mm
Юридические науки Law
УДК 347.23
DOI: 10.30914/2072-6783-2019-5-2-166-172
Становление и реформирование законодательства
о приватизации муниципального имущества Л. Е. Багаева, З. К. Кондратенко
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. В конце прошлого века в российский гражданский оборот был введен неизвестный ранее механизм реализации государственного и муниципального имущества - приватизация. Проводимый в течение тридцати лет процесс приватизации продолжается по сегодняшний день, в связи с чем, исследуемая тема не теряет актуальность. Целью исследования является выявление актуальных правовых проблем приватизации как особого способа распоряжения муниципальной собственностью. Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей статьи составляют научные работы Кондратенко З. К., Новиковой С. В., Седовой Н. П., Смирновой И. В., Шереметьевой Л. Н. и других. Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а так же нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие приватизационные правоотношения. В работе используются общенаучные методы познания: аналитический, диалектический, логический, исторический, а также специальные научные методы: системно-структурный, формально-юридический, толкования правовых норм. Результаты исследования, обсуждения. В статье анализируются этапы развития отношений приватизации в Российской Федерации и становления правовой базы, регулирующей эти отношения, с конца прошлого века по настоящее время. Обосновывается противоречивость некоторых подходов к определению приватизации; систематизируются признаки приватизационного правоотношения, в том числе приватизации муниципального имущества. Наличие недоработок в нормах российского приватизационного законодательства, сложность применения норм на практике обуславливают необходимость совершенствования гражданско-правового регулирования приватизационных процессов, правового обеспечения защиты интересов субъектов приватизации муниципального имущества. Заключение. Авторами делается вывод о необходимости систематизации законодательства, регулирующего правоотношения приватизации государственного и муниципального имущества, приведении приватизационных норм в единый нормативно-правовой акт, учитывающий особенности приватизации различных объектов публичной собственности.
Ключевые слова: этапы приватизации; приватизация муниципального имущества; приватизационное правоотношение; признаки приватизации, приватизационное законодательство.
Благодарность: публикация выполнена по Гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых № 14.Z56.18.949-MK
Formation and reformation of the legislation on municipal property privatization
L. E. Bagaeva, Z. K. Kondratenko
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. At the end of the last century, a previously unknown mechanism for the sale of state and municipal property - privatization - was introduced into Russian civilian circulation. The privatization process that has been going on for thirty years continues to this day, in connection with which the topic under investigation does not lose its relevance. The purpose of the study is to identify the actual legal problems of privatization as a special way of managing municipal property. Materials and Methods. The theoretical basis of this article is the scientific
work of Z. K. Kondratenko, S. V. Novikova, N. P. Sedova, I. V. Smirnova, L. N. Sheremetyeva and others. The regulatory framework of the study consists of the Constitution of the Russian Federation, federal laws, decrees of the President of the Russian Federation and decrees of the Government of the Russian Federation, as well as regulatory acts of local governments governing privatization legal relations. General scientific methods of cognition are used in the work: analytical, dialectical, logical, historical, as well as special scientific methods: system-structural, formal-legal, interpretation of legal norms. Results of the research, discussion. The article analyzes the stages of development of relations of privatization in the Russian Federation and the formation of the legal framework governing these relations from the end of the last century to the present. The inconsistency of some approaches to the definition of privatization is justified; Signs of privatization legal relations, including the privatization of municipal property, are systematized. The presence of flaws in the norms of the Russian privatization legislation, the complexity of the application of the rules in practice necessitate the improvement of civil law regulation of privatization processes, legal support for the protection of interests of privatization subjects of municipal property. Conclusion. The authors conclude that it is necessary to systematize legislation regulating the legal relations of privatization of state and municipal property, bringing privatization norms into a single regulatory act that takes into account the peculiarities of privatization of various objects of public ownership.
Keywords: stages of privatization; privatization of municipal property; privatization relationship; signs of privatization, privatization legislation.
Acknowledgments: the paper was made under the Grant of the President of the Russian Federation for state support of young scientists No. 14.Z56.18.949-MK
Приватизация как гражданско-правовой институт появилась в российском законодательстве в 90-е годы XX века в связи с нормативным закреплением многообразия форм собственности и переходом к рыночной экономике. Процесс приватизации развивался в России поэтапно. Можно выделить следующие этапы приватизации:
1) спонтанная (стихийная) приватизация (1987-1991 гг.), возникшая до официального начала процесса приватизации и легального закрепления понятия приватизации в законодательстве;
2) массовая, чековая, ваучерная приватизация (1992-1994 гг.), при которой публичная собственность переходила в частные руки путем обмена приватизационных чеков на акции приватизируемых предприятий [8, с. 58];
3) денежная приватизация, предполагавшая возмездное отчуждение активов, и залоговые аукционы (1994-1997 гг.), в результате которых в связи с невозвратом кредитов, выданных под залог акций крупных госкомпаний, в собственность коммерческих банков перешли пакеты акций основополагающих для российской экономики предприятий [3; 10];
4) точечная приватизация (с 2001 г. - по наше время), характеризующаяся сменой приоритетов и направленная на повышение эффективности управления имуществом на основе создания значительного количества эффективных собственников [9, с. 214].
Радикальные преобразования отношений собственности сопровождались интенсивным нормотворчеством, при котором значительная роль отводилась законам и нормативно-правовым актам, направленным на правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Впервые легальное (законодательное) понятие приватизации было закреплено в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» как отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц. В тот период было принято постановление Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 г. № 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР». Указанным документом вводился порядок приватизации, который в действительности не мог быть реализован.
Поэтому следующим этапом нормативного регулирования и организационной основой проведения приватизации стал Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Указанный закон устанавливал перечень государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию; содержал положения, определяющие порядок и способы проведения приватизации
государственных и муниципальных предприятий; закреплял льготы и социальные гарантии работникам приватизируемых предприятий, особенности оформления приватизационных сделок, привлечения к ответственности лиц за нарушение закона о приватизации и другие нормы. Реализация многих положений закона зависела от нормотворческой деятельности Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, а с введением поста Президента РСФСР появились не указанные ранее в законе Указы Президента РСФСР, ставшие приоритетными в исполнении [6, с. 118]. Так, Закон от 3 июля 1991 года № 1531-1 предусматривал принятие Государственной программы приватизации, которая должна была разрабатываться на три ближайших года -содержать задание на текущий год и прогноз на два последующих года, и устанавливать цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Указом Президента РФ № 341 от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» были утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, на основании которых осуществлялась массовая приватизация 1992-1994 годов. В соответствии с утвержденной программой предусматривалась в основном приватизация предприятий торговли, легкой промышленности, общественного питания, строительства и промышленности строительных материалов.
С целью ускорения темпа преобразований собственности и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения была введена система приватизационных чеков. Чековая (ваучерная) приватизация осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Стоит отметить, что широко используемый термин «ваучер» как синоним приватизационного чека никогда не имел официального статуса [1, с. 347].
То обстоятельство, что массовая приватизация не принесла приватизированным предприятиям ни доходов, ни инвестиций обусловило переход к денежной приватизации, для проведения которой был принят Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных пред-
приятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
Приватизация активно осуществлялась и на уровне муниципальных образований. Приватизационные мероприятия по отчуждению муниципального имущества регулировались федеральным законодательством, которое не учитывало специфику муниципалитетов. Сверхвысокая централизация процесса приватизации приводила к ослаблению контроля за использованием муниципального имущества.
К недостаткам нормативно-правовой базы по осуществлению приватизации того периода можно отнести большое количество документов, непрерывно изменяющихся и часто противоречащих друг другу; многочисленные отсылки к подзаконным актам, принятие которых запаздывало; расплывчатость (неясность) правовых норм [7, с. 106]; устаревшая методика оценки имущества, которая приводила к занижению стоимости приватизируемого имущества; игнорирование специфики процессов приватизации в регионах и муниципальных образованиях.
Частично недостатки предшествующего законодательства были устранены с введением в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», а в большей мере - с принятием Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Указанный нормативный акт обусловил переход к следующему этапу - точечной приватизации, характеризующейся сменой приоритетов в сторону повышения эффективности управления публичным (в том числе муниципальным) имуществом.
Легальное определение приватизации как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц закреплено в статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В науке существуют различные подходы к определению понятия приватизации. Одни исследователи придерживаются определения близкого к легальной дефиниции приватизации,
другие - считают необходимым детализировать имеющееся определение, например, дополнить целью приватизации, которая заключается в повышении эффективности экономики. Думается, что законодательное закрепление критерия эффективности в легальном определении приватизации не целесообразно. Понятие «эффективность» является оценочной категорией, а юридическое определение приватизации должно обладать исчерпывающим и точным набором критериев, делающим его пригодным для практического применения, с целью исключения неопределенности в толковании и разрозненности в судебной практике.
Приватизация осуществляется в соответствии с принципами признания равенства покупателей имущества, открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, на возмездной основе, что следует из положений ст. 1 и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Проведение бесплатной приватизации (например, приватизация жилых помещений) представляет собой особое исключение, регулируется отдельными законами и обусловлено специальными социальными целями, отличающимися от целей приватизации в целом.
Приватизация публичной собственности осуществляется в несколько этапов. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» процесс приватизации включает подачу заявки на приватизацию; принятие уполномоченным органом решения о приватизации объекта; составление и утверждения плана приватизации; заключение с приобретателем приватизируемого имущества (предприятия) договора [5, с. 103]. Конкретные процедуры, необходимые для приватизации тех или иных объектов, зависят от вида приватизируемого имущества. Так, согласно земельному законодательству отдельными этапами приватизации земельных участков являются подготовка; представление документов в уполномоченный орган; постановка (при необходимости) приватизируемого земельного участка на кадастровый учет; решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность; регистрация права собственности на земельный участок [4, с. 140].
Указанные этапы приватизации выступают в качестве юридических фактов и образуют юридический состав, который носит комплексный характер, включает административные и граж-
данские правоотношения, и является основанием возникновения, изменения и прекращения приватизационных правоотношений.
Субъектами приватизации являются продавцы и покупатели имущества, находящегося в публичной собственности. Продавцами приватизируемого имущества являются органы, уполномоченные публичным собственником осуществлять продажу государственного (муниципального) имущества. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть физические и юридические лица. В отношении покупателей федеральными законами установлены ограничения участия в приватизационных отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ покупателями не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения; юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов и другие.
Таким образом, определение приватизации можно сформулировать следующим образом: приватизационные правоотношения представляют собой совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера по возмездному отчуждению имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических или юридических лиц.
На наш взгляд, спорным является мнение некоторых авторов, что приватизация государственного и муниципального имущества относится к первичным способам приобретения права собственности [2, с. 162]. Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной собственности в частную, являясь в большинстве случаев специфической сделкой купли-продажи имущества. Следовательно, приватизация государственного и муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности.
Приватизационные правоотношения регулируются и гражданско-правовыми, и административно-правовыми нормами, некоторые вопросы находятся в плоскости финансового права. Таким образом, необходимо говорить о комплексной природе приватизационного законодательства.
Двусмысленность в вопросе о соотношении общего законодательства о собственности и приватизационного законодательства на практике создает проблемы. Особенно актуален этот вопрос применительно к приватизации муниципального имущества, например, в связи с закреплением в ст. 132 Конституции РФ принципа самостоятельности при осуществлении деятельности органами местного самоуправления.
Подводя итог, можно выделить следующие общие особенности (признаки) приватизации государственного и муниципального имущества:
- приватизируемое имущество находится в публичной собственности и передается в собственность частных субъектов права;
- продавцами имущества являются органы, уполномоченные публичным собственником, покупателями - физические и юридические лица (с ограничениями, установленными действующим законодательством);
- основанием возникновения права собственности является сложный юридический состав, включающий процедуры административно-правового и гражданско-правового характера;
- приватизация относится к производным способам приобретения права собственности;
- приватизация осуществляется на возмездной основе;
- приватизационное правоотношение имеет комплексный характер и регулируется как гражданско-правовыми нормами, так и административно-правовыми.
Стоит отметить, что принципиальной разницы между приватизацией государственного и муниципального имущества нет. В качестве специфических особенностей, присущих приватизации муниципального имущества, можно обозначить следующие: объектом приватизации является имущество, находящееся в муниципальной собственности; продавцом такого имущества выступает орган местного самоуправления; процесс приватизации муниципального имущества помимо федерального законодательства регулируется еще и местными правовыми актами; сделке приватизации предшествуют решения органов местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, определенных в законодательстве.
Одной из правовых проблем, заслуживающих внимания, является отсутствие законодательной нормы о контроле, в том числе финансовом, процесса приватизации публичного имущества.
Как указывалось выше, в настоящее время государственная политика в сфере приватизации государственного и муниципального имущества направлена на повышение эффективности в управлении собственностью, применение прозрачных приватизационных процедур, открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем не менее, в Законе о приватизации не закреплены положения о контроле соблюдения законности проведения приватизационных мероприятий; для сделок по приватизации, проведенных с нарушением законодательства, не установлен порядок расторжения сделок, применения мер ответственности, признания указанных сделок недействительными, применения последствий недействительности ничтожных сделок, устранения нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации, привлечения к ответственности виновных лиц. Указанные пробелы в регулировании приватизации государственного и муниципального имущества создают предпосылки для развития коррупционной составляющей этого процесса.
Нормативно-правовая база, устанавливающая особенности приватизации, неоднократно совершенствовалась, и многие недостатки предшествующего законодательства были устранены, и все же, она содержит ряд пробелов и противоречий, что создает трудности при управлении муниципальной собственностью. Стоит констатировать, что в настоящее время нормы, регулирующие приватизационные процессы, рассредоточены по различным законодательным актам, что делает сложным и трудоемким их использование и применение, принятие к ним поправок, а так же издание на основании них субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления актов соответствующего уровня. Эти нормативные документы не приведены в единую систему, содержат многочисленные отсылки к другим актам. Помимо Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ процессы приватизации муниципального имущества регулируются Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ; особенности
участия нотариусов и нотариальных палат могут устанавливаться Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1. Кроме того, отношения, возникающие при отчуждении отдельных объектов публичной собственности, регулируются другими федеральными законами. Например, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда.
В связи с указанными обстоятельствами, по нашему мнению, необходима систематизация прива-
тизационного законодательства, которая видится в принятии единого комплексного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, который должен учитывать особенности приватизации различных объектов публичной собственности, а кроме того, содержать положения о контроле соблюдения субъектами приватизации действующего законодательства. Перечисленные меры позволят преодолеть проблемы противоречивости нормативно-правовых актов, регламентирующих приватизационные правоотношения, а так же снизить уровень криминализации в данной сфере.
Литература
1. Берсенёв В.Л. Процессы разгосударствления и приватизации в России в 90-е гг. Ч. 1: Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 2 С. 342-354.
2. Когтева А.Н., Волченко А.В. Специфика возникновения права собственности на недвижимое имущество на основе приватизации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 161-165.
3. Косинов В.А. Проблемы государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества // Административное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 5-7.
4. Мустакимов Н.С., Кондратенко З.К. Приватизация земельных участков под объектами недвижимого имущества в современном гражданском и земельном законодательстве. Краснодар : Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 7. Ч. 2. С. 139-142.
5. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть закона. 2014. № 2 (18). С. 101-107.
6. Полевщикова Н.Н., Кондратенко З.К. К вопросу об организационно-правовых основах приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: теория и практика // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2017. № 1 (5). С. 117-119.
7. Седова Н.П. Правовые основы развития законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий в России // Вестник Владимирского юридического института. 2016. №3 (40). С. 105-108.
8. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю., Потеев А.Т. и др. Марксистская экономическая теория в истории капитализации России : монография. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2018. 376 с.
9. Смирнова И.В. Приватизация: неновые принципы // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 4. С. 213-217.
10. Шереметьева Л.Н. Народная приватизация по-российски: оценки и выводы // Universum: общественные науки. 2014. № 3 (4). URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=21313723/ (дата обращения: 08.05.2019).
References
1. Bersenyov V.L. Protsessy razgosudarstvleniya i privatizatsii v Rossii v 90-e gg. Ch. 1. [The processes of denationalization and privatization in Russia in the 1990s. Part 1]. Ekonomika regiona = Economy of region, 2017, vol. 13, issue 2, pp. 342-354. (In Russ.).
2. Kogteva A.N., Volchenko A.V. Spetsifika vozniknoveniya prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushchestvo na osnove privatizatsii [The specifics of the origin of ownership of real estate on the basis of privatization]. Innovatsionnaya ekonomika:perspek-tivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement, 2017, no. 1 (19), pp. 161-165. (In Russ.).
3. Kosinov V.A. Problemy gosudarstvennogo regulirovaniya privatizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imushchestva [State regulation of public and municipal property privatization]. Administrativnoe i munitsipal'noe parvo = Administrative and municipal law, 2015, no. 1, pp. 5-7. (In Russ.).
4. Mustakimov N.S., Kondratenko Z.K. Privatizatsiya zemel'nykh uchastkov pod ob"ektami nedvizhimogo imushchestva v sov-remennom grazhdanskom i zemel'nom zakonodatel'stve [Privatization of land under the real property in modern civil and land legislation]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and social-educational ideas, 2015, vol. 7, no. 7, part 2, pp. 139-142. (In Russ.).
5. Novikova S.V. Sposoby privatizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imushchestva [Methods of privatization of state and municipal property]. Vlast' zakona = The Reign of Law, 2014, no. 2 (18), pp. 101-107. (In Russ.).
6. Polevshchikova N.N., Kondratenko Z.K. K voprosu ob organizatsionno-pravovykh osnovakh privatizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh predpriyatii v Rossiiskoi Federatsii: teoriya i praktika [On the issue of organizational and legal basis of state and municipal enterprises privatization in the Russian Federation: theory and practice]. VestnikMezhregional'nogo otkrytogo sotsial'nogo instituta = Bulletin of the Interregional Open Social Institute, 2017, no. 1 (5), pp. 117-119. (In Russ.).
7. Sedova N.P. Pravovye osnovy razvitiya zakonodatel'stva o privatizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh predpriyatii v Rossii [The legal basis of the legislation development on the privatization of state and municipal enterprises in Russia]. Vestnik Vla-dimirskogoyuridicheskogo instituta = Bulletin of Vladimir Law Institute, 2016, no. 3 (40), pp. 105-108. (In Russ.).
8. Simchenko N.A., Tsekhla S.Yu., Poteev A.T. i dr. Marksistskaya ekonomicheskaya teoriya v istorii kapitalizatsii Rossii: monografiya [Marxist economic theory in the history of the capitalization of Russia: monograph]. Simferopol: IT «ARIAL», 2018, 376 p. (In Russ.).
9. Smirnova I.V. Privatizatsiya: nenovye printsipy [Privatization: Not New Principles]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Simvol nauki» = International Scientific Journal "Symbol of Science", 2016, no. 4, pp. 213-217. (In Russ.).
10. Sheremetieva L.N. Narodnaya privatizatsiya po-rossiiski: otsenki i vyvody [People's privatization in Russia: assessments and conclusions]. Universum: obshchestvennye nauki = Universum: Social Sciences, 2014, no. 3 (4). Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21313723/ (accessed 08.05.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 13.05.2019 г.; принята к публикации 1.06.2019 г.
Submitted 13.05.2019; revised 1.06.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Багаева Л.Е., Кондратенко З.К. Становление и реформирование законодательства о приватизации муниципального имущества // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 2. С. 166-172. DOI: 10.30914/2411-3522-20195-2-166-172
Об авторах
Багаева Любовь Евгеньевна
магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID ГО 0000-00030646-7843, dom.reg12@mail.ru
Кондратенко Зарина Камилевна
кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
mati07@rambler.ru
Citation for an article:
Bagaeva L.E., Kondratenko Z.K. Formation and reformation of the legislation on municipal property privatization. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 2, pp. 166-172. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-2166-172 (In Russ.).
About the authors Lyubov E. Bagaeva
Undergraduate, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 0000-0003-0646-7843, dom.reg12@mail.ru
Zarina K. Kondratenko
Ph. D. (Law), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mati07@rambler.ru