Научная статья на тему 'Становление и функционирование российского молодежного предпринимательства'

Становление и функционирование российского молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Староверов Владимир Владимирович

Vladimir V. Staroverov in his article "Russian Young Entrepreneurship: Development and Functioning" presents the results of two panel surveys and gives comprehensive assessment of the current situation of young entrepreneurs. He studies contradictions in development of this social stratum, its socio-cultural dynamics, way of life of young entrepreneurs, their values and attitude towards market, business ethics, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Young Entrepreneurship: Development and Functioning

Vladimir V. Staroverov in his article "Russian Young Entrepreneurship: Development and Functioning" presents the results of two panel surveys and gives comprehensive assessment of the current situation of young entrepreneurs. He studies contradictions in development of this social stratum, its socio-cultural dynamics, way of life of young entrepreneurs, their values and attitude towards market, business ethics, etc.

Текст научной работы на тему «Становление и функционирование российского молодежного предпринимательства»

В.В. Староверов СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Одной из причин сохраняющегося пока системного кризиса в стране является, на наш взгляд, то обстоятельство, что за годы реформ не удалось создать базирующиеся на позитивных идеалах и социальных ценностях цивилизованные предпринимательские структуры — проверенную историческим опытом опору динамичной рыночной экономики. Во многом это произошло вследствие того, что предприимчивость родилась в России не столько из правомочной экономической инициативы, сколько из недр теневой экономики и потому приняла большей частью криминализированный характер. Сказалось и то, что в начале 1990-х годов российские реформаторы положились в деле организации предпринимательских структур на самотек, уделив основное внимание искусственному, по их признанию, созданию крупных стратегических собственников путем мало легитимной раздачи им "ничейной" общенародной собственности. Среднее же и особенно малое предпринимательство стало уделом самодеятельности, во многом авантюрной — по принципу "разрешено все, что не запрещено", — которая давала преимущества не честным, добросовестным, законопослушным труженикам, а ловкачам, имевшим не только корни в теневой экономике, но и связи в коррумпированном чиновничьем мире.

Особенно болезненно отразились эти обстоятельства в молодежном предпринимательстве, поскольку, как отмечалось в докладе

Комитета РФ по делам молодежи, именно молодыми было создано около 70—80% появившихся в начале 1990-х годов малых и средних негосударственных коммерческих предприятий.

В настоящей статье на материалах двух панельных обследований, проведенных автором в рамках осуществляемого Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН мониторинга "Социальное развитие молодежи", дается комплексный социологический анализ современного положения социальной страты молодых предпринимателей. Первая панель представляет собой формализованное интервью 593 молодых людей, занявшихся предпринимательской деятельностью в 1992— 1993 гг., второе — тех же респондентов (назовем их условно "стариками") в 1999—2002 гг., за исключением 16 человек1. Кроме того, в 2001—2003 гг. были опрошены 389 молодых предпринимателей-"новобранцев" и 73 эксперта. Наконец, проводился анализ документов законодательного характера относительно малого предпринимательства и участия в нем молодежи. Учитывается также опыт работы (1990—2002 гг.) автора в сфере малого бизнеса.

СТАРОВЕРОВ Владимир Владимирович — научный сотрудник Отдела социологии молодежи ИСПИ РАН.

1 Остальные 16 респондентов первого опроса оказались недоступными для интервьюирования, поскольку находились в тюрьмах или в бегах, скрываясь от кредиторов. Продолжали заниматься предпринимательством 250 человек.

Из анализа статистики и данных наших эмпирических исследований следует, что социальное становление молодежного предпринимательства в России повторяет в основных параметрах траектории развития отечественного предпринимательства в целом и вместе с тем характеризуется определенной спецификой. Некоторые отличия отражают межгенерационные особенности. Но главные противоречия проходят по срезу социально-экономических отношений крупного и малого бизнеса. Молодежное предпринимательство — это на 94% малое предпринимательство.

Как известно, на начальном этапе либерально-радикальных реформ малый бизнес развивался очень ди-

намично. Однако с 1994 г., в сущности, не наблюдается никакого продвижения вперед, наоборот, все более заметно проявляется свертывание данного сектора национальной экономики. Особенно велика опасность грядущего кризиса в молодежном малом бизнесе, что находит подтверждение в анализе его структурной динамики. Молодежное малое предпринимательство с годами последовательно теряло свой разносторонний характер и в настоящее время сосредоточивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (табл. 1). Это явно не соответствует многообразию прожективных установок молодых людей на тип и сферу привлекающей их трудовой деятельности.

Таблица 1

Динамика удельного веса отраслевой структуры молодежного малого предпринимательства, %

Отрасль 1991 1992 1993 1999 2000 2001

Промышленность 4,6 3,9 3,0 2,2 2,1 2,3

Строительство 11,8 11,5 10,1 5,2 4,9 5,4

Торговля и общепит 48,5 48,1 51,2 65,4 68,7 72,1

Обслуживание рынка 8,2 8,3 6,5 4,4 4,6 3,6

Наука и научное обслуживание 14,0 13,6 12,9 7,3 7,0 6,2

Другие отрасли 12,9 14,6 16,3 15,5 12,7 13,4

Всего 100 100 100 100 100 100

Согласно результатам наших обследований, доля принадлежащих молодым предпринимателям малых предприятий и организаций уменьшилась за последние 10 лет на одну треть. Но отраслевое представительство их варьировалось в довольно широком диапазоне — от нескольких процентов до двух третей того или иного отраслевого массива.

Динамические ряды показателей свидетельствуют о четко выраженной тенденции падения удельного веса молодежного и росте доли

взрослого предпринимательства в промышленности, строительстве, обслуживании рынка, а также в науке и научном обслуживании. Причины такой динамики в каждой отрасли свои. Промышленность и строительство требуют высокой квалификации, и значительная доля молодежи в этих сегментах малого предпринимательства на первых порах объяснялась запозданием упомянутых отраслей в адаптации к рыночным условиям хозяйствования, большей мобильностью молодежи в удовлетворении потребнос-

ти населения в ширпотребе и строительстве несложных сооружений типа торговых ларьков и палаток, помещений для кустарного ремесла и т. д. Пока делились строительные тресты и управления, переоборудовались фабрики и образовывались новые рыночные структуры легкой промышленности, молодежь оперативно создавала ателье и мастерские, строительные и ремонтные бригады.

Непомерно большая доля молодых людей в сфере обслуживания рынка на первых порах была обусловлена исключительно молодежным составом многочисленных в начале 1990-х годов "крышую-щих" фирм с криминальной начинкой, которые впоследствии были ликвидированы или самоликвидировались.

Что касается высокого удельного веса молодежных малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания, то здесь сказались два фактора: неудовлетворенность молодых ученых скоростью карьерного продвижения в официальной науке, с одной стороны, и пришедшимся на 1990-е годы компьютерным бумом в России, а также неготовностью старых кадров обслуживать компьютерное оборудование, с другой.

Стабильность молодежного предпринимательства в торговле и общественном питании объясняется многими обстоятельствами, среди которых немаловажное значение имеет минимум потребности в знаниях и квалификации для работы в этих сферах и возможности последних быстро обеспечивать поступление "живых" денег, до которых молодежь, ориентирующаяся в большинстве своем на текущее потребление, более падка, чем взрослые.

Рассмотренная динамика находит отражение в социальной мо-

бильности молодых предпринимателей. Если вхождение в страту представляет для большинства из них восходящую социальную мобильность, то после вхождения в нее складывается иная ситуация. Поданным нашего панельного обследования, лишь один из 15 продолжал 8—10 лет спустя заниматься бизнесом в той же отрасли, сохранив изначально созданное предприятие; четверть создали взамен обанкротившегося новое в той же отрасли; две трети продолжающих заниматься предпринимательством сменили отрасль деятельности, половина проделывала это чаще двух раз.

Только один человек "пробился" в относительно крупные предприниматели, 7 человек охарактеризовали нынешние масштабы своего дела как средние. А 59,2% респондента (как и автор настоящей публикации) расстались, в конце концов, с малым бизнесом, причем две пятых из них — предварительно претерпев на этом поприще неоднократное фиаско банкротств.

Таким образом, 1,4% обследованных осуществили за обозреваемое десятилетие восходящую социальную мобильность, 26,6% — горизонтальную мобильность в рамках предпринимательского статуса, 30,4%, по их словам, ничего не потеряли, став служащими или рабочими, и, по крайней мере, по имущественному признаку имели эр-зац-горизонтальную мобильность, для остальных 31,6% характерна социально нисходящая вертикальная мобильность.

Как показал анализ полученных данных, молодежь, занимающаяся предпринимательством, теряет те довольно значительные позиции, которые она успела захватить в начале реформ, первой откликнувшись на новые тенденции в россий-

ской экономике. Речь идет прежде всего об обретенных преимуществах в стандарте жизни.

В обыденном сознании предприниматели входят в децильную когорту наиболее обеспеченных (богатых), численность которых в России составляет около 15 млн. человек и средние доходы которых, по официальным данным, в 14,8, а по некоторым неофициальным источникам, в 30—35 раз превы-

шают доходы такой же по численности когорты самых бедных. В целом, судя по статистике и социологическим исследованиям, стандарт жизни предпринимателей действительно высок, но это как средняя температура по больнице. На самом деле, далеко не все предприниматели, особенно молодые, входят в верхнюю по доходам децильную группу населения. Это явствует из табл. 2.

Таблица 2

Доля малоимущего населения в срезе его социальных страт, %

Категории населения 1992 1998 1999 2000

Все население 29,1 37.8 50,2 40,0

Работники по найму 31,7 34,2 46,3 36,2

Предприниматели 31,9 32,5 41,8 23,5

Источники: Материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Роскомстата.

Как видим, в начале 1990-х годов доля малоимущих была самой высокой среди предпринимателей. Причин тому много, важнейшая среди них — неустойчивое положение малого бизнеса.

Наши панельные обследования выявили тесную связь между динамикой удельного веса малоимущих предпринимателей и тех, кто балансирует на грани банкротства. Потенциальные банкроты стремятся всеми силами, в том числе экономя на личных доходах, избежать банкротства. У реальных банкротов, кстати, доходы больше, чем у потенциальных, и надо полагать, многие из них обанкротились, особенно в начале 1990-х годов, именно из-за непомерных "накладных расходов" — использования части производственного капитала на личное потребление.

В конце 1990-х годов доля малоимущих резко возросла во всех ка-

тегориях населения, включая предпринимателей. Затем она снизилась, но до сих пор остается несколько выше, чем накануне дефолта, свидетельствуя о сохранении неустойчивого социального положения трудящихся в целом и мелких, прежде всего, молодых, предпринимателей в частности. Что касается молодежного сектора в системе предпринимательства, то его акторы существенно отстают по доходам от взрослых, занимающихся, как и они, малым и средним бизнесом.

Тем не менее, молодые предприниматели в целом имеют более высокие доходы, нежели прочая молодежь, причем превосходство это, за счет высокодоходной удачливой в бизнесе части, в разные годы составляло 5—7 кратных масштабов. Более высок у нее и уровень престижного потребления: иномарки, питание в ресторанах,

отдых у моря, в круизах или требующих дорогостоящего снаряжения турпоходах и т. д., что и обусловливает привлекательность бизнеса для ориентирующейся на потребительство молодежи.

Но расплачиваются молодые предприниматели за свое относительное материальное благополу-

чие по крупному счету — ухудшением присущих им позиций в сфере бюджетов времени, культуры и качества досуга (табл. 3), других условий личностного развития. Это чревато трансформацией основной массы данной категории в ограниченную в социально-культурном отношении страту.

Таблица 3

Показатели досуга молодых предпринимателей, %

Вид досуга

Читают периодику каждый день Читают периодику 1—3 раза в неделю Являются абонентом библиотеки Читают художественную литературу Ходят в театр не реже 1 раза в месяц Посещают художественные выставки

1991-1993 1999-2002 1999-2002 ________________"старики” "новобранцы"

53,1 31,7 25,9

39,8 37,2 37,7

47,5 11,5 6,3

34,6 27,1 14,8

25,3 10,8 12,5

27,9 14,6 16,4

Осуществленный нами анализ позволяет утверждать: становление молодежного бизнеса происходит не в партнерских взаимоотношениях с бизнесом взрослых, а под влиянием стремления последних подавить его самостоятельность, оттеснить на периферию. В этом проявляются объективные противоречия, вытекающие из конкурентного характера рыночной экономики, в которой разные элементы взаимодействуют на фоне желания каждого доминировать.

Краткий реформаторский миг, открывший для предпринимательской молодежи рыночные перспективы восходящей вертикальной социальной мобильности, быстро миновал. Сегодня в этом сегменте деятельности все прочнее утверждаются тенденции горизонтальной и нисходящей (в результате банкротств) вертикальной социальной мобильности.

Результаты исследования свидетельствуют, что нынешнее молодежное предпринимательство внутренне столь же стратифицировано по доходам, как и все российское общество. Это, соответственно, влечет за собой дифференциацию данной общности по уровню и образу жизни, порождает множество противоречий ее социального становления и функционирования.

Взгляды на жизнь, ценностный мир молодых российских предпринимателей характеризуются хаотическим переплетением разных социальных установок. Как оказалось, приоритетные ценности наших респондентов касаются прежде всего личностных аспектов их образа жизни, в первую очередь, ма-териально-средового благополучия (табл. 4).

По распространенному мнению, из общей массы населения предпринимателей выделяют предпочтения,

отдаваемые ими тем профессиональным ценностям, которые отвечают за формирование деловых мотивов. Действительно, последние доминируют у наших респондентов как в трудовой мотивации, так и в мотивации жизнедеятельности в целом (соответственно 63 и 73%). В качестве объекта самоидентификации у них выступают преимущественно люди с аналогичными ценностями: сходным образом жизни, коллеги по работе, "люди дела" (85—87%). Более того, в силу своей значимос-

ти эти ориентации образуют, как считают социальные психологи, своего рода синдром, объекты которого более весомы, чем принадлежность к поколению, поселенческой общности, национальности и чем материальный достаток. В социальном плане это означает, что предпринимательские отношения становятся для молодых бизнесменов доминантными и свидетельствует, в конечном счете, об интеграции их в наднациональную общность с особыми групповыми интересами.

Таблица 4

Ответы молодых предпринимателей на вопрос "Что для Вас важно в жизни?", %

Ценности 1991-1993 1999-2002 "старики" 1999-2002 "новобранцы"

Образование 23 36 19

Любовь 77 82 71

Здоровье 82 85 79

Большие деньги 88 29 31

Работа по душе 66 74 53

Крепкая семья 38 81 34

Материальное благополучие 84 87 93

Верные друзья 81 69 80

Религия 27 19 8

Процветание страны 35 41 15

Участие в политической жизни 11 22 7

Духовно богатый отдых 9 17 39

Личное счастье 83 86 91

Уважение людей 17 25 10

Уважение людей своего круга 86 87 85

Смысл, цель жизни 43 51 18

Ощущение необходимости людям 40 33 12

Власть над людьми 15 20 23

Свобода поведения 84 71 86

Личная безопасность 89 86 87

Жить в чистой среде 79 62 54

Респонденты могли отметить любое количество ценностей.

Наше исследование не подтверждает точку зрения ряда специалистов, будто организующим ядром мотивационно-ценностных систем жизни и профессиональной деятельности предпринимателей является "дело". Мотивация жизни молодого предпринимателя осуществляется в основном по линии взаимосвязанных феноменов "доход—статус—потребление", а в мотивации профессиональной деятельности последние два звена меняются местами: "до-ход—п отре бл е н и е—статус". " Д ел о"

же выступает их интегративным фактором, не имеющим ярко выраженной самостоятельной ценности.

Утверждение в стране рыночной экономики существенно изменило систему общественных отношений и ценностей. Наиболее глубоко это затронуло социализацию молодежи, на которую едва ли не самое сильное влияние оказало развитие предпринимательства. Проведенный в 1990—2002 гг. Центром социоло-

гии молодежи ИСПИ РАН мониторинг по всероссийской выборке отчетливо зафиксировал значительные изменения в отношении молодежи к труду, образованию, к традиционным нормам поведения и, в конечном счете, к самому рынку. Эти изменения столь существенны, что поставили в повестку дня вопрос о формировании нового, социального типа личности молодого человека, наиболее адекватно воплощающегося в молодых предпринимателях. Насколько устойчивы этот тип личности и характеризующая его ценностно-мотивационная структура поведения?

Социальная среда, в которой живет ныне российская молодежь, подвергается разнонаправленным сущностным преобразованиям. Столь же противоречива и изменчивость в отношениях молодых людей к жизненным реалиям, в том числе, к ценностям свободного рынка (табл. 5).

Таблица 5

Динамика мнения молодых предпринимателей о рынке и его задачах, %

Мнения о рынке и его задачах 1991—1993 1999—2002 1999—2002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

______________________________________________________"старики” “новобранцы”

Рынок это:

Универсальная ценность 89 16 56

Средство обеспечения свобод 83 3 47

Инструмент обогащения 76 88 94

Форма наживы 81 92 87

Затруднились ответить 7 4 5

Задачи рынка обеспечить.

Население товарами и услугами 92 93 89

Развитие производства 10 27 16

Цивилизованные отношения спроса 9 6 19

Освоение новых технологий 14 11 8

Занятость населения 22 35 42

Затруднились ответить 5 3 5

На смену фетишизации рынка в начале 1990-х годов приходят разочарование и скептическое отношение к его возможностям. Если раньше в крупных городах свободную рыночную экономику поддерживали 85—90% молодых предпринимателей и хотели бы организовать "свое дело" 55—60% опрашиваемой молодежи, то сейчас эти показатели снизились, соответственно, до 40—45 и 7—19 %.

Молодые бизнесмены быстро поняли изнанку свободного рынка и уже для тех, кто завел собственное дело в начале 1990-х годов, наряду с идеализированной оценкой как универсальной ценности и средства обеспечения всеобщей свободы, характерным стало массовое признание рынка инструментом обогащения и формой наживы. Перейдя в когорту "старых-молодых", они в большинстве своем осознали призрачность двух первых названных ценностей, сохранив вместе с тем отношение к рынку как к средству обогащения и наживы.

Более противоречивы представления "новобранцев" 1999—2002 гг.: они разделяют, хотя и в меньшей степени, точку зрения своих предшественников и почти единодушны в восприятии рынка как инструмента обогащения и формы наживы (табл. 5).

Обращает на себя внимание однобокость оценок всеми когортами опрошенных задач рынка, которые большинство (89—93%) усматривают в том, чтобы обеспечить население товарами и услугами. Функциям обеспечения занятости, развития производства, формирования цивилизованных отношений спроса, освоения новых технологий — т. е. всем основным, по мнению идеологов либеральных реформ, преимуществам свободного рынка перед плановой экономикой, отводится

весьма скромное место. Конечно, можно отнести это на счет неосведомленности опрошенных, но коль так, то, следовательно, реальность современного российского рынка не дает им оснований для выработки более объемного понимания его задач.

Противоречия в ценностно-мотивационной системе находят естественное выражение в отношениях к нормативной деловой этике и в реальном поведении в рамках своей профессиональной деятельности.

Наше исследование выявило в этических установках респондентов немало позитивного. Так, отвечая на вопрос: "Какими качествами должен, на Ваш взгляд, обладать идеальный предприниматель?", положительными чертами охарактеризовали его образ 73% "новобранцев" начала 90-х годов и 57% — начала текущего десятилетия, а также 63% "старых-молодых" предпринимателей. Нейтральную с позиций господствующих в российском обществе нормативных ценностей и позитивную в контексте собственной этической мотивационно-ценностной системы оценку дали, соответственно, 21, 40 и 36% обследованных. Затруднились в ответах, демонстрируя тем самым, что мысль об идеальном предпринимателе им просто чужда, 6, 3 и 1% опрошенных соответственно.

Подобные, наиболее рациональные в условиях переживаемых Россией социальных транзиций, ориентиры формирования жизненных идеалов свидетельствуют, что в молодежной среде действительно складываются новые социальные типы личности. В данном случае — молодого предпринимателя, для которого характерна интеграция сущностных, проистекающих из природы предпринимательства черт с качествами, отражающими рыночные

особенности российского переходного периода.

Такой тип личности формируется настолько же противоречиво, насколько неоднозначна ситуация в российской рыночной экономике. По этой причине имеются значимые расхождения между тем, как респонденты представляют себе образ идеального предпринимателя, и тем,

в какой степени, по их мнению, соответствуют этому образу партнеры по бизнесу. Применительно к последним преобладают негативные характеристики (табл. 6). Нейтральные и позитивные определения применительно к "другим характеристикам" занимают у разных категорий опрошенных значительно более скромное место — от 28 до 34%.

Таблица 6

Характеристики молодыми предпринимателями своих партнеров по "делу", %

Варианты ответов

Люди с сомнительной репутацией

Торгаши-стяжатели

Люди обстоятельств

Не желающие, не умеющие заниматься делом

Другие характеристики

Затруднились ответить

1991-1993 1999-2002 1999-2002 "старики" "новобранцы"

72 80 69

71 77 63

53 49 38

45 52 57

28 34 31

3 - 5

Очевидно, что при таком плотном распределении негативные характеристики являются перекрестными, иначе говоря, относятся и к тем респондентам, которые в ответах на другие вопросы пытаются аттестовать себя чертами образа идеального предпринимателя.

На вопрос "Как, по Вашему мнению, характеризует предпринимателей большинство молодежи, не занимающейся предпринимательством?" были получены сходные, самокритичные характеристики, но более широкого диапазона. Самой распространенной, особенно со стороны старшей по возрасту молодежи мужского пола, была аттестация "спекулянты". Правда, справедливость такого опреде-

ления признана меньшей частью опрошенных, а большей частью отвергнута.

Причины и обусловленность доминантной аттестации предпринимателей как "людей сомнительной репутации" сложны и неоднозначны. На наш взгляд, они упираются в вопрос: в рамках какой системы нормативно-деловой этики предпринимательства сомнительна репутация этих людей? Основания для такого вопроса дает повседневное деловое поведение самих молодых бизнесменов, которое явно выходит за границу нормативной этики предпринимательства, предписываемой ему практикой цивилизованной экономической деятельности в странах с развитым рынком.

Уже деловая ориентация большинства на прибыль любыми средствами представляет собой девиантный вызов традиционной для цивилизационно-евразийской, особенно православной, этической нормы не-стяжательства, а также для все еще живой и присущей значительной части нашего общества советской морали умеренности в обогащении.

Еще более деструктивным является поведение респондентов в контексте соблюдения нормативных требований к предпринимательству со стороны системы соответствующего законодательства. Об этом свидетельствуют их ответы на вопрос: "Как часто приходится Вам нарушать регулирующие предпринимательство законы?" (табл. 7).

Таблица 7

Частота нарушений молодыми предпринимателями системы регулирующего предпринимательство государственного законодательства, %

Варианты ответов 1991-1993 1999-2002 "старики" 1999-2002 "новобранцы"

Постоянно 76 53 68

Часто 15 39 17

Изредка 4 7 9

Никогда 1 -- 3

Затруднились ответить 4 1 3

Судя по ответам, налицо почти тотальная, охватывающая по меньшей мере 94—96% в младшей и 99% в старшей когорте наших респондентов делинквентность, т. е. преследуемое по закону деловое поведение противоправного характера. Но очевидно, что именно в силу своей всеобщности отнюдь не эти и им подобные явления нарушений нормативной деловой этики легли в основание аттестации опрошенными большинства своих партнеров "людьми сомнительной репутации".

По причине своей массовости эти явления стали, можно сказать, элементами специфической, отягощенной ценностями девиантности, субкультуры, органически присущей современным российским молодым предпринимателям. Логически очевидно, что с позиций этой субкуль-

туры носители упомянутых девиантных (в том числе делинквентных) явлений не могут считаться людьми сомнительной репутации.

Истоки противоречий в ценностных ориентациях и этосе молодых предпринимателей имеют многоаспектный и многофакторный характер. Одни противоречия проистекают из объективного положения мелкого и среднего российского предпринимательства, другие кроются в субъективных аспектах современного бытия, третьи относятся к субъектно-объектным аспектам его проявления. Корни одних — в политической и социально-экономической, других — в культурной, третьих — в правовой, четвертых — в идеологической сферах общества, пятых — в психологии массового поведения, шестых — в области этических традиций, исторической обус-

ловленности ментальности и мировоззрения населения и т. д. В нашем случае исходными являются влияния политической и социальноэкономической сфер: всегда тесно взаимосвязанных и равнозначных в переходные времена по силе своего воздействия на прочие общественные сферы. Причем первичными во время социальнотрансформационных перемен оказываются не экономические, а политические воздействия.

Механизмы влияния на молодежное малое предпринимательство криминальных структур многообразны, и анализ их требует отдельного разговора. Отметим только, что они включали в себя стратегию и тактику непосредственного и опосредованного втягивания его в криминализированную деятельность. О действенности такого влияния говорит тот факт, что готовность "уйти в криминал" в случае банкротства выразила вдвое большая доля (11—12%) респондентов, чем это обнаруживается при аналогичных опросах всей молодежи.

На этот выбор воздействует и то, что разгулу криминала способствует коррумпированный управленческий аппарат. Негативные воздействия последнего на предпринимательство можно было бы ослабить разработкой и реализацией четких правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность и отношения с нею всех структур власти, прежде всего государственной. Но это не было сделано, в данной сфере долго царил правовой хаос различных предписаний, положений, норм, чем искусно пользовались чиновные контролеры различных ведомств в целях поборов с предпринимателей. Ситуация во многом остается прежней. В ноябрьском, 2003 г., докладе главного контрольного уп-

равления (ГКУ) Президента констатируется: "Необходимые условия по ограничению административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов среднего и малого предпринимательства не созданы".

Не отстает от криминала и коррумпированного чиновничества в деле поборов с мелких и средних предпринимателей и само государство, установив налогообложение, доходившее по совокупности налогов до 80% итогового дохода и добавив к этому высокие ставки отчислений в страховой фонд и НДС. Правда, от НДС оно в настоящее время намерено предпринимателей избавить, что наряду с ранее осуществленным снижением ставок налога с доходов несколько облегчает положение. Но облегчение это несущественно, поскольку сохраняется множество других налогов, добавляются новые, особенно региональные и местные, количество которых после уменьшения региональной доли в распределении общегосударственных расходов имеет тенденцию к росту. Общая совокупность фискальных тягот российского малого предпринимательства в 2—3 раза выше, чем в США, где налог составляет 28% его суммарных доходов.

В итоге в российском малом бизнесе создалась девиантогенная обстановка, когда по единодушному мнению наших респондентов, "не нарушая законы, невозможно работать... давать надо за все. очень коррумпированы чиновники. давят непомерные поборы государственных структур." и т. п.

Продолжается рост как официальных платежей за разрешения, лицензии и сертификаты, так и размеров всевозможных взяток. В 2003 г. получение сертификата обходилось в среднем в 29—30 тыс. руб.,

после введения так называемой "облегченной" процедуры регистрации в "одном окне" количество административных препон в виде придирок к представляемым документам не уменьшилось, а возросло. Зато без лишних хлопот оформляют эти разрешения находящиеся в доле с чиновниками посредники, стоимость услуг которых увеличилась с 300—350 до 500 долл.

Все это дает толчок формированию у молодых бизнесменов противоречивых систем ценностных ориентаций и противонормативной этики делового поведения, что чревато переходом молодежной предпринимательской среды в состояние социальной аномии. Речь идет об аномии не столько по Мертону (исходящей из биосоциальных влечений человека, не сдерживаемых социальным контролем), сколько по Дюркгейму, т. е. порождаемой отсутствием норм в поведении или их недостаточностью, по Петражиц-кому, который указывал на такой ее источник, как невозможность послушного праву и общественным нормам поведения из-за отсутствия надлежащих условий, и Парсонсу, согласно которому одной из причин аномии является рассогласование нормативного и институционального аспектов правового порядка. В результате внимание людей начинает

сосредоточиваться на достижении целей (в нашем случае, прибыли, наживы), а к характеру используемых для этого средств проявляется полное пренебрежение.

Несмотря на все сказанное, современное российское молодежное малое предпринимательство сохраняет перспективы дальнейшего развития, но для этого требуются существенные изменения в условиях его становления. Прежде всего необходима переориентация государственной, в том числе молодежной, политики в области развития малого и среднего бизнеса, отход от установок на утверждение в нем западных цивилизационных стандартов, замена их приоритетами использования и стимулирования в нем соответствующих народной ментальности российских традиций предпринимательской деятельности.

Vladimir V. Staroverov in his article "Russian Young Entrepreneurship: Development and Functioning" presents the results of two panel surveys and gives comprehensive assessment of the current situation of young entrepreneurs. He studies contradictions in development of this social stratum, its socio-cultural dynamics, way of life of young entrepreneurs, their values and attitude towards market, business ethics, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.