Л(рх-Е1)
стицы), получаем: . Применение
оператора импульса к этой функции дает:
-Л — = -ЛА—е = -Л—рАе" = рАе" = р\|/
т. е. волновая функция умножается на импульс частицы.
Аналогичным образом можно показать, что оператор
Ё=шА ы
представляет собой оператор энергии частицы. Действительно, применяя этот оператор к той же волновой функции, получим
Щ = = = Щ.
Развитие указанных идей приводит к выводу о том, что, во-первых, практически всем динамическим величинам в квантовой физике ставятся в соответствие операторы и, во-вторых, оператор в некотором смысле обладает большей реальностью, нежели сама величина, ибо последняя, согласно принципу Гейзенберга, может не иметь определенного значения, тогда как выражение оператора получается вполне конкретным и определенным.
Мы надеемся, что реализация содержащихся в данной статье предложений будет, с одной стороны, способствовать повышению научного уровня школьного курса физики, поскольку заложит в сознании учащихся основы неклассической идеологии, и, с другой стороны, позволит облегчить ее восприятие.
Примечания
1. Кантор П. Я. Мысли об организации профильного физико-математического образования // Настоящее и будущее физико-математического образования: материалы докл. республ. науч.-практ. конф. Киров, 2008. С. 31-34.
2. Кантор П. Я. Электродинамические парадоксы // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Вып. 8. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. С. 117-120.
УДК 37.018.4(73+71)
Н. Н. Джемилева
СТАНОВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И КАНАДЕ
В работе выделяются этапы становления и развития дистанционного образования в США и Канаде - современных лидерах в данной сфере, рассматриваются особенности этого процесса, определяются причины высокого уровня развития дистанционного образования в Северной Америке на современном этапе.
The article contents the periodization of distance education development in the USA and Canada as the modern leaders in that area, a description of some features of that process and causes of the North American distance education high level nowadays.
Ключевые слова: дистанционное образование, корреспондентное обучение, открытое обучение, образовательные системы США и Канады.
Keywords: distance education, rarrespondence learning, open learning, educational systems of the USA and Canada.
Развитие дистанционного образования наблюдается во всем мире, но в экономически успешных странах оно особенно динамично. Большой интерес для изучения подобного опыта представляют развитые североамериканские государства -США и Канада, поскольку, во-первых, они во многом обладают схожими географическими и административными условиями с Россией, а во-вторых, не являются родиной дистанционного образования. Этот опыт примечателен и в силу накопленных здесь традиций, и в силу статуса дистанционного обучения. До 1990-х гг. оно не было систематизированным: ни в географическом плане, ни по содержанию и целевой ориентации программ, ни по включённости в национальное образование. Тогда оно в основном ориентировалось на граждан, желавших без отрыва от работы повысить квалификацию, но бурный рост технологий привёл к расширению спектра предложений, и теперь они охватывают все социальные группы. Благодаря его доступности (физической и экономической) американцы активно используют возможности дистанционного обучения на ступенях общего, специального и продолженного образования.
История показывает, что его становление и развитие было процессом нелёгким и довольно длительным, в котором можно выделить как минимум три этапа. Дистанционное образование могло возникнуть только в индустриальном обществе в связи с увеличившейся потребностью в грамотности взрослого населения. Его становле-
© Джемилева Н. Н., 2010
Н. Н. Джемилева. Становление дистанционного образования 6 США и Канаде
ние приходится на конец XIX в., когда зародилось корреспондентное обучение. С развитием коммуникационных технологий расширялись возможности общения, взаимодействия, а значит, и обучения. Тогда же термин корреспондентного обучения многими был признан слишком узким, и в оборот стало вводиться понятие дистанционного обучения. Так начался второй этап дистанционного образования, где печатные источники потеснили аудио и видео. И наконец, информатизация общества привела к наступлению третьего этапа - компьютерному [1].
Как уже отмечалось, дистанционное образование Америкой было заимствовано. Его становление было связано с корреспондентной формой обучения Correspondence learning, англ. - обучение по переписке), основанной на регулярном использовании почтовых сообщений. Своими корнями она уходит на 167 лет назад, когда в одной из шведских газет появилось объявление о возможности учиться «сочинительству посредством почтовой связи». В 1858 г. академическое обучение в форме переписки предложил своим студентам Лондонский университет [2]. Здесь учащиеся отправляли педагогу выполненные задания по почте, а затем, также по почте, получали от него заключение о качестве этих работ и новые задания. Явным преимуществом этой формы была её доступность, и прежде всего, для провинциальных жителей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Важно, что в этой форме вовсе отсутствовало личное реальное взаимодействие педагога и обучающихся и что педагогический процесс носил индивидуальный характер. Затем, в 1874 г., эта идея была использована в Англии, где сэром Исааком Питманом было открыто Фонографическое корреспондентское общество, предлагавшее корреспондентный курс обучения стенографии.
Следующей вехой в становлении дистанционного образования считается появление заочного образования (форма, возникшая в итоге сращения корреспондентского и очного обучения), вызванное открытием в 1850 г. Института заочного обучения в России. До конца века эта форма обучения была перенята зарубежными странами. Одной из них вновь была Великобритания, где на основе заочной формы появилась так называемая форма образовательной трансляции. Ключевым моментом в развитии дистанционного образования во всём мире стало учреждение здесь в 1969 г. первого в мире университета дистанционного обучения с говорящим названием «Открытый университет». Открытость означала доступность образования за счет освобождения студентов от необходимости посещать занятия, и как следствие - невысокой платы за обучение. В качестве названия также предлагался «Эфир-
ный университет», поскольку обучение осуществлялось преподавателем через теле- и радиоэфир, т. е. не в учебных аудиториях, а на дому у студента. Изначально важным подспорьем в использовании этой формы оставалась почтовая связь, но сегодня основным средством стала связь электронная. Целевой аудиторией университета были лица, желавшие получить образование или повысить квалификацию без отрыва от работы. В основу обучения был положен самостоятельный познавательный процесс студента, однако каждый из них работал с тьютором. В английской педагогике этот стиль преподавания называется «поддерживаемое открытое обучение», что означает обеспечение самостоятельности студентов поддержкой тьютора в региональных центрах и всеми необходимыми учебными материалами.
По мнению западных историков образования, с созданием дистанционного университета можно говорить о выделении дистанционного обучения в самостоятельную форму образования [3]. Мы уже приводили замечание Э. Доддса о том, что прежде понятия дистанционного образования и обучения служили синонимами к «коррес-пондентному обучению», «заочному обучению» или «домашнему обучению». Но с разработкой методологии и терминологии дистанционного обучения, в нём постепенно начали признавать альтернативную форму. По одним источникам, впервые термин «дистанционное образование» был употреблён в каталоге заочных курсов университета американского штата Висконсин в 1892 г. [4] По другим, ни «дистанционного образования», ни «дистанционного обучения» как понятий не было и в 1970 г. [5] Термин официально признали в 1982 г., когда Международный совет корреспондентного образования был переименован в Международный Совет дистанционного образования.
Но настоящий бум дистанционное образование переживает с конца 90-х гг., благодаря распространению компьютерных технологий. Электронная почта, поисковые и другие интернет-программы, факс, компьютерные программы, электронные учебники и т. д. внесли свои коррективы в учебный процесс, что мы и наблюдаем в настоящее время.
Краткое обращение к общей истории дистанционного образования позволяет перейти к особенностям его становления в Северной Америке. И Канада, и Соединённые Штаты признаны сегодня лидерами в этой сфере. Как же оба государства достигли подобного уровня?
Корреспондентное обучение пересекло Атлантику в 1873 г. Тогда на волне движения за права женщин в Бостоне Анной Элиот Тикнор было открыто Общество поощрения обучения на дому.
За 24 года обучение в нём прошло более 10 тыс. студентов (в основном - женщин). Содержание образования в Обществе было классическим, но общались слушатели с преподавателем посредством почтовой переписки. Это был первый опыт корреспондентного обучения в США. А его официальное признание произошло в 1883 г., когда в одном из колледжей Нью-Йорка студентам, обучающимся в этой форме, властями было разрешено получать академическую степень.
Ещё большее распространение в Америке получило трансляционное обучение. Являясь государством с наиболее активным рынком технических инноваций, она стала первой страной, использовавшей радио в педагогическом процессе. Так, с 1919 г. техника стала входить в образовательный процесс США. В дистанционном образовании изначально преимущества радио недооценивались, и к 1940 г. только один американский колледж предлагал курс радиообучения, но и он был закрыт по причине недобора студентов. Только опыт подготовки военных специалистов во время Второй мировой войны показал широкие возможности аудио-визуальных средств в обучении. Кроме того, сама идея обучения посредством радиоволн послужила толчком для развития учебного телевидения. Ещё в 1913 г. Томас Эдисон сказал, что книги скоро уйдут из школы, а обучать будут при помощи кино, что благодаря его изобретению школьная система полностью изменится в ближайшие лет 10. Нетрудно догадаться, что прогноз учёного был слишком оптимистичен, но в 1948 г. 5 образовательных учреждений штата Айова приняли участие в экспериментальной программе телеобучения.
С 60-х гг. развитие дистанционной формы заметно усилилось. Толчком для этого послужило учреждение в Великобритании Открытого университета. Исследования этого быстро заслужившего мировое признание вуза легли в основу изучения и развития дистанционного образования в США. Опыт Открытого университета, рост численности студентов и расходов образовательных учреждений привели к осознанию потребности в очередных инновациях. Так в стране стали появляться учреждения типа Университета без стен и Открытого университета, была создана Национальная образовательная телесеть. В одном из университетов Индианы в качестве реализации 7-миллионного гранта Фонда Форда была запущена программа учебного телевидения, вещавшего на школы своего и пяти окружающих штатов (максимальный охват составлял около 2 тысяч школ). Хотя он просуществовал недолго, это был весьма успешный проект, заслуга которого в развитии дистанционного образования заключалась в стимуляции интереса к учеб-
ному телевидению, в массовости охвата обучающихся и опыте координации усилий образовательных чиновников нескольких штатов по разработке программ обучения (что немаловажно для государства с децентрализованной системой управления). Тогда же Гэйл Чайлдс провёл первое исследование телеобучения применительно к корреспондентной форме, доказав, что это средство обучения и что между эффективностью теле-и традиционного обучения разницы нет. В результате к 1972 г. в США действовало около 230 образовательных телестанций. В 1984 г. эксперименты по использованию телевидения в процессе повышения квалификации привели к созданию в Колорадо Национального технологического университета (N1^), быстро разросшегося до консорциума из 40 университетских инженерных школ. Здесь за счет фирм-работодателей обучались инженерным дисциплинам свыше тысячи студентов. В 1989 г. в США была создана система публичного телевещания, охватившая 1,5 тыс. колледжей и телекомпании, транслировавшая учебные программы по нескольким образовательным каналам.
В настоящее время дистанционное обучение в стране немыслимо без компьютерных информационных технологий (свободный доступ к ресурсам Интернета есть у большинства американцев дома, на работе, в образовательном учреждении). Дистанционное обучение в США построено на модели применения средств «технической коммуникации» в очном образовании (синхронная, групповая модель). Важнейшей особенностью концепции его организации является опора на новейшие технические средства. Развитие техники привело к тому, что сегодня в американском дистанционном обучении используется четыре основных средства: голосовая передача информации по телефону или аудиокассеты; видео; компьютер; печатные издания.
Американская модель принята и в Канаде -другом лидере в сфере дистанционного образования. Специалисты выделяют два главных фактора бурного развития дистанционной формы в Канаде: быстрый научно-технический прогресс; величина территории и большие контрасты в размещении населения. Второй фактор представляет собой особый интерес для нашего государства.
В Канаде потребность в дистанционном образовании совпала с развитием почтовой службы. Первые корреспондентные курсы были открыты здесь в университете МакГилла в Монреале в 1889 г. Примечательно, что предназначались они для учителей, не имевших возможности посещать его очное отделение в зимние месяцы. Все материалы высылались им по почте, причём в районы, где ещё не было почтовой службы, материа-
Н. Н. Джемилева. Становление дистанционного образования в США и Канаде
лы студентам доставляла конная полиция. В 1907 г. университет Саскачеван объявил о наборе на «внешние» курсы по следующей тематике: «Лучшее животноводство», «Краткосрочные курсы домохозяек», «Мастерские профессиональной подготовки канадской молодёжи», а спустя 13 лет Министерство образования Британской Колумбии откликнулось на просьбы жителей удаленных районов, и такие курсы стали распространяться по всей провинции. В 1921 г. один родитель написал в Министерство образования письмо с просьбой подготовить материалы для его детей, проживающих слишком далеко от школы - так дистанционное обучение попало в канадскую начальную, а затем и основную школу [6]. В будущем, с развитием школьной сети необходимость в такой форме работы уменьшилась, однако она широко используется и сегодня.
В 30-х гг. в удалённом обучении стали использовать радио. Крупнейшим проектом подобного рода была инициатива «Сельскохозяйственный радиофорум», запущенная Канадской ассоциацией образования взрослых и Федерацией сельского хозяйства в 1941 г. и просуществовавшая более 20 лет. Программа была ориентирована на сельских жителей. С ноября по март, вечерами по понедельникам в течение получаса, собираясь у кого-то из соседей, они могли слушать учебное радио, имея перед собой вспомогательные печатные материалы и предварительные вопросы, на основе которых затем устраивались дискуссии по социальным и экономическим проблемам. Признано, что такие дискуссионные клубы были хорошей мерой борьбы с экономической депрессией 30-х. Это не было учебной программой в принятом смысле, но таким образом правительство и бизнес могли влиять на позицию и мировоззрение большой части сельских жителей. Результатами обсуждений нередко становилась организация кооперативов, предприятий, народных школ, собраний и т. д. [7] Показательно, что в начале 50-х опыт проекта даже был изучен ЮНЕСКО и послужил моделью аналогичных программ в Индии, Франции и Гане.
Между тем основными центрами развития дистанционного образования становились университеты. В 1950-1973 гг. корреспондентную программу на факультете искусств своим слушателям предлагал Университет Британской Колумбии. В 60-е гг. Memorial University в Ньюфаун-ленде впервые использовал телевидение. Его программа привела к развитию телефонных и видеоконференций на всём острове, а затем - и по стране. Университет Уотерлу был первым, где испробовали дистанционное обучение при помощи комплектов учебных материалов из записанных на аудиокассеты лекций, сопроводительных текстов и заданий.
В 70-80-х гг. дистанционное обучение приобрело широкие масштабы. Постепенно оно становилось институциональным, формализованным, профессиональным. Как и в США, одним из факторов бурного роста стало появление Британского Открытого университета (его создание привело к учреждению подобных вузов по всему миру). Открытые в начале 70-х Телеуниверситет и Институт открытого обучения были первыми канадскими дистанционными вузами. С 80-х гг. они и некоторые вузы стали предпринимать попытки внедрения компьютера в дистанционное образование.
Сегодня дистанционные программы предлагает большинство университетов и колледжей Канады (хотя бы один дистанционный курс предлагают свыше 65% колледжей и большинство университетов.). Есть и специальные виртуальные вузы (например, Канадский виртуальный университет, созданный в 2000 г.) с разноуровневыми программами (от сертификатов до степени магистра). Все они состоят в Канадской Ассоциации дистанционного образования, координирующей усилия государственных и частных структур в направлении развития национального дистанционного образования. Оно востребовано на всех ступенях образовательной системы и пользуется спросом у разных категорий граждан. К примеру, по школьному законодательству дети могут учиться дома, и эта форма особенно популярна в слабо и неравномерно заселённых провинциях, устраивая и семьи (отпадает необходимость ежедневных многокилометровых поездок в школу), и коммунальные власти (не надо организовывать школы или содержать школьный автобус). Обычно уже с 6-7 лет ребёнок учится и общается с внешним миром посредством компьютера, обучение протекает чаще синхронно. Большая ответственность при этом по-прежнему лежит на родителях, которые призваны дать азы компьютерной грамотности, привить желание учиться, научить учиться вообще и учиться самостоятельно. В конце года дети обязаны пройти экзаменационные испытания в общественной школе. Помимо компьютера связь с педагогом поддерживается по телефону. При асинхронном обучении ученик и педагог общаются по электронной почте. Поддержку электронного обучения обеспечивает виртуальная школа, она снабжает учеников материалами и при возникающих проблемах, не решаемых на расстоянии, отправляет тьютора к ребёнку на дом. В одной только провинции Альберта действует более 20 виртуальных школ, где в 2004 г. было зарегистрировано свыше 8 тысяч детей [8]. По статистике около полумиллиона канадцев ежегодно пользуются возможностями дистанционного образования.
Развитие дистанционного образования в США и Канаде протекает столь динамично, поскольку
потребность в нём созрела в самом обществе, различные структуры которого, объединив свои усилия с государством, и организуют целенаправленный и планомерный рост национального дистанционного образования. Более того, на современном этапе уже можно смело говорить о его интеграции в государственную образовательную систему. Здесь приняты государственные программы развития дистанционного образования, правительство финансирует соответствующие проекты. Анализ позволяет предполагать, что в дальнейшем количество предложений электронного обучения здесь только увеличится, будет усилено технолого-методическое, нормативное и кадровое обеспечение дистанционного обучения, будет расти взаимодействие различных субъектов в области внедрения дистанционного образования. На примере США и Канады история дистанционного образования показывает, что это нескончаемый процесс: какие бы средства и технологии ни лежали в его основе, они - лишь временное явление, причём каждое десятилетие укорачивает «жизнь» очередного вида дистанционного обучения, так как бурный рост техники на современном этапе развития цивилизации будет приносить следующие инновации в образование. Поэтому и теория, и практика дистанционного
образования будут находиться в постоянном развитии. Единожды открыв для себя возможности удалённого обучения, человечество уже не откажется от него, хотя вряд ли откажется в его пользу от обучения традиционного. Это и подтверждает исторический экскурс.
Примечания
1. Aggarwal D. D. History & Scope of Distance Education. New Delhi: Sarup & Sons, 2007.
2. Dodds A. The Development of Distance Teaching: An Historical Perspective // Jenkins J., Koul B. N. Distance Education: A Review. New Delhi: Indira Gandhi National Open University, 1991. P. 10-12.
3. Aggarwal D. D. Op. cit; Otto Peters on Distance Education: The Industrialization of Teaching and Learning. L.; N. Y.: Routledge, 1994; и др.
4. Андреев А. А. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 44-47; и др.
5. Dodds A. Op. cit.; Kinyanjui P. Recent Developments in African Distance Education // Proceedings of Conference on Internationalism in Distance Education. London: University Park, 1996. P. 76-81.
6. Distance Education in Canada / I. Mugridge, D. Kaufman [Ed.]. Beckenham, Kent: Croom Helm, 1986.
7. McWilliams P. Colleges Reaching Out: Report on the Status of Distance Education in Canadian Colleges and Technical Institutes. 1994.
8. David-Evans M. E-Learning-Paradies Kanada // Klett-Themendienst. 2004. Dezember 28. S. 25-26.