УДК 347
Б. А. Черняк
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНЫХ ИНСТИТУТОВ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ОТ ТЕМНЫХ ВЕКОВ ДО ПОЗДНЕЙ АРХАИКИ)
Рассматриваются вопросы становления и развития судебных институтов Древней Греции от периода темных веков до периода поздней архаики. Показаны важнейшие принципы суда, упоминаемые в произведениях Гомера и Гесиода. Анализируются основные изменения в вопросах судопроизводства в некоторых греческих полисах в VII-VI вв. до н.э.
К л ю ч е в ы е с л о в а: басилевс, старейшина, общественный контроль, законодательство, кодификация, судопроизводство, суд в Древней Греции.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF JUDICIAL INSTITUTIONS IN ANCIENT GREECE (FROM THE DARK AGES TO THE LATE ARCHAIC)
The problems of formation and development of judicial institutions of Ancient Greece from the period of the Dark Ages to the late Archaic period. Showing the most important principles of the court referred to in the works of Homer and Hesiod. Analyzes the main changes in the matters of justice in some Greek city in the VII-VI centuries. BC.
K e y w o r d s: Basileus, Elder, public control, legislation, codification, legal proceedings, the court in ancient Greece.
Поступила в редакцию 3 августа 2016 г.
Судопроизводство является важнейшей частью общественной жизни. Развиваясь, общество отказывается от древнейшей формы урегулирования конфликтов
- самосуда, передавая разрешение споров компетентным органам или должностным лицам. Судопроизводство является тем показателем, который позволяет сделать выводы о состоянии того либо иного государства, того или иного общества.
Становление демократии неминуемо ведет к демократизации судебной процедуры. Здесь особенно показателен опыт Древней Греции, где за длительный период развития государственности происходила смена различных моделей суда
- от единоначалия до коллегиальности, от судей - царей-аристократов к истинно народному суду. Причем суд может считаться институтом более древним, чем писаное законодательство: «...Суд как инструмент разрешения возникающих в обществе конфликтов возник, как известно, задолго до того, как появились первые писаные законы. В период ранней архаики судопроизводство опиралось не на закон, а на неписанные нормы обычного права»1.
Уже в поэмах Гомера содержатся упоминания о судопроизводстве. Поэт изображает несколько способов улаживания конфликтов - от судебного разбирательства до внесудебных способов (переговоры, расправа), что, видимо, отражает положение дел в этой сфере в конце IX - первой половине VIII в. до н.э.2 В произ-
1 ПальцеваЛ. А. Суд у Гомера и Гесиода // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2002. С. 22.
2 См.: Пальцева Л. А. Судебные институты архаической Греции // Там же. СПб., 2008. Вып. 7. С. 86, 90.
© Черняк Б. А., 2016
ведениях Гомера мы видим отношение к судебным полномочиям царей как одной из самых важнейших функций: «Отправление правосудия считалось важной и священнейшей обязанностью царя, которая преимущественно могла снискать ему любовь и уважение народа. По понятиям Одиссея, нет славы выше славы царя, чинящего справедливый суд и защищающего своих подданных от насилий и произвола; где властвует такой царь, там поля приносят богатую жатву, деревья гнутся под тяжестью плодов, стада размножаются, море изобилует рыбою и народ благоденствует; ибо справедливый царь исполняет волю богов и тем заслуживает их милость. Напротив, за несправедливость гнев Зевса обрушивается на виновных»3. В «Иллиаде» при описании щита Ахилла Гомер показывает нам и коллегиальный судебный орган в виде судей-старейшин, причем суд имеет открытый характер, он проходит в окружении народа, который криками пытается поддержать своего:
Множество граждан толпилось на площади города. Тяжба
Там меж двоих из-за пени была за убитого мужа.
Клялся один пред народом, что все уже отдал другому,
Тот отрицал, чтоб хоть что получил от убийцы в уплату.
Оба они обратились к судье за решением дела.
Криками каждый кругом своему приходил на поддержку.
Вестники их успокоить старались. На тесаных камнях
В круге священном сидели старейшины рядом друг с другом.
В руку жезлы принимали от вестников звонкоголосых,
Быстро вставали и суд свой один за другим изрекали.
(Homer. II., XVIII, с. 497-506; пер. В. В. Вересаева)
Из приведенного отрывка напрашивается вывод, что в гомеровский период дела об убийстве еще находились вне юрисдикции государства и считались личным делом потерпевшего или его родственников. Вероятно, стороны уже договорились о денежной компенсации за убийство4, и дело стало иметь имущественный характер - о выплате той самой компенсации. Налицо и другие несовершенства судебной процедуры: отсутствует опрос свидетелей, которые криками пытаются склонить судью на свою сторону; в качестве одного из доказательств рассматривается клятва, а сам суд мало напоминает особую, упорядоченную процедуру, приобретает характер, когда необходимо вмешательство специальных лиц с целью навести порядок. Конечно, говорить о полном и всестороннем судебном разбирательстве не приходилось, а «...судебные решения, принимаемые геронтами, нередко, видимо, оказывались субъективными и несправедливыми, что не могло не вызывать уже в это время негативную реакцию в обществе»5.
Упоминание о коллегиальных судебных органах содержится и в «Одиссее»:
Областью нашею правят двенадцать владык знаменитых, Праведно-строгих судей; я тринадцатый, главный.
(Homer. Od., VIII, с. 390-391; пер. В. А. Жуковского)
Судебные полномочия в указанных случаях являлись приложением к титулу басилевса, причем сам титул мог использоваться не только по отношению к вер-
3 Латышев В. В. Очерк греческих древностей. СПб., 1888. Ч. 1 : Государственные и военные древности. С. 33.
4 В литературе нет единого мнения по поводу предмета спора (см., например: Чельцов-Бе-бутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995. С. 57-60 ; Паль-цева Л. А. Суд у Гомера и Гесиода. С. 25-27.
5 ПальцеваЛ. А. Суд у Гомера и Гесиода. С. 28.
ховному владыке, но и к стоящим ниже его должностным лицам, которые выступали в роли судей6. Высокий социальный статус басилевса или старейшины, вероятно, снимал вопрос об исполнении и признании судебного решения. К тому же из приведенного выше отрывка (Homer. II., XVIII, с. 497-506) видно, что стороны добровольно передают дело на рассмотрение, рассчитывая на то, что решение будет справедливым, а следовательно, и обязательным для исполнения. Источники позволяют сделать вывод о том, что современнику, возлагающему надежды на судей, были хорошо известны и основные проблемы судопроизводства: злоупотребления, ложные клятвы, лжесвидетельство, взяточничество.
И не возбудит нив ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
(Hesiod. Op.et Dies, с. 190-194; пер. В. В. Вересаева)
Мы уж участок с тобой поделили, но много другого, Силой забравши, унес ты и славишь царей-дароядцев, Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
(Hesiod. Op. et Dies, с. 37-39)
Как и у Гомера, суд у Гесиода осуществляют цари (к сожалению, он не дает пояснений о составе и компетенции данного органа), за несправедливые решения которых последует возмездие богов:
Мраком туманным одевшись, и беды на тех посылает, Кто ее гонит и суд над людьми сотворяет неправый.
(Hesiod. Op. et Dies, с. 223-224)
Целому городу часто в ответе бывать приходилось За человека, который грешит и творит беззаконье. Беды великие сводит им с неба владыка Кронион: Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы. Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса. Или же губит у них он обильное войско, иль рушит Стены у города, либо им в море суда потопляет.
(Hesiod. Op. et Dies, с. 240-247)
Гесиод в своей поэме ставит в прямую зависимость процветание государства от справедливости суда:
Там же, где суд справедливый находят и житель туземный, И чужестранец, где правды никто никогда не преступит, Там государство цветет, и в нем процветают народы.
(Hesiod. Op. et Dies, с. 225-227)
В VII-VI в. до н.э. в греческих полисах начинается процесс кодификации права, что напрямую влияет на реформирование судопроизводства. У Страбона содержатся следующие упоминания о реформировании Залевком законодательства (и следовательно, вопросов судопроизводства), принятого в Локрах Эпизефир-ских, что считается древнейшим писаным законодательством в Элладе и ее колониях7: «Эфор упоминает о писаных законах локров, которые Залевк составил
6 См.: Пальцева Л. А. Судебные институты архаической Греции. С. 88.
7 См.: Латышев В. В. Указ. соч. С. 57-58.
из критских, лаконских и ареопагитских законов. Эфор сообщает, что Залевк одним из первых ввел следующее нововведение: в то время как прежние законодатели предоставляли судьям право назначать наказание за каждое отдельное преступление, он определил меру наказания в самих законах, так как полагал, что приговоры судей в одних и тех же случаях не всегда одинаковы, хотя и должны быть одинаковыми. Эфор хвалит Залевка и за то, что тот установил более простые правила для заключения договоров» (Б^аЬ., VI, 1, 8 р. 260). «Значение этого нововведения можно признать поистине революционным. Законодатель впервые вторгся в устоявшуюся с гомеровского времени практику судопроизводства, определив и письменно зафиксировав в законах меру наказания по каждому виду правонарушений»8. Судебные решения, таким образом, должны были стать более объективными. Важнейшее значение в реформе Залевка имело и расширение компетенции суда. Теперь преступления против личности должны были рассматриваться судом, переставали быть делами, интересующими потерпевших и их родственников. Наказание в этих случаях были основаны на принципе талиона -«око за око»9.
Хиосская ретра (VI в. до н.э.) говорит о создании народного Совета, под юрисдикцию которого подпадали дела о злоупотреблениях должностных лиц. Гражданину предоставлялось право апелляции в Совет на решения, вынесенные в судах первой инстанции - царей и демархов, этот же Совет разбирал или готовил к рассмотрению в суде указанные дела10. Формирование подобного коллегиального органа (50 человек от каждой филы) являлся важнейшим шагом как в установлении контроля за действиями должностных лиц, так и в демократизации самого судопроизводства в Греции. Показательно, что подобные тенденции были весьма распространены во многих греческих полисах. Так, одна из надписей, найденных в критском городе Дреросе, регламентирует деятельность высших должностных лиц - космов, в частности, указывается, что человек, занимавший должность кос-ма, снова не может быть космом в течение десяти лет. Если же он будет исполнять полномочия косма и вынесет судебное решение, то сам должен будет уплатить присужденную сумму в двойном размере, а также потеряет право занимать указанную должность в течение всей жизни. Решения, принятые им как судьей, теряют силу11. Указанная надпись говорит о формировании в Греции нового важнейшего принципа: «В небольшом критском городе во второй половине VII в. до н.э. уже вполне созрела и нашла свое законодательное воплощение идея сменя-
ч/ 12
емости судей...»12.
Законы Харонда, созданные для Катаны, по словам Аристотеля, вводили систему штрафов за отказ от исполнения должности судьи: «За уклонение от исполнения судейских обязанностей на состоятельных налагается штраф, бедные
8 Пальцева Л. А. Основные направления развития судебной системы в архаической Греции (VII в до н.э.) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2005. Вып. 4. С. 76.
9 См.: Там же. С. 77.
10 См.: Лаптева М. Ю., Манзюк А. П. Организация судебного процесса в греческих полисах VIII-V вв. до н.э. (поданным литературных источников, эпиграфики и археологии) // История и археология. 2014. № 10. и^: http://history.snauka.ru/2014/10/1228
11 См.: Пальцева Л. А. Судопроизводство в Греции в VII-VI вв. до н.э. (по данным эпиграфических источников) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2, История. 2011. Вып. 1. С. 18.
12 Там же. С. 19.
освобождены от него, или, как в законодательстве Харонда, на богатых налагается крупный штраф, на бедных - мелкий» (Arist. Polit., IV, 10,6; пер. С. А. Жебелева). Это дает нам основание говорить о формировании судебного органа, состоявшего из представителей разных имущественных слоев13.
Подобное прогрессивное развитие судопроизводства в греческих городах имело также и негативную сторону. Переход судебных полномочий к выборным судьям, да еще и не всегда из представителей аристократии, изменил отношение населения к обязательной силе судебного решения, ранее «освященного» (а поэтому обязательного) властью судьи-басилевса. Указанные обстоятельства требовали решения. Гортинский закон, датируемый VI в. до н.э., предписывает су-дье-косму не только налагать штрафы, но и взыскивать их, наделяя судью еще и полномочиями судебного пристава14. А чтобы дополнительно стимулировать его деятельность в указанном направлении, закон вводит правило, согласно которому если судья не взыщет присужденного штрафа, то сам будет обязан уплатить соответствующую сумму15. Надпись из Эретрии (VI в. до н.э.) содержит законы, которые идут еще дальше. Они устанавливают не только личную материальную ответственность судьи, но и применение в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты штрафов, наказания в виде изгнания16, что в условиях Древней Греции, как мы знаем, было весьма тяжким наказанием.
Из приведенных выше примеров следует, что в VII—VI вв. до н.э. в греческих полисах происходят значительные изменения, касающиеся вопросов судопроизводства. Свойственное ранним этапам развития государства самовластие судей сменяется повсеместным установлением общественного контроля за их деятельностью. Контроль мог осуществляться путем: создания специального, наделенного особыми полномочиями органа, к которому могли апеллировать недовольные решением судей граждане; увеличения численности состава судов, представлявших уже не только аристократию, но и самые широкие слои населения; тщательной регламентацией деятельности судей с установлением ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.
13 См.: Пальцева Л. А. Судебные институты архаической Греции. С. 93.
14 См.: Пальцева Л. А. К вопросу об исполнении приговоров в архаической Греции // Мне-мон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2011. Вып. 10. С. 20.
15 См.: Пальцева Л. А. Судопроизводство в Греции в VII—VI вв. до н.э. (по данным эпиграфических источников). С. 20.
16 См.: Там же. С. 21.
Воронежский государственный университет
Черняк Б. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
Voronezh State University
Chernyak B. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department
E-mail: [email protected]