Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ ИНСТИТУТА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ ИНСТИТУТА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / PREPARATION FOR RELEASE / THE PROGRESSIVE SYSTEM OF IMPRISONMENT / THE CONVICTED PERSON / LEGAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбань Дмитрий Владимирович

Институт подготовки осужденных к освобождению представляет собой одну из мер предупреждения рецидива преступлений. Во взаимосвязи с прогрессивной системой отбывания наказания данный институт позволяет наиболее полно и качественно достигать цели уголовно-исполнительного законодательства России. В представленной статье предпринята попытка комплексного анализа института подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на различных исторических этапах его становления и развития: дореволюционном, советском, современном. Рассмотрена взаимосвязь процесса подготовки осужденных к освобождению с элементами прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы. Сделаны выводы, направленные на совершенствование института подготовки осужденных к освобождению, а также прогрессивной системы отбывания наказания и уголовно-исполнительного законодательства России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA OF THE INSTITUTE OF PREPARATION FOR THE RELEASE OF CONVICTS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT

The institute for preparing convicts for release is one of the measures to prevent recidivism. In conjunction with the progressive system of serving a sentence, this institution allows us to achieve the goals of the criminal executive legislation of Russia in the most complete and high-quality way. The article presents an attempt to comprehensively analyze the institute of training convicts for release from correctional institutions of the criminal executive system of the Russian Federation at various historical stages of its formation and development: pre-revolutionary, soviet, and modern. The article considers the relationship between the process of preparing convicts for release and elements of a progressive system of serving a sentence in the form of imprisonment. Based on the results of writing the scientific article, conclusions are made aimed at improving the institute of preparing convicts for release, as well as the progressive system of serving sentences and the criminal executive legislation of Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ ИНСТИТУТА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8

Д. В. Горбань

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ ИНСТИТУТА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Институт подготовки осужденных к освобождению представляет собой одну из мер предупреждения рецидива преступлений. Во взаимосвязи с прогрессивной системой отбывания наказания данный институт позволяет наиболее полно и качественно достигать цели уголовно-исполнительного законодательства России.

В представленной статье предпринята попытка комплексного анализа института подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на различных исторических этапах его становления и развития: дореволюционном, советском, современном.

Рассмотрена взаимосвязь процесса подготовки осужденных к освобождению с элементами прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы.

Сделаны выводы, направленные на совершенствование института подготовки осужденных к освобождению, а также прогрессивной системы отбывания наказания и уголовно-исполнительного законодательства России в целом.

Ключевые слова: подготовка к освобождению; прогрессивная система; лишение свободы; осужденный; правовой институт.

D. V. Gorban

FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA OF THE INSTITUTE OF PREPARATION FOR THE RELEASE OF CONVICTS SERVING A

SENTENCE OF IMPRISONMENT

The institute for preparing convicts for release is one of the measures to prevent recidivism. In conjunction with the progressive system of serving a sentence, this institution allows us to achieve the goals of the criminal executive legislation of Russia in the most complete and high-quality way.

The article presents an attempt to comprehensively analyze the institute of training convicts for release from correctional institutions of the criminal executive system of the Russian Federation at various historical stages of its formation and development: pre-revolutionary, soviet, and modern.

The article considers the relationship between the process of preparing convicts for release and elements of a progressive system of serving a sentence in the form of imprisonment.

Based on the results of writing the scientific article, conclusions are made aimed at improving the institute ofpreparing convicts for release, as well as the progressive system of serving sentences and the criminal executive legislation of Russia as a whole.

Keywords: preparation for release; the progressive system of imprisonment; the convicted person; legal institution.

© Горбань Д. В., 2020 © Gorban D. V., 2020

Проблема подготовки осужденных к освобождению на сегодняшний день является очень актуальной для пенитенциарной науки и достаточно активно изучается учеными и практиками [1; 2; 3; 5; 9] Современная законодательная регламентация рассматриваемого правового института основана на исторически сложившихся и развивающихся правовых нормах. В связи с этим вызывает научный интерес проведение анализа становления и развития института подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению в России.

Для осуществления анализа становления и развития института подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению в России за основу была взята классическая историческая периодизация, используемая в различных отраслях научных знаний. В ее основе предусмотрены три периода: дореволюционный, классический этап (1860-е — 1917 гг.); послереволюционный, советский этап (1917 — конец 1980-х гг.); современный этап (конец 1980-х — настоящее время) [10, с. 101].

Дореволюционный этап. Вопрос о том, каким должно быть наказание и как оно должно исполняться, чтобы после его отбытия человек вновь не совершил преступление и вернулся в общество полноценным гражданином, в разные времена решался неоднозначно. Идея подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению рассматривалась обществом практически с момента возникновения учреждений, в которых исполнялась такая мера наказания, как лишение свободы.

По мнению коллектива авторов (С. А. Лузгин, М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев), в России первые упоминания о проведении работы, направленной на ресоциализацию осужденных в местах заключения, изложены в Наказе Императрицы Екатерины II о составлении проекта нового Уложения о наказании [12, с. 41]. Мы можем согласиться с позицией указанных авторов, отметив, что данная ресоциализационная работа осуществлялась под влиянием англо-

ирландской прогрессивной системы отбывания наказания, активно внедрявшейся в отечественную систему исполнения наказания.

Отдельные моменты оказания исправительного воздействия на осужденных, отбывающих лишение свободы, в рассматриваемый исторический период были связаны с возможностью перевода заключенных подающих надежды на исправление из закрытых тюремных помещений в условия относительно свободного содержания.

Как указывает Л. Ю. Забровская, в 1819 г. в России образуется Попечительное о тюрьмах Общество, имеющее своей задачей нравственное исправление преступников [8, с. 57]. Однако, помимо указанной задачи, деятельность Общества также была направлена на ближайший и постоянный надзор за осужденными; размещение их по роду обвинения или преступлений; заключение провинившихся из них или буйствующих в уединенное место и ряд других задач в том, числе связанных с патронатом над осужденными.

По мнению Ю. А. Реента, на рубеже Х1Х-ХХ вв. оказанием заботы и попечения об осужденных, которые подлежали освобождению из мест лишения свободы, занимался так называемый патронат. Под патронатом понималась деятельность по оказанию соответствующей помощи лицам, находящимся в местах заключения, а также вышедшим из мест заключения [13, с. 53].

Однако необходимо отметить, что ученые-пенитенциаристы XIX в. понятие патроната, в первую очередь, связывали с идеей его применения в отношении лиц освобожденных из мест лишения свободы, или малолетних преступников. При этом они пришли к научно обоснованному выводу о том, что жизненные интересы самого государства вызывают необходимость создания института, который бы корректировал негативные последствия уголовного наказания.

Ряд нормативных документов рассматриваемого исторического периода предусматривали основы подготовки заключенных к освобождению. Правила о

каторжных работах, изданные одновременно с Уложением о наказаниях 1845 г., разделяли всех осужденных, отбывающих наказание в виде каторги, на три категории: испытуемые; исправляющиеся; поселенцы.

Как отмечал И. Я. Фойницкий, вновь прибывшие осужденные помещались в первый из указанных разрядов. Далее в процессе отбывания наказания (от одного года до восьми) их могли перевести в отряд исправляющихся. Отбывание наказания в данном разряде существенно расширяло правовое положение каторжных осужденных. Им могло быть разрешено проживание за пределами «режимной» территории острога, в том числе построить собственный дом и жить в нем с семьей. С окончанием сроков каторжных работ осужденные переходили в разряд поселенцев [16, с. 272].

По нашему мнению, указанная система изменения условий отбытия наказания являлась стимулирующим поведение фактором, что способствовало стремлению осужденных не нарушать установленных режимных норм и ведению добропорядочного образа жизни. Все это в совокупности влияло на снижение уровня рецидива среди лиц, отбывших уголовное наказание.

Как было нами указано выше, на рубеже XIX — XX вв. в отечественном законодательстве и в теоретической научной литературе зарождается так называемая «прогрессивная система исполнения лишения свободы». По мнению В. А. Уткина, она напрямую связана с институтом подготовки осужденных к освобождению, так как призвана стимулировать осужденных к последующей законопослушной жизни на свободе [14, с. 153]. Мы также разделяем указанное выше мнение о взаимосвязи прогрессивной системы исполнения лишения свободы с институтом подготовки осужденных к освобождению.

Как указывал М. Г. Детков, наличие зарождавшейся в указанный исторический период прогрессивной системы исполнения наказания свидетельствует о прогрессивных тенденциях развития системы исполнения уголовного наказания в виде ли-

шения свободы. Законодателем предпринимаются попытки классификации преступников и индивидуализации исполнения наказаний [6, с. 36]. Однако, по нашему мнению, прогрессивные тенденции в деятельности уголовно-исполнительной системы в рассматриваемый исторический период были еще далеки от своего совершенства и находились в стадии развития.

Создание Главного тюремного управления в 1879 г. положило начало принципиально новому этапу тюремной реформы в России.

В 1889 г. И. Я. Фойницкий отмечал, что судьба каждого заключенного зависела от его поведения в период отбывания наказания. Прилежание заключенного могло стать основанием для перевода его к более комфортным условиям отбывания наказания и соответственно более качественной его подготовке к предстоящему освобождению [15, с. 330]. Данная позиция автора связана с развитием принципов саморегуляции поведения осужденных в период отбывания наказания, а также стимулирования их правопослушного поведения.

В 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция. Она предусматривала в своем содержании элементы подготовки заключенных к освобождению, а также прогрессивной системы исполнения наказаний. Арестанты распределялись на различные разряды, а также могли изменяться их условия содержания.

Советский этап. По справедливому мнению коллектива авторов (С. А. Лузгин, М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев), после революции, произошедшей в феврале 1917 г., в России назрела необходимость переоценки института тюремного наказания и соответственно подготовки осужденных к освобождению [12, с. 44]. Это было связано в том числе и с тем, что основные административно-политические институты Российской империи теряли власть. Однако органы юстиции в числе немногих продолжали относительно эффективно функционировать.

15 ноября 1920 г. НКЮ РСФСР утвердил «Положение об общих местах заключения РСФСР», где указывалось, что ос-

новная задача мест заключения состоит в приобщении заключенных к общественно полезному труду с тем, чтобы, выйдя на свободу, каждый из них имел возможность жить честной трудовой жизнью. Положение предусматривало применение так называемой прогрессивной системы прохождения осужденными четырех разрядов — испытуемых, исправляющихся, образцовых и штрафников.

ИТК РСФСР 1924 г. предусматривал ряд правовых норм, направленных на оказание помощи заключенным перед предстоящим освобождением (ст. 200, ст. 206). ИТК РСФСР 1924 г. в ст. 7 регламентировал положение о том, что применение мер социальной защиты в исправительно-трудовых учреждениях организуется по прогрессивной системе, что подтверждает тезис о взаимосвязи ее (прогрессивной системы) с институтом подготовки осужденных к освобождению.

5 января 1925 г. НКВД РСФСР утвердил «Положение о Всероссийском и губернских (областных и краевых) комитетах помощи содержащимся в местах заключения и освобождаемым из них».

Согласно п. 1 Положения эти комитеты имеют целью организацию всякого вида помощи освобождаемым из мест заключения путем объединения государственных, профессиональных, кооперативных и политических учреждений и отдельных деятелей, желающих бороться с нуждой, ведущей к повторной преступности.

Этим параграфом были уточнены задача комитетов помощи — это борьба с повторной преступностью. Данная задача преследовала интересы не столько отдельных лиц, сколько интересы общества в целом, и входила в общую систему государственных мероприятий по борьбе с преступностью.

Указанное положение определяло ряд мероприятий, в том числе оказание необходимой медицинской помощи, а также организацию общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Данные мероприятия включались в комплекс подготовки заключенных к освобождению.

Согласно материалам данного положения, работа комитетов не должна была ограничиваться оказанием помощи, освобождаемым заключенным, а должна протекать и в стенах мест заключения. Не ограничивая свои задачи оказанием материальной помощи нуждающимся в ней заключенным, комитеты должны поддерживать постоянную связь с заключенными, знакомясь особенно близко с теми из них, которым предстоит близкое освобождение и в отношении которых скоро станет вопрос об оказании им помощи на свободе. Систематическая работа в местах заключения по ознакомлению с заключенными является предпосылкой успешной работы комитетов помощи.

В ИТК РСФСР 1933 г. самостоятельный раздел, посвященный организации оказания помощи освобождаемым из мест лишения свободы, по сравнению с ИТК РСФСР 1924 г. отсутствовал [7, с. 319]. В первую очередь это было связано с тем, что государственная политика, проводимая в 30-е — 40-е гг. ХХ в., в целом носила карательный характер.

Конец Второй мировой войны характеризовался всплеском преступности. В этой ситуации все больше актуализировалась проблема общественного воздействия на правонарушителей [12, с. 15].

10 июля 1954 г. Совет министров СССР принял Постановление «Об утверждении Положения об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР».

Согласно Положению основной задачей исправительно-трудовых учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности — исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к общественно-полезному труду.

Дальнейшее совершенствование работы по подготовке осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению было связано с созданием в 1963-1964 гг. нового вида исправительных учреждений — колоний-поселений. Главная цель их

деятельности была четко отражена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1963 «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о переводе в них осужденных, твердо вставших на путь исправления».

Особая значимость создания этих учреждений состояла в том, чтобы подготовить осужденных, находившихся длительный период времени в местах заключения, к жизни на свободе:

в данных учреждениях не предусматривалась строгая изоляция от общества; отсутствовала вооруженная охрана; при определенных условиях осужденному предоставлялось право на приобретение собственного жилья и проживания с семьей, заключение браков, право совместной работы с вольнонаемными рабочими.

ИТК РСФСР 1970 г. предусматривал отдельную гл. XIX, которая была посвящена институту подготовки осужденных к освобождению.

В 1975 г. в штаты ИТУ были введены должности старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобождаемых из ИТУ.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. большое внимание уделялось укреплению взаимодействия учреждений УИС с представителями различных религиозных конфессий и благотворительных миссий, имевшего важное значение для подготовки к освобождению лиц, находящихся в местах лишения свободы. Во многих исправительных учреждениях был накоплен опыт совместной работы со священнослужителями в духовном и нравственном становлении осужденных. В этой деятельности активное участие принимали служители культа Русской православной церкви, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, мусульман, буддистов и др.

В указанный период времени происходит развитие такого направления государственной деятельности, как помощь лицам, отбывшим наказание, в адаптации к жизни в обществе. В ряде регионов появляется передовой опыт по открытию об-

щежитий для кратковременного проживания осужденных, освобожденных из мест лишения свободы. В данных помещениях освобожденные, не имеющие собственного жилья, могли проживать, а также решать вопросы своего дальнейшего бытового и трудового устройства.

В ряде регионов страны функционировали советы социальной адаптации и фонды социальной помощи. Советы социальной адаптации — это добровольные общественные организации, оказывающие содействие освобождающимся, по устройству жизни на свободе.

С распадом СССР существующая система содействия осужденным в их постпенитенциарной адаптации пришла в упадок. Большинство общественных институтов, особенно основанных на добровольном участии в них граждан, прекратили свое существование, в том числе и деятельность наблюдательных комиссий [4, с. 14].

Современный. На современном этапе развития уголовно-исполнительного законодательства УИК РФ предусматривает самостоятельный раздел VI «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». В данном разделе предусмотрена глава 21 «Освобождение от наказания» и ст. 173 «Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения».

Однако в указанных правовых нормах ничего не говорится о подготовке к освобождению и не приводится понятийный аппарат, что, по нашему мнению, является законодательным пробелом.

Также необходимый понятийный аппарат отсутствует и в приказе Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

На современном этапе деятельности УИС России основная организация и реализация мероприятий, направленных на

подготовку осужденных к освобождению из мест лишения свободы, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов и других заинтересованных лиц. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Реализация института подготовки осужденных к освобождению на современном этапе предполагает посещение осужденными на заключительном этапе отбывания наказания занятий в школе по подготовке к освобождению. Такие школы создаются во всех исправительных учреждениях. Проведение занятий в данных школах предполагает получением осужденными комплекса знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу, приобретении жилья, оформления прописки и т. д.

Большой вклад в процесс подготовки осужденных к освобождению на современном этапе вносит деятельность пенитенциарных психологов. Психологическая подготовка к освобождению и жизни на свободе должна быть приоритетной в работе психологических служб и включать проведение ролевых игр, аутотренингов и применение других методов работы, а также консультирование осужденных по вопросам семьи, быта, труда, которое должны проводить социальные работники.

Психологами исправительных учреждений используется накопленный передовой опыт регионов по подготовке осужденных к освобождению, а также ряд подготовительных программ.

Например, в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области используется «Программа психокоррекционной работы по ресоциализации осужденных к длительным срокам лишения свободы». Результаты реализации программы позволяют сделать вывод, что разработанная программа социально-психологического сопровождения осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, способствует их позитивным личностным изменениям, включающим в себя повышение уровня

рефлексивных и эмпатических способностей, а также осмысленности жизни.

Вся работа с освобождаемыми по их социальной адаптации предполагается в рамках прогрессивной системы отбывания наказания, она происходит на заключительном ее этапе, что подчеркивает его особую значимость для уголовно-исполнительной системы. Постепенная подготовка осужденных к освобождению может быть также организована в специальных учреждениях открытого (переходного, полусвободного) типа. Данные пенитенциарные учреждения успешно функционируют в некоторых зарубежных странах, например Швейцарии.

В соответствии со ст. 76 Уголовного кодекса Швейцарии предусмотрены два типа учреждений — безопасные и открытые тюрьмы. При этом эти типы учреждений должны функционировать и располагаться отдельно друг от друга. Согласно ст. 58 безопасные тюрьмы могут также иметь секцию, функционирующую в режиме открытой тюрьмы, так же как тюрьмы открытого типа могут включать секцию, функционирующую в режиме безопасной тюрьмы.

Аналогом открытых и полуоткрытых тюрем в российской пенитенциарной системе являются колонии-поселения и их участки. Схожие черты данных исправительных учреждений подтверждаются режимом отбывания наказания в них.

Однако необходимо отметить, что правоприменитель и законодатель на современном этапе развития УИС России недостаточно активно используют институт колоний-поселений в рамках реализации целей по социальной адаптации осужденных и их подготовке к предстоящему освобождению.

Этапы подготовки осужденных к предстоящему освобождению из исправительного учреждения необходимо связать с прогрессивной системой отбывания наказания. Перевод в колонию-поселение нужно рассматривать в качестве промежуточного этапа перед освобождением.

Таким образом, рассмотрев вопрос становления и развития института подго-

товки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению, мы можем сделать следующие выводы:

процесс формирования института подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению имеет достаточно продолжительную историю и берет свое начало практически с момента создания мест заключения;

на протяжении существования института подготовки осужденных к освобождению государство и общество стремилось организовать процесс исполнения наказания таким образом, чтобы время, проведенное в местах заключения, благотворно влияло на преступника, а после освобождения человек был бы способен осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами и устоями, установленными в обществе, и воздерживаться от совершения повторных преступлений.

в начале XX в. в России начал формироваться институт патроната, который понимался как оказание комплексной помощи лицам, находящимся в местах заключения, а также вышедшим из мест заключения.

период становления советского исправительно-трудового права характеризуется

в большей мере проведением профилактической работы с лицами, отбывающими лишение свободы. Началом становления такого направления деятельности исправительных учреждений, как социальная работа, можно считать 1975 г., когда в штатную структуру исправительно-трудовых колоний были введены должности старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобождаемых из ИТУ.

современный этап развития института подготовки осужденных к освобождению характеризуется функционированием в каждом исправительном учреждении школ по подготовке к освобождению. Осужденные на заключительном этапе отбывания наказания посещают занятия в данных школах и приобретают необходимый комплекс знаний, умений и навыков, которые пригодятся им после освобождения. Также современный этап развития института подготовки осужденных к освобождению связан с деятельностью пенитенциарных психологов и сотрудников групп (отделов) социальной защиты осужденных, реализующих комплекс мероприятий, а также различные программы по подготовке осужденных к освобождению.

Литература

1. Liem M., Richardson N. J. The role of transformation narratives in desistance among released lifers. Criminal Justice and Behavior, 2014. no. 41 (6), pp. 692-712.

2. Soyer, M. The imagination of desistance: A juxtaposition of the construction of incarceration as a turning point and the reality of recidivism. British Journal of Criminology, 2014, no. 54 (1), pp 91108.

3. Stevan E. Hobfoll. Social and Psychological Resources and Adaptation // Review of General Psychology, 2002, vol. 6, no. 4, pp. 307-324.

4. Андреева, Ю. В. История возникновения и развития наблюдательных комиссий как субъекта предупреждения рецидивной преступности // История государства и права. — 2007. — № 22.

— С. 14-15.

5. Габараев, А. Ш. Вопросы работы исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России по подготовке осужденных к освобождению : сб. научных трудов. — М., 2019.

— С. 171-178.

6. Детков, М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. К 120-летию Главного тюремного управления России. — М., 1999. — 448 с.

7. Емельянова, Е. В., Матвеева Т. П. О некоторых проблемах организационно-правового характера, возникающих при освобождении лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. — 2019. — Т. 13. — № 3. — С. 318-324.

8. Забровская, Л. Ю. Организационно-управленческие особенности формирования тюремной системы Российской империи в XIX веке. — Тамбов, 2006. — 184 с.

9. Зауторова, Э. В. Деятельность сотрудников уголовно — исполнительной системы по подготовке осужденных к освобождению // Образование и наука в России и за рубежом. — 2018. — № 10 (45). — С. 229-333.

10. Зборовский, Г. Е. О периодизации истории отечественной социологии // Социологический журнал. — 2015. — Т. 21. — № 1. — С. 101.

11. Злотников, С. А., Тепляшин, П. В. Правовое регулирование подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению : монография. — Красноярск, 2014. — 168 c.

12. Лузгин, С. А., Кузнецов, М. И., Казанцев, В. Н. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учебное пособие. — Рязань, 2005. — 355 с.

13. Реент, Ю. А. Российская пенитенциарная система начала 20 века // Преступление и наказание. — 2008. — № 5. — С. 52-56.

14. Уткин, В. А. Прогрессивная система исполнения лишения свободы в России на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2019. — № 33. — С. 153-159.

15. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. — СПб., 1889. — 514 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Liem, M., Richardson, N. J. The role of transformation narratives in desistance among released lifers. Criminal Justice and Behavior, 2014. no. 41(6). pp. 692-712.

2. Soyer, M. The imagination of desistance: A juxtaposition of the construction of incarceration as a turning point and the reality of recidivism. British Journal of Criminology, 2014. no 54(1). pp 91-108.

3. Stevan E. Hobfoll. Social and Psychological Resources and Adaptation. Review of General Psychology, 2002, vol. 6, no. 4, pp. 307-324.

4. Andreeva J. V. Istorija vozniknovenija i razvitija nabljudatel'nyh komissij kak subekta preduprezhdenija recidivnoj prestupnosti [History of the emergence and development of Supervisory commissions as a subject of prevention of recidivism]. Istorija gosudarstva i prava [History of state and law], 2007, no. 22, pp. 14-15.

5. Gabaraev A. S. Voprosy raboty ispravitel'nyh uchrezhdenij territoriaTnyh organov FSIN Rossii po podgotovke osuzhdennyh k osvobozhdeniju: sb. nauchnyh trudov [Questions of work of correctional institutions of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia on preparation of convicts for release: collection of scientific works]. Moscow, 2019. Pp. 171-178

6. Detkov M. G. Tjur'my, lagerja i kolonii Rossii. K 120-letiju Glavnogo tjuremnogo upravlenija Rossii. [Prisons, camps and colonies of Russia. To the 120th anniversary of the Main prison administration of Russia]. Moscow, 1999. 448 p.

7. Emel'janova E. V., Matveeva T. P. O nekotoryh problemah organizacionno-pravovogo haraktera, voznikajushhih pri osvobozhdenii lic, otbyvshih nakazanie v ispravitel'nyh uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On some problems of organizational and legal nature arising during the release of persons who have served their sentence in correctional institutions of the criminal Executive system]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary science], 2019. T. 13. № 3. pp. 318-324.

8. Zabrovskaja L. J. Organizacionno-upravlencheskie osobennosti formirovanija tjuremnoj sistemy Ros-sijskoj imperii v XIX veke. [Organizational and managerial features of the formation of the prison system of the Russian Empire in the XIX century]. Tambov, 2006. 184 p.

9. Zautorova J. V. Dejatel'nost' sotrudnikov ugolovno — ispolnitel'noj sistemy po podgotovke osuzhdennyh k osvobozhdeniju [Activity of employees of criminal Executive system for the preparation of prisoners for release ]. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom [Education and science in Russia and abroad], 2018, no. 10 (45), pp. 229-333.

10. Zborovskij G. E. O periodizacii istorii otechestvennoj sociologii [On the periodization of the history of national sociology]. Sociologicheskijzhurnal[Sociologicaljournal], 2015, vol. 21, no. 1, p. 101.

11. Zlotnikov S. A., Tepljashin P. V. Pravovoe regulirovanie podgotovki osuzhdennyh, otbyvajushhih lishenie svobody, k osvobozhdeniju: monografija. [Legal regulation of preparation of convicted persons serving imprisonment for release]. Krasnojarsk, 2014. 168 p.

12. Luzgin S. A., Kuznecov M. I., Kazancev V. N. Social'naja rabota v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. [Social work in the penal system]. Textbook. Rjazan', 2005. 355 p.

13. Reent J. A. Rossijskaja penitenciarnaja sistema nachala 20 veka [Russian penitentiary system of the beginning of the 20th century. Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment], 2008, no. 5, pp. 52-56.

14. Utkin V. A. Progressivnaja sistema ispolnenija lishenija svobody v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. [[Progressive system of execution of deprivation of liberty in Russia at the turn of the XIX-XX centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of the Tomsk State University. Law], 2019, no. 33, pp. 153-159.

15. Fojnickij I. J. Uchenie o nakazanii v svjazi s tjur'movedeniem [The Doctrine of punishment in connection with prison studies]. St. Petersburg, 1889. 514 p.

Информация об авторе

Дмитрий Владимирович Горбань: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра, кандидат юридических наук. E-mail: dimas8807@mail.ru

Information about the author

Dmitry V. Gorban: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), senior research associate of the Research Department of the Scientific Center, candidate of law. E-mail: dimas8807@mail.ru

УДК 343.8

Т. И. Егорова

КРИМИНОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Правопорядок и безопасность наказания в виде лишения свободы во многом зависит от социально-психологических условий его исполнения. В связи с этим имеется ряд проблемных аспектов, которые требуют научного осмысления и практического анализа. Это относится к рассмотрению динамических, динамико-статических и статических социально-психологических факторов, способствующих совершению преступлений.

На сегодняшний день в пенитенциарных учреждениях существует достаточно объективных и субъективных причин и условий, препятствующих эффективному исполнению наказания в виде лишения свободы. При этом формальные особенности отрядного размещения и трудности дифференцированного содержания в совокупности с прошлым криминальным опытном осужденных способствуют деформации социально-психологических процессов взаимодействия среди тюремного населения.

Негативный механизм распространения психологического заражения, внушения и подражания, популяризации групповых мнений и настроений, формирования традиций и обычаев тюремной субкультуры в местах лишения свободы всегда противопоставлен позитивным интересам личности, общества и государства.

Ключевые слова: лишение свободы; осужденные; психологические процессы; тюремная субкультура; преступление; депривация.

© Горбань Д. В., 2020 © Gorban D. V., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.