Научная статья на тему 'Становление и развитие Союза России и Белоруссии'

Становление и развитие Союза России и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2818
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / СНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / RUSSIA / BELARUS / THE CIS / COOPERATION / NATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградова Ксения Васильевна

В статье рассматриваются основные вехи создание Союза России и Белоруссии и проблемы дальнейшего углубления интеграционных процессов между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

and Development of the Union of Russia and Byelorussia

In this article the basic landmarks of the creation of the Union of Russia and Byelorussia and the problem of the further deepening of integration processes between two countries are researched.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие Союза России и Белоруссии»

ПРОБА ПЕРА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЮЗА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

К.В. Виноградова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные вехи создание Союза России и Белоруссии и проблемы дальнейшего углубления интеграционных процессов между двумя странами.

Ключевые слова: Россия, Белоруссия, СНГ, сотрудничество, национальная безопасность.

Отношения России и Белоруссии во многом уникальны, их специфические особенности одновременно открывают большие возможности и создают серьезные проблемы.

Российско-белорусские связи строятся по модели, отличной от отношений между другими странами СНГ. Они по ряду направлений более продвинуты, менее зависят от позиций третьих стран и вместе с тем являются наиболее политизированными, зависящими от изменений внутриполитического климата. В отношениях ни с одной другой страной СНГ Россия не выдвигает на первый план проблемы прав человека.

В России и Белоруссии вопрос о развитии двусторонних отношений, в отличие от всех других международных проблем, является очень значимым фактором во внутриполитических дискуссиях. Этот вопрос представляет большой интерес для общественного мнения двух стран, население которых имеет мало оснований рассматривать друг друга в качестве разных народов.

После распада СССР в Белоруссии, как и в других бывших республиках, начались дискуссии о характере интеграции в рамках СНГ и отношений с РФ. Специфика Белоруссии заключалась в том, что сторонники интеграции имели там гораздо более прочные позиции, чем где-либо [4. С 61].

Создание Союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессов в его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распада СССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло СНГ, в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

Россия и Белоруссия накопили большой интеграционный опыт, уходящий своими корнями в историю Российской Империи. В течение многовекового развития сложилась общность исторических судеб их народов, культур, уклада хозяйственной жизни, родственность их менталитета.

Из десятимиллионного населения Белоруссии более двух миллионов — выходцы из России, переселившиеся в основном после Второй мировой войны. Среди бывших советских республик вряд ли можно найти народ, более близкий народу России генетически и лингвистически, чем народ Белоруссии. И даже название Республики Беларусь является наглядным отражением их близости. Большинство белорусов отдавало детей в русские школы. В учреждениях республики говорили и переписывались исключительно на русском языке. Белоруссия никогда не стремилась отказаться от русского языка как государственного, и в стране утвердилось белорусско-русское двуязычие.

После распада СССР и особенно расширения НАТО на Восток геополитическое положение и России, и Белоруссии серьезно осложнилось. Так, границы России оказались отодвинутыми на сотни километров на восток, а военная инфраструктура НАТО непосредственно приблизилась к западным границам Белоруссии. Одним из важных объективных факторов, содействовавших осознанию Россией и Белоруссией пагубных последствий их разъединения, явился подрыв созданного в прежние годы единого военно-стратегического потенциала. Стало очевидным, что уровень их внешней безопасности в результате раздела единой армии и вооружений заметно снизился. Так, например, в период существования единого Союза противовоздушная оборона (ПВО) обеих республик строилась без учета административных и республиканских границ, а в новых условиях и перед Россией, и Белоруссией возникла проблема создания собственных, чрезвычайно дорогостоящих систем ПВО. Следует особо подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о расширении геополитического влияния России в Белоруссии, а о совместном обеспечении национальной безопасности наших государств.

Другим важнейшим фактором сближения России и Белоруссии является их заинтересованность в дальнейшем всестороннем развитии взаимовыгодных торгово-экономических связей. После распада СССР Белоруссия не только сохранила большинство отраслей национального производства, но и сумела обеспечить экономический рост. Более глубокая интеграция России и Белоруссии поддержит их экономику новыми заказами и рынками сбыта.

Провозглашение курса на ускоренное сближение с Россией стало одним из важных факторов победы А.Г. Лукашенко на первых в Белоруссии президентских выборах в 1994 г. В течение последующих двух лет этот курс поддерживало абсолютное большинство партий, представленных в парламенте, и общественных организаций.

Главные силы оппозиции — Белорусский народный фронт и его союзник Белорусское объединение военнослужащих — в качестве противовеса России предлагали создать Балтийско-Черноморское сообщество государств и придерживаться прозападной и антироссийской ориентации.

Летом 1996 г. в расстановке внутриполитических сил произошли существенные изменения. К антипрезидентской оппозиции присоединились коммунисты и аграрии. Особенность нового этапа противостояния заключалась в том, что если ранее водоразделом между сторонами служил вопрос об интеграции с Россией, то теперь и сама оппозиция начала демонстрировать пророссийскую ориентацию.

Тема российско-белорусского объединительного процесса стала одной из ключевых идеологических технологий, активно использовавшихся сторонами в политической и информационной борьбе по вопросу о конституционной реформе. Партия коммунистов Белоруссии, в августе—ноябре 1996 г. фактически возглавившая парламентскую и внепарламентскую антипрезидентскую оппозицию, называла российско-белорусский объединительный процесс в качестве одной из важнейших и определяющих программных целей.

Этот фактор был серьезнейшим образом использован президентской стороной, в результате чего курс на более тесное сотрудничество с Россией стал прочно увязываться населением именно с политикой А. Лукашенко, а вовсе не коммунистов [4. С. 62—63].

Результатом проведенной в Белоруссии по итогам референдума 24 ноября 1996 г. конституционной реформы стало возникновение умеренно авторитарного режима с суперпрезидентской формой правления.

Ужесточение режима имело неоднозначные последствия для российско-белорусских отношений. С одной стороны, специфика новой белорусской власти могла стимулировать сближение, учитывая определенную приверженность А. Лукашенко идеям интеграции и полное вытеснение его противников из властных структур. С другой стороны, это дискредитировало интеграционный процесс в глазах реформаторских сил, влекло за собой обвинения России в «поощрении авторитаризма», порождало опасения за судьбу демократических преобразований в самой РФ, создавало крайне неблагоприятный информационный фон для интеграции.

Визит А. Лукашенко в Москву 7 марта 1997 г. позволил снять некоторые элементы недопонимания и уточнить позиции сторон. В частности, стало ясно, что Минск готов на постепенное преобразование Сообщества России и Белоруссии в Союз, введение общего гражданства, создание ряда межнациональных органов и продвижение на пути к единой валюте. Но все это лишь при условии обеспечения соответствующего места для президента Белоруссии в процессе принятия ключевых решений в наднациональных органах и сохранении для него и белорусской элиты в целом властной перспективы. Эта позиция была зафиксирована в проекте Устава Союза.

Период всенародного обсуждения Устава Союза в апреле—мае 1997 г. стал серьезным испытанием для белорусско-российских отношений. Аргументация и жесткая тональность многих российских, в первую очередь электронных СМИ, порой были оскорбительны для национальных чувств белорусов. Обсуждение проекта Устава приняло такие острые формы, что многие эксперты предрекали немедленный политический и психологический раскол властных, интеллектуальных элит двух стран. Раскола удалось избежать, и обсуждение закончилось подписанием А. Лукашенко и Б. Ельциным 23 мая 1997 г. отредактированного Устава Союза.

Проводимые в России социологические исследования также показывают весьма благожелательное отношение общества к сближению с Белоруссией. Заключение Договора о Союзе поддержало более 80% граждан. Это один из самых консенсусных вопросов в российском общественном мнении.

В российских экспертных и политических кругах и сторонники сближения России и Белоруссии, и его противники достаточно единодушны в оценке как позитивных, так и негативных международных последствий процесса для РФ. Только одни делают акцент на плюсы, другие — на минусы [4. С 74—75].

В качестве положительных внешне- и военно-политических моментов называют:

— обеспечение непосредственного выхода на границы Центрально-европейского региона, «окно в Европу»;

— устранение потенциальной угрозы создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России;

— получение дополнительных средств воздействия для развития отношений с Украиной;

— усиление позиций для диалога с Польшей, в меньшей степени — с государствами Балтии;

— придание демонстрацией примера импульса развитию процессов дальнейшего сближения в «интеграционном ядре» СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и, возможно, в Содружестве в целом;

— общее усиление влияния России в мировой политике посредством доказательства ее способности к проведению столь крупномасштабной акции, как создание Союза с соседним независимым государством;

— оптимизация общего стратегического положения России на западном направлении;

— улучшение ситуации вокруг Калининградской области;

— получение дополнительного пространства для маневра в рамках Договора об ОВСЕ;

— обретение дополнительных возможностей для совершенствования систем противовоздушной и противоракетной обороны.

К негативным международным последствиям интеграции российские аналитики относят возможность перехода ряда государств мира к индивидуальной или согласованной политике, направленной на нейтрализацию получаемых Россией преимуществ.

Главными составляющими этого курса могут стать:

— не столько политическое, сколько военное расширение НАТО на страны Центральной Европы с созданием инфраструктуры для «передового базирования» (в то же время следует подчеркнуть, что сближение России и Белоруссии не рассматривается значимыми российскими политиками и экспертами в контексте расширения НАТО; у участников Союза, по их мнению, есть многообразные объективные национальные интересы, требующие их интеграции безотносительно к будущему НАТО);

— польско-украинское и польско-литовское сближение, а также дальнейшая консолидация балтийских стран, что будет сужать пространство маневра российской внешней политики;

— повышение внимания к Украине на Западе, следствием чего уже в среднесрочной перспективе могут стать усилия по подрыву модели российско-украинских партнерских отношений;

— нарастание противоречий в отношениях между Россией и Западом;

— оказание Западом косвенного экономического давления в виде дальнейшего снижения финансовой помощи, отказа от финансово-экономического содействия в реформировании белорусской экономики под тем предлогом, что если у России находятся средства на проведение крупных внешнеполитических акций, она не должна рассчитывать на помощь из-за рубежа.

Однако, по мнению российских аналитиков, большая часть указанных негативных тенденций уже проявляется и будет развиваться в дальнейшем, даже если российско-белорусская интеграция не состоится.

В целом в Москве исходят из того, что страны Запада не пойдут на открытую конфронтацию с Россией из-за ее сближения с Белоруссией. Оно воспринимается как процесс, хотя и не соответствующий интересам Запада, но достаточно предсказуемый и естественный, учитывая близость русского и белорусского народов [4. С. 76].

Однако, несмотря на различные проблемы и препятствия на пути становления и развития Союза России и Белоруссии, существуют и положительные моменты российско-белорусской интеграции.

По инициативе Парламентского Собрания постоянно проводятся различные мероприятия, посвященные белорусско-российскому единению. Они призваны содействовать активизации процесса становления и развития Союзного государства, укреплению веры народов двух стран в возможность достижения целей их единения, усилению общественно-политической и информационной поддержки союзного строительства, противодействию подрывной антисоюзной деятельности.

На данном историческом этапе целесообразность построения Союзного государства Беларуси и России определяется и стратегическими, в частности, геополитическими факторами, и совершенно конкретными повседневными задачами. Например, для России принципиально важно, что Беларусь остается практически единственным соседним государством, не вошедшим в так называемый Черноморско-Балтийский санитарный кордон. Часть этого кордона — прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония), другая половина участники ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова). Стратеги НАТО не теряют надежды на то, что при определенных условиях, такой кордон может стать реальностью и ограничит экономические и оборонные возможности России. Как справедливо отметил Президент РБ А.Г. Лукашенко, — «Союз Беларуси и России должен стать реальным противовесом сложившемуся ныне однополюсному миру, мощным двигателем в прорыве агрессивного трансатлантического монополизма, интеграционным ядром нового единения государств».

Для Беларуси тоже немаловажным фактором является реальная военная сила России. Этот фактор способствует укреплению ее международного авторитета. В ближайшем будущем Союзное государство будет иметь совместную военную доктрину оборонного характера.

С удовлетворением можно отметить успех практических шагов в сфере экономики на региональном уровне. В тех или иных формах Республика Беларусь

сотрудничает практически со всеми российскими регионами. С десятью из них наиболее плодотворно. Так, на Москву приходится более 33% общего объема товарооборота Беларуси с РФ. Для Тюменской области эта цифра составляет почти 19%. Далее в этой десятке следуют Санкт-Петербург, Московская область, Ингушская Республика, Ярославская область, Смоленская область, Калининградская область, Нижегородская область, Республика Татарстан. Даже это простое перечисление показывает как широка география сотрудничества. На эти 10 регионов приходится более 70% общего товарооборота между Беларусью и Россией.

Беларусь получает из России энергоносители, некоторые виды машин и оборудования, продукцию химической промышленности, черные и цветные металлы. Российская сторона заинтересована в производимых в Беларуси транспортных средствах, сельскохозяйственной и дорожной технике, оборудовании для мебельной промышленности и многом другом.

Очень важно то, что благодаря укрепляющемуся экономическому сотрудничеству в обеих странах растет занятость, возрождаются предприятия, их продукция становится конкурентоспособной с изделиями других европейских стран.

Отрадным фактором, способным позитивно повлиять на ускорение процесса единения России и Беларуси, стало организационное оформление общественного движения в его поддержку. В апреле 2000 г. по инициативе белорусских и российских общественных объединений, поддержанной Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, учреждена Союзная общественная палата.

Главной целью Палаты является объединение возможностей государственных органов и общественных организаций для реализации положений Договора о создании Союзного государства, непосредственное участие в его общественном строительстве [5].

Нынешний вариант создания Союзного государства не носит радикального характера, максимально учитывает сложившиеся после распада СССР реалии, не противоречит интересам российского и белорусского политического истеб-лишментов и направлен на усиление геополитического, экономического и военного потенциалов двух стран.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барциц И. Союз Россия — Беларусь: неизвестный миру тип федерации? // Федерализм. — 1999. — № 2.

[2] Воронцов А.В. Союз России и Белоруссии — геополитическая реальность // Вестник Петровской академии наук и искусств. — 2005. — № 2.

[3] Качалов В.В., Чепуров В.М. Союз России и Белоруссии: желательное и возможное. — М.: ИСПИ РАН, 2001.

[4] Никонов В. Белоруссия во внешней политике России. — [Электронный ресурс] — http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/21729811dt-02vn.pdf (Доступ к документу 14.04.2009).

[5] Шершнев Л.И. Актуальные вопросы союзного строительства. — [Электронный ресурс] — http://j.rsl.ru/downloads/0305/200703222050/www.fnimb.org/news.htm (Доступ к документу 14.04.2009).

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE UNION OF RUSSIA AND BYELORUSSIA

K. V. Vinogradova

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

In this article the basic landmarks of the creation of the Union of Russia and Byelorussia and the problem of the further deepening of integration processes between two countries are researched.

Key words: Russia, Belarus, the CIS, cooperation, national safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.