УДК 339.9
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2017
Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Косырев Андрей Владиславович, стажер МИП ООО Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Единое экономическое пространство создает условия для становления новых форм организаций, которые изначально ориентированы на свою деятельность на данной территории, выступая при этом активными экономическими субъектами. В этих обстоятельствах на территории Европейского союза формируется общий подход к построению системы менеджмента и выбора технологий, методов, концепций менеджмента. В целом для европейского подхода к управлению характерны черты менеджмента, позволяющие подвергнуть его комплексному исследованию для выявления общих закономерностей, приводящих к созданию единой модели. В статье поставлена цель изучить становление и развитие на современном этапе единой модели европейского менеджмента (евроменеджмента), которая обусловлена процессами интернационализации, интеграции и глобализации мировой экономики. На основе системного анализа, выдвинуты предложения о том, что современный этап развития европейского менеджмента демонстрирует ряд новых качественных трансформаций, обусловленных влиянием интернационализации, а также глобализации мировой экономики. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности корпораций крупного и среднего звена, ориентированных как совокупность моделей менеджмента, сложившихся в европейских странах (модель симбиозного менеджмента), так и на комплексную модель менеджмента.
Ключевые слова: Менеджмент, модель менеджмента, интернационализация, Европейский союз, экономическая глобализация, интеграция, мировая экономика, управленческая модель, структура управления, управленческий персонал, конкурентоспособность
FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF THE MODERN-STAGE EUROPEAN MANAGEMENT
INTEGRATED MODEL
© 2017
Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of economics and management department Vladivostok State University of Economics and Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail:[email protected]) Kosyrev Andrey Vladislavovich, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Common free market zone creates conditions for new organizational forms, which are initially oriented on the regional activity, while being active economic actors. In these conditions, general approach to management system, technologies, methods and concepts is developing in the European Union. In general, the European approach to management uses universal features, which allow making complex research for revealing basic mechanisms to create integrated model. The paper is aiming to explore the foundation and the development of the present-stage unified model of European management due to the internationalization processes of internationalization, integration and globalization of the world economy. Based on the system analysis, some proposals made. At the present stage of development, European management demonstrates a number of the high-quality transformations caused by the influences of internationalization, as well as globalization of the world economics. Results could be used in the activity of the large- and middle-level corporations which oriented to the models of management developed in the European countries (symbiotic management model), and complex models as well.
Keywords: Management, management model, internationalization, European Union, economic globalization, integration, world economy, administration model, management structure, administration personnel, competitiveness
Современные процессы развития мировой экономики характеризуются как глобализационные, интеграционные и интернационализационные Это способствует возрастанию динамики проявления двух тенденций. Первая из них связана с взаимопроникновением специфических составляющих экономических и управленческих моделей разных стран. Вторая тенденция приводит к формированию квазигосударственных интеграционных объединений, на территории которых в силу стирания границ для движения факторов производства, товаров и услуг, формирования единых требований к качеству выпускаемой продукции и процессу ее производства. Это приводит к развитию подобия в моделях менеджмента национальных государств, входящих в интеграционное объединение.
В совокупности все выше обозначенные обстоятельства указывают на актуальность исследования различных представленных в современной мировой экономике моделей менеджмента, и, прежде всего, тех, которые характеризуются как наиболее перспективные, в значительной степени отражающие современные тенденции развития хозяйствующих субъектов. И наиболее ярким примером этого является европейский менеджмент, фе-
номен которого исследован недостаточно.
Аспекты европейского менеджмента рассмотрены в исследованиях таких авторов, как Гулюк, Н.В. [3], Лицарева, Е.Ю. [4], Свидин, Н.А. [5], Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. [6] и др. Несмотря на то, что европейский управленческий подход изучен довольно подробно, в подавляющем большинстве случаев фиксируется его неоднородный характер как совокупности национальных моделей менеджмента европейских стран, иногда группирующихся в силу соседства территорий отдельных государства, и далее рассмотрению подлежат все они в качестве самостоятельных (например, немецкий, скандинавский или французский менеджмент). Целью данного исследования статьи является выявление особенностей европейского менеджмента на современном этапе в контексте происходящих в мировой экономике процессов интернационализации, интеграции и глобализации.
В контексте глобализации и становления системы мировой конкурентной среды, экономические субъекты заинтересованы в заимствовании, адаптации и последующем использовании наиболее успешных, эффективных управленческих практик при достижении поставленных
компаниями целей. Это обуславливает необходимость исследования различных национальных моделей менеджмента.
Помимо этого, единое экономическое пространство создает условия для становления новых форм организаций, которые изначально ориентированы на свою деятельность на данной территории, выступая при этом активными экономическими субъектами. Для такого рода организаций характерной становится особая модель менеджмента, которая, с одной стороны, в той или иной мере объединяет в себе различные составляющие управленческих подходов, представленных на данном интеграционном пространстве, а с другой, представляет собой совершенно уникальную управленческую систему.
Несмотря на то, что интеграционные процессы затрагивают в мировой экономике сегодня различные международные регионы, реальной экономической целостности пока удалось достичь только странам европейского континента, создавшим Европейский Союз. Следствием этого стало появление такого феномена как европейский менеджмент, или евроменеджент. При этом европейская экономика показывает высокие темпы развития во всех областях производства и услуг, что демонстрирует значительный потенциал складывающейся здесь управленческой модели.
Анализируя практику европейского подхода к европейскому менеджменту ряд авторов отмечает, что какая-либо единая европейская концепция управления отсутствует [3,4]. Попытки выделить особенности европейского подхода к менеджменту зачастую пытаются выявить через сравнение этой модели с менеджментом других стран, противопоставляя, как правило, американскую, японскую и европейскую модель менеджмента [5,6,7].
Не отрицая данный аспект рассмотрения модели европейского менеджмент, следует все-таки подвергнуть его комплексному исследованию для выявления общих закономерностей, приводящих к созданию евроменед-жмента.
В целом для европейского подхода к менеджменту характерны следующие черты:
- индивидуальный характер принятия решения;
- приоритет индивидуальной ответственности;
- строго формализованная структура управления;
- система контроля выстраивается строго в соответствии с иерархической организационной структурой;
- концепция контроля построена на индивидуальном контроле руководства;
- карьерный рост характеризуется относительно высокой динамикой, основанной на быстрой оценке труда;
- основным качеством руководителя является профессионализм;
- управление ориентируется на отдельную личность;
- оценка эффективности системы управления основана на индивидуальном результате менеджера;
- подготовка кадров ориентирована на формирование состава узкоспециализированных специалистов;
- основу оценки персонала составляют личные достижения;
- высокая трудовая мобильность работников, занятость ориентирована на короткий период;
- оплата труда осуществляется по индивидуальным показателям и достижениям;
- качество труда направлено на скорость производства и его количество [3, с. 10-11].
Для сравнения отметим, что в России принципы в области менеджмента для достижения устойчивого успеха организации включают в себя ориентацию на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; эффективные отношения с контрагентами. [1,2].
При этом выделяются самостоятельные вариации
менеджмента в европейских странах, где все представленные черты каким-либо образом опосредуются через специфику национальной деловой культуры: «британская модель прагматичного управления», «немецкая модель профессионального управления», «централизованная модель французского менеджмента», «итальянская модель семейного управления», «шведская модель ангажированного управления» и т.п. [7].
Кроме того, в каждой из этих моделей сегодня проявляются целый ряд тенденций, подводящих их к универсализации в силу необходимости функционировать в условиях интернационализированной и глобализированной экономики, когда стремление сохранить национальные традиции менеджмента, скорее, недостаток, чем фактор конкурентоспособности.
Современный этап развития европейского менеджмента демонстрирует ряд новых качественных трансформаций, обусловленных влияниям интернационализации и, главное, глобализации мировой экономики. К ним относятся:
- рост управленческого персонала, что обуславливается необходимостью постоянного реагирования на возмущения и неопределённости внешней среды, в большей мере это характерно для крупных компаний, которые активно используют транснациональное экономическое пространство;
- активно внедряются новые технологии, методы, концепции менеджмента, тогда как национальные модели европейских стран значительно проявляют местные, традиционные особенности управленческого подхода;
Таким образом, в рамках данных характеристик ев-роменеджмент характерен, прежде всего, для крупного бизнеса, поскольку малый и средний в силу территориальной специфики своего функционирования и масштабов деятельности не нуждается в таких значительных способностях адаптации к требованиям мировой экономики, что позволяет этому уровню предпринимательства реализовывать в своем управлении национальные подходы к менеджменту.
Однако есть и такие признаки европейского подхода, которые традиционно характерны для европейской системы управления вне зависимости от страны ее представленности: это социальная ориентированность менеджмента, как в отношении, потребителя, так и в отношении персонала.
Возможность для анализа текущих тенденции формирования единой модели евроменеджента предоставляет исследование особенностей управления крупнейших европейских национальных компаний разных стран. С. Г. Погосян [8, с. 126-128] сделала такую попытку, что позволило ему сформулировать ряд отличительных черт европейского подхода к управлению, характерных для всех национальных европейских корпораций:
- постоянная генерация оригинальных идей, воплощенных в уникальные товары и услуги, у которых нет конкурентов-имитаторов;
- создание и поддержание сильного бренда;
- ориентация на долгосрочные эффективные показатели;
- фокус на потребителя, причем не только с точки зрения маркетинга, но и соответствующего качества продукции;
- ведущим фактором организационного успеха рассматривается персонал;
- стремление к балансу интересов собственников, потребителей, персонала, экологии, государства;
- системный подход к менеджменту;
- формирование сильной корпоративной культуры.
Таким образом, рассматривать европейский менеджмент можно в двух аспектах: как совокупность моделей менеджмента, сложившихся в европейских странах (модель симбиозного менеджмента) и как комплексную модель менеджмента, которая активно формируется сегодня на территории всего Европейского союза под воз-
действие интернационализации, экономических интеграции и глобализации. Вторая тенденция наиболее вероятная в процессе развития европейского менеджмента как в силу формирования единого экономического пространства Европы, требующего единых правил игры (в том числе из-за конкуренции), так и под воздействием глобализации, где Евросоюз выступает как полюс экономического развития мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (введен в действие Приказом Госстандарта от 22.l2.2011 № 1574-ст) - Консультант Плюс.
2. «ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 № 501-ст) - Консультант Плюс.
3. Гулюк, Н.В. Сравнительный анализ моделей менеджмента: изменение ценностей сотрудников с личностных на корпоративные // Бизнес-образование в экономике. - 2016. - № 3. С. 10-12.
4. Лицарева, Е.Ю. Европейский опыт руководства человеческими ресурсами организации на примере Великобритании, Нидерландов и Дании // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 397. С. 136-146.
5. Свидин, Н.А. Управление организационными отношениями в симбиозных моделях менеджмента (на примере европейских моделей) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета -2007. - № 3-4. С. 230-234.
6. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. — СПб: Питер, 2008. 480 с.
7. Силова, Е.А. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 34. - 2011. № 32 (247). С. 104-107.
8. Погосян С.Г. Эффективные деловые организации в системе мирового менеджмента: принципы управления и перспективы их применения в российских организациях: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Погосян С.Г.; [Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»].- Ростов-на-Дону, 2015.- 201 с.