Научная статья на тему 'Становление энергетики Татарстана глазами современника эпохи'

Становление энергетики Татарстана глазами современника эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфутдинова Г.Б., Усачев С.С.

Сергей Матвеевич Донской, человек, стоявший в самом начале энергетической промышленности Татарстана. За долгую жизнь, полных 93 года, ему выпало стать свидетелем и участником эпохальных событий, связанных со становлением энергетической промышленности в стране и республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление энергетики Татарстана глазами современника эпохи»

УДК 17.018.22.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ ТАТАРСТАНА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКА ЭПОХИ

Сайфутдинова Г.Б., ФГБОУ ВПО «КГЭУ», заведующая музеем Усачев С.С., НИУ «МЭИ», г. Москва, студент

Посвящается ветерану энергетической промышленности Татарстана Сергею Матвеевичу Донскому

Сергей Матвеевич Донской, человек, стоявший в самом начале энергетической промышленности Татарстана. За долгую жизнь, полных 93 года, ему выпало стать свидетелем и участником эпохальных событий, связанных со становлением энергетической промышленности в стране и республике.

Сергей Матвеевич Донской родился в бедняцкой семье. Отец - Матвей Порфирьевич Донскоой батрачил на полях богатых донских казаков, солдатом участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов. Детство Сергея прошло на маленькой железнодорожной станции, где его отец устроился на работу железнодорожным весовщиком. Заработка не хватало, чтобы прокормить и обеспечить семью, где росли трое сыновей. Младшему порой не в чем было ходить в школу, но Сергей с детства любил книги, был упорным и любознательным. Среднюю школу закончил в Майкопе, куда переехала семья. Там же он поступил в Кубанский индустриальный политехникум, получил специальность техника-электрика и был направлен в Казань*.

Вот как сам С.М. Донской вспоминал те годы: «Дождливым сентябрьским вечером 1928-го года приехал я в Казань. Поезд от Москвы тащился более суток, старенькие дребезжащие вагоны были переполнены. Мне досталась третья полка, на которой обычно располагается багаж... Поездка запомнилась. Было мне в ту пору девятнадцать лет [1].

«Тема моей дипломной работы называлась «Городская электростанция и электросети города Майкопа». Честно говоря, я не очень хотел оставаться в Казани. Я привык к благодатной Кубани с её плодороднейшими землями» [1]. Вся жизнь молодого и энергичного Сергея Матвеевича определилась фразой, которую он сам написал в своих воспоминаниях — «Любовь к электричеству» [1].

102

Сразу после приезда С.М. Донской получил направление на Казанскую текстильную фабрику - бывшую льняную мануфактуру братьев Алафузовых (Казанский льнокомбинат им. В.И. Ленина). Первая его должность - техник-электрик. Уже через несколько месяцев ему предложили возглавить электростанцию фабрики. Здесь он проработал два года и всегда с добрым чувством вспоминал товарищей по работе тех лет. Следующий этап в карьере энергичного специалиста связан с коммунальным трестом «Эльводтрам» города Казани, объединявшем три предприятия: электростанцию, водопровод и трамвай. В 1930 году Донской был назначен техником-электриком технического отдела Казанского трампарка.

Выступая с лекциями в подшефной школе, Сергей Матвеевич встретил свою будущую супругу Галину Дивавину. Дочь репрессированного инженера-строителя не приняли в Строительный институт, и она пошла в депо работать чертежницей. Через год Галина по ходатайству месткома поступила в институт. После окончания института Галина продолжала учиться: окончила аспирантуру, защитила диссертацию и работала на должности проректора по учебной работе. У супругов родилось две дочери.

Для продолжения обучения С.М. Донской поступает на вечерние отделение Казанского энергетического института. Институт был основан в 1931 году в Казани и имел печалную судьбу. Вуз просуществовал три года и был закрыт в 1933 году [2 5]. Однако Сергей Матвеевич Донской отучился, получил диплом Казанского энергетического института и в 1932 году, перевелся на должность инженера-руководителя службы тока.

Единственной базой для трамвайного движения города являлся трампарк на Арском поле (ул. Н. Ершова), оставшийся еще от конки. Трамвайная электростанция была сооружена в 1898 году и работала на дровах. Новый этап в энергетике наступил с вводом в Казани в июне 1925 года станции имени III годовщины ТАССР. Из воспоминаний С.М. Донского «в 1935 году один из ртутных выпрямителей вышел из строя, и мне пришлось идти к единственному специалисту в городе, профессору А.Е. Арбузову, который работал в Бутлеровской лаборатории. Профессор любезно меня принял и собственноручно с помощью газовой горелки исправил прибор» [1].

Через восемь лет работы в трампарке техником производственного отдела и техником энергослужбы С.М. Донской был назначен главным инженером. По его воспоминаниям, на эту должность он соглашаться не хотел. Шел 1937 год. В тот год был репрессирован главный инженер Миронов К.Н., во время следствия С.М. Донского несколько раз вызывали в прокуратуру, чтобы он подтвердил выдвинутые против коллеги обвинения. Впоследствии К.Н. Миронов был полностью реабилитирован [1].

103

Вскоре С.М. Донского назначили начальником электроинспекции - одного из основных отделов Энергосбыта. В задачу входили надзор за рациональным использованием электрической, а затем и тепловой энергии, надлежащей эксплуатацией энергохозяйства. В 1933 году пущен в строй первый турбогенератор ТЭЦ-1 Казани, вслед за этим в 1938 году - ТЭЦ-2.

Период Великой Отечественной войны тяжким бременем лег на плечи народа. Из воспоминаний С.М. Донского: «Утро 22 июня перевернуло и мою судьбу, и судьбу всей страны. В Казань, Зеленый дол, Чистополь и другие города республики вскоре начали прибывать эшелоны с людьми, предприятиями, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, Киева... Перед энергетиками Татарии встала огромная задача: в короткий срок обеспечить прибывшие заводы электрической и отчасти тепловой энергией. Дополнительную нагрузку получили и наши местные заводы, которые начали работать по мобилизационному плану. Сразу стала ощущаться острая нехватка кадров: многие ушли на фронт... Часть сотрудников перевели на казарменное положение. Потребление энергии резко увеличилось, и мощностей на станциях не хватало, чтобы обеспечить полностью все предприятия, работавшие на нужды фронта. Особенно осложнилось положение с наступлением зимы: перестало поступать топливо. Все железные дороги были забиты эшелонами с вооружением, оборудованием эвакуируемых предприятий, да еще Донбасс оказался отрезанным. Уголь пришлось доставлять из Сибири. Установили лимиты электропотребления для каждого предприятия. Естественно, ограничили отпуск энергии населению: пять киловатт - часов в месяц на человека. Это фиксировалось в лимитном листке, оформлявшемся на каждый счетчик. Чтобы уложиться в лимит, жители пользовались маломощными лампочками, о включении каких-либо нагревательных приборов и речи не могло быть. К счетчикам устанавливались ограничители, отключавшие электроэнергию при превышении нагрузки. Обычно семьи собирались в одной комнате квартиры или дома и каждый при тусклом свете единственной лампочки занимался своим делом. Жесткие нормы потребления установлены были и для учебных заведений, больниц и госпиталей, театров и кинотеатров, магазинов, госучреждений. Бывали случаи, когда из-за перебоев в подвозе топлива к станциям приходилось отключать на какое-то время от электроснабжения целые районы. Мера, конечно, вынужденная, население было поставлено в жесткие условия - все ради победы» [1].

В октябре 1941 года С.М. Донской был назначен директором Энергосбыта, предыдущего руководителя М.Б. Иоффе мобилизовали по партийной линии. По воспоминаниям самого С.М. Донского: «Осенью 1941 года на правом берегу Волги начали возводить дополнительный рубеж обороны, и на оборудование противотанковых рвов, окопов, дотов в районе Буинска ушли в октябре десятки тысяч казанцев, жителей других городов и сел Татарии. С августа

104

сорок первого в Казань стали прибывать институты Академии наук СССР. К началу зимы в Казань эвакуировали 33 академических учреждения, около двух тысяч научных сотрудников, 39 академиков и 44 члена-корреспондента. Среди ученых-энергетиков были Г.М. Кржижановский, К.И. Шенфер, Л.К. Рамзин, Л.М. Мелентьев, М.А. Стырикович. Ученые помогли ускорить пуск в январе 1942 года генератора на ТЭЦ-2 (тогда это была станция авиационного завода), увеличить отдачу мощностей других электростанций Казани» [1; 6].

С 1942 года по 1943 годы С.М. Донской был главным инженером Энергосбыта. В конце 1942 года состоялось решение Государственного Комитета Обороны и Казанский Энергокомбинат был реорганизован в районное Энергетическое Управление «Казэнерго» [1].

Июль 1942 года. Главвостокэнергонефть выдало задание на разработку проекта Уруссинской ГРЭС. 10 апреля 1943 г. СМУ-12 Главнефтестроя приступило к освоению площадки будущей ГРЭС «второе Баку». В качестве рабочих здесь трудились, в основном, немецкие военнопленные, советские заключенные и спецпереселенцы. В 1943 году на стройке трудились 400 человек. Тем временем нефтеразведчики продолжали глубокое бурение, чтобы определить границы и объемы нефтяных залежей. В 1943 году, в районе села Шугу-рово обнаружили первую в Татарии нефть. Республика стала выдавать нефть. Электростанция на юго-востоке республики позволила Татарии по добыче нефти выйти на первые место в Союзе: в пятидесятые годы она превышала сто миллионов тонн. От Уруссу была проложена первая в республике воздушная линия напряжением 35 киловольт для подачи энергии на Туймазинские нефтепромыслы, тогда же установили связь с энергосистемой «Башкирэнерго» [3].

Несмотря на неимоверные трудности и лишения энергетики республики внесли свой достойный вклад в обеспечении Победы. 3а четыре военных года было построено 12 трансформаторных пунктов, проложено 7,5 км кабельных и 5 км воздушных линий 6 кВ, сооружались и воздушные линии напряжением 35 кВ (вторая цепь ТЭЦ-2 - Зеленодольск и ТЭЦ-2 - подстанция «Заречье»). В 1942 году при электросети была организована релейная служба, с 1943 года на подстанциях 35/6 кВ начали применять автоматическое повторное включение (АПВ) и автоматический ввод резерва (АВР) на отходящих фидерах и трансформаторах [3; 4].

Интенсивный рост энергетики в республике в послевоенные годы был вызван необходимостью восстановления народного хозяйства и бурным развитием нефтяной промышленности, которая могла существовать лишь при наличии мощной энергетической базы. В послевоенный период электрификация страны была проведена достаточно быстрыми темпами, особенно быстро этот процесс шел в ТАССР.

105

Из воспоминаний С.М. Донского: «В послевоенные годы самым важным было сооружение Заинской ГРЭС, строительство ее началось в 1956 году, первый блок пустили в 1963 году, а на полную мощность в 1972 году... Вскоре после пуска Заинской ГРЭС 3 апреля 1963 года начала действовать первая ЛЭП-220, соединившая Казанский энергетический узел с Закамьем. Еще раньше, в 1958 году, Закамский энергетический узел соединился с Единой энергетической системой Советского союза (ЕЭС). Таким образом, 1963 год надо считать временем полного включения Татарстана в ЕЭС страны. Все, что было сделано в этом направлении в 50-е годы, явилось надежной базой для завершения элек-трофикации всей республики к концу 1960-х годов» [1].

С.М. Донской с 1943 по 1977 годы возглавлял «Энергосбыт». В 1983 году, выйдя на заслуженный отдых, он отдал все силы и опыт общественной работе в качестве ответственного секретаря Совета старейшин энергетиков Татарии. За особый вклад в достижения энергетической промышленности ТАССР Сергей Матвеевич Донской был награжден званием «Почетный энергетик СССР», медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие».

*В статье использованы документы и материалы из личного архива С.М. Донского, любезно предоставленные дочерью - Донской Еленой Сергеевной.

Источники

1. Донской С.М. Любовь к электричеству. Казань. Иллюстрированный общественно-политический, историко-публицистический и литературно-художественный журнал. № 1, 2. 1998. Татарское газетно-журнальное издательство. С. 8-15.

2. Сайфутдинова Г.Б. Музей истории энергетического университета // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. №2(17). С. 161-171.

3. Сайфутдинова Г.Б. Экспозиция музея КГЭУ «Энергетическая промышленность и образование в Татарстане». Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 1 (20). С. 114-127

4. Сайфутдинова Г.Б., Мухаметова Г.И. Труд в тылу (1941-1945) (на примере ТАССР) / Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge: of the IV international scientific conference on February 16-17, 2014. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». С.30-31.

5. Сайфутдинова Г.Б., Гайнутдинова Л.И. Энергетика ТАССР в 1920-1945 гг. (на материалах музея КГЭУ). Society, culture, personality. Cerent problems of socio-humanitarian knowlendg: of the IV international scientific conference on February 16-17, 2014. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». С. 20-22.

6. Донской С.М. Казанская ТЭЦ-1 - первенец плана ГОЭЛРО Татарии. Донской С.М., ответственный секретарь Совета старейших энергетиков Татарии. Энергоатомиздат. «Электрические сети». Ежемесячный производственно-технический журнал министерства энергетики и электрификации СССР. Москва. 1987. С. 68-70.

Дата поступления 11.11.2015.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.