Научная статья на тему 'Становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала'

Становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROFESSIONAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедвалеева Елена Анатольевна, Мирошниченко Ирина Николаевна

В статье приведены результаты теоретического анализа содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория», «актуализация профессионально-культурного потенциала». Обозначены интегрированные признаки, позволяющие рассматривать становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала в единстве и взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедвалеева Елена Анатольевна, Мирошниченко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF ACTUALIZATION OF HIS PROFESSIONAL AND CULTURAL POTENTIAL

The article presents the results of theoretical analysis of the content of the concepts of "individual-educational trajectory", "actualization of professional and cultural potential". The integrated features allowing to consider formation of individual educational trajectory of the student in the course of actualization of his professional and cultural potential processes in unity and interrelation are designated.

Текст научной работы на тему «Становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала»

12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

14. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.

15. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности эксперименатльной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 24. - С. 141.

16. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.

17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.

18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.

19. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

22. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 38-41.

23. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

24. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Мухамедвалеева Елена Анатольевна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Мирошниченко Ирина Николаевна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация. В статье приведены результаты теоретического анализа содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория», «актуализация профессионально-культурного потенциала». Обозначены интегрированные признаки, позволяющие рассматривать становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала в единстве и взаимосвязи.

Ключевые слова: индивидуально-образовательная траектория, становление, потенциал, культура, профессиональный потенциал, культурный потенциал.

Annotation. The article presents the results of theoretical analysis of the content of the concepts of "individual-educational trajectory", "actualization of professional and cultural potential". The integrated features allowing to consider formation of individual educational trajectory of the student in the course of actualization of his professional and cultural potential processes in unity and interrelation are designated.

Keywords: individual educational trajectory, formation, potential, culture, professional potential, cultural potential.

Введение. В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики выступает модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. При этом в современном понимании модернизация образования связывается не только со структурными и технологическими преобразованиями в этой сфере, созданием эффективных механизмов интеграция науки,

образования и бизнеса, но и с ускоренным развитием человеческого потенциала, что отражается в способности обучающейся молодежи вырабатывать активную позицию в отношении к собственным перспективам, когда молодой человек становится активным творцом, умеющим самостоятельно продвигаться к образовательной цели оптимальным путем.

Профессиональная подготовка студента в контексте его профессионально-культурного становления предполагает изменения не только в ведущей познавательно-профессиональной деятельности, но и в системе личностных качеств, то есть обращается к актуализации личностных потенциалов. Это предопределяет ориентацию образовательного процесса в вузе на поиск и реализацию активных методов обучения, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности студента, самостоятельного выбора им индивидуального пути познания, восприятия себя полноправным субъектом учебной деятельности - становления его индивидуальной образовательной траектории. Данные теоретические предпосылки позволяют конкретизировать научный поиск в направлении изучения процесса становления индивидуально-образовательной траектории студента в контексте актуализации его профессионально-культурного потенциала.

Формулировка цели статьи. Теоретический анализ и конкретизация содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория», «актуализация профессионально-культурного потенциала». Выявление интегрированных признаков, позволяющих рассматривать становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала в единстве и взаимосвязи.

Изложение основного материала статьи. В рамках изучения процесса становления индивидуально-образовательной траектории студента необходимо прежде проанализировать само понятие «индивидуальная образовательная траектория».

Учитывая особенности гуманитарного познания, существующие в педагогических исследованиях, мы проведем анализ имеющихся точек зрения и определений в отечественной педагогике и на их основе выведем собственную трактовку понятия «индивидуально-образовательная траектория».

Современный ученый Т.М. Ковалева в своих исследованиях, описывая «индивидуально-образовательную траекторию», наделяет ее пространственно-временной характеристикой - это «линия» движения учащегося, которая «формируется путем фиксации его опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуально-образовательного пространства, дающая возможность педагогического прогнозирования дальнейшего пути развития в рамках собственной образовательной программы» [1]. При этом под индивидуально-образовательной программой Т.М. Ковалевой подразумевается программа индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, самостоятельно им реализуемой на основе личностных, образовательных и профессиональных интересов и потребностей.

С точкой зрения Т.М. Ковалевой согласуется понимание «индивидуальной-образовательной траектории» ученой С.М. Бочкаревой, которая также определяет последнюю как «линию движения студента в саморазвитии личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами» [2]. Данное определение, на наш взгляд, показывает связь процесса обучения с изменениями, происходящими в личности студента: изменении его учебной мотивации, самооценки и ценностных ориентаций.

На осознанной самооценке студентом своих возможностей, потребностей и целей обучения считает основанной индивидуальную образовательную траекторию и исследователь В.С. Новаковская [3], изучая становление компетентного специалиста в области психолого-педагогического образования.

Ученые Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, подчеркивая приоритет непрерывного (проходящего через всю жизнь человека) образования в государственной политике развития нашей страны, под сущностью «индивидуально-образовательной траектории» понимают «осознанный выбор субъектом обучения целей реализации своего профессионально-образовательного потенциала в соответствии с индивидуальными ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности» [4]. Значимым моментом у данных авторов является то, что индивидуальная образовательная траектория обусловлена процессом становления личности - непрерывным процессом происходящих в личности изменений под влиянием изменяющейся социальной ситуации развития, ведущей деятельности, а также собственной активности личности.

Рассматривая точку зрения современного исследователя Е.Ю. Шапошниковой, необходимо отметить, что «индивидуальная образовательная траектория» в ее понимании есть «индивидуальный путь, выстраиваемый и реализуемый студентом самостоятельно, направленный на формирование основ индивидуального и профессионального развития личности студента при педагогической поддержке педагога-наставника» [5]. Задача последнего состоит в оказании помощи и поддержки студенту в его «индивидуальном движении», но не в навязывании ему пути дальнейшего развития. Возможность выбора своего индивидуального пути развития в исследованиях И.С. Якиманской [6] связывается с формированием механизма самореализации личности в рамках личностно-ориентированного обучения.

В контексте личностно-ориентированного обучения рассматривает индивидуально-образовательную траекторию и А.В. Хуторской, определяя последнюю - как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании [7]. Мы согласны с А.В. Хуторским и считаем, что данные условия справедливы и в отношении учебной деятельности студента: каждый студент в ходе своего образовательного движения может двигаться по собственному пути в соответствии со своими интересами, потребностями и запросами личностно-профессионального развития. Отсюда следует, что образовательный процесс для студента наполняется определенным личностным смыслом, который, в свою очередь, зависит от того, каким смыслообразующим мотивом в своей учебной деятельности руководствуется обучаемый.

Таким образом, опираясь на рассмотренные точки зрения отечественных ученых, понятие «индивидуальной образовательной траектории» студента в рамках учебного процесса в высшей школы может быть конкретизировано следующим образом: индивидуальная образовательная траектория студента -это выбор и самостоятельное прохождение студентом индивидуального пути познания (движения) в образовательном процессе, конечным результатом которого является достижение определенной образовательной цели, формируемой в соответствии с собственным профессионально-образовательным потенциалом личности.

Индивидуальный образовательный «путь» студента включает в себя ряд последовательных этапов: осмысление образовательной деятельности (зачем я это делаю?); постановка личной образовательной цели (ориентация на результат); определение плана образовательной деятельности и его реализация; осознание

результатов собственной деятельности и их оценка; корректировка или переопределение конечной цели «пути». Такое поэтапное движение студента к индивидуальной образовательной цели с ориентировкой на личный результат в контексте данного исследования определяется как процесс становления индивидуальной образовательной траектории, в ходе которого происходит обретение студентом личностно-значимых смыслов образования, на основе которых и происходит выбор и самостоятельное осуществление студентом учебно-профессиональной деятельности.

Развитие личности студента в учебно-профессиональной деятельности согласуется с содержанием его профессионального и профессионально-культурного становления (Э.Ф.Зеер, В.В. Игнатова, В.И.Слободчиков, О.А. Шушерина).

Так, профессиональное становление личности - это развитие личности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, направленное на формирование устойчивых положительных мотивов профессиональной деятельности, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к постоянному профессиональному росту, нахождение оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности специалиста [8].

Движущей силой профессионального становления личности являются противоречия между действенным уровнем ее развития и требованиями, которые предъявляют социум, группа, учебная и профессиональная деятельность к системе уже сформированных компетенций и индивидуально-психологическим свойствам личности. Профессиональное становление в педагогическом смысле предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, ее включение в разнообразные виды деятельности (познавательную, профессиональную, другие), имеющие целью сформировать систему определенных профессионально важных качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

Становление личности студента в период ранней зрелости осуществляется в культурных формах и через них. Так, освоение студентом в образовательном пространстве культурных сценариев профессионального поведения есть вхождение в профессиональное сообщество, в реальный профессиональный мир. Овладевая средством, понятием или иной культурной формой, студент как субъект овладевает и управляет собой, своими натуральными процессами. Тем самым у него формируется феномен субъектности - способности управлять собственным поведением, т.е. разного рода активностью своей натуры, и способность строить себя, выделывать из себя иное существо (В.И. Слободчиков) [9].

Становясь субъектом учебно-профессиональной деятельности, студент преобразует свои личностно-профессиональные качества, овладевает соответствующими знаниями, умениями, навыками, культурными способами познавательно-профессиональной деятельности. Процесс образования личности, профессиональное и культурное становление неразрывны, образуют целостность, единство, накопление и проявление потенциального в личности. Это позволяет считать культурное становление личности в образовательном процессе субъективным процессом актуализации «потенциального» в личности, обретения культурных смыслов во всех сферах жизнедеятельности посредством вхождения в социокультурное образовательное пространство.

Профессионально-культурное становление студента есть многосторонний процесс становления личности как субъекта познавательно-профессиональной деятельности, активного участника и преобразователя межличностных профессионально-культурных взаимодействий и отношений. Данный процесс предполагает усвоение элементов общей и профессиональной культуры, формирование необходимых профессионально-значимых качеств личности, ценностного отношения к труду, к профессиональному сообществу, обогащение знаний о культурных способах профессиональной деятельности.

Содержание профессионально-культурного потенциала личности представлено следующими существенными признаками: наличие потребностей культурной, социальной и профессиональной направленности и осознание собственных возможностей по их удовлетворению; проявление ценностного отношения к личностным ресурсам (возможностям, способностям) с позиции их значимости для профессионально-культурного развития; ориентированность на целенаправленное саморегулируемое овладение культурными средствами профессиональной деятельности, выбор путей профессиональной самореализации и достижения поставленных целей [10].Совокупность выделенных признаков отражает основные компоненты профессионально-культурного потенциала - потребности, возможности, ценности, средства будущей профессиональной деятельности.

Перевод профессионально-культурных потребностей, возможностей из потенциального состояния в реальное, осознание их значимости в профессиональной подготовке, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, овладение культурными образцами и способами ее осуществления представляют собой целенаправленную педагогическую деятельность по актуализации профессионально-культурного потенциала личности студента. Основные этапы педагогической стратегии актуализации профессионально-культурного потенциала будут направлены на: осознание, осмысление студентом собственных профессионально-культурных потребностей и возможностей; активизацию ценностного отношения студента к будущей профессиональной деятельности; овладение студентом культурными способами, средствами, образцами будущей профессиональной деятельности.

К показателям профессионально-культурного потенциала личности студента отнесены потребностно-мотивационный, эмоционально-ценностный и регулятивно-деятельностный показатели. Признаками профессионально-культурного потенциала личности студента являются: интерес к профессионально-педагогической деятельности; потребность в психолого-педагогических и технологических знаниях; потребность в профессиональном самоопределении; создание позитивного образа будущего профессионала; рефлексия собственных возможностей в соответствии с идеальным образом; оценивание учебных дисциплин с позиции их значимости для профессионально-культурного становления; сочетание профессионального и культурного в учебно-познавательной деятельности; поиск средств профессионально-культурного становления в соответствии с реальными возможностями; освоение культурных образцов и способов будущей деятельности.

Выводы. Теоретический анализ содержания процессов становления индивидуальной-образовательной траектории студента и актуализации его профессионально-культурного потенциала позволил выделить их общие существенные признаки.

Самооценка студентом своих возможностей, способностей, потребность простраивания индивидуальной структуры собственной деятельности, активизация учебной мотивации за счет осмысления собственной цели образовательной деятельности в содержании становления индивидуально-образовательной траектории согласуется с потребностно-мотивационнным компонентом профессионально-культурного потенциала.

Нахождение личностных смыслов в учебно-профессиональной деятельности, самореализация в рамках личностно-ориентированного обучения, значимость проектирования индивидуально-образовательной траектории для личностного и профессионального роста можно рассматривать как признаки эмоционально-ценностного компонента профессионально-культурного потенциала студента.

Выбор и самостоятельное прохождение студентом индивидуального пути познания в образовательном процессе, самостоятельное осуществление студентом учебно-профессиональной деятельности в соответствии с определенным планом соотносятся с регулятивно-деятельностными признаками профессионально-культурного потенциала.

Таким образом, согласно поставленной цели, нами конкретизированы содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория» и «актуализация профессионально-культурного потенциала»; проанализированы содержательные особенности становления индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала, обозначены интегрированные признаки, позволяющие рассматривать данные процессы в единстве и взаимосвязи. Данные выводы позволяют продолжить исследование в направлении поиска педагогического обеспечения становления индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала.

Литература:

1. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.

2. Бочкарёва С.М. Методы, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Международной научно-практической конференции (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. - С. 320-325.

3. Новаковская В.С. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории бакалавров психолого-педагогического образования // Вестник ЗабГУ, 2013. - №2 (93). - С. 74-78.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России, 2014. - № 3. - С. 74-82.

5. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия / Н.Ю. Шапошникова // Педагогическое образование в России, 2015. - №5. - С. 39-44.

6. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Акадения, 2013. - 416 с.

9. Слободчиков, В. И. Деятельность как антропологическая категория / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 48-57.

10. Мухамедвалеева Е.А. Профессионально-культурный потенциал будущего педагога профессионального обучения как предмет педагогического анализа // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - Вып. 55. - Ч.6. - С. 114-120.

Педагогика

УДК:378

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ

АКТИВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются научно-методические проблемы активизации познавательной деятельности слушателей в процессе изучения общественных наук, обобщается опыт учебно-воспитательной работы в этой области. Особое внимание уделено методам, средствам, приемам активизации познавательной деятельности студентов по творческому приобретению ими продуктивных знаний в различных формах учебного процесса.

Ключевые слова: слушатель, познавательная деятельность, учебный процесс, обучение.

Annotation. The article discusses the scientific and methodological problems of enhancing the cognitive activity of students in the study of social Sciences, summarizes the experience of educational work in this area. Special attention is paid to methods, means, methods of activation of cognitive activity of students on creative acquisition of productive knowledge by them in various forms of educational process.

Keywords: listener, cognitive activity, educational process, training.

Введение. Проблема познавательной деятельности - это частный случай, конкретный аспект общей, глобальной проблемы, деятельности, представляющей собой решающую сферу становления и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Феномен деятельности много веков привлекает к себе пытливый ум исследователей социальных явлений. Его изучают представители всех наук о человеке и обществе.

Деятельность характеризуется признаком широкого многообразия, но основу любого из ее многочисленных видов составляет труд, являющийся решающим фактором развития человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Начиная с реализации первого требования ребенка - «Я сам(а)!» и в течение всей последующей жизни развитие физических и духовных сил человека, формирование и упрочение его направленности совершается в труде, в процессе познавательной, материально-производственной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.