Научная статья на тему 'Становление и развитие кафедры дизайна архитектурной среды'

Становление и развитие кафедры дизайна архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРАТЕГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СМОТР-КОНКУРС / ДИЗАЙН АРХіТЕКТУРНОГО СЕРЕДОВИЩА / СПЕЦИФіЧНі ОСОБЛИВОСТі / СТРАТЕГіЯ / НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / ОГЛЯД-КОНКУРС / ARCHITECTURAL DESIGN ENVIRONMENT / SPECIFIC FEATURES / STRATEGY / TRAINING PROCESS / REVIEW COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов И. Н.

Представлена информация о становлении и развитии кафедры дизайна архитектурной среды Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. Тесно переплетая учебный процесс с практической работой по совершенствованию архитектурных особенностей города Днепропетровска, кафедра уверенно занимает ведущее место среди подобных кафедр вузов Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the department of design architectural environment

Provides information on the formation and development of the department of design architectural environment Dnieper State Academy of Civil Engineering and Architecture. Intertwined learning process with practical work to improve the architectural features of the city of Dnepropetrovsk, Department confidently occupies a leading position among similar departments of universities in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие кафедры дизайна архитектурной среды»

АРХ1ТЕКТУРА

УДК 725.8-72.01

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

И. Н. Гаврилов, к. арх., проф.

Ключевые слова: Дизайн архитектурной среды, специфические особенности, стратегия, учебный процесс, смотр-конкурс

Постановка проблемы. Кафедра дизайна архитектурной среды (ДАС) на архитектурном факультете Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры начала свою деятельность десять лет назад. Есть повод оглянуться на пройденный путь и обозначить опыт становления и развития кафедры в учебном процессе, как выпускающей архитекторов-дизайнеров.

Цель исследования. Проследить и раскрыть основные особенности становления и развития кафедры ДАС, имеющей свою специфику творческой профессии преподавательского состава и специализации выпускаемых архитекторов-дизайнеров в отличие от других специализаций. Отметить основные направления деятельности, уровень профессионализма и подготовки кадров преподавательского коллектива кафедры, достижения.

Анализ опыта работы кафедры. Информация подобрана на основе годовых и научных отчётов кафедры в период её функционирования (2003 — 2013 гг.), а также публикаций, выборочный перечень которых изложен в использованной литературе к данной статье.

Изложение материала. Кафедра дизайна архитектурной среды сформировалась на основании решения Учёного совета Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры от 25.02.2003 г. и приказа ректора академии В. И. Большакова от 3 марта 2003 г. № 54 путём разделения кафедры «История, теория архитектуры и архитектурной графики» на две: «Основы архитектуры» и «Дизайн архитектурной среды».

Штат профессорско-преподавательского состава кафедры ДАС установлен 14, 75 единицы и формировался как из опытных преподавателей архитектурного факультета академии, так и молодых кадров, которые не имели дипломов специализации архитекторов-дизайнеров. Поэтому на преподавателей лёг большой груз ответственности за разработку необходимых учебных планов и программ по подготовке и выпуску архитекторов- дизайнеров, методичек, лекционного, демонстрационного материала и самоподготовки в учебном процессе, помимо воспитательной, общественной и другой работы, в том числе творческой и научной [2; 6; 7].

Первоначально в состав кафедры входили: заведующий кафедрой — И. Н. Гаврилов, канд. архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Украины; профессор B.C. Внуков, заслуженный архитектор РСФСР, бывший главный архитектор городов Сочи и Днепропетровск; доценты — B. C. Положий, заслуженный архитектор Украины; Т. Н. Товстик, заместитель заведующего кафедрой; О. В. Сухих, кандидат архитектуры; В. Ю. Аксельрод, архитектор-практик; М. И. Ильменская; старшие преподаватели — Е. В. Брызгалова и О. А. Славинская; ассистенты — Я. С. Куницкая, О. Э. Крохмаль, С. А. Кушнир, Т. С. Малиновская, В. Н. Пихай и Е. Г. Болдырева.

В 2003 г. состоялась и аккредитация кафедры Министерством образования и науки Украины в связи с выпуском первых специалистов-архитекторов специализации «Дизайн архитектурной среды». Среди них выпускники: A. B. Барышок, М. В. Бут, А. Б. Гарат,

A. Ю. Дрей, О. В. Лыкова, Н. Ю. Максименко, Е. В. Огнева, О. Н. Роженок, Н. В. Сментина, О. В. Таслицкая, Е. В. Хорошилова, О. И. Шевцова.

В 2003 — 2005 учебных годах профессорско-преподавательский состав кафедры пополнился. Вовлечены в учебный процесс опытные специалисты, в том числе: Д. И. Ткач — канд. тех. наук, а также в порядке совместительства доценты, кандидаты архитектуры —

B. В. Воробьёв, И. А. Гриманова; канд. тех. наук — Г. У. Невгомонный; доцент

C. С. Полюшкин, архитектор, главный художник г. Днепропетровска; старший преподаватель — О. С. Шило и ассистентки О. И. Андреева, А. Б. Коновалова, С. О. Малейчик.

Были составлены и утверждены планы деятельности кафедры. Они, естественно, со временем подвергались корректировке, однако преимущественная направленность работы на кафедре определялась её стратегией, ориентированной на привлечение и подготовку научно-

педагогических кадров для работы в учебном процессе кафедры по специализации «Дизайн архитектурной среды». В связи с этим основные направления разрабатывались следующими путями.

1. Приглашение известных ведущих специалистор-архитекторов, имеющих большой опыт проектной, научной или административной работы, в том числе: доктора архитектуры, проф. В. П. Мироненко - ХДТУБА, В. И. Проскуряков - НУ «Львiвська полтехшка», В. А. Тимохин — КНУБА; В. М. Вадимов — главный архитектор г. Полтава; а также С. А. Кушнир — начальник отдела главного управления строительства и архитектуры облгосдминистрации и кадры, названные выше по тексту.

2. Повышение квалификации преподавателей в г.Киеве — КНУБА, Львове — НУ «Львiвська полтехшка», Москве - МАРХИ, Харькове — ХДАДМ, Франции — Страсбург (к. т. н., проф. Д. И. Ткач, доц. Т. Н. Товстик, ст. преп. Е. В. Брызгалова, О. А. Славинская, асист. О. Э. Крохмаль и Т. С. Малиновская).

А. Подготовка молодых преподавателей к вступлению в аспирантуру на базе нашей академии, а также в г. Киеве, Львове и Харькове. В их числе: Я. С. Куницкая, С. В. Бодня, А. В. Товстик, О. Э. Крохмаль, Т. А. Суворова, Е. С. Харченко и др.

3. Участие в конкурсах архитектурных студенческих проектов всех уровней — внутривузов-ских (Петровский зачёт), городских, республиканских, международных и др.

С первых лет кафедра начала участвовать в международной (украинско-французско-бельгийской) научно-образовательной программе ТЕМГТУС. В рамках программы прошли встречи, семинары, конкурсы и научно-технические конференции по вопросам международного сотрудничества в сфере реконструкции различных зон Днепропетровска применительно к новым условиям времени. Во Франции прошли стажировку Е. В. Брызгалова, О. Э. Крохмаль, Т. С. Малиновская и Т. Н. Товстик [9].

Затем появились контакты с Познаньским техническим университетом и органом архитектуры города. Проведены ряд двусторонних встреч, практика нескольких групп студентов, их силами разработано несколько проектов. Участвовали в этих процессах И. Н. Гаврилов, Т. Н. Товстик, О. Э. Крохмаль, Т. С. Малиновская.

Были разработаны и утверждены основные темы научно-исследовательских работ по кафедре:

- «Исследования преобразований и совершенствования архитектурной среды в населённых пунктах Днепропетровщины» (науч. рук. проф. И. Н. Гаврилов);

- «Исследование развития и совершенствования процесса квалификационной подготовки архитекторов» (науч. рук. проф. И. Н. Гаврилов, к. т. н., проф. Д. И. Ткач);

- «Системная теория обратных изображений и инновационная педагогическая технология её внедрения в учебный процесс профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров» (к. т. н., проф. Д. И. Ткач); а также другие темы.

Отдельные аспекты названных тем освещены в статьях, научных конференциях, тезисах докладов и сообщений. Информация о проделанной работе кафедры составлялась в ежегодных отчётах, в которых даны сведения и о научной деятельности студентов [12].

Количество публикаций, в том числе тезисов докладов, за десять лет существования кафедры ДАС составило более 250, в том числе с участием студентов — 31. Преподаватели и студенты приняли участие в 95 научно-практических конференциях и семинарах различных уровней.

Выполнено 34 методички по дисциплинам кафедры, в частности, по разработкам архитектурно-дизайнерских проектов студентами 3 — 6 курсов, например:

«Благоустройство и оборудование территорий» (доц. О. А. Славинская); «Реконструкция жилого двора» (доц. Т. Н. Товстик, асист. Я. С. Куницкая); «Интерьер жилой квартиры» (доц. О. А. Славинская); «Основы дизайна современного интерьера» (ст. преп. Е. В. Брызгалова); «Основы и методы компьютерного моделирования» (асист. В. Н. Пихай); «Методы натурного обследования» (проф. В. С. Внуков, ас. О.Э. Крохмаль) и др.

С целью повышения ответственности и заинтересованности преподавателей кафедрой разработана рейтинговая система оценки деятельности каждого из них с учётом:

- выполнения инновационных (архитектурных) проектов, изобретательской деятельности;

- подготовки научно-педагогических кадров (руководство магистрами, аспирантами);

- участия в работе советов (Минобразования и науки, Минрегионстроя, других министерств и ведомств, областных, городских), а также в общественных организациях;

- издательской деятельности (монографий, учебников, учебных пособий, научных статей, тезисов сообщений и докладов на конференциях);

- внедрения научных инновационных разработок в учебный процесс (методические указания для курсового и дипломного проектирования, курсы лекций, практические работы);

- участия в смотрах-конкурсах, выставках разных уровней, выступлениях на радио, телевидении; публикаций в центральной, местной и прессе академии;

- рецензирования диссертаций, учебников, учебных пособий, научных статей, архитектурных проектов, инвестиционных программ и др.;

- руководства студенческой научной деятельностью, подготовкой студенческих работ для участия в олимпиадах, конференциях, семинарах;

- получения наград (грантов, премий, стипендий, дипломов, грамот) и почётного звания.

По итогам последних четырёх лет по результатам рейтинга лидеров после заведующего

кафедрой шли доценты Т. Н. Товстик, О. А. Славинская и проф. Д. И. Ткач, который выполнил значительный объём научных исследований в работе над докторской диссертацией. Он возглавлял также госбюджетную тему совместно с преподавателями кафедры землеустройства, строительства автомобильных дорог и геодезии: «Разработка сборного синергетического покрытия автомобильных дорог, взлётно-посадочных полос аэродромов и больших площадей». Совместными действиями выполнен ряд публикаций и зарегистрировано четыре патента на изобретение моделей элементов сборного покрытия. Внесены предложения в Главное управление строительства и архитектуры Днепропетровской облгосадминистрации по внедрению названных разработок.

Реализовалась научная тема: «Принципы формирования лечебных учреждений с учётом психофизиологии влияния светоцветовой среды» (науч. рук. докт. арх. В. П. Мироненко). Выпускница, аспирантка и ассистентка нашей кафедры С. В. Бодня защитила по этой теме кандидатскую диссертацию (2010) [1; 9]. Защитила кандидатскую диссертацию бывшая ассистентка кафедры Е. С. Харченко (2008).

На стадии завершения исследования доцента кафедры С. С. Полюшкина, а также ассистентки кафедры Т. А. Суворовой на тему: «Формирование предметнопространственной среды вагонов железнодорожного транспорта» (науч. рук. докт. арх. В. П. Мироненко) [14].

В составе кафедры есть преподаватели, которые закончили аспирантуру, но по ряду причин не смогли пока выполнить защитить кандидатские диссертации: ассистенты Т. С. Малиновская, А. В. Товстик. Есть также соискатели: ст. преп. Я. С. Куницкая, асист. О. Э. Крохмаль.

В числе научных работ, выполненных преподавателями кафедры ДАС, значительное место занимают рецензии, отзывы на рефераты кандидатских диссертаций, архитектурные и градостроительные проекты, учебные программы и пособия, экспертные заключения о способности выполнения проектных видов работ для создания объектов архитектуры. Так, за период функционирования кафедры выполнено более 80 наименований, в том числе:

- рецензия на проект «Генеральный план развития г. Днепропетровска до 2026 года» — (рец. проф. И. Н. Гаврилов, 2008);

- рецензия на учебное пособие «Линейная графика. Пособие на освоение изобразительных качеств линии как основы линейной архитектурной графики». Каф. ОА ПГАСА (рец. И. Н. Гаврилов, 2008);

- рецензия на «Проект распределения территории квартала в районе строительства многофункционального комплекса по пр. Кирова 2-4-6-8, пр. Пушкина, ул. Свердлова в г. Днепропетровске, НПП «Хелг» (рец. И. Н. Гаврилов, 2008) и ряд других [9; 12].

В целях выявления способных к науке студентов и проявления заинтересованности их в этой деятельности кафедра разработала рейтинговую систему оценки стараний и их результатов, которые легли в основу подбора и рекомендаций для зачисления на продолжение учёбы в академии уровня «магистр», а также в аспирантуре. В критерии оценки входят:

- выступления с сообщениями и докладами на кафедральных, факультетских, межвузовских, городских, областных, республиканских и международных научных конференциях (дифференцированно);

- публикации в местной и прессе академии, а также в научных изданиях;

- участие в смотрах-конкурсах, выставках, олимпиадах разных уровней;

- выполненные курсовые и дипломные работы, вошедшие в методический фонд кафедры;

- участие в работе общественных организаций;

- получение наград (призов, премий, дипломов, грамот).

По этим критериям рекомендован для поступления в аспирантуру ряд выпускников: Н. М. Агеенко, Ю. В. Айвазашвили, М. В. Бут, Ю. С. Гудько, Е. Ю. Васильев, А. А. Копорулина, Ю. В. Лозовенко, Н. В. Пихай и другие, в том числе М. О. Скороход и продолжают обучение. Их могло бы быть гораздо больше, если бы имелась явная поддержка

ректората и государства, как моральная, творческая, так и материальная.

Поскольку ДВНЗ ПГАСА является учебным заведением, то, безусловно, приоритетами для нас являются те направления, которые связаны непосредственно с процессами обучения студентов архитектурному проектированию, как это наставлял создатель Днепропетровской школы О. Б. Петров [3; 6; 7].

Следует отметить особенности методов обучения студентов и оценки качества проектных решений, особенно дипломных. Основой творческого мышления является средовой подход в конкретной ситуации размещения объекта проектирования. Процесс обучения идёт согласно графику по следующей схеме:

- выдача задания на выполнение проекта всей группе студентов с объяснениями преподавателей и демонстрацией отдельных проектов из фонда кафедры;

- выполнение каждым студентом реферата по заданной теме проекта (информация об аналогичных объектах отечественного и зарубежного опыта с иллюстрациями), оценивается преподавателем с дальнейшими персональными консультациями руководителями проектов;

- выполнение градостроительного анализа участка и окружающей застройки (с выходом на место размещения объекта);

- выполнение эскиза проектного решения с поиском объёмно-пространственного образа объекта в среде;

- разработка функционально-планировочных, инженерно-технических и конструктивных элементов проекта;

- разработка архитектурных объёмно-пространственных элементов (фасады, перспективы экстерьеров (интерьеров) с учётом особенностей окружающей среды и цветовосприятия, отделки фасадов, благоустройства и др.);

- промежуточные коллективные рассмотрения проектных решений студентов преподавателями (мозговая атака);

- лекционный теоретический материал по основам и методам проектирования в период разработки проектов;

- коллективная оценка проекта по принятым критериям качества (до 15 наименований).

Тематика курсовых, бакалаврских, магистерских и работ специалистов различна как по

разнообразию, так и по степени сложности. В основном территориальное размещение объектов проектирования сосредоточено в границах Днепропетровской области. Ряд проектов имеет конкретный интерес для областных и местных органов управления как отдельных «заказчиков» с целью поисков вариантов административных решений. Например: «Спортивный отель на острове Зелёный в г. Днепропетровске» (арх. бак. Е. А. Ковальчук, рук. доц. М. И. Ильменская); «Дизайн центра парусного спорта в г. Днепропетровске» (арх. спец. Ю. О. Щетинина, рук. доц. О. А. Славинская); «Зоологический музей в комплексе ДГУ в г. Днепропетровске» (арх. спец. Е. М. Черниченко, рук. асс. В. Н. Пихай). Эти проекты получили на смотре-конкурсе дипломы I степени [8; 15].

Разумеется, что магистерские работы носят больше концептуальный характер, например: «Концептуальная модель живого пространства, построенная на принципах сценографии» (арх. маг. Н. М. Агеенко, рук. доц. Т. Н. Товстик).

Но были и безотлагательно назревшие темы, например: «Модульно-блочна система адаптаци загальноосв^шх шкш до потреб дтей-шваладв» (арх. маг. А. О. Сотникова, рук. проф. И. Н. Гаврилов). Этой работой установлено, что в Украине нет ни одной действующей школы, адаптированной для детей-инвалидов. Разработано 7 вариантов решений. Дело за внедрением.

Одним из важнейших аспектов процесса подготовки кадров архитектурных специальностей являются конкурсы всех уровней. Наиболее ответственными следует признать ежегодные смотры-конкурсы дипломных проектов архитектурных и художественных вузов Украины, которые позволяют проследить уровень профессиональной подготовки выпускников, отметить недостатки и достоинства, сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры по совершенствованию методов обучения.

Кафедра ДАС впервые приняла участие в XII смотре-конкурсе в 2003 году (г. Харьков), а затем и в остальных конкурсах, показатели результатов приведены в таблице.

Таблица

Показатели результатов смотров-конкурсов дипломных проектов архитектурных и художественных ВУЗов Украины, представленных кафедрой ДАС

Порядковый номер смотра-конкурса, место проведения, год Предст. колич. проект. Количество дипломов, их степень

Гран-при I ст., % II ст., % III ст., % Всего

XII, г. Харьков, 2003 4 - 3/75 1/25 - 4

XIII, г. Одесса, 2004 4 - 3/75 1/25 - 4

XIV, г. Киев, 2005 5 - 4/80 1/20 - 5

XV, г. Алушта, 2006 6 - 4/67 2/33 - 6

XVI, г. Полтава, 2007 6 2 4/67 2/33 - 6

XVII, г. Ровно, 2008 8 - 5/63 2/25 1/12 8

XVIII, г. Макеевка, 2009 9 - 7/78 2/22 - 9

XIX, г. Львов, 2010 11 1 9/82 2/18 - 11

XX, г.Днепропетровск, 2011 17 - 15/88 2/12 - 17

XXI, г. Харьков, 2012 14 - 12/85,7 2/14,3 - 13

Итого: 84 3 66/78,5 17/20,2 1/1,2 84

Как видно по результатам, показатели качества проектов значительно повысились. В настоящее время они находятся на одном из первых мест среди всех вузов Украины. Так, по итогам XXI смотра-конкурса в г. Харькове количество проектов, представленных нашей академией и получивших дипломы I степени, составило 27 (или 73 %) из 37. Безусловно, наши успехи повлияли на рейтинг Днепропетровской архитектурной школы и академия вышла на второе место (после КНУБА) среди архитектурных школ Украины [5; 10; 15].

Кафедра ДАС со своими студентами участвовала и во многих других конкурсах разного уровня. Их перечисление, так же как и информацию о темах, победителях, руководителях, в данной статье изложить не представляется возможным. Более подробно это освещено в использованной литературе.

За минувшие десять лет деятельности кафедры ДАС выпущено молодых кадров архитекторов — 651, в том числе: уровня «бакалавр» — 367 чел. и специализации «Дизайн архитектурной среды» — уровня «специалист» — 257 чел., уровня «магистр» — 27 чел.

К сожалению, отсутствует достоверная информация об их полноценной трудовой занятости и плодотворности для общества, населения, предпринимателей и граждан-потребителей творческого продукта в Украине. Кризисные ситуации в экономике страны не способствуют позитивным процессам. Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины, приняло решение о сокращении на 20 % финансирования на обучение студенческого контингента по бюджету. Последствия сказались и на кадровом профессорско-преподавательском составе кафедры ДАС, он сократился на 34 %.

Выводы. Изложенная информация о становлении и развитии кафедры дизайна архитектурной среды в составе Приднепропетровской государственной академии строительства и архитектуры подтверждает верные прогрессивные методы и подходы, нацеленные на совершенствование системы архитектурного образования и подготовки архитекторов- дизайнеров с учётом современных достижений в организационно-педагогической, методической, творческой и научной работе. На кафедре тесно переплетаются учебные процессы с творческим содержанием практической деятельности преподавателей и студентов, а также с основными направлениями в научной сфере. Эти факторы обеспечили высокие достижения кафедры на смотрах-конкурсах, олимпиадах, конференциях и др., и повышение рейтинга Днепропетровской архитектурной школы в Украине и за её пределами. Её включили в состав пяти ведущих вузов Украины в международный проект SEHUP в рамках программы TEMPUS (2012 — 2015 гг.).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бодня С. В. Автореф. дис. Ерго-дизайнерський тдхвд до формування архтектурного середовища лшувальних закладiв // На здоб. наук. ступ. канд. арх. — Харюв: 2010. — 20 с.

2. Внуков B. C., Гаврилов И. Н., Клопко Г. К. Про внесения змш у систему архггектурно! ocBira // Будiвництво Укра!ни. - K. : Держбуд Укра!ни, 2004. - № 3. - С. 25 - 27.

3. Воробьёв В. В. История научных исследований кафедры архитектурного проектирования // Вюник Придншровсько! державно! академн будiвництва та архтоктури. -Д. : ПДАБА, 2010. - № 12. - С. 16 - 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Воробьёв В. В. Время собирать камни / Молодий будiвельник. - Д. : ПДАБА, 2011. -№ 16 - 17.

5. Воробьёв В. В. Наши достижения в XXI смотре-конкурсе дипломных проектов // Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - № 20/21.

6. Гаврилов И. Н. Архитектор: кто он и зачем необходим? //Строительство. Ремонт. -Донецк: York, 2004. - № 5 - 6. - С. 35 - 38.

7. Гаврилов И. Н. Кафедра дизайна архитектурной среды // Придшпровська державна академiя будiвництва та архггектури. 80 роюв. - Д. : ПДПБА, 2010. - С. 72.

8. Гаврилов И. Н. Заметки о XX смотре-конкурсе / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2011. - № 16 - 17.

9. Гаврилов И. Н., Бодня С. В. Научные направления кафедры дизайна архитектурной среды // Вюник Придшпровсько! державно! академн будiвництва та арх1тектури. - Д. : ПДАБА, 2010. - № 12. - С. 11 - 16.

10. Гаврилов И. Н., Ильменская М. И., Славинская O. A. Результаты смотра-конкурса оценка труда и профессиональности / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - №20/21.

11. Гаврилов И. Н., Челноков A. В., Воробьёв В. В. XVIII смотр-конкурс архитектурных проектов вузов Украины в Макеевке / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2009. - № 18.

12. Зв^и про виконання наукових, проектних i образотворчих держбюджетних та шших робгт на кафедрi «Дизайн архтектурного середовища» у 2003 - 2013 pp.

13. Пестрикова A. В. Дещо про систему тдготовки архiтекторiв у Францп / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2004. - № 18.

14. Суворова Т. А., Мироненко В. П. Дизайн элементов интерьера пассажирского железнодорожного транспорта. Эволюция взглядов и проблем // Вюник Придншровсько! державно! академн будiвництва та архггектури. - Харюв: ХДАДМ, 2009. - № 4. - С.125 - 136.

15. Челноков A. В. XXI конкурс молодых архитекторов / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.