Научная статья на тему 'Становление малого предпринимательства в постсоветской России: к проблеме законодательного обеспечения (1990-1995 гг. )'

Становление малого предпринимательства в постсоветской России: к проблеме законодательного обеспечения (1990-1995 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MARKET REFORMS / SMALL BUSINESS / RUSSIAN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Алла Александровна

В статье рассмотрены основные этапы нормативно-правового обеспечения процесса развития малого предпринимательства в России в первой половине 1990-х годов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION of SMALL BUSINESS In POST-SOVIET Russia: To the PROBLEM of LEGISLATIVE MAINTENANCE (1990-1995)

In the article, the basic stages of standard-legal maintenance of development of small business in Russia in first half 1990th years are considered

Текст научной работы на тему «Становление малого предпринимательства в постсоветской России: к проблеме законодательного обеспечения (1990-1995 гг. )»

УДК 340

UDC 340

СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: К ПРОБЛЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (1990-1995 гг.)

Лебедева Алла Александровна к.ю.н., доцент

Чувашский филиал Московского гуманитарноэкономического института, Чебоксары, Россия

В статье рассмотрены основные этапы нормативно-правового обеспечения процесса развития малого предпринимательства в России в первой половине 1990-х годов

Ключевые слова: РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

FORMATION OF SMALL BUSINESS IN POSTSOVIET RUSSIA: TO THE PROBLEM OF LEGISLATIVE MAINTENANCE (1990-1995)

Lebedeva Alla Aleksandrovna Cand.Law Sci., associate professor

Chuvash branch of the Moscow humanitarian and economic institute, Cheboksary, Russia

In the article, the basic stages of standard-legal maintenance of development of small business in Russia in first half 1990th years are considered

Keywords: MARKET REFORMS, SMALL BUSINESS, RUSSIAN LEGISLATION

При рассмотрении различных аспектов процесса возрождения предпринимательской деятельности в постсоветской России следует, прежде всего, иметь в виду, что по общепринятым международным стандартам предпринимательство может быть индивидуальным (семейным), малым, средним и большим. В условиях форсирования рыночных реформ, в первой половине 1990-х годов по вопросам экономической трансформации, в частности, такой ее компоненты, как предпринимательство, был последовательно принят целый ряд нормативно-правовых актов.

Впервые нормативно-правовую базу становления

предпринимательства как принципиально нового типа организации хозяйственной деятельности заложили еще законы РСФСР «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990г.) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (декабрь 1990г.). В соответствии с последним законом, предприятием считался самостоятельно хозяйствующий субъект, который создавался для «производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» [1].

Указанный закон (ст.20, п.1) гарантировал правовую, экономическую и научно-техническую поддержку предпринимательской деятельности. При этом акцент был сделан на таких аспектах, как право заниматься предпринимательством, недопущение отказа заявителю в регистрации предпринимательской деятельности в виде предприятия или индивидуальной трудовой деятельности. Специально декларировалось равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к финансовым, материальным, природным, кадровым и информационным ресурсам, равные условия деятельности всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности. Одновременно этим актом определялся статус предпринимателя через государственную регистрацию содержания и функций предпринимательской деятельности, которая могла осуществляться как без привлечения наемного труда (индивидуальная трудовая деятельность), так и с привлечением наемных работников. В последнем случае предпринимательская деятельность регистрировалась как предприятие. Вопрос о возможности создания предприятия из одного человека был уточнен в документе «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» [2]. В этом случае гражданин имел право создавать предприятие на дому без статуса юридического лица. Эти нормативноправовые положения послужили отправным моментом для реформирования многих сотен и тысяч хозяйствующих субъектов.

В целом, можно утверждать, что указанный закон создал необходимую основу правовой базы предпринимательской деятельности и сыграл важную роль в становлении института предпринимательства.

Одним из важнейших направлений экономической трансформации начала 1990-х годов, определивших характер становления российского предпринимательства, стало проведение приватизации для создания

частного собственника как одного из субъектов рынка. Следует, однако, признать, что на этом пути было допущено множество нарушений, фактически повлекших разграбление государственной собственности. Несмотря на то, что 29 декабря 1991 года были приняты «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ в 1992 году» [3], весь текущий и последующие годы шли не только острые дискуссии, но и происходил процесс скупки предприятий, причем чаще всего за бесценок, а нередко и подставными лицами. При этом основная масса рождавшегося класса предпринимателей оказалась вне рамок этого процесса. Фактически малый бизнес развивался по своим законам. На наш взгляд, в общих чертах его развитие характеризовал момент выживания основной массы населения в критических условиях 1990-х годов.

Важно отметить, что ведущую роль для становления малого предпринимательства в это время приобрела сфера торговли [4]. Кстати, Указ Президента от 29 января 1992 г. «О свободе торговли» стал одним из первых административно-правовых актов по либерализации экономической деятельности. В пункте 1.2. этого закона говорилось: «Предоставить предприятиям, независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Предприятия и граждане осуществляют торговлю в любых удобных для них местах» [5].

Цель Указа заключалась в том, чтобы торговля развивалась снизу, способствуя развитию конкуренции. Однако нужно отметить, что общественное мнение вскоре настроилось против такой торговли, поскольку на улице продавались вещи, перекупленные в государственных магазинах, ограниченных 25% наценкой. Кроме того, недовольство выражали местные власти, не получавшие никаких форм дохода от неорганизованной уличной торговли. Следствием этого стал новый Указ

Президента от 23 июня 1992 г. «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации «О свободе торговли» [6]. В

соответствие с ним, уличная торговля была резко ограничена. На деле она приобрела вид массовой торговли в коммерческих киосках, как правило, формально ограниченных рамками ассортиментов, установленных еще в советские времена [7]. Вскоре основная масса таких предпринимателей попала под контроль криминальных структур. Тем не менее, в условиях дефицита такое положение дел сохранялось довольно долго.

На начальном этапе важную роль в становлении предпринимательства сыграли также такие правовые акты, как Закон от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1991 года) и Закон от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» [8]. Особое значение имело принятие специализированных программ. В частности, специальным нормативным документом по поддержке малого предпринимательства стало постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», в соответствии с которым малыми предприятиями признавались предприятия всех организационно-правовых форм, установленных законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [9].

Отметим и то, что, как правило, наиболее важные вопросы поддержки предпринимательства решались указами Президента РФ. К примеру, принятые в 1992 году указы Президента РФ «О Г осударственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации», направленные на активизацию процесса становления и развития института предпринимательства, послужили важным стимулом для решений

Правительства России в сфере развития малого предпринимательства [10]. Так, 11 мая 1993 года Совет Министров РФ принял постановление «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором был утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи министерств и ведомств в данной сфере, установлен перечень приоритетных видов деятельности малых предприятий с точки зрения оказания им государственной поддержки. В этом постановлении рекомендовалось сосредоточить внимание на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказании производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительстве объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационной деятельности.

Для реализации принятых решений по развитию предпринимательства в стране, в центре и регионах создавались органы содействия и управления предпринимательскими процессами. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ 16 марта 1993 года был создан Совет по развитию малого и среднего бизнеса при Правительстве России. А в мае 1993 года этот орган был преобразован в Совет по развитию предпринимательства при Совете Министров -Правительстве РФ. Этим же постановлением Правительства РФ было утверждено Положение об этом Совете - экспертно-консультативном органе по вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства (включая малые, средние и другие формы). Предполагалось, что Совет будет взаимодействовать с министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации, другими органами государственного управления, российскими и

зарубежными предпринимательскими объединениями, иными

организациями и представителями деловых кругов» [11].

В «Положении о Совете по развитию предпринимательства при Правительстве РФ» были определены следующие основные задачи: содействие созданию условий для вовлечения предпринимателей в процесс реализации экономических реформ; подготовка прогнозных оценок последствий реализации решений органов государственного управления, затрагивающих вопросы предпринимательства; участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов; консолидация усилий деловых кругов России по развитию предпринимательства.

В соответствии с указанными задачами Совет был призван анализировать тенденции развития предпринимательства, обобщать позиции предпринимательских кругов в области развития рыночных отношений, путей и методов осуществления экономических преобразований; вносить в

Правительство Российской Федерации предложения по развитию предпринимательства; организовывать экспертизу проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательства, осуществления его государственной поддержки; участвовать в разработке государственных инновационных и инвестиционных программ.

В становлении предпринимательства, развитии малого и среднего бизнеса наряду с законодательной поддержкой принципиально важными являлись финансовые стимулы и инвестиции в предприятия малого бизнеса. С этой целью в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ (апрель 1993 года) был создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Несколько позже, с учетом накопленного опыта, 4 декабря 1995 года постановлением Правительства РФ Фонд был преобразован в Федеральный Фонд

поддержки предпринимательства. Постановлением правительства были определены принципы управления и формирования Попечительского Совета Федерального Фонда. Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства был наделен широкими полномочиями как с точки зрения возможностей привлечения финансовых ресурсов, так и в качестве гаранта под выдаваемые банками кредиты, т.е. как банковское учреждение (без выдачи лицензии) [12].

Отдавая должное проведенной работе, нельзя не признать, что стремительное изменение условий хозяйствования чаще всего серьезно опережало процесс законотворчества, создавая известный правовой вакуум. Новые экономические институты зарождались и развивались во многом стихийно, правила «экономической игры» либо отсутствовали, либо были известны очень немногим субъектам экономических отношений. Все это мешало нормальному развитию отечественного бизнеса. На определенном этапе в более выгодных условиях оказались не законопослушные граждане, а полукриминальные и откровенно криминальные элементы. В стране наметился стремительный рост теневой экономики, достигшей, в конечном счете, рекордных показателей. Наряду с этим, серьезно возросло число криминальных проявлений в легальной экономике.

В этих условиях для дальнейшего развития в стране малого предпринимательства определенную роль сыграло постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 года «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в 1994-1995 годах». Этим постановлением была одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы, в которой определялись основные направления и приоритеты в данной области. Среди них выделим совершенствование законодательства, развитие системы

финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие их участию в реализации контрактов для государственных нужд, активизацию внешнеэкономической деятельности, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном уровне. Наряду с этим, в постановлении был также определен государственный заказчик Федеральной программы - Федеральный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Реализации задач принятой программы способствовало принятие ряда указов Президента РФ и постановлений Правительства. Так, Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» была упорядочена процедура и сокращены сроки регистрации новых предприятий и предпринимателей. Принципиально важное значение для развития предпринимательства в стране имело Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1994г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», в соответствие с которым в Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995гг. был включен проект создания сети региональных агентств поддержки малого бизнеса в РФ [13].

Наконец, с учетом практического опыта в сфере отечественного предпринимательства и зарубежной практики 14 июня 1995 года был разработан и принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В нем были сформированы основные направления государственной поддержки малых предприятий, определены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Малому бизнесу были даны и некоторые налоговые

гарантии. Так, в течение первых четырех лет с момента создания малого

предприятия условия его налогообложения не могли ухудшаться, т.е. при

возможном ужесточении налогового бремени предприятие платило такие

же налоги, как и в момент своего образования. Изменились и критерии

отнесения предприятий к малым. Так, по закону предельные уровни

средней численности работников снизились, к примеру, в

промышленности с 200 до 100 человек. При этом закон гарантировал

сохранение налоговых льгот для предприятий, где численность работников

превышала новые предельные уровни, но соответствовала ранее

действовавшим, что, естественно, можно рассматривать как элемент

определенной стабильности, хотя бы в первоначальный период

деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства [14].

В итоге, с выполнением первой федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы, развитие малого предпринимательства в России вышло на некий новый качественный уровень. При этом своего рода нормативно-правовым итогом его эволюции стало принятие в 1995 года Гражданского кодекса РФ, в котором правовой статус всех субъектов малого бизнеса впервые был определен с должной степенью системности.

Литература

1. Орлов А.В. Человек. Экономика. Предприниматель. М., 1996. С. 99.

2. ТА Министерства экономики РФ.

3. ТА Министерства юстиции РФ.

4. См.: Государство и его аппарат. Интервью с В. Квасовым. // Российские вести. 1994. 26 марта.

5. Российская газета. 1992. 1 февраля.

6. Российская газета. 1992. 26 июня.

7. Арифджанов Р. Московский торговец уходит с улицы. // Известия. 1992. 4 мая.

8. Организация поддержки малого бизнеса. М., 1996. С. 123.

9. Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России. М., 1995. С. 181.

10. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. №49. Ст. 29-34.

11. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №23. Ст. 2117-2118.

12. ТА Министерства юстиции РФ.

13. ТА Министерства юстиции РФ.

14. Предпринимательское (хозяйственное) право. Сборник нормативных документов. М., 1998. С. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.