Научная статья на тему 'Становление и развитие скрипичного искусства в Китае'

Становление и развитие скрипичного искусства в Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
скрипичное искусство / история музыки / восточная философия / филармония / violin art / history of music / oriental philosophy / philharmonic

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тан Итин

Скрипичное исполнительское искусство появилось, популяризировалось и развивалось в Китае в результате экономического и культурного обмена между Востоком и Западом (включая Россию). Китайская скрипичная музыка имеет свои уникальные характеристики, которые уходят корнями в китайскую традиционную музыку и философию. На протяжении многих лет Китай постепенно создавал свою уникальную систему обучения игре на скрипке. Сочетания красивого звука скрипки и богатой техники с традиционными китайскими музыкальными концепциями привело к созданию множества прекрасных китайских скрипичных произведений. Усилия китайских музыкантов и педагогов по игре на скрипке за последние десятилетия сделали скрипку одним из самых любимых музыкальных инструментов в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of violin art in China

Violin performing art appeared, popularized and developed in China as a result of economic and cultural exchange between East and West (including Russia). Chinese violin music has its own unique characteristics that are rooted in Chinese traditional music and philosophy. Over the years, China has gradually built up its unique system of learning to play the violin. The combination of the violin’s beautiful sound and rich technique with traditional Chinese musical concepts has resulted in many beautiful Chinese violin pieces. The efforts of Chinese musicians and violin educators over the past decades have made the violin one of the most loved musical instruments in China.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие скрипичного искусства в Китае»

Тан Итин

Магистр, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Становление и развитие скрипичного искусства в Китае*

Аннотация. скрипичное исполнительское искусство появилось, популяризировалось и развивалось в Китае в результате экономического и культурного обмена между Востоком и Западом (включая Россию). Китайская скрипичная музыка имеет свои уникальные характеристики, которые уходят корнями в китайскую традиционную музыку и философию. на протяжении многих лет Китай постепенно создавал свою уникальную систему обучения игре на скрипке. сочетания красивого звука скрипки и богатой техники с традиционными китайскими музыкальными концепциями привело к созданию множества прекрасных китайских скрипичных произведений. Усилия китайских музыкантов и педагогов по игре на скрипке за последние десятилетия сделали скрипку одним из самых любимых музыкальных инструментов в Китае.

Ключевые слова: скрипичное искусство, история музыки, восточная философия, филармония.

Tang Yiting

Master, Moscow State Institute of Music.

Formation and development of violin art in China

Abstract. Violin performing art appeared, popularized and developed in China as a result of economic and cultural exchange between East and West (including Russia). Chinese violin music has its own unique characteristics that are rooted in Chinese traditional music and philosophy. Over the years, China has gradually built up its unique system of learning to play the violin. The combination of the violin's beautiful sound and rich technique with traditional Chinese musical concepts has resulted in many beautiful Chinese violin pieces. The efforts of Chinese musicians and violin educators over the past decades have made the violin one of the most loved musical instruments in China.

Key words: violin art, history of music, oriental philosophy, philharmonic.

скрипичное исполнительское

искусство появилось, популяризировалось и развивалось в Китае в результате экономического и культурного обмена между Востоком и Западом (включая Россию) [4, 5].

Как древняя цивилизация, Китай имеет свои собственные богатые традиционные инструменты и музыку. Впервые скрипка была представлена французским миссионером Людовиком Перноном в конце 17 века. На нем

* © Тан Итин, 2023.

Становление и развитие скрипичного искусства в Китае

играли в небольшом ансамбле вместе с другими западными музыкальными инструментами в императорском дворце.

К 19 веку центрами религиозных и музыкальных событий стали христианские и католические церкви. Помимо хора, во многих церквях также были различные группы, которые, в свою очередь, продвигали западные музыкальные инструменты, включая скрипку.

Шанхайский общественный оркестр, основанный в 1897 году, был первым духовым оркестром Китая. Затем в 1907 году он был расширен до оркестра. В начале 20 века некоторые студенты учились игре на скрипке за границей. После 1920-х годов многие всемирно известные скрипачи, такие как фриц Крейслер, яша Хейфец, Жак Тибо и Шимон Гольдберг, совершили гастроли в Китае. Эти концерты продемонстрировали китайцам красоту этого музыкального инструмента. В Китай приезжало все больше и больше прекрасных скрипачей из Европы и России. они выступали с китайскими оркестрами, а также сыграли очень важную роль в обучении игре на скрипке в Китае, что внесло огромный вклад в развитие скрипичного искусства в Китае. Ма си-конг — самое важное имя в истории китайской скрипки. он известен как пионер китайской скрипки [1].

Ма изучал скрипку и сочинение музыки во франции в 1923 году. В 1930 году он вернулся в Китай и основал Музыкальную консерваторию Гуанчжоу. он также гастролировал по другим городам Китая, чтобы выступать, преподавать и сочинять. он начал сочинять скрипичные пьесы в традиционном китайском стиле. Это оказало глубокое влияние на китайскую скрипичную музыку тогда и с тех пор.

Вторая мировая война прервала нормальную культурную деятельность. однако скрипка была очень популярна во многих небольших действующих театрах и коллективах. Таким образом, к концу войны скрипка стала одним из самых популярных западных музыкальных инструментов в Китае.

с 1949 года китайское музыкальное образование открыто для всего мира. Многие музыканты из других стран стали приглашенными преподавателями музыкальных школ Китая. Китай также отправил больше студентов на учебу за границу. новые поколения талантов скрипачей признаны международным скрипичным обществом, многие из них завоевали титулы на различных международных соревнованиях.

на протяжении многих лет Китай постепенно создавал свою уникальную систему обучения игре на скрипке с точки зрения педагогики, учебной программы и исследований. изучение сочетания красивого звука скрипки и богатой техники с традиционными китайскими музыкальными концепциями и элементами привело к созданию множества прекрасных китайских скрипичных произведений [2].

с середины 1980-х годов жизнь людей изменилась вместе с быстро растущей экономикой Китая. Заметна новая волна обучения игре на скрипке. Музыкальная карьера больше не является единственной целью уроков игры на скрипке. В настоящее время люди рассматривают обучение игре на скрипке и музыке как очень важный воспитательный процесс для развития детей. сегодня в Китае во многих начальных школах и даже детских садах есть классы игры на скрипке. несколько тысяч студентов приняли участие в прослушивании скрипачей в провинции Цзянсу в 2022 году.

Важно помнить, что китайская музыка так же стара, как и китайская цивилизация. Когда идет обсуждение традиционной китайской музыки, обычно имеется в виду музык китайцев Хань, которые составляют около 92% населения Китая. современная китайская музыка объединяет народную музыку многих других этнических групп Китая. Развитию китайской музыки способствовали два разных пути: искушенные люди из литературного класса создавали высокоинтеллектуальную музыку для очищения своих мыслей, в то время как простые люди из рабочего класса создавали популярную народную музыку для развлечения.

Концерт для скрипки «Лян Шаньбо и Чжу иньтай», известный за пределами Китая как «Концерт влюбленных бабочек», является одним из самых известных произведений китайской скрипичной музыки. «Влюбленные бабочки» — самая популярная история любви в Китае. историю о влюбленных четвертого века, которые не могут жениться из-за разного семейного происхождения и соединяются только после смерти, когда они превращаются в бабочек, называют китайскими «Ромео и Джульеттой». Лян Шаньбо, молодой человек из скромной семьи, едет учиться в Ханчжоу. По пути он встречает амбициозную девушку Чжу интай, которая переоделась мальчиком, чтобы поступить в школу. они становятся друзьями, и за три года совместной учебы Чжу интай влюбляется в Лян Шаньбо, но никогда не раскрывает свою истинную личность. После того, как Чжу интай возвращается домой, она сначала бросает вызов своему отцу, когда узнает, что он устроил ее замуж за сына богатого соседа. Когда Лян Шаньбо решает без предупреждения навестить своего школьного друга, он с удивлением и

радостью обнаруживает, что Чжу интай на самом деле девушка. но когда он узнает о ее планах замужества, он в отчаянии уходит и умирает от несчастья. В день свадьбы Чжу интай настаивает на том, чтобы перед церемонией посетить могилу Лян Шаньбо. Разражается буря, могила распахивается, и она прыгает туда, чтобы присоединиться к любимому. После того, как буря проходит, появляется радуга, а затем две бабочки, которые появляются из цветов и вместе улетают [3].

история влюбленных бабочек рассказывалась и пересказывалась в различных форматах на протяжении веков. Возможно, самой популярной обработкой является этот концерт 1959 года, изначально написанный для скрипки с оркестром. Концерт «Влюбленные бабочки» был написан совместно Чен Га-нем и Хэ Чжаньхао, оба были знакомы с европейской и китайской музыкой, и их привлекла идея слияния их родного музыкального языка с западной симфонической традицией [6].

Концерт «Влюбленные бабочки» представляет собой непрерывный музыкальный отрезок из трех разделов (I. Любовь, II. Протест, III. Преображение). на первом изображена встреча студентов и расцвет любви, второй изображает неповиновение браку по расчету, третья - метаморфоза. сольная партия скрипки представляет Чжу интай, виолончель исполняет Лян Шаньбо. изучение композиторами классиков западноевропейской музыки наложило свой отпечаток на общую композицию, гармонию и виртуозное сольное исполнения концерта.

Результатом взаимодействия национального и глобального в китайской скрипичной музыке является синтез авангардного стиля с традиционными лаоинтонациональными формация-

ми, использование пентатонических модальных структур в додекафонии, смешение европейских и китайских национальных инструментов в оркестре (например, скрипичный концерт «Влюбленные бабочки»). Все эти техники открывают новые пути для китайской скрипичной музыки и демонстрируют широкое поле новых возможностей для синтеза национальной и европейской музыки.

Таким образом, китайская скрипичная музыка имеет свои уникальные характеристики, которые уходят корнями в китайскую традиционную музыку и философию. Усилия китайских музыкантов и педагогов по игре на скрипке за последние десятилетия сделали скрипку одним из самых любимых музыкальных инструментов в Китае.

References

[1] Mu Quanzhi. Formation of violin education in China in the first half of the twentieth century // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma. 2021. № 8 (82). P. 125-127.

[2] Mu Quanzhi. Formation of the national violin repertoire in Chinese music of the 1920-60s // Actual problems of higher musical education. 2019. № 3 (45). Р. 59-63.

[3] Peng Cheng. Combination of European and National in Guo Wenjing's Concerto for Violin and Orchestra "Tuyun" // Actual Problems of Higher Musical Education. 2019. № 4 (46). Р. 48-55.

[4] Bondarenko A.V. Creativity as a phenomenon of culture // Bulletin of the Oryol State University. Series: New Humanities Research. 2015. № 4 (45). Р. 252-254.

[5] Egorova Yu.R. On the Nature of the Word in Art

and Philosophy // Eurasian Law Journal. 2021. № 4 (155). Р. 482-484.

[6] Liu Junli. Formation of the national repertoire for

violin (People's Republic of China) // Bulletin of the Belarusian State University of Culture and Arts. 2020. № 1 (11). Р. 93-100.

Список литературы

[1] Му Цюаньчжи. Становление скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века // Исторические, философские,

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. 2021. № 8 (82). С. 125-127.

[2] Му Цюаньчжи. Формирование национального скрипичного репертуара в китайской музыке 1920-60-х годов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 3 (45). С. 59-63.

[3] Пэн Чэн. Соединение европейского и национального в Концерте для скрипки с оркестром Го Вэньцзина «Туюнь» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 4 (46). С. 48-55.

[4] Бондаренко А.В. Творчество как феномен культуры // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 4 (45). С. 252-254.

[5] Егорова Ю.Р. О природе слова в искусстве и философии // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 482-484.

[6] Лю Цзюньли. Формирование национального репертуара для скрипки (Китайская Народная Республика) // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (11). С. 93-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.