ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. №4. С. 169-172.
УДК 94
А.О. Багдасарян
Капитан, в/ч 73407, г. Московской обл., Рузский район, п/о Устье
СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛА Н.В. РУЗСКОГО
КАК ВОЕНАЧАЛЬНИКА В ЭПОХУ
ВОЕННЫХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Посвящена начальному периоду военной биографии известного российского военачальника времен Первой мировой войны генерала Н.В. Рузского. Факты личной жизни генерала вписаны в широкий контекст системы военного образования и реформ в Российской империи второй половины XIX в., а также роли Русско-турецкой войны в его военной карьере и нравственном становлении.
Ключевые слова: военные реформы, военное образование, Русско-турецкая война, гвардейский корпус, Академия Генерального штаба.
Россия и её вооружённые силы с 1700 г. до 1917 г. пережили около двадцати войн, не считая частных военных кампаний [1]. В описаниях военных событий остались фамилии тех, кто возглавлял русскую армию, водил войска в сражения. Одни из них почитаемы как герои, многие позабыты, иные просто преданы забвению. В частности, это касается генерала от инфантерии Николая Владимировича Рузского (1854-1918). Согласно опросу Центра исследований политической культуры России из истории Первой мировой войны респонденты вспомнили только А.А. Брусилова - 71 %, А.В. Самсонова - 19,8 %. Тогда как Н.В. Рузский оказался известен всего 0,8 % [2].
Автор делает попытку показать жизнь, военную деятельность генерала Николая Владимировича Рузского, одного из известных русских военачальников: участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., начальника штаба 2-ой Маньчжурской армии в Русско-японскую войну 1904-1905 гг., командующего армиями Северо-Западного, Северного фронтов в Первую мировую войну, члена Военного и Государственного советов [3].
Николай Владимирович Рузский - блестящий русский офицер, генерал от инфантерии, генерал-адъютант - родился 6 марта 1854 г. в дворянской семье среднего достатка. Потомок рода Лермонтовых в шестом поколении он рано связал свою судьбу с армией [4]. Его военная деятельность началась при Александре II и совпала с царствованием двух императоров - Александра III и Николая II, временем войн и реформирования армии. Поражение в Крымской войне 18531856 гг. поставило под сомнение престиж России как великой державы, обнажило экономическое и социальное отставание страны от развитых европейских стран. Необходима была военная реформа. Она ставила две главные задачи: оптимизацию расходов на армию и усиление ее боевой мощи. Реформы, осуществленные под руководством
©ЛО. Багдасарян, 2010
военного министра Д.А. Милютина, позволили значительно улучшить координацию управления войсковых подразделений в регионах, а значит, поднять боеспособность войск [5]. На основе закона от 2 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности, которым вводился всесословный призыв в армию [6]. Произошли коренные изменения в системе военного образования.
В это переломное время Н.В. Рузский получил специальное образование сначала в Первой Петербургской военной гимназии (1870 г.). Она давала общую и специальную подготовку. Вместе с военными дисциплинами здесь преподавались гуманитарные предметы, которые были призваны сформировать чувство национального патриотизма у будущих воинов. Основой их было изучение русского языка, предмета для юноши главного, как было записано в «Наставлении» для образования воспитанников: «Если другие науки он, воспитанник, должен знать удовлетворительно, то язык русский, которым он думает, этим языком думали его отцы, им же должны думать и его дети - превосходно» [7]. Затем он продолжил обучение в одном из лучших в России военном учебном заведении - Константиновском училище [8]. Наряду с Павловским, Михайловским артиллерийским, Николаевским инженерным (в Петербурге), Александровским (в Москве) здесь был значительно усовершенствован учебный процесс, преподавание велось под воздействием военных реформ по новым методикам.
Н.В. Рузский успешно окончил полный курс училища по первому разряду как пехотный офицер (1873 г.). Здесь сформировалась и его идеология, которая формулировалась в довольно лаконичной форме: «За Веру, Царя и Отечество». Училище заложило в будущем офицере такие нравственные правила, этические и гражданские принципы, которые впоследствии определили и службу, и быт молодого, а затем и зрелого человека. В чине подпоручика Н.В. Рузский начал службу в лейб-гвардии в Гренадерском полку, элитном воинском подразделении [9]. У истоков основания этого полка (1756 г.) стояла императрица Елизавета I; в звании подполковника взяла на себя шефство над ним Екатерина II. В дальнейшем лейб-гренадеры имели своими покровителями только царствую-
щих особ. Первым боевым крещением для двадцатитрехлетнего молодого офицера стало участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., которое укрепило в нем чувство той благородной миссии, которую выполняла Русская армия.
В Русско-турецкой войне было развёрнуто два фронта: Юго-Западный, или Дунайский (командующий великий князь Николай Николаевич, родной брат императора Александра II, начальник штаба А.А. Непокойчицкий), и Кавказский, который по плану начальника Главного штаба Н.Н. Обручева играл самостоятельную роль (главнокомандующий армией великий князь Михаил Николаевич, а фактический руководитель - М.Т. Лорис-Меликов). Главные действия освободительной войны шли на Балканах, где и сражался Н.В. Рузский в составе лейб-гвардии Гренадерского полка. Уже 1 сентября 1877 г. его полк перешел границу княжества Румынии, а затем состоял в отряде его величества князя Румынского [10].
Молодой офицер, ротный Н.В. Рузский попал на один из тяжелых участков военных событий - под Плевну, которую русские войска штурмовали трижды. Он стал непосредственным участником сражения под Горным Дубняком. Сопротивляясь атакам русских, турки успели устроить на Софийской дороге ряд небольших, но хорошо укрепленных крепостей. Гарнизон этой маленькой турецкой крепости состоял всего из 5 тысяч человек при 4 орудиях, тогда как русских около неё было 22 тысячи и 64 орудия [11]. Но окружающая Горный Дубняк местность представляла громадный холм с весьма могучим и обширным скатом во все стороны ровным, как скатерть, без единого кустика или бугорка. Пули неприятеля массами косили гвардейцев огнем скорострельных турецких винтовок. Гвардейцы успешно овладели первым редутом, а затем на плечах противника ворвались в крепость, чем обеспечили победный исход сражения для русской армии. Н.В. Рузский был ранен в июле 1878 г. Его решительные действия были отмечены: он был награждён красным темляком (ременная петля на эфесе шашки или палаша) и орденом Св. Анны I степени с надписью «За храбрость», что являлось предметом особой гордости каждого офицера. Полк за боевые подвиги получил отличие на шап-
Становление генерала Н.В. Рузского как военачальника... 171
ки с надписью «За Горный Дубняк 12 октября 1877» [12].
Воюя рядом с выдающимися русскими полководцами, видя самоотверженность не только воинов, но и врачей (Н.В. Скли-фосовский, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин), сестер милосердия (Ю.П. Вревская), Н.В. Рузский прошел большую не только военную, но и нравственную школу. Со многими участниками Русско-турецкой войны он потом встречался в мирной жизни и в период Русско-японской войны (художник-баталист В.В. Верещагин, адмирал С.О. Макаров). В Первую мировую войну судьба его свела с известными военачальниками: А.Н. Куропаткиным, А.А. Брусиловым.
Война России с Турцией определила возможные пути дальнейшего развития военного искусства. Преемник царя-ре-форматора Александр III обратил особое внимание на усиление боевой готовности войск. В области стрелкового оружия потребовалось не только освоить производство дальнобойного оружия, но и приступить к изготовлению автоматических ружей и пулеметов. Вплотную стал вопрос об оснащении войск более совершенными средствами связи. Потребовалось радикально модернизировать сеть железных дорог, связав проекты их строительства с мобилизационными задачами, организовать контингент запасных офицеров.
В 1878 г. Н.В. Рузский бы прикомандирован к запасному батальону для подготовки к экзамену в Николаевскую академию Генерального штаба, которую закончил в 1881 г. Николаевская академия Генерального штаба, открытая при императоре Николае I, готовила офицеров непосредственно как для войск, так и для разработки военной теории. Начальником академии с 1877 г. был прославленный генерал-адъютант, георгиевский кавалер, герой переправы войск через Дунай во время Русско-турецкой войны М.И. Дра-гомиров. Выпуск 1881 г. составил 51 человек, и среди них был Н.В. Рузский [13]. В полученном аттестате было записано: «Лейб-гвардии Гренадерского полка штабс-капитан Рузский вследствие ходатайства Конференции Николаевской академии Генерального штаба, с Высочайшего разрешения имеет право на преподавание тактики, военной администрации, военной топографии в военных училищах без предварительного испытания пробной
лекцией». Свидетельство было подписано начальником академии генерал-адъютантом Драгомировым 23 апреля 1881 г. [13]. За отличную учёбу в академии Н.В. Рузский был награждён годовым жалованием по чину основного оклада; 300 рублями для приобретения лошади со всеми принадлежностями. Окончание Академии открывало путь к дальнейшей военной карьере, включение в военнобюрократическую элиту Российской империи [15].
Генерал М.И. Драгомиров позже принял участие в службе своего выпускника. Генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов (впоследствии начальник штаба Северного фронта) вспоминал: «Имя Рузского в Киевском военном округе было окружено известным ореолом. Будучи всего только полковником и начальником штаба одной из пограничных дивизий, он был намечен на военное время генералом М.И. Драгомировым на должность начальника штаба особой конной группы войск, на которую в период войны должна была выпасть очень ответственная задача. Мы с уважением смотрели на этого спокойного и рассудительного человека в золотых очках, с тонкой, сухощавой фигурой, мало говорившего, но сумевшего заслужить особое доверие нашего грозного командующего, перед авторитетом которого все склонялись» [16].
С периодом царствования Александра III связан мирный этап в военной биографии Н.В. Рузского. Он служил в эти годы помощником старшего адъютанта штаба Казанского военного округа, затем старшим адъютантом штаба Киевского военного округа. Приобретённый опыт штабной работы позволил выдвинуть его на командные должности: в мае-октябре 1881 г. он был назначен командиром батальона 131-го пехотного Тираспольского полка; начальник штаба 11-й кавалерийской (1887 г.), а с 1891 г. - 32-й пехотной дивизии. Наконец, 1896 г. ознаменовался назначением Н.В. Рузского командиром 151-го пехотного Пятигорского полка [17].
В эпоху военных реформ 70-80-х гг.
XIX столетия Н.В. Рузский сформировался как офицер. Его служебная деятельность складывалась в условиях, когда российская армия наращивала свой преобразовательный потенциал, осуществлялся переход на всесословную воинскую повин-
ность, изменялась система военного управления, формировался новый взгляд общества на вооружённые силы. Одновременно с успешным карьерным ростом Н.В. Рузский не раз отмечался высокими наградами Российской империи: в мае 1883 г. - орденом Св. Станислава 2 степени, в августе 1888 г. - орденом Св. Анны 2 степени; в августе 1891 г. - орденами Св. Станислава 3 и 4 степеней [18]. Однако большая часть жизни Н.В. Рузского и его военной службы пришлась на годы правления Николая II, со временем царствования которого будут связаны и взлёты, и падения, и трагические события в жизни Отечества и самого царя, и собственной судьбы генерала.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ковалевский Н. Ф. История государства Российского. Жизнеописание знаменитых военных деятелей XVIII - начало XX вв. М., 1997. С. 2.
[2] Где воевал Барклай де Толли в 1914 г. // Родина. 1993. № 8-9.
[3] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Д. 168433. Оп. 1. Л. 131-431.
[4] Горчаков О. Генерал из рода Лермонтовых // Советская культура. 1990. 23 июня.
[5] Подробнее см.: Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952; Федоров А. В. Русская армия в 50-70-х гг.
XIX в. Л., 1959.
[6] Столетие Военного министерства 1802— 1902 гг. СПб., 1902. Т. 1. С. 73.
[7] Коровин В. М., Свиридов В. А. Общеобразовательная подготовка будущих офицеров Российской империи (середина XIX - начало
XX в.) // Педагогика. 2007. № 2.
[8] РГВИА Ф. 409. Д. 168433. Оп. 1. Л. 4.
[9] Летопись. Лейб-гвардии гренадерский полк // Военно-исторический журнал. 1991. № 10.
[10] РГВИА Ф. 409. Д. 168433. Оп. 1. Л. 9.
[11] Отчёт полевого штаба действующей армии (1877-1878 гг.). За время командования армией генерал-фельдмаршалом Его Императорским Высочеством Великим князем Николаем Николаевичем старшим. СПб., 1884. С. 45.
[12] Герои Шипки. М., 1979.
[13] Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1974. С. 315.
[14] РГВИА. Ф. 199. Д . 877. Оп. 1. Л. 1.
[15] Жильцов К. В. Социальный статус генерала в России в начале XX в. // Вопросы истории. 2007. № 4.
[16] Данилов Ю. Н. На пути к крушению // Военноисторический журнал. 1994. № 12.
[17] РГВИА. Ф. 409. Д. 168433. Оп. 1. Л. 4-6.
[18] Там же.