Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ БУХГАЛТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борькина А.А., Останина Е.В.

В статье рассматривается развитие автоматизации бухгалтерского учета в России. Ее становление началось еще с конца 80-х г. и продолжается до сих пор. Также в данной статье рассмотрены классы бухгалтерских систем. Приведен ряд преимуществ и проблем использования автоматизации бухгалтерского учета.The article discusses the development of the automation of financial accounting in Russia. Its formation began in the late 80's and continues till now. Also this article describes the classes of accounting systems. Are some of the benefits and challenges of using automation of accounting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ»

Борькина А. А. студент 4 курс Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева институт «Экономики и управления»

Останина Е. В. старший преподаватель Россия, г. Кемерово СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

В статье рассматривается развитие автоматизации бухгалтерского учета в России. Ее становление началось еще с конца 80-х г. и продолжается до сих пор. Также в данной статье рассмотрены классы бухгалтерских систем. Приведен ряд преимуществ и проблем использования автоматизации бухгалтерского учета.

Ключевые слова: развитие, бухгалтерский учет, автоматизация, бухгалтерские системы, интегрированные бухгалтерии.

The article discusses the development of the automation of financial accounting in Russia. Its formation began in the late 80's and continues till now. Also this article describes the classes of accounting systems. Are some of the benefits and challenges of using automation of accounting.

Key words: development, accounting, automation, accounting systems, integrated accounting.

В современном обществе автоматизация бухгалтерского учета играет важную роль и является неотъемлемым ее элементом, поскольку внедрение науки и техники в процесс ведения бухгалтерского учета позволил значительно облегчить управление предприятием. Так, благодаря автоматизации:

• возрастает качество ведения бухгалтерского учета;

• повышается эффективность управления предприятием;

• гарантируется сокращение числа ошибок и т.д.

Таким образом, развитие современных информационных технологий и их широкое применение в экономической практике помогают правильно и точно вести бухгалтерский учет.

Автоматизация бухгалтерского учета представляет собой процесс, при котором ведение учета на предприятии выполняются компьютерными программами.

Рассмотрим основные этапы становления и развития автоматизации в России [1].

Первый этап разработки программ автоматизации бухгалтерского учета начался в конце 80 - х, начало 90 - х годов в период потребности в программах для нужд кооперативов и малых предприятий подобного рода. В

это время были созданы и пользовались успехом первые бухгалтерские программы такие как: «Парус», «Финансы без проблем» и «Турбо-бухгалтер».

Переход на второй этап был вызван развитием коммерческих структур, а также появлением такого явления как приватизация. Именно в этот момент были созданы сегодняшние фирмы-лидеры: «1С», «Омега», «Диасофт» и другие.

Последний на сегодняшний день, современный этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием таких программных средств, которые способны объединять несколько предметных отраслей автоматизации.

Все программы автоматизации бухгалтерского учета классифицируются в зависимости от класса бухгалтерских систем.

Класс бухгалтерских систем представляет собой программное обеспечение, предназначенное для ведения бухгалтерского учета.

Различают следующие классы бухгалтерских систем:

1. Мини - бухгалтерии.

Система данного класса ориентирована на специалистов в области бухгалтерии с различным уровнем знаний и опыта и предоставляет пользователю быстро, качественно и своевременно составить проводки финансово-хозяйственных операций, при необходимости их исправить, проанализировать и осуществить расчеты по ним. Основные виды программ, использующиеся в данном классе: «ИнфоСофт», «Инфин».

2. Универсальные системы (интегрированные бухгалтерии).

Системы данного класса на сегодняшний день являются наиболее

распространенными по сравнению с другими классами, поскольку программы данной системы способны объединять и поддерживать ведение практически все основные учетные функции и разделы. Данные системы предназначены для небольших бухгалтерий численностью не более пяти человек и ориентированы на малый и средний бизнес. К программам, представляющим данный класс, относят: «1С», «Атлант», «ИнфоСофт» и другие.

3. Комплексные системы.

Современное развитие бизнеса диктует свои правила, что, в дальнейшем, потребовало от бухгалтерских систем специальных возможностей, способствующих переходу от упрощенного учета к универсальному. Поэтому появилась необходимость предприятий в таких бухгалтерских системах, которые смогли бы работать как в локальных, отраслевых, так и в глобальных компьютерных сетях. В связи с этим, возникли комплексные бухгалтерские системы, такого рода как: «1С», «Галактика», «Парус-Предприятие», «Новый Атлант» и другие [5].

4. Управленческие системы: «Новый атлант», «Цефей», SAP, Oracl.

Системы данного класса используются для автоматизации каких - то

отдельных участков бухгалтерского учета, например, учета материалов,

товаров, начисления заработной платы и др. Применение таких программ целесообразно использовать только для очень трудоемких и изолированных участков учета [3].

Использование автоматизированной формы бухгалтерского учета значительно облегчает ведение бухгалтерского учета, поэтому обладает рядом преимуществ:

1. Однократная регистрация первичной информации и многократное использование учетных данных;

2. Возможность организации без документного сбора первичных учетных данных;

3. Унифицированный способ обобщения учетной информации;

4. Встроенные бухгалтерские знания;

5. Автоматизация регламентных процедур закрытия месяца и отчетного периода [2].

Несмотря на преимущества использования автоматизации бухгалтерского учета, существуют и проблемы ее использования:

1. Определение задач автоматизации, заключающиеся в необходимости определять основы функционирования предприятия и ключевые бизнес-процессы, что позволяет не выйти за рамки реальных потребностей предприятия.

2. Частая смена нормативных актов, устанавливающих правила учета, отчетности и налогообложения не обладают гибкостью и не способны отражать изменения внешних условий.

3. Недостаток квалифицированных кадров.

4. Перенос имеющихся данных на предприятии в новую систему

[4].

Все эти проблемы могут стать причиной увеличения затрат на внедрение автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета и отсутствия экономического эффекта от ее внедрения.

Именно поэтому для успешной реализации процесса автоматизации бухгалтерского учета важно продумать все эти проблемы на стадии подготовки проекта внедрения и по возможности разрешать их на первых стадиях внедрения системы.

Таким образом, в процессе преобразования учетной информации с помощью компьютеров в системе бухгалтерского учета решаются задачи обеспечения оперативной обработки информации, автоматизации синтетического и аналитического учета. Также они позволяют повысить производительность труда сотрудников бухгалтерии, снизить влияние «человеческого фактора», повысить скорость составления отчетов и ведения документации, предоставляют возможность параллельного ведения учета в нескольких стандартах.

Однако не стоит забывать о том, что автоматизация является сложным и трудоемким процессом и для ее успешной реализации стоит заранее продумать решение хотя бы основных сопутствующих ей проблем.

Использованные источники:

1. Брага, В. В. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учеб. / В. В. Брага, Н. Г. Бубнова, Г. А. Титоренко. - М. : Компьютер, ЮНИТИ, 2009. - 399 с.

2. Пыжова, Л. Н. Бухгалтерские проблемы автоматизации фирмы // Московский бухгалтер. - 2006. - № 1.

3. Веретенникова, Е. Г. Информатика: учеб. пособие / Е. Г. Веретенникова, С. М. Патрушина, Н. Г. Савельева. - Ростов н/Д : ИЦ МарТ, 2002. - 416 с.

4. Голкина, Г. Е. Бухгалтерские информационные системы: учеб. пособие. -М. : МЭСИ, 2004. - 78 с.

5. Крамских, А.С. Бухгалтерский аутсорсинг в России / А. С. Крамских, И. В. Овчинникова, Е. В. Останина, С. Р. Симонян // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2015, № 1 (107). С. 146-150.

Брасс А.А., к. э. н.

доцент

кафедра государственного строительства Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Республика Беларусь, г. Минск КЛИЕНТЫ, ФРОНТ- И БЭК-ОФИС ВУЗА

Аннотация: автором предложена концепция менеджмента качества в высшей школе.

Ключевые слова: ВУЗ, система менеджмента качества, фронт-офис, бек-офис.

Достаточно очевидно, что полноценная подготовка управленческих кадров возможна либо на второй ступени высшего образования (в магистратуре), либо в системе дополнительного образования взрослых (переподготовка и повышение квалификации). Студентам, даже проявляющим интерес к изучению менеджмента и смежных дисциплин, сложно сопоставить получаемые ими знания и навыки с реалиями управленческой жизни, о которой они имеют достаточно поверхностное представление. Поэтому в данной статье под вузом понимается лишь та его часть, которая занимается магистерской подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководящих кадров.

Системы менеджмента качества (СМК), активно внедряемые сегодня во многих вузах базируются на положениях и требованиях международных стандартов серии ISO, которые трактуют качество образования как степень удовлетворенности потребителей (клиентов). Например, СМК Академии управления при Президенте Республики Беларусь «демонстрирует ... стремление Академии управления повышать удовлетворенность потребителей ...» [2]. Такое понимание качества:

1) обеспечивает включение вузов в систему рыночных отношений, предполагающих приоритет интересов потребителя, а не производителя;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.