Научная статья на тему 'Становление и развитие института компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю в России'

Становление и развитие института компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
299
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА / INDEMNIFICATION OF MORAL HARM / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / GOODWILL / SOLE TRADE / REPUTATION HARM / NON-MATERIAL HARM / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ноздрин Михаил Сергеевич

Статья посвящена краткому освещению истории становления и развития института компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю в России. Также описаны два основных подхода к решению вопроса о возможности компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю, связанного с нанесением вреда его деловой репутации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the institute indemnification for moral harm to the individual entrepreneur in Russia

Article is devoted to the short illumination of history of formation and development of the institute of indemnification for moral harm to the individual entrepreneur in Russia. Furthermore two basic approaches to the decision of a question on possibility of indemnification for moral harm to the individual entrepreneur are described. Indemnification is connected with harm drawing of the business reputation of the individual entrepreneur.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю в России»

М.С. Ноздрин

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

В РОССИИ

Статья посвящена краткому освещению истории становления и развития института компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю в России. Также описаны два основных подхода к решению вопроса о возможности компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю, связанного с нанесением вреда его деловой репутации.

Ключевые слова: компенсация морального вреда, индивидуальный предприниматель, деловая репутация, репутационный вред, нематериальные блага.

Проблемы возмещения морального вреда в настоящее время стоят не на последнем месте среди проблем права. Сегодня вырабатываются пути решения вопросов, связанных с возможностью возмещения морального вреда определенным субъектам права, а также размер денежной компенсации. Несмотря на стройную систему российского права, мы можем увидеть, что в зарубежных странах этот вопрос изучен более подробно. Говоря об этом, нельзя утверждать, что понятие морального вреда и тем более компенсация его индивидуальному предпринимателю чуждо для нашей правовой системы.

Если обратиться к истории, то мы можем увидеть, что, не выделяя непосредственно понятие морального вреда, законодатель закреплял нормы, его компенсирующие. Ведь в Русской Правде преступление «определялось не как нарушение закона и княжеской воли, а как "обида", то есть причинение морального или материального вреда лицу или группе лиц»1. Компенсационный же момент можно проследить в нормах, закрепляющих ответствен-

© Ноздрин М.С., 2010

М.С. Ноздрин

ность виновного лица в виде штрафов - «вира» и «продажа». За убийство человека платили «виру» в казну, виновный должен был уплатить также и «головничество» родственникам убитого. Эта выплата была равна «вире». При других преступлениях против личности виновный выплачивал в казну штраф - «продажу», а самому потерпевшему «урок», т. е. денежное возмещение за причиненный ущерб2.

Нормы, предусматривающие такого рода компенсации, можно отследить и в Судебнике Ивана III (1497 г.): головщина или головничество3; в Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.): «А будет кто не бояся Бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучителское наругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругателство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятдесят же рублев, а за нос, и за ухо, из а губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятидесят рублев»4.

В XIX в. существовали разные взгляды юристов на имущественную компенсацию морального вреда. И.А. Покровский и С.А. Беляц-кин считали, что «компенсация может пойти на благо обществу и его членам, особенно стоящим внизу социальной лестницы»5. В работах С. И. Раевича, И. С. Вольмана, Г.Ф. Шершеневича и других можно встретить понятие компенсации за бесчестье или вознаграждение «за личную обиду»6.

Можно сказать, что институт компенсации морального вреда развивался в нашей стране и носил изначально характер компенсации за причинение вреда здоровью, постепенно дополняясь защитой нематериальных благ.

В период существования СССР данному вопросу не уделялось должного внимания. Вследствие этого было упущено время на развитие теоретической базы института морального вреда, а также и возможность выработки судебной практики.

Имея достаточно богатый опыт в развитии института морального вреда, сейчас можно увидеть спорный вопрос о возможности применения компенсаций к индивидуальным предпринимателям как участникам экономического оборота. Не стоит забывать, что в бывшем СССР предпринимательство рассматривалось как антиобщественная деятельность, а его субъекты привлекались к уголовной ответственности. Ситуация начала меняться в конце 80 - начале 90-х годов. Например, был принят Закон СССР от 19.11.1986 г. «Об индивидуально-трудовой деятельности»7. Таким образом, ин-

ститут индивидуального предпринимательства был возрожден и начал развиваться в условиях новой рыночной экономики.

Впервые в гражданском законодательстве нашей страны деловая репутация упоминается в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (п. 1 ст. 7).

Деловая репутация отнесена Гражданским кодексом Российской Федерации к группе гражданских прав как нематериальное благо. Деловая репутация также имеет свою имущественную ценность и может выступать в качестве предмета договорного обязательства (например, договор коммерческой концессии).

Институт деловой репутации узаконен сравнительно недавно, положения же ст. 152 ГК РФ недостаточно детализированы, потому суды сталкиваются с определенными сложностями при применении норм о защите деловой репутации индивидуальных предпринимателей.

Пленум Верховного суда РФ принял постановление от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», из п. 15 которого можно сделать вывод о том, что индивидуальный предприниматель имеет право требовать компенсации морального вреда при нанесении вреда его деловой репутации.

Но дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими коммерческой деятельности, подсудны арбитражному суду, следовательно, дела о защите деловой репутации индивидуальных предпринимателей рассматриваются в арбитражных судах РФ, которые вырабатывали свою практику в решении таких дел.

Обратившись к практике арбитражных судов по делам о защите деловой репутации, можно увидеть, что достаточно часто вместе с требованием об опровержении сведений порочащего характера заявляется требование о взыскании с лица, распространившего несоответствующие действительности сведения, компенсации морального вреда. Ведь деловая репутация отнесена законодателем к числу нематериальных благ, при причинении вреда которым закон допускает возможность денежной компенсации8.

Единообразного подхода в решении по таким делам нет, но можно говорить о том, что сформировались две позиции. По одной компенсация морального вреда предпринимателю невозможна9, по другой - такая компенсация допускается и необходима10.

Первая позиция аргументируется тем, что требование о компенсации морального вреда может быть заявлено только гражданином, а предприниматель не может ссылаться на ст. 151 ГК РФ, так как в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности

М.С. Ноздрин

граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, т. е. индивидуальные предприниматели не относятся к числу субъектов, имеющих право на возмещение морального вреда.

Вторая позиция опирается на то, что в ГК РФ нет запрета на компенсацию морального вреда гражданину, если он является индивидуальным предпринимателем. И если деловой репутации предпринимателя нанесен вред, то его статус индивидуального предпринимателя не исключает возможности претерпевать физические и нравственные страдания и, как следствие, не исключает возможность получить компенсацию за полученный моральный вред. А правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций, применяются к самой предпринимательской деятельности граждан, а не к отношениям по защите неотчуждаемых нематериальных благ11.

На сегодняшний день можно выделить еще одно значимое событие в решении вопроса о возможности индивидуального предпринимателя требовать компенсации морального вреда за вред, нанесенный его деловой репутации. Это проект Постановления Пленума ВАС РФ «О способах защиты прав и законных интересов участников экономического оборота в случае причинения им вреда со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц», вынесенный на обсуждение в 2008 г.

В п. 2 данного документа указывается, что участникам экономического оборота, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, может быть нанесен вред не только имущественный (утрата или умаление имущества), но и вред нематериального характера (нанесение морального вреда, репутационного вреда и иного нематериального вреда). Необходимо, чтобы при принятии такого постановления ВАС РФ определил четкие границы морального вреда для индивидуального предпринимателя, решил вопрос о возможности компенсации, тем самым прекратив споры, и выработал единый подход к решению таких таких дел в арбитражных судах.

В условиях свободы экономических связей субъектов предпринимательской деятельности и рыночной экономики важнейшей характеристикой юридического лица и индивидуального предпринимателя является его деловая репутация. Поддержание доброго имени на должном уровне приобретает особое значение, поскольку именно от него зависит реальное экономическое благополучие хозяйствующего субъекта. И уже сам факт вынесения на обсуждение указанного выше проекта постановления дает основания полагать, что в будущем мы сможем увидеть документ, в котором ВАС РФ

укажет на возможность компенсации морального вреда индивидуальному предпринимателю.

На данный момент проект постановления еще не принят. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что в последние несколько лет арбитражные суды идут по пути практического решения дел о защите нематериальных благ участников экономического оборота и возмещении им морального, репутационного и иного нематериального вреда.

Примечания

1 Исаев ИА. История государства и права России. М.: Юристъ, 2005. С. 47.

2 Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 1. С. 47.

3 Бородин С.В. Проблемы возмещения ущерба за умышленные убийства // Государство и право. 1994. № 4. С. 93.

4 Соборное уложение 1649 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. С. 290.

5 Покровский И.А. Возмещение вреда и разложение его // Вестник права. 1899. № 9.

6 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995. С. 402.

7 Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 48.

8 См.: Гражданский кодекс РФ, ст. 150, 151 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

9 См.: Судебные акты Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-19479/04, Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-4702/04, Арбитражного суда Пермской области по делу № А50-1557/2003, Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-20839/2005-42/520, решение Арбитражного суда Республики Дагестан по делу № А15-1522/2002-10, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу № А58-4866/01-Ф02-867/02 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс: судебная практика».

10 См.: Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа по делам № Ф09-1062/05, Ф09-3705/04, Ф09-2214/03, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-А51/06-1/5358, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам № Ф08-1203/200, Ф08-2379/2004 // КонсультантПлюс: судебная практика.

11 См.: Обобщение арбитражной практики. Справка по проблемным вопросам, выявленным по итогам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с защитой деловой репутации, 2007 [Электронный ресурс] // Арбитражный суд Свердловской области. [2003-2008]. URL: www.ekaterinburg.arbitr.ru/obzor/ (дата обращения: 18.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.