Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS REGULATION / STATE REGULATION OF TRADE / CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

Статья представляет собой очерк истории становления механизмов государственно-правового регулирования торговли и таможенной политики в Западной Европе. Охарактеризованы основные этапы развития указанных институтов в Античной Греции и Древнем Риме, Франции, Германии, Англии в условиях феодализма и зарождения капитализма. Сделана попытка выявить закономерности эволюции государственно-правового регулирования торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Mechanism for the State Legal Regulation of Trade in Western Europe

The publication is an overview of the history of customs tariff regulation and customs policy mechanisms in Western Europe. The author characterizes the main stages of the development of these institutions in Ancient Greece and ancient Rome, France, Germany, England in the conditions of feudalism, as well as the origin of capitalism. It is made an attempt to reveal the regularities of the evolution of the state mechanism for customs regulation of trade.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ»

УДК 339.543:340

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.1.90 В. Г. БАЛКОВАЯ*

Становление механизма государственно-правового регулирования торговли в Западной Европе

БАЛКОВАЯ Валентина Григорьевна доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. balkovaja.valentina@vfrta.ru.

BALKOVAYA V. G. - Doctor of Juridical Sciences, Docent, Head of the Department of the Law and State Theory and History.

Статья представляет собой очерк истории становления механизмов государственно-правового регулирования торговли и таможенной политики в Западной Европе. Охарактеризованы основные этапы развития указанных институтов в Античной Греции и Древнем Риме, Франции, Германии, Англии в условиях феодализма и зарождения капитализма. Сделана попытка выявить закономерности эволюции государственно-правового регулирования торговли.

Ключевые слова: таможенное регулирование, государственное регулирование торговли, таможенный тариф, таможенное дело.

V.G. BALKOVAYA

The Development of the Mechanism

for the State Legal Regulation of Trade

in Western Europe

The publication is an overview of the history of customs tariff regulation and customs policy mechanisms in Western Europe. The author characterizes the main stages of the development of these institutions in Ancient Greece and ancient Rome, France, Germany, England in the conditions of feudalism, as well as the origin of capitalism. It is made an attempt to reveal the regularities of the evolution of the state mechanism for customs regulation of trade.

Keywords: Customs regulation, state regulation of trade, customs tariff, customs.

Таможенное дело зародилось в глубокой древности. Так как переход к государственной организации общества привел к появлению слоя профессиональных управленцев, не занятых в общественном производстве

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

материальных благ, любое государство с первых дней возникновения сталкивается с необходимостью содержать себя. Для решения этой задачи и начала формироваться система разнообразных пошлин, налогов и сборов, взимаемых от имени государственной власти.

Традиционно во всех государствах древности прямое налогообложение появляется раньше косвенного. Однако, как справедливо отметил в своей классической работе «Основы политической экономики» А. Г. Вагнер, государственные расходы растут быстрее национального производства, вследствие чего системы прямого налогообложения для обеспечения потребности государства в деньгах скоро становится недостаточно [1, с. 52]. Именно поэтому у всех государств вслед за прямым налогообложением начинают появляться иные источники финансовых поступлений, со временем оформившиеся в систему косвенного налогообложения.

Важное место в системе государственных доходов всегда занимали сборы, связанные с торговлей, т. е. непосредственно связанные с перемещением материальных средств. Поставив возможность перемещать и реа-лизовывать товар в зависимость от уплаты продавцом (а иногда и покупателем) определенной суммы, государство получило возможность извлекать чистый доход, не прилагая к этому заметных усилий, а используя лишь потребность людей в обмене товаров.

История возникновения и развития таможенного дела в каждом конкретном государстве обладает значительным конкретно-историческим своеобразием, однако имеется и общая закономерность. Она заключается в том, что уже в Древнем мире был понят механизм легкого обогащения государства через обложение пошлиной сделок внутренней и внешней торговли. Имеются свидетельства существования подобных сборов в Древнем Египте, Вавилоне, Китае. Однако наиболее яркие примеры дает история античного Средиземноморья, где уже в середине I тысячелетия до н. э. осуществлялся активный товарооборот и существовали высокоразвитые товарно-денежные отношения. Древняя Греция, Карфаген, Древний Рим и их колонии имели не только высокоразвитую торговлю, но и государственные механизмы ее регулирования. Подтвержден факт того, что уже в III в. до н. э. в городе Тарифа, расположенном на юге современной Испании и являвшемся в то время колонией Карфагена, была впервые составлена роспись товаров с указанием размера пошлины за его продажу [3, с. 11]. Она была оформлена как таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. По такому же образцу оформляются подобные документы всех стран уже в течение более двух тысяч лет, и за ними закрепилось название таможенного тарифа.

Из этого видно, что организация таможенного дела в странах античного Средиземноморья значительно обгоняла все остальные страны Древнего мира, не имевшие такой высокоразвитой торговли.

После поражения Карфагена признанным лидером античного мира стал Древний Рим, достигший значительных успехов в финансовом управлении вследствие того, что пошлинами там облагались сделки как внешней, так и внутренней торговли. От Римской империи до нашего времени дошел Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н. э., выполненный на камне и являющийся наиболее древним из сохранившихся [2, с. 17].

Переход в V в. в Европе к феодализму привел повсеместно к экономическому упадку и затуханию внешней торговли вследствие утверждения натурального хозяйства. К немногим исключениям относилась Византийская империя, которая в силу особенностей геополитического положения между Европой и Азией продолжала активно вести посредническую торговлю, поставляя новой феодальной знати европейских государств предметы роскоши с Востока.

В большинстве же европейских стран в тот период наметился возврат к прямому товарообмену, и даже в Италии в условиях раннего феодализма произошло сокращение объемов торговли. Господство натурального хозяйства делало невозможным ведение систематической торговли, поэтому она в новых условиях трансформировалась в периодические торги ярмарочного типа. Важную роль в организации такой торговли стала играть католическая церковь, которая пользовалась в экономической сфере значительными преференциями.

Отметим, что обмен товарами в древнейшие времена традиционно имел ритуальный характер и освящался религией. Именно поэтому у народов Древнего Востока, а затем и в античных странах Западной Европы торговля совершалась либо в самих храмах, либо на близлежащих площадях. Эта традиция была продолжена в Средневековье, когда нередко товары иногородних купцов хранились в погребах под храмами. Храм и площадь перед ним были теми традиционными местами, где проводились ярмарки, на которых совершались торговые операции. Вполне объяснимо, что проведение крупных торгов приурочивалось к церковным праздникам, на время которых прекращались даже военные действия. На самую знаменитую европейскую ярмарку, проводившуюся в Кельне и приуроченную к пасхальным праздникам, съезжались торговцы со всей Европы [4, с. 124].

В связи с этим И. М. Кулишер писал, что в средневековой Западной Европе «торговля находилась в теснейшей связи с богослужением - слово "месса" обозначает и обедню, и ярмарку; торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями, ибо последние вызывали в определенные дни скопления народа» [4, с. 128].

Традиционно во всех европейских странах в раннее и позднее Средневековье церковь являлась хозяйствующим субъектом. Монастыри имели в собственности обширные земельные угодья, на которых развивалось земледелие, осуществлялись промыслы, велось ремесленное производство. Кроме того, они активно вели торговлю как собственным товаром, так и закупленным у других собственников. Это привилегированное положение монастырей особенно ярко видно через феодальные иммунитеты, существовавшие в Средневековой Европе. Интересен факт, что из всех привилегий в торговле, выданных в Германии до конца XII в., девять десятых приходилось на духовных лиц [7, с. 39].

Торговля производилась, таким образом, в определенных местах и в определенное время. Появились и первые ограничения в этой сфере -сделки купли-продажи не могли производиться вне рынка, тайно или ночью. Государство, введя эти нормы, заложило основы регулирования торговли.

Несмотря на достигнутые в античный период истории успехи в государственном регулировании торговли в Греции и Риме, в большинстве стран Западной Европы механизм государственно-правового регулирования торговли начал формироваться лишь в эпоху феодализма. На первом этапе важнейшую роль в этом сыграло государство франков. Уже в 614 г. королем Хлотарем II был принят эдикт, в котором запрещалось самочинно, без разрешения короля, учреждать новые таможенные заставы. Закреплялся приоритет уже существовавших таможен, созданных у естественных географических барьеров во времена предков, предписывалось пошлины держать «по старине». В 796 г. в правление Карла Великого был принят первый королевский эдикт, в котором была сделана попытка унифицировать меры веса и объема, устанавливался размер пошлин за пользование дорогами, вновь дублировался запрет создавать новые таможни без королевского разрешения. В 811 г. был принят капитулярий Карла Великого, включавший норму о запрете взыскивать с проезжающих пошлины, если им не оказываются услуги [5, с. 14-16].

В германских городах несколько позже принимались сходные решения. На имперском сейме в г. Регенсбурге 1235 г. было постановлено, что власти, взимающие таможенные сборы на суше и воде, обязаны заботиться об улучшении мостов и дорог, защищать и охранять проезжающих в пределах своих владений. В постановлениях императора Рудольфа I, принятых в 1276, 1281 и 1287 гг., содержались требования о сооружении мостов и дорог.

На поместных соборах в Монпелье 1214 г. и в Тулузе 1229 г. были приняты решения, обязывающие лиц, державших таможенные заставы и взыскивавших пошлины, поддерживать безопасность на дорогах [6, с. 3-5].

Примечательно, что значительное число таможенных пошлин изначально заявлялось как плата за предоставление услуг: они предназначались для покрытия расходов на постройку и содержание дорог, мостов, перевозов, обеспечение услуг сопровождения при проезде через определенную территорию. Однако эти поборы в большинстве своем пошлинами не являлись по той простой причине, что реально никаких услуг не предоставлялось: те действия, за которые они взимались, не вызывали никаких издержек у владельца таможни, потому что мосты и дороги на практике никто не ремонтировал. И точнее было бы считать таможенные сборы платой за дозволение проезжать через чужое владение или сбывать там свой товар.

Необходимо учитывать, что в период феодальной раздробленности многие из препятствий на пути следования товаров создавались искусственно: протягивались канаты через реки, строились мосты на суше, не допускался проезд вброд через неглубокие водоемы. Купцы были вынуждены двигаться по установленным дорогам и платить. Собранные таким образом средства далеко не всегда поступали в государственную казну, т. к. система феодальных иммунитетов позволяла крупным феодальным сеньорам, вассалам короля, создавать собственные таможенные заставы и взыскивать в свою пользу проезжие пошлины. Это затрудняло провоз товаров и вызывало их удорожание, что сдерживало развитие торговли.

С момента возникновения таможенного дела выявилась главная проблема во взаимоотношениях с населением: государство стремилось взыскать пошлину, а лица, перемещающие товары, избежать ее уплаты или уменьшить размеры. Это объективно привело к возникновению традиционных нарушений в данной сфере: уклонение от уплаты таможенных платежей, сокрытие или подмена товара, занижение таможенной стоимости. Можно утверждать, что с появлением таможенного дела возникла и контрабанда. Во Франции эпохи Каролингов уже в 796 г. был принят первый королевский эдикт, предусматривавший наказание для торговцев, рядившихся под религиозных паломников, т. к. они «добивались прибыли, а не служили религии» [4, с. 119].

Ранние торговые и проезжие сборы еще не были таможенными пошлинами в современном понимании, им не хватало главного - пограничного характера. Они взимались везде, где угодно, т. к. заставы создавались в городах, селах, слободах, на рынках и у ворот. Среди них были и такие сборы, которые уплачивались на границе, хотя и не на границе государства в современном понимании, а на границах крупных феодальных владений и у природных географических барьеров. Это объяснялось тем, что в указанный период таможенное дело исполняло, прежде всего, фискальную функцию наполнения казны, а таможенной политики в современном

понимании еще не существовало. Ситуация начала меняться лишь в период зарождения капитализма, совпавший со стадией централизации государства.

Создание крупных национальных государств поставило первоочередной задачей экономическую централизацию объединяемых территорий, что выразилось в уничтожении негосударственных таможенных барьеров. Частновладельческие торги, мосты и перевозы сохраняли старые феодальные границы, препятствовали формированию единых национальных рынков, ставили под сомнение авторитет королевской власти. Как пишет И. М. Кулишер, «после продолжительной борьбы с князьями, духовенством, городами, иногда за выкуп, государству удается заставить их снять свои шлагбаумы и убрать мытников и тем самым освободить население от внутренних поборов» [5, с. 16]. В связи с этим было бы точнее сказать, не освободить население от этих пошлин, а перенаправить их поток в централизованную государственную казну, что в тех условиях было прогрессивной тенденцией. Эти процессы были достаточно длительными во времени: в Англии они продолжались с XIV по XVII в., во Франции - с XIV по XVIII в. Практически во всех странах они сопровождались окончательным подчинением церкви государству и секуляризацией церковных богатств.

Естественными союзниками в борьбе королевской власти с феодальными иммунитетами стали города.

К XIII-XIV в. городская культура большинства европейских стран достигла значительных высот, там активно развивались ремесла и производились качественные товары местных мастеров. В этих условиях возросло значение государственного регулирования торговли: варьируя размер таможенных пошлин, государство могло стимулировать привоз определенных товаров, сокращать его, либо в особых случаях вообще перекрывать путь отдельным товарам на национальный рынок. Таким образом, таможенная пошлина из простой фискальной единицы превратилась в средство государственного регулирования внутренней и внешней торговли. И государства активно начали этим пользоваться, прежде всего, устанавливая государственные монополии на экспорт ряда товаров. Более сложным вариантом регулирования явилось формирование ранних экономических теорий и на их основе проведение целенаправленной таможенной политики во внешней торговле - меркантилизма и протекционизма.

Ранее всего возникла политика меркантилизма, связывавшая благосостояние народа с торговлей - чем больше государство торгует, тем оно богаче. Эта идея возникла в итальянских городах-государствах, занимавшихся посреднической торговлей и заинтересованных в быстром обороте товаров. Более примитивной формой меркантилизма был монетаризм,

возникший в начале XV в. и запрещавший вывоз из страны денежных средств. Он имел целью накопить в руках государства запас драгоценной монеты (чем больше у государства денежных средств, тем оно богаче). Более поздняя форма меркантилизма, возникшая во второй половине XVI в., предполагала достижение государством активного торгового баланса (чем больше государство вывозит товаров, тем оно богаче) [8, с. 43].

Таможенная политика меркантилизма проводилась на стадии зарождения капитализма практически во всех странах. А стадия монетаризма в большинстве стран дополнительно совпала во времени с формированием централизованных государств. Из этого видно, как государства, преследуя свой публичный интерес, могут влиять на состояние торговли и всей экономики.

Более сложной формой государственной таможенной политики, возникшей в XVII в., являлся протекционизм, под которым понимается внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей. Таким образом, главная цель промышленного протекционизма - защитить от конкуренции импортных товаров национального производителя.

И. М. Кулишер доказывает, что государственный протекционизм возник не на пустом месте, а вырос из средневекового городского протекционизма. Уже в ХП-ХШ вв. в городах Германии и Франции существовал запрет на ввоз товаров иногородних производителей, если подобные изделия производились местными ремесленниками. Действенность этой нормы определялась тем, что она принималась по инициативе соответствующего ремесленного цеха, и если запрет нарушался, вооруженные цеховики могли испортить или уничтожить товар. В частности, в 1211 г. в Париже было принято постановление магистрата о запрете ввоза шерстяных тканей, которые в случае нарушения отбирались и сжигались. В Венеции в XV в. запрещался ввоз готовых шелковых тканей и изделий из них. В Париже и Руане не допускался привоз иногороднего вина, а сукна и хлеб из других городов позволялось реализовывать только в субботу на специальных торгах [6, с. 9].

В более позднем варианте этот полный запрет был заменен особым режимом ввоза. По новым правилам иногородние (а особенно иноземные) товары должны были облагаться уплатой ввозных пошлин, реализовы-ваться же могли лишь в ярмарочные дни и только оптом. По окончании ярмарки эти товары должны были быть упакованы в тюки и увезены из города. При этом ввозная пошлина уплачивалась авансом за весь товар, и если часть товара оказывалась нереализованной, внесенные деньги не возвращались.

В Любеке, одном из ведущих городов Ганзы, ввозимые товары дополнительно подвергались осмотру со стороны цеховых старшин, которые могли отказать купцу в праве торговли и потребовать его немедленного выезда с товаром из города.

В более терпимом варианте городской протекционизм выглядел как особая система таможенного обложения: товары городских и пригородных производителей вообще не облагались пошлинами или облагались минимальными, товары иногородцев оплачивались по средним ставкам, а товары иностранцев облагались по максимуму. Города в период раздробленности имели статус политических центров, защищали собственные интересы, т. е. фактически проводили свою таможенную политику. «Их таможенная политика и есть то ядро, из которого впоследствии развилась таможенная политика государств, когда эти города вошли в состав более крупных территориальных союзов» [6, с. 11].

Переход от городской таможенной политики к государственной совершается не сразу, а лишь мало-помалу, по мере уничтожения пошлин, взимаемых при ввозе на торг или в данную местность и постепенном перенесении таможенной черты на государственную границу. Ранее всего местная таможенная политика была преобразована в государственную в Англии, где уже в XIV в. заключались торговые договоры между городами.

К XVII в. тенденция к перерастанию политики городского и территориального протекционизма в государственный проявилась со всей очевидностью, и важнейшая роль в этом отводилась таможенному тарифу и таможенной службе централизованных государств. В 1660 г. был разработан и принят таможенный тариф Англии, в 1664 г. - таможенный тариф Франции.

Таким образом, экскурс в экономическую историю стран Западной Европы позволяет выявить несколько важных тенденций и закономерностей в становлении и развитии таможенного дела.

Таможенное дело как форма организации косвенного налогообложения зародилось еще в Древнем мире. Наиболее высокого уровня организации оно достигло в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями - в античной Греции и Риме. Именно там началось становление наиболее ранних механизмов государственно-правового регулирования торговли.

Утверждение феодализма привело к смене господствующего типа хозяйства с товарного на натуральное, что имело результатом общий упадок экономики в целом и торговли в частности. Вместе с тем возникающие раннефеодальные государства и в этих условиях создали свою систему таможенного обложения, что подтверждает закономерность ее существования.

Исторические факты свидетельствуют, что в большинстве государств таможенное дело на ранних этапах своей истории было не отделено от общей налоговой системы, т. к. они вовлечены в решение единой задачи - наполнение государственной казны. Вследствие этого таможенное дело на тот период являлось формой регулирования не только внешней, но и внутренней торговли.

В условиях феодальной раздробленности произошло общее снижение авторитета и значения государственной власти, что привело к существованию наряду с государственными таможенными заставами также частновладельческих. Массовое распространение феодальных иммунитетов в сфере таможенного дела в какой-то момент превратило исключение из общей нормы в новую норму, поэтому помимо государства значительное число частных феодалов также получило право осуществлять таможенное обложение.

В наиболее привилегированном положении в условиях раздробленности находились церковные феодалы, т. к. важнейшие торги осуществлялись вблизи храмов, их проведение приурочивалось к церковным праздникам, а пошлины зачастую поступали не в государственную казну, а в монастырскую.

Формирование централизованных государств традиционно ставит перед ними ряд задач в сфере реформирования таможенного дела, важнейшими из которых являются:

- создание в пределах страны единого экономического пространства;

- уничтожение феодальных иммунитетов в сфере таможенного дела;

- унификация мер торговли;

- создание единых подходов к таможенно-пошлинному обложению в пределах всей страны.

Централизованные государства, созданные в условиях утверждения капитализма, традиционно расширяют функциональные задачи, решение которых возлагалось на таможенные учреждения. Фискальная функция постепенно дополнилась функциями таможенного контроля, таможенное дело в новых условиях не только регулировало торговлю, но и превратилось в важный фактор защиты национального производителя. Наметилось размежевание общей налоговой и таможенной систем.

Таким образом, к началу Нового времени произошло изменение функциональной роли таможенного дела, что в свою очередь привело к увеличению его значения в сфере государственного управления. Это выразилось в оформлении внутри механизма централизованных государств таможенной службы как иерархически структурированной властной системы, осуществляющей таможенное регулирование.

Список литературы

1. Афанасьев М. П., Афанасьев Я. М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А. Вагнера // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 47-70.

2. Ершов А. Д. Генезис и эволюция таможенного дела // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1998. № 1 (5). С. 8-27.

3. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность: монография. Москва: Автор, 1996. 429 с.

4. Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы. 9-е изд. Москва-Челябинск: Социум, 2004. 1030 с.

5. Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. 4-е изд. Москва - Челябинск: Социум, 2002. 480 с.

6. Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1903. 51 с.

7. Суменков С. Ю. Правовой иммунитет как исключение из правил: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 12. С. 41-44.

8. Hayek J. Comparative research into merkantilistic theories in Europe of the 16-17th centuries. Praga: Institute of Czechoslovak and World History of Czechoslovak Academy of Sciences, 1980. 65 p.

© Балковая В. Г., 2019 © Balkovaya V. G., 2019

Для цитирования:

Балковая В. Г. Становление механизма государственно-правового регулирования торговли в Западной Европе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.