Научная статья на тему 'Становление местных органов советской власти в 1918-1920 гг'

Становление местных органов советской власти в 1918-1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1983
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление местных органов советской власти в 1918-1920 гг»

Н.Н. Кабытова*

СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В 1918-1920 гг.

В статье рассматриваются социопсихологические аспекты формирования структур советской власти в российской провинции, показаны особенности преодоления революционного локализма в ходе создания местных органов власти на губернском, уездном, волостном и сельском уровнях, выявляются причины создания унитарной государственности в 19181920 гг., формы и методы ее социализации.

Российская революция 1917 года коренным образом изменила государственные формы и общественные связи. Однако продолжавшийся хаос и вытекающее из него насилие не перестали существовать. В условиях дезорганизации российского общества большевики формировали новую государственность, причудливые формы которой оправдывались необходимостью подавления его верхов и утверждения ценностей низов. Характерное для революционного процесса стремление решать проблемы местного управления на основе структур локального типа способствовало их бесконтрольности. Поэтому строительство советской государственности после захвата власти большевиками осуществлялось путем постоянного преодоления и подавления местного самоуправления. Это неизбежно приводило к созданию унифицированных форм местной власти и стимулировало надежды общества на преодоление хаоса.

На достижение этой цели были направлены все усилия большевистского руководства страны. Однако процесс унификации советского строительства в условиях гражданской войны был крайне затруднен. Тем более, необходимо выявить средства и методы, которыми большевики создавали структуры местной администрации. Это даст возможность судить как об эффективности системы власти, так и об ее пороках.

Несмотря на огромную историографию проблемы, причины и условия формирования многих специфических черт советской государственности до конца не выяснены [16. С.6,311]. Что касается процесса создания и функционирования структур советской власти на местах, то он воссоздан крайне фрагментарно, а имеющиеся очерки и обобщающие работы мифологизированы в силу идеологи-

* © Кабытова Н.Н., 2007

Кабытова Надежда Николаевна - кафедра российской истории Самарского государственного университета.

ческой заданности и методологической ограниченности. В ходе дискуссий на международных конференциях в конце ХХ - начале XXI вв. дебатировались преимущественно социопсихологические аспекты захвата власти большевиками [1, 2, 18, 20, 21, 22, 24]. Особенности советского строительства, властные альтернативы, способы подавления местного самоуправления и, наконец, конфигурация функций управленческих структур на местах по-прежнему не рассматривались.

В процессе формирования местных административно-управленческих структур в первые годы советской власти выделяются следующие этапы: 1) разгон дум и земств; 2) создание советского аппарата управления на губернском и уездном уровнях; 3) советизация деревни; организация и реорганизация чрезвычайных органов власти. Советское строительство осуществлялось в годы гражданской войны, но это не единственная причина тяготения правящей коммунистической партии к насильственным методам установления «диктатуры пролетариата». Заметим, что эта диктатура распространялась на все слои общества, включая немногочисленный в провинции пролетариат.

Идеологические причины, по которым большевики насаждали государство-коммуну, в современной историографии рассмотрены [16, 17]. В то же время социопсихологические особенности партийно-государственного строительства на местах не исследованы. В связи с этим представляет интерес процесс адаптации в провинции структур советской власти, насаждавшихся из центра.

Создание и функционирование административно-управленческих структур в Самарской губернии в 1918-1920 гг. позволяет адекватно выявить составляющие этого процесса в российской провинции. Советская власть в Самаре была провозглашена 26 октября 1917 г. при формировании ревкома как временного чрезвычайного органа, общественно-политические силы, действовавшие в губернии, выступили против «узурпации власти большевиками» [13. С.5]. Губисполком Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, не имевший в своем составе ни одного представителя от крестьян, объявил, что «Комитет народной власти... не должен никем признаваться за власть» [5. Л.2.].

В течение ноября 1917 - февраля 1918 г. во всех уездных центрах губернии было объявлено об установлении советской власти, начался процесс ее организации в волостях. Одновременно в сельской местности функционировали самые разные властные структуры: комитеты, советы, избранные осенью 1917 г. волостные земства. Следует заметить, что при организации волостных земств волостные комитеты упразднялись, а советы на первых порах включали их в свой состав [6. Л.2.]. Таким образом в начале советского строительства большевики не только идеологически, но и организационно привлекли крестьян на свою сторону [7. Л.7].

Необходимо заметить, что партийно-пропорциональная избирательная система, внедрявшаяся в 1917 г., особой популярностью в народе не пользовалась. Более того, часть крестьянских съездов, проходивших в Поволжье осенью

1917 г., оговаривала условия работы Учредительного собрания обязательной поддержкой советской власти и ее декретов. В некоторых местах начался процесс объединения всех советов в единую властную структуру [14. С.251]. Одновременно с установлением советской власти на уездном и волостном уровнях начался слом аппарата земского самоуправления, причем это явление часто инициировалось на местах [8. Л.1].

Большевистское руководство первоначально предполагало, что советы будут осуществлять административно-политическое руководство, а думы и земства заниматься организационно-хозяйственной деятельностью [3. С.178]. В то же время, в ходе советизации страны, они получили поддержку от крестьян, на которую особо не рассчитывали. В.И. Ленин впоследствии отмечал, что «в России в сентябре-ноябре 1917 года рабочий класс городов, солдаты и крестьяне были, в силу ряда специальных условий, на редкость подготовлены к принятию советского строя.» [15. С.43]. Таким образом, интересы большевистских верхов и социальных низов временно совпали в ходе государственного строительства. Это единение было недолгим, поскольку те и другие наделяли советы не просто разными, а противоположными функциями. В.И.Ленин объявил их органами «диктатуры пролетариата» (на практике диктатуры большевиков), а рабочие, солдаты, и особенно крестьяне, надеялись, что через советы будет осуществляться «народоправство».

После того как III Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, начавший свою работу 10 февраля 1918 г., объединился с III Всероссийским съездом советов крестьянских депутатов, открывшимся 13 января 1918 г., началось интенсивное образование волостных и сельских советов. Губиспоко-мы, руководившие этим процессом, рекомендовали созывать специальные крестьянские уездные съезды с целью ликвидации земств и сосредоточения всей полноты власти в советах. Там, где земские собрания или управы пытались протестовать против актов революционного насилия, они попросту разгонялись вооруженными красногвардейскими отрядами [9. Л.216].

Еще жестче местные партийные функционеры поступали с городским общественным управлением - думами и управами, их исполнительными органами. Они не только выражали активный протест против «узурпации власти большевиками», но и создавали различные «комитеты спасения родины и революции», организовавшие сопротивление советам [10. Л.35]. Особенно острая борьба развернулась между думами и ревкомами за влияние на милицию. Как правило, в случае неподчинения милиции ревкому последний разоружал ослушавшихся, несмотря на протесты думы [11. Л.157]. Ссылками на примеры самоуправства большевиков думцы надеялись, что население не поддержит «насильников, захвативших власть» [11. Л.161], в чем просчитались. «Насилие» советов и ревкомов в отношении местного самоуправления, наоборот, было поддержано большинством рабочих и солдат, явившихся социальной опорой установления советской власти в городах.

«Красногвардейские атаки» местных большевистских руководителей не только на капитал, но и на структуры самоуправления не прибавляли им популярности среди партийно-политических сил даже социалистической направленности. Например, при выборах в губисполком на Самарском губернском съезде Советов, проходившем с 13 по 26 марта 1918 г., победу одержали максималисты, оставив большевиков в меньшинстве [23. С.401]. Победив в губисполкоме, максималисты стали готовиться к вытеснению большевиков из комиссариатов, что, в свою очередь, толкало последних на ужесточение репрессивных мер не только к классовым врагам, но и всем бывшим соратникам по революционной борьбе. С самого начала формирования структур советской власти на местах большевики тяготели к диктату своей партии. Формула «кто не с нами, тот против нас» сужала партийную, но не социальную базу советов.

Военно-политические события гражданской войны 1918-1920 гг. лишь ужесточали методы осуществления большевистской власти. Например, в Самарской губернии после ликвидации власти КОМУЧа не только была восстановлена советская система, но и возникли новые чрезвычайные органы.

Местные коммунистические деятели, стремясь наверстать упущенные при КОМУЧе возможности повластвовать, начали активно создавать те структуры, которые уже показали свою недееспособность при реализации в центральных районах страны. Политика резкой социальной дифференциации, проводившаяся коммунистическим руководством страны во главе с В.И. Лениным, на местах способствовала вхождению во власть не только революционных фанатиков, но и маргинальных элементов, тяготевших к использованию криминальных методов решения всех проблем. 11 октября воззванием губревкома и горисполкома рабочие и крестьяне призывались принять активное участие в организации комитетов городской и деревенской бедноты [13. С.31]. Работу по выборам городских квартальных комбедов горисполком поручил продовольственному и жилищному отделам, обозначив тем самым реквизиторские и распределительные прерогативы их деятельности.

Несмотря на явный вред комбедов, большевистское руководство страны вовсе не собиралось отказываться от их услуг в деле проведения реквизиций и поборов с крестьян. Сдерживая их претензии, Наркомат внутренних дел 2 октября 1918 г. решил «признать нежелательным передачу всего управления на местах исключительно в руки комитетов бедноты». VI Чрезвычайный Всероссийский съезд советов (6-9 ноября 1918 г.) в связи с выполнением стоявших перед комбедами задач предложил приступить к перевыборам волостных и сельских советов [3. С.184]. В то же время именно комбедам поручалась организация выборов в новые советы. Это предопределило результаты выборов в волостные и сельские советы, что способствовало продолжению политики «комбедовщины» не только до марта 1919 г., когда были ликвидированы уездные комбеды, но и в последующий период.

В Самарской губернии комбеды начали создаваться, когда их впору было распускать. Характер их деятельности был даже более конфронтационен, нежели в центре, так как противоречия среди крестьян производящих губерний, в целом более зажиточных, были острее. Большинство сельского населения края выступало против комбедов в связи с тем, что они занимались изъятием хлеба и других продуктов у населения. Столкновения на этой почве в сентябре - ноябре

1918 г. проходили в Николаевском, Самарском и Бузулукском уездах. Во многих селах Бузулукского уезда, которые были расположены на «большой дороге» Гражданской войны, начались крестьянские восстания [13. С.33].

К июлю 1918 г. в большинстве губерний были сформированы губернские и уездные ЧК. В Самарской губернии в это время действовали карательные структуры КОМУЧа. Поэтому Самарская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем была образована только 1 декабря 1918 г. В октябре-ноябре здесь действовала чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, числившаяся при 4-й армии [19. С.276] и активно использовавшая воинские отряды для подавления любых выступлений против советов, комбедов или отдельных «совпартработников».

В ноябре-декабре 1918 г., по мере оттеснения за пределы губернии белогвардейских частей, были реконструированы органы советской власти в уездах: ревкомы собирали уездные съезды советов, комбедов, которые избирали уисполко-мы. Те, в свою очередь, организовывали выборы волостных советов и исполкомов. Создавались также уездные ЧК, суд и расправу в которых чаще всего творили различного рода авантюристы и откровенно уголовные элементы.

Формируя судебные органы, депутаты выбрали 25 народных заседателей и 7 человек в местную Судную комиссию, всех из числа членов горсовета. Лишь «Коллегию правозаступников» утвердили из профессиональных адвокатов в количестве 11 человек. Впрочем, правовые взаимоотношения все чаще рассматривались внесудебными органами, которые вершили суд и расправу по классовому принципу и в связи с революционной целесообразностью.

Создавая органы власти и управления в городе и губернии, самарские коммунисты всеми силами стремились замещать посты в них членами своей партии или им сочувствующими. Однако революционные энтузиасты часто оказывались беспомощными в деле организации хозяйственной жизни. В области культурно-просветительской работы вообще торжествовали доведенные до абсурда лозунги: все, что было связано с прошлым, «долой»; но зато «да здравствует социализм и все богатства трудовому народу!» Совнархозовские служащие, составившие такие лозунги к годовщине Октябрьской революции, вынуждены были под давлением президиума собрания и знамя приобрести за свой счет [12. Л.10]. Они опасались, что их заподозрят в нелояльности к советской власти и уволят.

Вопросы организации городского хозяйства, включавшиеся в повестку заседавшего два раза в неделю горисполкома, решались формально или постоянно откладывались из-за некомпетентности совслужащих и неэффективности пред-

лагавшихся мероприятий. Наряду с национализацией предприятий власти использовали другой источник пополнения городской казны - ежемесячно повышали цены за пользование транспортом (трамваем), жильем и другими коммунальными услугами.

Управленческо-распределительные функции на местах не только в деревне, но и в городах передавались квартальным комитетам бедноты. В соответствии с инструкцией городские комбеды выбирались «всеми трудящимися, достигшими 18 лет, на общем собрании открытой баллотировкой... Всякое уклонение трудящихся от участия в выборах - преступление против Советской власти, так как означает поддержку врагов пролетариата. Права участия в выборах лишаются следующие лица:

а) замешанные в белогвардейском мятеже;

б) принадлежащие к партиям, враждебным пролетариату (к.-д., н.-с, меньшевики, с.-д., правые эсеры);

в) владельцы торговых и промышленных предприятий;

г) домовладельцы и квартиронаниматели, живущие сдачей в наем помещений, заведомые спекулянты;

д) лица духовного сословия;

е) все чиновники бывшего царского правительства, полицейские и жандармы, находящиеся за штатом и вообще лица, живущие на нетрудовой доход.

Каждый состав комитета существует не более 3-х месяцев, по истечении этого срока производятся его перевыборы... Являясь «органом трудовой диктатуры», квартальные комбеды выполняли следующие функции: а) административные, б) жилищные, в) по распределению продовольствия, г) санитарные, д) культурно-просветительные... Комитеты бедноты должны следить за всякого рода агитацией против Советской власти и ... давать об этом сведения милиции... В области продовольствия... выполнять роль распределительного аппарата... Комитеты бедноты дают сведения финансовому отделу исполкома об имущественном положении населения квартала на предмет обложения имущих слоев всякого рода налогами...

Для координации действий отдельных комитетов создаются районные комитеты бедноты в количестве 20 соответственно продовольственным районам. Райкомитеты избираются общим собранием бедноты района из 9 человек, которые из своей среды избирают в президиум 3 человека в составе председателя, секретаря и казначея» [12. Л.31]. Подобного рода инструкции давали широкие возможности для доносительства, сведения личных счетов и других не лучших качеств человеческой натуры.

В процессе формирования структур советской власти немыслимо разбухал госаппарат, численность совслужащих в регионах росла даже быстрее, чем в центре. В попытках наладить ленинский всеобщий учет и контроль на местах дробили и дублировали функции управления, которые к тому же упрощались, чтобы быть доступными «любой кухарке». После утверждения в феврале 1920 г.

на сессии ВЦИК Устава о фракциях во внепартийных учреждениях деятельность советов была поставлена под полный контроль партийных комитетов. Методы осуществления властных функций советских структур носили откровенно репрессивный характер.

Библиографический список

1. Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партия, власть. - СПб., 1994.

2. Власть и общественные организации России в первой трети ХХ столетия: сборник статей. - М., 1994.

3. Вронский, О.Г. Большевистский режим и крестьянство России в 1917-1920 гг./ О.Г.Вронский, Э.М.Щагин//Власть и общественные организации России в первой трети ХХ столетия. - М., 1994.

4. Городецкий, Е.Н. Рождение Советского государства 1917-1918/ Е.Н.Городецкий. -М., 1987. - С.281.

5. Государственный архив Самарской области (ГАСО). - Ф.81. - Оп.1. - Д.1.

6. ГАСО. - Ф. Р-52. - Оп.1. - Д.21.

7. ГАСО. - Ф. Р-52. - Оп.1. - Д.22.

8. ГАСО. - Ф.5. - Оп.9. - Д.1110.

9. ГАСО. - Ф.823. - Оп.2. - Д.14.

10. ГАСО. - Ф.153. - Оп.41. - Д.2.

11. ГАСО. - Ф.153. - Оп.41. - Д.26.

12. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). - Ф.88. - Оп.1. - Д.17.

13. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХХ век. (19181998). - М., 2000.

14. Кабытова, Н.Н. Власть и общество российской провинции в революции 1917 года / Н.Н.Кабытова. - Самара, 2002.

15. Ленин, В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме/В.И.Ленин// Полн.собр.соч. -Т.41. - С.43.

16. Леонов, С.В. Рождение советской империи: государство и идеология 1917-1922 гг./ С.В.Леонов. - М., 1997.

17. Литвин, А.Л. Красный и белый террор в России. 1918-1922 гг./ А.Л.Литвин. - Казань, 1995.

18. Политические партии в российских революциях в начале ХХ века: сборник статей. -М., 2005.

19. Попов, Ф.Г. 1918 год в Самарской губернии/Ф.Г.Попов. - Куйбышев, 1972.

20. Революция в России. Спорное прошлое и неопределенные перспективы («Круглый стол» к 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции)// Альтернативы. - 1997. - №3.

21. Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль: материалы конференции 1415 ноября 1995 г. - М., 1997.

22. Россия в ХХ веке: Реформы и революции: в 2 т. Т.1. - М., 2002.

23. Стариков, С.В. Левые социалисты в Великой Российской революции / С.В. Стариков. - Йошкар-Ола, 2004.

24. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. - М., 1998.

Статья принята в печать в окончательном варианте 11.12.2007 г.

N.N. Kabytova

BECOMING OF LOCAL BODIES OF THE SOVIET AUTHORITY

IN 1918-1920

In the paper social and psychological aspects of formation of structures of the Soviet authority in the Russian province is considered Features of overcoming revolutionary local during creation of local authorities at provincial, district, volost and rural levels are shown. The reasons of creation of unitary statehood per 19181920, forms and methods of its socialization are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.