С. А. Александрова
(Великий Новгород)
СТАНОВЛЕНИЕ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ
В статье рассматривается система условий становления социально-квалификационной карьеры педагога, механизмы стимулирования педагога к более высоким достижениям в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности. Автором описана целевая комплексная программа содействия образовательным учреждениям в становлении социально-квалификационной карьеры педагогов в типичном сельском районе
Современный этап развития образования в России характеризуется появлением новых тенденций, закреплением новых норм и смещением акцентов на формирование свободной и творческой личности, умеющей самостоятельно строить свою жизненную и профессиональную биографию. Подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики во многом зависит от успешности педагога в своей профессиональной деятельности.
Особую значимость приобретает проблема повышения социальной активности педагогов и их квалификационного роста на уровне муниципального сельского района. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, новыми условиями педагогической деятельности, укрупнением сельских школ, снижением социального статуса сельского педагога, усложнением его профессиональной деятельности, появлением новых функций в должностных обязанностях.
Сложившиеся в условиях традиционной системы психолого-педагогические принципы и подходы к профессиональному становлению сельского педагога недостаточно полно и адекватно отражают динамику его развития в новых условиях, не связывают изменения в процессе его деятельности с ориентирами карьерного роста, что затрудняет решение возникающих проблем в жизнедеятельности учителя, работающего в сельском муниципальном районе.
Анализ практики и теории профессиональной деятельности педагога в условиях его непрерывного образования позволил выявить следующие противоречия:
- между возрастающей сложностью профессиональных функций сельского педагога и снижением его мотивации к профессиональному саморазвитию в связи с неразработанностью системы стимулирования профессиональных достижений;
- между растущими потребностями практики в применении современных образовательных технологий и достижений психолого-педа-гогической науки и нежеланием выпускников вузов работать в сфере образования на селе из-за низкого социально-экономического статуса педагогической профессии;
- между необходимостью в сохранении учительским сообществом самоуважения и недостаточно развитой способностью педагогов к проектированию индивидуальных стратегий карьерного роста на основе результатов социальной саморефлексии.
Возникает необходимость разработки методологических и концептуальных оснований построения системы условий становления социально-квалификационной карьеры в муниципальном районе, стимулирования педагога к более высоким достижениям в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности.
В большинстве работах движение внутри профессии определяется через такие понятия как: становление, достижение, результативность, мастерство, профессиональная компетентность, социальная компетентность и др. Многообразие перечисленных понятий отражает многозначность и многомерность профессиональной педагогической деятельности. Целостное рассмотрение проблемы профессионального роста и сделало необходимым анализа понятия карьеры педагога. Смысл понятия «карьера» стремительно меняется. В толковом словаре русского языка карьера определяется как путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. В положительном смысле карьера обозначает заслуженный результат эффективного общественно полезного труда. В отрицательном смысле употребляется, если карьера самоцель, достижению которой подчинены все интересы личности с использованием любых средств».
Общая проблема управления карьерой человека рассмотрена в целом ряде работ (А. И. Жилина, М. Н. Кулаков Н. К. Маркова, Н. К. Маусов, П. Синисало, Д. А. Ткач и др.) [3, 6, 7, 11, 12].
На основе обобщения исследований в области социологии, педагогики и психологии выделены два подхода к анализу сущности понятия карьера человека: экономический (поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанного с деятельностью работника) и социально-психологический (развитие человека в основных сферах деятельности; сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному). Речь идет о динамике положения и активности личности в трудовой деятельности [3]. В то же время в исследованиях представлены только отдельные аспекты такого сложного явления как карьера педагога, которая рассматривается как внешне организованное продвижение в профессиональной деятельности (социальный аспект), как достижение профессионального успеха самим человеком (личностный аспект) (М. В. Александрова, А. И. Жилина, Р. М. Шерайзина, О. М. Симанов-ская и др.) [2, 3, 5]. Особую значимость данная проблема приобретает для учителя сельского муниципального района.
Условия учебно-воспитательного процесса сельских школ нестандартны и порой неповторимы, чрезвычайно сложны для учителя и учеников. Основными социальными факторами, воздействующими на становление личности человека на селе, являются социально-экономические и культурно-бытовые условия работы сельских школ, особенности взрослых и групп сверстников, окружающих сельского ребенка, а также уклад жизни сельской семьи. Сельский учитель не только влияет на индивидуальноличностное продвижение учащихся в процессе обучения и воспитания, но и осуществляет педагогическое воздействие на ряд других социальных факторов, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Компенсирующая и корригирующая роль сельской школы проявляется, прежде всего, по отношению к семье. Особенно возрастает общекультурная роль учителя в деревне, где меньше, чем в городе, детских, юношеских, культурных и спортивных учреждений. Материально-бытовые особенности жизни в деревне, необходимость много времени тратить на домашнее хозяйство приводят к большой загруженности родителей и детей, сужают возможности учителя для внеурочной работы с детьми. Перестройка на селе, развитие
фермерских хозяйств еще больше усиливают эти тенденции. В связи с этим сельскому учителю необходимо искать резервы в учебном процессе, использовать новые технологии для достижения положительных результатов обучения за наиболее короткое время. Учитель становится основным «средством» развития детей и взрослых на селе.
Под социально-квалификационной педагогической карьерой мы понимаем цепь индивидуальных достижений, имеющих определенное значение для становления личности конкретного учителя, способствующих росту его профессиональной уверенности, конкурентоспособности и повышению его социального статуса в профессиональном сообществе. При этом становление социально-квалификационной карьеры педагога в муниципальном районе предполагает формирование его социально-педагогической активности как интегративной характеристики личности педагога, включающей в себя все виды активности и компетентности, необходимые при его самореализации в профессиональной деятельности, в социуме и культуре [1, 4, 6, 8].
Значимость социально-квалификационной карьеры для педагогов усиливается в условиях сельских муниципальных районов, в которых происходят серьезные изменения жизни населения. С ликвидацией колхозов и совхозов школа лишилась заметной финансовой и хозяйственной поддержки, усложнились социальноэкономические условия жизни педагогов, что способствовало снижению их социального статуса. В то же время развитие индивидуальных фермерских хозяйств и их кооперативных объединений, хозяевами которых стали люди, совершенно не готовые к работе в индивидуальном хозяйстве (не хватает агрономических, зоотехнических, экономических, управленческих знаний), повышает значимость школы и педагогов в решении этих проблем. Педагоги сельской школы совместно с высшими профессиональными учебными заведениями, имеющие опыт практической, опытнической и исследовательской работы, смогут организовать консультации, вечерние курсы, кружки и повышение квалификации с учетом потребностей населения конкретной территории. Для этого необходима целенаправленная деятельность по созданию авторитета педагога среди детского и взрослого населения.
Анализ ситуации в типичном сельском районе способствовал разработке системы условий становления социально-квалификационной карьеры педагогов, реализация которых должна способствовать повышению их социального и квалификационного статусов.
Таблица 1
Блок «Авторская образовательная программа педагога»
Этап, задача Система мер Результат
Изучение социального заказа школе - Сбор данных о состоянии рынка труда в Хвойнинском районе в его средне- и долгосрочной перспективе (совместно с Центром кадрового маркетинга). - Анкетирование родителей и учащихся. Диагностические данные, аналитические справки.
Определение содержательных приоритетов - Построение вариативного учебного плана. - Выбор профильных курсов и соотнесение их с отдельными блоками учебного плана - базисным, школьным, блоком дополнительного образования. Учебный план, обеспечивающий вариативность, профильность, уровневую дифференциацию и профориентационную направленность образования.
Конструирование программнометодического обеспечения образовательного процесса - Разработка программ, стыкующихся и преемственных с вузовскими. - Экспертиза программ специалистами университета. Программы курсов и их дидактико-методическое обеспечение.
Организация обучения по разработанным программам - Привлечение специалистов для преподавания разработанных курсов. - Создание материально-технического обеспечения данных курсов. - Формирование групп и потоков учащихся для изучения отдельных курсов. Организационно-педагогические условия.
Мы предположили, что процесс становления социально-квалификационной карьеры педагога будет успешным, если в его основу положить методологию средового подхода, а проектирование содержания и технологий развития квалификации педагогов осуществлять с ориентацией на их активное участие в своем непрерывном образовании в процессе развития муниципальной образовательной системы. Создание комфортной развивающей среды муниципального образования, а также формирование системы информационно-методического сопровождения карьерного роста педагогов на разных его этапах, выступают условиями развития социально-квалификационной карьеры педагога в муниципальном районе.
Для обеспечения успешности педагогов в становлении своей социально-квалификационной карьеры под руководством автора была разработана и экспериментально проверена целевая комплексная программа содействия образовательным учреждениям в становлении социально-квалификационной карьеры педагогов в Хвойнинском районе Новгородской области.
Программа включала три содержательных блока: «Авторская образовательная программа педагога», «Муниципальный метапредметный проект группы педагогов», «Муниципальный социально-педагогический проект».
В блоке «Авторская образовательная программа педагога» главное внимание уделялось определению приоритетов в обучении конкретным дисциплинам на основе результатов изучения социального заказа школе, вариативности программ, обеспечивающих преемственность между ступенями обучения и вузовскими программами (табл. 1).
Центральными ориентирами блока «Муниципальный метапредметный проект группы педагогов» являлись:
- сочетание управления и проектирования;
- концепция развития педагогических кадров как фрагмент реализации школьной и муниципальной программы;
- идеи кооперации субъектов муниципальной образовательной системы, самоорганизации и саморазвития педагогических кадров;
- принцип продуктивного взаимодействия при проектировании и организации методической работы;
- идеи построения комфортной развивающей образовательной среды муниципального района.
Главной задачей данного блока программы было изменение роли руководителей и педагогов образовательного учреждения. Смысл этого изменения состоял в том, чтобы педагоги рассматривали свою деятельность с разных пози-
ций. В связи с этим особо значимой стала организация процессов, способствующих росту и развитию таких управленческих способностей у руководителей и педагогов, как проведение проблемного анализа своей деятельности и деятельности других педагогов, проектирование и построение кооперации, прогнозирование последствий, включение в образовательную деятельность не только педагогов, но и других субъектов.
Иллюстрацией, демонстрирующей движение в этом направлении были инициативы по организации исследования и разработки мета-предметных проектов «Рефлексивно-деятельностный подход в обучении» и «Развитие коммуникативных способностей учащихся сельских школ».
В реализации блока «Муниципальный социально-педагогический проект» особую роль играет Центр кадрового маркетинга, главные задачи которого - это комплексное сопровождение повышения социально-квалификационного уровня кадров муниципального района, диагностическое сопровождение авторских программ, метапроектов и социально-педагогических проектов; информационно-методическое обеспечение деятельности педагогов, работающих по авторским экспериментальным программам; а также обобщение опыта работы учителей школ, в которых ведется обучение по авторским программам.
В ходе эксперимента организовывалось продуктивное взаимодействие педагогов в условиях комфортной образовательной среды их обучения в различных формах. Так, по теме «Развитие опыта гуманизации и гуманитаризации образования в школе на основе профессионального сотрудничества» проведена педагогическая мастерская, в которой принимали участие педагоги муниципального района, работающие над данной проблемой. Целями мастерской было моделирование совместной деятельности педагогических коллективов района по интеграции гуманитарных знаний, инициирование педагогов к обсуждению данной проблемы, развитие у них умений самоанализа и взаимооценки. В качестве организационных форм использовались психологические коммуникативные тренинги, работа в группах, часы общения, защита коллективных творческих проектов.
При проведении мастерской создавались условия, обеспечивающие включение каждого участника с учетом его индивидуального проекта в творческую совместную деятельность по проблеме интеграции. Итогом работы мастерской были социально-педагогические проекты коллективов школ района по реализации идей
гуманизации образовательного процесса и интеграции гуманитарных знаний.
Необходимым условием эффективной соор-ганизации профессиональной и управленческой позиций в рамках муниципального района являлось научно-организационное обеспечение. Построение такого типа обеспечения стало особой задачей формирования научно-организационного ресурса в рамках района.
В результате целенаправленной деятельности по инициативе педагогов были разработаны ряд муниципальных социально-педагогических проектов.
Социально-педагогический проект «Творчество» нацелен на воспитание и развитие творческих способностей детей, молодежи и взрослого населения и включал в себя следующие клубы и объединения: «Народная школа», Детский дом моделей, Кружки Детского дома творчества, Центр творчества для взрослых, клубы по интересам, «Фольклор». Социально-педагогический проект «София» осуществлял работу с одаренными детьми.
Повышению активности педагогов в становлении своей социально-квалификационной карьеры способствовали проводимые конкурсы авторских программ (конкурсы «Лучший из лучших», «Педагог - педагогу», «Педагог - социуму», «Учитель-профессионал», «Самый классный классный», «Педагог-исследователь» и др.).
Формирование управленческой и профессиональной позиции происходило в ходе получения второго высшего образования по специальности «Менеджмент в социальной сфере», разработки образовательных проектов и определения образовательной политики, направленной на формирование продуктивного взаимодействия субъектов муниципального образования.
Обобщение результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Продуктивной оказалась идея об актуализации резервных возможностей комфортной развивающей среды муниципального образования в становлении социально-квалификационной карьеры педагога, что позволило изменить акценты в процессе создания муниципальной системы непрерывного педагогического образования: переориентировать с установки только на профессиональные достижения на формирование социально-педагогической компетентности и творческой индивидуальности педагога.
2. Развивающий эффект конструируемой муниципальной системы обеспечивался созданием психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, моделирующих
деятельность педагогов в изменяющихся ситуациях и содержащих различные варианты решения сложных социально-педагогических задач в комфортной развивающей среде муниципального района.
3. Создание внешних и внутренних условий в комфортной развивающей среде района характеризовало эффективность и уровень становления социально-квалификационной карьеры педагогов. Понимание и способ реагирования на социальные и педагогические проблемы муниципального образования способствовало развитию самосознания педагога, критичности его мышления, карьерному росту.
Результаты опытно-экспериментального исследования дали достаточно достоверную информацию об эффективности становления социально-квалификационной карьеры педагогов, которая определялась по динамике их социально-педагогической активности, что подтверждается увеличением общего числа участников социально-педагогических проек-
тов. Для педагогических коллективов района характерен значительный рост числа педагогов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, причем на уровне района и области. Увеличилось число коллективных педагогических инициатив: проектов, программ, концепций (2004-2005 уч. год - 10%; 2008-2009 уч. год
- 24,8%). Среди педагогов-экспериментаторов появляются руководители творческих групп, экспериментов. Растет положительное отношение педагогического коллектива к исследовательской деятельности, увеличивается их интерес к проблемам всего муниципального образования (2004-2005 уч. год - 2,4%; 2008-2009 уч. год - 32,3%).
Исследование актуализировало проблему карьерного роста педагогов в образовательных системах различного уровня. Предложенный теоретический и экспериментальный материал создает основу для построения целостной системы развития педагогов в процессе становления их карьеры.
Литература
1. Аверкин В. Н. Административное управление территориальной образовательной системой: монография. - Великий Новгород: НРЦРО, 1999. - 194 с.
2. Александрова М. В., Шерайзина Р. М. Возможности карьерного роста учителя / / Народное образование. - 2006. - №7. - С.90-96.
3. Жилина А. И. Подготовка и карьера руководителей системы образования // Педагогика, 2001. - №5. - С.58-61.
4. Каплунович Т. А., Филиппова Л. А. Основы самоорганизации педагога в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности: учебное пособие. - Великий Новгород: НРЦРО, 2004. - 160 с.
5. Кричевский В. Ю. Очерки истории и теории управления образованием. - СПб.: ГУПМ, 2001. - 166 с.
6. Маркова Н. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 160 с.
7. Маусов Н. К., Кулаков М. Н., Журавлев А. Л. Управление карьерой персонала в условиях производства. - М.: Эконом. акад. им. Г. В. Плеханова, 1993. - 174 с.
8. Панина Т. С. Теория и практика развития творчества учителя в системе повышения квалификации : дис. ... докт. пед. наук. - Великий Новгород, 2000. - 324 с.
9. Практическая андрагогика. Опережающее образование взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.
10. Симановская О. М. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя средней общеобразовательной школы : автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 22 с.
11. Синисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненной ориентации молодежи // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - 219 с.
12. Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи : автореф. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2007. - 22 с.
13. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема : дис. ... докт. пед. наук. - Великий Новгород, 2004. - 334 с.