Научная статья на тему 'Становление и развитие научной школы международного менеджмента СПбГУЭФ'

Становление и развитие научной школы международного менеджмента СПбГУЭФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC REFORM / INTERNATIONAL BUSINESS / INTERNATIONAL MANAGEMENT / COMPARATIVE MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Симон Эльевич

Изменения модели социально-экономического развития России потребовали перестройки системы экономического образования. Более востребованными стали специалисты, обладающие знаниями в сфере ведения международного бизнеса, сравнительного менеджмента. В статье обобщён опыт кафедры международного менеджмента СПбГУЭФ в этих вопросах; сформированы перспективные направления развития научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the scientific school of international management in StPSUEF

Changes in models of socio-economic development of Russia demanded the restructuring of economic education. More popular were specialists with expertise in the field of international business, comparative management. The article summarizes the experience of International Management Department of StPSUEF in these matters; formed future directions by scientific research.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие научной школы международного менеджмента СПбГУЭФ»

С. Э. ПИВОВАРОВ

Симон Эльевич ПИВОВАРОВ - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международного менеджмента СПбГУЭФ.

Автор более 130 печатных работ, в т. ч. 9 монографий, автор и редактор учебника «Международный менеджмент» (вышел в трёх изданиях), а также учебника «Сравнительный менеджмент». Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.

Сфера научных интересов - международный менеджмент, сравнительный менеджмент.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА СПбГУЭФ

Кафедра международного менеджмента по университетским меркам -молодая кафедра. Она была создана в период начала перестроечных процессов экономики страны в 1987 году. К этому времени большинству экономистов, теоретиков и практиков, было очевидно, что жёсткое централизованное планирование и управление предприятиями наносило не только им большой вред, но давало очень серьёзные сбои и причиняло ущерб экономике страны в целом. Требовались принципиальные новации, при этом сначала предполагалось, что их можно реализовать, не меняя экономическую систему в целом. С этими представлениями связано и первоначальное наименование существующей ныне кафедры, которая называлась кафедрой хозяйственного механизма.

Новые процессы в экономической жизни были связаны с расширением экономических прав и свобод государственных предприятий. По мере развития перестроечных процессов менялось название кафедры. В 1994 году она стала кафедрой международного менеджмента.

С первых дней существования кафедры мы столкнулись с реальными трудностями практически полного отсутствия учебников и учебных пособий по новым курсам. Не было не только российских книг, но и никаких переводных изданий по новой специальности. Но студентов надо было учить, и учить серьёзно. Учиться новому нужно было и преподавательским кадрам. И мы стали работать.

Состав кафедры собирался «поштучно» из молодых, но имеющих практический опыт работы, знающих иностранные языки, владеющих экономико-математическими подходами и методами, творчески мыслящих специалистов. И постепенно, путём напряжения всех наших сил дело пошло в гору. Таким образом, работа по созданию новых учебных пособий и курсов

ГРНТИ 06.51.51 © С. Э. Пивоваров, 2010

лекций началась с первого дня работы кафедры. Постепенно накапливался опыт и знания. Мы читали всё, что печаталось где-либо по проблемам международного менеджмента. Эта работа естественным образом выстроилась в системный труд над новым учебником.

В начале 2000 г. вышло 1-е издание кафедрального учебника по международному менеджменту. Он вызвал интерес не только в нашем университете и Санкт-Петербурге, но и во многих вузах России. Все последующие годы мы упорно работали над его совершенствованием. И это удавалось: в 2008 г. вышло 4-е издание данной книги. В 2006 году вышло первое издание нового учебника «Сравнительный менеджмент». Коллектив кафедры постоянно дорабатывает изданные книги, разрабатывает статьи и монографии, постепенно завоёвывая добрую репутацию среди коллег, студентов, специалистов.

Все годы существования кафедра имела высокие рейтинги у студентов и магистрантов. Ежегодно выходят сборники трудов преподавателей и аспирантов кафедры, посвящённых актуальным вопросам современных экономических отношений, стратегиям развития компаний, проблемам управления и организации бизнеса. Кафедра выполняет все виды учебной и научно-методической работы, является выпускающей, по своей специализации имеет большие группы студентов и магистрантов дневной и вечерней форм обучения. Выпускники нашей кафедры успешно работают во многих международных компаниях и банках и занимают высокие служебные позиции.

Состав кафедры представляет собой коллектив зрелых и молодых педагогов. Постепенно на кафедре сложилась сильная профессиональная петербургская школа международного менеджмента, системно занимающаяся современной теорией менеджмента, владеющая необходимыми знаниями и методами. Ядром школы, вместе с автором этих строк, стали такие специалисты, как Н.В. Трифонова, А.И. Майзель, А.В. Бутуханов, И.Н. Рогова, М.З. Эпштейн, И.С. Пивоваров, А.И. Погорлецкий, Е.С. Хутиева, Н.В. Коше-лева, Н.С. Сараханова, И.С. Варданян, М.А. Карлик, Е.А. Павлова, В.В. Красько, Д.В. Шевелёв, Э.В. Комличенко, С.М. Дёшина, А.А. Дома-гальский, А.А. Москаленко, Р.В. Иванова, А.О. Майер, И.М. Сулейманов. Активное участие в творческой жизни кафедры принимают известные учёные университета Л.С. Тарасевич и И.А. Максимцев.

На кафедре международного менеджмента весьма активная аспирантура - 8-10 аспирантов принимаются ежегодно. Темы диссертационных исследований актуальны и разнообразны. По не зависящим от университета и кафедры причинам далеко не все аспиранты укладываются в установленные сроки для написания и защиты диссертаций. Но все, кто выходит на финальную дистанцию, успешно защищают свои работы, при этом неоднократно на учёных советах подчёркивалась глубина выполненных исследований.

В ближайшей перспективе, в 2010-2011 гг. пять преподавателей кафедры планируют защищать докторские диссертации. Все они имеют большое количество монографий, статей и докладов, в том числе и на международных конференциях. Они принимали участие в написании учебников, а также в но-

вых книгах, которые находятся на стадии написания или переданы в издательства. Таким образом, коллектив кафедры живёт полноценной творческой жизнью.

Научно-методическая работа кафедры

За годы существования кафедры её сотрудниками написан ряд монографий, включая такие, как «Экономика перестройки», «Предпринимательские структуры рыночной экономики», «Стратегический менеджмент интегрированной предпринимательской структуры», «Постприватизационное развитие предприятий, комплексов, отраслей», «Актуальные проблемы экономики России», «Интернационализация малого и среднего бизнеса», «Стратегии проникновения интернациональных финансовых структур на рынки развивающихся стран», «Внешние факторы формирования национальной налоговой политики», «Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования», «Формирование системы знания в стратегических альянсах», «Деловые культуры и их влияние на формирование стратегических альянсов» и др.

Главные усилия коллектив кафедры сосредоточил на написании базовых учебников по специализации. Постепенно совершенствуя их, мы ставим перед собой задачу написания книг, отвечающих на все главные вопросы, связанные с изучением курсов международного и сравнительного менеджмента. Сравнивая созданные нами книги с изданиями западных авторов, мы увидели ряд принципиальных отличий, т. к. иностранные учебники по международному менеджменту преимущественно рассматривали вопросы, связанные с международной торговлей. Однако в условиях глобализации круг вопросов этих курсов значительно шире и связан с такими проблемами, как международное производство, альянсные отношения, международные финансовые отношения, международное валютное финансовое обращение и регулирование, международное налогообложение, международное управление персоналом, международные риски и многими другими вопросами, которые мы и рассмотрели подробно в наших учебниках. Видимо, поэтому издательство «Питер» приняло решение об издании в 2010 году учебника «Международный менеджмент» на английском языке для иностранных читателей.

Как создавался российский учебник? Международный бизнес в нашей стране возник, по существу, одновременно с бизнесом как таковым. До конца 80-х гг. ХХ-го века частное предпринимательство в стране осуществлялось только в «теневой» форме и жёстко преследовалось в уголовном порядке. Закон о кооперации, пробивший первую серьёзную брешь в этой стене, не только разрешил заниматься хозяйственной деятельностью в своих интересах неограниченному кругу желающих, но дал им право создавать совместные предприятия с зарубежными партнёрами и осуществлять иные формы международных контрактов. Последовавшие законодательные акты (о приватизации, о собственности, об акционерных обществах, новый Гражданский ко-

декс РФ и др.) сформулировали эффективную нормативно-правовую базу развития предпринимательства в России. Этот процесс привёл к появлению целого ряда переводных и отечественных книг, в определённой степени заполнивших пробелы в знаниях о рыночной экономике. Однако в специальной области международного менеджмента это не произошло. Сложилось значительное отставание учебной литературы от потребностей практики, которая вынуждена была руководствоваться общими подходами и фрагментарными рекомендациями.

Первое издание учебника кафедры по международному менеджменту в значительной степени решило перечисленные выше проблемы. Учебник остаётся единственным российским изданием и в настоящее время. Четвёртое его издание состоит из четырёх частей, включающих 14 глав. В них последовательно рассматриваются следующие вопросы:

• глобализация экономики и управление международным бизнесом;

• международная среда бизнеса;

• организационно-правовые формы международного бизнеса;

• интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе;

• интернационализация малого и среднего бизнеса;

• стратегическое планирование в международной фирме;

• финансовые и инвестиционные решения в международном менеджменте;

• финансирование внешней торговли;

• технологии международных инвестиций;

• международное налоговое планирование;

• технологическая политика международных компаний;

• управление человеческими ресурсами и этика в международном бизнесе;

• организационное развитие МНК;

• информационные технологии в международном менеджменте.

По данным университета и по данным издательства «Питер» книга пользуется широким спросом не только в вузах России, изучающих соответствующую дисциплину, но и в вузах Украины, Белоруссии, ряда среднеазиатских стран и в странах Балтии. В 2009 году учебник «Международный менеджмент» стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга.

Учебный курс «Сравнительный менеджмент», как и курс «Международный менеджмент», предусмотрен образовательными стандартами высшей школы по специальности «Менеджмент». Тем не менее, учебника по этому курсу не было. В 2006 г. нам удалось выпустить лицензированное учебное пособие «Сравнительный менеджмент». Оформлять это издание как учебник мы не стали, т. к. к нужному сроку не было написано несколько важных разделов. Полный курс вышел в 2008 г. В мировой литературе книг на эту тему существует совсем немного. В силу этих причин «Сравнительный менеджмент» (2008) - абсолютно оригинальное издание.

Учебник состоит из 2 частей и 19 глав. Первая часть посвящена теоретическим вопросам сравнительного менеджмента. В них последовательно рассматриваются вопросы возникновения и эволюции сравнительного ме-

неджмента, теории культуры, теории внутреннего содержания личности, классификации деловых культур, классификации Р. Льюиса, исследования Г. Хофстеда, измерение культуры Ф. Тромпенаарсом, специальные и диффузные культуры, кластеризация культур, культура и стили руководства, стиль принятия решений.

Глава 4 книги посвящена институциональному подходу в сравнительном менеджменте. До последнего времени институциональная теория, получившая широкое распространение в мире, никогда не рассматривалась через призму менеджмента - это был новый подход. В главе описаны институциональная среда международной компании, институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики России.

В главе 5 учебника описывается становление и развитие институциональной теории, отмечается вклад основателей этой школы Т. Веблена и Дж. Коммонса, У. Митчелла и Й. Шумпетера, Дж. Гэлбрейта и Р. Коуза, Д. Норта, Д. Белла, Эл. Тоффлера.

Глава 6 посвящена вопросам мотивации в сравнительном менеджменте, описаны проблемы мотивационной дифференциации в мультинациональ-ном коллективе, влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения, практика стимулирования труда в различных странах.

Глава 7 посвящена вопросам коммуникации в системе сравнительного менеджмента. Исследуется коммуникация как процесс: межкультурная коммуникация; коммуникационные потоки; каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии. Рассматриваются такие вопросы, как коммуникация и языковые барьеры, невербальная коммуникация, управление кросс-культурной коммуникацией, а также способы преодоления языковых барьеров.

В главах второй части учебника проводится страновый анализ и рассматриваются вопросы построения системы национального менеджмента. Выполнен подробный анализ менеджмента США; даны общие оценки менеджмента европейского сообщества, включая модели экономического развития и роли государств в экономике стран ЕС; описано многообразие деловых культур и менеджмента в Европе. Изложена концепция евроменеджмен-та и профиль евроменеджера. Глава 10 посвящена немецкой модели менеджмента, глава 11 - французской модели, глава 12 - менеджменту Великобритании. Главы 13-16 посвящены анализу моделей менеджмента Швейцарии и стран Северо-Западной Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Глава 17 описывает особенности японского менеджмента, глава 18 - историю и современную модель менеджмента республики Корея. В главе 19 рассматривается китайский менеджмент, включая описание и оценку эффективности экономической модели развития КНР, современные тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

По сообщениям вузовских библиотек и издательства «Питер», учебник пользуется спросом как российских, так и иностранных студентов и специалистов. В 2009 году учебник «Сравнительный менеджмент» также стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга.

Актуальные проблемы научной деятельности

В течение ряда перестроечных лет мы считали, что очень серьёзно уступаем западным учёным - экономистам-рыночникам. У них за плечами был колоссальный опыт. За какую проблему ни возьмись - «классики» уже написали всё главное. В принципе, так оно и было. Но вот обрушился глобальный кризис. И «вдруг» стало ясно, что о глобальной экономике очень мало знаем мы все: старые формулы не работают, старые рецепты никуда не годятся. Никто не может достоверно предсказать что-либо на день вперёд [1].

В этих условиях российские экономические школы, так же, как научные школы Китая, Индии и других стран имеют реальную возможность работать на равных с научными школами развитых стран мира. Очевидно, что исследования и теории прошлых лет в области инноваций, стратегий, анализа рисков, перепроизводства, прогнозных исследований и многих других важнейших направлений были весьма поверхностны, не учитывали сложнейших факторов глобализации и тенденций, связанных с бурным ростом научно-технического прогресса. Это были далеко не только позитивные тенденции.

Есть реальная потребность для серьёзной творческой деятельности. Остановимся на нескольких направлениях этой работы.

Упрощенческий подход в постановке задач и их решений приводил к игнорированию и упущению, столь важных категорий, как социальная значимость тех или иных процессов, общественная потребность в тех или иных продуктах, товарах, решениях, общественная безопасность, реальная охрана окружающей среды и реальные риски для всего населения земного шара, наконец, качество жизни населения и крайняя поляризация общества на сверхбогатых и очень бедных. Все эти многомерные и многоуровневые понятия, безусловно, обсуждались и где-то подразумевались, но реально отсутствовали в экономических моделях, графиках, формулах и не учитывались в выводах и конкретных рекомендациях. В итоге, многомерные, чрезвычайно сложные процессы упрощались, выводы искажались, рекомендации оказывались малополезными.

Новая наука - глобальная экономика - ещё не разработана. Это очень серьёзная, сложная задача, она потребует объединения многих национальных школ экономистов, футурологов, математиков, других специалистов, но без неё общество будет перманентно вползать в новый кризис, едва преодолев предыдущий, и просветы будут неширокими. В этой связи нам представляется необходимым обозначить некоторые, наиболее перспективные, направления исследований.

Модернизация предприятий, организаций и комплексов.

В период преодоления глобального кризиса начала XXI века проблема модернизации экономики страны в целом и каждого отдельного предприятия становится главной задачей для большинства государств мира, равноважной как для США и других развитых стран, так и для России и многих других

развивающихся стран. Эта задача должна решаться на двух взаимосвязанных уровнях: макроуровне - модернизация национальных экономик и отраслей (промышленности, строительства, сельского хозяйства, финансов, торговли и др.), а также на уровне отдельных предприятий и комплексов.

Существует широко распространённое заблуждение по поводу того, что модернизация предприятий включает в себя только внедрение принципиально новых технологий и оборудования. Это, безусловно, важные вопросы, но сами по себе они не решают многие серьёзные проблемы. Комплексная модернизация напрямую связана с такими вопросами, как:

• выбор стратегии экономической деятельности и развития бизнеса,

• детальное изучение рынка подготовки и переподготовки специалистов,

• обоснованная реструктуризация компаний, соответствующая новому видению и новым задачам,

• реинжиниринг и создание новых бизнес-процессов, без чего невозможен выбор новых технологий и нового оборудования,

• глубокая автоматизация управления производством и непроизводственной сферы,

• формирование новой инфраструктуры с целью создания новых рабочих мест,

• внедрение новейших технологий и техническое перевооружение.

Без реализации перечисленных мер при поставке новых и новейших технологий серьёзный эффект маловероятен, более реалистичным будет обратный эффект - напрасного вложения денег, да и выбор оборудования и технологий будет случайным и вовсе не оптимальным. Покупка новых технологий - это вовсе не начальная стадия, но заключительный этап большой и ответственной работы. Она включает в себя:

• глубокое исследование рынка;

• сбор информации о конкурентах и их возможностях;

• накопление знаний в области перспектив науки и техники по интересующим проблемам;

• подробные представления о бизнес-процессах, которые мы хотим внедрить с целью успешного позиционирования на рынках будущего.

Для того чтобы любая модернизация предприятий или организаций была успешной, в каждом конкретном случае необходимо реализовать комплекс мер, которые могут обеспечить успех любому сложному проекту. Рассмотрим их несколько подробнее.

Прежде всего, провести необходимую подготовительную работу и обеспечить управление изменениями. Этот этап хорошо известен и описан: детально проанализировать рыночную ситуацию и конкурентные возможности своей компании; оценить сильные и слабые стороны; оценить влияние кризиса, глубину рецессии; оценить все благоприятные возможности, если таковые имеются.

Важной задачей является формирование влиятельной группы (прежде всего, топ-менеджеров), способной возглавить процесс модернизации и по-

вести за собой её сторонников; сторонников нового видения следует преумножать. Создание нового видения должно быть мотивированным и хорошо обоснованным. Для решения этих задач необходима чёткая характеристика целей модернизации, выбор и обоснование её стратегии развития, безусловно направленной на реализацию конкурентоспособности в условиях XXI века. Подробно должна быть разработана финансовая стратегия модернизации, учитывающая все возможные компоненты (роль государства, регионов, национальных и иностранных инвесторов, собственные резервы и возможности).

В процессе реализации любого проекта необходимо провести системную работу по выявлению и ликвидации узких мест, по реструктуризации компании и по автоматизации её управления (должны быть охвачены такие области, как информационное обеспечение, оперативно-календарное планирование, первичный учёт и отчётность). Здесь накоплен большой опыт не только на уровне иностранных мультинациональных компаний (МНК) и транснациональных корпораций (ТНК), но и ряда российских организаций.

Большое внимание следует уделить разработке, обоснованию и реализации мероприятий, связанных с реинжинирингом, включающим создание новых бизнес-процессов, и качественной реорганизацией тех из них, которые необходимо будет сохранить. Следует подробно разработать меры и направления развития корпоративной культуры компании, которые должны стимулировать преодоление коррупции, прозрачность деятельности и безопасность компании, а также принятие проекта модернизации большинством сотрудников и заинтересованных лиц.

Необходимо обеспечение системного изучения и оценки достижений науки и техники с целью выбора оптимальных (с позиций избранных стратегий) технологий и оборудования, способных обеспечить высокую конкурентоспособность компании. Столь сложные и масштабные задачи вызывают необходимость в системном обучении и переподготовке имеющихся кадров и возможную необходимость привлечения специалистов со стороны.

Безопасность и полная прозрачность деятельности являются очень серьёзными задачами для российских компаний. Они связаны с преодолением многих тяжёлых явлений, сложившихся в переходный период формирования нашей экономики. Но только преодолев эти трудности, экономика страны и отдельных компаний может стать устойчивой и высококонкурентной.

Большого внимания требует развитие инфраструктуры с целью увеличения рабочих мест в сфере деятельности компании. Следует помнить о том, что внедрение новейших технологий и широкая автоматизация процессов непременно повлекут за собой значительное сокращение рабочих мест в компаниях. Наряду с переподготовкой кадров для работы в новых условиях, следует максимально стимулировать развитие сферы услуг, создание малых компаний по сопутствующим товарам, рекламным продуктам и другой направленности с целью получения новых рабочих мест.

Структуру проектов модернизации не следует жёстко регламентировать, но в тех случаях, когда инвестором выступает государство, они должны проходить публичный тендер. Надо полагать, что любой инвестор может привлекать для рецензий независимых аудиторов и специалистов. Качество проектов должно быть высоким, их структура может, в зависимости от специфики компаний и их проблем, включать разные разделы, например, экономический, технологический, при необходимости, строительный. Могут рассматриваться и оцениваться несколько вариантов решений тех или иных задач. Экономическая часть может быть в форме бизнес-плана. Ещё 10 лет тому назад П. Дойл отмечал, что только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

В мировой практике рыночных отношений бизнес-планирование является одним из важных и абсолютно необходимых средств эффективного управления. Бизнес-планы - это динамичные документы, своевременно адаптирующиеся к изменениям рынка. Они должны быть максимально достоверны, ибо формируются на базе достоверной статистики прошлых периодов деятельности, на объективной оценке сложившихся рыночных отношений, взвешенных и обоснованных прогнозах. Всё сказанное не защищает их в полной мере от возможных ошибок и «проколов», поэтому все планы в условиях рыночной экономики постоянно уточняются и корректируются.

Как правило, это эластичные документы, рассматривающие различные варианты и схемы реализации поставленных целей. Бизнес-планы являются необходимым средством мониторинга текущего управления предприятиями и проектами. Независимо от уровня и целей, как правило, они отвечают на вопросы: что мы можем и что мы должны сделать?

В течение предыдущего десятилетия мы в России часто наблюдали, что бизнес-планы в наших условиях, за редким исключением, использовались в целях привлечения ресурсов «со стороны» и отвечали, по существу, только на один вопрос: что мы хотим? Они становились формальными документами, необходимыми для получения инвестиций в банках и инвестиционных компаниях. При такой постановке и в силу реалий российской действительности большинство расчётов при составлении бизнес-планов базировались на недостоверной информации и преследовали одну, заранее установленную цель - аналитическое подтверждение эффективности и надёжности использования испрашиваемых инвестиций.

Это были статичные, как правило, одновариантные документы, не имевшие никакого отношения к реальной хозяйственной деятельности предприятий; они, по своей сути, носили целевой, краткосрочный характер. В них отсутствовал анализ чувствительности, не рассматривались возможные варианты развития событий. Как правило, эти документы выполнялись сторонними организациями, или отдельными специалистами, часто весьма низкой квалификации. Заказчики этих документов относились к ним с большой долей безразличия и пренебрежения. Бизнес-планы предназначались исключи-

тельно для внешнего использования, т. к. включались в обязательный перечень документов, необходимых банкам и другим инвестиционным организациям для предоставления кредитов.

Нередкими были случаи, когда полученные таким образом средства использовались вовсе не на декларируемые в бизнес-планах цели. Однако даже в тех случаях, когда выделяемые средства использовались на запланированные цели, сформулированные в бизнес-планах, документы не могли быть средствами мониторинга и текущего управления проектами, так как большинство заложенных в них данных, показателей и характеристик очень серьёзно отличались от действительного положения дел.

Всё сказанное, безусловно, не способствовало росту доверия инвесторов, особенно иностранных, к бизнес-планам и их заказчикам. В итоге бизнес-планы российских предприятий становились второстепенными документами, дополнявшими формальный комплект внутрифирменной документации. Банки, в первую очередь, рассматривали механизмы обеспечения предоставления кредитов, анализировали связи клиентов с банками, их кредитные биографии. По сути, такие бизнес-планы российских предприятий никому не были нужны - ни заказчикам, ни банкам.

В силу теневого или полутеневого характера деятельности многих российских предприятий в первое постприватизационное десятилетие достоверной официальной статистической информации как в стране в целом, так и на предприятиях в частности не было вообще, а, следовательно, у них не могло быть и обоснованного планирования.

В течение всего десятилетия на большинстве предприятий происходила многократная смена топ-менджмента. При этом подбор руководителей часто осуществлялся не с позиций профессиональной подготовленности, образования, опыта работы в конкретной области, деловых, лидерских, творческих качеств, наконец, просто честности, но совершенно по другим критериям. На предприятиях, как правило, вообще не было экономистов, имевших сколько-нибудь серьёзные знания в области рынка, владевших экономико-математическими методами, способных разработать взвешенный, эластичный, продуманный с разных точек зрения план.

Качественный бизнес-план - это модель деятельности или успешного и, безусловно, открыто работающего предприятия, или предприятия, которое стремится быть таковым. Если таких планов нет, то это является свидетельством отсутствия потребности в них, ибо рынок в России в те годы был принципиально иным.

Сегодня ситуация совершенно другая. Вопрос выживаемости в условиях кризиса и тяжёлой рецессии напрямую связан с коренной модернизацией компаний и их реальной конкурентоспособностью. Поэтому старые рецепты не работают. Необходим радикальный слом старого ради успешного выстраивания новой экономики каждого предприятия и организации. Нам следует помнить, что успех реализации стратегических программ напрямую связан с квалификацией и уровнем подготовки менеджеров и специалистов. Эти вопросы необходимо решать очень серьёзно и ответственно.

Россия обладает гигантскими ресурсами и резервами. Рано или поздно она найдёт силы для преодоления кризиса и его последствий, для подъёма всей экономики страны. Очень важно, чтобы это произошло раньше и с меньшими затратами и потерями, чем в прошлые исторические периоды.

Кризис, модернизация и рабочие места.

Новейшие технологии в производстве влекут за собой полную автоматизацию производственных процессов, а, следовательно, сокращение огромного количества рабочих мест в основном производстве. Например, если в автомобильной промышленности 70-80-х годов прошлого века для производства порядка 200-300 тысяч автомобилей требовалось предприятие с ориентировочной численностью в 30-35 тысяч человек, то сегодня для такого производства (примером этого является завод «Рено» в Москве) требуется всего несколько тысяч человек. Представим себе градообразующий завод и небольшой город на 100 тысяч человек, где такой завод если не единственное, то, во всяком случае, главное предприятие. Что делать с 25-30 тысячами людей, которые после модернизации заводу будут не нужны?

Мы говорим: следует развивать инфраструктуру. Хороший совет. Инфраструктура города - это больницы и поликлиники, школы и дошкольные учреждения, магазины и рестораны, кафе и столовые, предприятия бытового обслуживания и различные сервисные службы, дорожные рабочие, транспортные работники... Но сколько бывших рабочих автомобильного завода смогут реально работать в таких структурах, мы не знаем. Нужны точные расчёты, нужны эффективные проекты. Считать надо до того, как новый завод будет построен. Необходима переподготовка кадров и массовое их перепрофилирование с учётом реальных возможностей и всех структур и людей.

Превращение российской промышленности и ее отраслей в конкурентоспособные отрасли и предприятия, т. е. модернизация всех предприятий, может повлечь за собой нарастающую безработицу. Необходимы очень эффективные контрмеры, естественно, не связанные с сокращением числа модернизируемых предприятий. Следует также помнить, что и другие отрасли человеческой деятельности (строительство дорог, ремонт автомобилей, торговля и др.) тоже будут внедрять новые технологии, которые также повлекут сокращение рабочих мест. Возникают очень сложные задачи, на которые необходимо найти правильные ответы.

Охрана окружающей среды.

Шенгенские соглашения носили в большей степени политический характер, но практически решили немного вопросов. Между тем, окружающей нас природе наносится постоянный, чудовищный по масштабам ущерб. Это и неочищенные выбросы в атмосферу грязных отходов, грязная и неэффективная энергетика, отсутствие утилизации сточных вод, опасные отходы атомных электростанций, плохое состояние подземных хранилищ топлива, огромные по размерам выбросы в атмосферу транспортных средств устаревшего автомобильного топлива, огромный ущерб от лесных пожаров и многое другое.

Для преодоления возможных трагических последствий человечество принимает крайне недостаточно мер. Хотя, например, только реальное потепление климата планеты и участившиеся в связи с этим наводнения (притом, на всех континентах, включая Европу) приносят огромные убытки и уносят жизни тысяч людей.

В американской программе преодоления глобального кризиса Б. Обамы на цели охраны окружающей среды предполагается израсходовать многие миллиарды долларов США. Мы понимаем, что далеко не все эти средства, предусмотренные программой, будут реально выделены, тем не менее, правительство США стремится решать эти задачи. Мы же пока редко их обозначаем. У нас тоже есть такие проблемы. Страна, например, производит огромное количество чугуна - это самое грязное производство в чёрной металлургии. Целлюлозно-бумажные предприятия наносят огромный ущерб нашим водным ресурсам, в том числе самому чистому в мире (может быть, уже в прошлом) озеру Байкал и второму по мировому значению Ладожскому озеру.

Природу уникальной планеты и природу уникальной России надо сберечь. Для решения этих задач просто лозунгов недостаточно. Нужны жёсткие законы, большие финансовые затраты и реальные природоохранные меры. Нужны качественные проекты и обоснованные экономические расчёты. Мы можем и должны принять в этой работе активное участие.

Модернизация высшего образования, новые знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания являются величайшей ценностью XXI века. Школа и вузы должны давать молодому человеку необходимые базовые знания для успешной трудовой деятельности в условиях новых мощных витков научно-технического прогресса. Сегодня ни российская школа, ни наши вузы не способны успешно решать эти задачи в полном объёме. Реформа высшей и средней школы проходит крайне медленно и малоэффективно.

Всякая серьёзная реформа - дорогостоящая задача. В стране нет ни лишних, ни свободных денег. В сложившихся условиях нам следует быть строгими прагматиками и объективно оценивать реалии. Например, в городе Нью-Йорке свыше 80 университетов и колледжей, в которых учится около 600 тысяч студентов и аспирантов (более 7% населения). Семь вузов получили широкую известность благодаря своим исследовательским и постдипломным программам в различных областях науки, медицины, права, бизнеса и искусства, такие как City University of New York; Columbia University; Fordham University; New York University; Pace University; Rockefeller University; Yeshiva University.

Большинство университетов мегаполиса богаты и очень богаты, имеют первоклассную технологическую базу, укомплектованы высококвалифицированными кадрами. И при всём при этом в США, как и в России (как, впрочем, и во многих других странах мира) есть очень серьёзные претензии к проблемам образования, разрабатывается его реформа, решаются вопросы больших материальных вложений. Нам намного сложнее, но это не освобождает нас от необходимости решения этих задач.

Сегодня мы не имеем достаточных средств для успешной реализации реформы в сфере образования, следовательно, надо использовать максимум возможного. К числу целесообразных мер можно отнести:

1. Жёсткая экономия и отказ от дублирования. Даже в ведущих культурных и промышленных центрах России высшие учебные заведения имеют разное качество и уровень подготовки специалистов. Дипломов «выдаётся» предостаточно, со знаниями же дело обстоит намного хуже.

2. Сертифицирование вузов часто осуществляется формально. Многие факультеты университетов, сформированных в недавние годы, очень слабы, в принципе не в состоянии готовить квалифицированных специалистов. Необходима интеграция вузов и факультетов, создание центров образования, реально обеспеченных кадрами.

3. Необходимо восстановить систему повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров, обмен опытом работы.

4. Важно развивать спонсорские связи, сотрудничество и взаимодействие науки и производства, адресную подготовку специалистов.

5. Целесообразно пересмотреть схемы оплаты труда с установлением ясных и понятных всем окладов, реально соответствующих труду в такой ответственной области, как преподавание, передача и генерация новых знаний.

Очевидно, что все эти меры успешно реализуются на уровне крупных университетов и вузов со сложившейся репутацией, традициями и реальными возможностями. Именно с такими образовательными учреждениями и надо в первую очередь работать. Демографическая яма и уменьшающаяся численность абитуриентов практически снимает вопросы превосходства или недостатков ЕГЭ и вступительных экзаменов. При любых обстоятельствах со студентами надо очень много работать.

Во всех развитых и даже слаборазвитых странах университеты являются главными научными центрами, реально создающими новые знания, развивающими науку. В дореволюционной России это так и было. Павлов, Менделеев, Мечников, Бехтерев, Ключевский и многие другие выдающиеся профессора российских университетов были при этом и ведущими мировыми учёными своего времени. Следует помочь университетам восстановить, воссоздать эту функцию. Даже сегодня университеты в России способны решать не только простые задачи научно-методического и научно-практического характера, а успешно работать в областях современной науки. За счёт интеграции университетов и централизации денежных ресурсов можно создать творческие лаборатории и институты в рамках известных университетов, выделить гранты для финансирования наиболее важных проектов и дать возможность профессионалам и творческой молодёжи успешно работать. Современная наука в университетах России может развиваться так же успешно, как и в других странах мира.

В данной статье перечислен далеко не весь круг вопросов, которые волнуют автора и его коллег. Очень хотелось бы уже в ближайшие годы хотя бы часть этих проблем увидеть решёнными, а статус ведущих российских университетов - снова высоким и достойным нашей страны.

Изложенное выше имеет прямое отношение к глобальной экономике и международному менеджменту. По ряду направлений мы работаем уже сегодня. В частности, это относится к вопросам модернизации в российской экономике и промышленности, а также к вопросам управления знаниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимцев И.А., Балабин В.Б. Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 2. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.