О. М. Никулина*
Становление и развитие понятия конституционной обязанности родителей по воспитанию детей в современной России
В статье рассматриваются вопросы становления и развития понятия конституционной обязанности родителей по воспитанию детей в современной России. Анализируются особенности конституционной обязанности родителей по воспитанию детей и дается классификация юридических обязанностей родителей.
This article discusses the issues of formation and development of the concept of the constitutional duties of parents to raise their children in contemporary Russia. The features of the constitutional duties of parents to raise their children, and a classification of the legal responsibilities of parents
Ключевые слова: Конституция РФ, ребенок, конституционно-правовой статус.
Key words: Constitution of the Russian Federation, the child, the constitutionallegal status.
Среди российских национальных ценностей, воспроизводимых молодежью, семья остается одним из краеугольных камней, на котором основаны супружество, воспитание детей, уважение к старшим и забота о них1. В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и больше ответственности по отношению к детям. В этом контексте закономерно провозглашение в Российской Федерации среди основных приоритетов демографического развития повышения именно воспитательного потенциала семьи2.
Конституция Российской Федерации на уровне основ конституционного строя закрепила принцип государственной поддержки семьи, мате-
* Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского института (филиал Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского).
1 Blum, Douglas W., National Identity and Globalization: Youth, State, and Society in Post-Soviet Eurasia, op. cit.
2 Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 сент. 2001 г. № 1270-р // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.
ринства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7). Особого внимания заслуживают положения ст. 38, где сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Таким образом, конституционно-правовые нормы возлагают обязанность по обеспечению прав и интересов детей на двух субъектов: государство и родителей ребенка. Исполнение обязанности по воспитанию детей является конституционным долгом родителей. Государство заинтересовано в надлежащем воспитании подрастающего поколения, поэтому предоставляет именно родителям, как самым близким людям, преимущественное право воспитания своих детей.
Конституционная обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение3.
Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства4.
Наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность - социальноправовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой - стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности5.
В России первым Основным Законом содержащим специальную главу «Основные права и обязанности граждан», была Конституция СССР 1936 г, в которой перечислялись обязанности. Позднее, в Конституции СССР 1977 г. появляется формулировка «обязанность заботиться о воспитании детей (а дети обязаны заботиться о родителях)».
3 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М.: Норма, 1997. 304 с.
4 Матузов Н.И., Семенеко Б.М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Сов. гос. право. 1980. № 12.
5 Об ответственности в связи с права и обязанностями см.: Боброва Н.А., Зражев-ская Ф.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985, особенно гл. I и IV; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987, особенно гл. VII «Позитивная ответственность личности». С. 191-216.
159
Обязанность родителей по воспитанию детей - одна из восьми обязанностей, зафиксированных в Конституции РФ 1993 г., минимизировавшей количество обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Эта формула также отражена в п.1 ст.61 СК РФ, где сказано, что «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)».
Надо сказать, что обязанность родителей заботиться о детях и осуществлять их воспитание входит в третью подсистему обязанностей, направленных на обеспечение нравственного здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации, это говорит о том, что воспитание законодатель признал не только обязанностью, но и правом родителей, что подчеркивает нравственную основу исследуемой обязанности.
Конституционная обязанность родителей по воспитанию детей имеет следующие особенности:
• всеобщий характер (ст. 38 устанавливает обязанность всех родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием);
• закрепление обязанности родителей на высшем конституционном уровне;
• отсутствие зависимости от конкретного правового статуса родителей;
• в конституционной обязанности по воспитанию детей выражается ответственность родителей перед обществом, человека перед государством;
• ее осуществление обеспечивает нормальное функционирование и государства, и личности;
• ее несоблюдение родителями влечет установленную законом юридическую ответственность.
Внутренняя готовность родителей к реализации данной обязанности может быть переведена в состояние внутреннего обязывания, так как зачастую соответствует реальным интересам самих субъектов права в отличие от иных видов конституционной обязанности, требующих для правового оформления принудительной силы государства.
Классификация юридических обязанностей родителей (законных представителей) также отражается в их правовом статусе. Как считает Б.С. Эбзеев, «проблема не сводится только к классификации конституци-
онных обязанностей; вопрос о классификации является частным по отношению к общему учению о конституционном статусе личности»6.
В этом плане родители, как обязанные субъекты, могут классифицироваться как родители (законные представители) детей с общим образовательно-правовым статусом; родители (законные представители) детей со специальным образовательно-правовым статусом.
По особенностям статуса они могут быть представлены как родители детей-инвалидов; приемные родители; патронатные родители; родители детей с девиантным поведением.
Данная юридическая обязанность родителей связана с выделением необходимости им что-то совершать или от чего-то воздерживаться и нести ответственность (как негативную, так и позитивную) за воспитание ребенка.
В этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.
Сущность юридической обязанности родителей по воспитанию детей проявляется в обязанности заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Отметим, что законодатель не поясняет, в каких именно направлениях следует осуществлять развитие личности ребенка. С одной стороны, это позитивный момент, так как он обеспечивает родителям свободу самостоятельно решать данный вопрос, но с другой - может выступить негативным фактором, приводящим к тому, что результат воспитания гражданина будет далек от желаемого. Представляется, что краткое отражение в тексте Конституции Российской Федерации основных направлений воспитания ребенка, носящих рекомендательный характер, могло бы оказать положительное влияние на эффективность исполнения гражданином его родительской обязанности, что, в свою очередь, позитивно сказалось бы и на эффективности реализации конституционных обязанностей.
Конституционная обязанность родителей по воспитанию детей - социальное явление, возникшее на основе эволюции отношений, приводящих к зависимости между личностью, обществом и государством, необходимый
6 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2008. С. 243.
161
элемент свободы человека, выполняющего функции первичного субъекта сферы образования по передаче знаний как внутренне осознаваемого стимула к самовоспитанию.
Общеизвестна философско-правовая аксиома о диалектическом единстве прав и обязанностей: «Понятие единения обязанности и права, -подчеркивал Г.В. Гегель, - представляет собой одно из важнейших опреде-
7
лений, и в нем заключается внутренняя сила государства» .
Понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые присущи родителям как субъектам родительских правоотношений. Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. По мнению М.В. Антокольской, «этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения ребенка и родителей, и влияние, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей»8.
В научной литературе связь между правами и обязанностями родителей по воспитанию детей понимается по-разному.
Так, В.А. Рясенцев, говоря об особенностях родительских прав, указывал, что «предоставляя родителям важные права в отношении детей, государство возлагает на них, в то же время, определенные обязанности, в том числе обязанность осуществлять свои права в интересах детей, в интересах общества. В этом смысле, можно говорить, что права родителей являются, в то же время, их обязанностью»9. Он приходит к выводу, что родительское право на воспитание является «само по себе относительным, однако обладает абсолютным характером защиты от нарушения со стороны всех других лиц»10. Данная позиция нашла широкое распространение в научной литературе11.
По мнению А.И. Пергамент, «родительские права представляют собой в то же время обязанности родителей по воспитанию детей»12, т. е. в
7 Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. С. 288.
8 Антокольская М.В. Семейное право: учеб. 2-е изд. перераб и доп. М.: Юристь, 1999. 206 с.
9 Рясенцев В.А. Семейное право: учеб. М.: Юрид. лит. 1971. 180 с.
10 Рясенцев В.А. Семейное право: учеб. М.: Юрид. лит. 1971. С. 51.
11 Тихонина К.В. Семейное правоотношение по воспитанию детей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988.С. 9; Романовская З.В. Родительские права и обязанности и правовые последствия их несоблюдения // Конституция СССР и проблемы дальнейшего развития советского законодательства. Львов, 1980. С. 48-49.
12 Пергамент Л.И. Основы законодательства о браке и семье. М.: Знание, 1984. 177 с.
162
правоотношении по воспитанию ребенка родители являются одновременно и управомоченной, и обязанной стороной.
A.М. Нечаева указывает, что «одно дело “может”, другое - “должен”. Каждая часть такой формулы имеет свой смысл, свое значение, в противном случае сводится “на нет” воспитательное воздействие семейноправовых норм. И обладатель субъективного права, предусмотренного семейным правом, не может не иметь представления о том, что ему дозволено, что одобряется государством, а что, наоборот, запрещено, способно породить неблагоприятные последствия»13.
B.Н. Леженин высказал на этот счет следующее суждение: «В объективной юридической действительности не существуют единые “право-обязанности” как не может существовать, например, единый “пол” в сфере биологических отношений развития и размножения особей. Вопрос в юриспруденции может стоять, только так: “право” или “обязанность”, иное уводит исследователя от сущности явлений, на практике приводит к тому, что правовые нормы не используются по назначению и не защищают социальную справедливость по отношению к субъектам правоотношения»14.
По мнению А.М. Рабец, А.Е. Казанцевой, Е.А. Чефрановой, права и обязанности родителей не могут совпадать, так как существуют в плоскости различных правоотношений: между родителями и детьми; между родителями и государством; между родителями и третьими лицами15.
Как верно отмечает профессор A.M. Рабец, «в родительском правоотношении дети являются только управомоченными, а родители только обязанными субъектами»16.
Обязанность родителей по воспитанию детей корреспондирует с правом самих детей на получение правильного семейного воспитания17.
13 Нечаева A.M. Семейное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: ЮРАЙТ, 2007. C. 18.
14 Леженин В.Н. Проблемы семейно-правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений / Проблемы развития гражданского законодательства и методологии преподавания гражданско-правовых дисциплин. Харьков. 1993. 139 с.
15 Рабец A.M. Указ. соч. 165 с.; Казанцева А.Е. Обязанности родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, Изд-во Томск. ун-та, 1987. С. 12; Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции. М.: Ин-т гос-ва и права РАН. 2004. 68 с.; Пчелинцева Л.М. Семейное право: учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. М.: Норма, 2006. 320 с.
16 Рабец A.M. Конституция РФ в системе источников семейного права // Семейное и жилищное право. 2005. № 1. 29 с.
17 Казанцева А.Е. Указ. соч. С. 18.
Г.В. Богданова считает, что «под обязанностью родителей по воспитанию своих детей следует понимать не только их обязанность перед своими детьми, но и обязанность перед государством»18.
Право на воспитание у родителей проявляется в правоотношении с другим родителем, третьими лицами. Именно обязанности третьих лиц не препятствовать в воспитании ребенка будут корреспондировать с правом родителей на воспитание своих детей.
Необходимость максимальной охраны интересов всех названных субъектов учитывается государством в процессе правового регулирования общественных отношений по воспитанию детей, в частности при закреплении прав и обязанностей, средств их защиты, определения круга обязанных и управомоченных субъектов. Этим предопределяется применение таких средств правового регулирования, как императивные нормы, прямо предписывающие участникам дозволенные варианты поведения, устанавливающие запреты.
На наш взгляд, наиболее последовательной является позиция о симметричных и корреспондирующих правах и обязанностях, когда права и обязанности родителей по воспитанию детей находятся в гармоничном единстве, так как нельзя лишить прав на воспитание, сохранив одноименные обязанности, но не совпадают в связи с тем, что реализуются в различных правоотношениях.
Родительские правоотношения обладают еще некоторыми особенностями в силу того, что они складываются между близкими друг другу людьми - родителями и детьми. Внутреннее содержание родительских прав плохо поддается регулированию правом, право может только устанавливать границы их осуществления. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Родительские права и обязанности носят срочный характер. Они возникают с момента рождения ребенка и прекращаются с наступлением следующих обстоятельств:
• достижения детьми совершеннолетия (возраста 18 лет);
• вступления несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретения ими в связи с этим полной гражданской дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
• объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства, с
18 Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. Белгород: Изд-во Белгородск. ун-та потребит. кооперации, 1999. 46 с.
согласия обоих родителей; усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия по решению суда (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.
Права и обязанности по воспитанию находятся в гармоничном единстве, проявляющемся не только в необходимости совершения действий воспитательного характера, но и в том, что ненадлежащее осуществление родительских прав является показателем недолжного выполнения обязанностей и наоборот. Поэтому реализация прав и обязанностей по воспитанию ребенка обеспечивается во многих случаях одинаковыми мерами воздействия, в том числе и мерами ответственности.
Конституция РФ закрепила приоритет семейного воспитания детей, так как это наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество, поскольку одно из главных назначений семьи - создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Эта задача выполняется прежде всего родителями. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, и неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением.
При этом родителям необходимо исходить из того, что воспитание должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, становление его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Таким образом, исследуемая обязанность: одно из составляющих правового статуса личности родителей; вид и мера должного поведения названных субъектов сферы образования; гарантия и необходимое условие осуществления права на воспитание детей; фактор выполнения социальной функции государства.