Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева Мария Сергеевна

Актуальность настоящей статьи состоит в осознании самобытности отдельных этносов и все более набирающей популярность этнопедагогике, главная задача которой - воспитание гармонично развитой личности с учетом национального колорита и традиций. В статье показано, что сохранение национальной культуры народов России и мира может решить проблемы утраты этнической составляющей в воспитательном процессе, неизбежно возникающих в условиях современной глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOPEDAGOGY IN RUSSIA

The relevance of this article consists in the awareness of the identity of individual ethnic groups and the increasingly popular ethnopedagogy, the main task of which is to educate a harmoniously developed personality, taking into account the national color and traditions. The article shows that the preservation of the national culture of the peoples of Russia and the world can solve the problems of losing the ethnic component in the educational process that inevitably arise in the conditions of modern globalization

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022

УДК 374.33

Акишева Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии, Гуманитарно-педагогическая академия, филиал КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялте (Россия, Республика Крым, г. Ялта)

e-mail: akisheva.mariya@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Аннотация. Актуальность настоящей статьи состоит в осознании самобытности отдельных этносов и все более набирающей популярность этнопедагогике, главная задача которой - воспитание гармонично развитой личности с учетом национального колорита и традиций. В статье показано, что сохранение национальной культуры народов России и мира может решить проблемы утраты этнической составляющей в воспитательном процессе, неизбежно возникающих в условиях современной глобализации.

Ключевые слова: работа с молодежью, этнопедагогика.

Akisheva Maria Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of History and Philosophy, Humanitarian and Pedagogical Academy, branch of KFU named after V.I. Vernadsky in Yalta (Russia, Republic of Crimea, Yalta)

e-mail: akisheva.mariya@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOPEDAGOGY IN RUSSIA

Abstract. The relevance of this article consists in the awareness of the identity of individual ethnic groups and the increasingly popular ethnopedagogy, the main task of which is to educate a harmoniously developed personality, taking into account the

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022 national color and traditions. The article shows that the preservation of the national culture of the peoples of Russia and the world can solve the problems of losing the ethnic component in the educational process that inevitably arise in the conditions of modern globalization.

Key words: work with young people, ethnopedagogy.

В условиях современного мира все больше возникает проблема глобализации. Для этнопедагогики это действительно является проблемой, несмотря на то, что глобализация приносит много положительного в жизни общества и людей, в развитие и прогресс.

Однако, в связи с происходящими в мире процессами, этническая самобытность и черты культуры, которые, несомненно влияют на развитие личности, всё больше размываются и зачастую даже исчезают из повседневной жизни. В свою очередь, именно этническому самобытному развитию личности в педагогике в целом, и в этнопедагогике в частности, отдаётся главенствующая роль. В ходе процесса глобализации зачастую навязываются общепринятые стандарты «современного мира», что приводит к утрате этнически значимых элементов педагогики.

Рассмотрим вышесказанное на примере воспитания и образования в России. Ранее в русской культуре большое значение отдавалось народному творчеству, которое через пение, танцы, сказки, былины, повести прививалось детям с малых лет. К сожалению, современные реалии таковы, что детям становится интереснее западное современное творчество, продвигаемое леволиберальными глобалистскими центрами влияния. Поколению, выросшему на традиционном народном фольклоре, возможно, пока еще далеки ценности, навязываемые западом, но уже следующее поколение, подрастающее на современном творчестве, будет их разделять.

Также сильно влияет на культуру и становление личности увеличившийся поток информации в общемировом пространстве. Наверное, каждый заметил, как за последние годы ускорился темп жизни, особенно в крупных городах. В

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022 связи с этим для ускоренного усвоения информации у современных подростков развивается стандартизированное «клиповое» мышление, с помощью которого они потребляют научный и развлекательный контент [2].

Все вышеописаное является предпосылками для утраты этнической составляющей культуры и педагогики в отношении детей и подростков, которые являются основным объектом этнопедагогики.

Несомненно, в настоящее время остро стоит проблема национальной идентичности и сохранения культурных и исторических корней, на что фактически и направлено действие этнопедагогики. Кроме внешних факторов и глобализации на этническую составляющую воспитания влияет еще и многонациональность нашей огромной страны. И в без того тяжёлых условиях воздействия внешних факторов огромное влияние оказывает связь и взаимопроникновение малых народов России, особенно в южных широтах, где плотность населения и его территориальное расположение оказывает большое влияние.

Зачастую народы, которые населяют юг страны, обладают сильной, в том числе и родственной связью. В связи с этим, несмотря на традиционность живущего там населения, малые народы постепенно утрачивают свою идентичность, пусть и куда медленнее, чем в мегаполисах и центральной части России. В северных широтах нашей родины, на наш взгляд, идентичность народов меньше подвергается смешиванию за счёт меньшей плотности населения. Именно в северных народах сохраняются традиции и обычаи ввиду тяжелых климатических условий и меньшего распространения новых ценностей, технологий и привычек.

Исходя из изложенного выше, считаем необходимым рассмотреть становление этнопедагогики в ключе географических особенностей народов России применительно к общей теории этнопедагогики в рамках огромной поверхности континента, занимаемой нашей страной.

Необходимо отметить, что этнопедагогика как самостоятельная наука появилась и выделилась во второй половине 20 века на основе народной

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022 педагогики и культуры и стала своего рода их теоретическим обобщением, а также базой для научных исследований. Появлению этнопедагогики как науки предшествовали объективные и практические предпосылки, обличенные в научную форму. Стоит отметить что существовал целый ряд предпосылок для её возникновения: антропологические, исторические, этнологические, культурные, а также географические.

В связи с постепенным расселением народов и освоением новых территорий возникли общности людей, выработавшие в силу внешних факторов свои особенности речи, традиций, культуры, порядка и форм воспитания, которые в свою очередь и привели к этническому разнообразию.

Этнопедагогика в своем развитии проходит ряд этапов которые характерны не только для России, а и для всего мира:

- эмпирический этап (Первичный этап, основными составляющими которого является именно познание этнической принадлежности через ощущения, восприятие культуры и традиции общества, в котором воспитывается человек. На данном этапе происходит набор традиционного опыта через произведения устного народного творчества через обряды, рассказы и поведение окружения);

- этнорелигиозный этап (обобщение и систематизация воспринятого народного опыта в мистическом ключе с последующим отражением в письменных памятниках с религиозной направленностью от языческих обрядов и традиций до православия и, в ряде регионов, мусульманства);

- научно-практический этап (обобщение, систематизация и анализ педагогами, философами, писателями и деятелями науки и искусства народной культуры, особенностей воспитания с целью корректировки, принятия и совершенствования потенциала в применении в воспитательных и образовательных целях);

- теоретический этап (обобщение и обоснование возникновения самостоятельной и самобытной русской культуры учеными досоветского и советского периода);

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022

- теоретико-методологический этап (выявление сущности, содержания, объекта и предмета этнопедагогики как самостоятельной дисциплины (науки)).

Первичный (эмпирический) этап становления этнопедагогики начался на этапе зарождения и развития первых общностей, имеющих этнические особенности, во времена родоплеменного общества. Именно на этом этапе появлялись народное творчество и народная культура, обычаи и традиции, характерные для определённых совместно проживающих групп людей. Каждая такая группа имела свои особенности, но могла быть не абсолютно автономной, а постепенно срастаться с другими группами людей, за счет чего появлялись более укрупненные группы, превносящие в культуру и традиции друг друга свои элементы.

На наш взгляд, данный этап является основным, так как на нем происходит формирование фактических этнических особенностей, которые заключаются именно в образе жизни, обстановке, атмосфере, традициях и обычаях различных групп людей, проживающих на одной территории. Одним из важнейших условий формирования этнических общностей, на наш взгляд, является географический или территориальный признак, ведь именно он изначально объединил людей в группы, которые выработали свою идентичность, свои этнические черты, а впоследствии и культуру, как важнейшую часть этнопедагогики [1].

Именно по территориальному признаку изначально формировались группы людей, которые в дальнейшем «обрастали» своей этнической и культурной надстройкой, влияющей на формирование личности в процессе воспитания.

На втором, этнорелигиозном, этапе культура наших племен и народов уже включала в себя достаточно проработанные цели, идеалы, методы и способы воспитания. Были сформированы первичные этнопедогогические знания: о происхождении рода, о героических подвигах предков, традициях и обычаях. Посредством передачи культурного опыта молодежь знакомилась с преданиями,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022 песнями, сказаниями, раскрывающими суть идеологических ценностей и аксиологического аппарата своего времени. Формируются принципы защиты соплеменников, жизненного пространства, чувство сопричастности общей родовой истории, уважения предков.

2022 год согласно указу Президента РФ В.В. Путина посвящен культурному наследию народов России. В документе говорится о том, что решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей [4].

Прослеживается тенденция пополнения воспитательных систем элементами этнического содержания К примеру, образы культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этой общности. Вводятся специфические обряды инициации, призванные выявить у инициируемых необходимые качества и черты, которые община ожидает видеть в каждом дееспособном члене общества.

Научно-практический этап развития этнопедагогики предполагает обобщение и структурирование традиционного опыта для унификации его применения [3]. Первые научно-теоретические попытки систематизации народных методов воспитания детей в нашей стране были предприняты в труде «Поучение князя Владимира Мономаха детям». После этого приверженность народным методам воспитания прослеживалась в нашей стране вплоть до XVII века, однако далее главенствующей становится тенденция отрицания всего русского, перевод образовательных систем на иностранные принципы.

На теоретическом этапа нельзя не отметить неоценимый вклад в систематизацию народного опыта, внесенного К.Д. Ушинским. Именно он разработал положения, которые положили начало русской этнопедагогике в качестве научного знания.

Он сформировал одну из основополагающих последовательностей этнопедагогического обучения: восприятие родного языка - восприятие

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022 локальной культуры - восприятие мировой культуры. Также он обосновал принцип народности русской школы, воспитательное и образовательное значение русского языка [2].

Теоретико-методологический - современный этап развития этнопедагогики. В России на рубеже XX - XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики особое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой. Преимущественное количество диссертационных изысканий составляют исследования проблем традиционного семейного воспитания [5].

Таким образом, на современном этапе, в условиях сохраняющейся межнациональной нестабильности и возможного обострения межнациональных конфликтов особую актуальность приобретают проблемы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и биокультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой - на национально-культурные и регионально-этнические традиции. Поэтому в современном мире этнопедагогика обретает «второе дыхание». Приверженцы этой научной дисциплины не отрицают объективных закономерностей процессов интеграции человечества в условиях глобализации (что немаловажно!), но, учитывая важность этнического своеобразия, ведут активные поиски сохранения уникальных особенностей и своеобразия этнических социумов.

Список литературы и источников: 1. Акишева М.С. Этнопедагогика как составная часть педагогической культуры // Научный вестник Крыма: электронный рецензируемый журнал для научных публикаций. 2020. № 6 (29). [Электронный ресурс] URL: https://nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/695/891 (дата обращения 25.04.2022 г.)

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (38) 2022

2. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х., Алиева З.И. Концепция единства этнокультурных ценностей: светских и религиозных // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 355-356.

3. Богатырёва Л.Р. Современные проблемы преподавания этнопедагогики и пути их решения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 39-41.

4. О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России: Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 745. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc= 1 &lastDoc= 1 &nd=602682884 (дата обращения 25.04.2022 г.)

5. Филипов Ю.В. Этнопедагогические проблемы этнической социализации: Дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 2006. 789 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.