Научная статья на тему 'Становление и развитие малого бизнеса в республике Казахстан'

Становление и развитие малого бизнеса в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4221
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMY / DEVELOPMENT / PROSPECTS / ANALYSIS / STATE SUPPORT / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арыстанова Назгуль Кайратовна, Протасова Ольга Владимировна

В данной статье раскрываются особенности становления и развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизация развития коммерческой деятельности, а также увеличение ее роли в государственной экономике является одной из главенствующих задач для усовершенствования экономики Казахстана. Предпринимательская деятельность способствует гибкости рыночной экономики, привлечению инвестиционных ресурсов, развитию технического прогресса, и что немаловажно на нынешний момент, решает проблемы безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арыстанова Назгуль Кайратовна, Протасова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article reveals the peculiarities of formation and development of small business in the Republic of Kazakhstan. This topic is very relevant, since nowadays the intensification of the development of commercial activity, as well as increasing its role in the state economy is one of the main tasks for the improvement of the economy of Kazakhstan. Entrepreneurial activity contributes to the flexibility of the market economy, attracting investment resources, the development of technological progress, and that is important at the moment, solves the problem of unemployment.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие малого бизнеса в республике Казахстан»

ЭКОНОМИКА

УДК 330.33

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Арыстанова Назгуль Кайратовна, студент (e-mail: nazgulk1@mail.ru) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева, г.Петропавловск, Республика Казахстан (e-mail: protasovaov@mail.ru)

В данной статье раскрываются особенности становления и развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизация развития коммерческой деятельности, а также увеличение ее роли в государственной экономике является одной из главенствующих задач для усовершенствования экономики Казахстана. Предпринимательская деятельность способствует гибкости рыночной экономики, привлечению инвестиционных ресурсов, развитию технического прогресса, и что немаловажно на нынешний момент, решает проблемы безработицы.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, развитие, перспективы, анализ, государственная поддержка, стимулирование.

Стимулирование экономического роста является одной из важнейших задач экономической политики любой страны, так как экономический рост способствует повышению благосостояния населения. Малый и средний бизнес является одним из факторов экономического роста. Роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, установлению рыночного равновесия, созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса, удовлетворению различных потребностей населения, что в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого экономического роста.

На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

В целом можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществля-

ются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.

Тем не менее, предпринимательство в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолению коррупции. В этой связи тема данной работы приобретает особую актуальность.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Формирование и становления малого бизнеса в Казахстане проходило в 4 этапа:

- Малый бизнес незадолго до независимости (1986-1990 гг.);

- Малый бизнес на ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.);

- Малый бизнес на стадии становления рыночных отношений в Казахстане (1997-2000 гг.);

- Современная стадия развития малого бизнеса.

Формирование отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений.

Первые три этапа связаны с обретением Казахстаном независимости, становлением рыночных отношений и появлением новых форм собственности в республике. На протяжении данных этапов происходило постепенное формирование нормативно-законодательной и институциональной основы поддержки развития частного предпринимательства.

Следующим крупным шагом была поэтапная приватизациягосударст-венной собственности. В результате приватизации, при которой государственные и муниципальные предприятия розничной торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания, мелкие государственные предприятия в отраслях легкой и пищевой промышленности, оптовой тор-

говли превратились в субъекты частной предпринимательской деятельности.

Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло положения для сектора предпринимательства, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые «перетеки» из одной формы малого предпринимательства в другую.

Новый этап развития предпринимательства совпал с достижением макроэкономической стабилизации в стране - снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего закона, регулирующегопред-принимательскую деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная база, регулирующая различные аспекты хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.

Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса. Сравнительно небольшая доля СМП в сфере услуг объясняется тем, что она включает в себя коммунальные услуги, которые, как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 - 80%.

Наиболее очевидной причиной подобного соотношения (т.е. практически повсеместного преобладания индивидуального предпринимательства) можно считать особенности отечественного законодательства, предусматривающего льготный режим регистрации и налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.

В республике в 2008 году численность активно занятых в малом предпринимательстве равно 1726170, доля МСП в ВВП - 31,2 %, из них доля малого бизнеса в ВВП - 28 %, доля среднего бизнеса в ВВП - 3,2 %.

За период с 2011 по 2013 год в стране наблюдается рост выпуска продукции субъектов малого предпринимательства - с 2 706 686 до 3 555 282 млн. тенге. Всего в малом бизнесе занято 1 865 тыс. человек.

Из данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан видно, что наибольшее количество активных субъектов малого предпринимательства в региональном разрезе в 2013 году приходится на Южно-Казахстанскую (14,2%), Алматинскую (10,9%), Восточно-Казахстанскую (8,8%), Карагандинскую (7,2%) области, а также г. Алматы (13,2%), г. Астану (6,6%). Другие регионы занимают: Акмолинская область - 9 место (4,0%) и Западно-Казахстанская -14 место (3,4%). По численности занятых лидируют г. Алматы (14,3%), ЮжноКазахстанская (12,0%), Алматинская (11,0%), Восточно-Казахстанская (9,0%), Карагандинская (8,0%) области, г. Астана (7,2%).

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Так в 2014-2015 годах на развитие малого и среднего бизнеса уже выделен 1 триллион тенге.

Основными факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие сектора малого предпринимательства в Казахстане, являются сложившаяся территориально-отраслевая структура экономики и институционально - правовая основа деятельности малого бизнеса.

Выступая с посланием народу Казахстанапервый президент поручил продлить до 2025 года действие программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и выделять на ее реализацию ежегодно не менее 30 миллиардов тен-ге.Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2030» и «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

От состояния и уровня развития частного предпринимательства и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства, зависит обеспечение устойчивого экономического развития страны в целом. Важна роль малого и среднего предпринимательства в диверсификации экономики. В условиях реализации ГПИИР будет формироваться все больше крупных производств, в рабочих процессах которых может быть задействовано множество субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с этим, необходимо принятие системных мер по поддержке частного предпринимательства, которые будут включать, но не ограничиваться улучшением доступа к финансированию, обеспечением необходимой инфраструктуры, содействием в повышении компетенции, получением консультационной поддержки и привлечением партнеров для совместной реализации предпринимательских инициатив.

За пятилетний период реализации программы (2015-2019 годы) объем выделяемого на нее финансирования предусмотрен в размере 276 млрд. тенге, в том числе средства республиканского бюджета - 154 млрд. тенге, средства местных бюджетов - 90 млрд. тенге, средства Национального

фонда - 31,5 млрд. тенге.Реализация программ поддержки субъектов МСП привела к значительному росту их кредитования. В настоящее время с использованием инструмента субсидирования процентной ставки по кредитам для участников государственных программ банками второго уровня выделено кредитов на общую сумму, превышающую 1 трлн. тенге. На сумму около 100 млрд. тенге выдано кредитов под гарантии в рамках государственных программ для развития приоритетных отраслей, прежде всего обрабатывающей промышленности, на которую пришлось кредитов на 34 млрд. тенге.

Малое и среднее предпринимательство в Казахстане активно развивается во многом благодаря мерам государственной поддержки. С 2010 по 2017 годы количество активных субъектов МСП выросло с 661598 до 1145994, и этот рост наблюдался по всем видам предпринимательства, за исключением юридических лиц среднего предпринимательства (таблица 1).

Таблица 1 - Количество активных субъектов малого _и среднего предпринимательства, ед._

Всего В том числе

юридические лица малого предприниматель-ства юридические лица среднего предприниматель-ства индивидуальные предприниматели крестьянские или фермерские хозяйства

1 2 3 4 5 6

2010 год 661 598 66 492 8 712 416 085 170 309

2011 год 846 111 64 457 9 028 589 640 182 986

2012 год 809 750 62 888 8 388 573 618 164 856

2013 год 888 233 61 076 8 312 660 262 158 583

2014 год 926 844 74 829 4 559 694 759 152 697

2015 год 1 242 579 175 679 2 897 882 849 181 154

2016 год 1 106 353 189 637 2 711 736 121 177 884

2017 год 1 145 994 208 742 2 618 747 107 187 527

В структуре МСБ наблюдается традиционное доминирование субъектов индивидуального предпринимательства, занятых в торговой деятельности и сферах, не требующих высокой квалификации. В то же время мировым трендом считается переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрению механизмов инновационного, эффективного производства («Казахстан 2050»).

Как отмечает Азиатский Банк Развития, индивидуальное предпринимательство в РК демонстрирует низкую продуктивность. Годовой объем производства на одного работника в ИП составляет $3 тыс., в то время как в малых и средних предприятиях - $27 тыс.

Помимо хорошо известных госпрограмм, также на развитие МСБ с 2015 по 2017 год активно привлекались займы у МФО сроком до 2020 года. Также начата реализация третьего транша в $200 млн по проекту АБР.Проект нацелен на увеличение доступности финансирования МСБ, более чем на 20% увеличить количество заемщиков и число выданных кредитов к 2020 году.

К концу проекта планируется увеличить число «аккредитованных поставщиков» для крупных компаний - с нуля в 2015 году до 200 к 2019 году. Процент МСП, участвующих в повышении эффективности управления и деловой практики увеличится, с 5% в 2015 году до 75% к 2019.

В Казахстане малый и средний бизнес был сформирован практически за считанные годы. Мы достигли основную стратегическую цель - одинаковую возможность для всех граждан заниматься предпринимательством.

По состоянию на 1 сентября 2018 года количество действующих субъектов МСП по сравнению с соответствующей датой предыдущего 2017 года увеличилось на 4,2%. В общем количестве субъектов МСП за 2018 год доля индивидуальных предпринимателей составила 64,9%, юридических лиц малого предпринимательства - 18,5%, крестьянских или фермерских хозяйств - 16,4%, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2%. Для того чтобы удержать предприятия малого и среднего бизнеса банкам стоит пересмотреть условия кредитования, снижение ставок и упрощение условий кредитования помогут удержать уровень развития данной деятельности.

Несмотря на то, что на нынешний момент в Казахстане процесс создания собственного бизнеса имеет некоторые трудности, мы сделали стремительный шаг к развитию данной сферы. Актуальность данной деятельности бесспорна, так как предпринимательство и есть главная составляющая рыночной экономики.

В настоящее время в условиях мирового кризиса все большее внимание уделяется таким сферам экономики, как малый и средний бизнес. Как указано в Стратегии «Казахстан -2050», развитое малое и среднее предпринимательство является залогом повышения уровня благосостояния большей части населения республики, залогом укрепления и развития национальной экономики.

В этой связи, в настоящее время для поддержки развития малого и среднего предпринимательства являются необходимымиследующие меры: создание условий для создания новых объектов малого и среднего бизнеса гражданами Казахстана. Для достижения данной цели необходимо на региональном уровне продумать меры поддержки предпринимательских инициатив граждан, подкрепляемых грамотной и четкой нормативно-правовой базой. Привлечение в сферу малого и среднего предпринимательства иностранных инвесторов. Для достижения данной цели необходимо поддерживать предпринимательские инициативы наиболее востребованных сфер экономики, которые вызывают интерес не только как предмет предпринимательства, но и необходимы для большей части населения республики как потребителей продуктов деятельности отечественного бизнеса.

В заключение, главной отличительной чертой развития собственного бизнеса или предпринимательства в Казахстане является то, что оно имеет ключевой фактор развития экономики и долгосрочный характер. Резкий скачок количества предприятий малого и среднего бизнеса ведет за собой множество положительных моментов, в первую очередь, это увеличение численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.

В последствие это приведет к большему использованию инновационного потенциала, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, они помогут создать устойчивое функционирование рыночной экономики Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

Список литературы

1. Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. - № 5.- С. 37-40

2. Ботанов М. Предпринимательство - один из путей к экономической безопасности Казахстана. // Аль Пари, 2001. № 1-2. стр.43.

3. Байюлосын Р.Ж. Предпринимательство в Казахстане. Алматы, - 2012. - 480

4. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.stat.gov.kz

5. Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. СТРАТЕГИЯ «Казахстан — 2050», 14 декабря. — Астана: Аккорда, 2012.

Arystanova Nazgul Kairatovna, student

(e-mail: nazgulk1@mail.ru)

North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan Protasova Olga Vladimirovna, senior lecturer

North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan (e-mail: protasovaov@mail.ru)

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. This article reveals the peculiarities of formation and development of small business in the Republic of Kazakhstan. This topic is very relevant, since nowadays the intensification

of the development of commercial activity, as well as increasing its role in the state economy is one of the main tasks for the improvement of the economy of Kazakhstan. Entrepreneurial activity contributes to the flexibility of the market economy, attracting investment resources, the development of technological progress, and that is important at the moment, solves the problem of unemployment.

Keywords: entrepreneurship, economy, development, prospects, analysis, state support, stimulation.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ ФАКОЭМУЛЬСИФИКАЦИИ КАТАРАКТЫ ГЛАЗ» В ООО «АРКТОС» И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: ira_vinnikova@mail.ru) Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: devinyls@yandex.ru) Пронина Диана Михайловна, студент (e-mail: dianaovtsyna@bk.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия

В значительной степени, от инвестиционного климата, политики государства и общей макроэкономической ситуации в стране зависят инвестиционные возможности предприятия, крайне важно, для каждого предприятия, управлять своей инвестиционной деятельностью как решающим элементом системы управления всей производственно-хозяйственной деятельности. В данной статье рассматриваются особенности реализации инвестиционного проекта в офтальмологической клинике ООО «Арктос», представлено его экономическое обоснование.

Ключевые слова: инвестиции, финансовые ресурсы, капитал, инвестиционный проект, медицина.

Существенным фактором экономического развития коммерческих организаций являются инвестиции. Повысить производительность труда, увеличить прибыль и рыночную стоимость компании помогает эффективная реализация этих инвестиций. Существуют различные подходы к понятию сущности и типологии инвестиций. Большое количество подходов, с одной стороны, помогает лучше понять суть инвестиций, но с другой стороны усложняет практическое планирование и анализ [5].

Задачи, связанные с принятием управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов осложнены тем, что сейчас нет четкого, единого определения.

Инвестиции авторы характеризуют как средства, которые выделяют на увеличение основных фондов и оборотного капитала с целью получения прибыли. Определения современной учебной литературы обладают боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.