Научная статья на тему 'Становление красивой женщины в зарубежном кино (на примере кино 1960-2000 годов)'

Становление красивой женщины в зарубежном кино (на примере кино 1960-2000 годов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / КИНЕМАТОГРАФ / ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ К РАСОТЫ / УХОЖЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парфенова Анна Евгеньевна

В статье рассматривается общий анализ зарубежных фильмов, отражающих становление красивой женщины. В рамках статьи делается вывод о том, что основным параметром красоты в большинстве зарубежных фильмов, за последние 50 лет, сводятся к таким параметрам как ухоженность, воспитанность, образованность, культурность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление красивой женщины в зарубежном кино (на примере кино 1960-2000 годов)»

о

Аннотация. В статье рассматривается общий анализ зарубежных фильмов, отражающих становление красивой женщины. В рамках статьи ^ делается вывод о том, что основным параметром красоты в большинстве о зарубежных фильмов, за последние 50 лет, сводятся к таким параметрам как ухоженность, воспитанность, образованность, культурность.

Ключевые слова: красота, кинематограф, образ женской красоты, ухоженность, культурность.

В современном обществе положение представительниц слабого пола кардинально поменялось за последние десятилетия. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к таким понятиям как «красивый/некрасивый», «красивая женщина». Они стали включать в себя актуальные для данного периода времени характеристики. В СМИ активно обсуждается эта тема. Различные журналы содержат в себе так называемые рецепты красоты, советы по

совершенствованию себя. Возникает всё большее и большее количество телепередач, посвящённых красоте и моде. Существует также немалое количество фильмов, где раскрывается образ красивой женщины.

В современном обществе средства массовой информации (СМИ) играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людьми событий, явлений, происшествий, но главное - формируют в массовом сознании определенные стандарты жизни и ценностные ориентиры, в том числе те или иные концепты.

Ю. Е. Гусева делает вывод, что в образе женщины всегда присутствует какой-либо недостаток: если она добродетельная «семьянинка», то, скорее всего, ограниченная (и это называется женственностью), если бизнес-леди, то она непременно потеряла женское обаяние и привлекательность. Т.е. женщина,

431

о

SCIENCE TIME

является более несовершенной, нежели мужчина, но все-таки ищущей себя [2-3].

О.В.Воронина отмечает, что в газетно-телевизионной журналистике самыми заметными (стереотипными) образами современной женщины являются следующие:

а) «жена и мать»;

б) «деловая женщина», «профессионал в своей области»;

в) «счастливая женщина»;

г) «красивая женщина», «женщина-модель» [1].

Помимо СМИ в современном мире немаловажное влияние на сознание людей оказывает и такое направление искусства, как кинематограф. Кинематограф является наиболее ярким и красочным отражением идеологии, состояния и проблем современности. Как пишет Дашкова Т., это один из самых потенциально информативных источников, который являясь «слепком» своего времени, сохраняет в «законсервированном» виде представления о нормах и идеалах эпохи, воплощенных в художественных образах [4-5].

Дашкова Т. также отмечает, что кинематограф, в силу своей «постановочной» природы, не только отражает существующие тенденции, но и сознательно конструирует новый (желательный) образ взаимоотношений полов, становясь «культурным транслятором» норм и идеалов общественной и частной жизни [5].

В современном кинематографе репрезентация красивой женщины несильно отличается от ее представления в СМИ. Это стройная, с правильными пропорциями тела, ухоженная женщина, которая следит за собой, укладывает волосы, делает макияж, маникюр, одевается соответственно моде. В основном гардеробе - короткие платья и юбки, туфли на каблуках, а также разнообразные аксессуары. Волосы в основном не очень длинные - несколько ниже плеча. Как правило, красивая женщина уверена в себе, добивается своих целей.

Одной из популярных тем современного кинематографа, в которой имеет место репрезентация образа красивой женщины, является так называемая «история гадкого утенка». Содержание таких кинолент сводится к тому, что невзрачная, как правило, замкнутая в себе героиня в процессе развития сюжета совершенствуется и к концу фильма окончательно преображается как внешне, так и внутренне. На примере нескольких фильмов данной тематики мы попытались выделить и определить модификации, являющиеся необходимыми для соответствия героини понятию современной красивой женщины (табл.1).

432

а

о

SCIENCE TIME

Таблица 1

Модификации, являющиеся необходимыми для соответствия героини понятию

современной красивой женщины

Фильм (название, год выпуска) Описание главной героини в первой части Изменения Описание главной героини во второй части

Моя прекрасная леди (1964) Сутулая. Балахоны, мало грамотная, использует просторечия, грязная, неухоженная Учиться говорит, ходить и одеваться как принято в высшем обществе Появляется на балу, где ее все считают герцогиней.

Сабрина (1995) Неуклюжая, угловатая, растрепанная, стеснительная, толстые очки Работа в модной индустрии, стрижка, одежда в целом Элегантная прическа, стильная одежда, общительная, открытая

У зеркала два лица, (1996) Балахоны; неухоженные волосы; не следит за собой; считает себя некрасивой; неуверенная в себе Смена одежды, прическа, маникюр, макияж, похудела Стильная, модная одежда по фигуре; туфли на каблуках; следит за собой; укладывает волосы; уверенная в себе; следит за своим питанием; занимается спортом

Это все она (1998) Балахоны; обувь на плоской подошве; носит преимущественно одежду в пол, штаны; не общительная; волосы не уложены; неуверенная в себе; носит очки; не следит за собой, грязная одежда Смена одежды, прическа, макияж Носит платья (в том числе короткие), модную одежду; туфли на каблуках; волосы уложены в прическу; красится; носит линзы; чувствует себя более уверенно

Как мы уже отмечали ранее [6, 7] большинство представленных фильмов строятся на истории «гадкого утенка» и/или «Пигмалиона», где из умной, но не красивой героини к концу фильма создают красивую и счастливую. Содержание представленных кинофильмов сводится к тому, что невзрачная, неухоженная, как правило, замкнутая в себе героиня в процессе развития сюжета совершенствуется и к концу фильма окончательно преображается как внешне, так и внутренне. Это соотносится с работами Д.В. Погонцевой [8-11], которые подчеркивают, что современный эталон красоты строится на соотношении внешних и внутренних параметров. Все эти фильмы создают определенный стереотип, относительно привлекательности, так мы видим, что не красивые девушки носят очки в толстой оправе, мешковатую одежду, не используют

а

433

о

SCIENCE TIME

косметику и их волосы скорее неопрятны. Они, скорее всего, неправильно питаются и могут есть все (включая гамбургеры, торты и т.д.) и смеются над популярными и красивыми девушками и женщинами. В начале фильма они всегда одинокие и довольно угрюмые, депрессивные, уставшие.

Большая часть изменений, которые происходят с героиней, модно свести к нескольким пунктам: она переодевается (вместо мешковатой, зачастую грязной одежды появляются стильные и модные вещи), начинает следить за собой, ухаживать, реже худеет и тем самым преображается. Кроме того, ярким атрибутом изменений является невербальное поведение героини: она идет уверенной походкой, с расправленной спиной, смотрит прямо перед собой и улыбается. В конце фильма это красивая и уверенная в себе женщина, которая обретает счастье и любимого человека. Таким образом, внешняя красота в этих фильмах коррелирует с успехом в личной жизни и успехом в целом.

В дальнейшем мы планируем изучить особенности восприятия экранных образов красивых и не красивых женщин девушками 18-30 лет (которые являются представителями возрастной группы, на которую эти фильмы рассчитаны). Исходя из теоретического анализа, мы можем предполагать, что ° удовлетворенность/неудовлетворенность собственным внешним обликом может влиять на восприятие экранных образов красивых / не красивых женщин, также мы планируем расширить список фильмов и провести опрос о восприятии этих фильмов молодыми людьми.

Литература:

1. Воронина О.В. - Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя - 1999. - №2.

2. Гусева Ю. Е. Женщина на страницах женских изданий (Обзор журнальной прессы). 1999.

3. Гусева Ю. Динамика репрезентации образа женщины-политика в женских журналах // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе.

4. 1. - Иваново, 2002. СС. 115-119.

4. Дашкова Т., Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30-50-х годов) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. - Саратов: Научная книга, 2007. С. 436-467.

5. Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов 1920-1930-х годов, [электронный ресурс] // http://www.a-z.ru/ women_cd1/html/dashkova.htm

6. Парфенова А.Е. Образ женской красоты в современном западном кинематографе // Science Time. - 2015. - №6 (18). - C. 404-408.

434

а

о

I

SCIENCE TIME

I

7. Погонцева Д.В., Парфенова А.Е. Социокультурные особенности репрезентации образа женщины в СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 9-12.

8. Погонцева Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 73-82.

9. Погонцева Д.В. Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте // Человек и культура. 2014. № 5. С. 67-85.

10. Погонцева Д.В. Управление внешним обликом // Science Time. - 2014. - №12 (12). - С. 409-414.

11. Погонцева Д.В. Эталоны красоты современной молодежи // СевероКавказский психологический вестник. 2013. № 11-3. С. 17-19.

о

о

435

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.