Научная статья на тему 'Становление и развитие благотворительности в современном российском обществе'

Становление и развитие благотворительности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСТВО / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / CHARITY / VOLUNTEERING / CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершова Н.М.

В статье рассматриваются социальные, правовые, этические, информационные проблемы становления благотворительности в постсоветской России, поднимаются вопросы о специфике формирования, распространения и классификации такой формы благотворительной деятельности, как волонтёрство, очерчиваются условия развития благотворительности в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие благотворительности в современном российском обществе»

Ершова Н.М. ©

Доцент, кандидат философских наук, кафедра философии,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются социальные, правовые, этические, информационные проблемы становления благотворительности в постсоветской России, поднимаются вопросы о специфике формирования, распространения и классификации такой формы благотворительной деятельности, как волонтёрство, очерчиваются условия развития благотворительности в современном российском обществе.

Ключевые слова: благотворительность, волонтёрство, современное российское общество. Keywords: charity, volunteering, contemporary Russian society.

Изучение истории развитых государств и анализ пройденного пути постсоветской России показывают слабодейственность механизмов социальных преобразований, исходящих исключительно от политико-правовых институтов. Кризисные явления, поразившие все сферы нашего общества и затронувшие каждого его члена, за период своего существования значительно модифицировались, но не исчерпали себя. Если в начале постперестроечной поры российское общество являло ситуацию политического, экономического, правового, социального, культурного и аксиологического хаоса, то сейчас проблемы обрели конкретные очертания. Более того, постепенно приходит осознание того, что благополучие общества зависит, во-первых, от вклада каждого его участника, во-вторых, от ориентации на решение локальных, часто «точечных», вопросов, в первую очередь, социально-экономической направленности. В этом случае недостаточно мер, принимаемых только со стороны государственных служб.

Одним из способов консолидации общественной инициативы при поддержке государства, имеющим большую распространенность в экономически развитых и социальноориентированных странах, выступает благотворительность. Она обладает разветвленной структурой и разнообразием форм, позволяет каждому индивиду проявить свои личностные качества в наращивании благосостояния общества. В современной России благотворительность начинает возрождаться после утраты за годы советской власти дореволюционной традиции меценатства и филантропии.

Благотворительность в постсоветской России выполняет несколько важнейших функций. Во-первых, благотворительные организации берут на себя решение многих социальных проблем, тем самым значительно снижая финансовые затраты государственного бюджета и груз ответственности с государственных учреждений. Во-вторых, благотворительная деятельность повышает культурный и моральный уровни как ее непосредственных участников, так и общества в целом. В-третьих, через

благотворительность происходит возвращение к традиционным ценностям русской культуры - добрососедству и взаимопомощи, тем самым образуя связующий центр в национальном самосознании. В-четвертых, принципы гуманизма, справедливости, милосердия и бескорыстия, лежащие в основе благотворительной деятельности, могут стать тем

аксиологическим базисом, недостаточность которого столь остро ощущается каждым современным россиянином после крушения коммунистической идеологии. В-пятых, благотворительность выступает как средство формирования гражданского общества (нового

© Ершова Н.М., 2015 г.

общественного идеала) через повышение социальной активности и сознательности его членов.

Законодательно благотворительность в современной России получила закрепление в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В 2000 г. был создан «Союз благотворительных организаций России» (СБОР), объединивший около 300 фондов и общественных движений, разработан этический кодекс благотворительных организаций России. СБОР ведет развернутую информационно-консультативную работу через СМИ разных уровней (федеральные, региональные, муниципальные) и интернет (сайты, объявления об акциях и событиях, призывы о помощи и др.).

Однако предпринятых мер недостаточно для масштабного вовлечения населения нашей страны в благотворительную деятельность. «Согласно результатам Мирового рейтинга благотворительности, представленного CAF (Charities Aid Foundation) в 2010 г., Россия оказалась на 138-м месте (поделив его с Вьетнамом и Черногорией) по степени распространенности благотворительности»[2, 389]. При этом «учитывались три показателя: а) совершение благотворительных пожертвований организациям; б) занятие волонтерской работой; в) оказание непосредственной помощи нуждающимся» [2, 390]. В массовом сознании россиян благотворительность прочно ассоциируется с фандрайзингом и перекладывается на совесть финансово состоятельных индивидов или коммерческих организаций. Разносторонность благотворительной работы, привлечение не только и не столько денежных потоков, сколько человеческих ресурсов, чаще всего остается за рамками общественного дискурса. Тот факт, что благотворителем может стать каждый член общества, независимо от уровня дохода и физической полноценности, временной занятости, возраста, пола, национальности, религиозных и политических убеждений, заслоняется полемикой вокруг острой нехватки денежных средств для решения жизнесохранных вопросов.

Нельзя не согласиться, что основными проблемами, препятствующими развитию благотворительности в нашей стране [2, 394-401], выступают: 1) недоверие к

благотворительным организациям; 2) несформированность образа «благотворительности» в общественном сознании; 3) несформированность предметной области исследований

благотворительной среды; 4) особенности менталитета. Несомненно, осознание и решение этих вопросов значительно повысит уровень благотворительного отклика россиян, но всё же, в первую очередь, стоит обратить внимание на всестороннюю (информационную, институциональную, идеологическую и т.д.) поддержку той форме благотворительности, которая акцентируется на индивиде, его личностных особенностях, способностях, желаниях, намерениях и порывах, т.е. на волонтёрстве. «Добровольцы - физические лица,

осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг» [4]. Исходной позицией человека, избравшего добровольческую деятельность, является высокая социальная активность и мобильность, а также ориентация на личностный рост и общественное признание.

Волонтёрство, как социальный феномен, - новое направление благотворительной деятельности в нашей стране. Сейчас правовое регулирование российского волонтёрства исходит большей частью из международных стандартов [1]. Российское законодательство легализует добровольчество, устанавливая лишь общие принципы (изложены в федеральных законах «Об общественных объединениях» (1995 г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), «О некоммерческих

организаций» (1996 г.), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (2010 г.)), хотя за последние два-три года ситуация юридического обеспечения волонтёрского движения начала значительно улучшаться. Для продвижения добровольчества в России в 2009 г. был создан «Союз волонтёрских организаций и движений» (СВОД), инициированный четырьмя активными участниками благотворительной деятельности -

добровольческими движениями «Даниловцы» и «Клуб волонтёров» и благотворительными фондами «Волонтёры в помощь детям-сиротам» и «Подари жизнь». Определяя цели СВОДа [3], его организаторы охватили весь спектр требуемых изменений в обществе -образовательные, юридические, информационные, социальные, управленческие,

аксиологические, этические, профессиональные.

Волонтёрство, как сложный общественный феномен, раскрывается через классификацию, формирующуюся системой разнообразных критериев.

По объекту деятельности: а) социально незащищенные и маргинальные слои (дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, бомжи, осужденные); б) медицина (тяжело и смертельно больные дети, пожилые и одинокие люди); в) образование (одаренные дети и молодежь, тяжелобольные дети); г) экология (природные объекты и животные); д) культура (архитектурные памятники, музеи, туристические группы, различные культурные мероприятия). Большое внимание в постсоветских условиях уделяется проблемам детей, что демонстрируется обилием различных благотворительных фондов и добровольческих движений этой направленности. Наименее развито волонтёрство в сфере культуры.

По субъекту деятельности: а) детское (4-14 лет); б) молодёжное (14-30 лет); в) зрелое (30-50 лет); г) пенсионное (люди пенсионного возраста); д) инклюзивное (люди с ограниченными физическими возможностями). В России самое широкое распространение приобретает молодёжное волонтёрство, получающее также и государственную поддержку (например, «Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 г.» от 16.07. 2009 г.). Молодежь активно привлекается добровольческими организациями для работы с детьми в разных сферах, особенно в больницах и детских домах, для решения экологических проблем местного значения и для организации культурных событий. Вторым по количественному охвату субъектом является зрелое волонтёрство, тогда как детское, пенсионное и инклюзивное в России практически не представлены, поскольку дети, пожилые люди и инвалиды рассматриваются только в качестве объектов опеки.

По длительности: а) разовое; б) событийное; в) регулярное. Каждый человек хотя бы раз в своей жизни вызывался добровольцем для выполнения работы, не относящейся к его профессиональному труду и носящей бескорыстный характер. Этот отклик, как правило, есть эмоциональная реакция на потрясшее индивида событие и в дальнейшем может не повториться. Событийное волонтёрство связано с участием субъекта деятельности в каких-либо акциях и благотворительных мероприятиях, осуществляющихся периодически и не требующих постоянной занятости. Регулярное волонтёрство приобретает статус второй профессиональной деятельности, накладывающей на субъекта права, обязанности, четкие условия их выполнения, дополнительную подготовку и компетентностный рост.

По степени включенности: а) реальное; б) виртуальное. Помимо добровольчества в реальном мире, где осуществляется непосредственное взаимодействие благотворителя и благополучателя, сейчас всё интенсивнее развивается виртуальное, или онлайн, волонтёрство. Оно особенно востребовано профессионалами интернет-среды и теми индивидами, которые значительно ограничены во времени или в передвижении, но для которых остается важным проявление своей социальной активности. Этот вид волонтёрства, только зарождающийся в России, а по опыту других стран наиболее эффективен в профессиональном подборе и консолидации добровольцев, а также в образовательных проектах.

По степени охвата: а) локальное; б) региональное; в) государственное; г)

международное. В первом виде добровольцы ориентированы на решение проблем местного характера, улучшение мира непосредственно вокруг себя. Забота о «своем мире», только в расширенном варианте, представлена региональным и государственным волонтёрством. Процессы глобализации ведут к увеличению числа добровольцев, осуществляющих помощь за пределами своей страны ради совершенствования жизни на всей планете.

По форме организации. Поскольку субъектом волонтёрской деятельности может стать каждый индивид, острые дискуссии вызывает поиск и внедрение наиболее эффективных

форм ее организации. Выделяют четыре формы организации работы добровольцев -индивидуальная, семейная, групповая и корпоративная. Самыми распространенными

формами деятельности в российском добровольчестве являются индивидуальная и групповая: в первом случае инициирующим источником выступает индивидуальная система ценностей, центрирующаяся вокруг альтруизма и высокой потребности заботы о других, а во втором мотивационным импульсом становится приобщение к группе единомышленников, чувство солидарности и социальной полезности. Однако сейчас всё чаще начинают акцентировать внимание на такой форме организации добровольчества, как корпоративная, позволяющая индивидам оказывать безвозмездные услуги сторонним лицам при поддержке своей компании. Эта форма вовлечения людей в благотворительную деятельность всё больше приобретает популярность в развитых странах, поскольку позволяется человеку гармонично сочетать свои профессиональные навыки и личностные принципы. Для нашей страны корпоративное волонтёрство - инновация, к которой пока еще настороженно приглядываются российские предприниматели.

Благотворительность, позиционирующее высокие цели и идеалы общественного функционирования и развития, всё же имеет один существенный недостаток. Предоставляя одним членам общества возможность «даровать» себя в пользу других, оно создает у последних иждивенческую, потребительскую установку по отношению к миру. Поэтому в ходе реализации благотворительной деятельности должен учитываться этот эффект, приводящий к необходимости создания методов работы, формирующих высокий уровень сознательности и социально активную позицию благополучателей.

Условиями развития благотворительности в нашей стране могут быть: 1)

экономическая глобализация, приводящая как государственные структуры, так и российский коммерческий сектор к необходимости ориентироваться на международные стандарты общественного устройства и ведения бизнеса для привлечения зарубежных инвестиций или выхода на мировой рынок; 2) формирование и реализация корпоративных программ благотворительности при поддержке государственной власти; 3) социальный запрос, устанавливающий принципы объединения коммерческих и некоммерческих организаций; 4) усиление роли гуманитарных дисциплин в образовательном процессе при подготовке специалистов всех уровней экономической деятельности. В последнем случае речь идет о формировании принципиально нового мировоззрения, ядром которого будут идеалы гуманизма, социальной справедливости и высокой личностной ответственности за будущее российского общества.

Литература

1. Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г.) и резолюции ООН (A/RES/57/106 и A/RES/56/38) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kdobru.ru

2. Дудченко О.Н., Мытилъ А.В., Зарипова З.Р. Перспективы развития благотворительности в России // Россия реформирующаяся. - М.: Институт социологии РАН. - 2011. - № 10. - С. 389402.

3. Союз волонтёрских организаций и движений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: volontery.ru

4. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 104232/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.