Научная статья на тему 'Становление и развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири (1931 середина 1980-х гг. )'

Становление и развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири (1931 середина 1980-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУРЯТ-МОНГОЛЬСКИЙ АГРОПЕДИНСТИТУТ / БУРЯТСКИЙ / ИРКУТСКИЙ / КРАСНОЯРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / СТУДЕНТЫ / ФАКУЛЬТЕТ / HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION / BURYAT-MONGOLIAN AGROPEDAGOGICAL INSTITUTE / BURYAT AGRICULTURAL INSTITUTE / THE IRKUTSK AGRICULTURAL INSTITUTE / KRASNOYARSK AGRICULTURAL INSTITUTE / STUDENTS / FACULTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Любовь Алексеевна, Яковлев Александр Леонидович

В статье рассматривается развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири. Показана образовательная деятельность высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation and Development of the Higher Agricultural Education in the Eastern Siberia (1931 mid. 1980s)

The article considers the development of the higher agricultural education in the Eastern Siberia. Educational activities of higher educational institutions have been revealed.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири (1931 середина 1980-х гг. )»

1S. Администрация Президента России заинтересовалась нетленным телом // Аргументы недели. Восточная Сибирь. 2010. №3. С. 16.

19. Обращение Далай-Ламы XIV к буддистам Бурятии // Угай зам. Спецвыпуск № З0. С.1.

Амоголонова Дарима Дашиевна, доктор исторических наук, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Amogolonova Darima Dashievna, doctor of historical sciences, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 378.63 (571.54)

© Л.А. Зайцева, А.Л. Яковлев Становление и развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири (1931 - середина 1980-х гг.)

В статье рассматривается развитие высшего сельскохозяйственного образования в Восточной Сибири. Показана образовательная деятельность высших учебных заведений.

Ключевые слова: высшее сельскохозяйственное образование, Бурят-Монгольский агропединститут, Бурятский, Иркутский, Красноярский сельскохозяйственный институт, студенты, факультет.

L.A. Zaitseva, A.L. Yakovlev

The Formation and Development of the Higher Agricultural Education in the Eastern Siberia (1931 - mid. 1980s)

The article considers the development of the higher agricultural education in the Eastern Siberia. Educational activities of higher educational institutions have been revealed.

Keywords: higher agricultural education, Buryat-Mongolian Agropedagogical Institute, Buryat Agricultural Institute, the Irkutsk Agricultural Institute, Krasnoyarsk Agricultural Institute, students, faculty.

Высшее сельскохозяйственное образование Восточной Сибири начинает свое развитие с 1931 г., с открытия в Бурят-Монгольской АССР агропединститута. [1, с. 9, 10] Вторым сельскохозяйственным вузом Восточной Сибири становится Иркутский сельскохозяйственный институт, организованный в 1934 г., [2, л. 2; 3, с. 1] третьим - Красноярский сельскохозяйственный институт 1953 г. [4, л. 2; 5, л. 2].

Создание высшего учебного заведения было делом новым, поэтому в Москве программнометодическая группа Наркомзема СССР с участием представителя СНК Бурят-Монголии обсуждала практические вопросы по организации агропединститута в Верхнеудинске. На одном из заседаний было принято решение о профиле института: поскольку ведущей отраслью сельского хозяйства в Бурят-Монголии было животноводство, решено, что институт будет готовить специалистов высшей квалификации этой отрасли [6, с. 9].

5 декабря 1931 г. был издан приказ по Нар-комзему СССР: «Организуемый на основании Постановления коллегии НКЗ СССР от 13 августа 1931 г. за №38 Бурят-Монгольский государственный агропедагогический институт включить в систему Наркомзема СССР». В связи с практическим развертыванием его на конец 1931 г. было срочно ассигновано институту 35

тыс. р. Директором института назначен М.П. Хабаев [1, с. 12].

5 декабря 1931 г. можно считать датой рождения первого высшего учебного заведения в Бурятии и первого в Восточной Сибири сельскохозяйственного вуза.

В Бурят-Монгольской АССР основной отраслью хозяйства являлось животноводство, а из специалистов с высшим образованием в 1931 г. работали один зоотехник и четыре ветеринарных врача.

Колхозы республики крайне нуждались в квалифицированных специалистах. Так в 1934 г. одних только зоотехников с высшим образованием требовалось 144 чел., ветврачей - 155 чел. [7, с. 105].

Для подготовки ветврачей в 1935 г. в Бурят-Монгольском вузе открывается ветеринарный факультет, институт приобрел статус зоотехническо-ветеринарного.

В январе 1937 г. зооветинститут выпустил первых 15 зоотехников, которые были направлены на работу в животноводческие аймаки республики [7, с. 105].

В начале 1930-х гг. преподавательский состав института был малочисленным, на кафедрах работали один-два человека. На 1 октября 1934 г. в штате института числилось 9 штатных преподавателей и 7 совместителей [8, с. 79].

Контингент студентов выглядел следующим образом: в 1932/33 учеб. г. было 59 чел., 1933/34 - 65, 1934/35 -100. В 1934 г. на двух курсах отделения кормопроизводства было 10 чел., на I и II курсах отделения животноводства - 57 чел., на подготовительном отделении - 32. Весной 1936 г. на основных курсах обучалось 80 студентов, на подготовительных - 106. Студенты в основном были набраны из лиц, окончивших различные курсы и прошедших самоподготовку (более 70%), обучавшихся в неполных средних школах-семилетках и средних школах (по одному), остальные - из различных учебных заведений [1, с.75].

С момента организации института до начала Великой Отечественной войны институт подготовил 138 специалистов [9, л. 62].

Иркутский сельскохозяйственный вуз, организованный в 1934 г., в довоенный период подготовил на 188 специалистов больше, чем Бурят-Монгольский зооветинститут [9, л. 62; 3, с. 2]. Такая разница в количестве подготовленных специалистов объясняется тем что, Иркутский сельскохозяйственный институт начал работать в составе четырех факультетов: агрономического, зоотехнического, ветеринарного, механизации сельского хозяйства, а так же подготовительного отделения, тогда как Бурят-Монгольский институт до начала 1950-х гг. оставался двухфакультетным. На двух факультетах Иркутского института агрономическом и зоотехническом - к обучению приступили студенты пяти курсов. Набор на старшие курсы был произведен за счет перевода студентов из Бурят-Монгольского института в 1934 г. - ветеринарного факультета, а в 1935 г. студентов 1, 2-го курсов агрономического факультета. Переводы студентов были связаны с частым перепрофилированием Бурят-Монгольского вуза. Кроме того, в Иркутский институт были переведены студенты из Тихоокеанского института. В 1934 г. на первый курс Иркутского вуза поступило 125 чел., на подготовительное отделение 100, всего к обучению приступило 300 чел. В довоенный период в институте было подготовлено 326 специалистов [10, с. 129,130; 3, с. 2].

До Великой Отечественной войны в системе Наркомзема СССР имелось 68 высших сельскохозяйственных учебных заведений с контингентом студентов на начало 1940/1941 учебного года 34 918. За период войны сеть сельскохозяйственных вузов сократилась до 45, а контингент студентов уменьшился до 10 320 [11, л.49].

Временно прекратил свою деятельность и Бурят-Монгольский зооветеринарный институт.

С сентября 1941 г. по май 1944 г. институт не работал.

В годы Великой Отечественной войны в учебном корпусе Иркутского сельскохозяйственного института разместился военный госпиталь, но занятия не прерывались, они проходили в жилом доме профессорско-преподавательского состава.

В 1946/47 учеб. г. были восстановлены почти все кафедры, существовавшие в довоенное время, и укомплектованы высококвалифицированными специалистами. Произведен ремонт учебного корпуса, приведены в порядок учебные помещения, приобретен необходимый хозяйственный инвентарь (столы, стулья, классные доски и др.).

В 1946/47 учеб. г. количество кафедр возросло с 22 до 26, а количество штатных научных сотрудников увеличилось с 29 до 50 человек. Таким образом, штат сотрудников достиг довоенного уровня.

Бурят-Монгольский Зооветеринарный институт возобновил свою работу с мая 1944 г. На основании постановления СНК Союза ССР от 19 января 1944 г. № 53 «О восстановлении Бурят-Монгольского Зооветинститута», было принято от воинских частей два учебных корпуса и два общежития, а от сельскохозяйственного техникума учебное и хозяйственное оборудование.

С восстановлением института была развернута работа по набору студентов в институт. Из 124 абитуриентов, выдержали экзамен и были приняты на первый курс института 94 чел., из них 59 было зачислено на ветеринарный, а 35 -на зоотехнический факультет [12, л. 1].

В 1947 г. в институте имелось по три курса зоотехнического и ветеринарного факультетов. Общее количество студентов на 1 января 1947 г. составляло 182 чел. [9, л. 62].

В послевоенный период шло дальнейшее развитие вузов, укреплялась их материальная база.

Так, например, в Иркутске для сельскохозяйственного института в 60-х гг. ХХ в. началось строительство новых учебных корпусов, общежитий и жилых домов, благодаря чему он постепенно приобрел современный облик. В 1979 г. был открыт Читинский филиал вуза по заочному обучению [3, с. 2].

За большую и эффективную работу в деле воспитания и образования молодежи, а также значительную научную и просветительную деятельность Иркутский сельскохозяйственный институт был награжден государственными наградами: в 1984 г. - орденом Трудового Красного Знамени МНР, в 1985 г. - орденом Дружбы народов.

Рассматривая послевоенное развитие Бурят-Монгольского института, необходимо отметить, что уже в 1948 г. был подготовлен выпуск зоотехников, а в 1949 г. - ветеринарных врачей.

Дальнейшее развитие института неразрывно связано с огромными преобразованиями в стране: промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.

В начале 1950-х гг. Бурят-Монгольский зоо-ветинститут оставался двухфакультетным. Выпуски специалистов были небольшими, что явно не удовлетворяло растущие потребности сельского хозяйства региона. В 1951 г. в зооветин-ституте обучались 403 студента. В колхозах и совхозах республики работали 861 специалист сельского хозяйства с высшим и средним образованием и 717 практиков с курсовой подготовкой. А потребность в специалистах высшей квалификации составляла 2 450 чел. Поэтому решение правительства об открытии агрономического факультета в 1952 г. стало заметным событием не только в жизни института, но и республики [10, с.129].

В 1954 г. было принято решение Совета Министров СССР о строительстве учебного корпуса вуза в г. Улан-Удэ с тремя факультетами: агрономическим, ветеринарным и зоотехническим на 1500 студентов. В 1955 г. был открыт технологический факультет с тремя отделениями: технология кожи и мяса, технология молока и мяса, промышленное и гражданское строительство. Этот факультет в составе института произвел три выпуска специалистов и в 1962 г. был преобразован в Восточно-Сибирский технологический институт [8, с.79].

В связи с переименованием Бурят-Монгольской АССР в июле 1958 г. в Бурятскую АССР и в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 марта 1960 г. №1516 Бурят-Монгольский зооветинститут был переименован в Бурятский сельскохозяйственный институт.

С 1961 г. в институте был открыт факультет механизации сельского хозяйства, а в 1962 г. -экономический факультет с двумя отделениями: агрономов-экономистов и экономистов по бухгалтерскому учету.

На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. № 681 г. при институте было организовано подготовительное отделение для поступающих в вуз [8, с. 20].

Бурятский сельхозинститут стал одним из крупных сельскохозяйственных вузов на восто-

ке страны. Была создана хорошая база для производственного обучения студентов, которая с конца 1950-х гг. также использовалась для повышения квалификации специалистов и руководящих кадров колхозов и совхозов Бурятской АССР, областей и краев Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Высшее сельскохозяйственное образование страны в послевоенный период получило свое дальнейшее развитие. Количество сельскохозяйственных вузов в СССР увеличивалось, число студентов в них возросло с 45,7 тыс. чел. в 1940 г. до 121,9 тыс. чел. в 1953 г. Контингент приема в сельскохозяйственные вузы в начале 1950-х гг. обеспечил увеличение выпуска специалистов в 1955 г. в два раза по сравнению с 1950 г., а по наиболее дефицитным специальностям - в три и более раза. Однако состояние дела подготовки специалистов для сельского хозяйства в начале 1950-х гг. не отвечало своим задачам. Не осуществлялось перспективное планирование подготовки специалистов. Вследствие этого подготовка кадров по отдельным, особенно инженерным специальностям, резко отставала от потребности производства [13, с. 87].

В начале 1950-х гг. основной кузницей сельскохозяйственных кадров в Восточной Сибири оставались Бурятский зооветеринарный институт и Иркутский сельскохозяйственный институт. Однако существовавшие вузы не могли обеспечить всю Восточную Сибирь специалистами сельского хозяйства.

Вопрос об организации в Красноярске высшего учебного заведения по подготовке специалистов сельского хозяйства ставился перед правительством неоднократно. Особенно остро потребность в кадрах высшей квалификации для сельского хозяйства обозначилась в начале 50-х гг.

По постановлению Совета Министров СССР от 29 апреля 1952 г., в 1953 г. организуется Красноярский сельскохозяйственный институт. [5, л.2]

Министерству культуры СССР, которому тогда подчинялась высшая школа страны, поручалось открыть в 1953 г. институт в составе трех факультетов: агрономического, зоотехнического и механизации сельского хозяйства с ежегодным приемом 225 человек, по 75 на каждый факультет. [14, с.110]

За пять лет работы института была сформирована учебная база, созданы основные структурные подразделения и работоспособный коллектив преподавателей. В 1958 г. институт осуществил первый выпуск специалистов: ученых-

агрономов - 69, ученых-зоотехников - 71, ин-женеров-механиков - 61[14, с. 110].

Одним из каналов пополнения сельскохозяйственного производства специалистами было заочное обучение, поэтому в декабре 1957 г. была сформирована приемная комиссия заочного факультета. Однако система работы с заочниками окончательно оформилась лишь к 1963 г.

В 1959 г. в Красноярском сельскохозяйственном институте были организованы курсы по повышению квалификации зооспециалистов и подготовке техников по искусственному осеменению, курсы по повышению квалификации директоров совхозов. В январе 1960 г. на специальных курсах было организовано изучение механизаторами колхозов и совхозов края гидравлических систем тракторов и комбайнов. В

Как видно из таблицы, за десять лет Иркутский и Красноярский вузы увеличили контингент учащихся, прием абитуриентов и выпуск специалистов, в то же время в Бурятском сельскохозяйственном институте прием и выпуск снизился, так как был открыт филиал Иркутского СХИ в Чите, а в Туве был открыт филиал Красноярского СХИ. В целом же по Восточной

1962 г. при институте была создана одногодичная школа подготовки и шестимесячные курсы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов [14, с. 110]. В 1984 г. был открыт Тувинский филиал вуза, где были организованы две кафедры: специальных наук (агрономические и зоотехнические дисциплины), общественных наук [15, с. 126, 127].

Если в начале 1960-х гг. в вузе работали три факультета: агрономический, зоотехнический и механизации сельского хозяйства, то впоследствии открылся ветеринарный и электрификации сельского хозяйства. Быстрыми темпами расширялся прием в вуз, в 1960 г. он составлял 375 человек, а к 1987 г. вырос до 1 350. Численность студентов КСХИ за 1959-1989 гг. увеличилась более чем в три раза.

Сибири прием с 1976 г. по 1986 г. в сельскохозяйственные вузы увеличился на 491, выпуск -на 380.

Таким образом, три сельскохозяйственных вуза Восточной Сибири, пройдя несколько этапов в своем развитии, в 70-е - первой половине 80-х гг. добились стабильности в образовательной деятельности.

Таблица

Общие показатели по подготовке специалистов в сельскохозяйственных вузах Восточной Сибири. [16]

Год Название вуза

Бурятский сельскохозяйственный институт Иркутский сельскохозяйственный институт Красноярский сельскохозяйственный институт

Прием Выпуск Контингент Прием Выпуск Контин- гент Прием Выпуск Контин- гент

1976 1145 675 5519 1179 735 5776 925 563 4309

1977 1150 768 5619 1150 729 5797 925 577 4550

1978 1150 660 5794 1150 729 6032 925 568 4841

1979 1150 687 5926 1188 733 6222 925 553 4841

1980 1000 751 5665 1401 771 6721 975 618 5106

1981 1000 759 5656 1350 868 6814 975 612 5168

1982 1016 817 5526 1374 788 7113 1055 655 5296

1983 1000 738 5538 1375 847 7254 1115 669 5516

1984 991 745 5578 1385 808 7309 1360 765 5809

1985 975 745 5352 1410 855 7140 1350 643 5992

1986 1000 733 5182 1390 851 6767 1350 742 5922

Литература

1. Зайцева Л.А., Попов А.П. Ректоры первого вуза Бурятии: Очерки истории БГСХА Вып. 1. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2001.

2. ГАРФ. Ф. 9606, оп. 9, д.534

3. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия: 70 лет. - Иркутск: Изд-во ИГСХА, 2004 .

4. ГАРФ. Ф. 9606, оп. 9, д. 635.

5. ГАРФ. Ф. 9606, оп. 9, д.636.

6. Зайцева Л.А., Попов А.П. Нам - 75 лет: история Бурятской сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2006.

7. Зайцева Л.А., Попов А.П. Ректоры первого вуза Бурятии: очерки БГСХА. Вып. 1. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2001.

S. Зайцева Л.А. Сельское хозяйство Бурятии в ХХ веке: опыт и проблемы развития: монография. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.

9. Зайцева Л.А., Тумурхонова Н.В., Зангеева Л.Р. Первые (краткая история БГСХА им. В.Р. Филиппова в лицах). -Улан-Удэ: Изд-во БГсХа им. В.Р. Филиппова, 2011.

10. ГАРФ. Ф.9З9б, оп. 1б, д. 77S.

11. Зайцева Л.А. Агрономический факультет: история и современность // История факультетов и кафедр: очерки истории. Вып. З. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2001; Иркутская гос. сельскохозяйственная академия - Указ соч. ГАРФ. Ф. S0S0, оп. б, д. 19б

12. ГАРФ. Ф. S0S0, оп.б, д. 200.

13. Яковлев А.Л. Сельское хозяйство Забайкалья в 50-е годы ХХ века. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 200б.

14. Бурмакина Г.А. Становление и развитие системы сельскохозяйственного образования в Красноярском крае (194б-1991 гг.): дис. ... канд. ист. паук. - Красноярск, 200S.

15. Ворошилова Н. В. Образовательный потенциал сибирской деревни: основные тенденции и факторы воспроизводства в 1960-1980-х гг. (па материалах Красноярского края): дис. ... канд. ист. паук. - Красноярск, 200З.

16. Составлено по: ГАРФ. Ф. 9б0б, оп.9, д. бЗб, Л.2 об; д.бЗ5, Л. 2 об; д. 5З4, Л. 2 об; д. 121З, Л. 2 об; д.1214, Л. 2 об; д. 5З4, Л. 2 об.

Зайцева Любовь Алексеевна, доктор исторических наук, профессор Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.

Яковлев Александр Леонидович, доктор философских паук, профессор сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.

Zaitseva Lubov Alekseevna, doctor of historical sciences, professor, department of history, V.R. Philippov Buryat State Agricultural Academy.

Yakovlev Aleksandr Leonidovich, doctor of historical sciences, professor, department of history, V.R. Philippov Buryat State Agricultural Academy.

УДК 314.18 (571. 54)

© К.Б.-М. Митупов, О.Н. Горковенко Влияние демографической политики на ситуацию в Бурятии в условиях трансформации общества (конец XX - начало XXI в.)

Статья посвящена демографическим процессам в Бурятии в конце XX - начале XXI в. Рассмотрены основные тенденции развития в половозрастной структуре, анализируются количественные и качественные аспекты изменения в составе населения республики. Анализируются закономерности воспроизводства населения республики, его социально-экономическая обусловленность, а также специфика проявления демографических процессов в данном регионе. Дается характеристика современной демографической ситуации в Бурятии.

Ключевые слова: демографическая ситуация, половозрастной состав, естественное движение, численность населения, миграционные процессы, динамика численности.

K. B-M. Mitupov, O.N. Gorkovenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The influence of population policy on the situation in Buryatia, under the conditions of transformation of society (the end of the XXth - beginning of the XXIst centuries)

The articleis devoted to demographic processes in Buryatiya in the end of the XXth - beginning of the XXIst centuries.The basic tendencies of the development in gender and age structure have been considered, the quantitative and qualitative aspects of change in structure of the population of republic are analyzed. The regularities of the reproduction of population of the republic, its social and economic conditionality, and also the specificity of demographic processes display in this region are analyzed. The characteristic of modern demographic situation in Buryatiya is given.

Keywords: demographic situation, gender and age structure, natural movement, number of population, migratory processes, dynamics of population number.

В последнее время проблемы демографии, демографические процессы и демографическая ситуация в целом получили значительный общественный резонанс. Для азиатской России эта тема еще более остра, так как на собственно демографическую ситуацию накладывается фак-

тор миграции населения. При условии сохранения существующих тенденций возрастает доля россиян, проживающих в европейской части страны, при сокращении населения северных и восточных территорий. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.