Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1944
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / CONSTITUTION-LEGAL INSTITUTE / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понизова Е.В.

в статье характеризуются отдельные исторические этапы формирования института российского гражданства. Основная часть работы посвящена анализу конституционно-правовых аспектов гражданства Российской Федерации в контексте международно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INSTITUTE OF CITIZENSHIP IN MODERN RUSSIA

in the article separate historical stages of formation of institute of the Russian citizenship are characterized. The basic part of work is devoted the analysis of constitution-legal aspects of citizenship of the Russian Federation in a context of international legal certificates.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

экономическую ситуацию и бросить на решение этой задачи все средства, в том числе и предназначенные для финансирования науки и техники. Можно с большой долей вероятности утвержд ать, что это пагубно отразится на конкурентоспособности рынка и на общем уровне развития государства. В результате у России не будет шансов сохранить конкурентоспособность в научно-тех нической сфере. Более того, вследствие разрушения прикладных институтов и производства будет велика вероятность распада Российской академии наук — на данный момент единственной организации, которая до сих пор сохранила, хотя и не в полной мере, высокий научно-технический потенциал и конкурентоспособность по всем научным направлениям.

Таким образом, остается заключить, что развитие научно-технической сферы в условиях глобального кризиса, а следовательно, и конкурентоспособность России на вн утреннем и внешнем рынках напрямую зависят от политических р ешений, которые и предопределят, сможет ли Россия и дальше развиваться как экономически си льная держава.

Е.В. Понизова,

кандидат юридических наук, ученый секретарь

Института государства и права РАН elena-ponizova@list.ru

Становление института гражданства в современной России

Аннотация: в статье характеризуются отдельные исторические этапы формирования института российского гражданства. Основная часть работы посвящена анализу конституционно-правовых аспектов гражданства Российской Федерации в контексте международно-правовых актов.

Ключевые слова: конституционно-правовой институт, права человека, гражданство, правовой статус, ответственность, глобализация.

Summary: in the article separate historical stages of formation of institute of the Russian citizenship are characterized. The basic part of work is devoted the analysis of constitution-legal aspects of citizenship of the Russian Federation in a context of international legal certificates.

Key words: constitution-legal institute, human rights, citizenship, legal status, responsibility, globalization.

Осуществление гражданских и политических прав человека не° посредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации N отношений гражданства. Наличие ряда противоречий в системе правового обеспечения современного российского гражданства, недоработок и сложностей в формировании и развитии института гражданства в целом, а также двойного гражданства в частности не только затрудняет реализацию в полной мере конституционных прав и свобод граждан России, но и в ряде случаев оказывает негативное воздействие на правовое обеспечение основ российской государственности, их защиту и укрепление.

.о п:

и

и; с

CD

о

CD □L

IZ

с

о

IZ

к с

CD

О

CD IZ

64

и

Гражданство как самостоятельный конституционно-правовой институт, направленный на реализацию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, является важнейшим элементом правового статуса личности. В процессе развития Российского государства понятие, сущность и проблемы этого института изменялись, постепенно расширяясь. Данные вопросы всегда привлекали внимание многих ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Однако проблематика гражданства на сегодняшний день далеко не исчерпана, несмотря на многообразие высказанных точек зрения и мнений

0 сущности и правовой природе данного института.

Анализ становления и развития института гражданства в России, характер его современного конституционно-правового регулирования, вопросы приобретения и прекращения гражданства представляют не только теоретический, но и практический интерес. Необходимость в продолжении исследований российского законодательства по вопросам гражданства обусловлена как 0 внутренними политико-правовыми, социальными, экономическими, так и и международными реалиями. ё

Объем прав, свобод и обязанностей, которые человек может реализовывать Е в конкретном государстве, находится в прямой зависимости от наличия и ли ® отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство является ^ одним из атрибутов, необходимых как для человека, так и для государства, поскольку гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с национальными 3 законами. Вместе с тем государство несет ответственность за предоставление | его гражданам благоприятного национального режима со стороны других государств. Й

Среди исследователей нет единого мнения в отношении понятия га гражданства. Множественность определений гражданства объясняется, по- § мимо наличия различных исследовательских подходов, тем, что в содержании -а данного понятия н епрерывно происходят изменения, обусловленные конкрет- | ными историческими условиями развития российской государственности. § Доказано, что положения законодательства о гражданстве предопределены истори ческими, культурными и правовыми традициями конкретных государств. Следовательно, в зависимости от политического и общественного строя Е в конкретной стране меняется и подход к определению пон ятия & гражданство» и его законодательному закреплению. Так, анализ критериев, установленных рд

для определения лиц с реальным или потенциальным гражданством, свиде- -

тельствует о принципах, которые лежат в основе консолидации государства, ожидаемом поведении иностранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране1. ^

Для полноты характеристики анализируемого института следует отметить, | что современные русские термины «гражданство» и «гражданин» — старо- § славянского происхождения. Оба они происходят от слова «город», в старо- а славянском варианте звучавшего как «град». Более ранним является термин «гражданин», первоначально означавший «житель города», что в современном понимании означает «горожанин». В русском языке этот термин появился в

1 См.: Права человека / под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2008. С. 128.

"О о

т а

XVII в., был зафиксирован в словаре 1627 г. (словарь украинского филолога Памвы Берынды «Лексикон славено-росский и имен толкование»)1. Согласно этому документу старославянское слово «град» означало укрепленное стенами (огражденное) поселение — в отличие от веси и села. Градом называлось любое укрепленное место, а вплоть до XVII в. — и сама крепостная стена (ограда, ограждение).

До 1917 г. в монархической России связь человека и государства характеризовалась понятием «подданство». Все жители Российской империи являлись подданными. Термин «гражданство» начал применяться в России только в начале XX в. Он был введен Декретом СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»2. Вместе с тем впервые официальное определение понятия гражданства в нашей стране дал Н.А. Булганин в своем докладе «О проекте Закона о гражданстве» (Закон принят 19 августа 1938 г. Верховным Советом СССР), в котором указывалось, что «гражданство определяет принадлежность лица к государству, определяет правовое положение лица не только внутри государства, но и вне его, в международном общении»3. В частности, такого определения придерживались многие специалисты по советскому государственному праву4.

i В самом общем виде гражданство можно рассматривать как устойчивую ^ правовую связь индивида со своим государством, обусловливающую их к взаимные права и обязанности. Гражданин находится под юрисдикцией ^ государства, которое в силу этого может требовать от него (гражданина) § выполнения определенных обязанностей, даже если гражданин находится □l за пределами этого государства. В свою очередь, государство должно защищать своих граждан, где бы те ни находились, оказывать им помощь и покровительство.

Следует отметить, что такое понимание гражданства сложилось в науке конституционного права достаточно давно. Можно выделить несколько ° основных подходов к толкованию этого понятия.

к Так, А.И. Лепешкин, Н.П. Фарберов определяют гражданство как m принадлежность лица к государству5. Однако есть авторы (например, m В. Бояки, Ю.Р. Бояре), рассматривающие гражданство как правовую [Зь или политико-правовую связь лица с государством6.

Представители иного подхода трактуют гражданство как юридиче-gg скую связь лица с государством исходя из признака принадлежности лица

1 См.: URL: htpp://www.gramota.ru (дата обращения: 28.05.10).

2 См.: СУ РСФСР. 1917. 3, ст. 31; Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 71-72.

° 3 Вторая сессия Верховного Совета СССР, 10-11 августа 1938 г. : стенографический отчет. М., О 1938. С. 692.

^ 4 См.: Лепешкин А.И. Курс Советского государственного права. Т. 1. М., 1960. С. 457; Государев ственное право СССР. М., 1967. С. 175; Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 53.

5 См.: Лепешкин А.И. Указ. соч. С. 457; Фарберов Н.П. Гражданство // БСЭ. М., 1972. Т. 7. С. 239-240.

6 См.: Бояки В. Социалистическое гражданство. Актуальные теоретические и практические проблемы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1977; Его же. Общее и особенное в правовом регулировании гражданства в европейских социалистических странах // Сов. государство и право. 1976. 11; Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С. 123.

IZ

с

к государству1. Наконец, ряд авторов рассматривают понятие гражданства как определенное состояние лица в государстве. Думается, что данный подход представляется наиболее аргументированным и обоснованным в контексте рассмотренных доводов.

Наряду с указанными подходами можно также выделить определения понятия гражданства как членства лица в государстве, а также союза лица с государством. Например, С.А. Комаров считает, что под гражданством как членством в государстве следует понимать союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством2. Эта трактовка гражданства логична с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, характеризующейся политически организованной общностью людей.

Принадлежность к государству следует понимать не буквально, а 0 как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая i юридически закрепляется и оформляется гражданством личности. В связи с ё этим считаем необходимым опираться на формулировки Ж.-Ж. Руссо, ко- 5 торый рассматривал гражданство как выражение определенного сочленства ®

3 5

лиц в государстве, дающее им право на участие в государственной власти3. ^

В контексте характеристики исторических аспектов гражданства следует *

отметить советское гражданство, которое, как подчеркивалось в литературе j

того времени, заключалось в принадлежности лица к советскому народу как 3

новой истори ческой и многонациональной общности людей. Вопрос о том, |

можно ли было советское гражданство характеризовать в качестве правоот- 8

ношения «подвластности и подчинения», является спорным. Думается, что j

все граждане (и иностранные, и лица без гражданства) обязаны подчиняться га

власти государства, на территории которого они находятся. Именно с позиции §

распространения на гражданина суверенитета государства можно говорить -S

о том, что гражданство является основой правового положения личности в |

государстве — его наличие гарантирует полное распространение на лицо всех § прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны.

В современной юридической науке гражданство рассматривается либо как 8

устойчивая правовая связь человека с государством, то есть как правоотношение, 5 возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными

юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой gy

0 натурализации, приобретение второго гражданства, выход из гражданства), — либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает [J юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и ^ за рубежом с наделением его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, |

предусмотренных в законодательстве этого государства4. § - й

1 См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 18; а

Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств—участников СНГ о гражданстве.

М., 1996. С. 29—41.

2 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права : курс лекций. М., 1995. С. 121.

3 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 215.

4 См.: Права человека. М., 2008. С. 106.

и;

В современных условиях гражданство предопределяет конституционно -правовой статус гражданина. Этот статус, в свою очередь, является частью общего правового статуса, который закрепляется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы статуса гражданина.

В целом можно отметить, что представители современной юридической науки исходят из того, что правовой статус гражданина складывается из нескольких основных элементов. Среди них его права, обязанности и ответственность занимают весомое место. Роль гражданства в этом случае состоит в предопределении конституционно-правового статуса гражданина, являясь его существенным элементом. Это выражается в следующем:

- каждый человек, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми предусмотренными Конституцией РФ правами и свободами, а именно, правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, участие в управлении делами государства и т. д.;

- каждый гражданин России несет равные со всеми другими гражданами обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, которые заключаются в соблюдении Конституции РФ (ч. 2 ст. 15), получении основного общего образования (ч. 4 ст. 43), оплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57), сохранении природы и окружающей среды (ст. 58), защите Отечества (ст. 59);

- каждый гражданин РФ несет ответственность перед законом за не-§ правомерные деяния;

- наличие гражданства Российской Федерации служит правовой основой ^ обладания полным объемом прав и свобод, закрепленных конституционны-< ми нормами и законодательством, а также исполнения всех обязанностей. :: Следовательно, гражданство это основание для реализации тех прав и ^ обязанностей, которые составляют правовой статус гражданина. Право на ° гражданство — одно из наиболее важных прав человека, основа правового к положения личности как в пределах любого государства, так и за его преде-т лами. Таким образом, гражданство является средством и способом защиты ш прав человека, с одной стороны, и основой прав и интересов общества и государства — с другой. При этом как российская, так и международно-правовая доктрины гражданства основаны на концепции устойчивости гражданства

68 и фактической связи лица с государством1.

- Разрешение существующих сегодня проблем, связанных с институтом

гражданства, имеет важное значение и для науки, и для государственно-? правовой практики. В связи с этим возможность осуществления всех гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства. Например, распространение всего объема прав, свобод и обязанностей на конкретное лицо напрямую зависит от его принадлежности к гражданству. Конституционно-правовой статус личности различается в зависимости от того положения, в котором находится человек (т. е. гражданин с российским гражданством, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид)). 1 См.: Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. 5—6.

О

СЧ

СЧ

j

и

Так, в Законе РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» было дано легальное определение гражданства, согласно которому под гражданством понималась правовая связь между государством и гражданином, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека1. Следовательно, российская и международно-правовая доктрины основаны на концепции устойчивости гражданства и фактической связи лица с государством.

Согласно ст. 5 действующего Федерального закона от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами России являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом2. В контексте этого Закона смежными категориями для термина «гражданин» являются понятия ° «иностранный гражданин», «лицо без гражданства (апатрид)». §!

Сопоставляя определение гражданства, сформулированное в Законе о ё гражданстве 1991 г. с трактовкой этого понятия в Законе о гражданстве 2002 г. z следует признать, что это определение конкретизировано в последнем акте, а ® именно: «Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь ^ лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Вместе с тем к этой формулировке следовало бы добавить условие об ответственности, как это сделано в определении гражданства в Законе о гражданстве 1991 г. В связи с этим, говоря о современной трактовке понятия «гражданство», считаем возможным поддержать мнение О.Е. Кутафина, который определяет гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей3. §

Гражданство служит как для характеристики особых специфи ческих свойств юридического статуса индивидов, так и для обозначения существующей правовой связи между физическим лицом и государством. Исходя из проведенного анализа гражданство можно рассматривать по отношению к государству, образно говоря, как «снизу» и «изнутри», так и «сверху» и «извне». Это связано с тем, что 8 гражданство одновременно содержит в себе и международно-правовые, и вну- 5 тригосударственные отношения. Поэтому и вопросы гражданства определяются не только внутригосударственным, но и международным правом. В контексте gg

отмеченного вполне оправдана трактовка гражданства как устойчивой право- -

вой связи человека со своим государством, обусловливающей взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе4. [J

Для полноты характеристики гражданства следует обратиться к соответ- ^ ствующим международным актам, в том числе к Европейской конвенции о | гражданстве 1997 г., согласно которой «гражданство» означает устойчивую §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на а

1 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 6, ст. 243.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. 22, ст. 2031.

3 См.: Кутафин O.E. Российское гражданство. М., 2003. С. 81.

4 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник / под ред. Б.А. Страшуна. 4-е изд. М., 2005. С. 169.

ш

"U ®

этническое происхождение этого лица. В контексте этого акта, трактуя положения Закона о гражданстве РФ 2002 г., гражданство России определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Данная трактовка гражданства характеризует прежде всего ограничительный подход государства к приобретению иностранными гражданами российского гражданства, так как после распада СССР политика Российского государства была направлена, как представляется, на регулирование отношений гражданства в интересах лиц, постоянно проживающих в границах России, фактически исключая двойное гражданство. Следовательно, двойное гражданство необходимо рассматривать как отдельную проблему, которая регулируется законодательными актами различных государств, а также международными договорами.

В связи с этим с учетом международно-правовой практики, следует отметить, что суть двойного гражданства (подданства) заключается в возможности гражданина одного государства иметь гражданство другого государства. Именно Законом о гражданстве 1991 г., с отражением в нормах Конституции РФ, был введен новый институт — институт двойного гражданства. Под ^ двойным гражданством понимается обладание гражданством двух или не-^ скольких независимых друг от друга государств1.

к Схожим с двойным гражданством является институт множественного гражданства. Такое правовое состояние выражается через сложное правоот-m ношение, оформляющее многосоставное социально-политическое, экономить ческое, культурное и нравственное взаимоотношение между представителями s гражданства и личностью по ответственному обладанию человеком всем или < коренным комплексом прав и обязанностей гражданства наравне с лицами s его категории гражданства2.

g В связи с этим необходимо отметить, что во второй половине XX в. намети-^ лась тенденция трактовки гражданства как более комплексного и многомерного к явления, что было обусловлено, в первую очередь, процессами интеграции и g становления наднациональных структур. Так, пон ятие «гражданство» стало ш использоваться для обозначения особого статуса лица, приобретаемого в силу с вхождения государства, гражданином которого оно является, в сообщество или союз государств, объединенных общей историей, культурой и традициями 70 (Европейский Союз, Содружество наций, Союз Беларуси и России). — Изучение практики реализации норм национального законодательства различных стран в условиях глобализирующегося мира свидетельствует, что ? институт гражданства должен стать действительно демократическим институ-° том, позволяющим людям полноправно участвовать в управлении государством N и самим определять свою судьбу. При этом основой института гражданства служит то, что он существует для обеспечения интересов не только личности,

1 Подробнее см.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 345; Козлова Е.И., Ку-тафин О.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2007. С. 202; Конституционное право России : курс лекций / под ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2007. С. 167; Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 524. и др.

2 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2003. С. 115.

общества, но и государства. Он является универсальным по юридической базе, охватывающимй самые разнообразные области человеческих отношений.

Так, принятие в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве и присоединение к ней Российской Федерации, в связи с чем возникла необходимость в укреплении законодательной базы в области гражданства, а также в приведении российского законодательства в этой сфере соответствие с международно-правовыми нормами, диктует необходимость обновления российского законодательства в части обеспечения приоритета межгосударственных стандартов в области гражданства и достижения оптимального баланса интересов государства и личности.

С у четом изложенного есть основания для вывода о том, что гражданство в современном мире в большей мере увязывается с достоинством личности. Не только в международно-правовых актах, но и в нормах Российской Конституции акцент следует сделать на том, что в сфере правоотношений, связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект. Это должно обязывать государство обеспечивать уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) при реализации права на гражданство, о чем свидетельствуют решения Конституционного Суда Российской Федерации1. По ряду позиций отечественное законодательство в данной сфере н уждается в совершенствовании.

1 См., например: По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова : постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 21, ст. 2579.

М.Ю. Осипов,

научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации

о$1роу11789@yandex.ru

Правовые процессы и правовые технологии

Аннотация: одной из актуальных проблем в теории права является проблема технологий. В предлагаемой статье были проанализированы различные правовые процессы и правовые технологии. Ключевые слова: правовые процессы, правовые технологии, теория права.

Summary: опе of actual problems in the theory of the law is the problem notion and kinds legal technologies. In this article, author is analyzing different legal process and legal technologies Key words: the legal process, the legal technologies, the theory of the law

71

Одной из актуальных проблем в общей теории права является проблема правовых процессов и их соотношение с понятием «правовая тех нология».

Как отмечается в литературе, в самом широком понимании, которое с ложилось в отечественной юриспруденции, юридический процесс представлен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.