Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМИРОВАНИЯ МВД РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМИРОВАНИЯ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА МВД РФ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / РОСГВАРДИЯ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ЗАКОННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / REFORM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL GUARD / RUSSIAN GUARD (ROSGUARD) / INTERNAL TROOPS / LEGALITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глухова Елена Олеговна, Вестов Федор Александрович

На основе анализа процесса создания Национальной гвардии Российской Федерации, в работе рассматриваются проблемы реформирования МВД России. Проанализированы этапы модернизации министерства, которые позволили реализовать установку на создание новой структуры, уравновешивающей роль МВД ведомством, подчиняющимся непосредственно Президенту. Показано, что компетенции Росгвардии значительно шире функций внутренних которому войск МВД настоящее России. Предпринята попытка раскрыть значимость Росгвардии в противодействии криминалитету, в целом, и коррупции в - частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глухова Елена Олеговна, Вестов Федор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL GUARD AS A RESULT OF REFORMATION OF THE MIA OF RUSSIA

Based on the analysis of the process of creating the National Guard of the Russian Federation, in the work considered the problems of reforming the Ministry of Internal Affairs of Russia. It analyzed the stages of modernization of the ministry, which allowed to implement the installation on the creation of a new structure, balancing the role of the Ministry of Internal Affairs by the department reporting directly to the President. It is shown that the competence of the Rosguard is much wider than the functions of the internal forces of which the Ministry of Internal Affairs is present in Russia. It makes an attempt to reveal the significance of the Rosguard in countering the criminal world, in general, and corruption in particular.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМИРОВАНИЯ МВД РОССИИ»

гарантированные Конституцией РФ права и свободы личности. Принимаемые в процессе правотворчества акты также должны органично вписываться в общий контекст существующего законодательного массива и дополнять и улучшать его. Только учитывая синтез всех обозначенных выше целей и направлений, правотворчество будет реально эффективным государственным инструментом.

Литература и источники:

1. Антонова Л.И. К обсуждению проекта Федерального закона «О нормативно--правовых актах в Российской Федерации» // Управленческое консультирование. 2015. №6. С.14-15.

2. Баев В.Г. Качество нормативных правовых актов об ответственности законодательной власти за результаты своей деятельности // Современное право. 2016. № 3. С.9-10.

3. Законодательная техника / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 2018. 130с.

4. Законотворчество в Российской Федерации / научн.-практ. и учеб. пособие под ред. А.С. Пиголкина. М., 2017. 160с.

5. Кузнецова С.П. Проблемы развития правотворчества // Территория науки. 2016. №1. С.143-149.

6. Мазуренко А. П. Правотворческая политика в Российской Федерации. Пятигорск, 2016. 80 с.

7. Малько А.В. Костенко М.А. Место и роль юридических технологий в правотворческой политике современной России // Журнал Российского права. 2017. №4. С. 14-15.

8. Маштаков Е.И. Общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов как фактор демократизации правотворчества // Юридическая техника. 2017. №2. С. 21-22.

9. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. СПб., 2016. 217 с.

10. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе: уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2016. 107 с.

11. Правовые акты: оценка последствий: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2017. 84 с.

12. Шагиев Б. В. Юридическая деятельность в современном российском обществе. М., 2015. 154 с.

References and Sources

1. Antonova L.I. K obsuzhdeniyu proekta Federal'nogo zakona «O normativno-pravovyh aktah v Rossijskoj Federacii» // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. №6. S.14-15.

2. Baev V.G. Kachestvo normativnyh pravovyh aktov ob otvetstvennosti zakonodatel'noj vlasti za rezul'taty svoej deyatel'nosti // Sovremennoe pravo.

2016. № 3. S.9-10.

3. Zakonodatel'naya tekhnika / pod red. YU.A. Tihomirova. M.: Gorodec, 2018. 130s.

4. Zakonotvorchestvo v Rossijskoj Federacii / nauchn.-prakt. i ucheb. posobie pod red. A.S. Pigolkina. M., 2017. 160s.

5. Kuznecova S.P. Problemy razvitiya pravotvorchestva // Territoriya nauki. 2016. №1. S.143-149.

6. Mazurenko A. P. Pravotvorcheskaya politika v Rossijskoj Federacii. Pyatigorsk, 2016. 80 s.

7. Mal'ko A.V. Kostenko M.A. Mesto i rol' yuridicheskih tekhnologij v pravotvorcheskoj politike sovremennoj Rossii // ZHurnal Rossijskogo prava.

2017. №4. S. 14-15.

8. Mashtakov E.I. Obshchestvennaya ehkspertiza proektov normativnyh pravovyh aktov kak faktor demokratizacii pravotvorchestva // YUridicheskaya tekhnika. 2017. №2. S. 21-22.

9. Morozova L.A. Problemy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti. SPb., 2016. 217 s.

10. Nadeev R.K. Pravovaya ehkspertiza zakonoproektov v Gosudarstvennoj Dume: uch. posobie. M.: Izd-vo MGU, 2016. 107 s.

11. Pravovye akty: ocenka posledstvij: nauchno-prakticheskoe posobie / otv. red. YU.A. Tihomirov. M.: YUrisprudenciya, 2017. 84 s.

12. Shagiev B.V. Yuridicheskaya deyatel'nost' v sovremennom rossijskom obshchestve. M., 2015. 154 s.

КАГЕРМАНОВ АБУ-САЛИХ САЙДАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедры теории и истории государства и права Чеченского государственного университета.

KAGERMANOV, ABU-SALIH S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Lepartment of the theory and history of state and law, Chechen State University.

УДК 34.01 (470)

ГЛУХОВА Е.О., ВЕСТОВ Ф.А. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМИРОВАНИЯ

МВД РОССИИ

Ключевые слова: реформа МВД РФ, Национальная гвардия, Росгвардия, внутренние войска, законность, коррупция.

На основе анализа процесса создания Национальной гвардии Российской Федерации, в работе рассматриваются проблемы реформирования МВД России. Проанализированы этапы модернизации министерства, которые позволили реализовать установку на создание новой структуры, уравновешивающей роль МВД ведомством, подчиняющимся непосредственно Президенту. Показано, что компетенции Росгвардии значительно шире функций внутренних войск МВД России. Предпринята попытка раскрыть значимость Росгвардии в противодействии криминалитету, в целом, и коррупции в -частности.

GLUKHOVA, E.O., VESTOV, F.A. FORMATION OF THE NATIONAL GUARD AS A RESULT OF REFORMATION OF THE MIA OF RUSSIA

Keywords: reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, National Guard, Russian Guard (Rosguard), internal troops, legality, corruption.

Based on the analysis of the process of creating the National Guard of the Russian Federation, in the work considered the problems of reforming the Ministry of Internal Affairs of Russia. It analyzed the stages of modernization of the ministry, which allowed to implement the installation on the creation of a new structure, balancing the role of the Ministry of Internal Affairs by the department

reporting directly to the President. It is shown that the competence of the Rosguard is much wider than the functions of the internal forces of which the Ministry of Internal Affairs is present in Russia. It makes an attempt to reveal the significance of the Rosguard in countering the criminal world, in general, and corruption in particular.

Процесс совершенствования различных силовых структур на нынешнем этапе приобретения российским государством свойств правового государства, представляется симптоматичным и вполне вписывающимся в традиции российских экспериментов [1] в сфере модернизации|правоохранительных1органов.

Как показывает исторический опыт, функциональность силовых структур постоянно возрастала. И во времена «петровских реформ», и во времена Великих реформ второй половины XIX в., и во времена реформ Столыпина, и в период «сталинской» модернизации. Это возрастание функциональности силовых структур заполняет в политическом пространстве лакуны, которые образуются вследствие неразвитости или неадекватности реакций общественных институтов на управляющие усилия государства. Иначе говоря, государство заполняет собой те объемы политического пространства, которые по каким-то причинам не заполняет гражданское общество. Подтверждением этому служит современный российский политический процесс, не с логикой вытеснения гражданских институтов из политики, а с простой логикой бюрократического контроля над всем в политическом процессе, что никем, кроме государства, не контролируется и потому служит источником потенциальных рисков, как для самого государства, так и для общества. В силу этого, каждая силовая структура наделена определенным объемом политической и правовой ресурсности. Поэтому полномочия каждой структуры определяются в зависимости от уровня самостоятельности данного силового ведомства, которая может быть реализована либо в политико-субъектной, либо в политико-инструментальной формах [2; 3]. Власти, по понятным причинам, приемлема политико-инструментальная форма реализации политической ресурсности силовых структур, когда, например, МВД играет в политике только одну роль - политического инструмента правящего класса, гаранта стабильности государственной власти и безопасности общества. При этом исключаются предпосылки проявления политической самостоятельности силовой структуры, ее выхода из-под|контроля|правящей1элиты.

Проведенная реформа МВД в полной мере вписывается в обозначенную логику политико-ресурсного подхода к анализу роли органов внутренних дел в политической жизни общества. Предыдущие пять реформ системы органов внутренних дел в постсоветской России также сочетали в себе функциональные и политические аспекты: борьба с партийными пережитками в МВД и становление системы борьбы оргпреступностью при В. Ерине, увольнения высокопоставленных коррупционеров МВД при А. Куликове, избавление от избыточных функций и демилитаризация МВД при С. Степашине, создание мощнейшей, почти автономной системы РУОПов, общее усиление роли МВД в общественно-политических и социально-экономических процессах при В. Рушайло, разгром РУОПов и снижение самостоятельность «силовиков» МВД при Б. Грызлове [4] и отдельные последующие преобразования не решали основной задачи - ослабления крупного силового образования.

Но начиная 2009 г. ситуация изменилась - все СМИ, в том числе государственные, открыли против МВД настоящую информационную войну, а жизнь и профессиональная деятельность сотрудников милиции как будто бы специально подкидывала журналистам новые истории об «оборотнях в погонах» [5]. Возмущение в обществе росло и в конечном итоге оказалось достаточным информационным фоном для подписания Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. №2 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [6]. Благодаря грамотной информационной подготовке, данный нормативный документ был воспринят обществом как воплощение его ожиданий, а радикальные меры президентского указа - адекватными ситуации и направленными исключительно на повышение эффективности органов внутренних дел. В дальнейшем реформа МВД также обеспечивалась мощными PR-кампаниями. Особенно масштабным было общественное [обсуждение [проекта федерального закона «О ¡полиции», а «Российская|газета»| открыла целую тематическую рубрику, посвященную вопросам реформирования системы органов|внутренних1дел.

Вместе с тем, инициированная Президентом РФ реформа МВД уже на начальном этапе

рельефно|обозначила|свою1политико-ресурсную1сущность.|Даже1приоритетное|использование нет начальном этапе в официальном общественно-политическом дискурсе термина «модернизация» вместо [термина («реформа» [7] показывает [желание властей вписать [реформирование МВД в | общие процессы политической модернизации страны, де-факто представляющие собой корректировку политической реальности под текущие нужды и потребности. К тому же опыт реформирования сектора безопасности в странах мира показывает, что кардинально перенастроить правоохранительные органы без реформы политической системы почти невозможно [8].

Кардинальное сокращение численности сотрудников органов внутренних дел, особенно сотрудников центрального аппарата, является одной из наиболее эффективных мер очистки рядов от излишне самостоятельно мыслящих сотрудников, в том числе, высокопоставленных офицеров, проявляющих относительную независимость при принятии решений и в действиях. На данном этапе актуальными становятся задачи по реформированию силового аппарата МВД -системы отрядов особого назначения и отрядов специального назначения, а также внутренних войск.

В этой сфере также имели место определенные изменения: 121 отряд особого назначения (в прошлом - ОМОН) и 87 отряд специального назначения (прежнее название - ОМСН) общей численностью 25 тыс. человек были объединены в централизованную систему управления, чтобы исключить ситуации, когда «мало-мальски крупный начальник старался иметь свою собственную «гвардию», зачастую никак не взаимодействующую с «родственными» подразделениями» [8]. Таким образом, укрепляется вертикаль власти в МВД. Для придания гражданско-реформаторского формата работы с полицейским спецназом руководством МВД было оглашено требование к бойцам спецназа неукоснительно соблюдать права и свободы граждан. Также было заявлено о кардинальной переработке правовой базы деятельности спецназа[(издано|более 50|нормативных|актов) [9].

Относительно внутренних войск МВД ограничились информационным поводом о возможности превращения их в некий аналог национальной гвардии [10], который довольно быстро опровергли на официальном уровне: «Снимите вы этот термин вообще. Слова «национальная гвардия» нигде не звучат, и до 2016-2020 годов термин подниматься не будет», -сказал главком ВВ МВД РФ Н. Рогожкин [11]. Это подтвердилось в последующем, так как в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [12] в России сформирован новый федеральный орган исполнительной власти правоохранительной направленности - Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия).

Росгвардия - результат преобразования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии и включения в нее ряда структур, выведенных из МВД России (контрольно-надзорных подразделений в сферах оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны, специальных подразделений быстрого реагирования и особого назначения). Нацгвардия создан как новый орган исполнительной власти, целью которого, согласно п. «в» ст. 3 Указа, является «осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» [13]. Исходя из информации, приведенной в вышеуказанном пункте, можно сделать вывод о том, что Федеральная Служба Войск Национальной гвардии РФ важна и имеет большое практическое применение. Таким образом, в сфере реализации внутренней политики сформированы два крупных органа правоохранительной деятельности, уравновешивающих друг друга. Вместе с тем,|национальная|гвардия|подчиняется1непосредственно|Президенту РФ.

Основные цели и задачи национальной гвардии России определены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: 1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; 2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; 4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного

положения, I военного ¡(положения, I правового I режима контртеррористической I операции; 5) I участие в территориальной обороне Российской Федерации; 6) оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации; 7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; 8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана|имущества|физических и|юридических лиц по|договорам [14].

Некоторые ученые и практики отождествляют данную государственную структуру с внутренними войсками МВД России. Несмотря на то, что внутренние войска, в соответствии с законом, полностью вошли в состав войск национальной гвардии, и составляют их основную ударную силу, они не подменяют структуру и содержание этого нового государственного военного института. Помимо внутренних войск, в Росгвардию вошел целый ряд других структур и подразделений. В их числе ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, авиационные подразделения, лицензионно-разрешительная служба и т.д.

В войсках Росгвардии, как самостоятельного ведомства (структуры), предусматриваются: военная служба; служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации; государственная гражданская служба. Личный состав Росгвардии включает в себя: военнослужащих; сотрудников; гражданский персонал (федеральных государственных гражданскихслужащих и|работников).

В соответствии с указанной градацией, выстраивается и система комплектования указанной государственной структуры: военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу; сотрудниками - путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в Войска Национальной гвардии; федеральными государственными гражданскими служащими - путем добровольного поступления граждан РФ на государственную гражданскую службу Российской Федерации; работниками - путем добровольного поступления граждан на службу [15]. Такое многообразие задач и функций обуславливают необходимость создания базы для пресечения возможных злоупотреблений, особенно в|сфере|коррупционной1составляющей.

Полномочиями по I предупреждению и I пресечению I преступлений II коррупционной I направленности вне ведомства Росгвардия не наделена. Что касается предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности внутри ведомства, то для решения указанной1проблемы1предусмотрены1следующие1механизмы:

- независимая экспертиза проектов нормативно-правовых актов и административных регламентов, что предусматривает проведение анализа на наличие коррупционной составляющей в составе того или иного нормативного акта, издаваемого ведомством. Коррупционная экспертиза проводится Министерством Юстиции Российской Федерации и публикуется на официальном|сайте Росгвардии;

- разработка методических материалов относительно противодействия коррупции, конфликтам|интересов и|пр.;

- ежегодная отчетность об имущественном положении сотрудников справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, посредством специального программного обеспечения - программы «Справки БК»);

- работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и при необходимости урегулированию возникающих конфликтов интересов (председатель комиссии - первый заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации; заместитель председателя комиссии - начальник Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; члены комиссии: заместитель начальника Главного управления по работе с личным составом Федеральной

службы войск национальной гвардии Российской Федерации; руководитель Финансово-экономического департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; начальник Главного управления собственной безопасности Федеральной службы войск|национальной!гвардииIРоссийскойI Федерации; руководитель (Договорно-правового I департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; советник отдела планирования и анализа контрольной деятельности Инспекции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; советник организационного отдела Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; советник отдела организационно-методического обеспечения деятельности пунктов централизованной охраны управления анализа, организации и выработки единой технической политики антикриминальной защищенности объектов Главного управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; старший научный сотрудник (советник директора Росгвардии) группы (исследования опыта подготовки и применения войск национальной гвардии Российской Федерации 2 научного отдела (исследования проблем подготовки и применения войск национальной гвардии Российской Федерации) Научного центра стратегических исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; советник отдела анализа состояния воинской дисциплины и профилактики правонарушений управления организации работы по поддержанию воинской, служебной дисциплины и психологической работы Главного управления по работе с личным составом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; профессор кафедры тактики и оперативного использования внутренних войск Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (по согласованию); начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации (по согласованию); преподаватель 4 кафедры тактики (оперативного использования внутренних войск) Военного университета (по согласованию); председатель Совета ветеранов Общероссийской общественной организации ветеранов войск правопорядка (по согласованию); преподаватель 4 кафедры тактики (оперативного использования внутренних войск) Военного университета (по согласованию); старший научный сотрудник (советник директора Росгвардии) отделения (исследования угроз государственной и общественной безопасности) 3 научного отдела (исследования проблем обеспечения государственной и общественной безопасности) Научного центра стратегических исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию); Секретарь комиссии начальник управления предупреждения, профилактики коррупционных и иных правонарушений, учета кадров Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации).

По окончании отчетного периода ведомством сводится информация и издаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции. Ведомством разработан «План Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы», состоящий из четырех частей, а именно, основные организационно-практические мероприятия по противодействию коррупции, направленные на повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения государственными служащими и работниками Росгвардии ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Особым направлением является выявление и систематизация причин и условий, которые обуславливают коррупцию в деятельности Росгвардии; взаимодействие Росгвардии с институтами гражданского общества и гражданами, создание эффективной системы обратной связи, обеспечение доступности информации о ее деятельности; определены мероприятия Росгвардии, направленные на противодействие коррупции с учетом специфики ее|деятельности.

Все это свидетельствует об внимательном отношении к предотвращению возможных проявлений коррупции в ведомстве. Однако это все же внутри ведомственные мероприятия, а комиссия по борьбе с коррупцией определена внутри ведомства. Что, на наш взгляд, в силу особенностей данного правоохранительного органа, является недостаточным. Нам

представляется, что за деятельностью данного ведомства особенно необходим контроль со стороны гражданского общества. Это может быть общественный совет, в который бы входили представители общественной палаты, деятели науки и культуры, не имеющие отношения к деятельности Россгвардии. Главной ее задачей была бы осуществление контроля за соблюдением прав и свобод в процессе рассмотрения материалов в отношении конкретных лиц. Создание такого совета и его деятельность, позволит повысить доверие к данному правоохранительному органу.

Исходя из вышеизложенного следует, что в ведомстве осуществляется планомерная работа в этом направлении, но говорить о роли в борьбе с коррупцией Росгвардии в других органах не I представляется I возможным, I ввиду I того, что I ведомство не I обладает I соответствующими полномочиями. Однако в рамках модернизации деятельности правоохранительныхорганов в|России,1даннь1й1орган1можетбь1ть1наделен1такими|полномочиями [16]. Вместе с тем, ведомством активно проводится деятельность по внутриведомственной борьбе с коррупцией и оказывается силовая поддержка другим правоохранительным органам в ихдеятельности в|этой|сфере.|

Литература иисточники

1. Информационная Безопасность Регионов. Научно-практический журнал. 2014. N° 2 (15). С.60-64.

2. См.: Петров Д.Е. Политическая ресурсность силовых структур: сущность и составляющие // Материалы Всероссийской политологическомассамблеивПермь^-З анреляl200S года).IПермь,l200S.IC. 90-96.

3. Вестов Ф.А., Петров Д.Е. Политическая роль силовых структур в правовом государстве // Военная мысль. 2011 M 4. С. 11-16.

3. См.: Таратута Ю., Архипов И., Седаков П. Мистерия внутренних дел // Русский nesweek2010. M6. С.26-31.

4. См.: Преступления правоохранителей // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/sujet/3S1S.html (дата обращения 10.09.2011).

5. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. M 146S // Российская газета. Федеральный выпуск 2009. 2S декабря.

6. Глава МВД: термину «реформа МВД» предпочитаю понятие «модернизация» // Официальный сайт Независимой газеты. URL: http://www.ng.ru/politics/2010-06-25/3_mvd.html (дата публикации 25.06.2010).

7. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Некоторые политические аспекты реформирования МВД РФ.// Право и правоохранительная деятельность. Материалы 2 Международной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей: Сборник научных статей. 2016. С. 49-52.

S. Фалалеев М. ОМОН раскулачили. Спецназу запретили бездумно махать кулаками // Российская газета. 2011. 4 августа.

9. Внутренние войска МВД могут стать аналогом национальной армии // Официальный сайт Российской газеты. URL.: http://www.rg.ru/2010/02/26/mvd-anons.html (дата публикации 26.02.2010).

10. Главком: Реформа МВД не коснется внутренних войск // Официальный сайт Российской газеты. URL.: http://www.rg.ru/2010/03/26/reforma-anons.html (дата публикации 26.03.2010).

11. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. M 157 (в ред. от 30 сентября 2016 г.) // СЗ РФ. 2016. M 15, ст. 2072; 2016. M 41, ст. 5S02.

12. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. M 157 // Российская газета. 2016. 6 апреля.

13. Кириченко Н.С. О правовых основах деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации //|[Электронный|ресурс1. // http://отрасли-права.рф/article/26492 несколько (дата обращения 22.11.2018)

14. Глухова Е.О. Войска Национальной гвардии Российской Федерации как вид правоохранительных органов: учебное пособие.1Саратов:1Изд-во1<<Саратовский|источнию>|2019. 70 с.

15. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России // Правовая культура. 2013. M1 (14). С. 052 -057.

References and Sources

1. Informacionnaya Bezopasnost' Regionov. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. M 2 (15). S.60-64.

2. Sm.:: Petrov D.E. Politicheskaya resursnost' silovyh struktur: sushchnost' i sostavlyayushchie II Materialy vserossijskoj politologicheskoj assamblei (Perm', 7-S aprelya 200S goda). Perm', 200S. S. 90-96.

3. Vestov F.A., Petrov D.E. Politicheskaya rol' silovyh struktur v pravovom ogosudarstve II Voennaya mysl'. 2011 M 4. S. 11-16.

3. Sm.: Taratuta YU., Arhipov I., Sedakov P. Misteriya vnutrennih del II Russkij nesweek 2010. M 6. S. 26-31.

4. Sm.: Prestupleniya pravoohranitelej II Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. URL: http:IIwww.rg.ru/sujet/3S1S.html (data obrashcheniya 10.09.2011).

5. O merah po sovershenstvovaniyu deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2009 g. M 1468 // Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk 2009. 28 dekabrya.

6. Glava MVD: terminu «reforma MVD» predpochitayu ponyatie «modernizaciya» II Oficial'nyj sajt Nezavisimoj gazety. URL: http:IIwww.ng.ruIpoliticsI2010-06-25I3 mvd.html (data publikacii 25.06.2010).

7. Vestov F.A., Fast O.F. Nekotorye politicheskie aspekty reformirovaniya MVD RF.II Pravo i pravoohranitel'naya deyatel'nost'. Materialy 2 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov, soiskatelej: Sbornik nauchnyh statej. 2016. S. 49-52.

S. Falaleev M. OMON raskulachili. Specnazu zapretili bezdumno mahat' kulakami II Rossijskaya gazeta. 2011. 4 avgusta.

9. Vnutrennie vojska MVD mogut stat' analogom nacional'noj armii II Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. URL.: http:IIwww.rg.ruI2010I02I26Imvd-anons.html (data publikacii 26.02.2010).

10. Glavkom: Reforma MVD ne kosnetsya vnutrennih vojsk II Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. URL.: http:IIwww.rg.ruI2010I03I26Ireforma-anons.html vseobshchnost' (data publikacii 26.03.2010).

11. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 5 aprelya 2016 g. M 157 (v teryayut red. ot 30 sentyabrya 2016 g.) II SZ RF. 2016. M 15, 2016. M 41, st. 5802.

12. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ukaz Prezidenta RF ot 5 aprelya 2016 g. № 157 // Rossijskaya gazeta. 2016. 6 aprelya.

13. Kirichenko N.S. O pravovyh osnovah deyatel'nosti Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // [EHlektronnyj teryayut resurs]. -Rezhim dostupa: http://otrasli-prava.rf/article/26492 (data obrashcheniya 22.11.2018)

14. Gluhova E.O.Vojska Nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii kak vid pravoohranitel'nyh organov: uchebnoe posobie. Saratov: Izd-vo kotoraya «Saratovskij istochnik», 2019. - 70 s.

15. Vestov F.A., Fast O.F. Pravovoe gosudarstvo kak kriterij modernizacii Rossii // Pravovaya kul'tura. 2013. N°1 (14). S. 052 -057.

ГЛУХОВА ЦЕЛЕНА ОЛЕГОВНА - кандидат юридических наук, доцент Саратовского государственного|университета имени|КГ.1Чернышевского (gluhova.elena2014@yandex.ru).

ВЕСТОВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (vestovfa@mail.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GLUKHOVA, ELENA O. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. WESTOV, FEDOR A. - Ph.D. in Law, Professor of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky.

УДК 342.922

СМОРЧКОВА Л.Н.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И

ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Ключевые слова: административно-правовые отношения, юридическое лицо, орган государственной власти, юридическое лицо публичного права, административная ответственность.

В статье обозначены некоторые проблемы, связанные с участием юридических лиц в административно--правовых отношениях и привлечением их к административной ответственности. Делается вывод о недостаточности простого, непосредственного использования гражданско-правовой конструкции юридического лица в качестве субъекта административного права. Необходимо специальное правовое регулирование административных отношений с участием юридических лиц, учитывающее их отдельные статусные особенности, а также совершенствование правового института административной ответственности юридических лиц.

SMORCHKOVA, L.N.

LEGAL ENTITIES AS SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL RELATIONS: PROBLEMATIC QUESTIONS OF

LEGAL REGULATION AND LAW-ENFORCEMENT

Keywords: administrative-legal relations, legal entity, public authority, legal entity of public law, administrative responsibility.

In the article identifies some problems associated with the participation of legal entities in administrative-legal relations and bringing them to administrative responsibility. It makes the conclusion on the insufficiency of the simple, direct use of the civil-legal construction of a legal entity as a subject of administrative law. It needs a special legal regulation of administrative relations with the participation of legal entities, taking into account its individual status features, as well as the improvement of the legal institution of administrative responsibility of legal entities.

Юридические лица являются одним из видов субъектов административно-правовых отношений, складывающихся, как известно, в сфере государственного управления. В отличие от различных категорий физических лиц, управляющее воздействие на которые со стороны государства объективно обусловлено собственно сущностью данной политико-правовой организации общества, общественные отношения с участием юридических лиц являются специфическим объектом административно-правового регулирования. Юридическое лицо -искусственно созданный субъект права, содержательно необходимый для объединения капиталов и управления общим имуществом при осуществлении несколькими лицами совместной хозяйственной деятельности. Формализация осуществляется путем легитимного признания такой организации в качестве самостоятельного участника общественных отношений.

В теории римского права о появлении понятия юридического лица говорят как о приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, определенным образом обособленной от иного имущества некоторого организованного объединения физических лиц [1].. При этом одним из наиболее спорных вопросов долгое время был вопрос: обладает ли юридическое лицо собственной волей и, как следствие, может ли оно быть виновным в совершении того или иного правонарушения?

Со временем конструкция юридического лица прижилась в романо-германской правовой семье, в том числе в отечественной правовой системе. При этом представляется естественным,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.