Научная статья на тему 'Становление института принудительного исполнения'

Становление института принудительного исполнения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3468
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ / ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОРГАНЫ ИСПОЛНЕНИЯ / BAILIFF / BAILIFFS’ INSTITUTION / ENFORCEMENT / ENFORCEMENT PROCEDURE / ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семагина О. С.

В статье последовательно раскрываются исторические этапы и особенности формирования института принудительного исполнения, составляющего основное содержание деятельности судебных приставов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the historical stages and specific features of forming the institution of enforcement, which is the main content of bailiffs’ activities in Russia.

Текст научной работы на тему «Становление института принудительного исполнения»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 93 № 3 (6) / 2015, с. 123-127

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

О. С. Семагина

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье последовательно раскрываются исторические этапы и особенности формирования института принудительного исполнения, составляющего основное содержание деятельности судебных приставов в России.

Ключевые слова: судебный пристав, институт судебных приставов, принудительное исполнение, исполнительное производство, органы исполнения.

FORMING THE INSTITUTION OF ENFORCEMENT

O. Semagina

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

The article reveals the historical stages and specific features of forming the institution of enforcement, which

is the main content of bailiffs' activities in Russia.

Keywords: bailiff, bailiffs’ institution, enforcement, enforcement procedure, enforcement agencies.

Институт судебных приставов в России имеет многовековую историю, и на всех ее этапах смысл и содержание деятельности судебных приставов заключался в принудительном исполнении предусмотренных законом юрисдикционных актов и восстановлении прав и интересов взыскателя (граждан, юридических лиц, государства) в форме исполнительного производства и иных формах [5]. Менялись задачи деятельности института судебных приставов, формы исполнения, а цели оставались прежними.

В Древней Руси при княжеском суде имелись люди, в обязанности которых входило в том числе исполнение постановлений князя - детские, емцы, мечники, ябетники.

Впервые в России о приставах как об органах исполнения решений судов упоминается в договоре Великого Новгорода с великим князем Ярославом Ярославичем (брат Александра Невского) 1270 г. [2, с. 117].

Судебные приставы Великого Новгорода исполняли судебные решения, ловили должников по требованиям взыскателей и обеспечивали явку вызываемых в суд.

Институт исполнения правоприменительных решений сформировался к концу XIV века - с принятием Псковской судной

грамоты. Решения князя и его окружения исполняли подвойские приставы и княжеские слуги.

Круг обязанностей пристава определялся тем, что административная власть не была отделена от судебной, не было разделения процесса на гражданский и уголовный. Кроме того, не выделялись такие стадии процесса, как предварительное следствие и судебное разбирательство.

Пристав участвовал в проведении следственных действий (например, обыска у лица, подозреваемого в краже), он извещал ответчика о суде.

Чтобы обеспечить явку ответчика в суд, он мог, в случае уклонения ответчика, принудительно доставить его, даже в оковах. В случае необходимости пристав мог до решения суда изъять спорное имущество и передать его на сохранение незаинтересованному лицу либо оставить у себя. Приставы исполняли решения суда об изъятии имущества и возмещении имущественного вреда. При необходимости они осуществляли продажу имущества с торгов.

В Судебнике 1497 г. пристав упоминается уже как один из лиц судебного ведомства в суде великого князя московского. В судах

О. С. СЕМАГИНА

123

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

наместников были приставы, в обязанности которых входили доставка вызывных грамот ответчикам, привод ответчиков в суд в назначенные дни. Пристава посылали и для розыска беглых крестьян.

Подробнее упоминается о приставах в Судебнике 1550 г., в нем говорится о том, что пристав должен иметь поручителя, который несет ответственность за причиненный приставом ущерб. Функции пристава были аналогичны тем, которые были закреплены в Судебнике 1497 г.

Исполнительное производство (если его можно было так назвать) в XVI веке было жестоким: пристав мог беспрепятственно входить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, а также осуществлять розыск вора, арест должника и вора. При воспрепятствовании действиям пристава со стороны вора, должника либо его родственников тот имел право применять меры физического принуждения вплоть до лишения жизни.

Процесс унификации института судебных исполнителей и исполнительного производства завершился после централизации русских земель. В XVII веке устанавливается порядок, при котором приставы действовали при приказах - центральных органах управления и суда [1, с. 20].

В Соборном уложении 1649 г. пристав упоминается чаще: он доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет принудительный привод ответчика. Пристав - должностное лицо приказа, он участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых. На пристава возлагались обязанности сторожить преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные преступлением. В случае бегства грабителя, имущественная ответственность возлагалась на пристава, который не обеспечил охрану задержанного.

В начале XVIII века должность пристава была упразднена, и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции. 12 декабря 1717 года Указом Петра I № 255 была образована Юстиц-коллегия, а в ее составе Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц России [3]. Его служащие носили форму гражданского образца, но она должна была быть «строгого содержания».

Ориентированные на европейский опыт, реформы Петра I привели к упразднению института приставов при суде. Более внимательная к русским традициям Екатерина II во второй половине XVIII века воссоздала долж-

ности приставов, однако их компетенция была пересмотрена по сравнению с традиционной, главное место отводилось поддержанию общественного порядка, обеспечению исполнения правительственных указаний, и сами приставы вошли в состав полицейского ведомства, что в конечном счете себя не оправдало.

Система исполнения судебных решений сформировалась как звено государственной правоприменительной системы, как государственное ведомство, и в петровское время вошла в структуру центральных органов юстиции. Однако только во второй половине XIX века появляются документы, определяющие правовой статус приставов как государственных служащих.

Институт судебных приставов был создан в ходе судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II, и благополучно просуществовал до 1917 года, доказав собственную полезность.

В результате реформы судоустройство и судопроизводство в России изменились коренным образом. Судебные органы отделялись от административных и законодательных, создавались институты суда присяжных и адвокатуры, вводились гласность и состязательность. Составной частью реформы стало преобразование прокурорского надзора.

Важное значение имеет Закон «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу» (1864 г.) - первый закон, регламентирующий исполнительную деятельность.

В обязанности судебных приставов входило исполнение судебных решений.

После принятия присяги на судебного пристава возлагался особый высеребренный знак. После вручения знака судебному приставу выдавалось свидетельство о вступлении его в должность с указанием назначенного ему места жительства [4, с. 268]. Для всеобщего сведения публиковалась информация о назначении на должность судебного пристава.

Назовем лишь некоторые обязанности судебных приставов того времени:

доставка повесток, вызовов и других сообщений истцу и ответчику, свидетелям, должникам, взыскателям и другим лицам от судебных мест, от самих судебных приставов;

опись движимого имущества, имения или земельного участка;

производство имущественного торга недвижимого имущества;

личное задержание должника и отправление его в место заключения;

124

О. С. СЕМАГИНА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ввод во владение;

выдача должнику, взыскателю, хранителю арестованного имущества, смотрителю места заключения должников или кому-нибудь другому выписок или копий с журнала или описи имущества, или удостоверения о посылке должнику повестки об исполнении;

сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда;

допуск публики на судебное заседание по билетам (количество определялось председателем суда);

содержание учетных книг с записями о каждом поручении, об исполнении судебных действий и других налагаемых на них обязанностей.

Денежное довольствие судебного пристава складывалось из двух выплат: 1) оклада -ежегодного содержания в рублях (серебром чистого жалованья 300 рублей), а также выплат на питание - 150 рублей, на оплату жилья - 150 рублей; 2) денежного вознаграждения по временной таксе. Например, за опись имения или земельного участка судебный пристав получал 2,5 рубля, если цена имения не превышала 500 рублей; 5 рублей, если цена не превышала 1000 рублей; 6 рублей соответственно за имение ценой до 2000 рублей и 9 рублей за имение, стоящее не более 5000 рублей [1, с. 21-22].

Введенные в действие 20 ноября 1864 г. судебные уставы, в том числе Устав гражданского судопроизводства, предусматривали такую меру принудительного исполнения, как личное задержание недобросовестного должника. Личное задержание представляло собой арест и направление в места заключения должника, уклоняющегося от исполнения своего обязательства.

Как видно из правил применения этой меры, она была фактором морального воздействия.

Учитывая, что личное задержание исключало применение каких бы то ни было иных мер принудительного исполнения, а по окончании сроков заключения должник считался свободным от долга, по которому был лишен свободы, можно сделать вывод о том, что заинтересованность взыскателя в личном задержании должника не была высокой, применение этой меры не было широко распространено. Личное задержание в российском праве рассматривалось однозначно как мера принуждения, а не наказания.

После событий 1917 г. Служба судебных приставов была ликвидирована и ее функции в усеченном виде перешли к судебным исполнителям, введенным в штат судов.

В советское время в связи с тотальным огосударствлением собственности роль приставов (судебных исполнителей) была значительно принижена и заключалась в основном в исполнении судебных решений, решений товарищеских судов, комиссий по трудовым спорам, профкомов, административных органов, исполкомов Советов народных депутатов и некоторых других органов в отношении физических лиц.

Ситуация начала резко меняться в конце 1980-х годов с началом «перестройки», когда в стране начался новый этап экономического развития. Стало развиваться кооперативное движение, появился слой частных предпринимателей.

В начале 1990-х годов вместе со сменой политического режима и системы руководства в стране начался целенаправленный процесс разгосударствления собственности: на смену безраздельному господству и диктату государства, плановым началам во всех отраслях экономики пришло все многообразие форм собственности с отдачей предпочтения частной инициативе и предпринимательству, конкуренции, рынку.

С этого времени начался продолжающийся и по настоящее время процесс правовых реформ, ибо нормы права, утвердившие одну политическую систему и экономику, не только не способствовали, но и противодействовали развитию иной системы и иных экономических отношений.

В 90-е годы была разработана и принята Конституция Российской Федерации. Подготовлен новый Гражданский кодекс Российской Федерации, ставший правовой основой для развития новых экономических отношений и деятельности хозяйствующих субъектов в современной России. Введены в действие новые Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс законов о труде, Земельный кодекс Российской Федерации. Разрабатываются и принимаются иные законы, регулирующие развитие общества, государства и его институтов, экономики. Однако правовое регулирование происходящих в стране процессов далеко от завершения.

Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 2 октября 2007 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», положили начало новому этапу развития института судебных приставов, а именно изменили его организационные начала. Служба судебных приставов перешла

О. С. СЕМАГИНА

125

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

из судебной системы в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» - важнейшая часть правовой реформы, реформы исполнительного производства. Необходимо отметить, что государство впервые после 1917 года посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов. До принятия этих нормативных правовых актов судебные исполнители в своей работе руководствовались инструкциями об исполнительном производстве, утверждаемыми Министерством юстиции. Последняя была утверждена в ноябре 1985 года.

С принятием указанных федеральных законов были решены многие вопросы исполнительного производства, прежде всего:

создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов;

законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства;

созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня;

усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве;

обеспечен действенный контроль (внутриведомственный, судебный, прокурорский) за действиями судебных приставов-исполнителей.

Основными задачами исполнительного производства на этом этапе, в соответствии с принятыми законами, становятся: своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В 2004 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» сложившаяся система органов исполнительной власти была реформи-

рована. Создан новый федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба судебных приставов, к компетенции которой перешли функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» установлена предельная численность ФССП России в количестве 45-46 единиц. В субъектах Российской Федерации созданы территориальные органы ФССП России в составе 20 главных управлений, 62 управлений, 7 отделов; образовано 2502 структурных подразделения.

Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 108 «О внесении изменений в Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», установлена новая предельная штатная численность работников территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в количестве 64 731 единицы.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не меняет действовавшую систему исполнительного производства, имеет стройную систематизированную структуру, значительно расширил полномочия судебных приставов и направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.

Новеллами Федерального закона закреплены задачи и принципы исполнительного производства, отражены правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека. Более подробно, чем прежде, регламентируются вопросы реализации имущества и его оценки, сроков, извещений и вызовов по исполнительному производству, уточнены требования к исполнительным документам и их перечень, а также составы административных правонарушений, связанных с исполнительным производством.

На сегодняшний день при Министерстве юстиции Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации, который по смыслу инициаторов должен поставить точку в споре о месте и роли исполнительного производства в судебной и правовой системе России.

126

О. С. СЕМАГИНА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Примечания

1. Александров А. А. Организация и правовые основы функционирования территориального органа Федеральной Службы судебных приставов : дис. ... канд. юрид. наук. - Псков, 2011. - 206 с.

2. Бессарабов В. Г., Тройно П. С. Основы развития института судебных приставов и исполнительного производства в России // Политика и право. - 2004. - № 10(58). - С. 117-124.

3. Из истории службы судебных приставов. - http://www.vechorka.ru

4. Мельник Г. К., Можейко И. В. Должностные знаки Российской империи. - М., 1993. - 289 с.

5. Формирование института судебных приставов в России в XIII-XIX вв. - http://www.nauka-shop.com

СЕМАГИНА Ольга Сергеевна,

магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: pspo.sdiu@mail.ru

SEMAGINA Olga,

applicant for a Master’s Degree, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University).

E-mail: pspo.sdiu@mail.ru

О. С. СЕМАГИНА

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.