Научная статья на тему 'Становление института приемной семьи в отечественной и европейской социальной практике'

Становление института приемной семьи в отечественной и европейской социальной практике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1529
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / РОССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

В статье рассматриваются модели организации приемной семьи в странах Западной и восточной европы и россии; анализируется процедура набора, профессиональной подготовки и лицензирования кандидатов в приемные родители на основе сравнительного анализа; изучаются основные виды социальных услуг, предоставляемых приемным семьям в отечественной и европейской социальной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FOSTER CARE FUNCTIONING IN RUSSIAN AND EUROPEAN SOCIAL PRACTICE

The article dwells to the models of foster care organization in Western and Eastern Europe and Russia. The article analyses the recruitment procedure, training and licensing of prospective foster parents, based on the comparative analysis, discusses the main types of social services provided to foster families in Russian and European social practice.

Текст научной работы на тему «Становление института приемной семьи в отечественной и европейской социальной практике»

социология

удк 364.24

становление института приемной семьи в отечественной и европейской социальной практике

о. В. Бессчетнова

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: sharon_oksana@ramler.ru

в статье рассматриваются модели организации приемной семьи в странах Западной и восточной Европы и россии; анализируется процедура набора, профессиональной подготовки и лицензирования кандидатов в приемные родители на основе сравнительного анализа; изучаются основные виды социальных услуг, предоставляемых приемным семьям в отечественной и европейской социальной практике.

Ключевые слова: приемная семья, дети, оставшиеся без попечения родителей, восточная и Западная европа, россия, профессиональная подготовка.

Features of Foster Care Functioning in Russian and European social Practice

o. V. Besschetnova

The article dwells to the models of foster care organization in Western and Eastern Europe and Russia. The article analyses the recruitment procedure, training and licensing of prospective foster parents, based on the comparative analysis, discusses the main types of social services provided to foster families in Russian and European social practice.

Key words: foster care, children left without parental care, Western and Eastern Europe, Russia, professional training.

В настоящее время увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является общемировой тенденцией. Об этом свидетельствуют как официальные данные национальных мониторингов, так и результаты исследований отдельных ученых.

По официальным данным, в Австралии в 2012 г. были зарегистрированы 39621 ребенок-сирота и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие вне своей биологической семьи. По сравнению с 2011 г. этот показатель увеличился на 5,24% (37648)1. Количество сирот в Англии в 2009 г. составляло 60 900 человек, что на 25% больше, чем в 1995 г. За тот же период в Шотландии количество сирот достигло 15 288, а в Уэльсе 4941, что на 50% выше данных 1997 г.2 В 2010 г. в США насчитывалось 463 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время идет тенденция к снижению числа детей, передаваемых в приемные семьи (523 000 в 2002 г., 463 000 в 2008 г.) в связи с улучшением качества социального обслуживания семей, находящихся в социально-опасном положении, и в целом семей группы риска3.

В России в настоящее время насчитывается около четырех миллионов беспризорных детей, 760 000 детей-сирот, 95% из которых -социальные сироты. Согласно статистике Министерства образования и науки РФ, из 100 000 ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения4.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников

и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития5.

Как правило, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изымают из неблагополучных семей в результате алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей, что, несомненно, приводит к формированию негативных черт личности детей, смещению ценностных ориентаций, искажению представлений о социально одобряемом, морально-нравственном поведении6. «Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ»7.

В Европе и США большинство сирот, изъятых из кровной семьи, помещают в фостерные (приемные) семьи, реже в систему институционального воспитания. По статистике, чем дольше ребенок остается вне дома, тем сильнее он испытывает негативное влияние на свое физическое и психоэмоциональное развитие, тем более длительным будет период его реабилитации. Исследования, проведенные зарубежными учеными в Южной Австралии, выявили, что 20% приемных детей имели опыт проживания в 3-5 приемных семьях, 18% сирот сменили 6-9 мест, 24% - 10 и более семей после изъятия их у биологических родителей8. Средняя продолжительность пребывания ребенка в приемной семье в США за последние годы снизилась с 20,5 месяца в 1998 г. до 15,8 месяца в 2008 г.9

В России, к сожалению, система институционального воспитания продолжает оставаться одной из основополагающих форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нашей стране действуют 422 дома ребенка для 35 тысяч детей, 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей10.

В европейских странах институт приемной семьи формировался в течение длительного времени, продолжая совершенствоваться и сегодня. В 2011 г. на территории стран Западной и Восточной Европы было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 12 стран - Австрия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Нидерланды, Польша, Сербия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Шотландия. Исследование осуществлялось методом экспертного опроса, в котором участвовали представители различных министерств и ведомств, непосредственно работающие с приемной семьей. Анкета состояла из 11 вопросов открытого типа11.

Анализ показал, что в настоящее время в Европе существуют следующие типы приемной семьи: 1) приемные семьи, состоящие в родстве с ребенком (так называемая родственная забота), т. е. уход и воспитание ребенка, оставшегося без

попечения родителей, осуществляют бабушки/ дедушки, совершеннолетние дееспособные братья/сестры и другие родственники, знакомые, крестные, люди, которые известны ребенку; 2) традиционные приемные семьи, обеспечивающие содержание и воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, с нормальным психосоциальным развитием; 3) специализированные (терапевтические) приемные семьи, прошедшие специальную подготовку и способные осуществлять уход за детьми с серьезными эмоциональными, умственными или физическими отклонениями в развитии, а также с нарушениями поведения; 4) профессиональные приемные семьи, которые обладают знаниями и компетенциями в таких областях, как социальная работа, социальная педагогика, психология, медицина, либо имеют профессиональное образование в данных областях, либо прошли специальную обучающую подготовку и имеют сертификат (лицензию) на осуществление своей профессиональной деятельности; 5) кризисные приемные семьи, представляющие собой семьи, которые обеспечивают временную заботу о ребенке во время кризисной ситуации в его биологической семье до конца выхода из кризиса, установления контроля над семейной ситуацией до возвращения ребенка к кровным родителям; 6) приемные семьи, оказывающие кратковременную помощь (на выходные, праздничные дни, каникулы) семьям, имеющим в своем составе лицо с ограниченными возможностями здоровья, требующее постоянного ухода и наблюдения; 7) приемные семьи, обеспечивающие информационную, эмоциональную, инструментальную помощь и поддержку биологическим родителям приемного ребенка, которые находятся в трудной жизненной ситуации, создающей угрозу для функционирования семьи и препятствующей нормальному развитию ребенка; 8) «частные» приемные семьи, принимающие ребенка непосредственно от его биологических родителей, минуя социальные службы и органы опеки и попечительства. В некоторых случаях, в зависимости от сроков пребывания ребенка/детей в приемной семье, им вменяется в обязанность уведомить об этом компетентные органы.

Приемные семьи, состоящие в родстве с ребенком, существуют в большинстве стран Европы, за исключением Боснии и Герцеговины, Италии и Франции. Профессиональные приемные семьи отсутствуют в Боснии и Герцеговине, Словении, Швеции. Кризисные приемные семьи характерны для Австрии, Нидерландов, Сербии и Словении. Наиболее редкими типами семей в Европе по праву можно считать традиционные приемные семьи (Венгрия, Польша, Швеция), семьи, осуществляющие кратковременный уход за инвалидами (Сербия, Словения, Шотландия), а также частные приемные семьи (Шотландия)12.

Помимо общеизвестных типов приемной семьи существуют и менее распространенные,

например, приемные семьи, которые принимают не только ребенка, но и его биологическую мать (Сербия), а также предусматривают как добровольное помещение ребенка, так и принудительное, по решению суда (Италия).

В зависимости от сроков пребывания ребенка приемные семьи делятся на кратковременные (несколько дней, выходные, праздники, каникулы), которые характерны для Нидерландов, Сербии, Швеции и Шотландии, и долговременные (вплоть до совершеннолетия ребенка), наиболее популярные в Нидерландах, Франции и Шотландии.

В восьми странах - Боснии и Герцеговине, Венгрии, Сербии, Польше, Финляндии, Франции, Швеции, Шотландии - помимо приемной семьи для несовершеннолетних сирот, существуют семьи, оказывающие услуги взрослым совершеннолетним гражданам. В Швеции в таких семьях проживают наркозависимые, в Финляндии и Шотландии - престарелые и лица с ограниченными возможностями, что позволяет дать передышку родственникам, осуществляющим уход за ними. В Венгрии и частично в Боснии и Герцеговине в них в основном находятся приемные дети старше 21 года, которые не могут жить самостоятельно либо если они учатся по очной форме обучения, но не старше 25 лет.

В одиннадцати странах, за исключением Швеции, существует институт профессиональной приемной семьи. Официально осуществление обязанностей по воспитанию приемных детей в Швеции не считается профессией. Приемным родителям не выплачивается заработная плата, а только вознаграждение в виде налоговых льгот. В Нидерландах, наоборот, приемные родители имеют право на заработную плату, пенсию, пособие на покрытие издержек по содержанию приемных детей, прохождение обучения каждые шесть недель, а также ежегодный отпуск. Во Франции и Польше приемным родителям выплачивается заработная плата, предоставляется социальный пакет, отпуск, возможность отдыха в праздничные дни. В Словении приемным родителям, осуществляющим свою деятельность на условиях полной занятости, помимо заработной платы полагаются пенсия, медицинская страховка по болезни, нетрудоспособности, инвалидности, пособие по безработице, не облагаемое налогом. В Шотландии все категории приемных родителей получают пособие на покрытие расходов по содержанию приемного ребенка, размер которого зависит от возраста ребенка, срока его пребывания в приемной семье, профессионального опыта приемных родителей. В Италии приемные семьи имеют право на возмещение стоимости расходов на содержание ребенка, налоговые льготы, юридическую поддержку, материнский и отцовский отпуск, больничный лист по уходу за больным ребенком. В Сербии, несмотря на то что приемные родители не получают заработной платы, а только вознаграждение за работу, они имеют право на со-

хранение стажа (1 год выполнения обязанностей приемных родителей приравнивается к 3 месяцам профессионального стажа), а те, кто воспитывает детей до 5 лет, могут претендовать на оплачиваемый отпуск, но не ранее чем через 8 месяцев работы. В Финляндии размер вознаграждения зависит от состояния здоровья приемного ребенка.

Кандидаты в приемные родители должны отвечать особым требованиям, которые имеют свою специфику в каждой отдельно взятой стране. Например, в Финляндии, хотя бы один из родителей должен обладать специальными знаниями относительно развития, здоровья, образования приемного ребенка. В Польше приемные родители обязаны иметь, по крайней мере, среднее профессиональное, желательно высшее, образование.

В Словении приемные родители должны быть старше 18 лет, постоянно проживать на территории страны, иметь законченное профессиональное образование, не быть ограниченными или лишенными родительских прав, дееспособные. Им дано право самостоятельно определять, осуществлять ли им обязанности по воспитанию приемных детей на основе полной или частичной занятости, т. е. как дополнение к основной работе. Количество детей в приемной семье по законодательству Словении не должно превышать трех.

В Нидерландах и Шотландии требования к кандидатам в приемные родители включают: удовлетворительное состояние физического и умственного здоровья, полная дееспособность, понимание и умение удовлетворять потребности приемного ребенка. Разрешение на открытие приемной семьи могут получить как лица, не состоящие в браке, так и пары, состоящие в браке, в том числе гомосексуальные.

Законодательство Венгрии допускает к отбору кандидатов, отвечающих следующим требованиям: возраст не моложе 24 и не старше 45 лет, наличие полной юридической дееспособности, отсутствие криминального прошлого, разница в возрасте с приемным ребенком не менее 18 лет, документ о прохождении специальной долицен-зионной подготовки по программе обучения приемных родителей, удовлетворительное состояние здоровья.

В Сербии приемные родители не должны быть лишены родительских прав, быть полностью дееспособными, не находиться под следствием, не привлекаться за преступления против жизни и здоровья, в том числе за домашнее насилие, не иметь физических и умственных отклонений, обладать хорошими жилищными условиями, демонстрировать знания в области приемного родительства.

Таким образом, в большинстве стран Европы основной акцент при подборе кандидатов в приемные родители делается на возрасте, удовлетворительном состоянии здоровья, отсутствии криминальных наклонностей, полной дееспособности, наличии профессионального образования.

Возможность быть приемным родителем предоставляется как лицам, состоящим в браке, в том числе и однополым парам, так и незамужним/ холостым. Характерной особенностью является отсутствие особых требований, предъявляемых к финансовому состоянию кандидатов и их занятости, за исключением Австрии, законодательством которой предусматривается обязательное наличие источника собственного дохода.

Большинство стран Европы не предъявляет особых требований к квалификации приемных родителей, при необходимости им предоставляется различного рода обучение и широкий спектр социальных услуг для овладения необходимыми компетенциями. Швеция, Финляндия и некоторые части Австрии не требуют от приемных родителей заполнение отчетов о своей деятельности, в то время как в Нидерландах, Франции, Боснии и Герцеговине это требование является обязательным. Венгрия и Сербия занимают промежуточную позицию, поскольку не требуют отчетов от приемных родителей, за исключением тех, кто является официальным опекуном ребенка. Все страны обязывают приемных родителей тесно сотрудничать с социальными службами, учреждениями и организациями, занимающимися решением проблем приемных семей, местными органами власти, проводящими мониторинг и отслеживающими состояние и функционирование приемных семей. Как правило, приемные родители осуществляют свою деятельность на основе договора (контракта), заключенного с местными органами власти, некоммерческими организациями или частными службами.

Процедура набора, подготовки и лицензирования приемных семей широко варьируется в странах Западной и Восточной Европы. Это касается различных аспектов деятельности приемных семей, во-первых, категории детей (например, в Польше, приемные родители, осуществляющие уход за новорожденными, обязаны пройти дополнительное обучение в детских интернатных учреждениях и/или больницах); во-вторых, наличия/отсутствия родства с приемным ребенком (в некоторых частях Австрии, в Польше, Шотландии приемные родители, состоящие в родстве с ребенком, освобождаются от обязательной профессиональной подготовки и лицензирования, но остаются объектами мониторинга со стороны специализированных служб. В отличие от них в Боснии и Герцеговине, Венгрии, Сербии, Словении и Швеции требования едины для всех категорий приемных родителей); в-третьих, возмездного/ безвозмездного характера приемной семьи (во Франции семьи, осуществляющие свою работу на добровольной основе, освобождаются от прохождения обучения по программе подготовки приемных родителей); в-четвертых, состояния здоровья приемного ребенка (в Нидерландах специальную подготовку обязаны пройти приемные родители, осуществляющие уход и воспитание детей с от-

клонениями в развитии; тем, кто выполняет свои обязанности только в выходные дни, следует посетить краткосрочные курсы). В Венгрии и Франции все категории приемных семей должны пройти 300-часовое обучение, сдать экзамен, а для получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности предусмотрено дополнительное обучение в объеме 60 часов.

Лицензирование приемных родителей предусматривается в 8 странах из 12, за исключением Боснии и Герцеговины, Италии, Нидерландов и Швеции. Подготовку кандидатов осуществляют социальные службы, частные агентства, муниципалитеты, местные органы власти, неправительственные организации, специализированные центры.

Опыт европейских стран показывает, что процесс подготовки приемных семей может быть разделен на две основные части: 1) обязательное долицензионное (предварительное) обучение кандидатов, позволяющее оценить степень их готовности, личностный и семейный потенциал; 2) обязательную постлицензионную подготовку во время функционирования приемной семьи13. Единственной страной, где обязательное обучение не вменяется в обязанность приемным родителям, является Босния и Герцеговина. Добровольное обучение осуществляется некоммерческими организациями в сотрудничестве с Центрами социальной работы, а интенсивность и содержание программы зависят от потребностей и интересов ее участников.

В Финляндии основной программой для подготовки приемных родителей является «Прайд» (PRIDE), которая состоит из 8 групповых занятий общей продолжительностью 24 часа и обязательна для всех категорий кандидатов. В Шотландии обучение потенциальных приемных родителей занимает несколько месяцев, кроме того, предусмотрено дополнительное обучение, в рамках которого выявляются новые образовательные потребности при проведении ежегодных опросов участников. В Польше лицензирование приемных родителей осуществляется Министерством труда и социальной политики, занятия проводят тренеры, имеющие профессиональную подготовку. Наиболее популярными обучающими программами являются PRIDE и британская программа «Choosing the Foster» («Выбирая приемную семью»).

В Австрии отсутствует единая национальная программа подготовки приемных родителей, вместо этого в каждой из девяти федеральных земель существуют свои программы. Профессиональная подготовка обязательна для всех категорий приемных родителей, она включает 7 модулей длительностью 3 часа каждый, трехдневный интенсивный курс обучения и 3 специальных модуля по основам медицины в объеме 50 часов. Общая продолжительность обучения составляет от 3 до 6 месяцев.

В Словении программы подготовки приемных родителей существуют как на национальном, так и на местном уровне. Приемные родители обязаны посещать занятия каждые пять лет, иначе их лицензия может быть отозвана. Обучение длится 20-25 часов и включает лекции, семинары, обмен опытом. На национальном уровне процесс обучения регулируется Ассоциацией Центров социальной работы, на местном уровне Центры социальной работы организуют краткосрочные обучающие курсы не реже одного раза в год.

В Сербии наибольшее распространение получили две обучающие программы - PRIDE и «Safe steps to foster care» («Безопасные шаги к приемной семье»), которые предусматривают регулярное обязательное и ежегодное дополнительное обучение в объеме 10 часов, осуществляемые посредством семинаров. Кроме того, обязательное обучение должны пройти и те, кто намерен усыновить ребенка, согласно Закону о семье, принятому в 2005 г. План обучения приемных родителей включается в рабочий план учреждения, который составляется специалистами совместно с приемными родителями с учетом их потребностей и интересов.

Таким образом, подавляющее большинство стран Восточной и Западной Европы предусматривает обязательную профессиональную подготовку приемных родителей как на стадии создания приемной семьи, так и на стадии ее функционирования. Одни страны используют одну-две программы подготовки, которые действуют на всей территории страны (Сербия, Польша, Финляндия), другие дают возможность местным органам власти и специализированным службам регулировать их содержание и объем по своему усмотрению.

За профессиональной подготовкой кандидатов в приемные родители следует процедура лицензирования приемной семьи. В Шотландии все приемные семьи подлежат обязательной регистрации и осуществляют свою деятельность на основе контракта, который заключается с местными органами власти, некоммерческими организациями или частными агентствами. Кроме того, приемные родители должны иметь не менее двух рекомендаций от людей, которые могут быть проинтервьюированы сотрудниками агентства. Помимо прочего, проводится детальное изучение каждого члена приемной семьи, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Франция предоставляет лицензию кандидатам после проведения собеседования и оценки жилищно-бытовых условий семьи. Лицензия выдается сроком на пять лет с возможностью ее дальнейшего продления, однако наличие лицензии еще не говорит о том, что с приемной семьей будет немедленно подписан контракт.

В Польше процесс лицензирования включает: организацию компании по привлечению потенциальных кандидатов; проведение вводных индивиду-

альных и групповых встреч; групповое обучение (не менее 12 занятий по 4 часа каждое); индивидуальное консультирование в доме потенциальных приемных родителей; проведение оценки потенциала кандидатов; создание генограмм, семейного плана; учет мнения психолога и других специалистов; взаимодействие с социальным работником; вынесение решение Семейного суда; проведение одновременной работы с приемными и биологическими родителями; совместная разработка индивидуального плана работы с приемным ребенком.

В Словении лица, выражающие желание стать приемными родителями, связываются с местным Центром социальной работы, где получают всю необходимую информацию. На втором этапе они заполняют заявление в качестве кандидатов в приемные родители. На третьем этапе Центр проверяет все предоставленные данные, оценивает их соответствие требованиям. Министерство труда, семьи и социальных дел Словении определяет ежегодную потребность в создании новых приемных семей, ограничивая прием заявлений от граждан в сентябре каждого года. На четвертом этапе отобранные кандидаты проходят обучение в объеме 10-12 часов два раза в неделю. На заключительном этапе, после успешного завершения обучения, министерство выдает лицензию и регистрирует приемных родителей. Лицензия пересматривается каждые два года, а в случае нарушения условий договора проводится дополнительное расследование.

Австрия, Босния и Герцеговина и Нидерланды не предусматривают лицензирования приемных родителей, несмотря на это, специализированные некоммерческие организации имеют право контролировать их деятельность.

Что касается оказания социальной помощи и поддержки приемной семьи, то следует отметить наличие широкого спектра предоставляемых ей услуг, формы и виды которых сильно отличаются не только между странами, но и в различных частях одной страны.

В Швеции основным специалистом, с которым тесно сотрудничают приемные родители, является социальный работник, связь с которым доступна в течение рабочего дня; вечером, ночью, в выходные и праздничные дни консультация возможна только по вызову; некоторые виды круглосуточной помощи оказываются частными службами.

Финляндия предусматривает следующие виды социальной поддержки приемной семьи: ежегодное дополнительное обучение приемных родителей, помощь специалистов, супервизия, шефство со стороны опытных приемных родителей, создание групп по интересам. Кроме того, каждый приемный ребенок имеет закрепленного за ним собственного социального работника, с которым он может связаться в любое время.

В Нидерландах, Сербии, Франции и Шотландии помощь приемной семье оказывается кругло-

суточно, невзирая на выходные и праздничные дни, семь дней в неделю. Каждая приемная семья имеет список телефонов социального работника и других специалистов, которым в случае необходимости они могут позвонить.

В Польше виды и доступ к социальным услугам разнится внутри страны. В отличие от столицы, провинции могут получить социальную помощь от Центров поддержки приемной семьи. Согласно новому польскому законодательству, всем региональным Центрам вменяется в обязанность создать специализированные команды специалистов и назначить координаторов каждой приемной семье.

В Венгрии сотрудник, представляющий организацию, с одной стороны, оказывает необходимую социальную поддержку приемной семье, а с другой, контролирует ситуацию. За одним специалистом закреплено не более 45 приемных детей или 30 семей, он работает 40 часов в неделю. При необходимости приемные родители могут получить консультацию специалистов других профилей (социальных педагогов, психологов, неврологов).

В Австрии, Боснии и Герцеговине, Словении поддержка приемной семьи не выделяется в отдельную категорию, а осуществляется в рамках общего обслуживания семей с детьми (семейное консультирование, телефон доверия, кризисные центры и др.).

В Российской Федерации проблема подготовки кандидатов в приемные родители стала предметом дискуссий относительно недавно, а легитимный характер приобрела с принятием Постановления Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. N° 423, в котором, в частности, были прописаны Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах14.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», были внесены поправки в указанные статьи15.

В частности, в ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» был введен п. 4, который запрещает «лицам, не прошедшим подготовку, кроме близких родственников ребенка, а также лицам, которые являются усыновителями, в отношении которых усыновление не отменено» быть усыновителями16.

Статья 146 СК РФ «Опекуны (попечители) детей» предусматривает запрет на осуществление опеки/попечительства «лицам, не прошедшим

подготовку, за исключением близких родственников детей, лиц, которые являлись или являются опекунами (попечителями) детей, которые не были отстранены от исполнения своих обязанностей».

В статье 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении» устанавливается перечень обязательных документов, среди которых - свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением мачехи/ отчима, близких родственников, усыновителей, в отношении которых усыновление не отменено17.

Важность обязательной подготовки приемных родителей, опекунов/попечителей, усыновителей одинаково осознается всеми странам. В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации граждане, выразившие желание стать усыновителями, опекунами/ попечителями, приемными родителями или патронатными воспитателями, обязаны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку и предоставить документ о ее прохождении в органы опеки и попечительства.

В нашей стране организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства, а при отсутствии необходимых условий может осуществляться образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора, заключенного с органами опеки и попечительства (например, на базе детских домов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется на безвозмездной основе, а ее финансирование производится из собственных средств учреждения, внебюджетных средств, других легитимных источников, а также бюджетов субъектов РФ18.

Основными задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются: подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование у них воспитательных компетенций и родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит столкнуться в процессе воспитания приемного ребенка; ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере

защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями приемных родителей.

В соответствии с п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ программа и порядок подготовки кандидатов в приемные родители осуществляются органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые обязаны обеспечить подготовку на основе принципов регулярности, доступности, целесообразности.

Органы исполнительной власти определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, форму и методы подготовки. Вместе с тем, согласно федеральному законодательству России, общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из которых не менее 70% отводится на практические занятия (тренинги), включая итоговую аттестацию19), длиться не более трех месяцев, а срок ожидания начала проведения курсов не должен превышать двух месяцев.

Объектами подготовки кандидатов в приемные родители в Российской Федерации могут являться социальные педагоги, специалисты социальной работы, юристы, психологи, медицинские работники, специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, опытные приемные родители.

Таким образом, решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться через систему государственной социальной политики на трех уровнях: микроуровне (минимизация дисфункции семьи), макроуровне (устранение пробелов в нормативно-правовой базе, повышение эффективности мер социальной политики), институциональном уровне (улучшение состояния инфраструктуры, повышение квалификации специалистов), что позволит определить, на каких стадиях наиболее эффективно может осуществляться профессиональное вмешательство20.

По данным опроса ВЦИОМ (п=1600), проведенного 26-27 января 2013 г., наибольшее одобрение получили следующие инициативы Президента РФ В. В. Путина по решению проблем детей, оставшихся без попечения родителей: повышение зарплаты приемным родителям (90%); предоставление налоговых льгот лицам, усыновившим ребенка, и увеличение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (по 88%); усовершенствование системы медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей (91%); ведение работы по расширению доступа граждан к информации о детях-сиротах; формирование семейных ценностей (82%)21.

В связи с этим следует отметить, что необходимость продвижения семейных форм заботы о детях, лишенных родительского попечения,

осознание важности и обязательности специальной подготовки кандидатов в приемные родители получили широкое признание как в зарубежной, так и в отечественной социальной практике, что, на наш взгляд, позволит снизить количество детей, проживающих в интернатных учреждениях, обеспечить им гарантированное государством право жить и воспитываться в семье, повысит их шансы на социальную адаптацию и интеграцию в общество, создаст условия для их полноценного развития.

Примечания

1 См.: Children in Care. Australian Institute of Family Studies. Official site. URL: http://www.aifs.gov.au/cfca/ pubs/factsheets/a142092/index.html (дата обращения: 10.07.2013).

2 См.: The Scottish Government Statistics Publication Notice - Children Look After, 2010. URL: http://www. scotland.gov.uk/Resource/Doc/342028/0113798.pdf (дата обращения: 15.06.2013).

3 См: Jolly R., Russell-MillerM. Foster Parent retention and satisfaction // SOU McNair Scholars Journal. Fall 2012. Vol. 9. P. 9-20.

4 См.: Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 11.06.2013).

5 См.: Макеева И. А. Музей как фактор повышения инновационного потенциала детского дома в социализации детей-сирот // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр. 2010. № 4 (04). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/no4.html (дата обращения: 15.06.2013).

6 Волкова О. А., Дурасанова Т. П. Профессиональное самоопределение детей-сирот // Социальное служение в интересах детей : сб. ст. / общ. ред., сост. О. В. Пиш-кова, Н. В. Полякова, А. Ф. Радевич, А. Г. Сташенко. Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. С. 178-191.

7 Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск : Научно-инновационный центр, 2011. № 4 (08). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/no4.html (дата обращения: 15.06.2013).

8 См.: Rubin D., O'Reilly A., Luan X., Localio A. The impact of placement stability on behavioral well-being for children in foster care // Pediatrics. 2007. № 119 (2). P. 336-344.

9 См.: FreundlichM. Legislative strategies to safely reduce the number of children in foster care, 2010. URL: http:// www.ncsl.org/documents/cyf/strategies_reducing_the_ number_of_children_in_foster_care.pdf (дата обращения: 19.06.2013).

10 См.: Волкова О. А., Дурасанова Т. П. Указ. соч.

11 См.: LaklijaM. Foster care models in Europe - results of a conducted survey. Zagreb, October, 2011. URL: www.

udomiteljizadjecu.hr/.. ./Foster%20care%2 (дата обращения: 20.06.2013).

12 См.: Project «Children's rights to a family : foster care under the lens» (JLS/2008/FRAC/AG/1419) - Specific Program «Fundamental rights and citizenship» 20072013 or «Foster care under the lens - Protecting the rights of children in alternative care», 2011. URL: http:// www.eurochild.org/en/events/details/index.html?tx_ ttnews%5BpS%5D= 1391024651 &tx_ttnews%5Btt_ news%5D=1784&tx_ttnews%5BbackPid%5D=287&cHas h=aaab4fc8a8a96587dfc1f3cc2767c72f (дата обращения: 10.07.2013).

13 См.: Hantrais L., Social Policy in the European Union, 3rd edn. Basingstoke and N. Y. : Palgrave Macmillan and St Martin's Press, 2007.

14 См.: Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан : постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. №№423. URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142169/ (дата обращения: 7.06.2013).

15 См.: О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон № 351 (принят Гос. Думой 30.11.2011). URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122460/ (дата обращения: 10.06.2013).

удк 316.013

А. А. Кошелев

Саратовский государственный университет E-mail: koshelev76@mail.ru

Статья посвящена проблемам взаимодействия власти и средств массовой информации в процессе конструирования имиджа области на федеральном и международном уровне. Ключевые слова: власть, средства массовой информации, имидж, форум, газеты, семинары.

The Problem of Interaction of Printed Media and Power Structures to Promote the Image of Saratov Oblast: the Regional Aspect (According to the Materials of the Forum «The Rights of Journalists and Rights Reader: Ways of Development of Citizen Journalism», Hvalynsk 2013)

A. A. Koshelev

The article is devoted to the problems of interaction between authorities and media in the process of constructing the image of the region on Federal and international level. Key words: power, media, image, forum, newspapers, seminars.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 См.: Семейный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 48, ст. 6582.

17 См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Ф3-138 от 14.11.2002 г. (в ред. от 03.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 46, ст. 4532.

18 См.: О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей : письмо Министерства образования и науки Рос. Федерации от 24.08.2012 года № ИР-713/07. URL: www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/.../ opodgotovke/ (дата обращения: 12.06.2013).

19 См.: Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей : приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 20.09.2012 г. № 623. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/пресс-центр/.. ./13.03.20-Перечень_НПА_2012.pdf (дата обращения: 12.06.2013).

20 См.: Лыгина М. А. Социальные сироты и теоретические основы социальной работы с ними // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 18-25.

21 См.: Проблемы сирот в России. Граждане - об инициативах Президента. Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113597 (дата обращения: 19.06.2013).

Проблематика взаимодействия власти и СМИ является одной из актуальных на пути конструирования социально-экономических условий современного российского общества. Не случайно данная тематика является предметом пристального изучения социальных и гуманитарных наук, а также острым вопросом дискуссий и семинаров. На данный момент имеет место тенденция утраты доверия как к СМИ в целом, так и к печатной прессе в частности, и этот тренд стал находить отражение еще в начале нового века. Б. Б. Багиров и М. М. Ковалева считают, основываясь на ответах респондентов в ходе политических кампаний начала века по выборам в Госдуму, что свыше половины их не доверяют никому, по шесть процентов доверия имеют церковь и СМИ1. В различных источниках все чаще находит отражение мнение, что пресса становится «социально опасной» для общества, она ориентирована на власть (государственную, финансовую, политическую) и обслуживает ее интересы, а не интересы общества. Рекомендуются даже правила «информационной

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (по материалам Форума «Права журналиста и права читателя: пути развития гражданской журналистики», г. Хвалынск 2013 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.