АРХ1ТЕКТУРА
УДК 725.8-72.01
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
И. Н. Гаврилов, к. арх., проф.
Ключевые слова: Дизайн архитектурной среды, специфические особенности, стратегия, учебный процесс, смотр-конкурс
Постановка проблемы. Кафедра дизайна архитектурной среды (ДАС) на архитектурном факультете Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры начала свою деятельность десять лет назад. Есть повод оглянуться на пройденный путь и обозначить опыт становления и развития кафедры в учебном процессе, как выпускающей архитекторов-дизайнеров.
Цель исследования. Проследить и раскрыть основные особенности становления и развития кафедры ДАС, имеющей свою специфику творческой профессии преподавательского состава и специализации выпускаемых архитекторов-дизайнеров в отличие от других специализаций. Отметить основные направления деятельности, уровень профессионализма и подготовки кадров преподавательского коллектива кафедры, достижения.
Анализ опыта работы кафедры. Информация подобрана на основе годовых и научных отчётов кафедры в период её функционирования (2003 — 2013 гг.), а также публикаций, выборочный перечень которых изложен в использованной литературе к данной статье.
Изложение материала. Кафедра дизайна архитектурной среды сформировалась на основании решения Учёного совета Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры от 25.02.2003 г. и приказа ректора академии В. И. Большакова от 3 марта 2003 г. № 54 путём разделения кафедры «История, теория архитектуры и архитектурной графики» на две: «Основы архитектуры» и «Дизайн архитектурной среды».
Штат профессорско-преподавательского состава кафедры ДАС установлен 14, 75 единицы и формировался как из опытных преподавателей архитектурного факультета академии, так и молодых кадров, которые не имели дипломов специализации архитекторов-дизайнеров. Поэтому на преподавателей лёг большой груз ответственности за разработку необходимых учебных планов и программ по подготовке и выпуску архитекторов- дизайнеров, методичек, лекционного, демонстрационного материала и самоподготовки в учебном процессе, помимо воспитательной, общественной и другой работы, в том числе творческой и научной [2; 6; 7].
Первоначально в состав кафедры входили: заведующий кафедрой — И. Н. Гаврилов, канд. архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Украины; профессор B.C. Внуков, заслуженный архитектор РСФСР, бывший главный архитектор городов Сочи и Днепропетровск; доценты — B. C. Положий, заслуженный архитектор Украины; Т. Н. Товстик, заместитель заведующего кафедрой; О. В. Сухих, кандидат архитектуры; В. Ю. Аксельрод, архитектор-практик; М. И. Ильменская; старшие преподаватели — Е. В. Брызгалова и О. А. Славинская; ассистенты — Я. С. Куницкая, О. Э. Крохмаль, С. А. Кушнир, Т. С. Малиновская, В. Н. Пихай и Е. Г. Болдырева.
В 2003 г. состоялась и аккредитация кафедры Министерством образования и науки Украины в связи с выпуском первых специалистов-архитекторов специализации «Дизайн архитектурной среды». Среди них выпускники: A. B. Барышок, М. В. Бут, А. Б. Гарат,
A. Ю. Дрей, О. В. Лыкова, Н. Ю. Максименко, Е. В. Огнева, О. Н. Роженок, Н. В. Сментина, О. В. Таслицкая, Е. В. Хорошилова, О. И. Шевцова.
В 2003 — 2005 учебных годах профессорско-преподавательский состав кафедры пополнился. Вовлечены в учебный процесс опытные специалисты, в том числе: Д. И. Ткач — канд. тех. наук, а также в порядке совместительства доценты, кандидаты архитектуры —
B. В. Воробьёв, И. А. Гриманова; канд. тех. наук — Г. У. Невгомонный; доцент
C. С. Полюшкин, архитектор, главный художник г. Днепропетровска; старший преподаватель — О. С. Шило и ассистентки О. И. Андреева, А. Б. Коновалова, С. О. Малейчик.
Были составлены и утверждены планы деятельности кафедры. Они, естественно, со временем подвергались корректировке, однако преимущественная направленность работы на кафедре определялась её стратегией, ориентированной на привлечение и подготовку научно-
педагогических кадров для работы в учебном процессе кафедры по специализации «Дизайн архитектурной среды». В связи с этим основные направления разрабатывались следующими путями.
1. Приглашение известных ведущих специалистор-архитекторов, имеющих большой опыт проектной, научной или административной работы, в том числе: доктора архитектуры, проф. В. П. Мироненко - ХДТУБА, В. И. Проскуряков - НУ «Львiвська полтехшка», В. А. Тимохин — КНУБА; В. М. Вадимов — главный архитектор г. Полтава; а также С. А. Кушнир — начальник отдела главного управления строительства и архитектуры облгосдминистрации и кадры, названные выше по тексту.
2. Повышение квалификации преподавателей в г.Киеве — КНУБА, Львове — НУ «Львiвська полтехшка», Москве - МАРХИ, Харькове — ХДАДМ, Франции — Страсбург (к. т. н., проф. Д. И. Ткач, доц. Т. Н. Товстик, ст. преп. Е. В. Брызгалова, О. А. Славинская, асист. О. Э. Крохмаль и Т. С. Малиновская).
А. Подготовка молодых преподавателей к вступлению в аспирантуру на базе нашей академии, а также в г. Киеве, Львове и Харькове. В их числе: Я. С. Куницкая, С. В. Бодня, А. В. Товстик, О. Э. Крохмаль, Т. А. Суворова, Е. С. Харченко и др.
3. Участие в конкурсах архитектурных студенческих проектов всех уровней — внутривузов-ских (Петровский зачёт), городских, республиканских, международных и др.
С первых лет кафедра начала участвовать в международной (украинско-французско-бельгийской) научно-образовательной программе ТЕМГТУС. В рамках программы прошли встречи, семинары, конкурсы и научно-технические конференции по вопросам международного сотрудничества в сфере реконструкции различных зон Днепропетровска применительно к новым условиям времени. Во Франции прошли стажировку Е. В. Брызгалова, О. Э. Крохмаль, Т. С. Малиновская и Т. Н. Товстик [9].
Затем появились контакты с Познаньским техническим университетом и органом архитектуры города. Проведены ряд двусторонних встреч, практика нескольких групп студентов, их силами разработано несколько проектов. Участвовали в этих процессах И. Н. Гаврилов, Т. Н. Товстик, О. Э. Крохмаль, Т. С. Малиновская.
Были разработаны и утверждены основные темы научно-исследовательских работ по кафедре:
- «Исследования преобразований и совершенствования архитектурной среды в населённых пунктах Днепропетровщины» (науч. рук. проф. И. Н. Гаврилов);
- «Исследование развития и совершенствования процесса квалификационной подготовки архитекторов» (науч. рук. проф. И. Н. Гаврилов, к. т. н., проф. Д. И. Ткач);
- «Системная теория обратных изображений и инновационная педагогическая технология её внедрения в учебный процесс профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров» (к. т. н., проф. Д. И. Ткач); а также другие темы.
Отдельные аспекты названных тем освещены в статьях, научных конференциях, тезисах докладов и сообщений. Информация о проделанной работе кафедры составлялась в ежегодных отчётах, в которых даны сведения и о научной деятельности студентов [12].
Количество публикаций, в том числе тезисов докладов, за десять лет существования кафедры ДАС составило более 250, в том числе с участием студентов — 31. Преподаватели и студенты приняли участие в 95 научно-практических конференциях и семинарах различных уровней.
Выполнено 34 методички по дисциплинам кафедры, в частности, по разработкам архитектурно-дизайнерских проектов студентами 3 — 6 курсов, например:
«Благоустройство и оборудование территорий» (доц. О. А. Славинская); «Реконструкция жилого двора» (доц. Т. Н. Товстик, асист. Я. С. Куницкая); «Интерьер жилой квартиры» (доц. О. А. Славинская); «Основы дизайна современного интерьера» (ст. преп. Е. В. Брызгалова); «Основы и методы компьютерного моделирования» (асист. В. Н. Пихай); «Методы натурного обследования» (проф. В. С. Внуков, ас. О.Э. Крохмаль) и др.
С целью повышения ответственности и заинтересованности преподавателей кафедрой разработана рейтинговая система оценки деятельности каждого из них с учётом:
- выполнения инновационных (архитектурных) проектов, изобретательской деятельности;
- подготовки научно-педагогических кадров (руководство магистрами, аспирантами);
- участия в работе советов (Минобразования и науки, Минрегионстроя, других министерств и ведомств, областных, городских), а также в общественных организациях;
- издательской деятельности (монографий, учебников, учебных пособий, научных статей, тезисов сообщений и докладов на конференциях);
- внедрения научных инновационных разработок в учебный процесс (методические указания для курсового и дипломного проектирования, курсы лекций, практические работы);
- участия в смотрах-конкурсах, выставках разных уровней, выступлениях на радио, телевидении; публикаций в центральной, местной и прессе академии;
- рецензирования диссертаций, учебников, учебных пособий, научных статей, архитектурных проектов, инвестиционных программ и др.;
- руководства студенческой научной деятельностью, подготовкой студенческих работ для участия в олимпиадах, конференциях, семинарах;
- получения наград (грантов, премий, стипендий, дипломов, грамот) и почётного звания.
По итогам последних четырёх лет по результатам рейтинга лидеров после заведующего
кафедрой шли доценты Т. Н. Товстик, О. А. Славинская и проф. Д. И. Ткач, который выполнил значительный объём научных исследований в работе над докторской диссертацией. Он возглавлял также госбюджетную тему совместно с преподавателями кафедры землеустройства, строительства автомобильных дорог и геодезии: «Разработка сборного синергетического покрытия автомобильных дорог, взлётно-посадочных полос аэродромов и больших площадей». Совместными действиями выполнен ряд публикаций и зарегистрировано четыре патента на изобретение моделей элементов сборного покрытия. Внесены предложения в Главное управление строительства и архитектуры Днепропетровской облгосадминистрации по внедрению названных разработок.
Реализовалась научная тема: «Принципы формирования лечебных учреждений с учётом психофизиологии влияния светоцветовой среды» (науч. рук. докт. арх. В. П. Мироненко). Выпускница, аспирантка и ассистентка нашей кафедры С. В. Бодня защитила по этой теме кандидатскую диссертацию (2010) [1; 9]. Защитила кандидатскую диссертацию бывшая ассистентка кафедры Е. С. Харченко (2008).
На стадии завершения исследования доцента кафедры С. С. Полюшкина, а также ассистентки кафедры Т. А. Суворовой на тему: «Формирование предметнопространственной среды вагонов железнодорожного транспорта» (науч. рук. докт. арх. В. П. Мироненко) [14].
В составе кафедры есть преподаватели, которые закончили аспирантуру, но по ряду причин не смогли пока выполнить защитить кандидатские диссертации: ассистенты Т. С. Малиновская, А. В. Товстик. Есть также соискатели: ст. преп. Я. С. Куницкая, асист. О. Э. Крохмаль.
В числе научных работ, выполненных преподавателями кафедры ДАС, значительное место занимают рецензии, отзывы на рефераты кандидатских диссертаций, архитектурные и градостроительные проекты, учебные программы и пособия, экспертные заключения о способности выполнения проектных видов работ для создания объектов архитектуры. Так, за период функционирования кафедры выполнено более 80 наименований, в том числе:
- рецензия на проект «Генеральный план развития г. Днепропетровска до 2026 года» — (рец. проф. И. Н. Гаврилов, 2008);
- рецензия на учебное пособие «Линейная графика. Пособие на освоение изобразительных качеств линии как основы линейной архитектурной графики». Каф. ОА ПГАСА (рец. И. Н. Гаврилов, 2008);
- рецензия на «Проект распределения территории квартала в районе строительства многофункционального комплекса по пр. Кирова 2-4-6-8, пр. Пушкина, ул. Свердлова в г. Днепропетровске, НПП «Хелг» (рец. И. Н. Гаврилов, 2008) и ряд других [9; 12].
В целях выявления способных к науке студентов и проявления заинтересованности их в этой деятельности кафедра разработала рейтинговую систему оценки стараний и их результатов, которые легли в основу подбора и рекомендаций для зачисления на продолжение учёбы в академии уровня «магистр», а также в аспирантуре. В критерии оценки входят:
- выступления с сообщениями и докладами на кафедральных, факультетских, межвузовских, городских, областных, республиканских и международных научных конференциях (дифференцированно);
- публикации в местной и прессе академии, а также в научных изданиях;
- участие в смотрах-конкурсах, выставках, олимпиадах разных уровней;
- выполненные курсовые и дипломные работы, вошедшие в методический фонд кафедры;
- участие в работе общественных организаций;
- получение наград (призов, премий, дипломов, грамот).
По этим критериям рекомендован для поступления в аспирантуру ряд выпускников: Н. М. Агеенко, Ю. В. Айвазашвили, М. В. Бут, Ю. С. Гудько, Е. Ю. Васильев, А. А. Копорулина, Ю. В. Лозовенко, Н. В. Пихай и другие, в том числе М. О. Скороход и продолжают обучение. Их могло бы быть гораздо больше, если бы имелась явная поддержка
ректората и государства, как моральная, творческая, так и материальная.
Поскольку ДВНЗ ПГАСА является учебным заведением, то, безусловно, приоритетами для нас являются те направления, которые связаны непосредственно с процессами обучения студентов архитектурному проектированию, как это наставлял создатель Днепропетровской школы О. Б. Петров [3; 6; 7].
Следует отметить особенности методов обучения студентов и оценки качества проектных решений, особенно дипломных. Основой творческого мышления является средовой подход в конкретной ситуации размещения объекта проектирования. Процесс обучения идёт согласно графику по следующей схеме:
- выдача задания на выполнение проекта всей группе студентов с объяснениями преподавателей и демонстрацией отдельных проектов из фонда кафедры;
- выполнение каждым студентом реферата по заданной теме проекта (информация об аналогичных объектах отечественного и зарубежного опыта с иллюстрациями), оценивается преподавателем с дальнейшими персональными консультациями руководителями проектов;
- выполнение градостроительного анализа участка и окружающей застройки (с выходом на место размещения объекта);
- выполнение эскиза проектного решения с поиском объёмно-пространственного образа объекта в среде;
- разработка функционально-планировочных, инженерно-технических и конструктивных элементов проекта;
- разработка архитектурных объёмно-пространственных элементов (фасады, перспективы экстерьеров (интерьеров) с учётом особенностей окружающей среды и цветовосприятия, отделки фасадов, благоустройства и др.);
- промежуточные коллективные рассмотрения проектных решений студентов преподавателями (мозговая атака);
- лекционный теоретический материал по основам и методам проектирования в период разработки проектов;
- коллективная оценка проекта по принятым критериям качества (до 15 наименований).
Тематика курсовых, бакалаврских, магистерских и работ специалистов различна как по
разнообразию, так и по степени сложности. В основном территориальное размещение объектов проектирования сосредоточено в границах Днепропетровской области. Ряд проектов имеет конкретный интерес для областных и местных органов управления как отдельных «заказчиков» с целью поисков вариантов административных решений. Например: «Спортивный отель на острове Зелёный в г. Днепропетровске» (арх. бак. Е. А. Ковальчук, рук. доц. М. И. Ильменская); «Дизайн центра парусного спорта в г. Днепропетровске» (арх. спец. Ю. О. Щетинина, рук. доц. О. А. Славинская); «Зоологический музей в комплексе ДГУ в г. Днепропетровске» (арх. спец. Е. М. Черниченко, рук. асс. В. Н. Пихай). Эти проекты получили на смотре-конкурсе дипломы I степени [8; 15].
Разумеется, что магистерские работы носят больше концептуальный характер, например: «Концептуальная модель живого пространства, построенная на принципах сценографии» (арх. маг. Н. М. Агеенко, рук. доц. Т. Н. Товстик).
Но были и безотлагательно назревшие темы, например: «Модульно-блочна система адаптаци загальноосв^шх шкш до потреб дтей-шваладв» (арх. маг. А. О. Сотникова, рук. проф. И. Н. Гаврилов). Этой работой установлено, что в Украине нет ни одной действующей школы, адаптированной для детей-инвалидов. Разработано 7 вариантов решений. Дело за внедрением.
Одним из важнейших аспектов процесса подготовки кадров архитектурных специальностей являются конкурсы всех уровней. Наиболее ответственными следует признать ежегодные смотры-конкурсы дипломных проектов архитектурных и художественных вузов Украины, которые позволяют проследить уровень профессиональной подготовки выпускников, отметить недостатки и достоинства, сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры по совершенствованию методов обучения.
Кафедра ДАС впервые приняла участие в XII смотре-конкурсе в 2003 году (г. Харьков), а затем и в остальных конкурсах, показатели результатов приведены в таблице.
Таблица
Показатели результатов смотров-конкурсов дипломных проектов архитектурных и художественных ВУЗов Украины, представленных кафедрой ДАС
Порядковый номер смотра-конкурса, место проведения, год Предст. колич. проект. Количество дипломов, их степень
Гран-при I ст., % II ст., % III ст., % Всего
XII, г. Харьков, 2003 4 - 3/75 1/25 - 4
XIII, г. Одесса, 2004 4 - 3/75 1/25 - 4
XIV, г. Киев, 2005 5 - 4/80 1/20 - 5
XV, г. Алушта, 2006 6 - 4/67 2/33 - 6
XVI, г. Полтава, 2007 6 2 4/67 2/33 - 6
XVII, г. Ровно, 2008 8 - 5/63 2/25 1/12 8
XVIII, г. Макеевка, 2009 9 - 7/78 2/22 - 9
XIX, г. Львов, 2010 11 1 9/82 2/18 - 11
XX, г.Днепропетровск, 2011 17 - 15/88 2/12 - 17
XXI, г. Харьков, 2012 14 - 12/85,7 2/14,3 - 13
Итого: 84 3 66/78,5 17/20,2 1/1,2 84
Как видно по результатам, показатели качества проектов значительно повысились. В настоящее время они находятся на одном из первых мест среди всех вузов Украины. Так, по итогам XXI смотра-конкурса в г. Харькове количество проектов, представленных нашей академией и получивших дипломы I степени, составило 27 (или 73 %) из 37. Безусловно, наши успехи повлияли на рейтинг Днепропетровской архитектурной школы и академия вышла на второе место (после КНУБА) среди архитектурных школ Украины [5; 10; 15].
Кафедра ДАС со своими студентами участвовала и во многих других конкурсах разного уровня. Их перечисление, так же как и информацию о темах, победителях, руководителях, в данной статье изложить не представляется возможным. Более подробно это освещено в использованной литературе.
За минувшие десять лет деятельности кафедры ДАС выпущено молодых кадров архитекторов — 651, в том числе: уровня «бакалавр» — 367 чел. и специализации «Дизайн архитектурной среды» — уровня «специалист» — 257 чел., уровня «магистр» — 27 чел.
К сожалению, отсутствует достоверная информация об их полноценной трудовой занятости и плодотворности для общества, населения, предпринимателей и граждан-потребителей творческого продукта в Украине. Кризисные ситуации в экономике страны не способствуют позитивным процессам. Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины, приняло решение о сокращении на 20 % финансирования на обучение студенческого контингента по бюджету. Последствия сказались и на кадровом профессорско-преподавательском составе кафедры ДАС, он сократился на 34 %.
Выводы. Изложенная информация о становлении и развитии кафедры дизайна архитектурной среды в составе Приднепропетровской государственной академии строительства и архитектуры подтверждает верные прогрессивные методы и подходы, нацеленные на совершенствование системы архитектурного образования и подготовки архитекторов- дизайнеров с учётом современных достижений в организационно-педагогической, методической, творческой и научной работе. На кафедре тесно переплетаются учебные процессы с творческим содержанием практической деятельности преподавателей и студентов, а также с основными направлениями в научной сфере. Эти факторы обеспечили высокие достижения кафедры на смотрах-конкурсах, олимпиадах, конференциях и др., и повышение рейтинга Днепропетровской архитектурной школы в Украине и за её пределами. Её включили в состав пяти ведущих вузов Украины в международный проект SEHUP в рамках программы TEMPUS (2012 — 2015 гг.).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бодня С. В. Автореф. дис. Ерго-дизайнерський тдхвд до формування архтектурного середовища лшувальних закладiв // На здоб. наук. ступ. канд. арх. — Харюв: 2010. — 20 с.
2. Внуков B. C., Гаврилов И. Н., Клопко Г. К. Про внесения змш у систему архггектурно! ocBira // Будiвництво Укра!ни. - K. : Держбуд Укра!ни, 2004. - № 3. - С. 25 - 27.
3. Воробьёв В. В. История научных исследований кафедры архитектурного проектирования // Вюник Придншровсько! державно! академн будiвництва та архтоктури. -Д. : ПДАБА, 2010. - № 12. - С. 16 - 22.
4. Воробьёв В. В. Время собирать камни / Молодий будiвельник. - Д. : ПДАБА, 2011. -№ 16 - 17.
5. Воробьёв В. В. Наши достижения в XXI смотре-конкурсе дипломных проектов // Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - № 20/21.
6. Гаврилов И. Н. Архитектор: кто он и зачем необходим? //Строительство. Ремонт. -Донецк: York, 2004. - № 5 - 6. - С. 35 - 38.
7. Гаврилов И. Н. Кафедра дизайна архитектурной среды // Придшпровська державна академiя будiвництва та архггектури. 80 роюв. - Д. : ПДПБА, 2010. - С. 72.
8. Гаврилов И. Н. Заметки о XX смотре-конкурсе / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2011. - № 16 - 17.
9. Гаврилов И. Н., Бодня С. В. Научные направления кафедры дизайна архитектурной среды // Вюник Придшпровсько! державно! академн будiвництва та арх1тектури. - Д. : ПДАБА, 2010. - № 12. - С. 11 - 16.
10. Гаврилов И. Н., Ильменская М. И., Славинская O. A. Результаты смотра-конкурса оценка труда и профессиональности / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - №20/21.
11. Гаврилов И. Н., Челноков A. В., Воробьёв В. В. XVIII смотр-конкурс архитектурных проектов вузов Украины в Макеевке / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2009. - № 18.
12. Зв^и про виконання наукових, проектних i образотворчих держбюджетних та шших робгт на кафедрi «Дизайн архтектурного середовища» у 2003 - 2013 pp.
13. Пестрикова A. В. Дещо про систему тдготовки архiтекторiв у Францп / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2004. - № 18.
14. Суворова Т. А., Мироненко В. П. Дизайн элементов интерьера пассажирского железнодорожного транспорта. Эволюция взглядов и проблем // Вюник Придншровсько! державно! академн будiвництва та архггектури. - Харюв: ХДАДМ, 2009. - № 4. - С.125 - 136.
15. Челноков A. В. XXI конкурс молодых архитекторов / Молодий бущвельник. - Д. : ПДАБА, 2012. - № 17.