Научная статья на тему 'Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики'

Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ И ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SPIRITUALITY / MORALITY / RELIGIOUS AND LIBERAL VALUES / COMMON HUMANE APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миронова Е. Н., Власов А. В.

В работе рассмотрены современные аспекты формирования духовности в молодежной среде как условия социального развития российского общества и социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SPIRITUALITY OF YOUTH AS A FACTOR OF THE CONTEMPORARY SOCIAL POLICY

The paper considers modern aspects of formation of spirituality in the youth environment as a condition of social development of the Russian society and social policy.

Текст научной работы на тему «Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики»

3. Лалуев, В.Я. Художественные основы духовной жизни пророческих сект XIX века: монография / В.Я. Лалуев, А.М. Лесовиченко. -Саарбрюккен (Германия): Lap, 2013.

4. Порфирьев, И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. - М., 1916.

5. Опираясь на раввинистические цитаты, используемые Иустином, П. Прижан пишет, что «согласно иудейской традиции, царствование Мессии должно длиться Тысячу лет, потому что так надлежит Ему восстановить те условия, которые были у Адама в Раю. Следовательно, эта цифра имеет символическое значение и истолкование этой доктрины должно быть чисто богословским». См.: Alio P. Saint Jean: L'Apocalypse. Paris, 1933, pp. 319-321.

6. Ларонделл, Г. Колесницы спасения. Библейская драма Армагеддона. - Заокский, 1996.

Bibliography

1. Laluev, V.Ya. O ponyatii «prorochestvo» / V.Ya. Laluev, A.M. Lesovichenko // Mir nauki, obrazovaniya, kuljturih. - 2012. - № 5(36).

2. Laluev, V.Ya. Osobennosti prorocheskikh dvizheniyj XIX veka: monografiya - Novosibirsk, 2008.

3. Laluev, V.Ya. Khudozhestvennihe osnovih dukhovnoyj zhizni prorocheskikh sekt XIX veka: monografiya / V.Ya. Laluev, A.M. Lesovichenko. -Saarbryukken (Germaniya): Lap, 2013.

4. Porfirjev, I.Ya. Apokrificheskie skazaniya o vetkhozavetnihkh licakh i sobihtiyakh. - M., 1916.

5. Opirayasj na ravvinisticheskie citatih, ispoljzuemihe lustinom, P. Prizhan pishet, chto «soglasno iudeyjskoyj tradicii, carstvovanie Messii dolzhno dlitjsya Tihsyachu let, potomu chto tak nadlezhit Emu vosstanovitj te usloviya, kotorihe bihli u Adama v Rayu. Sledovateljno, ehta cifra imeet simvolicheskoe znachenie i istolkovanie ehtoyj doktrinih dolzhno bihtj chisto bogoslovskim». Sm.: Alio P. Saint Jean: L'Apocalypse. Paris, 1933, pp. 319-321.

6. Larondell, G. Kolesnicih spaseniya. Bibleyjskaya drama Armageddona. - Zaokskiyj, 1996.

Статья поступила в редакцию 20.05.14

УДК 130.3

Mironova Ye.N., Vlasov A.V. THE FORMATION OF SPIRITUALITY OF YOUTH AS A FACTOR OF THE CONTEMPORARY SOCIAL POLICY. The paper considers modern aspects of formation of spirituality in the youth environment as a condition of social development of the Russian society and social policy.

Key words: spirituality, morality, religious and liberal values, common humane approach.

Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: mironovbor@mail.ru; А.В. Власов, канд. юр. наук, доц., начальник каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: vlasov_av@list.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В работе рассмотрены современные аспекты формирования духовности в молодежной среде как условия социального развития российского общества и социальной политики государства.

Ключевые слова: духовность, нравственность, религиозные и либеральные ценности, общегуманистический подход.

На современном этапе в Российском обществе большое внимание уделяется духовности, нравственности и безнравственности в молодежной среде. В период переосмысления ценностных ориентиров почти всегда нарушается духовное единство поколений, а соответственно и жизненные ориентиры молодежи, как наиболее активной части социума. Все это приводит к девальвации ценностей старшего поколения, а также к деформации традиционных моральных норм и нравственных установок. Сложившееся положение отражает перемены, произошедшие и в общественном сознании, и в государственной политике. В современной России изменился подход к идеологии и религиозной культуре, само же общество находится на этапе становления или даже восстановления духовных и нравственных идеалов, соответствующих современным условиям социального развития.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к ее самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1, с. 10]. В данном контексте образовательному процессу отводится ведущая роль в деле духовной консолида-

ции российского общества. Однако, в действующей системе образования обучающие и воспитательные функции по духовно-нравственному направлению оказались чрезмерно разрозненными и часто не согласующимися с другими направлениями социальной деятельности. В результате данного процесса большая часть ценностных установок, определяющих массовое сознание россиян, в том числе и молодежное, стала во многом разрушительной с точки зрения формирования и становления личности, семьи и дальнейшего развития государства. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» [2]. У современного молодого человека утрачен традиционный для нашего мировоззрения базовый фактор в развитии личности - формирование духовной культуры.

В связи с этим воспитание духовности у подрастающего поколения приобретает сегодня особую значимость. В социальной политике и в обеспечении национальной целостности, следовательно, и безопасности России, развитие духовности, без преувеличения, необходимо отнести к приоритетным.

Духовность и нравственность являются базовыми характеристиками личности, проявляющиеся и в мотивации ее деятельности, и в ее поведении. Под понятием «духовность» традиционно обозначается совокупность проявлений нравственных ценностей, мотивов, потребностей и направленностей человека. В культурологии, социологии, а также в публицистике под «духовностью» часто понимаются объединяющие начала конкретного общества, которые выражаются в совокупности морально-нравственных ценностей и народных традиций, обуславливающие выбор религиозных приоритетов, отражаемые в художественных образах и представлениях литературы и искусства. На уровне личности духовность может выражаться и через ее совесть - индивидуальную нравственную оценку своих мыслей и поступков. В свою очередь, формирование нравственных ценностей невозможно рассматривать без учета религии как части духовной культуры. На сегодняшний день нет единого мнения о происхождении слова «религия» и его первоначальном смысле. Однако значение этого термина чаще ассоциируют с понятиями «благочестие, предмет поклонения», или как производное от латинского глагола «связывать, соединять», имеется в виду мир людей и мир сверхъестественный. Для каждой культуры будь то традиционная национальная или всеобщая человеческая именно религию можно назвать коренным фактором культурообразования, хранительницей народных традиций и обрядов. Ее культурообразующая роль определяет содержание всех сфер культуры, направляя внутренние устремления человека, корректируя его отношение к себе и окружающему миру. К сожалению, современное представление о религиозной культуре у молодых людей отсутствует или оно сильно искажено. В сознании и жизни большинства наших современников утрата стержневой роли традиционной религиозной культуры, изменение понимания сути духовности приводит к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Следствием этого процесса является восприимчивость нашей молодежи к заведомо ложным ценностям, что в свою очередь ведет к поиску истины в других религиозных течениях. Поэтому недопустимо сегодня игнорировать религию, ее значение в общественных отношениях, влияние на социальные процессы. Особенно это важно при более детальном рассмотрении причин международной террористической угрозы. Религиозный терроризм (ваххабизм), межнациональные конфликты подпитываются неустойчивостью или отсутствием четких религиозных представлений у большей части российского общества.

Следует помнить, что в России духовность на протяжении многих веков формировалась под влиянием религии и всегда была важнейшим фактором, определяющим историю всего человечества. Религиозные движения и учения продолжают оказывать влияние на формирование нынешних культур, обществ и отношений в человеческой цивилизации.

В последние несколько десятков лет все мировое сообщество, включая и Россию, пытается отойти от старых канонов идеологического отношения к духовным ценностям и в качестве универсального образца для государства и человека использовать «либеральные» или как их принято называть «демократические» стандарты. Сущность их определяется приоритетом материального - над нравственным, меркантильного - над патриотизмом и коллективизмом. Эти стандарты во многом определяют и нынешнюю стратегию российского образования. Традиционные отечественные принципы воспитания и образования подменяются чуждыми - западными. Например, присущие нашему народу добродетели православия - гуманизмом; коллективизм и совместный труд - развитием творческого индивидуализма; воздержание и самоограничение - удовлетворением своих материальных и телесных потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией эгоистического самоутверждения; изучение отечественной истории и культуры - интересом к иностранным языкам и чуждым для нас традициям.

Современная отечественная образовательная система и ее идеология, основывается на принципе толерантности, что само по себе ценно, однако приоритет интеллектуального развития над духовной составляющей применения полученных знаний изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность» и «добродетель». Воспитание на основе традиций отечественной культуры заменяется различными образовательно-развлекательными программами в рамках «либерально-демократических» ценностей, которые оказываются определяющими в формировании системы духовно-нравственных эталонов

молодежи и общества в целом. Такие подходы принижают значимость отечественных ценностей, делая их менее привлекательными в глазах молодежи, отрывают юных от национальных традиций, нарушая общность взглядов между поколениями, тем самым усугубляя проблему «детей и отцов».

Однако опыт показал, что попытки формирования духовных и нравственных чувств на основе общегуманистического подхода и «либеральных» ценностей без учета особенностей национальной и религиозной культуры к успеху не приводят. Такие понятия как «добро» и «зло» не могут быть универсальными, т.е. представленными в «общечеловеческом смысле», так как сами по себе они не являются абсолютными и не могут содержать нравственной оценки без учета конкретной ситуации. Сегодня хорошо видна ошибочность представлений, связанных с идеализацией Запада, его технологий и верой в то, что рыночная экономика и гуманизм могут решить все социальные проблемы и создать новое глубоко нравственное общество. Современная демократия, как и весь опыт развития человечества на протяжении Х1Х-ХХ веков, подтвердил, что улучшение материальных условий жизни, распространение научных знаний во всех социальных слоях и изменение самой социокультурной среды не могут обеспечить духовное богатство и улучшить людей, сделав их счастливыми. Западная демократия в российском исполнении принесла нашему обществу ощутимый вред, так как стала одной из причин обесценивания традиционных культурных представлений о добре и красоте. Сами же «либерально-демократические» ценности без четких нравственно допустимых границ в современных условиях технологического прогресса создают различные опасные ситуации и катастрофы, направляют результаты научных достижений против всего человечества и становятся угрозой для его существования как биологического вида.

Необходимо учитывать что, научно-технический прогресс, достижение высокого уровня жизни в развитых западных странах сегодня сопровождается одновременным резким снижении нравственности, терпимостью к противоестественным для человека процессам, например, попытки легализации педофилии в некоторых странах Северной Европы. Это приводит все большее количество людей к разочарованию и обесцениванию жизни, утрате её смысла и как следствие к отклонениям и тяжелым расстройствам психики. Очевидно, что мир, основанный на предлагаемой сегодня системе «либеральных» ценностей, не может быть равновесным и устойчивым. Выявленные негативные процессы имеют тенденцию к усилению: глобализация и технологи-зация все больше деформируют сознание современного молодого россиянина, лишая его нравственного критерия в понимании им окружающего мира, подменяя традиционную духовно-нравственную культуру созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

В России последствия «либерально-демократических изменений последних десятилетий привели к духовному обеднению целых поколений. Глубочайший духовно-нравственный кризис породил проблемы в экономике, социальной сфере нашей страны, что, безусловно, мешает продуктивному пониманию и осуществлению социальных реформ.

В многонациональной России исторически сосуществует и взаимодействует множество культур, основанных, в том числе, и на традиционных религиозных воззрениях. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о культурно-религиозных особенностях различных народов и их роли в российской истории, руководствуясь лишь усвоенными «демократическими» ценностями, просто не сможет развивать и укреплять нашу страну. Без элементарных знаний об этих процессах невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религиозная культура всегда была и продолжает оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их идентичность. Кроме того, без знаний об особенностях религий и основанных на них культур трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, но войны конца ХХ века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами, прикрывая явно экономические интересы, направленные на удовлетворение все тех же материальных потребностей. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями [3].

Для российской культуры это означает разрыв преемственности в духовно-нравственной сфере. Величие России, её признанный мировым сообществом вклад в мировую науку и культуру стали возможны только на основе традиционной духовной

культуры, а отказ от русской идентичности, традиционных ценностей и идеалов Российского государства ведет к снижению нашего влияния на мировые процессы и ослаблению авторитета страны на политическом и экономическом уровнях. Очевидно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания молодежи, распространение духовной культуры в ее среде [4].

Каждый народ должен иметь право выбирать путь своего цивилизационного развития, в основе которого будет находиться культурно-исторический опыт и национальные традиции. Это необходимо, особенно тогда когда в практику жизни активно внедряются достижения западной цивилизации, да еще и в искаженном виде. Например, сегодня в Соединенных Штатов Америки - 91% верующих (из них более 85% христиан), в Западной Европе более 75% верующих. Однако их религиозные воззрения сильно отличаются от свойственных нам представлений, и не стоит уповать на неприемлемую для нашего человека духовность. Однако, нам все же, по существу, навязывается чисто «модельный» вариант бездуховной цивилизации [5].

Только традиционный российский ценностный подход может быть противопоставлен разрушительному влиянию современной западной культуры. Для нашего общества нет другого

Библиографический список

пути кроме возрождения самобытных российских устоев основанных на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала нашего народа.

В связи с этим, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в области общего образования, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» должна стать методологической, ценностно-нормативной основой всей современной общегосударственной социальной политики в молодежной среде. Такой подход будет способствовать установлению тесного взаимодействия образовательных учреждений всех уровней с другими институтами социализации - семьёй, учреждениями дополнительного образования культуры и спорта, средствами массовой информации. Безусловно, в результате таких усилий со стороны государства духовное развитие сможет достигнуть наибольшей содержательности и стать объективной необходимостью для самого молодого человека, связав его жизнь с реальной потребностью решать социальные проблемы на основе морального выбора. Соответственно, весь комплекс предложенных мер позволит личности совершенствоваться, сделает ее нравственнее, добрее. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи является первостепенной задачей современного общества и представляет собой важный компонент социального заказа и социальной политики в целом.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. - 2009. - № 17 (сентябрь).

2. Игумен Евмений. Духовность как ответственность [Э/р]. - Р/д: http://evmeny.ru/?p=55

3. Игумен, Георгий Шестун (Шестун Евгений Владимирович). Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2006.

4. Синенко, В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы // Семья, школа, церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. - Новосибирск, 2005.

5. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1996.

Bibliography

1. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Proekt (A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov) // Vestnik obrazovaniya. - 2009. - № 17 (sentyabrj).

2. Igumen Evmeniyj. Dukhovnostj kak otvetstvennostj [Eh/r]. - R/d: http://evmeny.ru/?p=55

3. Igumen, Georgiyj Shestun (Shestun Evgeniyj Vladimirovich). Pravoslavnihe tradicii dukhovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti (istoriko-teoreticheskiyj aspekt): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazanj, 2006.

4. Sinenko, V.Ya. Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie rastutheyj lichnosti v sisteme vzaimodeyjstviya semji i shkolih // Semjya, shkola, cerkovj: sotrudnichestvo v nravstvennom vospitanii deteyj i molodezhi. - Novosibirsk, 2005.

5. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 20.05.14

УДК 0.008

Petrova I. A. CULTURE AS A BASIS OF STABILITY OF A SOCIETY. In the article the author considers questions relating to the definition of a category of "culture". The paper emphasizes the importance of formulating a precise interpretation of the term of "culture" in the process of establishing stability of a society and considers various theoretical definition of this notion and offers her own definition of this term.

Key words: culture, cultural pluralism, tolerance, basis of a society.

И.А. Петрова, аспирантка каф. Философии и социологии Калужского гос. университета

им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: i3008@yandex.ru

КУЛЬТУРА КАК БАЗИС УСТОЙЧИВОСТИ ОБЩЕСТВА

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения категории «культура». Подчеркивает важность выработки точного толкования термина «культура», в процессе становления устойчивости общества, а также анализирует различные теоретические дефиниции понятия культуры и предлагает свое определение данного термина.

Ключевые слова: культура, культурный плюрализм, устойчивость, базис общества.

Общество как сложная социальная система, представляет собой совокупность общественных отношений, вне которых человек существовать не может. К таким отношениям относятся политические, нравственные, культурные, национальные и др. Все они, с одной стороны, способствуют удовлетворению потребностей человека, с другой стороны, в связи с обширностью

общественных отношений, мешают становлению устойчивости общества.

Под устойчивостью, как философской категорией, мы понимаем стабильность общественных отношений, характеризующихся длительным существованием без существенных изменений в общественном устройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.