Научная статья на тему 'Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в российском государстве'

Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в российском государстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1347
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / STATE / FEDERATION / FEDERALISM / UNITARY STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костуганова Марьям Берековна

В данной статье поднимается проблема отсутствия законодательного определения понятия «федерация». Рассматриваются исторические цели создания федерации как наиболее оптимального способа территориально-государственного устройства России. Объясняется невозможность становления России как унитарного государства, а также важность повышения самостоятельности субъектов РФ в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the federative form of the territorial-state system in the Russian state

This article raises the problem of the lack of a legislative definition of the concept "federation". The article considers the historical aims of creating a federation as the most optimal way of the territorial-state structure of Russia. Explains the impossibility of the formation of Russia as a unitary state and the importance of increasing the independence of constituent entities of the Russian Federation in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в российском государстве»

Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в

Российском государстве

Formation of the federative form of the territorial-state system in the Russian state

Костуганова Марьям Берековна

Студент 3 курса Факультет юридический

Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

460000, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 50 e-mail: maryam_kostuganova@mail.ru

Kostuganova Murium Berekovna

Student 3 term Faculty of Law

Orenburg Institute (Branch) of The Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

460000, Orenburg, Komsomolskaya Street, 50 e-mail: maryam_kostuganova@mail.ru

Аннотация.

В данной статье поднимается проблема отсутствия законодательного определения понятия «федерация». Рассматриваются исторические цели создания федерации как наиболее оптимального способа территориально-государственного устройства России. Объясняется невозможность становления России как унитарного государства, а также важность повышения самостоятельности субъектов РФ в современных условиях.

Annotation.

This article raises the problem of the lack of a legislative definition of the concept "federation". The article considers the historical aims of creating a federation as the most optimal way of the territorial-state structure of Russia. Explains the impossibility of the formation of Russia as a unitary state and the importance of increasing the independence of constituent entities of the Russian Federation in modern conditions.

Ключевые слова: государство, федерация, федерализм, унитарное государство.

Key words: state, federation, federalism, unitary state.

Федерация представляет собой достаточно сложную форму территориально-государственного устройства, однако на сегодняшний день легального определения понятия «федерация» нет ни в российских, ни в международных нормативных правовых актах, поэтому ответ на вопрос о том, что такое федерация способна дать только теория права.

Однако и в теории права достаточно сложно найти ответ на данный вопрос, поскольку авторы большинства учебников зачастую уходят от его точного определения. Одними из тех немногих, кто все-таки попытался дать определение федерации являются М.В. Баглай [1], Матузов Н.И. и Малько А.В. [2], а также Катков Д.Б., Корчиго Е.В [3].

Так, М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации» пишет: «Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью» [1, с. 284-285]. Но если исходить из этого определения, то получается, что автор приравнивает федерацию к конфедерации, ведь оно не позволяет отграничить федерацию от конфедерации, поскольку речь идет не об одном общем союзном государстве, а о союзе государственных образований и не указывается, о каком именно уровне их самостоятельности можно говорить в рамках федерации.

А Матузов Н.И. и Малько А.В. в учебнике «Теория государства и права» определяют федерацию как «сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности» [2, с. 76]. Недостатком данного определения, на наш взгляд, является то, что субъект Федерации наделяется

суверенитетом, но субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, поскольку согласно ст. 4 Конституции РФ «суверенитет принадлежит РФ и распространяется на всю ее территорию» [4] .

Поэтому думается, что наиболее полное определение федерации дали Катков Д.Б., Корчиго Е.В: «федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами» [3, с. 56].

Вообще исторически первой формой территориально-государственного устройства было унитарное государство. Затем на смену унитарному государству пришло государство федеративное. При этом стоит отметить, что появление федеративной формы территориально-государственного устройства в разных странах связано с различными причинами. В частности, ученые-конституционалисты выделяют исторические, природно-географические, политические, этносоциальные и конфессиональные причины.

Однако также можно отметить, что в образовании и развитии федераций есть некоторые общие тенденции. Например, федеративная форма территориально-государственного устройства свойственна крупным странам. Достаточно сказать, что из 8 самых больших по территории стран мира 7 являются федерациями, а их совместная площадь - это половина всей площади земного шара.

На сегодняшний день в мире насчитывается порядка 25 федеративных государств. Определить точное количество стран с федеративной формой территориально-государственного устройства сегодня представляется достаточно проблематичным, поскольку, во-первых, есть государства, которые находятся на этапе перехода от унитаризма к федерализму, а, во-вторых, существуют государства, которые по факту являются федеративными, а согласно основным законам этих государств либо унитарными, либо конфедеративными.

Например, Папуа - Новая Гвинея де-юре является унитарным государством, а де-факто все 18 ее провинций обладают достаточно большой политической автономией. Сложная ситуация с определением формы территориально-государственного устройства Швейцарии, поскольку согласно общенациональной конституции 1999 года страна называется «Швейцарская Конфедерация». Но фактически Швейцария является федеративной демократической республикой, состоящей 20 кантонов и 6 полукантонов. Данный парадокс несовпадения названия и самой сути государственного устройства связан с тем, что первоначально Швейцария представляла собой союз независимых кантонов, но затем в стране усилилась центральная власть, что, по сути, привело к переходу в Швейцарии от конфедерации к федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что включение в официальное название Швейцарии слова «конфедерация» осталось лишь как дань традиции.

Самой крупной в мире страной с федеративной формой территориально-государственного устройства, безусловно, является Российская Федерация. Юридическое закрепление данной формы государственного устройства содержится в главном законе нашего государства - Конституции РФ. Причем федерация как форма государственного устройства закреплена в ст. 1 главы 1 Конституции РФ, таким образом, законодатель, закрепляя данное положение в основах конституционного строя, подчеркивает особую важность данного института для нашего государства, поскольку положения главы 1 могут быть изменены лишь посредством принятия новой Конституции.

Но необходимо отметить, что к федеративной форме территориально-государственного устройства наша страна шла достаточно долго. Будучи до 1917 года Империей и будучи третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) Россия оставалась государством унитарным. И лишь в 1918 году де-юре, а затем и в 1993 году де-факто Россия стала федеративным государством. Причем данный путь был настолько тяжел и тернист, что, например, Е.Н. Барышников в своей диссертации на

соискание ученой степени кандидата юридических наук «Причины и условия развития федерализма в странах мира» [5] пишет о том, что «Россия выстрадала на протяжении XX века федерализм как форму государственного устройства», а другие авторы также добавляют, что «Россия свою федеративную государственность выстрадала по-российски со своим многонациональным составом и ей не свойственны ни западные, ни восточные модели» [6].

Данные высказывания также показывают и то, что РФ действительно была нужна федеративная форма территориального устройства. И с этим невозможно не согласиться, поскольку Россия хотя и за последние 100 лет уменьшилась по площади, однако как это не парадоксально на сегодняшний день является самой большой страной в мире, причем в этой стране проживает более 160 национальностей, которые говорят на своих собственных языках, имеют свою культуру и свою историю. И, естественно, государство должно учесть интересы всех 160 национальностей при разработке государственной политики РФ (причем как внутренней, так и внешней), при принятии важнейших государственных решений, а в условиях существования демократического государства еще и предоставить им право на самоопределение. Для этого на территории Российской Федерации существует такая форма самоопределения как национально-культурная автономия.

При это необходимо отметить, что между политической и национально-культурной автономией нет ничего общего, поскольку политическая автономия представляет собой право самостоятельного осуществления некоторых функций государственной власти, которое конституция государства предоставляет какой-либо его части, а согласно Федеральному закону от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов [7].

Сегодня же Российская Федерация развивается как сверхцентрализованное государство с сильным центром, доминирующим как по правотворческим и исполнительным полномочиям, так и по финансовым ресурсам.

Субъекты РФ имеют конституционную возможность осуществления опережающего правового регулирования принятия нормативных правовых актов по предметам совместного ведения. Однако на практике данное положение регионы не реализуют. Возможной причиной этого является то, что субъекты РФ боятся принимать нормативные правовые акты без опоры на федеральное законодательство. Это может быть обстоятельством, приводящим к конфликту субъекта федерации с центром, который может посчитать «опережающий» закон вредным и принять собственный нормативный правовой акт, который, соответственно, отменит региональный закон, поскольку в иерархии источников конституционного права федеральные законы обладают большей юридической силой, нежели законы субъектов федерации.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что возможное становление России как унитарного государства, где все находится в руках центра, может привести лишь к ослаблению самого государства. Поэтому учитывая большую территории страны, ее протяженность с севера на юг и с востока на запад, учитывая неоднородность её национального состава можно сделать вывод о том, что наиболее рациональным способом организации государственного устройства является исключительно федеративная

форма, поскольку она позволяет наиболее удачно комбинировать интересы центра и регионов, и при этом обеспечивать территориальную целостность государства и единство системы государственной власти.

Соответственно сегодня говорить о том, что цели создания федерации в России выполнены пока, к сожалению, не приходится.

Сейчас в плане выстраивания отношений между центром и субъектами многим кажется идеальным пример американского федерализма. Однако при этом забывается, что США являются федерацией более 240 лет, в то время как Российской Федерации всего 28 года. Поэтому вполне естественно, что на данном этапе в России сложились не все элементы федерализма (а если и сложились, то зачастую они носят стихийный характер). В частности, федерализм предполагает активное участие граждан в общественной деятельности; политической жизни страны. А у нас из года в год наблюдается крайне низкая явка на выборах. Так, например, по данным ЦИК на выборах губернатора Приморья 16 декабря 2018 года явка избирателей составила 39,57 % губернатора Московской области 9 сентября 2018 года 38,51 % .

На выборах Президента РФ 2018 года явка была более 67 %, что на 2 % больше, нежели на аналогичных выборах 2012 года, но для привлечения избирателей особенно молодой их части государство использовало такой метод как, например, раздачу бесплатных билетов на концерты за приход на избирательный участок. С одной стороны, это хорошо, поскольку частично удалось часть населения привлечь к участию в политической жизни страны. С другой стороны, у каждого из нас должно быть понимание, что участие в выборах -это осознанный шаг гражданина РФ, который он совершает из-за понимания важности его голоса, а не из-за бесплатного билета на концерт.

Стоит добавить, что в условиях сегодняшней России именно федерация как форма государственного устройства нужна как самой РФ, так и ее субъектам. Поскольку количество задач, стоящих перед государством не уменьшается, а их сложность только увеличивается государству выгодно «сбросить» с себя часть полномочий, которые субъекты могут решать самостоятельно и более эффективно нежели центр, так как, разумеется, на местах лучше знают проблемы своих регионов, а также пути их решения. А субъекты федерации в свою очередь получают возможность самостоятельно решать свои проблемы и, соответственно, самостоятельно распоряжаться своими средствами, привлекать инвесторов, получать дотации от федерации, и таким образом развивать свой родной регион, его экономику, торговлю, науку, культуру, медицину и т.д. А это в свою очередь благоприятно скажется на состоянии конкретного региона, но и всей Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. -С. 284-285

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:Учебник-2-е изд., перераб. и доп.- М. :Юристъ, 2007.-С.76

3. Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго . Конституционное право: Вопросы и ответы : Учебное пособие- 2-е изд., испр. и доп . - М. : Юриспруденция, 2001 . - С. 56

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. 25 дек.

5. Е.Н. Барышников «Причины и условия развития федерализма в странах мира» (Конституционно -правовое исследование) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Тюмень, 2002 269 с. РГБ ОД, 61:03-12/690-0

6. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 г.г.): в 6 т. Т.3:1992 год. Книга третья (Строительство новой Федерации)/ под общ. ред. О. Г. Румянцева. М.: Волтерс Клувер, 2008,. 1112 с. Стр.584

7. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 17 июня 1996. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 25. Ст. 2965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.