№ 4 (73)
апрель, 2021 г.
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТПРОСВЕТШКОЛЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Крутенко Оксана Николаевна
преподаватель
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Иркутский областной колледж культуры,
РФ, г. Иркутск E-mail: Oksana-Rykova [email protected]
FORMATION OF A CULTURAL AND EDUCATIONAL SCHOOL IN THE POST-WAR PERIOD IN THE IRKUTSK REGION
Oksana Krutenko
Teacher
of the Irkutsk Regional College of Culture,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен период становления Кульпросветшколы с 1947 года по 1958 год, представлены предпосылки ее возникновения, показана проблема материальной базы, а также отражена специфика организации учебного процесса.
ABSTRACT
The article considers the period of formation of the Cultural and Educational School from 1947 to 1958, presents the prerequisites for its emergence, shows the problem of the material base, and also reflects the specifics of the organization of the educational process.
Ключевые слова: культпросветшкола, культпросвет, культурно-просветительские учреждения.
Keywords: cultural and educational school, cultural and educational institutions.
Предпосылками к открытию Культпросветшколы стало открытое обсуждение вопросов о мерах дальнейшего улучшения руководства самодеятельным искусством рабочих и служащих. В 1947 г. была проведена аттестация всех штатных руководителей кружков самодеятельного искусства, планировалось открыть курсы режиссеров, дирижеров хоров и оркестров при хореографическом и театральном училищах. Важнейшей задачей было повышение качества работы культурно-просветительских учреждений [14]. В рамках пятилетки планировался значительный подъем работы культурных учреждений, поэтому на просвещение было выделено на 4 миллиарда 217 миллионов рублей больше, чем в прошлом году. Расходы на культурно-просветительские учреждения увеличились на 45 %.
В Иркутской области к январю 1947 г. насчитывалось 400 изб-читален, 79 клубов, 138 библиотек, несколько десятков Домов культуры и музеев, где проводили свой досуг молодежь и пожилые колхозники. В январских номерах газеты «Восточно-Сибирская правда» особое внимание уделяется постановке культурно-массовой и агитационно-пропагандистской работе на селе [5]. В статье «Сельские клубы и избы-читальни в избирательной кампании» в качестве образца показан клуб в селе Усть-Куль Тулунского района, который выгодно отличался от многих других клубов. Автор статьи отмечает, что секрет его
успеха - в замечательном активе, в любовном и заботливом отношении к делу. В клубе работали самодеятельные кружки, культурно и интересно проводились вечера. Но в большей степени в статье критикуются другие избы-читальни и в качестве примера приводят клуб в селе Олонки Кировского сельского района и Кутуликский клуб. В статье пишут о том, что в клубе села Олонки вышла из строя киноаппаратура вследствие низкой температуры в здании, попросту говоря аппарат - заморозили, а в Кутуликском клубе перестали освещать фойе. Автор статьи призывает организовать агитбригаду, применять все формы и методы массовой работы в каждом сельском клубе и избе-читальне.
В заметке газеты «Восточно-Сибирская правда» № 120 от 21 июня 1947 г. даже описывались такие курьезные моменты про избу-читальню Нюрин-ского сельсовета Тулунского района, которая не имела собственного помещения, а в клубе окна были выбиты, а двери поломаны. Автор заметки отметил, что районный отдел культпросветработы к подбору работников для изб-читален относится несерьезно, посылает людей случайных, неспособных по-настоящему развернуть культурно-просветительскую работу. Так за прошлый год сменилось в Нюринском сельсовете четыре избача и ни один из них не сумел поставить как следует работу избы-читальни.
Библиографическое описание: Крутенко О.Н. Становление культпросветшколы в послевоенный период в Иркутской области // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2021. 4(73). URL:
https://7universum. com/ru/social/archive/item/11542
№ 4 (73)
апрель, 2021 г.
В августовском номере газеты «Восточно-Сибирская правда» вышла статья под названием «Больше внимания культпросветработе», в которой указывается низкий уровень лекционной работы и научно-просветительской пропаганды. И в качестве примера автор статьи приводит аймаки Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа, включающие 6 районных Домов культуры, 44 избы-читальни, 8 сельских библиотек и 86 колхозных клубов. Автор сообщает о том, что лишь немногие из перечисленных учреждений являлись действительными центрами культурно-просветительской работы на селе. Из 44 заведующих избами-читальнями за полугодие сменилось 26, а в Нукут-ском аймаке все 7 избачей [2].
В 1947 г. на основании распоряжений Совета министров СССР № 10437-р от 4 августа 1947 г. и Совета Министров РСФСР № 1890-р от 11 августа в регионы был направлен приказ Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР № 206-А от 8 сентября 1947 г., в котором предписывалось к 1 ноября 1947 г. открыть культурно-просветительские школы [1]. Культпро-светшколы должны были дать выпускникам полное среднее образование и профессиональные знания клубного работника (культпросветчика). Культурно-просветительская работа в клубах считалась частью идеологической работы партии.
В СМИ поднималась проблема о закреплении кадров культпросветработников на селе. Только в Тулунском районе за 8 месяцев 1947 г. во многих культурно-просветительских учреждениях работники менялись 2 - 3 раза, более полугода не было заведующих в Евдокимской, Афанасьевской и Нюринской избах-читальнях. В селах Перфиловское и Никитаево - клубы закрыты, поскольку оконные стекла выбиты, печи развалены, а в последнем даже разобрана часть пола и разломана сцена [3]. Из вышесказанного понятно, что открытие культпросвет-школы в Иркутске было объективной необходимостью. В послевоенное время Культпросветшкола была востребована как никогда и в первую очередь по идеологическим соображениям.
В первое послевоенное десятилетие в СССР было восстановлено и открыто 15 культурно-просветительских школ, из них 4 - в Восточной Сибири. Управления культурно-просветительской работы подбирали кандидатуры директоров на руководство культурно-просветительской школы по согласованию с отделами пропаганды и агитации партийных комитетов регионов. В Иркутске директором Куль-просветшколы стал С.Н. Саратовский, выпускник физико-математического факультета Томского государственного университета, который сумел не только создать материальную базу учебного заведения, но и сплотить педагогический коллектив, выработать свои устои и традиции, которые живы и по сей день.
На момент открытия культпросветшкол все директора школ в первую очередь старались решить проблему помещений для школ. В Иркутске ввиду отсутствия свободного помещения, областной отдел
культурно-просветительской работы первоначально планировал открыть школу в рабочем поселке Качуг на базе Качугского педучилища. Однако решение изменили, решив открыть Культпросветшколу в Иркутске.
К 1 ноября 1947 г. областной отдел культуры для учебных занятий временно выделил учебные площади на четвертом этаже в здании областной библиотеки (ул. Колхозная,23 - Чехова сегодня), а под общежитие - помещение учебного комбината по улице Марата № 11. План набора на учебный год Министерством культуры был установлен 90 человек.
В самом начале становления Культпро-светшколы 23 декабря 1947 г. состоялось партийное собрание Областного отдела культпросветработы, на котором, постановили просить Райком ВКП (б) создать самостоятельную партийную организацию в культурно-просветительской школе, что и было сделано [6]. Секретарем партийной организации назначили Лифшиц Нину Степановну, а заместителем секретаря - Приходько Марию Яковлеву [7]. На собраниях обсуждали следующие вопросы: план подготовки к новому году, подготовку к экзаменационной сессии [8]. Например, в протоколе из партсобраний сообщается, что в Культпросветшколе успеваемость комсомольцев крайне низка и составляла на февраль месяц всего 32,2 % [9], сообщалось и о требовании указать секретарю комитета комсомола товарищу Юдину на нетерпимость такой низкой успеваемости комсомольцев.
Самой главной проблемой, для Кульпро-светшколы, оставалась проблема помещения, поскольку библиотека стала требовать возврата занятой школой площади. В тот момент Областной отдел культуры решил переселить школу в три небольших дома на улице Марата, и в декабре 1948 г. Культпро-светшкола переехала. По словам С.Н. Саратовского, переехали в чуть ли не трущобы: низкие потолки, туалет во дворе, печное отопление и отсутствие водопровода. Материально-техническая база Культ-просветшколы в то время была в крайне неудовлетворительном состоянии, в протоколе по подготовке к новому учебному году на 1948 - 1949 говорится о необходимости связаться с техникумами, вузами города с целью приобретения имеющихся у них в избытке учебников и оборудования для учебных кабинетов [10].
Для организации нового приема учащихся и популяризации Кульпросветшколы, разворачивались следующие мероприятия: с мая по август 6 раз в месяц по радио сообщалось об условиях приема; размещались объявления в областной газете; изготовлялись щиты с условиями приема, отправляли в командировку преподавателей в районы и города области для проведения работы по набору учащихся; организовывался выездной концерт. Проходила и подготовка преподавателей к новому учебному году, преподавателей отправляли на 2-х месячную командировку в Москву для повышения квалификации. Предписывалось даже и то, чтобы каждый преподаватель ремонтировал наглядные пособия по своему предмету или приобрел новые.
№ 4 (73)
Следующее помещение для Культурно-просветительной школы выделили на Карла Маркса 18 на втором этаже. В отчете Иркутского областного отдела культурно-просветительной работы за 1949 г. указывается, что в новом помещении классы были просторные и светлые, имелось семь классных комнат, кладовая, учительская, канцелярия, кабинет директора, комната для хранения музыкальных инструментов, раздевальная, зал в 100 м2 для проведения общих собраний, лекций, вечеров. В это время Культ-просветшкола получила общежитие площадью 200 м2, в котором проживало 50 человек, на частных квартирах проживало - 65, остальные местные жители [11]. Однако для идеальной организации учебного процесса в помещении места не хватало, например, физкультурного зала не было совсем [12].
В августе 1950 г. в газете Советская молодежь в выступлении секретаря Шиткинского райкома ВЛКСМ - товарища Титова сообщается о том, что за последнее время многие культурно-просветительские учреждения улучшили свою работу. Возможно в этом была и заслуга Культпросветшколы, которую покинул ее первый выпуск специалистов в составе 70 человек. В другой статье, этого же номера, говорится, что сеть культпросветучреждений в Иркутской области растет из года в год, на тот момент уже работали 152 библиотеки, 37 районных и городских Домов культуры, 332 избы-читальни, 165 сельских клубов, 504 колхозных клуба и библиотеки. Однако указываются и недостатки культпросветработы, главным из которых заключался в содержании ре-пертуаров вечеров и концертов. Критика основывалась на том, что молодежи нередко преподносились малоидейные скетчи и концерты, пошлые клоунады, а именно - в Бодайбо со сцен клубов пропагандировались пошлые ритмичные танцы, в Усть-Ордынском округе - безыдейные игры и танцы [4].
После первых двух выпусков, в Министерстве культуры был создан научно-исследовательский институт по проблемам клубного и библиотечного дела, при нем был открыт отдел по разработке учебных планов и программ для средних специальных учебных заведений. Значительно были сокращены часы на общеобразовательные предметы, предпочтение отдавалось специальным дисциплинам. В учебные планы ввели новые специализации: руководитель хоровых, танцевальных, театральных коллективов, руководитель оркестра, руководитель технических средств (кино, фото, техника сцены).
апрель, 2021 г.
С переходом на новые условия приема, которые подразумевали у учащихся уже имеющееся среднее образование, подготовка специалистов коренным образом изменилась в лучшую сторону. С 1954 г. было открыто заочное отделение для получения специальности действующим работникам Домов культуры, клубов, дворцов культуры, профсоюзных клубов, которое возглавила Кригер В.В. В середине 1950-х гг. Облисполком предложил школе помещение по улице Вузовской Набережной, усадьба № 36, (сейчас - бульвар Гагарина, 36). Здесь учебных площадей было гораздо больше, чем на Карла Маркса, только требовался капитальный ремонт. Силами педагогов и студентов оборудовали приличную сцену со зрительным залом, усилиями преподавателя Собченко Владимира Афанасьевича, и студентов был выкопан огромный котлован на первом этаже для строительства и оборудования спортивного зала. Надо отметить, что весь педагогический коллектив и студенты Культпосветшколы вложили огромное количество сил и средств на создание оптимальных условий для работы. Несмотря на потраченные силы и время, в 1958 г. после заседания исполкома Иркутского областного Совета депутатов трудящихся, приняли решение разместить Культпросветшколу в производственное здание на Некрасова, 2 [13].
По словам С.Н. Саратовского, раньше это здание принадлежало институту органической химии Иркутского отделения Академии наук. Здание было неказистое против прежнего, но общей площадью в 1000 м2 значительно больше. В перестройку и переоборудование этого здания пришлось опять вложить много средств и неимоверного труда педагогического коллектива и студентов.
В период становления Культпросветшколы, огромную роль сыграл тот факт, что это был послевоенный период, а в послевоенные годы в культурно-просветительных учреждениях катастрофически не хватало квалифицированных кадров. В клубных учреждениях и библиотеках работало огромное количество людей, не имеющих специальной подготовки, с низким уровнем образования. Неслучайно Культпросветшколу открыли в областной библиотеке, это объяснялось тем, что по всей стране в библиотечных техникумах и институтах готовили специалистов для клубных учреждений. Уже после нескольких выпусков «кульпросветчиков», кадровый состав культурно-просветительных учреждений постепенно улучшался, но этот процесс шёл медленно и отставал от потребностей сферы.
Список литературы:
1. Барабаш В.П. Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири в послевоенные годы // Преподаватель XXI век. 2012. №2. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/deyatelnost-kulturno-prosvetitelnyh-shkol-vostochnoy-sibiri-v-poslevoennye-gody-1
2. Больше внимания культпросветработе // Восточно-Сибирская правда. - 1947. - № 165. URL: https://rusneb.ru/catalog/002676_000027_3FA5DE04-A289-41AB-A752-7A645270B6C8/
3. Закрепить кадры культпросветработников на селе // Восточно-Сибирская правда. - 1947. - № 180. URL: https ://goo. su/4vzR
№ 4 (73)
UNIVERSUM:
, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
• 7universum.com
апрель, 2021 г.
4. Основные вопросы организационно-подготовительной работы по выборам в Верховный Совет РСФСР // Восточно-Сибирская правда. - 1947. - № 4. URL: https://rusneb.ru/catalog/002676_000027_2564F49C-57FC-445D-ACC7-0D572A9CFE1A/
5. Финансирование социально-культурных мероприятий // Восточно-Сибирская правда. - 1947. - № 122. URL: https://libinfo.org/index.php?file=newsre4010.pdf
6. ОГКУ ГАНИИО, Ф. 2114.Оп. 1. Д. 1. Л. 1,2.
7. ОГКУ ГАНИИО, Ф. 2114.Оп. 1. Д. 1. Л. 14.
8. ОГКУ ГАНИИО, Ф. 2114.Оп. 1. Д. 1. Л. 15.
9. ОГКУ ГАНИИО, Ф. 2114.Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
10. ОГКУ ГАНИИО, Ф. 2114.Оп. 1. Д. 1. Л. 19.
11. ОГКУ ГАИО, Ф. Р-2687.Оп. 1. Д. 16. Л. 5,6.
12. ОГКУ ГАИО, Ф. Р-2687.Оп. 1. Д. 35. Л. 3, 19, 20.
13. ОГКУ ГАИО, Ф. Р-1933.Оп. 7ОЦ. Д. 1015. Л. 46.
14. Об участии комсомольских организаций в работе культурно -просветительских учреждений // Советская молодежь - 1950. - № 2. URL: https://goo.su/4VzT