Архивоведение и документоведение: история,теория, практика
УДК 930.25(470)
Б01: 10.28995/2658-6541-2024-6-1-85-99
Становление и развитие системы районных и городских архивов в 1934-1991 гг.: на примере Свердловской области
Егор В. Огуренко
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования системы местных архивов России на примере функционирования районных (городских) архивов Свердловской области в 1934-1991 гг. Предметом исследования является сеть архивов низового уровня Среднего Урала. На основе историко-институционального подхода предпринимается попытка реконструировать государственную политику в сфере архивного дела. В статье дан комплексный анализ архивной политики, институциональной системы управления местными архивами и направлений деятельности, динамики численности архивных учреждений. Отдельно рассматривается особая роль отделений и филиалов в региональных архивных системах. Последовательно раскрываются этапы создания архивной сети: поиск модели местной архивной системы в Советской России, ее реализация (1919-1934 гг.), начало организации местных архивов в Свердловской области (1934-1938 гг.), подчинение архивов НКВД-МВД (1939-1956 гг.) и их переподчинение районным исполкомам (1956-1991 гг.). В заключении делается вывод об особенностях информационной культуры в СССР, основных принципах советской архивной системы и противоречивых тенденциях в развитии базового элемента отечественной архивной системы. Работа выполнена на основе документов Государственного архива Свердловской области.
Ключевые слова: Средний Урал, архивное дело, архивы Урала, районные архивы, городские архивы
© Огуренко Е.В., 2024 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2024. Т. 6. № 1
Статья поступила в редакцию 10 мая 2023 г.; принята к публикации 30 октября 2023 г.
Для цитирования: Огуренко Е.В. Становление и развитие системы районных и городских архивов в 1934-1991 гг.: на примере Свердловской области// История и архивы. 2024. Т. 6. №№ 1. С. 85-99. Б01: 10.28995/26586541-2024-6-1-85-99
Formation and development of the system of district and city archives in 1934-1991. On the example of the Sverdlovsk region
Egor V. Ogurenko
Ural Federal Yeltsin University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
Abstract. The paper deals with the issue of forming a system of local archives in Russia on the example of functioning of district (city) archives of the Sverdlovsk region from 1934 to 1991. The subject of the study is the network of the lower level archives in the Middle Urals. Based on the historical-institutional approach, an attempt is made to reconstruct the state policy in the field of archiving. The article provides a comprehensive analysis of archival policy, the institutional system of the local archives management and the activity areas as well as the dynamics of the change in the number of archival institutions. Separate consideration is given to the special role of the departments and branches in the regional archival systems. The stages of creating an archival network are dealt with sequentially: the search for a model of a local archival system in Soviet Russia, its implementation (1919-1934), the beginning of the formation of local archives in the Sverdlovsk region (1934-1938), the subordination of the archives to the NKVD-MVD (1939-1956) and their reassignment to the district executive committees (1956-1991). The article concludes on the specific features of the information culture in the USSR, the essential principles of the Soviet archival system and the contradictory trends in the development of the key element of the Russian archival system. The research was carried out on the basis of the documents from the State Archives of the Sverdlovsk Region.
Keywords: Middle Ural, archives administration, archives of the Urals, district archives, city archives
The article was submitted 10.05.2023;
accepted for publication 30.10.2023.
For citation: Ogurenko, E.V. (2024), "Formation and development of the system of district and city archives in 1934-1991. On the example of the Sverdlovsk region", History and Archives, vol. 6, no. 1, pp. 85-99, DOI: 10.28995/2658-6541-2024-6-1-85-99
Введение
Важным вопросом в изучении истории архивной системы России является формирование сети государственных архивов. Наименее изучен процесс институционализации ее низового уровня -сети районных и городскихархивов. Районный (городской) архив (райгоргосархив) - государственное учреждение временного хранения документов (5-10 лет), осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов организаций низовых административно-территориальных единиц - районов.
Проблема формирования и функционирования архивной сети Свердловской области становилась предметом рассмотрения в ряде научных работ. Среди них публикации в сборниках статей, материалов конференций, диссертационное исследование и коллективная монография1 [Меркулов 2016; Черноухова 2003а; Черноухова 2003б; Черноухова 2004]. Эти труды отличаются опорой на архивные документы и высоким уровнем концептуализации исторического нарратива. Среди недостатков - недостаточное внимание к методологии. Развитие районных архивов рассматривается в данной статье с позиций институционального подхода, что позволяет проанализировать историю отечественного архивного дела как ряд последовательно сменяющихся моделей управления документальным наследием. В истории советского общества можно выделить три институциональные модели: раннесоветскую (1917-1936 гг.), сталинскую (1936-1953 гг.) и позднесоветскую (1953-1991 гг.). Для каждой из них были характерны определенные черты, особенности функционирования социально-политических институтов, которые получили отражение в архивной политике и системе архивных учреждений [Хорхордина 1994, с. 352-356]. Основной источнико-вой базой работы являются материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО), а именно: фонд Р-88 «Исполнительный комитет Свердловского областного совета народных депутатов (Облисполком)» и Р-316 «Управление архивами Свердловской области».
1 Архивная служба Свердловской области: 85 лет / Под общ. ред. А.А. Капустина. Екатеринбург: Реал-Медиа, 2004. 240 с.
Местные архивы в структуре исполкомов (1919-1939 гг.)
Система местных архивов начала оформляться в 1919 г. с выходом декрета о губернских архивных фондах. В Екатеринбургской губернии управление архивным фондом было создано 1 сентября 1919 г.2, а первый на Среднем Урале постоянный архив низового уровня - Ирбитский уездно-городской архив - в мае 1922 г. Позднее появились уездные архивы в Камышлове и Шадринске, готовилось открытие архивов в Красноуфимске, Нижнем Тагиле и Верхотурье3. Но в 1923 г. Екатеринбургская губерния вошла в Уральскую область, что отразилось в структуре местных архивов. Область делилась на округа и районы. Сеть архивных учреждений из двухуровневой (губерния - уезд) стала трехуровневой (область - округ - район, город). С 1924 г. в подчинении архивного бюро (Уралоблархива) при облисполкоме находились 13 окружных архивных бюро (окрархивов) - Верхнекамское (г. Усолье), Злато-устовское, Ирбитское, Ишимское, Кунгурское, Курганское, Нижнетагильское, Пермское, Тобольское, Троицкое, Тюменское, Челябинское и Шадринское. Окружные бюро действовали на правах отделов исполкомов округов. Окрархивам не хватало помещений и работников, заведующих назначали и смещали произвольно. Указания Уралоблархива, даже поддержанные Центральным архивным управлением (ЦАУ) РСФСР, не выполнялись4.
Вторая конференция архивных работников РСФСР отмечала необходимость скорейшейорганизации архивных органов в райо-нах5. Однако Уралоблархив не имел для этого ресурсов. К 1927 г. единственный райархив функционировал в Камышлове, в Миас-се и Красноуфимске их созданием занимались уполномоченные6. В 1930 г. вместе с ликвидацией окружного деления упразднялись окружные архивы. Статус бывших окрархивов оказался неоднозначен. С одной стороны, их необходимо было реорганизовать в архивы нижестоящего уровня, с другой стороны, в них уже был сконцентрирован обширный массив документов, а функции были непосильны для штата райархива. Выходом стало создание отделений. Прежний статус сохранили Тобольский и Коми-Пермяцкий окружные
2 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-316. Оп. 1. Д. 1а. Л. 3.
3 Там же. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 14. Л. 85-87об.
4 Там же. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 598. Л. 120-123.
5 2-я конференция архивных работников РСФСР 11-15 января 1927 г. (краткий отчет) // Архивное дело. 1927. Вып. 11-12. С. 3-82.
6 ГАСО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 1613. Л. 61.
архивы. Остальные были реорганизованы в шесть отделений Ура-лоблархива (Нижнетагильское, Пермское, Сарапульское, Злато-устовское, Челябинское и Верхнекамское) и шесть районных арх-бюро (Ишимское, Ирбитское, Курганское, Троицкое, Тюменское и Шадринское). На 1 января 1933 г., по оценкам Уралоблархива, в районных архивах хранилось лишь около половины (46,93 %) всего учтенного архивного фонда области7.
10 декабря 1934 г. принимается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О районных архивах», обязывающее создать при каждом райисполкоме архив в специально оборудованном помещении. На практике новыми штатными единицами райисполкомы распоряжались по своему усмотрению. Нередки были случаи, когда заведующий райархивом фактически исполнял обязанности делопроизводителя райисполкома, а не занимался своими прямыми обязанностями (приемом документов районных организаций и проверкой делопроизводства учреждений).
17 января 1934 г. Уральская область была разукрупнена на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую. В январе 1935 г. в подчинении Свердловского областного архивного управления (СОАУ) оставалось одно Коми-Пермяцкое окрархбюро, три отделения (Ворошиловское, Пермское и Тагильское) и Ирбитский районно-городской архив. Местные архивы функционировали в 14 районах8.
Таблица
Количество районных и городских государственных архивов Свердловской области (1934-1991 гг.)9
Год 1934 1936 1938 1941 1943 1948 1953 1957 1960 1970 1980 1991
Районные архивы 2 37 49 - 7 - 39 35 32 23 23 23
Городские архивы 0 1 2 - 2 - 17 17 16 25 25 25
Всего местных 2 38 51 27 9 24 56 52 48 48 48 48
архивов
Всего районов 60 67 68 43 45 51 56 52 48 48 48 48
7 Там же. Ф. Р-316. Оп. 1. Д. 354. Л. 9.
8 Там же. Д. 369. Л. 112.
9 Сост. по: ГАСО. Ф. Р-316. Оп. 1. Д. 355. Л. 13; Д. 385. Л. 12; Д. 438. Л. 24; Д. 646. Л.
Как видно из табл., процесс организации районных архивов шел медленно. В 1937 г. вышло постановление ВЦИК РСФСР «Об упорядочении архивного дела в РСФСР», обязывающее завершить создание сети райархивов в стране к 1 апреля 1938 г. Однако закончить не удалось и позднее10. В 1937-1938 гг. из 32 обследованных райархивов лишь 10 имели помещения, а треть требовала смены заведующих11. Трудности заставляли изменить привычные практики. На основе отделений были созданы архивы областного значения, которые должны были координировать работу районных архивов. Первым архивом областного значения 7 февраля 1938 г. стал Ирбитский архив12. В июле 1938 г. СОАУ отчитывалось о функционировании одного окружного, 49 районных и двух городских архивов. К 1939 г. планировалось организовать еще 27 районных, 4 городских и 2 областных архива13. Но и этот план не удалось выполнить.
Во главе архивного управления на протяжении периода стоял ряд деятельных руководителей: Б.М. Липин (1919-1920), А.Т. Жингарев-Добросельский (1920-1921), В.М. Быков (19221925), Т.И. Толоконников (1925-1927), Д.А. Киселев (1927-1937), Т.И. Краева (1937), Е.Г. Александровна (1937-1938), А.М. Карпов (1938-1939). Особое влияние на формирование районной сети оказал Дмитрий Александрович Киселев. Дореволюционный партийный стаж и опыт участия в революционных событиях позволяют говорить о типичности биографии этого руководителя для советского чиновника [Попов 2018а; Попов 2018б]. Однако кипучая деятельность по открытию более 40 рай-архивов делает Д.А. Киселева одним из самых результативных руководителей архивной отраслью в истории Свердловской области.
Квалификация заведующих райархивами была низкой. Некоторые были участниками полуторамесячных курсов, прочитанных в Свердловске. Но на практике многие сталкивались с проблемами, которые на курсах не поднимались (в частности, что надлежало делать с документами «врагов народа»). СОАУ приходилось постоянно присылать заведующим инструкции и регулярно проводить проверки14. Главную причину кадровых проблем СОАУ видел в низкой заработной плате, не позволяющей рассчитывать на привлечение квалифицированных специалистов.
10 ГАСО. Ф. Р-316. Оп. 1. Д. 648. Л. 10-11.
11 Там же. Д. 410. Л. 117-118 об.
12 Там же. Д. 498. Л. 48.
13 Там же. Д. 438. Л. 24.
14 Там же. Д. 446. Л. 13, 32-32об., 118, 226.
К началу 1930-х гг. завершается построение основ архивной сети, базовым принципом которой стала привязка государственных архивов к административно-территориальному делению. Закрепляется положение, по которому исполкомы осуществляли административно-хозяйственное руководство архивами, а нормативно-методическое руководство возлагалось на архивное управление. Опыт функционирования окрархивов остался востребован архивной отраслью на протяжении всего ее существования. Сеть райархи-вов постепенно расширялась. Но в условиях недофинансирования и игнорирования исполкомами она не могла работать эффективно. В итоге был взят курс на централизацию всех архивных фондов и передачу их в ведение Народного комиссариата внутренних дел (НКВД).
Местные архивы
при районных отделах УНКВД-УМВД (1939-1956 гг.)
После подчинения архивной отрасли НКВД в 1938 г. местные архивы были переданы районным и городским отделам (райгорот-делам) НКВД. Завершение формирования низовой архивной сети стало одной из главных задач, однако ее решение откладывалось сначала из-за реорганизации СОАУ в Архивный отдел Управления НКВД по Свердловской области (АУНКВД), а затем из-за выделения Пермской области в октябре 1938 г. Архивы областного значения были реорганизованы в филиалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО), расположенного в Свердловске. Из них два - в Ирбите, Нижнем Тагиле - были в прошлом окружными, а еще два - в Серове и Красноуфимске - были организованы из районных в 1940 г. и 1945 г., соответственно. Перед филиалами ставилась задача координации и методической поддержки райархивов. Также именно в филиалы ГАСО районные архивы должны были передавать архивные документы на постоянное хранение.
В ноябре 1940 г. Главным архивным управлением (ГАУ, Глав-архив) НКВД СССР задача организации райархивов в области признавалась проваленной, но вина за это возлагалась на Свердловский облисполком15. Так, к началу 1941 г. архивы функционировали в 27 районах, из которых работа лишь 18 оценивалась удовлетво-рительно16.
15 Там же. Д. 643. Л. 1-2.
16 Там же. Д. 646. Л. 95.
В годы Великой Отечественной войны Главархив (в 19411944 гг. - Управление государственными архивами) продолжил организацию районных архивов (см. табл.). Начальник Архивного отдела УНКВД Г.П. Хитродумов так характеризовал ситуацию: «Неудовлетворительная постановка работы районных архивов <...> происходит благодаря неудовлетворительной финансовой базе и недопустимо низкой материальной обеспеченности заведующих райархивами (100-175 руб.).» Подчеркивалась важная роль районных архивов в условиях войны: «они призваны восполнить значительные утраты материалов в других областях. <...> ... здесь концентрируется не только ценнейший материал местных организаций, но и огромное количество эвакуированных организаций и предприятий»17. В 1942 г. Архивный отдел УНКВД констатировал, что из-за сокращения финансирования и отсутствия работников ранее действующие архивы были закрыты (см. табл.).
Военный период являлся для архивной отрасли наиболее сложным. Архивы размещались в непригодных помещениях (например, кладовых и коридорах), большая часть заведующих не соответствовала занимаемой должности. В 12 районах архивы не были созданы даже формально, в 18 не были предусмотрены ставки архивных работников18. Часть райгорархивов в условиях войны значились только на бумаге. Апогеем подобного «очковтирательства» стал рапорт Архивного отдела УНКВД в начале 1945 г., что райгоргос-архивы организованы во всех 48 районах области19. Однако эти сведения оказались значительно преувеличенными.
С окончанием войны сложились условия для завершения создания сети районных архивов. В 1947 г. облисполком и УМВД требовали от исполкомов и отделов МВД обеспечить архивы помещениями, провести их ремонт, укомплектовать работниками и наладить систематический контроль за архивами. Однако эти директивы снова не выполнялись20.
6 февраля 1948 г. было принято решение облисполкома № 214 «О мероприятиях по улучшению постановки архивного хозяйства в учреждениях, предприятиях и организациях Свердловской области», обязавшее обеспечить районные архивы отремонтированными помещениями, стеллажами, топливом, бумагой и работниками21. Указания облисполкома от 21 марта и 26 октября 1948 г. повторно
17 Там же. Д. 647. Л. 1-4.
18 Там же. Д. 704. Л. 101-102.
19 Там же. Д. 738. Л. 17-18.
20 Там же. Д. 850. Л. 19, 22.
21 Там же. Д. 804. Л. 31-33.
предлагали снабдить архивы всем необходимым22. К весне 1948 г. стабильно работали 42 из 48 райархивов, большая часть с полностью укомплектованным штатом23. Проверка райгоргосархивов в июле 1948 г. выявила серьезные проблемы в работе11 архивов. Среди них снова фигурировали: отсутствие или неприспособленность помещения, аварийность зданий, теснота, недостаток света, отсутствие охраны, противопожарного оборудования, стеллажей, беспорядок в документах. За подобные ситуации начальники райотделов несли дисциплинарные взыскания, в том числе выговоры и предупреждения24.
На протяжении периода начальниками Архивного отдела УНКВД-МВД были по преимуществу офицеры правопорядка. Наибольший вклад в завершение формирования местной архивной сети внесли Г.П. Хитродумов (1940-1947), В.Н. Норнов (1948-1950) и В.И. Бубнов (1952-1977). Милитаризацию управления можно назвать одним из факторов, способствовавших упрочению сети райархивов. Расширение выпуска специалистов высшего образования (преимущественно исторического и педагогического, реже - историко-архивного) способствовало повышению среднего уровня квалификации местных архивных органов. Стабилизации кадров в не меньшей мере способствовало и повышение средних заработных плат (до 300 руб. для архивно-технических работников).
Таким образом, период 1939-1956 гг. стал важнейшим для формирования системы районных архивов Свердловской области. Благодаря взаимодействию Архивного отдела, УМВД, облисполкома и местных советов сеть районных архивов была создана к 1949 г.25 (см. табл.). Сложнее оказалось обеспечить необходимые условия для их работы. Руководство УМВД усматривало причины низкого качества работы райархивов в недостаточном контроле со стороны начальников райотделов, которые слабо представляли сущность и потребности архивного дела. Благодаря централизации управления и изменению кадровой политики качество работы районных архивов постепенно улучшалось. Этому способствовала также методическая поддержка филиалов ГАСО.
22 Там же. Д. 1013. Л. 13.
23 Там же. Д. 939. Л. 1-3.
24 Там же. Оп. 4. Д. 22. Л. 35-36, 38-39, 76-79.
25 Там же. Оп. 4. Д. 26. Л. 4об.
Местные архивы при райисполкомах (1956-1991 гг.)
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению работы МВД СССР» местные архивы были переподчинены райисполкомам, что положительно сказалось на улучшении условий работы райгорархивов. Так, в 1956 г. семь райархивов области получили новые помещения, в 23 был проведен капитальный ремонт. Районные архивы успешно проводили проверки учреждений и организовывали семинары для делопроизводителей и архивистов26.
Постановление Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г. «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» вновь актуализировало проблемы райархивов, среди них -недостаток площадей и сотрудников, невнимание к работе ведомственных архивов и волокита при подготовке справок. Уже 27 сентября того же года разработано решение облисполкома «О мерах по улучшению архивного дела в Свердловской области»27. Однако многие проблемы районных архивов так и остались нерешенными, в их числе - недостаток площадей и квалифицированных сотрудников, беспорядок в хранилищах, невнимание к работе ведомственных архивов и волокита при подготовке справок. Примечательно, что среди предложенных мер по улучшению работы архивов значилось создание общественных «комиссий содействия архивному делу»28. В соответствии с решением облисполкома 1963 г. проводились проверки работы районных архивов. Так, например, в результате одной из таких проверок 7 октября 1964 г. было принято решение Ирбит-ского райисполкома № 322 «О состоянии и мерах улучшения архивного дела в районе», обязывавшее сельсоветы навести порядок в архивах. Было вынесено предупреждение председателям и секретарям двух районов29.
С 1960-х гг. активно обсуждались перспективы развития архивной сети. Так, начальник организационно-методического отдела ГАУ Л.Н. Кривошеин отстаивал идею оптимизации местной архивной сети: «Объединение и ликвидация многочисленных районных архивов свременным составом материалов и создание <...> государственных архивов с постоянным составом документов дает возможность не только улучшить и удешевить хранение архивных документов, но и представляет новое качество в архивном деле, которое повлечет за собой пересмотр устаревших положений в вопросах
26 Там же. Оп. 1. Д. 1674. Л. 82-83.
27 Там же. Д. 1927. Л. 39.
28 Там же. Д. 1906. Л. 18-22.
29 Там же. Д. 1874. Л. 32-33.
теории и практики фондирования, комплектования, использования документальных материалов, создания научно-справочного аппарата и т. д. Вновь созданные архивы превращаются в местные культурные центры, а не перевалочные базы документов, какими они были до реорганизации»30.
Аналогичные предложения по укрупнению сети районных архивов в этот период обсуждались и в Свердловской области31. 31 декабря 1972 г. ГАУ РСФСР было разослано письмо «Об изучении научных основ сети госархивов», в котором архивным управлениям предлагалось проанализировать работу государственных архивов, в частности районных. 27 июля 1972 г. заведующий АО облисполкома В.И. Бубнов направил письмо, озаглавленное: «Существующая сеть государственных архивов Свердловской области и предложения по ее совершенствованию». Данный документ представляет большой интерес, так как содержит конкретные меры по развитию архивного дела в области. Большая часть текста посвящена райгор-госархивам. Развитие урбанизации приводит к концентрации населения и промышленных предприятий в крупных городах, меняет место архивов низового уровня в архивной системе страны. Были обозначены следующие проблемы: во-первых, возрастание требований к архивам, особенно «в связи с предстоящим внедрением ЕГСД»; во-вторых, нехватка помещений; в-третьих, чрезвычайно низкий образовательный уровень заведующих и работников; в-четвертых, сложность полноценного использования документов из-за 10-летнего срока хранения и низкого качества научно-справочного аппарата, связанная с предыдущим пунктом; в-пятых, неопределенность действующего положения о райгоргосархиве, которая приводит к игнорированию его потребностей исполкомами. В.И. Бубновым было предложено два варианта совершенствования областной архивной сети.
Первый предполагал реорганизацию райархивов в госархивы с постоянным сроком хранения. Расширение полномочий позволило бы обеспечить их помещениями и кадрами, повысить заработные платы и развивать хозрасчет. Второй вариант заключался в упразднении райархивов и создании на их основе восьми филиалов ГАСО со штатом в 8-9 человек. Этот вариант позволял усилить методическое руководство, создать работоспособные коллективы, увеличить число научных сотрудников, а единственная трудность состояла
30 Кривошеин Л.Н. Состояние архивного дела в стране и задачи архивных учреждений на современном этапе // Проблемы архивоведения и источниковедения: Материалы научной конференции архивистов Ленинграда, 4-6 февраля 1964 г. Л.: Наука, 1964. С. 13.
31 Там же. Д. 1907. Л. 43-44.
в поиске подходящих помещений. В заключении отмечалось, что, во-первых, «местная инициатива (в пределах края, области) по совершенствованию сети госархивов нежелательна, ибо эти задачи решаются часто по-кустарному»; во-вторых, «местные партийные и советские органы, учитывая уроки прошлого, весьма настороженно относятся к предложениям о реорганизации каких-либо учреждений», а в-третьих, оба решения должны были «базироваться на постановлении Совета Министров РСФСР»32. В итоге разработанные предложения по реорганизации остались нереализованными. Мероприятия по улучшению работы архивных учреждений ограничились уже привычным набором бюрократических рекомендаций. Так, например, распоряжение облисполкома от 17 февраля 1977 г. обязывало исполкомы содействовать райархивам в обеспечении помещениями, ускорении передачи документов в ГАСО и его филиалы, прекращении практик привлечения заведующих архивами к другим работам33.
В 1980-е гг. несколько улучшилось материально-техническое обеспечение райархивов - был организован ремонт помещений, установлены пожарно-охранные системы. Заметные достижения были получены в области разработки справочно-информационных систем, решались вопросы с повышением квалификации сотрудников архивов34. Постепенно улучшалась нормативно-методическая база. 21 декабря 1977 г. утверждено новое типовое положение о районном (городском) государственном архиве35. 5 июля 1988 г. утверждены новые правила работы райгоргосархивов.
Руководители Архивным отделом облисполкома назначались преимущественно из опытных архивистов или партийных функционеров. Среди них: В.И. Бубнов (1952-1977), Н.А. Смирнов (19771985), А.И. Громышев (1986-1990), А.А. Капустин (1990-2021). К концу 1980-х гг. окончательно стабилизировалась кадровая база местных архивов. Особенно важным было открытие в Уральском госуниверситете им. А.М. Горького в 1970 г. подготовки историков-архивистов.
В конце 1980-х гг. сложились условия для реформирования архивной сети. Решением облисполкома от 27 апреля 1991 г. районные и городские архивы по решению местных властей реорганизовывались в архивные отделы при райисполкомах с возложением на них функций межотраслевого управления архивным делом. Первыми были созданы архивные отделы при администрации
32 Там же. Д. 2137. Л. 13-15об., 19-27.
33 Там же. Д. 2220. Л. 6-7.
34 Там же. Д. 2404. Л. 10.
35 Там же. Д. 2299. Л. 5
Екатеринбурга и Нижне-Салдинском горисполкоме36. В дальнейшем развитие местных архивов проходило в условиях демократических и рыночных преобразований.
Таким образом, для периода 1960-1980-х гг. характерна стабилизация областной архивной сети. В условиях урбанизации увеличивалось количество городских архивов (см. табл.), деятельность райгорархивов опиралась на разработанную ГАУ нормативно-методическую базу и достижения отечественного архивоведения, что позволило повысить эффективность архивной работы.
Подчинение райархивов местным советам способствовало улучшению их материально-технической базы. С организационной точки зрения развитие районных архивов к 1960-м гг. зашло в тупик, но варианты развития архивной сети, предлагаемые на региональном уровне, не нашли поддержки властей. Реформы архивной системы были отложены до 1990-х гг. и реализовывались в несравнимо худших социально-экономических условиях.
Заключение
Районные архивы являлись базисным элементом советской архивной системы. В 1920-е гг. советская архивная отрасль приобрела определенные черты - связь с административно-территориальным устройством, двойная подчиненность территориальным и ведомственным органам власти, а также выделение центров хранения архивных документов. Эти особенности способствовали появлению «эффекта колеи», влияние которого сохраняется до сих пор.
Архивная система в целом носила закрытый характер, особенно в 1940-1950-е гг. в условиях подчиненности НКВД-МВД. И только в позднесоветский период архивы становятся публичным институтом, выполняя функции информационного обеспечения потребностей не только органов власти, но и общества.
Развитие системы районных и городских архивов прошло несколько этапов. На первом этапе (1919-1939 гг.) формируется сеть центральных и областных архивов; начинается создание низовой сети архивных учреждений, но экономические и политические условия затрудняли ее организацию. Именно на этот период приходится наибольшее количество «критических моментов» и формируются наиболее важные для развития советских архивов институциональные тенденции. На втором этапе (1939-1956 гг.) создание архивной сети было завершено благодаря совместным усилиям областных властей и органов НКВД-МВД. Реализация решений,
36 Там же. Д. 2709. Л. 1-2. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2024. Т. 6. № 1
принятых на предшествующем этапе, способствовала стабилизации архивной сети и управленческой структуры. На третьем этапе (1956-1991 гг.) местная архивная сеть, пережив очередную реорганизацию системы управления архивным делом, нуждалась в системном реформировании, которое пришлось на 1990-е гг.
Литература
Меркулов 2016 - Меркулов С.С. Изменения структуры архивных органов Свердловской области (1934-1936 гг.) // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-3 декабря 2016 г. / Гл. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 163-166.
Попов 2018а - ПоповМ.В., Черноухова С.С. Д.А. Киселев - руководитель Уральского областного архивного бюро в 1927-1937 гг. // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию исторического факультета Уральского федерального университета. Екатеринбург, 16-18 ноября 2018 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 271-275.
Попов 2018б - Попов М.В. Д.А. Киселев (1877-1945 гг.) - революционер и деятель просвещения на Урале в первые десятилетия советской власти // Педагогическое образование в России. 2018. № 6. С. 5-13.
Хорхордина 1994 - Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы (19171980-е гг.). М.: РГГУ, 1994. 360 с.
Черноухова 2004 - Черноухова С.С. Государственные и партийные архивы Урала в 1919-1938 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004. 289 с.
Черноухова 2003а - Черноухова С.С. Кадры Екатеринбургского губернского архива в 1919-1923 гг. // Парадигмы исторического образования в контексте социального развития: Седьмые всероссийские историко-педагогичес-кие чтения. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. С. 228-233.
Черноухова 2003б - Черноухова С.С. «Макулатурные» кампании в Уральской области // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. Вып. 3. С. 251-259.
References
Khorkhordina, T.I. (1994), Istoriya Otechestva iarkhivy (1917-1980-egg.) [History
of the Fatherland and archives (1917-1980s)], RGGU, Moscow, Russia. Merkulov, S.S. (2016), "Changes in the structure of the archival bodies of the Sverdlovsk region (1934-1936)", in Mazur, L.N., ed., Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost': Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2-3 dekabrya 2016 g. [Document. Archive. History. Modern
times. Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, December 2-3, 2016], Ekaterinburg, Russia, pp. 163-166.
Popov, M.V. and Chernoukhova, S.S. (2018), "D.A. Kiselev - head of the Ural Regional Archival Bureau in 1927-1937.", in Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost': Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 80-letiyu Istoricheskogo fakul'teta Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ekaterinburg, 16-18 noyabrya 2018 g. [Document. Archive. History. Modern times. Proceedings of the 7th All-Russia Scientific and Practical Conference with International Participation, celebrating to the 80th anniversary of the Faculty of History of Ural Federal University, Ekaterinburg, November 16-18, 2018], Ekaterinburg, Russia, pp. 271-275.
Popov, M.V. (2018), "D.A. Kiselev (1877-1945) - revolutionary and educationalist in the Urals in the first decades of the Soviet power", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, no. 6, pp. 5-13.
Chernoukhova, S.S. (2004), Gosudarstvennye i partiinye arkhivy Urala v 19191938 gg. [State and party archives of the Urals in 1919-1938], Ph.D. Thesis (History), Ekaterinburg, Russia.
Chernoukhova, S.S. (2003), "Personnel of the Ekaterinburg Provincial Archives in 1919-1923", in Paradigmy istoricheskogo obrazovaniya v kontekste sotsial'nogo razvitiya. Sed'mye vserossiiskie istoriko-pedagogicheskie chteniya [Paradigms of historical education in the context of social development. The 7th All-Russia Historical and Pedagogical Conference], Ekaterinburg, Russia, part 1, pp. 228-233.
Chernoukhova, S.S. (2003), " 'Paper waste' campaigns in the Ural region", in Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost' [Document. Archive. History. Modern times], vol. 3, pp. 251-259.
Информация об авторе
Егор В. Огуренко, аспирант, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия; 620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; [email protected] ОИСГО ГО: 0000-0002-5038-0529
Information about the author
Egor V. Ogurenko, postgraduate student, Ural Federal Yeltsin University, Ekaterinburg, Russia; 19, Mira Av., Ekaterinburg, 620002, Russia; y.ogurenko@ gmail.com.
ORCID ID: 0000-0002-5038-0529