Становление межбюджетных отношений в условиях повышения финансовой устойчивости территорий. Becoming of interbudgetary relations in conditions of increase of financial
stability of the territories.
Вергун С.С.
аспирант кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»
e-mail: vergun.svetlana@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции становления межбюджетных отношений в современной России. Особое внимание уделено становлению межбюджетных отношений у финансово устойчивых территорий, укреплении их собственных доходных источников. Рассмотрено развитие межбюджетных отношений в Ростовской области.
Annotation. The article describes the main trends in the becoming of interbudgetary fiscal relations in modern Russia. Particular attention is paid to the becoming of interbudgetary fiscal relations in financially sustainable territories and strengthening your own profitable sources. Considered the development of interbudgetary fiscal relations in the Rostov region.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, финансовая устойчивость, территория, расходные полномочия, бюджетные средства, дотации.
Keywords: interbudgetary relations, intergovernmental transfers, federal budget, regional budget, local budget, financial sustainability, territory, consumable powers, budgets, grants.
В настоящее время становление межбюджетных отношений в Российской Федерации направлено на повышение экономической эффективности межбюджетных отношений, на совершенствование управления государственными и муниципальными финансами, на укрепление российской модели бюджетного федерализма, повышение социальной справедливости, обеспечение экономического роста и единства российского
государства. Следует отметить, что в последние годы в России произошли кардинальные изменения в финансовых взаимоотношениях бюджетов с помощью повышения бюджетной дисциплины, достижения прозрачности и стабильности в распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Так, по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между 10 наиболее 10 наименее финансово обеспеченными субъектами РФ увеличивается и составляет в 2014 году, в среднем, 6,2 раза (в 2011 г. - в 5,8 раза), т.е. уровень дифференциации российских регионов продолжает расти [2;с.69].
Вместе с тем, необходимо отметить, что до сих пор в России основным источником доходов многих региональных и местных бюджетов являются межбюджетные трансферты - средства, передаваемые из одного бюджета в другой.
Причиной этого являются несовершенство механизма межбюджетных отношений и большие различия в уровне экономического и социального развития различных территорий.
Действительно, выраженная централизация доходов, по мнению С.В. Степашина, «приобрела избыточный характер, а значительность объёмов перераспределяемых через федеральный бюджет финансовых ресурсов привела к тому, что государственная региональная политика может осуществляться только при наличии мощной системы трансфертов, когда имеет место широкое использование трансфертов» из бюджетов вышестоящих уровней, направленных на покрытие дефицита налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. В свою очередь, хронический дефицит доходов местных бюджетов во многом затрудняет финансирование в полном объёме собственных полномочий муниципалитетов. В скованных финансовых условиях муниципалитеты финансируют лишь свои текущие расходы, но лишены возможности производить капитальные расходы, осуществлять инвестиционные проекты и т.п. деятельность [5].
Тема становления межбюджетных отношений в Российской Федерации является сегодня крайне актуальной, поскольку сегодня в этой сфере существует множество проблем:
- неэффективное использование доходов региональных и местных бюджетов;
- отсутствие четкого разграничения расходных полномочий у бюджетов разных уровней власти;
- несоотвествие финансовых обязательств, возложенных на различные уровни власти и их доходных полномочий;
- неэффективное распределение полномочий и предметов ведения между федеральными, региональными и местными властями;
- слабый контроль над бюджетными расходами.
Развитие межбюджетных отношений в условиях повышения финансовой устойчивости территорий актуальна вдвойне, так как сегодня в России наблюдается приоритет на оказание финансовой помощи территориям с целью выравнивания их экономического и социального положения. Но для территории с финансовой устойчивостью характерны следующие признаки [6;с.35]:
- рациональное формирование и использование доходов территорий для экономического и социального развития территорий;
- такое движение денежных потоков (организация расходов, структура доходов и их динамика), которые позволят обеспечивать населению региона достойный уровень жизни, соответствующий общегосударственным социальным стандартам;
- достаточность финансовых ресурсов для реализации всех расходов территории;
- состояние территории, при котором финансовые ресурсы позволяют поддерживать нормальную деятельность и расчеты с другими субъектами;
- это такое социально-экономическое состояние территории, при котором обеспечивается улучшение качества жизни населения за счет эффективного функционирования финансовых потоков внутри территориального образования, с сохранением сбалансированности их притока и оттока;
- внешние экономические изменения, воздействующие на территориальную систему, не приводят к резким изменениям в социальной сфере территории.
Особое значение для территорий, в условиях повышения финансовой устойчивости имеет поднятие уровня эффективности расходования бюджетных средств, проходящих через механизм межбюджетного выравнивания. Регионы обязаны проводить, а федеральные органы оценивать это более жестко, обеспечивая бюджетную политику кардинального улучшения своей заинтересованности в расширении собственной доходной базы. Получить финансовую помощь и только израсходовать средства, даже не задумываясь над приращением собственных доходов, становится опасной тенденцией в расходовании бюджетных средств сегодня, несмотря на рост финансовой устойчивости некоторых территорий [6;с.35].
Следует отметить, что начиная с 1990 года в России развивались межбюджетные отношения, которые менялись параллельно изменениям в экономике страны.
В развитии межбюджетных отношений в Российской Федерации наблюдается 5 этапов - от финансовой помощи территориям, межбюджетные отношения постепенно развиваются - происходит разграничение расходных полномочий за федеральным, региональными и местными бюджетами, за бюджетами разных уровней закрепляются доходы, территориям предоставляется все большая самостоятельность при формировании доходов и выполнении расходных полномочий.
В 2009 г. в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. были разработаны мероприятия по снижению дотационности территориальных бюджетов. Все эти меры направлены на обеспечение территорий РФ предсказуемыми и стабильными собственными доходами и оказание поддержки им трансфертами из федерального бюджета.
В таблице 2 представлена динамика межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ за 2011-2014 гг.
Таблица 2
Динамика межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г., прогноз Темп роста, %
Объем межбюджетных трансфертов субъектам РФ, млрд. руб. 1343,40 1272,80 1087,50 1019,70 75,90
Доходы - всего, млрд. руб. 6924,74 8485,33 8301,52 8223,39 118,75
Удельный вес межбюджетных трансфертов, % 19,4 15,0 13,1 12,4 63,92
Источник: составлено автором по [8]
Таким образом, сумма межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ за 2011-2014 гг. снизится на 323,7 млрд. руб. или на 24,09%. При этом в 2012 г. объем межбюджетных трансфертов субъектам РФ снизился на 5,36% по сравнению с 2011 г., в 2013 г. объем межбюджетных трансфертов снизился на 14,56% по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. объем межбюджетных трансфертов снизится еще на 6,34%. Таким образом, с каждым годом субъекты РФ должны все больше рассчитывать на собственные средства.
Из таблицы 2, видно, что удельный вес межбюджетных трансфертов в общих доходах российского бюджета снизится с 2011 по 2014 гг. на 36,08%. Это свидетельствует о том, что увеличивается финансовая устойчивость
российских территорий, снижаются объемы межбюджетных трансфертов и территории, все больше используют собственные доходы.
При этом дотации территориям составляют большую часть межбюджетных трансфертов. Это подтверждается данными таблицы 3.
По данным таблицы 3, видно, что наибольшую долю в структуре межбюджетных трансфертов занимают дотации, которые используются для выравнивания финансового положения территорий: в 2011 г. дотации составляют - 49,2%, в 2012 г. - 55,55%, в 2013 г. - 43,32%. На втором месте по величине удельного веса в структуре межбюджетных трансфертов занимают субсидии которые направлены на обеспечение определенных программ на территориях на условиях финансирования.
Таблица 3
Структура межбюджетных трансфертов в Федеральном бюджете РФ в
бюджеты субъектов РФ за 2011-2013 гг., (в %)
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Темп роста, %
Дотации 49,20 55,55 43,32 88,05
Субсидии 29,41 34,09 34,77 118,22
Субвенции 9,31 5,76 17,98 193,13
Иные межбюджетные трансферты 12,08 4,60 3,93 32,53
Источник: составлено автором по [2;с.70]
В 2011 г. субсидии составляли - 29,41%, в 2012 г. - 34,09%, в 2013 г. -34,77%. Субвенции - помощь территориям на возвратной основе стоит на третьем месте по величине удельного веса: 2011 г. - 12,08%, в 2012 г. - 4,6%, в 2013 г. - 17,98%. Наименьший удельный вес имеют иные межбюджетные трансферты. Следует отметить, что с 2011 по 2012 гг. удельный вес дотаций территориям рос, т.е. на дотации обращалось наибольшее внимание. В 2013 г. удельный вес дотаций уменьшился по сравнению с 2012 г. на 12,23%, по сравнению с 2011 г. удельный вес дотаций снизился на 5,88%. При этом за период с 2011 по 2013 гг. растет удельный вес субсидий - на 18,22%, а особенно субвенций - на 93,13%. В 2014 - 2016 гг. планируется увеличивать
удельный вес субвенций. Это говорит о том, что межбюджетные отношения будут направлены на укрепление собственной доходной базы территорий, повышение их экономической самостоятельности и повышение их конкурентоспособности.
Несмотря, на то, что дотации имеют наибольший удельный вес в межбюджетных трансфертах. потребности территорий в бюджетных средствах до конца не удовлетворены. Так, система трансфертов местным бюджетам механически прямолинейна и непрозрачна. Она предполагает выравнивание расходов на душу населения и при этом не учитывает различные другие существующие критерии, характеризующие территориальные диспропорции. Кроме этого, сегодня четко не определены налоговые полномочия территорий, в частности, по объему доходов.
Представим развитие межбюджетных отношений на примере Ростовской области. В таблице 4 представлены доходы и расходы консолидированного бюджета Ростовской области за 2012-2013 гг.
Таблица 4
Доходы и расходы консолидированного бюджета Ростовской области за
2012-2013 гг.
Показатели 2012 г. 2013 г. Темпы роста, %
Доходы, млрд. руб. 152,50 155,40 101,90
Расходы, млрд. руб. 152,31 164,50 108,00
Дефицит (профицит) бюджета, млрд. руб. +0,19 -9,10 в 16,32 раза
Собственные 77,00 120,90 157,01
доходы, млрд. руб.
Межбюджетные трансферты, млрд. руб. 75,50 34,50 45,70
Объем дотаций, млрд. руб. 8,40 3,60 48,30
Источник: составлено автором по [1, 7]
Итак, доходы консолидированного бюджета Ростовской области выросли за 2012-2013 гг. на 1,9%, расходы бюджета области также возросли за этот период времени на 8%. В результате того, что темпы роста расходов
консолидированного бюджета области выше, чем темпы роста доходов, в 2013 г. бюджет области дефицитен, т.е. расходы на 9,1 млрд. руб. превышают доходы. При этом отмечается положительная тенденция - растут собственные доходы Ростовской области - на 57,01%, при этом объем межбюджетных трансфертов в область снижается на 54,3%. Таким образом, учитывая то, что собственные доходы области выросли значительно, можно сказать, что Ростовская область является территорией, в которой растет финансовая устойчивость. При этом, в 2013 г. Ростовская область вошла в число низкодотационных субъектов РФ.
Как видим, из таблицы 4 значительно снижается уровень дотаций Ростовской области - на 51,70%, это связано с улучшением финансового положения области в 2013 г., по сравнению с 2012 г. Вместе с тем в Ростовской области продолжится работа по получению субсидий и субвенций на развитие ЖКХ, образования, медицины, сельского хозяйства, на повышение инвестиционной привлекательности области.
Политика Ростовской области в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями направлена на повышение бюджетной обеспеченности и сбалансированности всех местных бюджетов Ростовской области. При этом в местные бюджеты передаются нормативы отчислений от региональных налогов: налога на доходы физических лиц (10 процентов), налога на прибыль организаций (5,55 процента), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (33,75 процента) [5] .
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие межбюджетных отношений на территориях, в условиях повышения финансовой устойчивости, заключается в стимулировании территории увеличивать собственную доходную базу. Нужно стимулировать территории к развитию собственной налоговой базы, увеличению поступлений доходов в бюджеты, достижению более высокого уровня показателей социально-экономического развития [3;с.274]. Необходимо внести изменения,
дополнения в налоговое и бюджетное законодательство: возвращать муниципалитетам до 10% от транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых, увеличить процент отчислений от доходов физических лиц с 30 до 50%; придать статус местного налога налогу на недвижимость и на малый бизнес; предусмотреть компенсацию местным бюджетам потерь от освобождения от уплаты земельного налога крупными энергетическими, газовыми объектами федерального, в том числе оборонного значения, а также объектами железнодорожного транспорта и т.п. Расщепление наиболее важных, наиболее представительных и экономически значимых налоговых доходов и будет искомой системой поощрения, поддержки и стимулирования органов власти субфедерального уровня.
Необходимо центру продолжать уже начатый процесс передачи отдельных функций, полномочий и ответственности в решении большинства вопросов регионального развития региональному уровню государственного управления, особенно в вопросах, касающихся контрольно - надзорных функций [3;с.277].
Нуждается в упорядочении закрепление расходных полномочий бюджетными средствами за уровнями государственного управления исходя из распределения функций между ними. В законодательных актах, предусматривающих выполнение определенных государственных функций, должна четко определяться компетенция государственных органов по уровням управления, для последующего закрепления за ними расходных полномочий. Уровни местного государственного управления должны иметь законодательно установленные права на компенсацию расходов местных бюджетов, возникающих в результате принятия нормативных правовых актов вышестоящими органами государственной власти [3;с.277].
Для законодательного закрепления за каждым уровнем управления собственных доходных источников необходимо определиться с системой межбюджетного регулирования.
Таким образом, реализация данных подходов в практику будет способствовать обеспечению развития межбюджетных отношений на территориях в условиях роста финансовой устойчивости, устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.
Библиографический список
1.Бюджет Ростовской области в 2013г. недополучил 5,7 млрд. рублей налоговых доходов. - Режим доступа: http://rostov.rbc.ru/rostov_topnews/11/06/2014/930025.shtml.
2.Волохина, В.А. Межбюджетные отношения в современной России/В.А. Волохина // Вестник ОГУ. - № 13. - 2012. - С. 69-73.
3.Самойлова, С.С., Шепелева, О.М. Межбюджетные отношения как инструмент регулирования развития территорий / С.С. Самойлова, О.М. Шепелева // Социально-экономические явления и процессы. - № 12. - 2012. -С. 274 - 277.
4. Сорокина Л. В. Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации [Текст] / Л. В. Сорокина, Л. В. Сорокина, М. С. Шеповалова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 426-429.
5. Степашин С.В. Сложившаяся модель межбюджетных отношений не способствует развитию экономики регионов // Материалы Всероссийского совещания контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации «Государственный аудит системы обеспечения региональной экономической безопасности». Грозный, 25.06. 2013 / www.fcinfo/ru
6.Татаркин, А.И. Финансовая устойчивость территорий: постановка проблемы / А.И. Татаркин// Финансы и бизнес. - № 2. - 2008. - С. 35-42.
7.Характеристика бюджета Ростовской области на 2013-2015 годы. - Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=116243.
8. Сайт: http://info.minfin.ru/fbdohod.php
Bibliographic list:
1. The budget of the Rostov region in 2013 has received less
than 5,7 billion roubles of tax incomes:
http://rostov.rbc.ru/rostov_topnews/11/06/2014/930025.shtml.
2. Volokhina V.A. Interbudgetary of the attitude in modern Russia/ // Bulletin OGU. - № 13. - 2012. - P. 69-73.
3. Samojlova S.S., Shepeleva O.M. Interbudgetary of the attitude as the instrument of regulation of development of territories / S.S.Samoilov, O.M.Shepeleva // The Social and economic phenomenon and processes. - № 12. - 2012. - P. 274 - 277.
4. Sorokina L.V. Role of interbudgetary transfers in budgetary system of the Russian Federation [Text]/ L.V. Sorokina, M.S.Shepovalova// Young scientist. -2014. - №1. - P. 426-429.
5. Stepashin S.V. The developed model of interbudgetary attitudes does not promote development of economy of regions // Materials of the All-Russia meeting fiscal bodies of subjects of the Russian Federation « State audit of system of maintenance of regional economic safety ». Groznyj, 25.06.2013 / www.fcinfo/ru
6. Tatarkin A. I. Financial stability of territories: statement of a problem / A.I.Tatarkin // Finance and business. - № 2. - 2008. - P. 35 - 42.
7. The characteristic of budget of the Rostov region for 2013-2015.: <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=116243>.
8. A site: http://info.minfin.ru/fbdohod.php