the confrontation with the authorities, reluctance to send children to educational institutions. Many researchers believe that this had a detrimental effect on the national culture and led to its destruction.
Key words: national school, contents of education, curriculum for national schools, Communist ideology, "national minorities".
И.Л. Борзенко, канд. пед. наук, доц., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,
E-mail: irinab77@yandex.ru
СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА АЛТАЕ В 1920-е ГОДЫ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
В статье раскрываются общие принципы становления национальной школы в 1920-е годы в регионе. Национальная школа объявлялась единой трудовой, деятельность её была направлена на формирование коммунистического мировоззрения среди «национальных меньшинств».
Автор даёт обобщённую характеристику принципам становления национальной школы. При отборе содержания образования национальной школы учитывался политехнизм, связь школы с жизнью, культурные и национальные особенности народов. Принципиально новый подход к определению идейных основ содержания школьного образования потребовал и новые организационные формы для его реализации.
Ключевые слова: национальная школа, содержание образования, программы обучения для национальной школы, коммунистическое мировоззрение, «национальные меньшинства».
Общие основания - эти наиболее общие философские и социально-философские закономерности, которые лежат в основе изменений как социальной системы в целом, так и отдельных её частей, в том числе и системы образования как важнейшей части духовного производства общества. Общие закономерности в сфере духовного производства и системы образования позволяют рассмотреть также закономерности бытия отдельных ее сфер, в том числе национального образования и национальной школы [1, с. 82].
Цикл жизни школы обычно совпадает с циклом жизни общества. Путь школы совпадает с историей государства, а в переломные периоды система образования меняет свои цели, внутреннюю структуру, статус в обществе, выполняемые функции, используемые методы, формы и организацию процесса об-
учения. История национальной школы не может быть отделима от истории страны, трансформация социально-экономической жизни отразилась и на процессе её становления. Октябрьскую революцию можно определить как переломный момент в жизни страны. Следствием её стала кардинальная перестройка всех сфер жизни общества, в том числе изменения в цели и задачах воспитания подрастающего поколения, порой даже противоположные ранее существовавших.
После Октябрьской революции государственные деятели поставили перед школой совершенно другие цели и задачи. Важным было стремление прогрессивных слоев общества дать начальное образование всем народам, проживающих на территории России. Отмечалось, что образовательная политика государства до революции носила русификаторский характер,
посредством обучения на родном языке учителя проводили в жизнь идеи, не всегда понятные представителям нерусских национальностей. Теперь же предполагалось создать иную школу, которая будет способствовать формированию человека новой формации на основе национальных особенностей культуры. В России были созданы условия для обеспечения реального всеобщего народного образования, равного для всех классов, социальных групп, сословий независимо от расы, национальности, вероисповедания. В.И. Ленин, его сподвижники четко осознавали абсолютную значимость вопросов народного образования. Неслучайно, с первых дней советской власти началась невиданная по масштабам и напряженности борьба по повышению грамотности народа. Особое внимание уделялось нерусским национальностям, так как среди них полная безграмотность была обычным явлениям. Декларация прав народов России предоставила уникальные возможности всем народам развивать свою культуру, свое образование.
Создание национальной школы началось с документа о единой трудовой школе. Основная цель школы, национальной в том числе, - «дать новое поколение борцов за идеалы трудящихся масс, строителей новой жизни... Из советской школы должны выходить не просто образованные личности, а в первую очередь строители коммунизма, борцы за интересы рабочего класса» [2, с. 14]. В соответствии с документами (Положение о единой трудовой школе, основные принципы единой трудовой школы) школа получила наименование единой трудовой, что означало общедоступность, бесплатность, светскость обучения, а также общей для обоих полов. Единство школы обеспечивалось реальными правами каждого продвигаться по ступеням образования от детского сада до университета. Это было принципиально новым, так как до революции сословность образования ограничивали возможности народов.
Содержание образования содействовало формированию коммунистического мировоззрения, а это невозможно было без вооружения учеников глубокими научными знаниями и методами познания. Человек, окончивший советскую школу, был всесторонне развитым. Обучение в школе носило политехнический характер, органически связанное с производительным трудом. Идейно-политическая направленность содержания школьного образования находила свое выражение в учебных планах, программах и учебной литературе. Материал излагался с учётом политических, экономических и культурных программ. Любая национальная школа обязательно знакомила учащихся с политикой коммунистической партии и советского правительства. Источники по истории школы 1920-х гг. содержат информацию о том, как лучше и правильнее познакомить учеников с данными вопросами. Изложение в доступной форме политики партии и правительства выдвигалось как непременное условие связи школы с жизнью - это соответствовало одному из принципов новой школы. Идейно-политическое воспитание выразилось в преподавании предметов: обществоведения, истории, политэкономии, экономической географии, литературы. Вся внеклассная и внешкольная работа была направлена на реализацию принципа связи школы с жизнью.
Одним из принципов советской школы был её политехнический характер. Первоначально реализовать этот принцип было крайне сложно, что объяснялось особенностью Сибири 1920-х гг., которая состояла в том, что 90% населения составляли крестьяне. Промышленность была развита слабо. Основное нерусское население проживало в сельской местности. Немцы, латыши, эстонцы и др. располагали кустарной промышленностью, а представители восточных народностей вели полукочевой и кочевой образ жизни. Выходом стала попытка создавать на местах мастерские, которые занимались различными видами работ.
Принцип политехнизма образования предполагал связь обучения с производительным трудом. В.И. Ленин связывал этот принцип с практикой социалистического строительства, что означало глубокую, неразрывную связь обучения и воспитания со строительством нового общества, с подготовкой молодого поколения к активному участию в создании и развитии этого общества.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1919 г. наделил каждую школу участком земли. Работа на участках давала учащимся национальных школ определенный минимум знаний, умений и навыков сельскохозяйственного производства. Подобная работа способствовала распространению агрономических знаний среди крестьян. Национальная школа принимала сель-
скохозяйственный уклон. Учащиеся изучали основы сельского хозяйства, передовые методы и организацию сельских работ, знакомились с основами земледелия, современной агротехникой. Такая специализация национальной школы принесла немало положительного. Народы западной культуры (немцы, латыши, эстонцы), имевшие высокую агрономическую культуру, получили возможность расширить свои знания, а народы восточной культуры (алтайцы, татары, казахи) приобщались к оседлому образу жизни, повышали степень агрономической культуры. Тем более, правительство было заинтересовано в том, чтобы тюркское население занималось земледелием, что понималось как повышение его культурного уровня.
Школа крестьянской молодёжи получила значительное развитие у немецкого населения. Полное хозяйство такой школы обычно заключало в себе такие отрасли сельского хозяйства как полеводство, что предполагало наличие земельного участка при школе, где применялся наиболее приемлемый для данной местности севооборот; животноводство, что означало наличие скотного двора. Но на практике лишь единичные школы крестьянской молодежи полностью соответствовали предъявляемым требованиям. Зачастую они занимались только земледельческим трудом. При школах создавались также мастерские, ориентированные на необходимые сельские нужды.
В 1924-1925 учебном году по Сибири функционировало 25 школ крестьянской молодёжи. Документы 1926 г. отмечают, что, несмотря на определенные успехи, для развития школ крестьянской молодежи национальных меньшинств делалось мало. В качестве основной причины указывалось отсутствие квалифицированных кадров, так как мало знать основы сельскохозяйственного производства, но необходимо хорошее знание национального языка и особенностей народной культуры. В 1925-1926 учебном году в Сибири работало 38 школ, в которых обучалось 2105 человек, из 29,5% - девушки [3, с. 88]. К концу 1926 г. количество школ увеличилось на 14, так как появилась финансовая возможность содержать их [4, с. 92].
Важным принципом в становлении национальной школы было распространение краеведения. Изучение местного материала в учебном процессе занимало большое место. Краеведческий подход открывал возможности в организации общественно-полезной деятельности, способствовал пониманию и ориентации в местных условиях, участию в окружающей жизни. Краеведческой работе уделялось повышенное внимание со стороны органов образования. Педагогические журналы печатали статьи по краеведению. Например, в журнале «Просвещение Сибири» был раздел, посвящённый данной проблематике.
Методы школьной краеведческой работы делились на три основных вида: «методы накопления, методы проработки (использования в воспитательно-образовательной работе), методы усвоения навыков» [5, с. 69].
Самой распространенной формой краеведческой работы являлись экскурсии, которые относились к методам накопления. Помимо экскурсий к ним относились трудовые процессы, наблюдения, беседы. Экскурсии применялись с 1919 г., но устойчивое значение как форма работы с учащимися, приобрели со второй половины 1920-х гг. Применение этого метода не всегда соответствовало задачам новой школы, так как многие учителя не имели опыта подобной работы. В некоторых случаях со стороны родителей встречалось непонимание, поэтому некоторые учителя заменяли экскурсии заданиями - достать тот или иной материал, сделать что-либо.
Проводили также экскурсии-экспедиции. Экспедиция длилась несколько дней, в ходе экспедиции ребята общались с представителями разных профессий, собирали неизвестный и необычный материал. Экскурсии помогали раскрыть перед учащимися тенденции современного производства. Знакомство с работой передовых предприятий должно было способствовать, по мнению педагогов, новому социалистическому отношению к труду, воспитанию стремления к общественно-полезному труду, развитию чувства солидарности с рабочим классом, а также получению знаний из различных областей науки и практики. Принципиально новый подход к определению идейных основ содержания школьного образования потребовал и новых организационных форм для его реализации. Предметная система критиковалась, так как она не способствовала формированию у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, раскрытию явлений в их взаимосвязи и воздействии, мешала установлению связи между обучением и практикой социалистического строительства.
Новые принципы школы воплотились в комплексных программах Государственного Ученого Совета (ГУС). Учебный материал, по замыслу составителей, обобщался вокруг трех основных аспектов: природа, труд, общество. «Сущность новых программ заключалась не только в их образовательной стороне, но, главным образом, в воспитательной. Центр тяжести программы с образовательной стороны перенесен на воспитательную сторону работы школы» [6, с. 25].
На местах создавали программы, адаптированные к местным условиям. В «сибирском варианте» такой программы имелись примерные трудовые задачи, что помогало учителю ориентироваться в круге общественно-полезных дел. В программе была чётко выражена установка на развитие у детей трудовых и организаторских навыков коллективной жизни и работы. Также учитывались особенности сибирской природы, хозяйства и быта, как при расположении комплексных тем, так и в самом содержании материала. Составители сибирского варианта не игнорировали знания, умения, навыки в области родного языка и математики, ясно осознавая, что школа первой ступени должна выпускать не только развитого, но и элементарно грамотного ребёнка. В программе отчетливо проявлялась установка на тесную связь школы с общественно-политическими и экономическими задачами нашей страны. «.Мы связываем в один комплекс явления природы, труда и общества, и эта связь будет не искусственной, не механической, а естественной, органической, вытекающей из задач производственно-трудовой школы - помочь ребёнку в этой среде ориентироваться » [7, с. 5]. Алтайский рабочий план, созданный на основе Сибирского варианта программ Государственного Ученого Совета, отличался учётом возрастных особенностей детей и чётким разграничением содержания материала и методов обучения.
Секция национальных меньшинств при краевом отделе народного образования обсуждала вопрос об адаптации сибирского варианта для национальных меньшинств. Для тюркских народностей было составлено два варианта программ. Педагогический техникум в Томске подготовил программу для тюрков, имеющих арабскую письменность и основное занятие - земледелие. Хакасский окружной и Ойротский областной отделы народного образования разработали программу для тюркского населения, получивших письменность в конце XIX - начале XX вв., учитывая их основные виды деятельности - скотоводство и охоту. Сибирский вариант для «народов западной культуры» разрабатывали Омский и Славгородский окружные отделы народного образования.
До революции практически во всех школах преподавали закон Божий. Национальные школы немцев, латышей, эстонцев, татар изначально были конфессиональными, они давали не только необходимые знания, но и, прежде всего, готовили будущих членов религиозной общины. Украинцы и белорусы, представители народов Поволжья, проживающих на Ал-
Библиографический список
тае (мордва, башкиры, удмурты и др.) обучали своих детей в русскоязычных образовательных учреждениях. В сельской местности это были в основном, церковно-приходские школы. Декрет от 20 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви («О свободе совести, церковных и религиозных обществах») вводил свободу совести, церковных и религиозных организаций. Он устранял вмешательство духовенства в дело образования. Важным составным компонентом коммунистической идеологии являлся научный атеизм. Идеологи Народного комиссариата просвещения указывали на то, что экономическое угнетение неизменно сопровождалось религиозным мировоззрением. Формирование новой коммунистической идеологии невозможно без материалистического миропонимания. Обращалось внимание на то, что оно зависит во многом от мировоззрения учителя, поэтому необходимо приложить все усилия для агитации и пропаганды идей материалистической картины мира.
Декрет шёл в разрез с ментальностью немцев, эстонцев, латышей, татар, проживавших на Алтае. Религия объявлялась частным делом каждого человека, предполагалось невмешательство государства в дела церкви, но с каждым годом антирелигиозная пропаганда в стране усиливалась. Борьба с преподаванием религии в национальных школах являлась общегосударственной задачей пропаганда явилась для многих национальных меньшинств причиной противостояния с властью.
В апреле 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) и СНК, которое вводило в действие систему наказаний за преподавание вероучения в школах, за религиозную и «антисоветскую» пропаганду. В Немецком районе в течение 1928-29 гг. за «религиозный » уклон в преподавании было уволено 15 учителей [8, с. 166].К идеологической обработке массового сознания крестьян присоединилась краевая радиостанция, передававшая получасовую радиогазету, посвященную антирелигиозной деятельности.
Из-за отсутствия преподавания религии в образовательных учреждения многие представители национальных меньшинств не отпускали своих детей в школу. В связи с этим 22 июля 1930 г. Президиум Сибирского крайисполкома принял постановление «Об обязательной посылке в школы детей школьного возраста родителями или замещающими их лицами в 1930 - 31 учебном году». За исполнением строго следили органы Наркомата юстиции. Районные отделы народного образования постоянно контролировали деятельность учителей и учебные планы.
Таким образом, подходя исторически к опыту общеобразовательных национальных школ Алтая, следует отметить, что общая направленность и основное решение вопросов содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся определялась новыми идейно-теоретическими основами содержания образования, принципу связи школы с общественно-политической и трудовой жизнью советского общества.
1. Матис В.И. Социология образования и формирования личности. Барнаул: Издательство БГПУ, 1995.
2. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1921-31 гг.). Москва: Изд-во МГПУ им. В.И. Ленина, 1992.
3. Первое краевое совещание ЛИТО. Просвещение Сибири. 1926;10.
4. Полюдов В. Нужды советского просвещения в местном бюджете Сибирского края на 26-27 учебный год. Просвещение Сибири. 1926; 11.
5. Грузных А.И. Старое в новом. Просвещение Сибири. 1926; 2.
6. Скворцов Г. Об удалении и упорядочивании учебного года. Просвещение Сибири. 1928; 2.
7. Сибирский вариант программы ГУСа. Утвержден Первой сессией методического совета Сибирского край ОНО. Новосибирск: Сиб-крайиздат, 1926.
8. Белковец Л.П. Немецкая национальная школа в Сибири в 1920-1930-е годы. Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX- ХХ вв.): сборник научных трудов. Новосибирск: НГУ, 1997.
References
1. Matis V.I. Sociologiya obrazovaniya i formirovaniya lichnosti. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 1995.
2. Belikova A.P. Osnovnye tendenciirazvitiya soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya vSibiri vperiod dvadcatyh godov (1921-31 gg.). Moskva: Izd-vo MGPU im. V.I. Lenina, 1992.
3. Pervoe kraevoe soveschanie LITO. Prosveschenie Sibiri. 1926;10.
4. Polyudov V. Nuzhdy sovetskogo prosvescheniya v mestnom byudzhete Sibirskogo kraya na 26-27 uchebnyj god. Prosveschenie Sibiri. 1926; 11.
5. Gruznyh A.I. Staroe v novom. Prosveschenie Sibiri.1926; 2.
6. Skvorcov G. Ob udalenii i uporyadochivanii uchebnogo goda. Prosveschenie Sibiri. 1928; 2.
7. Sibirskij variantprogrammy GUSa. Utverzhden Pervoj sessiej metodicheskogo soveta Sibirskogo kraj ONO. Novosibirsk: Sibkrajizdat, 1926.
8. Belkovec L.P. Nemeckaya nacional'naya shkola v Sibiri v 1920-1930-e gody. Kul'turnyj, obrazovatel'nyj i duhovnyj potencial Sibiri (seredina XIX- XX vv.): sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: NGU, 1997.
Статья поступила в редакцию 25.05.15
УДК379
Gorbunova T.V., Сandidate of Sciences (Рedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),
Е-mail: fitnes.gtv@mail.ru
Guzev D.V., teacher, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), е-mail: guzeevv-dima@mail.ru
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Рedagogy), Professor, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),
Е-mail: fedulovb@mail.ru
THE FORMATION OF THE PERSONAL LIFE STYLE OF STUDENTS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN SPORTS CLUBS. The article highlights the factors of formation of healthy lifestyle of students in sports centers. The authors state that a modern sports club satisfies physical needs in the strengthening and preservation of health, but also in psychological and spiritual development, and also creates conditions for the harmonious interaction of people with each other, society and nature. The researchers show that training and conditioning, rehabilitation, sports demonstration, rhythmic dance, recreation and restoration are typical for the types of individual life styles among students. The structure of the individual style of life is revealed as the basic unity of all parties to all material, social and spiritual foundations of coexistence of man that is sold by the structural, energy and information channels. The paper tells about a program of healthy lifestyle, which is revealed through movements and its stages, as well as recommendations implement an integrated method of working with students in sports clubs. It takes into account the individual characteristics of students, their system and the hierarchy of needs, motives, interests in self-development and active technologies in training and education.
Key words: individual lifestyle, students, types of individual lifestyles, program to develop an individual style of life.
Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доц., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,
E-mail: fitnes.gtv@mail.ru
Д.В. Гузев, преп., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,
E-mail: guzeevv-dima@mail.ru
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,
E-mail: fedulovb@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ
В статье выделены факторы формирования здорового стиля жизни студентов в условиях спортивного клуба. Обосновывается положение о том, что современный спортивный клуб обеспечивает удовлетворение не только физических потребностей в укреплении и сохранении здоровья, но и в психологическом и духовном развитии, а также создает условия для гармоничного общения людей друг с другом, обществом и природой. Обосновываются характерные для студентов типы индивидуальных стилей жизни. Структура индивидуального стиля жизни раскрывается как принципиальное единство всех сторон материальных, социальных и духовных основ сосуществования человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Приводится программа формирования здорового стиля жизни, которая раскрывается через направления и ее этапы, а также даны рекомендации, реализующие комплексную методику работы со студентами в спортивных клубах.
Ключевые слова: индивидуальный стиль жизни, студенческая молодежь, типы индивидуальных стилей жизни, программа по формированию индивидуального стиля жизни.
В последнее десятилетие актуализировались проблемы, связанные с формированием здорового образа жизни человека. Это связано, прежде всего, с необходимостью создания теоретической базы, которая устанавливала бы общие специфические черты здорового организма, отличающие его от нездорового и реальные пути его сохранения и развития. Сегодня можно констатировать, что из-за недостаточной физической и психической подготовленности современной молодёжи к взаимодействию с изменившейся внешней средой, в частности с возросшей интеллектуальной нагрузкой на студентов, отмечается ослабление состояния их здоровья и работоспособности. Данное положение ставит перед системой социально-культурной деятельности новые и сложные задачи, в том числе в области физического воспитания в спортивных клубах. Одним из направлений выхода из создавшейся ситуации является создание необходимых условий формирования у студенчества индивидуального стиля жизни средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах.
Современный спортивный клуб обеспечивает удовлетворение не только физических потребностей различных категорий населения в укреплении и сохранении здоровья, но и в психологическом и духовном развитии, а также создаёт условия для гармоничного общения людей друг с другом, обществом и природой. Спортивный клуб представляет собой общественную организацию, способствующую развитию спорта, физической культуры и туризма, а также организации спортивно-массовых мероприятий в неучебное время [1, с. 41 - 42].
К функциям спортивного клуба в образовательном учреждении относятся: проведение систематических физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий;
создание и работа секций и спортивных групп с учётом индивидуальных особенностей студентов; организация соревнований, спортивных и товарищеских встреч; обеспечение участия в соревнованиях, проводимых различными органами местного самоуправления; организация спортивных праздничных соревнований и выступлений известных спортсменов; проведение пропагандистских мероприятий по соблюдению здорового образа жизни [2].
В связи с этим, возможности спортивных клубов существенно возросли, спортивные клубы способны формировать здоровый образ жизни, в основе которого находится внутренняя мотивация на сохранение и укрепление здоровья в сознании и практической жизнедеятельности. Поэтому мы выделяем в самостоятельную задачу формирование индивидуального образа жизни студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах, как эффективное направление в укреплении психофизического здоровья, рационального, культурного проведения свободного времени, удовлетворения духовных потребностей студентов.
В статье выделяются характерные для студентов типы индивидуальных стилей жизни, приводится программа, реализующая комплексную методику работы по формированию индивидуального стиля жизни студенческой молодежи, которая отличается направленностью процесса физического воспитания на формирование у занимающихся системы потребностей, которая обеспечит подрастающем поколению выработать собственный здоровый индивидуальный стиль жизни, способствующий физическому и духовному самосовершенствованию. Данные положения определяют научную новизну работы.