Научная статья на тему 'Становление консульских отношений Российской империи с восточными государствами'

Становление консульских отношений Российской империи с восточными государствами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОТНОШЕНИЯ С ВОСТОЧНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ / КАПИТУЛЯЦИОННЫЙ РЕЖИМ / CONSULAR RELATIONS OF THE RUSSIA EMPIRE / RELATIONS WITH THE EASTERN STATES / CAPITULARY REGIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьякова Екатерина Сергеевна

Исследованы вопросы формирования и юридического оформления взаимодействия Российского государства дореволюционного периода с восточными странами в рамках консульских отношений. Со ссылками на соответствующие международные договоры охарактеризован капитуляционный режим, присущий консульским отношениям с данными государствами, его содержание и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of consular relations of the Russian Empire with the Eastern countries

The issues of establishment and legal arrangement of interaction between the Russian state of pre-revolutionary times and the Eastern states within consular relations are under consideration. Referring to the appropriate international treaties the author characterizes capitulary regime typical for consular relations with the mentioned states, its content and peculiarities.

Текст научной работы на тему «Становление консульских отношений Российской империи с восточными государствами»

ЮРИДИЧЕСКИЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ

УДК 34 © Е. С Третьякова, 2016

Становление консульских отношений

Российской империи с восточными государствами

Е. С. Третьякова

Исследованы вопросы формирования и юридического оформления взаимодействия Российского государства дореволюционного периода с восточными странами в рамках консульских отношений. Со ссылками на соответствующие международные договоры охарактеризован капитуляционный режим, присущий консульским отношениям с данными государствами, его содержание и особенности.

Ключевые слова: консульские отношения Российской империи, отношения с восточными государствами,

капитуляционный режим.

В настоящее время интерес вызывают вопросы, связанные с развитием отношений с восточными государствами, в том числе в историческом контексте . Начиная с XVIII в . Российское государство встало на путь формирования эффективной системы взаимодействия с иностранными, в первую очередь, западными государствами в различных сферах . Классическое международное право того времени принято называть «правом цивилизованных народов», так как оно формировалось преимущественно в ходе взаимодействия между развитыми европейскими странами . Для анализа формирования мирополити-ческой системы представляется необходимым рассматривать становление системы международных отношений не только с западными государствами, но и с восточными, ведь контакты с данными государствами у Российской империи изначально были весьма интенсивны, в том числе в силу территориальной близости В отличие от политических контактов, торговые интересы России не были ориентированы преимущественно на цивилизованные страны В ее поле зрения находились и восточные государства, относимые в ту пору к «полуцивилизованным» . Развитию отношений содействовали как географическое положение Российского государства, так и его историческая задача в Азии . Вместе с тем взаимоот-

ношения с восточными странами носили эпизодический характер и развивались несколько обособленно от отношений России с западноевропейскими государствами

Торговые отношения европейских государств с Китаем возникли уже в XVI в . Весьма вероятно, что Россия вступила с ним в контакт раньше многих других . По свидетельству русских историков, первое посещение русскими посланниками Китая относится к 1567 г. , а во второй половине следующего века в Нерчинске был заключен русско-китайский договор 1 . Но только в XIX в . отношения приняли более широкие масштабы . Причем, по мнению Ф. Ф. Мар-тенса, в отличие от западноевропейских держав «единственною целью нашей политики в Китае было развитие коммерческих и дружественных отношений, под условием взаимного сохранения национальной независимости в сфере внутренней администрации и внешних сношений» 2 .

Обращаясь к вопросам взаимоотношения с другим крупным восточным государством — Персией, обратим внимание на то, что отношения европейских государств с ней были вызваны и поддерживались политическими и торговыми интересами: через Персию пролегал путь в Индию, и поэтому нормальные отношения с этой страной всегда были жела-

тельны . Одновременно религиозная и политическая неприязнь Персии к Турции делали ее союзницей христианских государств в данном вопросе . Первый торговый трактат между Россией и Персией был заключен Петром I в 1717 г. На его основании Россия получила право назначать в Персию своего консула, юрисдикции которого подлежали все тяжбы и преступления между русскими подданными 3 . В то же время обеспечивалась безопасность торговли и неприкосновенность личных и имущественных прав российских подданных Но Персия постоянно нарушала принятые на себя обязательства, что приводило к частым столкновениям, которые заканчивались заключением новых мирных и торговых договоров (1723, 1732, 1735, 1813) . Во всех указанных трактатах подробно подтверждаются права русских консулов и подданных 4, а в отдельном акте, присоединенном к Туркменчайскому трактату 1828 г. , зафиксированы обоюдные обязательства оказывать постоянное покровительство торговым отношениям

В целях интенсификации торговли, а также для обеспечения прав и интересов собственных подданных (например, занимающихся торговлей) в рассматриваемый период государства стали устанавливать консульские отношения и создавать соответствующие учреждения . И если к XIX в . в европейских странах сложилась в целом однотипная и весьма прогрессивная система правового регулирования, вследствие чего местные правительства могли обеспечивать надлежащий уровень закрепления, гаран-тированности и реализации прав иностранных подданных, то отношения с восточными «полуцивилизованными» государствами были намного сложнее, и для защиты прав русских подданных в восточных государствах правительству Российской империи приходилось предпринимать значительные меры, что относилось к компетенции Министерства иностранных дел

Надлежащая охрана интересов иностранных подданных практически полностью основывалась на деятельности их национальных властей в лице консулов. В частности, создание для российских подданных необходимых благ нормального правопорядка всецело зависело от так называемой консульской юрисдикции Охрана прав русских подданных на Востоке в делах гражданских и уголовных была вверена не местной власти, а консульскому представительству их собственной страны Таким образом, обеспечение многообразных интересов русских подданных практически полностью зависело от устройства национальной консульской юрисдикции

Консульства в восточных государствах обладали несколько иными полномочиями, нежели консульские учреждения в европейских государствах и США . «Консулы в государствах нехристианских за-

нимают исключительное положение, которое представляется вполне необходимым ввиду порядков, этим государствам присущих. Низкая степень культуры азиатских и африканских народов, их неустройство государственное и неумалимая враждебность ко всем другим народам, в особенности христианским, заставили образованные народы, придерживающие с ними сношения, изыскивать средства, которые дали бы возможность вести с ними международные и торговые обороты, не подвергая явной опасности жизнь, честь, собственность и другие неотъемлемые права своих подданных Средством этим было и остается изъятие европейцев, пребывающих среди тех народов, от местной юрисдикции и подчинение их национальным законам и суду» 5, — писал в духе своего времени Ф. Ф. Мартенс.

Консульства Российской империи стали учреждаться в восточных государствах ранее, нежели в европейских, и связано это было с так называемыми капитуляциями Капитуляционный режим, аналогично консульскому, был направлен на определение правового положения иностранцев в другом государстве Под капитуляциями принято понимать систему мер внедоговорного (добровольного или принудительного) либо договорного характера, направленных на регулирование отношений христианских государств с мусульманскими, которые основывались, прежде всего, на особенностях религиозного характера и необходимости защиты иноверцев, пребывающих на территориях соответствующих мусульманских государств Содержание капитуля-ционных режимов в определенной степени носило дискриминационный характер. Постепенно капитуляции распространились на сферу прав и обязанностей, а также юрисдикции государств в отношении собственных подданных Несмотря на постепенное оформление договорно-обязательственных отношений, общий формат взаимодействия оставался прежним

Для России процесс становления режима капитуляций начался после заключения Кучук-Кайнар-джийского мира, на основании которого Российское государство добилось права покровительствовать турецким подданным православного вероисповедания . За русскими подданными были признаны все права, «каковыми во владениях ее пользуются прочие народы, в наибольшей дружбе с нею пребывающие, и коим блистательная Порта благоприятствует: как-то французы и англичане» 6 .

Постепенно, с уменьшением могущества Турции и внутренних гарантий религиозной, личной и имущественной свободы, с одной стороны, и развитием общих начал международного права (прежде всего концепции экстерриториальности) — с другой, христианские государства стали расширять права и пре-

имущества своих соотечественников, что постепенно переросло в особенности консульского института на Востоке, главной из которой стало изъятие подданных христианских государств из-под местной юрисдикции и осуществление таковой консулами соответствующих государств Таким образом, если в западных государствах принцип личного подчинения постепенно сменялся принципом территориальной юрисдикции, то в восточных государствах этого не наблюдалось, и тенденция была, скорее, обратной — юрисдикционные полномочия консулов постепенно расширялись

Продолжая анализ капитуляционного режима, отметим, что в 1783 г. между Российским государством и Турцией был заключен новый торговый договор, предоставивший преференции, которые Порта не давала еще ни одному народу, а именно право учреждать консулов во всех местах с правом полной юрисдикции в отношении соотечественников Кроме того, под юрисдикцию консульского суда были переданы все гражданские и уголовные дела между россиянами Смешанные процессы, одной из сторон которых были иностранцы, могли рассматриваться местными судами с согласия сторон Турецкие же суды могли разбирать дела только в том случае, когда одной из сторон в споре являлся подданный Турции, но в этом случае в обязательном порядке должен был присутствовать консул 7. Данное соглашение имело принципиальное значение для установления режима капитуляций, так как основанное на принципе наиболее благоприятствуемой нации, который активно внедрялся в систему межгосударственных отношений в рассматриваемый период, оно распространилось на все европейские государства

Попытка отменить капитуляционный режим была предпринята в 1856 г. , когда был издан акт внутреннего законодательства, известный как Гатти Га-майюн, чтобы показать христианской Европе, что она вследствие реформ, проведенных в Турции, может отказаться от системы гарантий своим подданным, сформулированных на уровне международного права (посредством заключения капитуляционных договоров), в связи с тем что на уровне внутреннего законодательства были предоставлены соответствующие уровню развития цивилизованных государств юридические гарантии Однако данная попытка не привела к успеху, и на Парижском конгрессе была подтверждена неприкосновенность капитуляцион-ного режима 8 . Вместе с тем ст. 7 Парижского трактата признавала Турцию «полноправным членом семьи европейских народов», что представляется не отражающим реальное положение дел, как и писал Ф. Ф. Мартенс.

В дальнейшем Турция продолжала предпринимать попытки отмены капитуляционного режима,

что, несомненно, характеризовало ограниченность ее суверенитета . В 1868 г. был подписан протокол, к которому Российская империя присоединилась в 1873 г Он частично ограничивал систему капитуляций, что было обусловлено предоставленным на уровне турецкого законодательства правом иностранных подданных владеть недвижимым имуществом в Турции, за исключением провинции Геджас, где находились священные города Мекка и Медина Взамен европейские государства соглашались на определенное смягчение капитуляционного режима 9, в результате чего были предусмотрены весьма существенные ограничения: неприкосновенность жилища иностранцев, их право не подлежать Оттоманскому суду без присутствия консула и право европейских государств запрещать своим подданным обращаться в местные судебные учреждения, когда они им неподсудны . Учитывая тот факт, что собственники недвижимого имущества относительно вопросов данного имущества также подчинялись национальному законодательству местонахождения данного имущества, можно сделать вывод, что во второй половине XIX в . режим капитуляций был серьезно ограничен

Необходимо отметить, что система взаимоотношений с Турцией была не единственным примером системы капитуляций Аналогичный режим распространялся и на ряд других государств Так, он был основой отношений европейских государств и России с Ираном, Кореей и Японией; положение дел в Египте, Сиаме, Марокко, Абиссинии, Занзибаре было похожим, хотя и имело местную специфику

Особый формат отношений складывался у Российского государства с Китаем, так как долгое время вопрос об учреждении консульств в нем оставался неразрешенным, несмотря на активные торговые отношения начиная с XVI в . (Россия была первым из европейских государств в вопросе юридического оформления взаимодействия) Впервые право на назначение консула в данное государство Российская империя получила лишь в XIX в . , в последующем количество учреждаемых консульств неумолимо увеличивалось, и русские консулы, вслед за английскими, получили право осуществления консульской судебной юрисдикции 10 . Консульская юрисдикция в Китае, в отличие от Турции и Персии 11, была шире и предполагала, что никто «не имел никакого права ни задерживать, ни отдельно разбирать, а тем более наказывать подданного не своего государства», вместе с тем, предусматривались исключительно смешанные процессы, которые предполагали рассмотрение дел «китайским начальством... сообщая с русским консулом», а лица, признанные виновными, должны были подлежать наказанию по законам своего государства 12 .

В Корее вопросы консульской юрисдикции были решены следующим образом: юрисдикция в отношении русских подданных в полном объеме принадлежала российским консулам, а в отношении корейских подданных — местным властям, т. е . обвинения и иски рассматривались соответствующим судом по законам государства, подданным которого было лицо 13 .

Капитуляционный режим также был установлен в Японии на основании Договора, подписанного в Едо в 1858 г. , согласно которому Россия получила право назначения консулов в четырех городах, подданные российского государства освобождались от местной юрисдикции, процессы по рассмотрению соответствующих дел должны были носить смешанный характер 14, подобно тому, как это имело место в Китае . Однако консульская юрисдикция в Японии просуществовала недолго, и в 1895 г. была отменена в результате заключения торгового договора, предусматривавшего, что в соответствии с юрисдикцией русских судов в Японии «все особые привилегии, изъятия и льготы, коими русские подданные до тех пор пользовались...» прекращались и отменялись окончательно 15 . Это было первое государство, освободившееся от капитуляционного режима и, соответственно, консульской юрисдикции

Как показала практика, перечни функций, которые закреплялись в консульских уставах, не носили исчерпывающего характера и дополнялись различными распоряжениями Особенно это касалось консульств, учрежденных в восточных государствах Вместе с тем вплоть до XIX в . вопросы консульской юрисдикции в восточных государствах никак не были урегулированы национальным правом, свое юридическое оформление они находили исключительно на уровне заключаемых с отдельными государствами международных договоров .

С российской стороны основными нормативными актами, устанавливающими и подробно регулирующими консульскую юрисдикцию, стали: Сенатский указ от 24 июля 1824 г. , по высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 21 мая того же года «О правилах производства тяжб Российских подданных с подданными различных держав, торгующих в Турецкой империи»; высочайше утвержденное 19 октября 1824 г. мнение Государственного совета «О апелляционном порядке в переносе дел из Константинопольских комиссий в Сенат»; Высочайше утвержденные 21 января 1829 г. Правила в руководство Российской Миссии и Консульствам в Персии относительно торговли и защиты пребывающих там Российских подданных. Указанные документы предусматривали основные положения, которые впоследствии стали базой для формирования Консульского устава . Кроме того, в «Высочайше утвержденных правилах.» были подробно регламентированы и иные

моменты, связанные с осуществлением консульской деятельности 16 . Это свидетельствует о важном процессе, которому, к сожалению, не уделяется должного внимания в современных историко-правовых исследованиях, а именно тому, что параллельно со становлением института консульских отношений в международном праве на уровне национального права также осуществлялось юридическое оформление соответствующих положений и, следовательно, национальное право развивалось в непосредственной связи с правом международным

Подводя итоги, еще раз необходимо отметить: консульские взаимоотношения Российского государства с восточными выстраивались весьма интенсивно, что в первую очередь было обусловлено торговыми интересами и необходимостью обеспечения и защиты прав россиян . Систему данных отношений целесообразно рассматривать автономно от связей России с европейскими государствами и США. Ка-питуляционные режимы имели до определенной степени дискриминационный характер по отношению к тем странам Востока, где они устанавливались для Европы и Америки . Нельзя не согласиться с выводом Е В Сафроновой, что главной особенностью консульских отношений с восточными государствами «явилась консульская юрисдикция, которой Россия, как и другие европейские страны, добивалась практически с момента установления консульских отношений с государствами Востока» 17. Вместе с тем к концу XIX в . наметилась тенденция к постепенному сглаживанию установленных различий, что непосредственно можно наблюдать в международном праве следующего столетия

1 Договор между Российским и Китайским государствами, учиненный на съезде при китайской границе в Нерчинске от 27 августа 1689 г. // Полное собрание законов Российской империи . Собрание первое . СПб . , 1830. Т. III, № 1346.

2 МартенеФ. Ф. Россия и Китай . Историко-политическое исследование СПб , 1881 С 7

3 Договор между Россией и Персией «О торговле Российских купцов в Персии» от 30 июня 1717 г. // Полное собрание законов Российской империи Собрание первое СПб , 1830 Т. V, № 3097.

4 Петербургский трактат между Россией и Персией «Об уступке в вечное Российской империи владение лежащих по Каспийскому морю Провинций Гиляни, Мизанде-рона, Астрабата и городов Дербента и Баку со всеми принадлежащими к ним землями, за сделанное от России Шаху против бунтовщиков вспоможение» от 12 сентября 1723 г. // Там же . Т. VII, № 4298 ; Трактат между Россией и Персией «О восстановлении между обеими державами дружественных сношений» от 21 января 1732 г. // Там же. Т. VIII, № 5935 ; Трактат между Россией и Персией, заключенный при Генже «О возвращении в Персидскую сторону городов Баку и Дербента с уездами; об утверждении между обоими государствами вечного союза; о продолжении с Персидской стороны военных действий против Турок, доколе они не воз-

вратят всех захваченных от Персии Провинций; о включении России в мирный договор, о подтверждении сим постановлением заключенного в Ряще (21 января 1732 г.) трактата; о свободной торговле в обоих государствах взаимным подданным; о посылке о том во все места указов; о допущении в Персии, для торговли, Российского консула; о возвращении с обеих сторон взаимных подданных и об утверждении сего трактата взаимными ратификациями» от 10 марта 1735 г. // Там же . Т. IX, № 6707 ; Трактат вечного мира и дружбы между Россией и Персией от 12 октября 1813 г. // Там же . Т. XXXII, № 25466.

5 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов : в 2 т. М. , 2008. Т. 2. С. 65 .

6 Трактат Кучук-Кайнарджийский от 10 июля 1774 г. // Полное собрание законов Российской империи Собрание первое. СПб. , 1830. Т. XIX, № 14164.

7 Трактат о торговле, заключенный в Константинополе между Российской империей и Портой Оттоманской 10 июня 1783г. // Там же . Т. XXI, № 15757.

8 Подробнее см: Ястржембский В. О капитуляциях в Оттоманской империи. Харьков, 1905. С. 27-52.

9 Сенатский, по высочайшему повелению «О распоб-ликовании протокола, заключенного с Турецким правительством, о праве Русских подданных владеть недвижимою собственностью в Турции» от 8 октября 1873 г // Полное собрание законов Российской империи . Собрание второе . СПб . , 1873. Т. XLШ, № 52678.

10 Мартенс Ф. Ф. Россия и Китай. С. 52.

11 Трактат о торговле российских и персидских подданных, заключенный между его Величеством императором

Всероссийским и его Величеством шахом Персидским от 10 февраля 1828г. // Полное собрание законов Российской империи . Собрание второе. СПб . , 1830. Т. III, № 1795.

12 Торговый трактат России с Китаем, заключенный в Кульдже от 25 июля 1851 г. // Полное собрание законов Российской империи . Собрание второе . Т. XXVII, № 25966а . СПб . , 1853 ; Трактат России с Китаем, заключенный в Тянь-цзине от 1 июня 1858 г. // Там же. СПб. , 1861 . Т. XXXIV, № 34697 ; Дополнительный к Тянь-цзинскому трактату договор России с Китаем, заключенный в Петербурге от 2 февраля 1881 г. // Там же . Собрание третье . СПб . , 1885. Т. I, № 342.

13 Высочайше ратифицированный торговый договор между Россией и Кореей от 25 июня 1884г. // Там же. СПб . , 1887. Т. V, № 2847 ; Высочайше одобренные правила для сухопутной торговли с Кореею от 8 августа 1888 г. // Там же . СПб . , 1890 . Т. VIII, № 5572.

14 Трактат России с Японией, заключенный в Едо от 7 августа 1858 г. // Там же. Собрание второе. СПб . , 1862. Т. XXXV, № 35590.

15 Высочайше ратифицированный договор России с Японией о торговле и мореплавании от 06 июня 1895 г. // Там же . Собрание третье . СПб . , 1889. Т. XV, № 11826.

16 Высочайше утвержденные 21 января 1829 г правила в руководство Российской Миссии и Консульствам в Персии, относительно торговли и защиты и пребывающих там Российских подданных // Там же . Собрание второе. СПб. , 1830. Т. IV, № 2606.

17 Сафронова Е. В. Становление и развитие консульской службы Российской империи в XVIII — начале XX вв .: дис . ... д-ра юрид наук М , 2002 С 281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.