Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ: К 30-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ: К 30-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ОРГАН КОНТРОЛЯ / НАДЗОРНЫЙ ОРГАН / КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ячный Евгений Сергеевич

В настоящее время в России продолжается реформа контрольно-надзорных органов, которая перешла в более активную стадию в 2012 году, которая продолжатся и в настоящее время. В начале 2020 года в России в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обозначен новый этап в реформировании контрольно-надзорной деятельности. Реформа коснется 12 контрольно-надзорных органов, более 25 видов контроля, а также деятельности четырех федеральных органов исполнительной власти. В конце 2019 года Правительством РФ завершен процесс подготовки проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» который был принят в июле 2020 года, но вступит в силу с 1 июля 2021 года, а отдельные его положения только с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года. Фактически с принятием данного закона завершился в России целый огромный этап реформирования института контроля и надзора, который продлился в современной истории России в общей сложности почти 30 лет. Целью научной статьи является изучение процесса реформирования органов контроля и надзора в современной России. В статье делается вывод о том, что начиная с 2012 года в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности в основном в отношении контроля за хозяйствующими субъектами, цель которой в создании прозрачной системы контроля, упрощении контрольных процедур, уменьшении количества проверок, сокращении документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ: К 30-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

просьбы и прошения привели к тому, что правительство учредило государственное земельное кредитное учреждение - Крестьянский поземельный банк, способствовавший своей посреднической и банковской деятельностью обретением крестьянами так необходимых им земельных участков. Впоследствии ряд пробелов и норм, приведших к значительным недоимкам клиентов перед КПБ, были пересмотрены и дополнены в уставе 1895 г., расширившем деятельность банка и введшем ряд санкций в отношении неисправных плательщиков. Несмотря на все проблемы, Крестьянский поземельный банк оказал значительное влияние на развитие социально-экономических отношений в Российской империи пореформенного периода.

Библиографический список

1. Гурьев А.Н. К реформе Крестьянского банка [Соч.] А.Н. Гурьев. Спб.: Тип. В. Киршбаума, 1894 г. - 67 с.

2. Мигулин П.П. Русский государственный кредит (1769-1906) = Le Credit public en Russie: опыт историко-критического обзора/ [соч.] П. П. Мигулина. Харьков: Типо-лит. "Печатное дело", кн. К. Н. Гагарина , 1899. Т. II. - 632 с.

© Ячный Е.С.

DOI:

УДК 342

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА

КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ: К 30-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ячный Евгений Сергеевич, аспирант Юго-Западного государственного университета, e-mail: yachni1988@gmail.com

Аннотация. В настоящее время в России продолжается реформа контрольно-надзорных органов, которая перешла в более активную стадию в 2012 году, которая продолжатся и в настоящее время. В начале 2020 года в России в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обозначен новый этап в реформировании контрольно-надзорной деятельности. Реформа коснется 12 контрольно-надзорных органов, более 25 видов контроля, а также деятельности четырех федеральных органов исполнительной власти. В конце 2019 года Правительством РФ завершен процесс подготовки проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» который был принят в июле 2020 года, но вступит в силу с 1 июля 2021 года, а отдельные его положения только с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года. Фактически с принятием данного закона завершился в России целый огромный этап реформирования института контроля и надзора, который продлился в современной истории России в общей сложности почти 30 лет. Целью научной статьи является изучение процесса реформирования органов контроля и надзора в современной России. В статье делается вывод о том, что начиная с 2012 года в России

113

проводится реформа контрольно-надзорной деятельности в основном в отношении контроля за хозяйствующими субъектами, цель которой в создании прозрачной системы контроля, упрощении контрольных процедур, уменьшении количества проверок, сокращении документооборота.

Ключевые слова: контроль; надзор; орган контроля; надзорный орган; контрольные полномочия; развитие контроля; эффективность контроля и надзора

Современный период развития России составляет уже без малого 30 лет. Достаточно много произошло событий в ее истории в указанный период. Реформированию в современной России были подвержены практически все правовые институты, не является исключением и институт контроля и надзора, как ключевой элемент государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

Стоит отметить, что бесконтрольность в экономической жизни страны приводит к полному разгулу коррупции и нарушению прав граждан и юридических лиц, что и начало происходить в России в самом начале 90-х гг. XX века и продолжилось в дальнейшем. Как вспоминает о событиях 30-ти летней давности бывший Вице-президент России А.В. Руцкой, в полномочия которого в тот период времени входили и контрольные полномочия: «У меня и моих сотрудников съехали глаза на затылок от того, что происходило в стране. Это был тихий ужас. Шло тотальное разграбление страны и раздача за бесценок и даже даром национального достояния, бюджет нагло разворовывался. Во время изучения документов по приватизации были обнаружены единоразовые хищения в несколько миллиардов долларов - например, приватизация порта Находка за 200 тысяч долларов, или приватизация Уралмаша за 500 тысяч долларов, или приватизация Ачинского глиноземного комбината за 300 тысяч долларов, Новолипецкого Металлургического комбината за 700 тысяч долларов. Продали ударные корабли Тихоокеанского флота китайцам. В бюджет страны поступило семь тысяч долларов. Вывод войск из Германии, Польши, Венгрии, Чехословакии, где масштаб грабежа и разворовывания вообще трудно представить»1. Именно так начиналась новейшая история России. Так, вот с тех пор прошло ровно 30 лет, и необходимо ответить на вопрос, как изменилась в России система контроля и надзора в период с 1991 до 2021 годов.

Стоит отметить, что в конце 2019 года Правительством РФ завершен процесс подготовки проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

1 «Это была чистой воды подстава» Бывший вице-президент России - о развале СССР, Ельцине и расстреле людей у Белого дома // https://lenta.ru/articles/2021/06/11/rutskoy/ (дата обращения 11.06.2021).

который был принят в июле 2020 года1, но вступает в силу с 01 июля 2021 года, а отдельные его положения только с 01 января 2022 года и с 01 января 2023 года. Фактически с принятием данного закона завершился в России целый огромный этап реформирования института контроля и надзора, который продлился в современной новейшей истории России в общей сложности 30 лет.

Важно понимать, что ни одна система государственного и муниципального управления, ни в одном государстве мира, не будет нормально работать без ряда системаобразующих элементов, таких как судебная система, система безопасности, финансовая система и многое другие. Важнейшее значение для построения и функционирования системы государственного и муниципального управления в Росси имеет наличие эффективного многопрофильного контроля и надзора за внутренними субъектами хозяйственной и управленческой деятельности. Бесконтрольные общественные отношения складываются и развиваются, как правило, хаотично и несистемно, что может, приводить к определенным негативным последствиям, таким как коррупция, нарушение интересов государства, а также прав и свобод граждан. Именно органы контроля и надзора в правоприменительной практике отвечают в государстве за реализацию принятых нормативных правовых актов и решений, определяют работоспособность этих решений, их эффективность и продуманность. Более того, контроль и надзор может выступать источником информации для принятия новых управленческих решений.

Стоит обратить внимание на то, что контроль и надзор по своей правовой природе очень разнообразен, как по содержанию и по форме его осуществления, так и по субъектному составу. В общей сложности в настоящее время контроль и надзор в России имеет более 35 самых разных направлений, реализуемых только на федеральном уровне 9 федеральными министерствами, 22 федеральными службами, 5 федеральными агентствами, а также Госкопорацией «Росатом». Также значительными контрольными полномочиями наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. На практике, указанные контрольно-надзорные полномочия могут также передаваться подведомственным органам исполнительной власти учреждениям, которые от их лица этих органов власти выполняют отдельные государственные, в том числе контрольные функции.

На практике в государстве создана огромная контрольно-надзорная машина, в лице множества органов, наделенных контрольными полномочиями не редко со схожими контрольными функциями, что приводит часто к дублированию контрольно-надзорных полномочий и

1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). 03.08.2020. № 31 (часть 1). Ст. 5007.

115

часто к повышенной нагрузке на подконтрольных субъектов, что особенно губительно сказывается на развитии предпринимательской деятельности в России. Так, еще в 2012 году на эту проблему обращал внимание Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ, указывая на то, что система организации контроля и надзора в государстве требует «особого внимания», так как «в таких структурах у нас занято, по разным подсчётам, около миллиона человек»1. В дальнейшем к проблемам организации и осуществления контроля и надзора в России Президент РФ обращался неоднократно и в последующие годы.

С самого начала 90-х годов ХХ века реформирование контроля и надзора в России пошло по пути своего параллельного развития. А именно, продолжили свою работу немного в измененном виде советские органы контроля, но при этом начали создаваться новые контрольные органы, такие как Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

Л

органы общественного контроля , и т.д. и т.п. Фактически в стране сложились две параллельно существующие системы контроля и надзора, с последующим вытеснением одних институтов контроля и надзора другими.

Особняком в России стоит вопрос развития институтов контроля и надзора за деятельностью предпринимателей. Именно это направление в настоящее время является наиболее проблемным и вызывает большое количество критики со стороны профессионального сообщества.

Особо стоит отметить подход к правовому регулированию в России контроля и надзора. Так, встречаются, как общие законы, такие как федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

-5

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ; федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»4, определяющие общие принципы и подходы к организации и осуществлению контроля и надзора в России, а также и специальные нормативные правовые акты (или их части), регулирующие отдельные направления контроля и надзора, такие как: глава XI «Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды» федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»5; глава 5 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в

1 www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения 12.12.2012).

См., подробнее: Гриб В.В. Общественный контроль. М., 2017. С. 43.

3 СЗ РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

4 СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 903.

5 СЗ РФ. 14.01.2002 № 2. Ст. 133.

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1; федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные

Л

должности, и иных лиц их доходам» ; федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из

-5

мест лишения свободы» . При этом единый закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», определяющий единый подход к организации и осуществлению всех разновидностей государственного контроля и надзора, объединяя все его виды в единую систему принят в России только в 2020 году.

Стоит отметить, что в России в дореволюционный период понятие «государственный контроль» применялось только в отношении лишь одного вида контроля - государственного финансового контроля, а орган его осуществлявший, так и именовался - Государственный Контроль. Все иные виды деятельности предусматривавшие проверку законности именовались, как «надзор» (полицейский надзор, пожарный надзор, санитарный надзор и т.д.). Кардинально иной подход сложился в современном российском законодательстве, где понятия «контроль» и «надзор», а также производные от них другие понятия, такие как «проверка», «аудит», «анализ», «мониторинг» и т.д. используются достаточно вольно. Зачастую все указанные понятия на практике используются в качестве синонимов. То есть в настоящее время законодатель не различает указанные выше понятия и использует их достаточно свободно4.

В начале 2020 года в России в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обозначен новый этап в реформировании контрольно-надзорной деятельности. Объявленная программа реформ объединяет 12 контрольно-надзорных органов и включает более 25 видов контроля, сопровождает деятельность четырех федеральных органов исполнительной власти - Минэкономразвития, Минюста, Минкомсвязи и Минтруда, а также региональных органов власти5.

Стоит отметить, что процесс подготовки проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительством РФ был завершен, как раз в конце 2019 года завершен, а принят был указанный закон в июле 2020

1 СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

2 СЗ РФ. 10.12.2012. № 50 (часть 4). Ст. 6953.

3 СЗ РФ. 11.04.2011. № 15. Ст. 2037.

4 См., подробнее об этом: Лагутин И.Б. Бюджетный контроль и бюджетный аудит в Российской Федерации: проблемы системности и особенности правового регулирования. М., 2015. С. 30.

Куликов В. В России обновят законодательство в сфере контроля и надзора // rg.ru/2019/02/20/v-rossii-obnoviat-zakonodatelstvo-v-sfere-kontrolia-i-nadzora.html (дата обращения 31.03.2020).

года1, но вступает в силу частично с 1 июля 2021 года, а отдельные его положения только с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года. Фактически с принятием данного закона завершился в России целый огромный этап реформирования института контроля и надзора, который продлился в современной истории России в общей сложности почти 30 лет.

Важно понимать, что государственный и муниципальный контроль и надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов, целью деятельности которых является обеспечение реализации принятых в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих самые разные виды деятельности. В связи с тем, что видов деятельности подлежащих контролю и надзору со стороны государства достаточно много, то и много специализированных и неспециализированных органов, наделенных полномочиями по осуществлению контроля и надзора, важно научится их классифицировать.

В рамках данной статьи важно вначале четко определить, что формально в своей структуре контрольно-надзорную деятельность можно разделить на три основных блока, а именно:

Во-первых, это контроль внутри системы публичного управления, то есть одних государственных структур за другими государственными и (или) муниципальными структурами;

Во-вторых, контроль за действиями и деятельностью физических и юридических лиц со стороны государственных органов;

В-третьих, общественный контроль, представляющий собой контроль со стороны граждан и общественных структур за деятельностью публичных органов власти, а также других физических и юридических лиц.

Каждый из представленных блоков имеет свою правовую модель эволюции и развития.

Эволюцию государственного подхода к организации контроля и надзора в России можно проследить по Посланиям Президента РФ Федеральному Собранию в период с 2012 по 2020 годы. Именно в указанный период в России началось активное обсуждение реформы контрольно-надзорных органов. Так, в 2012 году было определено, что «Контроль - это, безусловно, важнейшая функция государства. Но неприемлемо, когда показателем деятельности контрольных органов служит не результат, а просто число проверок, классическая «палочная» система»2, то есть еще в 2012 году была поставлена задача, изменить требования к показателям эффективности работы органов контроля и

1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.2020. № 31 (часть 1). Ст. 5007.

Послание Федеральному Собранию 2012 года // kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения 04.04.2020).

надзора, что указывает на реформирование не всей системы, а в большей части первого блока.

В 2013 году уже предложения коснулись второго блока, так было определено, что «по-прежнему чувствительная тема для предпринимателей - это избыточное внимание со стороны разного рода контролёров. Контрольная работа нужна, но работа по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных структур должна быть продолжена», также в 2013 году было дано поручение по третьему блоку «сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона «Об общественном контроле»1.

В 2014 году также тезис касался принципов организации контроля, так указывалось на то, что «надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля»2, что также касалось второго блока.

В 2015 году констатировалось, что «предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счёт давно и не единожды даны. Уж сколько мы говорим на этот счёт, всё сокращаем и сокращаем эти полномочия. Где-то сокращаем, они где-то опять вырастают. Целая армия контролёров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать»3, что указывает на то, что поручения 2013 и 2014 исполнены не были.

В 2016 году, опять в большей степени был затронут вопрос второго блока, а именно было определено, что «Со следующего года кардинально повышается прозрачность контрольных мероприятий, в открытом доступе будут данные: кто, кого, как часто проверяет, какие результаты получены. Это даст возможность оперативно реагировать на злоупотребления, на каждый факт нарушения прав предпринимателей со стороны контролёров». Более того, «в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, которые позволят существенно снизить число проверок, но повысят их результативность. Добавлю, что надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно, и - это очень важно - оказывать консультативную

1 Послание Федеральному Собранию 2013 года // kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения 04.04.2020).

Послание Федеральному Собранию 2014 года // kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения 04.04.2020).

Послание Федеральному Собранию 2015 года // kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 04.04.2020).

помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело»1.

В 2017 году была поднята еще одна важная тема. «Количество разного рода проверок формально вроде бы снижается, но в ходе встреч с бизнесом мы слышим, что коренных изменений пока не происходит. Нужно сделать так, чтобы появление контролёров на предприятиях стало исключением. Это оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход. Напомню, законодательная база для этого сформирована»2.

Подводя промежуточный итог можно заключить, что в большей степени претензии Президента РФ к системе контроля и надзора касались именно контроля со стороны государства за деятельностью юридических лиц и предпринимателей (хозяйствующих субъектов), однако так до 2020 года требования в полной мере выполнены не были, хотя определенные изменения, произошли. Противоречие в этой части заключается в том, что очень сложно определить баланс между наличием минимального контроля с целью защиты прав граждан и злоупотреблением контрольными полномочиями государства в отношении хозяйствующих субъектов.

Важно понимать, что система контрольно-надзорной деятельности формировавшаяся в России с начала 90-х годов и существующая по настоящее время, за исключением небольшой части контрольных органов, корнями своими относится к советскому времени. По сути, большая часть действующий органов контроля были созданы на базе аналогичных советских органов, а некоторые сохранились почти в неизменном виде. В течении 30 лет происходила передача полномочий от органа к органу, менялась нормативная правовая база, организационная структура, но на практике кардинально ничего не менялось, так как осуществляли этот контроль должностные лица, начавшие свою трудовую деятельность еще в СССР. Более того, несомненно, происходит ротация кадров, но набирались опыта работы приходящие сотрудники у старших коллег, перенимая их подходы и методики работы. Здесь важно понимать, что особенность контроля и надзора заключается в том, что его качественное осуществление практически не возможно без опыта работы, поэтому провести тотальную смену кадров на полностью новые, не представляется возможным.

Также стоит отметить, что контроль и надзор со стороны государства за хозяйствующими субъектами отличается от контроля над государственными органами и структурами не просто законодательно, но и

1 Послание Федеральному Собранию 2016 года // kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 04.04.2020).

Послание Федеральному Собранию 2017 года // kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 04.04.2020).

идеологически, а именно с советских времен в России существует умеренно-негативное отношение к отдельным сферам коммерческой деятельности, к таким как, например, торговля (перепродажа товаров). В СССР такая деятельность считалось спекулянтством, и была запрещена, а люди, которые ей занимались, привлекались к ответственности, в том числе к уголовной. В 90-е годы все кардинально поменялось, и именно торговля стала драйвером развития современной российской экономики, но при этом у значительной части населения отношение к указанной деятельности оставалось по-прежнему отрицательным, распространялось такое отношение и на сотрудников контрольных органов. Более того, начиная с 90-х годов органами государственной и муниципальной власти малое и среднее предпринимательство, рассматривалось как среда для получения незаконных доходов. Инструментом получения таких доходов часто выступал институт контроля.

Несомненно, советский опыт в контрольно-надзорной деятельности может быть положительным. В первую очередь это касается первого блока контрольных отношений, но при этом он практически не подходит для современной рыночной экономики, на которую перешла Российская Федерация вначале 90-х годов. Именно это и объясняет достаточно сложный и долгий переход на новые формы контроля и надзора. При этом государство не хочет полностью провезти либерализацию указанных во втором блоке отношений. Более того, только в 2017 году, вступил в силу запрет проводить проверки, предписанные требованиями исполнительных органов СССР и РСФСР1.

Стоит отметить, что Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»2, проект которого был разработан Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённого Председателем Правительства РФ3, в котором было указано, что законопроект вносится «с целью регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля и предусматривает:

1) закрепление прав и обязанностей участников контрольно-надзорной деятельности; 2) установление процессуальных основ осуществления государственного и муниципального контроля; 3) расширение перечня видов контрольно-надзорных мероприятий (проверка, выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд); 4)

1 Куликов В. В России обновят законодательство в сфере контроля и надзора // rg.ru/2019/02/20/v-rossii-obnoviat-zakonodatelstvo-v-sfere-kontrolia-i-nadzora.html (дата обращения 31.03.2020).

2 СЗ РФ. 03.08.2020. № 31 (часть 1). Ст. 5007.

3 Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2019 года №2861-р.

121

закрепление для каждого вида контрольно-надзорных мероприятий допустимых действий контрольно-надзорного органа; 5) установление процедуры проведения контрольно-надзорных мероприятий; 6) закрепление показателей результативности; 7) определение основных понятий и порядка правового регулирования систем управления рисками при проведении государственного и муниципального контроля; 8) обязательность проведения профилактических мероприятий»1.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» также определяет 35 направлений контрольно-надзорной деятельности, которые он не регулирует. От контроля в оперативно-розыскных мероприятиях до федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.

Также за период с 2012 по настоящее время существенные изменения внесены в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в 2014 году в указанный закон была добавлена статья 13.3., в которой устанавливается обязательное требование по созданию единого реестра проверок при проведении государственного и муниципального контроля и перечень сведений, включаемых в этот реестр, которые подлежат размещению на специализированном сайте в форме открытых данных. Также можно отметить изменения в статье 15 данного закона, где устанавливаются ограничения при проведении проверок, а именно запрещается требовать от подконтрольных лиц предоставления документов, которые находятся в распоряжении этого контрольного органа, а при проведении плановых выездных проверок - требовать предоставления документов, находящихся также в распоряжении других органов государственного или муниципального контроля. Данное ограничение было установлено еще в 2016 году. Стоит обратить внимание, что на практике это не всегда соблюдается, а если и применяется, то может привезти к нарушению права физических и юридических лиц. Так, в качестве примера можно привезти дело № А40-181495/18-20-4297, которое рассматривал Арбитражный суд города Москвы . 10 ноября 2017 года компания обратилась с заявлением в лицензирующий орган (Департамент) на выдачу лицензии на торговлю алкоголем и заплатила государственную пошлину 325 тыс. руб., но лицензирующий органа в выдаче лицензии отказал, сославшись на долг компании перед бюджетом в размере 200 тыс. руб. Компания утверждала, что указанные денежные средства она

1 Проект Федерального закона № 850621-7 «О государственном (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Законопроект № 850621-

7) // sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7 (дата обращения 05.04.2020).

Резолютивная часть решения от 14 декабря 2018 г. по делу № А40-181495/2018 // sudact.ru/arbitral/doc/XFdYNoJ6XKdW/ (дата обращения 05.04.2020).

122

оплатила до того, как подала документы на лицензирование и предоставила в суд справку из ФНС, где указывается, что на 10 ноября 2017 года у компании не было никакой задолженности по налогам. Проблема заключалась в том, что в процессе проведения проверки в порядке межведомственного взаимодействия ФНС предоставила лицензионному органу (Департаменту) недостоверную (ошибочную) информацию, что повлекло нарушение прав коммерческой организации. В суд компания обратилась с целью возврата уплаченной государственной пошлины, но судом в удовлетворении исковых требований было отказано, все остальные суды, включая ВС РФ оставили решение суда первой инстанции без изменений.

Подводя итог, можно заключить, что начиная с 2012 года, в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, в основном реформы касаются контроля и надзора за хозяйствующими субъектами, цель указанных реформ заключается в создании прозрачной для подконтрольных субъектов системы контроля, упрощение контрольных процедур, уменьшение количества проверок, сокращение документооборота. Однако на практике введенная система наоборот способствует нарушению прав коммерческих организаций.

Библиографический список

1. Гриб В.В. Общественный контроль: учебник. М.: «Издательская группа «Юрист», 2017. - 656 с.

2. Куликов В. В России обновят законодательство в сфере контроля и надзора // rg.ru/2019/02/20/v-rossii-obnoviat-zakonodatelstvo-v-sfere-kontrolia-i-nadzora.html (дата обращения 31.03.2020).

3. «Это была чистой воды подстава» Бывший вице-президент России - о развале СССР, Ельцине и расстреле людей у Белого дома // https://lenta.ru/articles/2021/06/11/rutskoy/ (дата обращения 11.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.