Научная статья на тему 'Становление и развитие информационно-консультационной деятельности в Тюменской области'

Становление и развитие информационно-консультационной деятельности в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прасолова Л. В., Кирилова О. В.

Динамичные преобразования в экономике России выдвигают необходимость теоретического обобщения накопленных фактов, анализа закономерностей формирования и развития процессов информационно-консультативной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие информационно-консультационной деятельности в Тюменской области»

№ 2 (44), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

43

Экономика

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.В. ПРАСОЛОВА, аспирант, О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Тюменская ГСХА, г Тюмень

Ключевые слова: Тюменская область, информационноконсультационная служба, информационноконсультационные пункты, информационное обеспечение сельского хозяйства.

По мере усиления рыночной ориентации аграрного сектора экономики возникают новые проблемы, появляется необходимость в осмыслении их с различных позиций, в нахождении специфических решений в соответствии с новыми условиям развития АПК. Динамичные преобразования в экономике России выдвигают необходимость теоретического обобщения накопленных фактов, анализа закономерностей формирования и развития процессов информационно-консультативной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

Аграрная консультационная служба - это наиболее динамично развивающаяся в последние годы служба. Это объясняется тем, что из всех мер государственного регулирования аграрного сектора развитие информационно-консультационных услуг является наиболее действенным средством в стимулировании развития сельского хозяйства и формировании его конкурентоспособности.

Трудно назвать сложившуюся в российских регионах систему информационно-консультационного обслуживания АПК эффективно функционирующей. Можно лишь отметить положительные моменты во внедрении и развитии информационно-консультационных служб (ИКС) в АПК Ярославской, Самарской, Нижегородской и некоторых других областей.

Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Тюменской области прошла сложный процесс становления. На первом этапе в 1996-1997 гг. служба функционировала в форме структурных подразделений Департамента по социально-экономическому развитию села администрации Тюменской области. Такая форма организации информационно-консультационной деятельности (её можно считать как переходной) имела больше недостатков, чем преимуществ. Среди них: отсутствие юридической и финансовой самостоятельности,

приоритет административных интересов перед интересами товаропроизводителей, зависимость деятельности службы от субъективного мнения руководителей органов управления АПК и др. В дальнейшем функции ИКС в рамках проекта АРИС были переданы двум коммерческим организациям: ООО «Хедж-Сервис» и ЗАО «Консалтинговая группа «КИТ». Однако несмотря на значительные затраты цели не были достигнуты.

В 2000 г. было принято распоряжение Губернатора Тюменской области №63-р «О реализации проекта «Агропромышленная российская информационная система» («АРИС»), согласно которому для обеспечения эффективного функционирования региональной ИКС АПК, создаваемой в рамках проекта «АРИС» во исполнение договора от 03.02.97 г. между администрацией области, Минфином РФ, и Минсельхозпродом РФ, Департамент по социально-экономическому развитию села администрации области заключил договор с некоммерческой организацией «Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области» по созданию компьютерной информационной системы АПК и реализации проекта «АРИС». Но «Ассоциация» зарегистрирована была еще в 1998 г. и на момент принятия вышеуказанного распоряжения уже создала свою корпоративную ИКС. Также, согласно этому Распоряжению, главы территориальных органов государственной власти области должны выделить площади для размещения служб информационно-консультационной системы, обеспечить их средствами связи, оказывать содействие в функционировании.

Таким образом, в рамках проекта «АРИС» на территории Тюменской области создана информационная система, включающая службы областного уровня и 22 районных информационно-консультационных пункта. ИКС районного уровня в области пред-

ставлены в виде информационно-консультационных пунктов (ИКП). В первую очередь формировались ИКП в центрах крупных районов области: Ишимский, Голышмановский, Ялуторовский, Тюменский, Тобольский, Омутинский, Заводоуковский, Нижне-тавдинский. Во вторую очередь формировались ИКП в более отдаленных районах: Абатский, Армизонский, Аромашевский, Бердюжский, Вагай-ский, Викуловский, Исетский, Слад-ковский, Сорокинский, Уватский, Упо-ровский, Юргинский, Казанский, Яр-ковский.

На сегодня информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Тюменской области представлена областными службами информации о рынке (СИР) и сельскохозяйственного консультирования (ССК).

СИР - строго регламентированная служба, которая создана по распоряжению Губернатора Тюменской области № 898-р от 01.09.2000 «Об организации службы рыночных новостей и экономического анализа». В её функции входит сбор, обработка, предоставление и распространение актуальной и достоверной информации о рынке на федеральном и региональном уровнях, а также на уровнях хозяйствующих субъектах. Функции СИР могут дополняться по поручению органов власти.

ССК - реализует свои функции путем предоставления информации, консультаций и практической помощи в решении актуальных задач неопределенному кругу потребителей по широкому перечню вопросов, связанных с деятельностью предприятий АПК. ССК в 2005 году было оказано 514 консультационных услуг. Структура запросов по тематике и пользователям представлена на рисунках 1 и 2.

Всего же в системе ИКС АПК Тю-

The Tyumen area, information-consulting service, informationconsulting items, supply with information of an agriculture.

44

Аграрный вестник Урала

№ 2 (44), 2008 г.

Другие 44,7%

Экология 1,4 %•

Реорганизация 0,2 %

Правовые вопросы

38,9 %

Растениев одств о 3,1%

Животноводство 1,4%

Механизация 0,5%

Первичная переработка 0,8% Экономика 4,7% Маркетинг 0,6%

Бухучет, цены и аудит 3,7%

Рисунок 1. Структура оказанных консультационных услуг по тематике

запросов (2005 г.)

ЛПХ, садоводы, огородники 1,7 %

Другие клиенты 4,5

Малые предприятия 25,1 %

Органы управления АПК 12,5 %

Крупные хозяйства 53,9%

Рисунок 2. Структура оказанных консультационных услуг по категориям пользователей (2005 г.)

КФХ 2,3%

менской области в 2005 году было обработано 7325 запросов. Из них 60,5% консультаций даны сотрудниками ИКС региона, 31,4% даны сотрудниками информационно-консультационных пунктов районов, 7,4% -консультантами по контракту.

На уровне района служба функционирует как горизонтальная структура, в центре которой находятся сельские товаропроизводители всех форм собственности. Её деятельность направлена на повышение эффективности работы АПК путём оказания информационных услуг сельским товаропроизводителям по различным аспектам их деятельности, в т.ч. по вопросам выработки и принятия управленческих решений, внедрения передовых производственных технологий, реализации готовой продукции. Служба работает в двух направлениях: консультирование в области сельского хозяйства, а также собирает и предоставляет информацию о фактических рыночных ценах на товары и услуги в районе. Оказывается не только информационно-консультационная, но и практическая помощь предпринимателям в освоении новых прогрессивных технологий производства, управлении производством и реализации готовой продукции. Также осуществляется

мониторинг информационных потребностей товаропроизводителей.

Как правило, в штате ИКП района числится ведущий специалист, который занимается улучшением информационно-консультационного обслуживания, а вопросами в области развития сельского хозяйства занимаются ведущие специалисты по развитию АПК района, каждый в своей компетенции: главный экономист -консультант по вопросам экономики и управления, главный специалист по развитию района в области растениеводства - консультант по вопросам растениеводства и т.д. Данная система имеет свои положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, специалист-отраслевик еще не консультант, но лучше него никто не знает положение дел и проблемы района, пути их решения. Как правило, это специалисты с большим опытом работы, багажом знаний, имеющие возможности для более полного и оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью. Но существуют и недостатки, резко снижающие результативность их работы. Такие консультанты, по своей сути, являются совместителями, и консультирование в этом совмещении не

Экономика

является основным видом деятельности. Отрицательным моментом также здесь является немобильность консультантов.

Различие функций работника управления сельским хозяйством и потенциального консультанта требует следующего: выделить в районном управлении консультационный отдел (минимум 4-5 человек), сотрудники которого будут освобождены от других обязанностей. Это будет оптимальный вариант. Все сотрудники службы должны пройти специальную подготовку и постоянно повышать квалификацию. Тогда специалисты районной ИКС смогут не только отслеживать информацию о развитии АПК района и проводить информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, но и качественно и эффективно организовывать полевые дни, семинары, распространять информацию об инновациях, о передовом опыте. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности сельскохозяйственного производства района. Для того, чтобы специалисты-консультанты, как и главные специалисты по развитию АПК муниципального района, были в курсе дел и проблем района, необходимо обеспечить их тесный контакт.

Но все же, несмотря на некоторые недостатки в системе ИКС АПК Тюменской области, необходимо отметить положительные моменты в ее деятельности на сегодняшний день. Численный состав персонала ИКС АПК области составляет 44 человека, большинство из которых имеют по два высших образования, два человека имеют кандидатскую степень. В помощь руководителям и специалистам сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, с участием департамента АПК и ОАО «Тю-меньхлебопродукт», публикуются информационные материалы в газетах «Сибирская околица», «Сельский округ». На ежегодных национальных выставках «Золотая осень» г. Москва в номинациях за эффективное информационно-консультационное обеспечение сельского хозяйства ИКС АПК Тюменской области награждалась дипломами, одной серебряной и двумя золотыми медалями. ИКС АПК Тюменской области за период своего существования разработала более 100 бизнес-планов, несколько областных целевых программ Тюменской области, более десятка НИР в области экономики и управления в аграрном секторе экономики.

Литература

1. Лазаренко А.К. Об опыте строительства ИКС АПК Тюменской области // Информационный бюллетень Минсель-хоза России. - 2003. - №7.

2. Лазаренко А.К., Майер О., Макаров И.Л. Все решим с ИКС // Сельский округ сегодня. - 2006. - №12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.