ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 ЭКОНОМИКА Вып. 1(16)
УДК 339.7(4)
СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОЗОНЫ: СОСТОЯНИЕ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ
Д.А. Верхотуров, ст. преп. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Электронный адрес: verhoturov.da@biz.dvfu.ru
Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, 690078, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
С.Г. Базазян, преп. кафедры менеджмента и управления бизнесом
Электронный адрес: aspirantQ 183@yahoo.com
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7
В статье рассмотрены институциональные предпосылки становления единой финансовой системы еврозоны на современном этапе развития экономики Европейского союза. Обоснованы возможные сценарии дальнейшего развития событий исходя из имеющихся трендов. Выделена роль Европейского центрального банка как главного регулятора финансово-кредитной политики при антикризисном регулировании в еврозоне. Выводы базируются на анализе статистических данных за 2000-2011 гг.
Ключевые слова: еврозона; евросистема; Европейский центральный банк; финансово-кредитная политика.
Кризис 2007 - 2008 гг. стал первым серьезным препятствием на пути становления единой финансовой системы Европейского союза (ЕС). История формирования экономики еврозоны, в частности банковской составляющей, хотя и недолгая, но противоречивая. Среди экономистов стран, в неё входящих, не прекращались споры: стоит ли оставаться в еврозоне или выгоднее выйти из нее и восстановить свою национальную валюту и проводить отдельную денежно-кредитную политику? С нашей точки зрения, отсюда вытекает первое противоречие развития финансовой системы еврозоны, особенно её банковской подсистемы. Важно отметить, что решение о создании зоны евро хотя во многом и носило политический характер, но имело явно выраженную экономическую направленность. Поэтому мы считаем необходимым искать пути выхода из наблюдающихся посткризисных явлений именно с учетом специфики еврозоны. И основная роль здесь отводится Европейскому центральному банку (ЕЦБ), как главному регулятору финансово-
кредитной политики [5], через использование средств и методов, находящихся в его распоряжении [8].
Современная финансовая система еврозоны функционирует таким образом, что объединяет тех, кто тратит меньше, чем зарабатывает, и тех, кто тратит больше, чем имеет доход [2]. Поэтому, как правило [1], основными кредиторами в зоне евро являются домохозяйства и правительства стран-членов, положивших начало еврозоне, а основными заемщиками выступают разнообразные фирмы и правительства стран, присоединившихся к зоне евро. Операции осуществляются напрямую, путем продажи финансовых инструментов на фондовом рынке и через посредников [2]. Финансовые институты и фондовые рынки при функционировании составляют единое целое.
На рис. 1 схематично представлена структура банковской подсистемы Европейского союза как первого единого элемента современной финансовой системы еврозоны.
Рис. 1. Принципиальная схема функционирования банковской подсистемы Еврозоны: ECB (от англ. -European Central Bank) - Европейский центральный банк) - главный регулятор; ESCB (European System of central banks) - европейская система центральных банков - национальные банки стран-членов; Eurosystem - еврозона1
Приведенная нами схема наглядно по- казывает настоящее состояние банковской под-
1 Учитывая тот факт, что 17 из 27 стран ЕС (т.е. почти 2/3) уже являются полноправными членами еврозоны, а следовательно, и евросистемы, нам представляется справедливым на современном этапе поставить знак равенства между этими понятиями.
© Верхотуров Д.А., Базазян С.Г., 2013
системы еврозоны: ЕЦБ не имеет наднационального статуса, осуществляет координационные функции. Считаем, что есть необходимость расширить и дополнить сложившуюся модель новыми институциональными единицами с целью создания единого централизованного органа регулирования. Данный орган должен объединять в себе представителей всех звеньев финансовой системы, которые впоследствии станут регуляторами экономики еврозоны. Единые для еврозоны государственный кредит, бюджетная (налоговая) система, внебюджетная система наряду с уже созданной единой банковской системой станут мощным рычагом регулирования экономики ЕС [12]. При этом закономерно, что валюта евро станет более конкурентоспособной на мировых финансовых рынках и будет менее подвержена циклическим или системным катаклизмам.
Так как финансовая система еврозоны на сегодняшний день уже представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных финансовых сфер и звеньев финансовых межгосударственных отношений, а также их финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в странах-членах еврозоны [11], то развитие подобной системы зависит только от политической воли и способно ускорить процесс выхода из долгового и финансового кризиса.
В этом случае сама еврозона становится вспомогательным элементом новой финансовой системы, что в свою очередь будет способствовать более взвешенной и эффективной экономической политике. Для этого нами предлагается создать следующие институциональные условия.
1. Единая система государственного кредита
Положительные стороны государственного кредита как звена единой европейской финансовой системы состоят в принятии решений о дополнительной эмиссии государственных ценных бумаг с учетом состояния еврозоны в целом; возможности перераспределения государственных займов между правительствами стран-членов еврозоны в целях предотвращения долговых кризисов в странах-участницах. Подчеркнем, что в настоящее время проблема государственного долга является наиболее актуальной вследствие долгового кризиса, который, как уже было отмечено, проник во все страны еврозоны.
2. Единая денежно-кредитная политика
Среди положительных сторон выделим
регулирование банковской и кредитной систем стран-членов из единого центра путем выравнивания уровня ставки процента. Это в свою очередь будет способствовать более эффективному использованию кредитных средств.
3. Единая бюджетно-налоговая система
Важное значение имеет объединение
бюджетной системы в рамках еврозоны. Основной функцией единой государственной бюджетной системы должно стать регулирование доходной и расходной части с целью предотвращения дефицита (профицита) в еврозоне. Посредством единой бюджетной системы должен регулироваться и рынок труда, что в свою очередь будет способствовать поддержанию ценовой и социально-экономической стабильности в регионе.
Единая налоговая система еврозоны, функционирующая в рамках единой государственной бюджетной системы, с нашей точки зрения, должна стать следующим шагом на пути экономической интеграции в ЕС. Среди преимуществ выделим установление наиболее оптимального вида налогообложения при учете этапа экономического развития страны-участницы.
4. Единая внебюджетная система
Внебюджетная система - важное звено
финансовой системы, обеспечивающая не только экономическое, но и социальное благополучие. Создание целевых внебюджетных фондов окажет положительное влияние на регулирование пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Это в свою очередь будет способствовать решению основной задачи ЕЦБ.
5. Единая система финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов -наиважнейшее звено финансовой системы, так как они генерируют первичные доходы. Установление единых правил игры ведения бизнеса по всей еврозоне, но с учетом специфики каждой из стран, с нашей точки зрения, будет способствовать оптимальному развитию экономики еврозоны.
Отрицательные стороны общей финансовой системы, в основном, сводятся к разнице в уровне развития экономик отдельных стран-членов еврозоны; распространении экономического бремени страны с низкими показателями развития на другие страны-участницы.
Отсюда возникает необходимость единого управляющего и регулирующего органа. Состоять он должен из представителей от каждого звена финансовой системы. Его руководителем должен быть назначен представитель от ЕЦБ. В доказательство этому приведем следующие доводы:
- во-первых, в настоящее время ЕЦБ -единственный орган регулирования банковской и кредитной сферы еврозоны;
- во-вторых, Маастрихтским договором Европейскому центральному банку присвоены роль и функции по регулированию всей экономики еврозоны путем установления и поддер-
жания уровня инфляции на соответствующем уровне.
Важно отметить, что в этом отношении необходима коренная реформа рынка труда. Важно единое управление и регулирование рынка труда на уровне еврозоны. Единый бюджет и внебюджетные фонды выступают здесь в качестве инструментов регулирования, что доказывает необходимость их существования на общеевропейском уровне.
Такая структура управления позволит наиболее оптимально и эффективно регулировать экономику еврозоны. Исходя из своей основной цели регулирования экономики в ареал компетенции ЕЦБ попадают те сферы, на которые приходятся основные направления его деятельности. Иными словами, уровень безработицы в период кризиса и в посткризисный период будет поддерживаться квотами, выделенными соответствующими внебюджетными фондами. Параллельно еврозона традиционно остается под ответственностью ЕЦБ. Важное значение при регулировании экономики, разумеется, имеет система налогообложения. Принимая участие
в определении режима налогообложения, ЕЦБ определяет уровень и направление развития экономики.
При проводимой денежно-кредитной политике ЕЦБ (2007 - 2011 гг.) и приведенной выше функционирующей в настоящее время структуре регулирования им фактически решалась задача поддержания ценовой стабильности. Однако достигалось это через параллельное увеличение государственного долга. При этом выявились соответствующие тренды. Приведем динамику государственного долга по 10 странам Европы за 2000 - 2011 гг. Выборка стран осуществлялась методом комбинированного отбора (рис. 2): в левой части находится статистика стран, которые не входят в еврозону (Болгария, Чехия, Дания), а в правой - страны, в неё входящие (Германия, Бельгия, Ирландия, Греция, Испания и Франция). «Разделителем» между ними выступает Эстония, присоединившаяся к еврозоне лишь с 2011 г., динамика макропараметров которой не может отражать явлений, присущих Еврозоне.
2 500 000
2 000 000
1 500 000
1 000 000
500 000
2003
2006
2009
2011
0
Рис. 2. Динамика роста государственного долга в странах Европы, млн евро, 2000 - 2011 гг. [4, 3, 6,10
Исходя из рис. 2 следует отметить, что в странах еврозоны наблюдался устойчивый рост государственного долга за 2000 - 2011 гг. Аналогичный рост, но в больших масштабах наблюдался и в прочих странах Европы, о чем свидетельствуют показатели Чехии и Дании. Показатели Эстонии не отражают общих трендов по вышеназванным причинам, равно как и показатели Болгарии, в отношении которой следует отметить, что на состояние болгарской экономики значительно влияют санкции ООН, введённые против её соседей - Сербии и Черногории. Германия и Франции также должны рассматриваться особняком, так как на текущий момент выступают «локомотивом» экономики
еврозоны и высокие показатели во всём характерны для них как для лидеров.
Основные последствия кризисной ситуации налицо и к концу 2012 г. Более того, проблема долгового кризиса остается актуальной и в современный посткризисный период, аннексируя экономику передовых стран еврозоны.
В целях регулирования государственного долга при условии централизованного управления финансовой системой еврозоны мы предлагаем ввести систему клирингов государственных ценных бумаг между странами-членами еврозоны.
Исходя из рис. 2 следует отметить, что в странах еврозоны наблюдался устойчивый рост государственного долга за 2000 - 2011 гг. Аналогичный рост, но в больших масштабах наблюдался и в прочих странах Европы, о чем свидетельствуют показатели Чехии и Дании. Показатели Эстонии не отражают общих трендов по вышеназванным причинам, равно как и показатели Болгарии, в отношении которой следует отметить, что на состояние болгарской экономики значительно влияют санкции ООН, введённые против её соседей - Сербии и Черногории. Германия и Франции также должны рассматриваться особняком, так как на текущий момент выступают «локомотивом» экономики еврозоны и высокие показатели во всём характерны для них как для лидеров.
Основные последствия кризисной си-
туации налицо и к концу 2012 г. Более того, проблема долгового кризиса остается актуальной и в современный посткризисный период, аннексируя экономику передовых стран еврозоны.
В целях регулирования государственного долга при условии централизованного управления финансовой системой еврозоны мы предлагаем ввести систему клирингов государственных ценных бумаг между странами-членами еврозоны. Возможна и оптимизация государственного портфеля ценных бумаг среди стран-членов.
При тенденции роста государственного долга в период 2000 - 2011 гг. изменение уровня производства в странах еврозоны можно представить следующим образом (рис. 3):
3500000
3000000
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
0
2003
2006
2009
2011
Рис. 3. ВВП (по паритету покупательной способности) за 2000 - 2011 гг., млн. евро [4,3, 6,10]
Очевидна для всех стран Европы тенденция значительного роста ВВП за период 2000 - 2006 гг. С 2006 по 2009 г. во всех странах рост составлял несущественный процент, и лишь с 2009 по 2011 г. наблюдается определенное улучшение положительной динамики у стран, входящих в еврозону. Из рис. 4 следует,
что в странах еврозоны за рассматриваемый период выявился тренд устойчивого роста безработицы. Обращаясь к теории (кривой Филлипса), можно сделать вывод о снижении уровня инфляции, что подтверждается имеющимися статистическими данными.
2011
2009
2006
2003
Рис. 4. Уровень безработицы (% к трудоспособной части населения) [4, 3, 6, 10]
Итак, в соответствии с результатами исследования можно заключить, что ЕЦБ в кризисный период, используя доступные ему методы и инструменты регулирования, смог поддерживать заданный уровень развития экономики. Однако, с нашей точки зрения, этого все же недостаточно, что подтверждают проанализированные и представленные на рис. 3 и 4 данные. Необходимы более радикальные меры стабилизации, реформирование финансовой системы. В связи с этим хотелось бы отметить, что при принятии стран в экономический союз, такой как еврозона, приоритетными должны быть экономические критерии, достоверные показатели развития, а не политические факторы. Из данного исследования видно, что так называемые периферийные страны обладают наиболее высокими показателями государственного долга, уровня безработицы. Это в свою очередь влияет на показатели передовых стран.
Учитывая все вышесказанное, перед Европейским центробанком встает непростая задача регулирования экономики еврозоны посредством банковской сферы с характерной ей спецификой. Однако регулирование еврозоны является лишь одной из функций ЕЦБ [7]. Для более эффективного и качественного регулирования экономики еврозоны, с нашей точки зрения, необходимо внедрить единый орган централизованного финансового управления. Представители и структура органа должны определяться целями и задачами развития еврозоны, а также ее составом. Таким образом, регулирование экономики еврозоны станет централизованным, что будет способствовать более координированным действиям. Так, будет соблюдаться единая бюджетная и фискальная дисциплина; регулироваться величина государственного дол-
га; выравниваться ставки процента на банковские кредиты по всей еврозоне; инструменты фондового рынка станут более прозрачными. В целом, орган обеспечит равновесное функционирование еврозоны.
Создание единой финансовой системы имеет важное значение не только с точки зрения экономической стабильности [9]. Благодаря единой бюджетной системе регулирования уровня заработных плат и системы пенсионного обеспечения удастся регулировать уровень безработицы. Это в свою очередь позволит держать уровень инфляции на нужном уровне по еврозоне (следствие кривой Филлипса). Единая налоговая система также будет способствовать выравниванию условий функционирования частного сектора, что станет основой эффективного функционирования экономики.
При этом следует ожидать выравнивания уровня экономического развития по еврозоне, что приведет к созданию мощного финансового центра.
В качестве другого сценария выхода из посткризисной ситуации мы предлагаем разделить все странны зоны евро исходя из их экономических показателей на следующие группы:
1. Франция и Германия.
2. Страны группы А - Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция.
3. Страны группы Б - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия.
В указанной группировке отсутствует ряд государств еврозоны: Греция, Эстония (по ранее названным причинам), Кипр (официально признанный ЕЦБ офшорной зоной) и присутствуют страны, не относящиеся на текущий мо-
мент к еврозоне, но имеющие планы по вступлению (Польша, Швеция, Румыния и т.д.).
Два «локомотива» экономики еврозоны
- Франция и Германия, которые характеризовались относительно стабильным экономическим положением даже при кризисе, а сейчас демонстрируют менее выраженные среди всех стран еврозоны посткризисные явления. На начальных стадиях Франции и Германии придется взять на себя весь груз реформ. Именно эти страны, по нашему мнению, должны создать совместный фонд (аналогичный Европейскому фонду финансовой стабильности) с целью вывода стран из кризиса, прежде всего Греции, чтобы не допустить дефолта страны. При условии, что Греция все же избежит дефолта и, тем самым, не повлечет за собой крах финансовой системы всей Европы, как это предсказывают финансовые аналитики. Тогда основная цель «локомотивов» - вывести из посткризисной ситуации страны группы А, которые должны создать базис для выхода из кризиса странам группы Б, в то время как «локомотивы» продолжат работу над дальнейшими интеграционными процессами в экономике.
Список литературы
1. Bank Bail - Outs, International Linkage and Cooperation, Friederike Niepman and Tim Schmidt - Eisenlohr, EUI Working Papers ECO 2010/05, ISSN 1725-6704.URL:www.cadmus. eui.eu (дата обращения: 10.08.2011).
2. Consolidated version of the Treaty of European Union // Official Journal of the European Communities. 2002. 24.12. 325 p.
3. Eurozone, European crisis & policy res-
ponses. Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, at the Goldman Sachs Global Macro Conference - Asia 2011, Hong Kong, 22 February 2011.
URL: http ://www .ecb. europa. eu/home/html/search. e n.html (дата обращения: 01.11.2011).
4. Inflation in eurozone in: statically report.
URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.
do?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=teic p000 (дата обращения: 02.06.2012).
5. Joint ECB-JIE conference on “What future for financial globalisation”: Sovereign debt and the global economy Dinner speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, Frankfurt am Main, 9 September 2010. URL: http ://www. ecb.int/press/key/date/2010/html/sp 100 910_1.en.html (дата обращения: 01.11.2011).
6. Monthly bulletin of Euro Statistics Online. 2011. February. 40 p.
7. Official bulletin for 10th anniversary of the
ECB: ECB in 1998-2008. URL:
http ://www. ecb.int/pub/pdf/other/10thanniversaryof theecbmb200806en.pdf -157p. (дата обращения: 02.06.2012).
8. Protocol (№4) On the Statute of the European System of Central Banks and of the European Central Bank // Official Journal of the European Union. 2008, URL: http://www.ecb.int/ecb/ le-gal/pdf/en_statute_from_c_11520080509en020103 28.pdf - 21 p. (дата обращения: 02.06.2012).
9. Speech by Mervyn King, Covernor of the Bank of England, Adress to the 2010 Trade Union Congress, Manchester, on Wednesday. 2010, URL: http ://www.bankofengland. co.uk/publications/Docu ments/speeches/2010/speech446.pdf - 7p. (дата обращения: 02.06.2012).
10.Statistics on ECB official site. URL: http://sdw.ecb.europa.eu/ (дата обращения: 02.06.2012).
11. Whither Europe after the crisis? Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, at the inauguration of the Academic Year 2011, IMT, Lucca, 11 March 2011. URL:http://www.ecb.int/press/key/date/2011/html/s p110311.en.html (дата обращения: 01.11.2011).
12.Шешукова Т.Г., Войтенко М.Л. Управление денежными средствами холдинга на основе банковского пулита // Финансы и кредит. 2007. №48. С. 35-39.