Научная статья на тему 'Становление и развитие школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла в Республике Беларусь'

Становление и развитие школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL REFORM / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESSES / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMICAL DEVELOPMENT / ART OBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е.О.

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в Республике Беларусь. Автор отмечает, что развитие художественного образования зависело от степени проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени и соответствовало реальным потребностям и уровню развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOLS WITH ENHANCED STUDY OF FINE ARTS AND AESTHETICS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The author investigates the issues of formation and development of schools with enhanced study of Fine Arts and Aesthetics in the Republic of Belarus. The author states that at different periods the development of art education was based on the educational policy implemented by the Government at the specific period, and was in line with the level of development of the society and its demands.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла в Республике Беларусь»

и стремительной атаки на врага в дни битвы за Северный Кавказ и Закавказье.

В телеграмме на имя Рахимова Военный Совет отмечал: «Истекшие 1,5 месяца боев вверенная Вам дивизия в составе 18-й, впоследствии 56-й армий показала высокие боевые качества частей, которыми Вы командуете. От лица службы объявляем Вам, тов. Рахимов, а также всему личному составу дивизии благодарность и уверены, что в последующем Ваша дивизия с еще большим упорством и настойчивостью будет громить и уничтожать ненавистного врага». Подписали Петров, Колонин, Ермолов, Гречко, Харитонов, Гольденштейн и Кальченко. То есть командование и политуправление Черноморской группы войск и армий. Так высоко была оценена боевая служба командира дивизии. Он был награжден орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени. Постановлением Правительства СССР от 19 марта 1943 г. командиру 395-й стрелковой дивизии Сабыру Умар-оглы Рахимову присвоено воинское звание «генерал-майор».

С июня 1943 г. С. У. Рахимов был направлен в Высшую Военную академию им. Ворошилова. С этого времени академия перешла на 9-месячный срок обучения. Генерал-майор Сабыр Рахимов прибыл в Москву на учебу, чтобы

получить основательные знания оперативно-тактического

мастерства, столь необходимые для командира высокого

ранга в решении практических задач на фронтах войны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Операции Советских Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Т. 1. М., 1958. С. 640.

2. Герои битвы за Кавказ. Цхинвали: Ирыстон, 1975. С.40,272.

3. Центральный архив М-ва обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 1149 сп. Оп. 976674. Д. 1. Л. 2.

4. ЦАМО. Ф. 1149 сп. Оп. 42200. Д. 1. Л. 15-16, 92, 98.

5. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2, 10.

6. Красноармейская газета 395-сд «Красный Воин». 1943. № 51 (22 апреля).

7. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 2. Д. 5. Л. 10, 102, 198.

8. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 2. Д. 5. Л. 10.

9. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 2. Д. 5. Л. 79.

10. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 2. Д. 5. Л. 197-198.

11. ЦАМО. Ф. 1721. Оп. 1. Д. 6. Л. 53-54.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOLS WITH AND AESTHETICS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Е. О. Соколова

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в Республике Беларусь. Автор отмечает, что развитие художественного образования зависело от степени проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени и соответствовало реальным потребностям и уровню развития общества.

ENHANCED STUDY OF FINE ARTS

E. O. Sokolova

The author investigates the issues of formation and development of schools with enhanced study of Fine Arts and Aesthetics in the Republic of Belarus. The author states that at different periods the development of art education was based on the educational policy implemented by the Government at the specific period, and was in line with the level of development of the society and its demands.

Ключевые слова: художественное образование, художественное воспитание, предметы искусства, реформа образования, развитие образования, экономическое развитие.

Keywords: art education, art objects, educational reform, development of educational processes, economical development.

Развитие общеобразовательной школы всегда определялось как меняющимися потребностями общества, так и политикой государства, проводившейся в сфере образования. Поэтому условия развития образования, в том числе и художественного, в послево-

енные годы зависели от изменений в экономической и культурной жизни страны.

Задачу обеспечения кадрами и квалифицированными работниками должна была решать послевоенная школа. И поэтому предметам искусства, которые играли роль

эстетического воспитания, не было возможности уделять должного внимания, так как на первом месте стояла задача восстановления экономики страны и обеспечение производства квалифицированными работниками для дальнейшего развития отраслей экономики.

На примере типового учебного плана 1950-х гг. средней общеобразовательной школы можно увидеть, что в числе предметов искусства имелись рисование и пение на протяжении соответственно шести-семи лет обучения. Обучение в старшей школе не предполагало освоения предметов искусства в качестве обязательных, а полагалось, что эстетическое воспитание в старшей школе должно было осуществляться на уроках литературы и других учебных предметах. Этим, главным образом, и обеспечивалось развитие учебно-творческих способностей школьников в различных видах художественной деятельности, формирование у них эстетического отношения к искусству и окружающему миру, воспитание художественно-эстетического вкуса учащегося.

Постепенно принципы и методы обучения рисованию стали устаревать, и поэтому возникла необходимость в более глубоком научном решении проблем учебного рисования.

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР и Академия художеств СССР. В 1944 г. в Академии педагогических наук РСФСР создается специальный кабинет эстетического воспитания при институте теории и истории педагогики, а в 1947 г. открывается Научно-исследовательский институт художественного воспитания, который стал заниматься разработкой учебных программ для школ и методических руководств для учителей рисования.

Вопросами теории методики преподавания рисования начинают заниматься многие специалисты. В помощь учителям школ были изданы учебные пособия Е. С. Кандахча-на, Л. А. Лилиевой, И. И. Евдокимовой, Б. Ф. Ломова; Н. Н. Ростовцева, А. Г. Шиманской, Р. И. Коргузаловой и другие.

Весь период второй половины 1950-х годов примечателен очередным этапом преобразования советской школы: отменена плата за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях [1]; принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [2], в котором впервые упоминается термин «профиль»: «Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий» [1]. С того времени было повышено внимание к трудовому обучению, а в старших классах введена обязательная профессиональная подготовка.

Дальнейшее развитие общеобразовательной средней школы и поставленные перед ней задачи предусматривали совершенствование системы учебно-воспитательной работы за счет внедрения активных методов проведения уроков, организации факультативных заня-

тий, развития кружков, секций и других видов внеурочной деятельности.

В августе 1959 г. Министерство Просвещения БССР утвердило новые учебные планы для всех типов школ. Новые программы усилили научную сторону предметов, научные дисциплины приобрели практическое направление, что в целом положительно повлияло на учебный процесс в школе и содействовало улучшению качества преподавания рисования в средних общеобразовательных школах.

С начала 1960-х гг. экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически. Это учебники следующих авторов: В. В. Колокольникова, Е. Е. Рожковой и Е. Л. Херсонской, С. А. Федорова и М. Н. Семеновой, Л. Л. Макоеда и других.

В 1950-1960-е годы появляется целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания изобразительного искусства и психологический аспект изучения детского художественного творчества. Это работы Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Л. С. Выготского, В. И. Киреенко, П. М. Якобсона и других. Эти работы помогли методистам рисования находить правильный подход к решению проблем преподавания рисования в средней школе.

Средняя школа в 1950-1960-х гг. являлась резервом пополнения кадров массовых профессий для промышленности, и на протяжении этого времени вся система образования была направлена на профессиональную ориентацию учащихся. Поэтому эстетическое воспитание школьников проводилась лишь «на уроках литературы, пения, рисования», а также «путем организации разнообразной по содержанию и формам внеклассной работы (хор, кружки, беседы, экскурсии в музеи, коллективное посещение театров, выставок, просмотры кинокартин)» [3].

24 декабря 1966 г. выходит Постановление Совета Министров БССР № 478 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», которое предполагало возможности для развития художественного образования в республике. В документе говорилось, что «для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся». Здесь же говорилось о возможности открытия классов и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: «Учитывая положительный опыт, накопленный школами, считать возможным иметь некоторое количество средних школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением в IX-X классах математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии, гуманитарных предметов и т. п.». Открывать такие школы и классы в каждом отдельном случае предписывалось только по решению Министерства просвещения БССР.

Рост материального благосостояния населения, увеличение свободного времени расширяли возможности приобщения людей к культуре, к освоению духовных цен-

ностей. Увеличение реальных доходов граждан означало прежде всего возрастание экономических возможностей общества, что благоприятствовало развитию художественного образования.

Для удовлетворения разнообразия и богатства интересов и потребностей школьников в изобразительном искусстве открываются классы и школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: г. Минск - 1962 г., 1972 г., 1975 г.; г. Витебск - 1974 г., 1978 г.; г. Могилев - 1977 г., г. Гродно - 1978 г.; г. Брест - 1979 г.

В 1970-х гг. по инициативе Союза художников и Союза композиторов и под их руководством в лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания художественного воспитания учащихся средствами искусства. Результатом их работы стала разработка программ для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Среди них следующие программы:

• Концепция «Школа рисунка - графическая грамота». Авторы концепции Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин. В рамках концепции существует также несколько программ для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла;

• Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Автор концепции Б. М. Неменский;

• Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Автор концепции Т. Я. Шпикалова;

• Концепция «Полихудожественного развития школьников». Автор концепции Б. П. Юсов;

• Концепция «Система развивающего обучения». Авторы концепции Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.

Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся советских художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет - «изобразительное искусство» [4]. С этого времени центральным звеном художествен но-эстети-ческого воспитания в школе становятся уроки изобразительного искусства.

В помощь учителям общеобразовательных школ по вопросам теории методики преподавания изобразительного искусства была издана литература следующих авторов: В. С. Кузина, А. А. Кирилло, Г. И. Орловского, Т. Я. Шпи-каловой, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова и многих других.

Дальнейшее развитие образования во второй половине 1980-х связано со школьной реформой 1984 г., в которой отмечалось, что «в школах должны создаваться направления деятельности, соединяющие общее образование детей с художественным и физическим развитием» [5].

Со второй половины 1980-х стали резко снижаться темпы экономического развития страны, стали ухудшаться условия жизни населения. Появились проблемы с финансированием школ БССР, финансирование не только не увеличивалось, как того требовали обстоятельства, но и уменьшалось.

Несмотря на экономические трудности в стране, белорусская система образования остается на достаточно высоком уровне, в том числе и художественное образование. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Во многих городах Беларуси продолжают открываться школы с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла: г. Минск - 1980 г., 1983 г., 1989 г.; г. Гродно - 1986 г.; г. Пинск - 1987 г.; г. Витебск -1988 г.; г. Гомель - 1988 г.; г. Лида - 1988 г.; г. Орша - 1988 г.; г. Барановичи - 1988 г.

В результате обретения Республикой Беларусь независимости в 1991 г. возникла необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях. И поэтому в Республике Беларусь в 1991 г. был принят «Закон об образовании» [6], который гарантировал создание условий для всестороннего развития личности.

Государственные документы - «Закон об образовании в Республике Беларусь» и «Закон о культуре в Республике Беларусь» - устанавливают приоритет образования в государственной политике, определяют перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их решения. В Законе об образовании Республики Беларусь подчеркивается, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [7]. Исходя из задач, сформулированных в этом Законе, качественное содержание школьного художественного образования призвано обеспечивать «необходимый и достаточный уровень общей художественной культуры учащихся, а также интеграцию школьника в национальную, региональную и мировую художественную культуру» [8, с. 50].

На протяжении 1990-х гг. был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, программ, концепций, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы художественного образования, в которых получили отражение новая образовательная политика и новые взгляды на художественное образование и воспитание подрастающего поколения: «Концепция художественно-эстетического образования учащихся общеобразовательных школ Белоруссии», «Концепция эстетического воспитания личности во внешкольных учреждениях Республики Беларусь», «Концепция художественного образования в Республике Беларусь», «Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь», «Программа совершенствования художественного образования и воспитания учащейся молодежи» и другие.

Резкое ухудшение экономического положения и происходящие в образовании и культуре 1990-х гг. изменения, в том числе резкое сокращение государственного финансирования образования, науки, учреждений культуры, осложнилось стремительным развитием рыночных отношений, что привело к вытеснению приоритета духовных ценностей среди населения. Именно в эти годы художественное образование имело важное значение в национально-культурном и духовном возрождении народа.

Несмотря на экономический кризис, в 1990-е гг. в Республике Беларусь продолжали открываться классы и школы с художественным уклоном: г. Минск - 1990 г., 1991 г., 1993 г., 1994 г., 1995 г., 1998 г.; г. Гомель - 1990 г.; г. Витебск - 1991 г.; г. Гродно - 1991 г.; г. Гомель - 1992 г., 1995 г.; г. Борисов - 1992 г.; г. Брест - 1993 г.

Наибольшее количество созданных школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в Республике Беларусь приходится на 1980-1990-е гг. Значительная часть гимназий и специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и наличием квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

В этот период происходят очень важные изменения в программном и методическом обеспечении художественного образования: педагогами создавались авторские образовательные программы, начался выпуск журналов «Ма-стацкая адукац1я I культура» («Художественное образование и культура»); «Асновы мастацтва» («Основы искусства»); «Адукацыя i выхаванне» («Образование и воспитание»); «Пачатковая школа» («Начальная школа»); «Музычнае i тэа-тральнае мастацтва: праблемы выкладання» («Музыкальное и театральное искусство: проблемы преподавания»). Методическая работа в школах с художественным уклоном начала приобретать научно-теоретическое обоснование.

С 1998 г. в Республике Беларусь началась реформа общеобразовательных школ, которая предусматривала последовательный перевод общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения.

Большое внимание в Беларуси уделяется поддержке талантливых детей и молодежи. Созданию условий для поиска, становления и творческого развития одаренных детей и молодежи служит специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливых детей и молодежи, который был создан в 1996 году [9]. Поворот в данном направлении произошел не только на уровне отдельных учебных заведений, но также был отмечен появлением государственной программы Министерства образования Республики Беларусь «Одаренные дети» [10]. Программа предусматривает такие направления работы, как разработка методики по выявлению одаренных детей; создание центров развития ребенка; осуществление дифференцированного обучения; формирование классов с углубленным изучением предметов; открытие учебных заведений нового типа; совершенствование практики проведения олимпиад, конкурсов, конференций; издание специальной учебно-методической литературы по работе с одаренными детьми; моральная и материальная поддержка одаренных детей и преподавателей, работающих с ними.

В начале XXI в. продолжаются реформы образования, затронувшие как общеобразовательную школу, так и художественное образование:

• 2002 г. - введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся [11];

• 2005 г. - Министерство образования Республики Беларусь утверждает новые программы для школ с углу-

бленным изучением предметов художественно-эстетиче-ско го цикла;

• с 2008-2009 учебного года на третьей ступени общего среднего образования вводится профильное обучение. Обязательным профильным учебным предметом для художественно-эстетического профиля является изобразительное искусство, для которого учебным планом предусмотрено до 5 ч в неделю [12];

• 2008 г. - возврат к 11-летней средней школе; введение пятидневки; продление учебного года на 1 неделю; исключение из учебных планов предметов МХК и ОБЖ. В школах и гимназиях с художественным уклоном уроки изобразительного искусства переименовываются в художественные студии и занятия по выбору учащихся. Разрабатываются и утверждаются новые программы для школ с углубленным изучением предметов художественной направленности;

• принятие Кодекса Республики Беларусь об образовании.

С развитием науки и техники, а также повсеместной компьютеризации в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла вводится учебный предмет «Компьютерная графика».

Несмотря на то, что в последние годы произошла определенная структурная перестройка системы образования, численность школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла продолжает увеличиваться: г. Минск - 2002 г., 2008 г., 2009 г.

В настоящее время система художественного образования включает различные виды учреждений. В. П. Скороходов в своем исследовании рассматривает структуру художественного образования в Республике Беларусь в виде «своеобразной пирамиды»:

1. Начальный этап - общеобразовательные учебные учреждения (школы, гимназии, учреждения дополнительного образования).

2. Средняя часть - средние специальные учебные учреждения (училища, лицеи, колледжи).

3. Вершина пирамиды - высшие учебные учреждения (академии, университеты) [8, с. 51].

В деятельности учреждений художественного образования особое внимание уделяется именно начальному художественному образованию, так как именно на этом этапе закладывается фундамент общеэстетического развития личности ребенка, выполняется поиск, отбор и обучение художественно одаренной молодежи.

Цели учебных учреждений системы художественного образования определены и зафиксированы в специальных документах: положениях, статусах, на основании которых должны основываться обучающий и воспитательный процессы, научно-методическая работа.

В последние годы достаточно активно разрабатываются и внедряются новые нормативные документы и программы для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, основное отличие которых от предыдущих сводится к использованию дифференцированного подхода в обучении,

гибких терминов и активных методов обучения, внедрения

новых педагогических технологий и стандартов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 176.

2. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Тез. ЦК КПСС и Совета Министров СССР. М., 1958. 15 с.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. № 2027 «Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе».

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974. С. 81.

5. Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразо-

вательной и профессиональной школы» от 12 апреля 1984 г. № 13-Х1.

6. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-ХП.

7. Закон об образовании Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-ХП.

8. Скороходов В. П. Национальная система художественного образования в социологическом измерении // Мастацкая адукацыя i культура. Минск, 2003. № 1.

9. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 18.

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 3 «О Государственной программе „Одаренные дети"».

11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2002 г. № 21.

12. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2004 № 893 «О Концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)».

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ В ЕВРОПЕ

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF HEALTH SCHOOLS NET IN EUROPE

А. А. Беседина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется возникновение и развитие Европейской сети школ содействия здоровью. На основании выделенных критериев охарактеризованы три этапа развития Европейской сети школ содействия здоровью. Первый этап (1974-1991 гг.) -деятельность протосетей, апробация идей; второй этап (1992-2006 гг.) - реализация идей и стабилизация сети; третий этап (с 2007 г. - по настоящее время) - эволюция идей Школы содействия здоровью. Сеть школ содействия здоровью является результатом развития в европейской образовательной политике профессионально-педагогической деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся учебных заведений.

Ключевые слова: сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к здоровью, школа содействия здоровью, Европейская сеть школ содействия здоровью, Школы здоровья в Европе.

A. A. Besedina

Beginning of European Network of Health Promoting Schools development is analyzed in the article. On the basis of the singled-out criteria three stages of European Network of Health Promoting Schools development are characterized. The first stage (1974-1991) - is the activity of protonetworks (pilot, experimental schools), ideas approbation; the second stage (1992-2006) -ideas realization and ENHPS stabilization embodied the ideas of the I and II European conferences; the third stage (from 2007 - till present) - health promoting schools ideas evolution. SHE network is the result of European educational policy activity development, aimed at preserving, enhancing and shaping pupils' health at educational establishments.

Keywords: health preserving and strengthening, value attitude to health formation, health promoting schools, European Network of Health Promoting Schools, Schools for Health in Europe.

Ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи, наблюдающиеся в последние 20-30 лет негативные демографические тенденции во многих странах привлекли к себе внимание многих практиков и ученых. В конце ХХ в. сохранение, укрепление и

формирование здоровья детей, подростков и молодежи становится одной из первоочередных задач в образовании. При организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса руководители учебных заведений сталкивались со многими объективными сложностя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.