Научная статья на тему 'Становление института русских и французских фамилий: история и сравнение'

Становление института русских и французских фамилий: история и сравнение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1412
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ / РУССКИЕ / ФРАНЦУЗСКИЕ / ОRIGIN OF SURNAMES / ANTHROPONOMY / RUSSIAN / FRENCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ярмухаметова Александра Робертовна

В статье рассматривается история становления фамилий как антропонимической категории во Франции и России с начала письменности;раскрываются основные объекты и источники, давшие начала первейшим фамилиям, проводится сопоставительный анализ происхождения различных групп русских и французских фамилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation

In article the history of formation of surnames as anthroponomical categories in France and Russia from the writing beginning is considered; the basic objects and the sources which have given the beginnings to the first surnames reveal, to be carried out the comparative analysis of an origin of various groups of Russian and French surnames.

Текст научной работы на тему «Становление института русских и французских фамилий: история и сравнение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 153-155.

А. Р. Ярмухаметова

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА РУССКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ФАМИЛИЙ:

ИСТОРИЯ И СРАВНЕНИЕ

В статье рассматривается история становления фамилий как антропонимической категории во Франции и России с начала письменности; раскрываются основные объекты и источники, давшие начала первейшим фамилиям, проводится сопоставительный анализ происхождения различных групп русских и французских фамилий.

Ключевые слова: антропоним, происхождение фамилий, русские, французские.

Известно, что впервые упоминания о русских фамилиях встречаются в старинных документах, датируемых XV веком, а тенденции к их образованию появились с самого начала письменной истории Руси.

Первыми на Руси, как отмечает М. В. Горбаневский, фамилии приобрели жители Великого Новгорода, которые, вероятно, переняли этот обычай из Великого княжества Литовского1.

В новгородских летописях упоминается множество фамилий-прозвищ уже в XIII веке. В 1240 году среди павших в Невской битве новгородцев летописец называет такие имена: «Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь». В записи за 1268 год фигурируют имена «убиша посадника Михаила и Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича < ... > и много добрыхъ бояръ». В 1270 году - «Гаврило Кыяниновъ и инии приятели его». В записях от 1311 года говорится, что был убит «Костянтинъ, Ильинъ сын Станимировича»; в 1315 году князь Михаил Тверской требует у новгородцев выдать ему «Федора Жревьского»; в 1361 году был убит «Данилъко Писцевъ» и пр.2

В повседневную жизнь России слово фамилия вошло указами Петра I. Как элемент именования фамилии существовали и раньше, но назывались они прозвания или прозвища, иногда назвище. В царских указах о переписи населения уточнялось, что всех жителей следует записывать «по именам с отцы и с прозвищи», т. е. по имени, отчеству и фамилии3.

Как и все новое, фамилия сначала была привилегией сословной верхушки. Многие княжеские (а впоследствии и боярские) фамилии достаточно прозрачно указывали на те земли, которыми владели их носители (Шуйский - по реке и городу Шуи, Вяземский - река Вязьма, Елецкий - город Елецк, Звенигородский -

Звенигород, Коломенский - Коломна и др.). Такие фамилии были образованы по общеславянской модели с суффиксом -ск.

Итак, хронологически первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре (примерно XIV-XV века): Вяземский, Елецкий, Шуйский.

Позже формируются фамилии московских удельных князей и дворян (XVI-XVШ века), среди которых немалую долю составляют имена восточного происхождения, ведь многие дворяне прибывали на службу к московскому государю из чужих земель: Кантемир (А. Д. Кантемир - один из основоположников русского классицизма) от тюркского Хан Темир (темир - железо, т. е. железный хан), Ханыков из адыгейского Каныко (кан - воспитатель, учитель, ко - сын, т. е. сын учителя), Куракин - от прозвища Курака (от тюркского курок - сухой, тощий) и т. д. Примерно в это же время появляются дворянские фамилии типа Дурново, Мертвого, Чернаго, Хитрово (XVП-XVШ века). Они были образованы от русских слов, нередко имеющих неблаговидный смысл (например: Плохово, Недоброво). Чтобы отличить их от созвучных имен нарицательных, ударение в фамилиях на -ово ставили на последний слог: Благово, Сухово, а в фамилиях на -его / аго - на предпоследний: Бураго, Паренаго, Рыжаго4.

Следующая по хронологии категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям (XVII-XIX века). Как и княжеские фамилии, они отражали географические названия, но не как земли, бывшие в их владении, а место рождения: Астраханцев, Брянцев, Вологжанинов, Смолянинов, Москвичев и др.

Суффиксы подобных фамилий другие, чем в фамилиях князей. По ним можно легко узнать жителей определенных мест: астраханец

- житель Астрахани, веневитин - Венёва, во-

логжанин - Вологды, ростовец - Ростова.

В XIX веке складываются фамилии русского духовенства. Среди них много образованных искусственно от разных слов русского, церковнославянского, греческого, латинского и прочих языков.

Большую группу составляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Богоявленский (Богоявление),

Успенский Успение), Рождественский (Рождество). Некоторые фамилии были образованы из русских путем перевода основы фамилии на латинский язык с присоединением к латинской основе суффикса -ов или -ск и окончания -ий: Бобров - Касторский, Гусев - Ансеров, Орлов - Аквилев, Скворцов -Стурницкий, Песков - Аренов и Аренский.

Остановимся теперь на фамилиях простых людей - крестьян. В XVII-первой половине XVIII века у большинства из них фамилий не было. Из архивных документов видно, что, называя друг друга, наши предки использовали прозвища и отчества. Вот несколько примеров из письменных памятников: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик» (1568); «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан» (1590); «Губа Микифоров сын Кривые щеки, землевладелец» (1495); «Васка Сапожник» (1671); «Ефимко Воробей, крестьянин» (1495) и т. д.5 Из этих отчеств и прозвищ впоследствии образовывались фамилии, переходящие от поколения к поколению в каждой семье, например: Воробьев, Жданов, Кривощеков, Меншиков, Микитин, Микифоров, Никитин, Никифоров, Сапожников и др. Интересен тот факт, что фамилия крестьянина не была наследной, она жила лишь в продолжение одной жизни. Например, если в семье Никиты родился Петр, то во всех метрических записях он именовался Петр Никитин, а когда у Петра родился Ефим, то стал новорожденный Ефим Петров, а не Никитин.

Фамилии образовывались и от прозвищ, которые давали людям их родственники, те, с кем они вместе трудились и жили. Причем прозвища, как правило, отражали какие-то характерные черты человека.

Предположим, жил когда-то человек с белыми (черными) волосами. Соседи дали ему прозвище Беляк (Черныш), а детей этого человека стали называть Беляковы (Чернышевы). Постепенно сформировалась фамилия Беляков / Чернышев, которая стала передаваться по наследству. Другой человек за свое

пристрастие к болтовне (устаревшее «болтать»

- верещать) мог носить прозвище Верещага, детей его называли Верещагины. Сосед у него был молчаливым и носил прозвище Молчан, от которого пошла фамилия Молчановы.

В фамилиях также отражались профессии и кустарные производства: Бочаровы и Бочкаревы, Гончаровы, Кузнецовы, Мельниковы. О бедности и тяжелой доле говорят фамилии: Бездомников, Корочкин,

Объедкин, Невзгодов, Нуждин, Подвальный, Семигорелов, Худокормов и др.

Первая перепись России 1897 года показала, что фамилий не было практически у 75% населения6. Окончательно у всего населения фамилии появились только в 1930-е годы - в СССР в эпоху всеобщей паспортизации.

Таковы самые основные вехи в истории возникновения русских фамилий. Обратимся теперь к становлению института фамилий во Франции.

Происхождение французских фамилий относится ориентировочно к X-XI векам. Изначально это были прозвища и клички, которые становились спутниками личных имен, отражая внешность, род занятий или происхождение их носителей. Вот некоторые примеры из переписи парижан 1267 года: Aalis la rousse (Аализ рыжая), Fabien le cousturier (Фабьен портной), Marie la noire (Мари черная)1.

Многие французские фамилии (noms de famille), существующие сейчас, были распространены и в Средневековье. В основном это фамилии латинского происхождения, обозначающие ремесло или профессию, на которую указывал обычно суффикс -ier: Boulangier (Boulanger) - булочник, Bouchier - мясник, торговец мясом, Charpentier - плотник (старо-франц. Chapius), Charretier - возчик (старо-франц. Charton), Charbonier - угольщик, Gatellier - торговец пирожками, Mercier - галантерейщик и т. д. Примерно с XIII века они стали передаваться по наследству.

Как и во многих других языках, во французском языке форма фамилии определяла отношения родства. Они могли быть выражены с помощью галльского суффикса -enos (Toutissienos - fils de Toutissa / сын Тутисса) и романского суффикса -escu (заимствован из греческого) (Basilescu - fils de Basile / сын Базиля)1.

Нередко человек именовался по названию места рождения местности, провинции или по родовому имению. Например, латинская фа-

милия Varius соответствует названию южной местности Verac, Sidonius - т. е. из Сидона. Жители, населяющие Menard, называются La Menardiere; часто фамилия определяла назначение или качество жилища: Borde - Laborde (сельский дом), Maisonneuve, Caseneuve (новый дом), Bordenave (новая ферма на юге), Dupont (du pont - живущий около моста), Dubois - du bois (из леса).

Некоторые фамилии образовывались от прозвищ: Leblond (блондин) от blond, Lebrun (брюнет) от brun, Leroux от roux (рыжий), Legros от gros (полный), Moreau (вороной, черный). Подобные фамилии подчеркивают некоторые физические качества человека (цвет волос, телосложение и прочие особенности внешности). Некоторые фамилии отражают происхождение, например, Le Belge - человек бельгийского происхождения.

В качестве фамильных имен могли также выступать названия животных - Leloup от loup (волк); фамилии могли говорить о чертах характера, психологических особенностях человека: Jeanrenaud (renaud - хитрый), Malpropre (нечистоплотный), Peusociable ( необщительный), Jeanpierre, Robespierre (pierre - камень, т. е. о человеке с твердым характером)8.

Официально королевский указ закрепил за каждым жителем Франции его семейное именование - фамилию в 1539 году. Под ней отныне и навсегда француз и его потомки должны были записываться в церковно-приходских книгах. Менять фамилию по своему желанию было запрещено, даже если она была неблагозвучной. В исключительных случаях французам разрешили менять фамилию только при Наполеоне - 1 апреля 1803 года.

Наследование фамилии со стороны отца возникло впервые в провинции Прованс в XIII веке в городских семьях. При крещении ребенок получал личное имя, сопровождаемое именем отца: Jean, fils Jaquot, что сокращалось в Jean Jaquot, где Jaquot было фамилией. Фамилия ребёнка практически всегда наследовалась от отца, а в случае, если сам отец был неизвестен, она наследовалась от матери, которая, будучи одинокой или оставшись вдовой, становилась во главе семьи.

Сравнительный анализ происхождения русских и французских фамилий показал следующие общие источники:

1) имена предка (Матвеев, Петров // Jean, fils Jaquo t- Jean Jaquot);

2) место или прозвище по местности (Задорожный, Заречный //Dupont, Dubois);

3) названия города или местности, из которой происходил человек (Астраханцев, Москвитин, Тверитин // Sidonius - т. е. из Сидона, Varius- из местности Верак);

4) профессия (Сапожников, Лаптев, Приказчиков, Бондарь // Charbonier, Forestier, Gatellier, Mercier);

5) прозвища (Беляков, Чернышев, Сутулов // Leblond, Lebrun, Moreau, Leroux);

6) черты характера, психологические особенности человека (Молчанов, Верещагин, Хитров // Malpropre, Jeanpierre, Jeanrenaud).

В русском языке отличительной чертой является возможность образования фамилии от отчеств, а также фамилии, данные бывшим крепостным крестьянам от фамилии их прежних владельцев. Уникальным явлением можно считать французские фамилии, происходящие от имени матери, когда женщина, оставшись вдовой, становилась во главе семьи: Brune, Bellemere, le fils Rose, или le fils a la Rose, или просто Rose, или a la Rose, даже Larose. На Руси же женщина всегда носила фамилию мужа и не могла своим именем положить начало новому роду, новой фамилии.

Примечания

1 См.: Горбаневский, М. В. В мире имен и названий. 2 изд., перераб. и доп. М. : Знание, 1987. 208 с.

2 Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 72-83.

3 См.: Ведина, Т. Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. М. : АСТ, 2008.

4 См.: Унбегаун, Б.-О. Русские фамилии : пер. с англ. / общ. ред. Б. А. Успенского. М. : Прогресс, 1995.

5 См.: Суперанская, А. В. Современные русские фамилии / А. В. Суперанская, А. В. Суслова. М. : Наука, 1981. 176 с.

6 См.: Литвак, К. Б. Перепись населения 1897 года о крестьянстве России : источниковедческий аспект // История СССР. 1990. № 1.

1 См.: Тюкалова, Н. Е. Имя собственное во французском языке : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. С. 124.

8 Morlet, M.-T. Dictionnaire des noms de famille. Paris, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.