Научная статья на тему 'Становление и развитие казахской интеллигенции под влиянием урбанизационных процессов в Омске'

Становление и развитие казахской интеллигенции под влиянием урбанизационных процессов в Омске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айтмухамбетов Айдар Абаевич

Городские казахи, выпускники гимназий и вузов составили костяк прогрессивно-либерального движения, ориентированного на сближение в программных установках с партией кадетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие казахской интеллигенции под влиянием урбанизационных процессов в Омске»

тюркам Алтая отношение было более осторожным, чем к другим народам Сибири, вследствие того, что вплоть до XVIII в. в этом регионе существовала нестабильная обстановка: периоды мирных добрососедских контаетов сменялись разрывами и военными столкновениями.'' [28]. Историческое сознание крестьян определяло негативное отношение большинства русских к алтайским националистам. В восприятии местных жителей, а затем и на страницах сибирских газет создавших «дело капитана Сатунина», антисоветская классовая борьба капитана Сатунина стала ассоциироваться с националистической деятельностью лидеров Горной думы.

Литература

1. Свободный Алтай. -1917.-31 августа.

2. Демидов В. А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1923.-Новосибирск, 1983.-С. 134-137.

3. Алтайский Луч. - 1918. -2 августа (20 июля).

4. Пахаев С. Я. Контрреволюционная роль каракумской областной управы в годы Великой Октябрьской Социалистической революции // Вопросы истории Сибири. - Вып. П.Томск, 1965.-С. 131.

5. Алтай.-1918.-26июня.

6. Пахаев С. Я. Указ соч. С. 130-131.

7. Дело Алтая. -1918.-16(3) июля.

8. Дума Алтая. -1918. -14 (1) июля.

А. А. АЙТМУХАМБЕТОВ

Костанайский университет, Казахстан

УДК 325.111(571.13)-058.237

В конце XIX - начале XX вв. увеличивается приток казахских учащихся в Омские учебные учреждения. Казахские учащиеся отдавали предпочтение учительской семинарии и гимназии. Эти училища специализировались на углубленном изучении дисциплин гуманитарно-нравственной направленности, что отвечало потребностям и запросам казахов, выросших в условиях аульной среды, далекой от индустриального развития. Гимназический и семинарский дипломы обеспечивали казахам сферу деятельности на педагогическом и административном поприще. И лишь незначительное число казахов обучалось в училищах технической направленности. Казахские абитуриенты, выбиравшие училища, исходили из практической реализации полученных знаний. При этом определенная часть из них останавливалась на достигнутом, довольствуясь малым, ибо казахские специалисты не имели конкуренции в своей этнической среде. Единичные представители казахских выпускников городских училищ предпочитали продолжить образование в вузах государства. Характерно, что все студенты-казахи степных об-

9. Там же.

10. Дума Алтая. -1918. -16 (3) июля.

11. Там же.

12. Алтайский Луч. -1918. -19 (6) июля.

13. Алтайский Луч. -1918.-21 (8) июля.

14. Дело Алтая. -1918. -28 (15) июля.

15. Дело Сибири. -1918. -¿августа.

16. Дело Сибири. -1918. -14 августа.

17. Заря.-1918.-8 сентября.

18. Дело Сибири. -191В. -27 сентября.

19. Алтайские губернские известия. -1918. -.11 сентября.

20. Там же.

21. Пахаев С. Я. Указ. Соч. С. 155.

22. Там же.

23. Там же.

24. ГАРФ. Ф. 1561. Оп. 1. Д. 93. Л. 10.

25. Сибирский вестник. -1918. -18 сентября.

26. Жизнь Алтая. -1918. -4 сентября.

27. ГАРФ. Ф. 1561. ОП. 1. Д. 41. Л. 2.

28. Ерохина Е.А.Влияние мировоззренческих ценностей русского этнического сознания на характер восприятия иноэтнических культур Западной Сибири:Х\/11 сер.Х1Хв. // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. - Новосибирск, 1998. -С. 11.

СУШКО Алексей Владимирович, аспирант кафедры отечественной истории.

ластей, регионально связанных с Сибирью, после окончания столичного вуза предпочитали в качестве объекта проживания Омск, который являлся административным центром динамично развивавшегося региона. Все они, в отличие от своих земляков, выбывших из городских училищ еще на ранней стадии обучения, оказались восприимчивыми к городской действительности, гармонично вписываясь в ауру европейской культуры с ее элементами урбанизированное™ и индивидуальности. Поэтому вполне объяснимо стремление этой части казахского студенчества к оседанию в городе, где они в полной мере смогли реализоваться как самостоятельные, полноправные граждане. Из 6 исследованных казахских учащихся, проживавших в Омске в дореволюционный период, Акпа-еваЖ., Турлубаева А., Султангазина Д., Марсекова Д., Бу-кейханова А., Жумабаева М., Сейфуллина С., Нурмакова Н., четыре окончили Омскую гимназию, один получил образование в техническом училище, три - в семинарии. Исследованные выпускники гимназии и технического училища продолжили образование в столичных вузах. Семинарист

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ

УРБАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОМСКЕ

ГОРОДСКИЕ КАЗАХИ, ВЫПУСКНИКИ ГИМНАЗИЙ И ВУЗОВ СОСТАВИЛИ КОСТЯК ПРОГРЕССИВНО-ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СБЛИЖЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ УСТАНОВКАХ С ПАРТИЕЙ КАДЕТОВ.

Жумабаев М. в период, предшествующий обучению в Омске, получил религиозное образование в медресе. Проведенный анализ показывает ступенчатость в получении знаний казахскими учениками.

Большинство из вышеперечисленных учащихся были выходцами из социально необеспеченных слоев общества, поэтому материальные затруднения влияли на их обучение.

Характерно, что светское образование рассматривалось ими как высокая социальная ступень в европеизированном городском обществе, развивавшемся на основе рыночных товарно-денежных отношений, когда в условиях конкурентоспособности интеллект выступал в качестве средства достижения достойного положения в коллективе с соответствующим материальным обеспечением Их сокурсники, вернувшиеся в свою этническую провинциальную среду, ограничивались положением аульного учителя с невысоким уровнем денежного обеспечения или пополняли местный номенклатурный аппарат, деятельность которого строго регламентировалась нормами административной дисциплины. Студенты Акпаев Ж., Султангазин Д., учащиеся Букейханов А., Жумабаев М. окончили учебные учреждения с золотой медалью, понимая, что качество диплома реально отражает степень их подготовленности и обеспечивая условия для их дальнейшего роста.

Выпускники вузов Акпаев Ж., Турлубаев А., Марсеков Р., Букейханов А., работая по специальности, также пополняли административный аппарат. Кругозор этой категории граждан выходил за рамки аула, этнического ареала расселения собственной общины. В условиях длительного проживания в городе происходило их приобщение к европейской культуре посредством российской. Изучение русского языка как техногенного языка-проводника в империи и в целом приобщения к «русскости» имело для них важное практическое значение. Деятельность этой

Д. Н. ЛОПАТИН

Омский государственный технический университет

УДК 63(574):323+63(571.1):323

Давно завязалось сотрудничество хлеборобов Омской области и Булаевского района Северо-Казахстанской области и Кзылтукского района Кокчетавской области, связи Омской области с учеными отделения ВНИИСХ в пос. Шортанды Целиноградской области [1].

К началу перестройки значение связей с Казахстаном в развитии сельского хозяйства Западной Сибири возрастает. В обоих регионах был накоплен огромный опыт в развитии АПК. Значительная доля промышленной продукции была ориентирована на сельское хозяйство. Достаточно вспомнить, что основная продукция Павлодарского трак-

части казахских служащих не ограничивалось бюрократическим делопроизводством. Султангазин Д. входил в редакторский совет «Киргизской степной газеты» - казахского печатного государственного издания, начинающие казахские поэты Сейфуллин С., Жумабаев М. активно контактировали с местной русской литературной общественностью. Влияние городской среды, в которой общегосударственные и социальные противоречия проявлялись особенно сильно, оказывало свою роль на особенности политической деятельности казахской интеллигенции. Изучение казахскими интеллигентами радикально-революционного движения, сочувствие либеральным кругам можно рассматривать ни как мимолетное увлечение ими модными идеями, а как способность оценивать себя в роли созидателей, способных диктовать условия времени обстановке, обществу. В этом сказывался индивидуалистический интерес собственного совершенства, характерный для урбанизированного, европейского, городского общества. Поэтому не случайно городские казахи, будучи немногочисленными, но воспитанные высокой культурой, задавали тон в политической активности казахской общественности с начала XX в. и в последующий период. При этом выпускники гимназий и вузов составили костяк прогрессивно-либерального движения, ориентированного на сближение в программных установках с партией кадетов, а питомцы семинарий, в частности Сейфуллин С. и Нурмаков Н. сотрудничали с социал-демократическим движением.

В Омске, как и в других городах государства, создаются условия для становления городских категорий казахского общества. Посредством европейской, урбанизированной культуры наблюдается их эволюция от казахского чиновничества к интеллигенции.

АЙТМУХАМБЕТОВ Айдар Абаевич, преподаватель кафедры "Отан тарихы".

торного завода - сельскохозяйственный трактор ДТ-75, производимый в партнерстве с Омским сибзаводом им. Борцов революции. Немало и других примеров углубления сельскохозяйственного сотрудничества. В1985 году Алма-атинское отделение Государственного комитета сельскохозяйственной техники поставило Омскому облагропрому 3700 аккумуляторов марки 6 СТ-132 для нужд совхозов и колхозов области [2].

Глобальную дискуссию в свое время вызвала проблема переброски части стока сибирских рек в Южный Казахстан и Среднюю Азию: предполагалось за счет этих вод наладить

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА

В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ_

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБУСЛОВЛЕНО СВОЕОБРАЗНЫМ КОМПЛЕКСОМ ПРИЧИН. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОБШИРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОБОИХ РЕГИОНОВ СХОЖИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ; ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ЗАВЕРШИЛО ОБРАЗОВАНИЕ ЗДЕСЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОБЩНОСТИ. С ДРУГОЙ - НЕКОТОРЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОЧВЕННОМ СОСТАВЕ И НЕОДИНАКОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СОЗДАВАЛИ ОПРЕДЕЛЕННУЮ РАЗНИЦУ В ЭКОНОМИКЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.