Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА СОЦРЕАЛИЗМА В МОНГОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ'

СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА СОЦРЕАЛИЗМА В МОНГОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ЖИВОПИСЬ / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уранчимэг Доржсурэн, Гоу Чин Ян

Статья посвящена стилю социалистического реализма в изобразительном искусстве Монголии. Выделены основные этапы становления и факторы его формирования: революционные события и утверждение идеологии социализма; поддержка нового направления правительством Монголии, а также влияние российской художественной школы. Показана роль Российской академии художеств, Института им. И.Е. Репина, Института им. В.И. Сурикова в обучении и передаче художественных традиций и навыков монгольским художникам. Отмечено своеобразие монгольского варианта стиля соцреализма, синтезировавшего приемы и методы российской школы живописи с народными формами художественного творчества и буддийским искусством; показана непреходящая значимость и востребованность данного стиля в современном искусстве Монголии. Охарактеризовано творчество ведущих монгольских художников, и проведен искусствоведческий анализ ряда произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ART OF SOCIALISTIC REALISM IN MONGOLIA: THE MAIN STAGES, THE ROLE OF THE RUSSIAN ART SCHOOL

The article is devoted to the style of socialistic realism in the fine arts of Mongolia. The main stages of formation and factors of its formation are highlighted: revolutionary events and the establishment of the ideology of socialism; support of the new authorities of Mongolia, as well as the influence of the Russian art school. The role of the Russian Academy of Arts, the I.E. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, the Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov in teaching and transferring artistic traditions and skills to Mongolian artists is shown. The peculiarity of the Mongolian version of the style of socialist realism, which synthesized the techniques and methods of the Russian school of painting with folk forms of art and Buddhist art, is noted; the enduring importance and relevance of this style in the contemporary art of Mongolia is shown. The work of leading Mongolian artists is characterized and an art history analysis of a number of works is carried out.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА СОЦРЕАЛИЗМА В МОНГОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ»



. ¿МТ / *fcjr

"Sr '^fci M

rj* i ЯЕШ

Dorjsuren Uranchimeg

I jjoi 'ti

Academy of Fine Arts of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia

iff

Yang Guoqing

Mongolian State University of Arts and Culture,

Ulaanbaatar, Mongolia

Доржсурэн Уранчимэг

Художественная академия Монголии, г. Улан-Батор, Монголия

Ян Гоу Чин

Монгольский национальный университет культуры и искусства,г. Улан-Батор, Монголия

THE FORMATION OF THE ART

OF SOCIALISTIC REALISM

IN MONGOLIA:

THE MAIN STAGES, THE ROLE

OF THE RUSSIAN ART SCHOOL

СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА СОЦРЕАЛИЗМА В МОНГОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

со ^

о

о ^

о сч

со <

ОС

э ш

I-

Π<

со

00 LO

N

(О CD

JD О t

"cô

С

"га О

к .о

fe

О

О Q

« "

Р £

h- I

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена стилю социалистического реализма в изобразительном искусстве Монголии. Выделены основные этапы становления и факторы его формирования: революционные события и утверждение идеологии социализма; поддержка нового направления правительством Монголии, а также влияние российской художественной школы. Показана роль Российской академии художеств, Института им. И.Е. Репина, Института им. В.И. Сурикова в обучении и передаче художественных традиций и навыков монгольским художникам. Отмечено своеобразие монгольского варианта стиля соцреализма, синтезировавшего приемы и методы российской школы живописи с народными формами художественного творчества и буддийским искусством; показана непреходящая значимость и востребованность данного стиля в современном искусстве Монголии. Охарактеризовано творчество ведущих монгольских художников, и проведен искусствоведческий анализ ряда произведений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: изобразительное искусство, социалистический реализм, живопись, Монголия.

ABSTRACT

The article is devoted to the style of socialistic realism in the fine arts of Mongolia. The main stages of formation and factors of its formation are highlighted: revolutionary events and the establishment of the ideology of socialism; support of the new authorities of Mongolia, as well as the influence of the Russian art school. The role of the Russian Academy of Arts, the I.E. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, the Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov in teaching and transferring artistic traditions and skills to Mongolian artists is shown. The peculiarity of the Mongolian version of the style of socialist realism, which synthesized the techniques and methods of the Russian school of painting with folk forms of art and Buddhist art, is noted; the enduring importance and relevance of this style in the contemporary art of Mongolia is shown. The work of leading Mongolian artists is characterized and an art history analysis of a number of works is carried out.

KEYWORDS: fine arts, socialistic realism, painting, Mongolia.

© Д. Уранчимэг, Ян Гоу Чин, 2021

Зарождение стиля соцреализма

в Монголии

Стиль соцреализма был успешно интегрирован и развит в Монголии, объединив в себе западные и восточные традиции. Это привело к созданию своеобразного национального искусства — с социалистическим содержанием в национальной форме. Уникальные произведения ведущих художников вошли в культурное наследие Монголии и в фонд Национальной художественной галереи. Они легли в основу искусствоведческих исследований, которые ведутся в Академии художеств и в студиях лауреатов Государственной премии О. Цэвэгжава, Д. Амгалана и Б. Пурэвсуха, а также заслуженного художника Монголии С. Дондога. Таким образом, данное направление в изобразительном искусстве продолжает развиваться и сегодня.

Соцреализм сложился в Монголии, прежде всего, под влиянием российского искусства, которое развивалось в России благодаря Российской академии художеств, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Московскому государственному академическому художественному институту им. В.И. Сурикова. Немногие страны в мире создали систему обучения в подобных специальных школах искусства. Среди них помимо России следует отметить Италию, Францию и Германию. Российская же академия художеств сегодня продолжает сохранять лидирующее положение. Ее влияние и ее исторический путь являются образцом для развития изобразительного искусства в нашей стране, и только благодаря ее поддержке и академической подготовке, которую получают многие наши художники, мы достигли сегодняшнего уровня развития монгольского искусства. При этом, конечно, стоит вспомнить, что его фундамент был заложен еще Ундуром Гегеном Дзанабадзаром, который по масштабу личности и по вкладу был схож с мастерами эпохи Возрождения и привнес дух обновления в монгольские степи. Произведения его школы, пронизанные духом и философией буддизма, высоко ценятся не только в Монголии, но и во всём мире; они отразились и в народном искусстве монгольских кочевников.

Но в начале двадцатого века, как уже сказано, появилось новое направление, которое развивалось в стиле социалистического реализма. Монгольские художники смогли сформировать свой, национальный вариант этого направления. Его характерной особенностью является связь с традиционными формами искусства, сложившимися, в свою очередь, в результате синтеза буддийских и народных форм художественного творчества. В идейном же плане произведения этого стиля пронизаны пафосом революционной эпохи.

Здесь, прежде всего, нужно отметить творчество известного монгольского художника

Б. Шарава (1869-1939). Б. Шарав приветствовал наступление Народной революции как уже признанный художник. Благодаря созданному в 1922 году «Портрету В.И. Ленина» он получил известность. Этот портрет интересен с искусствоведческой точки зрения, потому что воплощает синтез монгольской и традиционной индо-тибетской религиозной живописи с применением сложной икономе-трии — с расчетом и применением «божественных пропорций», символикой цвета и одновременно с использованием форм и методов, характерных для европейской традиции портретной живописи. Ленин изображен в центре портрета на фоне земного шара, с красными знаменами с обеих сторон, а внизу помещен цветок лотоса, буддийский символ, буквально передающий мысль — «Учение Ленина вечно и нетленно». Анализируя данное произведение, нужно учесть, что живопись буддийской иконы-танки всегда подразумевает троичный ритм и в структуре произведения, и в семантике образа. С точки зрения содержания она имеет множество символов, таких как три мира, три эпохи и три стадии времени. Всё это в той или иной мере нашло свое воплощение в этом портрете. Анализируя портрет Ленина, Л. Батчулуун пишет: «Шарав написал этот портрет, активно используя киноварь, в 1922 году, в ясной и уникальной манере, мастерски используя многовековой традиционный стиль монгольской живописи, понятной для простых людей» [4, с. 227].

Б. Шарав и другой выдающийся художник У. Ядамсурэн получили образование, и их знание и опыт были очень нужны на начальном этапе революции, пока не сформировался класс новой революционной интеллигенции. Эти и другие художники изучали тибетскую письменность и учение буддизма с раннего возраста, обучались искусству скульптуры, ремесленничества и декоративно-прикладного искусства, но были революционно настроены и быстро поняли социалистические идеи, цели и направление будущего развития. Они приняли не только новую идеологию, но и формы нового искусства, поэтому по праву их называют отцами монгольского социалистического реализма.

Созданный в 1933 г. народным художником, лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем культуры У. Ядамсурэном портрет «Д. Сухэ-Батор» является одной из первых картин маслом в истории изобразительного искусства Монголии. С раннего возраста художник был учеником буддийского ламы и изучал буддийское искусство, резьбу по дереву и ремесла. Направленный на учебу в Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, он возглавил работу по формированию основ профессионального

1. Б. Шарав. Портрет В.И. Ленина.

1922.

Ткань, гуашь. 96,5 х 151,5. Монгольская национальная галерея современного искусства

изобразительного искусства Монголии. Кроме того, У. Ядамсурэн провел многочисленные этнографические исследования и в области религиозного искусства.

Картина О. Цэвэгжава «Первый Государственный Великий Хурал», созданная в 1939 году, была одним из наиболее интересных сюжетно-тематических произведений этого периода. Она была признана шедевром социалистического реализма, в котором воплотились навыки художника в колористическом решении, светотеневой моделировке, пространственно-композиционном решении.

Основная задача социалистического реализма состояла в том, чтобы отразить достижения простых людей, несущих факел революции на переходном пути от капитализма к социализму, их патриотический настрой, трудовые подвиги, стойкость, а также в целом — новый образ жизни. Поэтому стиль соцреализма встретил активную поддержку Монгольской народной партии. Было необходимо за очень короткий период наверстать упущенное, учиться и набираться навыков. Те, кто пробовал свои силы в то время, теперь отмечены в истории выдающимися титулами, такими как «Наше золотое поколение» и «Ведущий художник

века». Здесь можно отметить работу народного художника, лауреата Государственной премии Д. Амгалана «В обход капитализма», или «Большой скачок». Еще одно произведение Д. Амгалана «Доброе утро, мама!», воспевающее любовь к семье, матери и ребенку, является одним из самых выдающихся примеров монгольского социалистического реализма.

Роль российских мастеров в формировании монгольского соцреализма

Большую роль в становлении нового монгольского искусства сыграли известные советские художники, работавшие в нашей стране с 1929 по 1942 год. Во многом благодаря им был создан Союз монгольских художников. Н. Цултэм, первый секретарь комитета Союза, заявил: «В начале 1930-х годов, когда наша партия решала важнейшие задачи в ходе антифеодальной революции и борьбы за развитие страны по некапиталистическому пути, первые группы художников реалистического искусства были созданы в педагогическом училище и Государственном центральном театре. Ими руководили учителя, получившие образование в области европейского искусства и культуры. Советские художники, в том числе К.И. Померанцев,

2. У. Ядамсурэн. Д. Сухэ-Батор.

1933.

Холст, масло. 75 х 55. Монгольская национальная галерея современного искусства

3. Д. Амгалан. Доброе утро, мама! Серия «Утро моей Родины».

1962.

Линогравюра. 48 х 36. Монгольская национальная галерея современного искусства

С.А. Бушнев и М.Н. Бельский, работавшие в то время в нашей стране, помогли нашим талантливым художникам-любителям получить начальное художественное образование и знания» [6, с. 6].

Выдающийся русский художник Н.К. Рерих, прибыв в Улан-Батор в 1926 году, подарил руководителям Монгольской народной партии и правительства свою знаменитую картину «Великий Всадник». Русский искусствовед, академик М.Ю. Шишин пишет: «В тот год почти одновременно два русских художника, Н.К. Рерих, возглавлявший Трансгималайскую экспедицию, и К.И. Померанцев, художник из Иркутска, по приглашению правительства Монголии прибыли в Их Ургоо [Букв.: Большой дворец], в настоящее время город Улан-Батор, что положило начало новой эре в области профессионального искусства Монголии» [2, с. 209]. Уникальная манера живописи великого русского ученого, художника и просветителя Н.К. Рериха, создавшего более 100 произведений, связанных с Монголией, продолжает оказывать влияние на монгольских художников и по сей день.

Константин Иннокентьевич Померанцев (1884-1945), художник и архитектор из Иркутска,

в 1926 году был приглашен правительством Монголии для работы по созданию памятника Д. Сухэ-Батора и проведения градостроительных работ в Улан-Баторе. Созданная им статуя генерала Д. Сухэ-Батора ныне хранится в Министерстве обороны Монголии. К.И. Померанцев внес большой вклад в развитие театрального искусства, градостроительства, организовывал уроки художественного творчества, читал лекции, занимался с молодыми одаренными художниками, среди которых ныне классики современной монгольской художественной культуры: Л. Гаваа, О. Цэвэгжав, Д. Чойдог, Н. Жамбаа, А. Гурсэд и другие. В своих воспоминаниях Л. Гаваа писал: «Учитель К.И. Померанцев посмотрел на рисунок, который я нарисовал, и сказал: "У вас есть талант, вы можете стать художником. В искусстве уроки рисования очень полезны. Художественные способности нужно развивать с юных лет". Тогда я решил — после окончания школы поеду в СССР учиться в Художественном университете. Если бы я не встретил своего учителя в детстве, я бы, наверное, занялся чем-то другим сегодня. Трудно выбрать жизненный путь, когда вы молоды, часто приходит

разочарование от препятствий, с которыми сталкиваются начинающие художники и сворачивают с выбранного пути» [3, с. 89].

Работы бурятского художника Ц.С. Сампилова, показанные на выставке 1938 года, продемонстрировали его художественное мастерство. Он долго работал в Монголии, создал серию работ и помог многим начинающим живописцам.

Благодаря деятельности российских художников был заложен фундамент профессионального образования. Николай Константинович Рерих (1874-1947), Цэрэжав Сампилович Сампилов (1893-1953), Николай Ильич Бельский (1886-1945), Константин Иннокентьевич Померанцев (18841945), Вера Ивановна Шаршун (1880-1964), Аркадий Петрович Строганов (1894-1971), Н. Бектеева (1888-1962) внесли большой вклад в развитие монгольского изобразительного искусства, значительно ускорив его развитие.

В период 1933-1940 гг. при клубе Комитета искусств, Управлении политического просвещения и Центре профессионального развития художников обучалось около 20 художников, в том числе У. Ядамсурен, Д. Манибадар, Н. Жамбаа, Д. Лувсан-жамц, Д. ДамдинсYрэн, Д. Дэлэгням, О. Цэвэгжав, Д. Чойдог, В. Одгийв, Л. Гаваа, Ю. Дорж и Н. Цултэм. Руководителем этих курсов был Н. Ёндонжамц, а занятия вели учителя из первой русской школы Н.И. Бельский и Казанцев (полное имя которого не сохранилось).

Второй этап культурной революции

Этот этап длился с 1940 по 1960 год. «Если мы хотим двигаться вперед, нам нужна настоящая революция в развитии нашей культуры и образования»,— было заявлено на X съезде МНРП, состоявшемся в 1940 году [5, с. 130]. В соответствии с политикой Монгольской народной партии в 1942 году был создан Союз монгольских художников, а в 1945 году — Школа изобразительных искусств. В итоге художники «Золотого поколения» совершили большой рывок, особенно в 1950-1960-х годах. Были созданы представительства объединений изобразительных искусств в каждом аймаке, что положило начало открытию филиалов Союза монгольских художников в сельской местности. В документах можно обнаружить интересные факты: каждому представительству выделялось по 10 больших листов бумаги, 5 цветных гуашевых красок, 2 коробки акварельных красок «Ленинград», 4 кисти, печать для работы.

В 1942 году Центральный комитет МНРП и Совет министров МНР издали постановление об обучении художников и руководителей художественных организаций страны. С марта 1943 г. Н. Бельский, У. Ядамсурэн и Д. Чойдог преподавали теорию и практику масляной живописи и историю

искусства на курсах изобразительных искусств. В профессиональном кружке художников и мастеров искусства преподавал Д. Манибадар; Д. Дам-динсурэн и Н. Лувсансандаг вели курсы в Государственной типографии; Жамба, Л. Гаваа, Н. Цултэм, Б. Гурдорж — в Государственном театре; Л. Дэлэгням, А. Гурсэд — в клубе военных; Г Одон — в Мин-сельхозе; Ц. Дорджпалам, Ю. Дорж — в средней школе № 1; Одгийв — в педагогическом училище; Б. Чогсом и Л. Махгал — в начальной средней школе. В 1945 году Н. Жамбаа под руководством Чоймбола основал отдел скульптуры с участием Д. Дамдьмаа, Ламы Данзана и Д. Шагдарсурэна. В 1946 году он начал работу по созданию большой конной статуи генерала Сухэ-Батора. В этой работе приняло участие большинство подготовленных скульпторов того времени.

24 мая 1955 года монгольские мастера и ремесленники реорганизовали Союз монгольских художников, провели свой первый съезд и утвердили устав. В 1965 году был построен выставочный зал Союза монгольских художников. Его открытие в 1966 году не только было важным шагом для просвещения населения, но и дало возможность союзу развить международные отношения, приглашать зарубежных художников и музеи с выставками. С этого времени здесь ежегодно проходит национальная выставка лучших работ монгольских художников года; выставки юных художников. Одним из ярких событий середины 1970-х годов была выставка выпускников Института им. И.Е. Репина. Сразу после окончания в 1977 году молодые художники До. Болд, Ё. Улзийхутаг, Я. Оюунчимэг, С. Элбэгдорж, Н. Санчир, Р. Энхтайван, Ц. Амгалан открыли совместную выставку, а впоследствии стали народными художниками, заслуженными деятелями искусства, лауреатами Государственной премии.

Правительство было главным покровителем искусства соцреализма. Примером этого может служить следующее свидетельство: «45 000 тугриков было потрачено на художественный конкурс, посвященный 30-летию Народной революции. Из 214 работ были выбраны "Портрет маршала" Д. Чойдога, "Народная армия в столице" О. Цэвэ-гжава, "Конный табун" Г Церендондога и "В горах Хубсугула" П. Балдандоржа» [6, с. 16]. Важное событие произошло в 1945 году: была создана средняя школа изобразительных искусств. В школе работали два класса живописи и скульптуры, а педагогами были известные мастера О. Цэвэгжав, У. Ядамсурен, Д. Чойдог, С. Рэнцэн и Ц. Бодисурэн. Б. Гомбосурэн, народный художник, лауреат Государственной премии, один из первых одиннадцати учеников школы, написал: «Хотя мы учились в тяжелые времена, всегда не хватало красок и кистей, но мы были очень горды и счастливы помогать

4. Ё. Улзийхутаг. Русский брат.

1977.

Холст, масло. 165,5 х 120,5. Монгольская национальная галерея современного искусства

в работе нашим учителям. Мастер Д. Чойдог был образцом для подражания, показывал своим примером, как преодолевать любые трудности, являл нам и лучшие качества художника. Каждый из нас хотел быть похожим на него» [6, с. 6].

В 1958 году в Национальном педагогическом колледже (известном сегодня как Национальный педагогический университет) было создано отделение изобразительных искусств. Там преподавали

советские специалисты, в том числе С.Ф. Марья-нов, А.П. Строганов, Б.М. Гончаров, М. Борисова, Я.Ш. Джамаил и Ю.В. Викторов, а также известные монгольские художники Г Одон, Л. Гаваа, Б. Чогсом, рядом работали Ц. Доржпалам, А. Даваацэрэн, С. Нацагдорж, Б. Балдан и Д. Сандагдорж.

В эти годы, на вершине развития социалистического реализма, были созданы выдающиеся произведения изобразительного искусства: «Старый партизан» Д. Чойдога (1943), «Чойбалсан, детство» Ц. Доржпалама (1949), «Бой жеребцов» О. Цэвэгжава (1954), «Первый съезд» (1967), «Декларация» (1967), «Степная семья» Н. Цултэма (1955), «Объединяющий призыв», «После работы» Г Одо-на (1954), «Дума» Б. Чогсома (1967), «Тайхар Чулуу»

(1964) С. Дондога; скульптуры «Д. Сухэ-Батор» (1947), «Неутомимый читатель» С. Дорджпалама

(1965); картины, выполненные в монгольском стиле: «Приветствие Ленину» А. Сэнгэцохио (1967), «Сказитель» (1958), «Смелые люди» (1965) и «Дружба» (1967) У. Ядамсурэна, «Революционный период» (1957) Б. Гомбосурэна, «Чойбалсан в детстве» (1949) Ц. Доржпалама и «Д. Сухэ-Батор» (1954) Д. Маниба-дара. Начали развиваться основные виды и жанры искусства — пейзаж, портрет, сюжетные композиции, бытовой жанр. Основными темами были герои революции, партийные лидеры, братство и дружба народов. Дети — важная тема в искусстве любого народа, и она стала одной из востребованных, что хорошо видно в картинах «Одноклассники» О. Мяг-мара (1950), «Славная мать» Д. Дуламжава (1958), «Сон» Д. Амгалана (1989), в скульптуре «Отцовская шапка» С. Дамдинжава (1959).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1950-х годах серьезное влияние на искусство оказывала традиционная монгольская живопись. Две стилистические линии находят свое проявление в работах У. Ядамсурэна «Стадо крупного рогатого скота» (1959) и Д. Дамдинсурэна «Караван верблюдов» (1954). В большом числе появляются работы в аппликации, вышивке, резьбе по дереву и кости. В конце 50-х годов активно начал развиваться и пейзаж. Одним из крупнейших мастеров в нем был Л. Гаваа, создавший монументальное полотно «Алтайские горы» в 1958 г. Он был на редкость одаренным художником и внес большой вклад в развитие сценографии, участвовал в съемках кино. Десятки произведений, созданных им, показывают, как он, хорошо знакомый с западноевропейской живописью, стремился обогатить стиль социалистического реализма достижениями импрессионизма. Его произведения составляют золотой фонд коллекции Национальной картинной галереи Монголии.

В 1956 году с выступления Н.С. Хрущева о культе личности начала меняться атмосфера социалистического общества. Эти процессы достигли Монголии, и в результате изменилось и многое

5. С. Чоймбол. Д. Сухэ-Батор.

1947. Гипс.

115 х 39 х 40. Монгольская национальная галерея современного искусства

6. Г. Одон. После работы.

1954.

Холст, масло. 160 х 200. Монгольская национальная галерея современного искусства

7. У. Ядамсурэн. Дружба.

1967.

Ткань, гуашь. 64 х 90. Монгольская национальная галерея современного искусства

8. У. Ядамсурэн. Смелые люди.

1965.

Ткань, гуашь. 64 х 116. Монгольская национальная галерея современного искусства

9. Б. Чогсом. Борцы.

1972.

Холст, масло. 96 х 311. Монгольская национальная галерея современного искусства

нч

в искусстве того времени. Преобладающими стали произведения, изображающие жизнь простых людей. В это время стало складываться новое стилистическое направление, получившее название «суровый стиль». Он из России очень скоро проник в Монголию; художники, работавшие в этом стиле, изображали обычную жизнь людей без украшений и пафоса. Колорит картин меняется, становится более сдержанным, выразительные средства — скупыми. Доминируют темы ежедневного упорного труда. Это нашло свое проявление в творчестве художников Ц. Будбазара «Рыбаки озера Цагаан-Нуур» (1961), Ц. Жамсрана «Фанерный завод» (1962).

В 1971 году Центральный комитет МНРП постановил выделить из школы музыки и танцев в качестве самостоятельной школу изобразительного искусства. Она превратилась в крупный центр

подготовки профессиональных художников с десятью классами, в том числе монгольской живописи, классической живописи, графики, декоративного искусства, кукольного искусства и городского дизайна.

О том, что монгольские художники достигли большого мастерства и пользовались авторитетом, говорят следующие факты: Г Цэрэндондог был членом жюри на Международном конкурсе реалистического искусства в Софии, Д. Амгалан входил в экспертный совет по конкурсу рекламы для «Олимпиады-80» в Москве, а Улзийхутаг был в отборочном комитете на Международном конкурсе молодых художников в г. Софии. Признание монгольских художников и их известность хорошо видна из следующего. В письме к ним, отправленном через российский журнал «Огонек»

10. Н.-О. Цултэм. Женщина с цветами.

1956.

Холст, масло. 120 х 80,5. Монгольская национальная галерея современного искусства

в 1969 году, известный американский художник Рокуэлл Кент писал: «Я был очень взволнован, увидев работы монгольских художников. Я считаю, что все формы искусства должны быть нацелены на достижение высокой цели более глубокого понимания жизни и пробуждения любви к жизни. Именно в этом монгольские художники проявили замечательные способности, прекрасно изобразив истинное счастье мира на своих картинах. Меня как американца, живущего в ином обществе, монгольское искусство глубоко тронуло и вдохновило. Как художник и как ценитель искусства утверждаю — монгольское искусство вернуло веру в жизнь и человечество. Я хочу выразить искреннюю благодарность монгольским художникам и поприветствовать с братской любовью и душевной привязанностью» [1, с. 25].

Основные достижения

Очень важен вопрос, которые задают многие западные искусствоведы: «Почему Монголия придерживается школы Российской академии художеств?». Как член Совета ELIA, я встречалась с директорами академий изобразительных искусств в США, России, Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона и всё более высоко оцениваю достижения российской академической школы искусства — в первую очередь в том, как здесь прививается гуманизм, стремление к высоким профессиональным качествам и трудолюбие будущих мастеров. Уже упомянутый Л. Гаваа окончил Академический институт им. И.Е. Репина в Ленинграде в 1952 году. С тех пор там получили образование более семидесяти монгольских художников и искусствоведов.

Так, мастерскую Е.Е. Моисеенко закончили С. Дон-дог (1967), Д. Мягмар (1976), Ё. Улзийхутаг (1977), С. Элбэгдорж (1977), Д. Пурэвдорж (1984); мастерскую И.А. Серебрянного — Г Баяр, Я. Туяа (1970); мастерскую А.А. Мыльникова — Я. Уржнээ (1969), Н. Санчир (1978); мастерскую Ю.М. Непринцева — Г Тумур (1971), Ч. Ичинноров (1976), Д. Энхтайван (1984), Г. Тумур-Очир (1985), Л. Ганболд (1989), Д. Энхболд (1992); мастерскую А.Д. Зайцева — До. Болд (1977), Р. Дуйнхоржав (1979), Т. Батаа (1982), П. Болдбаатар (1985); мастерскую В.М. Орешни-кова — Б. Пурэвсух (1977), О. Дамдиндорж (1980), Ц. Сухээ (1984), Ч. Хурэлбаатар (1987), С. Эрдэнэ (1997); мастерскую В.В. Соколова — Ж. Мунхдалай (1989), Ц. Эрдэнэцог (1989), Д. Болд (1992); мастерскую Б.С. Угарова — Ж. Сонсоглон (1992); мастерскую В.С. Песикова — Отгонтувдэн (2012).

Благодаря изучению академической традиции некоторые жанры изобразительного искусства, например монументальное искусство, достигли впечатляющих успехов. Хотелось бы отметить творчество народного художника Я. Уржинэ, который закончил в 1969 году творческую мастерскую А.А. Мыльникова. Воплотив свою идею дипломной работы, в 1971 году к 50-й годовщине Народной революции Монголии он создал шестидесятиметровую композицию мозаики комплекса Зайсан. Она по сей день считается одним из шедевров монументального искусства Монголии. На нижней части композиции написано «Здесь память о советских солдатах на небе с солнцем увенчана, а на земле с огнем соткана». В портретный жанр внесли вклад многие «репинцы», например Н. Санчир, Д. Мягмар, Ж. Мунхдалай. Эти художники не только достигли высокого уровня

11. Л. Гаваа. Алтайские горы.

1958.

Холст, масло. 199,3 х 393,5. Монгольская национальная галерея современного искусства

12. Ц. Будбазар. Рыбаки озера Цагаан-Нуур.

1961.

Холст и масло. 120 х 100. Монгольская национальная галерея современного искусства

F О R и М ^ Еи^а

№4 (23) 2021

живописной техники, но и продолжили традиции портретного искусства, начатого такими мастерами, как Рембрандт, Веласкес, Гойя. Портреты «Хубилай», «Угэдэй» Ж. Мунхдалая, написанные в 1993 году, соединяют элементы традиционной монгольской живописи и технические приемы Рембрандта. Что касается натюрморта, то особое место здесь занимает творчество художника Ц. Эрдэнэцо-га. После окончания института он стал преподавать в Монгольском педагогическом университете и написал несколько книг по живописи Монголии. Его натюрморты перекликаются с традициями французского импрессионизма и русской живописи.

В жанре скульптуры стоит обратить внимание на замечательные работы Л. Ганхуяга, лауреата Государственной премии Монголии, который, помимо прочего, обучает вольнослушателей реалистическому направлению скульптурного искусства. В 1995 году Л. Ганхуяг закончил творческую мастерскую С.А. Кубасова. Ему принадлежит многие скульптурные комплексы на территории Монголии, в том числе «Девушка с небесным конем» (2008), «Мать-волчица» (2008), «Улетевшая птица на заре» (2007).

В области искусствоведения первым кандидатом наук стал Л. Сономцэрэн. В 1987 году он издал работу «Проблемы теории и истории изобразительного искусства Монголии», в 1989 году — четыре монографии, результат многолетних фундаментальных исследований; в том числе в соавторстве с Л. Батчулууном была издана «Краткая история изобразительного искусства Монголии».

Н. Цултэм, Герой Труда Монголии, народный артист, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, в 1951 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова.

В 2012 году Академия изобразительных искусств Монголии открыла студию имени выдающегося художника Б. Пурэвсуха. Он был наследником академических традиций, учился в Институте им. И.Е. Репина. Его картины, такие как «Герои степи», «Дорогой борьбы», «Амарсанаа», «На пороге новой эпохи» и «Галтай Булнай», убедительно говорят о его вкладе в монгольское искусство.

В 2013 году Академия изобразительных искусств Монголии открыла очередной класс имени народного художника Д. Амгалана в связи с его 80-летием, который также обучался в Институте им. В.И. Сурикова. Графика и картины Д. Амгалана, в том числе ставшие хрестоматийными работы художника «В обход капитализма», «Здравствуй, мама», «В школе», «Мечта» и «Кочевье Жахан Шар-га», входят в фонд лучших произведений монгольского искусства.

В 2015 году, к 70-летию создания академии, была создана мастерская имени народного

художника Монголии, двукратного лауреата Государственной премии О. Цэвэгжава. Многие из его шедевров, в том числе «Схватка жеребцов» и «Укротитель лошадей», стали яркими примерами для молодых художников.

К 80-летию со дня рождения С. Дондога, заслуженного художника Монголии, была открыта очередная художественная мастерская его имени. О художнике говорят, что он «монгольский Моисеенко». Он внес большой вклад в развитие академических форм образования, и его подходы и методы в искусстве передают теперь его ученики, ныне преподаватели академии. Стоит назвать имена наиболее выдающихся мастеров современного изобразительного искусства, выпускников академических институтов: Ё. Улзийхутаг, Р. Энхтайван, Я. Оюнчимэг, Б. Пурэвсух, Ц. Амгалан, С. Элбэгдорж, До. Болд, З. Уянга, Ж. Мунхдалай, Ж. Сергей, Л. Ганболд, Ц. Эрдэнэцогт, Н. Цэнд-Очир в 1983 г., Н. Аргайсух, Д. Болд, О. Ядамсурэн, Д. Онингоо, Д. Энхболд, Ж. Сонсголон, Ц. Болд, С. Бадрал. Они с успехом проявили себя на родине и на мировой арене.

Заключение и выводы

Традиция русской академической школы успешно передается в Монголии из поколения в поколение. Связь с Российской академией художеств — это бесценное наследие нашей семидесятилетней истории монгольского искусства. Через приобщение к российской художественной школе монгольские художники восприняли основы реалистического искусства и, в частности, основы стиля социалистического реализма, который сохраняет и свою значимость, и свою популярность. Профессиональное сообщество и зрители всё яснее понимают, что академической подготовкой нельзя пренебречь, к ее основам необходимо возвращаться всегда. И хотя сегодня монгольские художники обучаются по всему миру, но необходимо помнить свои корни и придерживаться основ, заложенных в прошлом.

13 15

14

13. С. Дондог. Следы.

1968.

Холст, масло. 110 х 146,5. Монгольская национальная галерея современного искусства

14. Л. Эрлэнэбат, Л. Эрдэнэбилэг. Вечно помним гимн Победы - V.

1985.

Тушь, бумага. 78 х 77. Монгольская национальная галерея современного искусства

15. Б. Пурэвсух. Дорогой борьбы.

1984.

Холст, масло. 160 х 200. Монгольская национальная галерея современного искусства

16. Д. Амгалан. Мечта.

1981.

Холст, масло. 176 х 199. Монгольская национальная галерея современного искусства

17. Д. Амгалан. Кочевье Жахан Шарга.

1965.

Холст, масло. 70 х 189,6. Монгольская национальная галерея современного искусства

18. О. Цэвэгжав. Укротитель лошадей.

1963.

Холст, масло. 201 х 151. Монгольская национальная галерея современного искусства

Литература

1. От нашего друга из США (письмо Р. Кента) // Огонек. 1969. № 4. С. 25.

2. Шишин М.Ю. Основные факторы в развитии искусства Монголии в ХХ-ХХ1 веках // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 6. С. 207-211. DOI: https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.6.43

3. Батчулуун Л. Лувсангийн Гаваа. Улаанбаатар: [б. и.], 2014. 178 х.

4. Батчулуун Л. Марзан Шаравын туурвилзуй. Улаанбаатар хот: Соёмбо Принтинг, 2009. 340 х.

5. Монгол Ардын Намын тYYхэн он тоолол. Улаанбаатар: [б. и.], 2021. 130 х.

6. Энхжин Ц. Монголын урчуудын эвлэл 70 жил. Улаанбаатар: Менхийн Усэг, 2012. 180 х.

References

сч о сч

сч oö

1. Ot nashego druga iz SShA (pis'mo R. Kenta) [From our friend from the USA (letter from R. Kent)]. Ogonek, 1969, No. 4, p. 25. (In Russian).

2. Shishin M.Yu. Osnovnyye faktory v razvitii iskusstva Mongolii v XX-XXI vekakh [Basic factors of the Mongolian art development

in the XX-XXI centuries]. Manuskript, 2019,vol. 12, No. 6, pp. 207-211. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.43 (In Russian).

3. Batchuluun L. Luvsangiin Gavaa [L. Gavaa]. Ulaanbaatar, S. n., 2014. 178 p. (In Mongolian).

4. Batchuluun L. Marzan Sharavyn tuurvilzui [Marzan Sharav's work]. Ulaanbaatar, Soyombo Printing, 2009. 340 p. (In Mongolian).

5. Mongol Ardyn Namyn tyykhen he toolol [Historical Chronicle of the Mongolian People's Party]. Ulaanbaatar, S. n., 2021. 130 p. (In Mongolian).

6. Enkhjin Ts. Mongolyn urchuudyn evlel 70 jil [Mongolian Craftsmen's Union is 70 years old]. Ulaanbaatar, Munkhiin Useg, 2012. 180 p. (In Mongolian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Доржсурэн Уранчимэг — PhD (искусствоведение), профессор, ректор, Художественная академия Монголии, г. Улан-Батор, Монголия. Член правления Европейской лиги институтов искусств (ELIA), uranchimeg_fineart@yahoo. com

Ян Гоу Чин — аспирант, Монгольский национальный университет культуры и искусства, г. Улан-Батор, Монголия. Инженер-конструктор декорации, художник, компания «Монкма», городской округ Улан-Хад, автономный район Внутренняя Монголия, Китайская Народная Республика, 781299609@qq.com

ABOUT AUTHORS:

Dorjsuren Uranchimeg — PhD in Arts, Professor, Rector, the Academy of Fine Arts of Mongolia, Ulaanbaatar,

Mongolia. Member of the Board of the European League of Institutes of the Arts (ELIA),

cP

g uranchimeg_fineart@yahoo.com

0 <

s Yang Guoqing — the graduate student, the Mongolian State University of Arts and Culture, Ulaanbaatar, Mongolia.

^ The Set Design Engineer, Artist, Monkma Company, Ulan-Khad Urban District, People's Republic of China,

1 781299609@qq.com

VQ >

IZ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

03 iK I

s CP

n

Для цитирования

For citation:

Уранчимэг Д., Ян Гоу Чин. Становление искусства соцреализма в Монголии: основные этапы, роль российской художественной школы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 170-187. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.013. URL: https://eurasia-art. ru/index.php/art/article/view/811

Uranchimeg D., Yang Guoqing. The formation of the art of socialistic realism in Mongolia: the main stages, the role of the Russian art school.

Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 4 (23), pp. 170-187. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.013.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/811 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.