Научная статья на тему 'Становление государственной системы светского образования в России'

Становление государственной системы светского образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6185
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PUBLIC EDUCATION / SECULAR EDUCATION / NATIONAL EDUCATION / PEOPLE'S ENLIGHTENMENT / EDUCATIONAL STRUCTURE / PROFESSIONAL SCHOOL / GRAMMAR SCHOOL / UNIVERSITY / PROGRAM / CADET CORPS / BOARDING SCHOOL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ГИМНАЗИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОГРАММА / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / УЧИЛИЩЕ / ПАНСИОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров М.А.

XVIII в. стал поворотным в истории развития российского образования. Сложилась система светской школы, включавшая все три ступени: начальную, среднюю, высшую; выработана научная терминология на русском языке; появились разнообразные возможности для полноценного обучения; напечатаны различные учебники, прежде всего на русском языке; разработаны серьезные учебные программы и методики обучения; создана база для подготовки учителей; наконец, «привычка учиться» стала неотъемлемой частью дворянского мира, а идея о необходимости образования широко проникла в общественное сознание. Образование стало достоянием относительно широких слоев населения и заняло главенствующее место в системе общественных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE PUBLIC SYSTEM OF SECULAR EDUCATION IN RUSSIA

XVIII century was a turning point in the history of Russian education. At this time a system of secular schools developed, which included all three levels primary, secondary and higher education; scientific terminology in Russian was worked out; a variety of opportunities for quality education appeared; various textbooks, primarily in Russian, were published; serious curricula and teaching methods were developed, teacher training base was established; and final-ly, „the habit of learning became an integral part of the nobilitys mentality, and the idea of the need for education widely penetrated the public mind. Education became available for relatively general population, and took a dominant place in the system of social values.

Текст научной работы на тему «Становление государственной системы светского образования в России»

#

6. Тишина. Нужны общие усилия // Крестьянка.

- 1923.- № 8.

7. Крестьянка Дуня. Картинка из жизни // Крестьянка. - 1923. - № 18.

8. Доронин И. Самогонщика в совет // Крестьянка.

- 1923. - № 8.

9. Деревенский. Первая победа // Крестьянка. -1923. - № 14.

10. Ямова М. Не все удалось // Крестьянка. -1923.

- № 22.

11. Лукашевич. Работа среди крестьянок Воронцов-ской волости, Павловского уезда, на Дону // Крестьянка. - 1923. - № 8.

12. Маслихина. Председатель сельсовета // Крестьянка. - 1923. - № 8.

13. Крестьянин Миронов. Как мы живем со своей женой // Крестьянка. - 1923. - № 5.

14. Зайцев П. Перевыборы Советов // Крестьянка. - 1923. - № 13.

15. Центр документации новейшей истории Ростовской области. - Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 754. - Л. 1.

16. Скорик А. П., Гадицкая М. А. Женщины-колхозницы Юга России в 1930-е годы: гендерный потенциал и менталитет. - Ростов н/Д, 2009.

17. Денисова Л. Н. Судьба русской крестьянки в XX веке: брак, семья, быт. - М., 2007.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

DEVELOPING THE PUBLIC SYSTEM OF SECULAR EDUCATION IN RUSSIA

М. А. Гончаров

XVIII в. стал поворотным в истории развития российского образования. Сложилась система светской школы, включавшая все три ступени: начальную, среднюю, высшую; выработана научная терминология на русском языке; появились разнообразные возможности для полноценного обучения; напечатаны различные учебники, прежде всего на русском языке; разработаны серьезные учебные программы и методики обучения; создана база для подготовки учителей; наконец, «привычка учиться» стала неотъемлемой частью дворянского мира, а идея о необходимости образования широко проникла в общественное сознание. Образование стало достоянием относительно широких слоев населения и заняло главенствующее место в системе общественных ценностей.

Ключевые слова: государственная система образования, светское образование, национальное образование, народное просвещение, образовательная структура, профессиональные школы, гимназия, университет, программа, кадетский корпус, училище, пансион.

M. A. Goncharov

XVIII century was a turning point in the history of Russian education. At this time a system of secular schools developed, which included all three levels - primary, secondary and higher education; scientific terminology in Russian was worked out; a variety of opportunities for quality education appeared; various textbooks, primarily in Russian, were published; serious curricula and teaching methods were developed, teacher training base was established; and final-ly, „the habit of learning" became an integral part of the nobility's mentality, and the idea of the need for education widely penetrated the public mind. Education became available for relatively general population, and took a dominant place in the system of social values.

Keywords: public education, secular education, national education, people's enlightenment, educational structure, professional school, grammar school, university, program, cadet corps, boarding school.

Впервой трети XVIII в. начинает складываться государственная система светского образования, дошедшая в том или ином виде до сегодняшнего дня. Петровские реформы требовали привлечения людей, способных воплотить их в жизнь. Европейские идеалы, столь близкие сердцу царя-преобразователя, медленно, но верно проникавшие в Россию, предполагали распространение образования в обществе. Да и весь ход социально-экономического и политического развития страны, преобразование армии, создание российского

флота, развитие промышленности, расширение торговли и международных контактов, наконец, все возраставшие духовные потребности российской элиты сделали создание государственной системы образования неизбежным. Как и в предшествующие эпохи, государство не только стало инициатором преобразований, но и определило направление движения.

Много пишут об исконном невежестве России, с которым боролся, порой безуспешно, Петр Великий. С этим нельзя согласиться. Образование в России всегда отражало

131

состояние общества и государства. Вопрос не в том, было оно плохим или хорошим, а в том, что оно отвечало государственным потребностям и национальным запросам. Петр I, решив измерить уровень образования в России европейскими мерками, поставил его в заведомо невыгодное положение. В России университеты отсутствовали не в силу ее отсталости или варварства, а потому, что в том виде, в каком они существовали в Европе, они не были нужны ни русскому государству, ни русскому народу. Надо было, чтобы прошло время и создались условия, при которых возникла необходимость в подобного рода учебном заведении, причем в новых, отличных от европейских, формах.

Меры, предпринятые Петром, несмотря на взятые за идеал чисто западные ориентиры, сыграли огромную роль в развитии национальной системы образования. Петром была поставлена грандиозная задача за короткий срок «догнать и перегнать» Европу, и пусть позже, чем задумывалось, но все же в очень сжатые сроки, Россия в вопросах образования фактически обогнала европейские страны по многим показателям. Престиж образования, всегда довольно высокий в России, поднялся в результате проведенных в XVIII в. реформ на еще большую высоту.

Для петровской эпохи характерно расширение форм и видов просвещения. Возникает новый способ распространения знаний о стране и окружающем мире, рассчитанный на более широкий круг читателей, - начинает выходить первая русская газета, озаглавленная «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Впервые информация о российских и зарубежных событиях становится доступной всем. Одновременно с этим продолжает развиваться и книгопечатание, при этом особое внимание уделяется учебникам и словарям. С 1708 г. книги начинают печатать новым, упрощенным, более доступным, так называемым гражданским шрифтом. Одновременно упрощается и написание букв.

В это время ставится вопрос о необходимости народного образования. И. Т. Посошков, экономист и публицист, автор «Книги о скудости и богатстве», считал широкое образование необходимым условием процветания государства. Он писал о том вреде, которое приносит отсутствие образования самим крестьянам: «...немалая пакость крестьянам чинится и оттого, что грамотных людей у них нет» [1, с. 514]. По его мнению, грамотные крестьяне принесут гораздо больше пользы помещику и государству, так как «егда грамоте и писать научаться, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут» [2, с. 63].

Идее распространения образования в крестьянской среде суждено было стать камнем преткновения в развитии отечественного образования. Споры о народном просвещении, начавшиеся в это время и продолжавшиеся не одно десятилетие, ярко иллюстрируют отношение к образованию в России. Единого мнения в этом вопросе не было. С одной стороны, общий процесс распространения образования в России требовал принятия определенных мер и в отношении большинства населения страны (кре-

132

стьянства). С другой стороны, высказывались сомнения относительно того, каковы будут последствия этого процесса, как он отразится на трудоспособности крестьянства, а главное, на его моральных и нравственных устоях.

Начинают происходить серьезные перемены в традиционных образовательных структурах. К началу XVIII в. в России существовало лишь одно высшее учебное заведение и практически полностью отсутствовало нижнее звено - система начального и среднего образования. По инициативе Петра I в России открываются разнообразные учебные заведения. На первых порах они, как правило, объединяют в себе среднюю, специальную, элементы высшей, а подчас и начальной школы. Их названия довольно четко отражают потребности общества. Началом светского школьного образования в России считают открытие «Школы математицких и навигацких наук». Трудно определить ее статус современным языком. Будучи общеобразовательным заведением, в котором обучали основам грамотности, она давала хорошую профессиональную подготовку: изучались математика, физика, астрономия, химия, морское и военное дело и т. д.

В первой четверти XVIII в. учебные заведения начинают появляться одно за другим.: 1701 г. - Артиллерийская («Пушкарная») школа (Москва); 1707 г. - Медицинская школа (Москва); 1715 г. - Морская академия (Санкт-Петербург); 1712 г. - Инженерная школа (Москва); 1719 г. - Инженерная школа (Санкт-Петербург), горные школы на Урале. Все расширявшиеся контакты с Европой порождали потребность в людях, знавших иностранные языки. Помимо того, что их изучение вводили в учебные программы различных заведений, уже в 1701 г. при Посольском приказе в Москве была открыта школа переводчиков, а в 1704 г. - аналогичная школа в Петербурге.

Таким образом, первоначально в России создаются государственные специальные (профессиональные) школы. Ученики не всегда добровольно шли в них. Использовались различные средства привлечения учащихся: дворян нередко посылали учиться и в школы, и за границу насильно - под угрозой записи в солдаты, конфискации имений, запрета жениться.

В первой четверти XVIII в. предпринимаются попытки создания системы начального обучения. В 1714 г. было принято решение открыть во всех российских губерниях государственные «цифирные школы» (по имеющимся данным, к 1718 г. было открыто около 40). В них «молодые ребятки» от 10 до 15 лет обучаются чтению, письму, арифметике. Окончившие школу получают «свидетельствованные письма», без которых, согласно указу, «жениться их не допускать и венечных памятей не давать» [3, с. 78]. Для осуществления этой задачи в различные губернии посылаются учителя, в основном выпускники Московской математической школы, которым выделяется специальное жалованье. Однако далеко не во всех губерниях удалось осуществить этот проект, и многие из направленных туда учителей вернулись ни с чем. Одновременно с этим развиваются уже существовавшие духовные школы, открываются гарнизонные школы для солдатских детей.

$

В 1725 г. открывается Петербургская академия наук, а при ней университет и гимназия. Хотя академический университет и гимназия не выполнили поставленной перед ними задачи и, по сути, влачили довольно жалкое существование вплоть до закрытия во второй половине XVIII в., они внесли свой вклад в развитие образования, стали первой попыткой создания в России учебных заведений подобного уровня, а их опыт очень пригодился впоследствии при открытии Московского университета и гимназии. Основание же Петербургской академии наук стало важнейшим шагом в формировании отечественной науки, ее заслуги велики и неоспоримы. Причины неудач первых в своем роде российских учебных заведений могут быть сформулированы кратко: учить было некому и некого. Русские ученики, не имевшие базовой подготовки и не знавшие языков, не понимали немецких учителей, которые, в свою очередь, не владея русским, принимали непонимание за тупость и нежелание учиться.

Петровская эпоха открыла новую страницу в истории российского образования. Несмотря на все трудности, неудачи, крайности и перегибы, свойственные переходной эпохе, она начала новое для России дело - государственное светское образование, заложила основы дальнейшего развития обучения и воспитания. Вера Петра I в образование и науку была столь велика, что она передалась его окружению. Отвергая некоторые его преобразования, а особенно пути и методы их проведения, русское общество приняло позицию царя относительно необходимости срочного расширения системы просвещения в стране, в том числе, и за счет европейского опыта, ибо этого настоятельно требовал весь ход развития государства. Осознание необходимости образования прочно внедрилось в умы русского общества. Через тридцать лет после смерти Петра I в указе об открытии Московского университета особо подчеркивалось, что «все же... помещики имеют старание о воспитании детей своих... ласкаясь надеждою произвести из детей своих достойных людей в службу нашу» [4, с. 30].

Были и конкретные результаты петровской реформы образования: несмотря на многочисленные трудности, созданные учебные заведения выпускали людей, способных продолжить распространение образования в России на новом этапе, в школах преподавали русские учителя, развивались науки, появлялись новые учебные издания.

Процесс развития образования набирал быстрые темпы на протяжении всего XVIII в. Конечно, исследователи отмечают много недостатков в системе просвещения того времени, что справедливо, особенно если ориентироваться, например, на XIX в. с его достижениями и с уже сложившейся системой, однако, если посмотреть всего на несколько десятилетий назад, то становятся заметными удивительные результаты.

В середине XVIII в. возникает новый для России тип учебного заведения: так называемые кадетские корпуса. В отличие от демократичных петровских школ они носят замкнутый сословный характер, предназначаются только для дворянства, а вместо конкретных практических навы-

ков учащимся предлагается широкая общеобразовательная программа, в которой важное место отводится обучению тем навыкам, которые стали считаться необходимыми дворянину: хорошим манерам, иностранным языкам, изящным искусствам, танцам. Открываются они в Петербурге, уже упрочившем к тому времени свое положение столичного города. Указ о создании первого такого заведения подписала Анна Иоанновна. В 1732 г. был открыт Корпус кадетов, с 1743 г. переименованный в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Об укрепившемся в дворянском обществе желании учиться говорит тот факт, что уже в первый год в кадетский корпус было набрано 360 человек, хотя планировалось 200. Указывает это и на широкое распространение начального и среднего образования в дворянской среде, так как первоначально в корпус принимались только грамотные дети, имевшие определенный уровень подготовки.

Генерал С. А. Тучков, сделавший блестящую военную карьеру, вспоминая о своем детстве в 1780-х гг., писал, что родители собирались отдать его в Кадетский корпус, так как «там больше идет наук, потребных для общественного воспитания и для военной службы, там же французский и немецкий языки довольно хорошо тогда были преподаваемы. А особливо потому, что известные ученостью своей люди не только в России, но и во всей Европе, находились тогда там, в качестве учителей!» [5, с. 170].

Правительство в XVIII в., как и в предшествующие периоды российской истории, играло решающую роль в развитии образования, которое занимало все более важное место в ряду государственных задач. Весьма характерным свидетельством этого является «Манифест о вольности дворянской» (18 февр. 1762 г.). Вся его композиция говорит о том огромном значении, которое придавалось образованию как наиважнейшей государственной задаче. Начинается манифест с краткого обзора деяний предшественников Петра III, прежде всего Петра I, наипервейшей задачей которого было, согласно тексту манифеста, «приучить и показать, сколь есть велики преимущества просвещенных держав... против бесчисленных народов, погруженных в глубине невежеств...», после чего царь-реформатор приказал «обучать благородное юношество... посылая оных в европейские государства и для того же самого учреждая и внутрь России разные училища, дабы с наивящшею поспешностью достигнуть желаемого плода». Отметив, что первоначально такое образование порой казалось дворянству «тягостным и несносным», манифест подчеркивал, что начинание это было весьма полезным и ему последовали все российские монархи, «а особливо любезная наша тетка, блаженной памяти государыня императрица Елисавета Петровна... знание политических дел и разные науки распространила и умножила». Положительные результаты просвещения не замедлили сказаться — «истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов беспредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность»,

133

что и позволяет, - продолжает манифест, - отменить для теперь уже просвещенных дворян «принуждение к службе». Документ этот, освободив дворян от обязательной службы, по сути, официально закрепил обязательность образования для дворянства: «Чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом». Завершается манифест угрозами в адрес тех, кто будет «в лености и праздности все время препровождать» и «детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять», за это их ожидало не только всеобщее презрение, но и отказ в допуске ко двору и в публичные собрания. Так манифест подчеркнул значение образования в жизни государства, его важную воспитательную роль, особое покровительство, которое оказывает ему правительство. Обучение рассматривается как способ служения отечеству, а дворянская вольность становится понятием относительным, так как обязательная служба заменилась обязательным образованием [6, с. 190]. В «Манифесте о вольности дворянской» допускались различные возможности дворянского образования: обучение за границей, в государственных заведениях и дома.

Вторая половина XVIII в. принесла много нового в историю российского образования. В это время развиваются традиционные виды обучения, а также появляются новые образовательные учреждения. В 1755 г. в Москве открывается первый российский университет - событие огромного значения, наглядно показавшее ту высоту, на которую поднялось образование в России за короткий период. Образование уже прочно вошло в русскую жизнь, все расширяется его социальный охват, все глубже становится уровень знаний, для дворянства теперь это не просто обязательная повинность, но и хорошо осознанная необходимость.

По мере расширения сети учебных заведений все отчетливее ощущалась нехватка учителей - проблема, которой в стране такого размера, как Россия, суждено было стать перманентной. Благие начинания часто не могли быть осуществлены или осуществлялись наполовину просто из-за того, что некому было учить, а те, кто был, нередко делали это из рук вон плохо.

Новый этап в развитии системы российского образования наступил в эпоху Екатерины II. В годы ее правления реформируются старые, открываются новые учебные заведения, разрабатываются новые методы преподавания, развивается народное и женское образование. Просвещенная императрица считала образование одним из важнейших орудий в руках государства. Она утверждала, что только «заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведется в согласие, исправятся нравы». Вместе с тем она прекрасно сознавала, что орудие это может быть и опасным. В секретном письме графу Н. С. Салтыкову она писала: «Черни не должно давать образования: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь» [7, с. 272].

Екатерина II лично участвовала в составлении различных образовательных проектов, постоянно знакомилась с европейскими трудами, посвященными проблемам

134

воспитания, значительное место уделено этим вопросам в ее обширной переписке. Она часто лично проверяла учебные заведения. Ей импонировала роль матери, пекущейся о благополучии своих детей.

Осуществление замыслов Екатерины II по реформированию системы образования в России на первом этапе ее царствования было поручено известному общественному деятелю и педагогу И. И. Бецкому. По его инициативе были открыты новые учебные заведения, среди которых впервые созданные в России специальные женские, а также благотворительные, такие, как Воспитательное общество благородных девиц (1764), Мещанское училище (1765), воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770). В соответствии с новыми идеями были реорганизованы Сухопутный шляхетский корпус и Российская академия художеств. Выход в отставку не прервал деятельности Бецкого, который до последних дней своих (он умер в 1795 г.) продолжал заботиться о вверенных ему учреждениях.

Целью образовательной программы Бецкого было создание «новой породы людей». Эти «новые люди», образованные, гуманные, законопослушные, должны были стать основой справедливого государства, построенного на принципах высшей нравственности. Воспитание ставилось выше простого образования. Для того чтобы избежать разлагающего влияния общества, следовало, считал Бецкой, полностью оградить детей от него, для чего необходимо было создать специальные учебные заведения. Сделать это предполагалось как можно раньше - не позднее достижения ими возраста 5-6 лет, в котором дети еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием, так как, по его мнению, «корень всему злу и добру - воспитание». Новые люди, по замыслу Бецкого, должны были через семью постепенно распространить эти идеалы на все общество. Идея о неразрывности воспитания и обучения в процессе образования, причем при преобладании воспитания, попала в России на благодатную почву и получила поддержку правительства.

Далеко не все идеи можно было осуществить. Не хватало кадров, особенно квалифицированных: о воспитателях Московского воспитательного дома Бецкой писал Екатерине II, что «ни один их них не проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ни один не понимает его духа; они только заботятся о личных своих выгодах... ссорятся между собою и сплетничают...» [8, с. 70-71].

Важнейшим событием в истории российского образования стало создание в 1782 г. Комиссии об учреждении училищ. Одним из ее наиболее активных деятелей был Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814) -сербский педагог, приглашенный в Россию из Австрии, где он также участвовал в разработке школьной системы. Согласно разработанному Комиссией «Уставу народным училищам в Российской империи» (утвержден Екатериной II в 1786 г.), в городах создавались народные училища двух типов: главные (в губернских городах) и малые (в уездных). Программа обучения в них строилась следующим образом: 1-й класс - чтение, письмо, арифметика;

2-й - грамматика, арифметика, чистописание, рисование;

3-й -арифметика, грамматика, синтаксис, история, география; 4-й - грамматика, сочинение, составление деловых бумаг, история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, начала гражданской архитектуры. Предполагалось также изучение иностранных языков, при этом их выбор ставился в зависимость от географического положения города (например, в южных губерниях - греческий, в Иркутской - китайский). Кроме этого изучались Закон Божий, а также латинский и другие иностранные языки (прежде всего французский и немецкий), обязательные для тех учащихся, которые планировали продолжить обучение в гимназиях или институтах.

Все программы были согласованы между собой. Проучившись два класса в уездном училище, можно было продолжить обучение в губернском. Еще в указе о создании Комиссии особо подчеркивалось, что «все сии школы находятся везде в совершенном единообразии: ученики все, в какой бы они школе ни были, читают одинакие учебные книги, а учители употребляют одинакий способ обучения и наблюдают одинакое распределение часов... так что науки в школах сих преподаются в самом отдаленном краю России в одно и то же время и на том единообразном основании, на каковом оные преподаются и в самой столице» [9, с. 161].

В «Уставе народным училищам» были продуманы все детали новой образовательной системы: почасовые учебные планы, права и обязанности всех - от попечителя и директора до учителя и ученика, обязательные учебные пособия и книги, все формы отчетности и т. д. Причем правила устанавливались строгие и незыблемые. Нагрузка учителя определялась в 23 часа в неделю в двух младших классах, где, как и по сей день в начальной школе, преподавал один учитель; примерно до 29 часов в старших, где, соответственно, каждый вел свой предмет, а точнее, предметы (иностранный язык считался самым сложным, учителю предписывалась нагрузка всего лишь в 18 часов). Учитель должен был строго контролировать посещаемость своих учеников (прилагался образец журнала успеваемости), требовать с них записки от родителей, писать на основании их объяснительные записки директору. Рекомендовались и некоторые методические приемы: например, советовали специально допускать в рассказе или в записи на доске ошибку, чтобы таким образом проконтролировать внимание и знания учеников.

Требования к самим учителям были крайне жесткими. Учителю предписывалось всей своей жизнью (а не только в классе) подавать пример «ко благочестию, добронравию, дружелюбию, учтивости и прилежанию». В случае болезни следовало немедленно сообщить директору для подыскания замены - перерыв в занятиях был недопустим. Учитель, проживавший в общежитии, не только не мог никого оставить у себя ночевать, но и сам не имел права ночевать в другом месте - за моральным обликом следили строго. Во время урока не разрешалось отвлекаться на посторонние темы, использовать книги, кроме рекомендованных уставом, предлагались даже темы для застольных бесед с учениками, такие, которые

«могут расположить сердце их к добродетели, а Душу к благомыслию» [2, с. 240-241].

Конечно, некоторые детали этой программы так и остались на бумаге. Ну, как можно было контролировать выполнение, например, следующего: «Ученики, вышедшие из училища, не должны на улицах мешкать, затевать игру, крик или другие беспутства, но чинно и пристойно идти прямо домой, каждой мимоидущей особе учтиво кланяться...» Несмотря на некоторые перегибы, основа была заложена, и время показало ее жизнестойкость и своего рода соответствие национальным основам; многие внешне гораздо более реалистичные программы в России «умерли», не успев осуществиться [2, с. 252].

Одновременно с этим развивалась система привилегированных общеобразовательных школ. Так, в 1776 г. при Московском университете, где еще ранее была создана гимназия, открылся дворянский Благородный пансион. Принимали в это фактически закрытое учебное заведение, в котором дети не только учились, но и постоянно жили, далеко не всех. Три главные задачи были положены в основание этой элитарной школы: 1) «научить детей или просветить их разум полезными знаниями»; 2) «вкоренить в сердца их благонравие»; 3) «сохранить их здоровье». В разное время в нем учились такие выдающиеся деятели России, как А. С. Грибоедов, А. П. Ермолов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов [10, с. 215].

В правление Екатерины II делаются попытки поставить под контроль и частное образование. В 1787 г. для повышения уровня преподавания в частных пансионах, которые в большом количестве появлялись в разных городах России, был издан указ, согласно которому всякий, кто хотел открыть пансион, должен был представить диплом русского или зарубежного университета или учительской семинарии. В случае отсутствия диплома необходимо было сдать соответствующие экзамены в специально созданных для этого комиссиях Московского университета, Академии наук, Главного училищного управления. Надо отметить, что комиссии эти нередко отказывали претендентам, что, безусловно, способствовало повышению уровня обучения в частных пансионах.

В результате проведенной Екатериной II образовательной реформы уже в конце XVIII в. в 288 главных и малых народных училищах обучались более 22 тыс. человек (из них - 1,5 тыс. девочек). Несмотря на то, что школьная реформа воплощалась в жизнь медленно и далеко не всегда так, как задумывалась первоначально, к тому же по-прежнему не хватало кадров, средств, это был своего рода прорыв, веха в истории образования. Впервые в России была создана сеть государственных общеобразовательных учебных заведений, разработаны единые для всей страны учебные планы, выработаны основные принципы преподавания и нормы поведения. Эта система государственного планирования и учебного единообразия стала отличительной чертой всего последующего развития системы образования в России и дожила до наших дней.

XVIII в. стал поворотным в истории развития российского образования. Трудно перечислить все, что было сде-

135

#

лано за этот период: сложилась система светской школы, включавшая все три ступени - начальную, среднюю, высшую; выработана научная терминология на русском языке; появились разнообразные возможности для полноценного обучения - к концу века в России уже существовало около 500 только светских учебных заведений, при этом не учтены многие частные заведения и тем более домашние учителя; напечатаны различные учебники, прежде всего на русском языке, разработаны серьезные учебные программы и методики обучения; создана база для подготовки учителей (Московский университет, гимназии, Учительский институт); наконец, «привычка учиться» стала неотъемлемой частью дворянского мира, а идея о необходимости образования широко проникла в общественное сознание. Образование стало достоянием относительно широких слоев населения и заняло главенствующее место в системе общественных ценностей. Можно утверждать, что менее чем за сто лет в системе российского образования произошел настоящий переворот. Новая система, органически связанная с предшествующей традицией, отражала глубокие изменения, произошедшие в XVIII в. Она же, в свою очередь, в значительной степени и формировала их.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соловьев С. М. Сочинения. - В 18 кн. - М., 1993.

- Кн. 8.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

3. Полное собрание законов Российской империи.

- В 45 т. - СПб., 1830. - Т. 5.

4. Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917). - М., 1989.

5. Тучков С.А. Записки. Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания. - Сер. «Университетская библиотека». - М., 1996.

6. Полное собрание законов Российской империи.

- В 55 т. - М., 1857. - Т. 15.

7. Очерки русской культуры XVIII в. - Ч. 2. - М., 1987.

8. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. - М., 1987.

9. Сборник материалов для истории просвещения в России. - Т. 1. - СПб., 1893.

10. Шевырев С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею: 1755-1855. - М., 1998.

ИНОСТРАННЫЙ ТУРИЗМ И ВЫЕЗД СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖ В 1960-е гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ОТДЕЛА ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК КПСС)

FOREIGN TOURISM AND DEPARTURE OF SOVIET CITIZENS ABROAD IN THE 1960's (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE PROPAGANDA DEPARTMENT OF SOVIET UNION'S COMMUNIST PARTY CENTRAL COMMITTEE)

Л.В. Силина

Статья посвящена деятельности идеологического аппарата ЦК КПСС в области внешнеполитической пропаганды. На основе материалов Российского государственного архива новейшей истории показаны механизмы принятия советскими идеологами решений по вопросам посещения иностранными туристами СССР и выезда советских граждан за рубеж в 1960-е гг. Освещены различные аспекты деятельности партийных структур по взаимодействию с ВАО «Интурист», советскими посольствами за границей.

L. V. Silina

The article is devoted to propaganda activity of the ideological apparatus of the Communist Party in the area of foreign-policy advocacy. On the basis of the Russian State Archives materials the author analyses the Soviet ideologists' decision making mechanisms regarding foreign tourists' visits into the USSR and Soviet citizens' visits abroad in the 1960's. The article presents various aspects of the Party's collaboration with «The Intourist» and Soviet embassies overseas.

Ключевые слова: пропаганда, информационная война, иностранный туризм, выезд советских граждан за границу, идеология, холодная война.

Keywords: propaganda, information war, foreign tourism, Soviet citizens' trips abroad, ideology, Cold War.

Посещения иностранцами СССР, так же как и выезд советских граждан за границу, традиционно рассматривались органами пропаганды и агитации как «опасный канал» возможного распространения

136

антисоветских настроений. Отсюда - тщательный контроль за пребыванием в стране иностранных туристов, инструктажем советских людей, выезжающих за рубеж, и отчетностью по итогам заграничных командировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.